СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Вариант № 27787146
1. Задание 1 №
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Функцию специальных средств, указывающих на развитие мысли автора текста, выполняют слова то есть, тогда, итак, именно.
2) Основной функционально-смысловой тип речи текста — повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности (тогда, спустя много лет).
3) Воздействие на читателя достигается путём использования в тексте слов и выражений, передающих чувства автора (заворожить, признаться в любви, роскошь).
4) В тексте используются глаголы в форме повелительного наклонения (помните, любите), что позволяет создать ощущение живого диалога с читателем.
5) Текст относится к публицистическому стилю речи, так как отличается эмоциональностью, высокой степенью воздействия на читателя.
Помните монолог героини Татьяны Дорониной в кинофильме «Старшая сестра»: «Театр!… Вы любите театр? Я хочу спросить: вы любите театр, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?» Никогда не думала, что эти первые строки смогут так впечатлить меня, тогда ещё восьмилетнего ребёнка, а страстный взгляд актрисы сможет так заворожить и напитать детскую душу, что спустя много лет я почувствую острую тягу признаться в любви. Кому? Чему?.. Балету.
Итак, любите ли вы балет так, как его люблю я? Пожалуй, следует признать, что балет является самым изящным видом искусства. Разве что огранка редких и прекрасных драгоценных камней и создание тончайшей работы ювелирных изделий может сравниться с аристократичностью и гармонией движений в балете. Достаточно посмотреть балет Джорджа Баланчина «Драгоценности» (George Balanchine, Jewels), чтобы это сравнение не показалось случайным или чрезмерным. Рекомендую смотреть эту постановку в театре с ярусов, <...> именно сверху открывается наилучший вид на ювелирно выверенные узоры построений грациозных танцовщиц. Музыкальное повествование при этом ведётся об изумрудах, рубинах и бриллиантах. Роскошь!
2. Задание 2 №
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в пятом предложении второго абзаца. Запишите этот подчинительный союз.
3. Задание 3 №
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в третьем предложении второго абзаца текста.
Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
РАБОТА, -ы, ж.
1) Процесс превращения одного вида энергии в другой (спец.); вообще нахождение в действии. Единица работы (джоуль). Бесперебойная р. машины. Р. сердца. Р. мысли.
2) Занятие, труд, деятельность. Физическая, умственная р. Ответственная р. Срочная р. Общественная р. Р. по специальности. Провести большую работу.
3) Служба, занятие как источник заработка. Постоянная, временная р. Выйти на работу. Снять с работы. Поступить на работу.
4) Производственная деятельность по созданию, обработке чего-н. Сельскохозяйственные работы. Ремонтные работы.
5) Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. Выставка работ художника.
6) Качество, способ исполнения. Топорная р. Вещь превосходной работы.
4. Задание 4 №
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
созвонИмся
намерЕние
крестьЯнин
землЯнин
христианИн
5. Задание 5 №
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Кавалеры этого ордена по уставу должны иметь ВОЕННОЕ звание не ниже генеральского.
Российские дипломаты должны принимать ДЕЙСТВЕННЫЕ меры по защите интересов наших соотечественников за рубежом.
Правильная и своевременная КОРНЕВАЯ подкормка растений является гарантией высокого урожая.
Не следует искать в каждой строчке письма СКРЫТЫЙ смысл.
У животных не существует членораздельной ЗВУКОВОЙ речи, у них не существует и музыки.
6. Задание 6 №
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Не существует существенной разницы в нравственных приоритетах мировых религий.
7. Задание 7 №
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ИХ комната
спелых АБРИКОСОВ
СОТРЁТ с доски
к ЧЕТЫРЁХСТАМ грузовикам
петь ЗВОНЧЕ
8. Задание 8 №
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) нарушение в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В домах, площадях, парках было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным.
2) Не размышляя ни секунды, Федя бросился наперерез велосипедисту, ехавшему прямо на маленькую Дашу.
3) Небольшой лесок рядом с деревней, крошечный пруд за огородом, маленький бабушкин дом – всё это казалось Николеньке огромным, полным приключений миром.
4) Отец пообещал, что по прибытию из командировки непременно расскажет во всех подробностях, что видел за границей.
5) Все те, кто нашёл в себе силы сопротивляться злу по отношению к человеку, не допустит жестокости и по отношению к природе.
6) Когда каждый высказал свою точку зрения, нами, взвесив все за и против, было принято компромиссное решение.
7) Д. С. Лихачёв пишет, что «интеллигента можно узнать по отсутствию в нём агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения».
8) Всякого, кто был в тот памятный день на вечере Анны Дмитриевны, поразило роскошное убранство её дома.
9) Подумав немного, профессор сказал, что даже я, будучи опытным хирургом, не готов взяться за такую сложную операцию, и стало ясно, что мне, только начинающему свою практику доктору, не справиться.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
9. Задание 9 №
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) аудиенция, президиум, привет
2) стеллаж, кандидат, калач
3) расстилаться, подгоревший, огорчаться
4) обоняние, одеваюсь, уважение
5) починить, тарелка, положение
10. Задание 10 №
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..мыкающий (сбоку), пр..паркованные (возле дома), пр..бедняться
2) и..худавший (от голода), ра..черченный (лист), во..хвалял
3) в..езжает (в город), вз..ерошенный, четырёх..ярусный
4) супер..гра, роз..грыш, из..скать
5) д..жевал (хлеб), з..чинщик, н..слаждение
11. Задание 11 №
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) огранич..вать, отказ..вайтесь
2) толк..вать, милост..вый
3) затейл..вый, постук..вает
4) заманч..вый, бел..нький
5) усидч..вость, книж..ца
12. Задание 12 №
Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) скач..щий, ненавид..щий
2) слыш..щий, друж..т (соседи)
3) ре..т (флаг), зре..т (зерно)
4) круж..щий, занос..т (грузчики)
5) суш..т, рису..т
13. Задание 13 №
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Этот фильм вовсе (не)интересен.
(Не)прекращающиеся дожди нарушили все наши планы.
По ночам он почти (не)спал.
Так может сделать только человек, (не)думающий о пользе леса.
Ситец (не)дорогой, а дешевый.
14. Задание 14 №
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Нам пришлось (ПО)НЕВОЛЕ задержаться в деревне ещё на сутки, (ПО)ТОМУ что дорогу занесло.
(ИЗ)ЗА ранения Ибрагим (В)МЕСТО парика носил повязку.
Брат слушал внимательно и в ТО(ЖЕ) время совсем не понимал, (ОТ)ЧЕГО отец так суров с ним.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких дней я думал, ЧТО(БЫ) подарить на день рождения своему лучшему другу.
(В)последствии неисправности были устранены, но следует во ЧТО(БЫ) то ни стало избегать подобных действий.
15. Задание 15 №
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Я терпеливо обследовал песча(1)ую отмель и свежий намыв гальки в поисках интересных камешков; дул лёгкий ветерок, волны были кротки и смире(2)ы. Мне чудилось, что я брожу в таинстве(3)ом, оставле(4)ом всеми мире.
16. Задание 16 №
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Старого лесника не страшили нехоженые тропы и глубокие пещеры и не пугала встреча с дикими животными.
2) Я видел только верхушки ивняка да обрывистый край противоположного берега.
3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
4) Челкаш сожалел об этой молодой жизни посмеивался над ней и даже огорчался за неё.
5) Ближе к осени мои ласточки всё реже прилетали к гнезду а потом покружились во дворе сказали мне что-то на своём птичьем языке и улетели в тёплые края.
17. Задание 17 №
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Перифраза — оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием (1) содержащим (2) элемент характеристики описываемого предмета или лица (3) и помогающим (4) избежать неоправданных повторов в тексте.
18. Задание 18 №
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Почтальон (1) однако (2) не спешил уходить и (3) по всей видимости (4) решил дождаться нашего возвращения.
19. Задание 19 №
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я устроился (1) под деревом (2) крона (3) которого защитила меня (4) от дождя.
20. Задание 20 №
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Но река величаво несёт свои воды (1) и какое ей дело до этих цветов (2) которые плывут (3) по воде (4) как недавно плыли льдины.
21. Задание 21 №
Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Таймыр — озеро в Азиатской части России, расположенное на полуострове Таймыр в Красноярском крае. (2)Название озера имеет эвенкийское происхождение от древнетунгусского «тамура» («ценный, дорогой, богатый») — так эвенки называли реку Таймыру, изобиловавшую рыбой. (3)Таймыр — самое северное в мире естественное крупное озеро; оно относится к бассейну Карского моря. (4)Само озеро представляет собой пресноводный водоём значительных размеров, вытянутый в широтном направлении на 180–190 км. (5)Через озеро протекает река Таймыра (до впадения в озеро —Верхняя Таймыра, после озера — Нижняя Таймыра),
берущая начало на южных склонах хребта Бырранга и впадающая в Таймырскую губу Карского моря.
(6)Первые исследования Таймыра — крупнейшего озера Красноярского края и пятого озера России по площади водного зеркала — были проведены Василием Прончищевым в 1730-х гг., когда была организована Великая Северная экспедиция.
22. Задание 22 №
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Алексей Максимов в глубине души недолюбливал своего товарища Зеленина.
2) Зеленин вынужден был отправиться на работу в небольшой посёлок, потому что место судового врача, которое он хотел получить, было отдано другому человеку.
3) Зеленин по происхождению из интеллигентной семьи, у его отца есть связи в обществе, однако Александр не хочет воспользоваться этим, чтобы избежать отправки в глухой посёлок.
4) Максимов считает своего друга Александра настоящим героем из-за того, что тот намерен покинуть город и уехать в небольшой посёлок.
5) Владик Карпов поразил своих друзей неожиданным возвращением.
(1)Пляж был пуст. (2)Друзья прошли на самый край мола1 и постояли там, не в силах оторвать взгляда от заката. (3)Солнце, как купол сказочного дворца, возвышалось над сверкающим горизонтом. (4)Через всё море, словно след от удара бичом, тянулась красная дрожащая полоса.
— (5)Вредное зрелище — закат, — сказал Максимов.
— (6)А по-моему, прекрасное, —ответил Саша Зеленин.
— (7)А по-моему, вредное. (8)Утрачивается уверенность. (9)Кажется, что за горизонтом раскинулась прекрасная неведомая страна, где говорят на высоких тонах и все взволнованны и очень счастливы. (10)Но на самом-то деле её нет.
— (11)Поплыли, проверим?
(12)Они разом бросились в воду. (13)Максимов оглянулся и обвёл глазами хвойную дугу Карельского перешейка, окаймлённую снизу жёлтой полоской пляжей. (14)Это был Тёплый берег, где в этот час тысячи людей готовили ужин.
— (15)О, радость бытия! —заголосил Алексей.
(16)Рядом вынырнул Сашка с вытаращенными глазами и открытым ртом.
— (17)Рубины из сказочной страны! —крикнул он, ударяя ладонью по воде.
(18)Они вернулись к молу и уселись на железной лестнице.
— (19)Через два дня выходить на работу, а Владька ещё не вернулся, — сказал Алексей.
(20)Саша вздохнул:
— (21)А мне послезавтра выдвигаться в свою тьмутаракань.
(22)Последние каникулы, прощайте...
— (23)Да не езди ты туда.
— (24)Как это так?
— (25)А так. (26)Папа Зеленин надевает чёрную тройку, идёт в горздравотдел —и дело в шляпе. (27)Неделя угрызений совести в высокоидейном семействе, а потом жизнь продолжается!
— (28)Не пори чепухи, Алёшка.
— (29)Тебе очень хочется ехать?
— (30)Нет! — сердито отрезал Зеленин.
— (31)Ещё бы! (32)Ведь ты горожанин до мозга костей, потомственный интеллигентик. (33)Ты же будешь в медвежьей дыре, в глухомани, хотя и недалеко от Ленинграда. (34)А всё из-за того, что, как ты говоришь, место судового врача перехватили.
— (35)Я тебе правду скажу. (36)Никто у меня места не перехватывал.
(37)Просто на распределении я услышал, что в этом посёлке два года не было врача, и попросил туда назначение.
— (38)Браво! — добродушно съязвил Максимов. — (39)Твоё имя запишут золотом в анналах…
— (40)Сутки езды от Ленинграда, и нет врача – позор! (41)Поехать туда — это мой гражданский долг.
(42)Максимов не понимал, зачем он затеял такой разговор напоследок, но что-то его подмывало перечить Сашке, которого он на самом деле очень любил и уважал.
— (43)Иди к чёрту! — сказал он. — (44)Противно слушать! (45)Тоже мне ортодокс нашёлся!
— (46)Не глумись, Алёшка. (47)Помнишь, мы с тобой говорили о цене высоких слов? (48)Я много думал об этом и…
— (49)Я тоже думал и понял, что всё блеф. (50)Есть жизнь, сложенная из полированных словесных булыжников, и есть настоящая, где герои скандалят на улицах. (51)А сколько вокруг жуликов и пролаз! (52)Они будут хихикать за твоей спиной и делать свои дела. (53)Моё кредо – быть честным, но и не давать себя облапошить.
— (54)А ведь когда-то, Алёшка, ты мечтал о настоящей жизни, о борьбе!
— (55)Это и есть борьба, борьба за своё место под солнцем.
— (56)А о других ты не думаешь?
— (57)Опять ты за своё? (58)Опять о предках и потомках?
— (59)Да, о них.
— (60)А что я, Алексей Максимов, могу для них сделать?
— (61)Продолжать дело предков во имя потомков: мы все — звенья одной цепи.
— (62)А самому сейчас не жить? (63)Я не знаю вообще, что будет после моей смерти. (64)Может, этот мир — это только мой сон?
— (65)Дурак! (66)Позор! — отчаянно закричал Зеленин.
(67)В этот момент им показалось, что в море в метре от них врезался метеорит: обрушился столб воды. (68)Когда разошлись круги на воде, в глубине они увидели извивающееся тело. (69)Показалась красная шапочка.
(70)Затем лицо, бронзовые плечи.
— (71)Владька! — ахнули оба.
(72)Владька подплыл и вылез на мол. (73)Он был красив, мулатоподобный южанин Карпов. (74)От ослепительной улыбки веяло плакатной свежестью.
— (75)Спорт и джем полезны всем — задорно крикнул Максимов.
— (76)Ф-фу, коллеги, вы всё такие же, — шумно дыша, сказал Владька.
— (77)Сашка что-то бледный.
— (78)Забыл? (79)Сашка у нас всегда бледный. (80)Тревожная душа, высокие порывы!..
(81)В сумерках они шагают по шоссе. (82)Как всегда, в ногу. (83)Трое верных друзей идут, как и раньше, оставляя за спиной картинки постороннего тихого быта. (84)Какая-то решимость сквозит в их движениях.
(85)Откуда она? (86)Да нет, просто они идут на танцульки, просто приподнятое настроение, просто каждому всего двадцать четыре года.
Василий Павлович Аксёнов (1932–2009) — русский писатель, драматург и сценарист, переводчик, педагог.
23. Задание 23 №
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 3−4 представлено описание.
2) В предложении 18 представлено повествование.
3) В предложениях 31−41 представлено рассуждение.
4) Предложение 41 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 40.
5) В предложениях 73−74 представлено повествование.
24. Задание 24 №
Из предложений 18−26 выпишите один фразеологизм.
25. Задание 25 №
Среди предложений 1–10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и личного местоимения.
Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. Задание 26 №
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«В предложенном фрагменте повести Василия Аксёнова “Коллеги”
автор знакомит нас с тремя друзьями. Стремясь передать непринуждённость дружеского общения, эмоциональное состояние героев перед их выходом на работу, В. Аксёнов использует такие тропы, как (А)________ (в предложениях 3, 4) и (Б)________ (“запишут золотом” в предложении 39), и такое лексическое средство, как (В)________ (“вытаращенными” в предложении 16, “танцульки” в предложении 86). На синтаксическом уровне особую роль играет такое средство, как (Г)________ (например, предложения 15, 17)».
Список терминов:
1) риторические вопросы
2) метонимия
3) ряды однородных членов предложения
4) литота
5) синонимы
6) разговорная лексика
7) риторические восклицания
8) сравнение
9) олицетворение
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
27. Задание 27 №
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант № 27787146
1. Задание 1 № 39737
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Функцию специальных средств, указывающих на развитие мысли автора текста, выполняют слова то есть, тогда, итак, именно.
2) Основной функционально-смысловой тип речи текста — повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности (тогда, спустя много лет).
3) Воздействие на читателя достигается путём использования в тексте слов и выражений, передающих чувства автора (заворожить, признаться в любви, роскошь).
4) В тексте используются глаголы в форме повелительного наклонения (помните, любите), что позволяет создать ощущение живого диалога с читателем.
5) Текст относится к публицистическому стилю речи, так как отличается эмоциональностью, высокой степенью воздействия на читателя.
Помните монолог героини Татьяны Дорониной в кинофильме «Старшая сестра»: «Театр!… Вы любите театр? Я хочу спросить: вы любите театр, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?» Никогда не думала, что эти первые строки смогут так впечатлить меня, тогда ещё восьмилетнего ребёнка, а страстный взгляд актрисы сможет так заворожить и напитать детскую душу, что спустя много лет я почувствую острую тягу признаться в любви. Кому? Чему?.. Балету.
Итак, любите ли вы балет так, как его люблю я? Пожалуй, следует признать, что балет является самым изящным видом искусства. Разве что огранка редких и прекрасных драгоценных камней и создание тончайшей работы ювелирных изделий может сравниться с аристократичностью и гармонией движений в балете. Достаточно посмотреть балет Джорджа Баланчина «Драгоценности» (George Balanchine, Jewels), чтобы это сравнение не показалось случайным или чрезмерным. Рекомендую смотреть эту постановку в театре с ярусов, именно сверху открывается наилучший вид на ювелирно выверенные узоры построений грациозных танцовщиц. Музыкальное повествование при этом ведётся об изумрудах, рубинах и бриллиантах. Роскошь!
2. Задание 2 № 39738
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в пятом предложении второго абзаца. Запишите этот подчинительный союз.
3. Задание 3 № 39739
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в третьем предложении второго абзаца текста.
Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
РАБОТА, -ы, ж.
1) Процесс превращения одного вида энергии в другой (спец.); вообще нахождение в действии. Единица работы (джоуль). Бесперебойная р. машины. Р. сердца. Р. мысли.
2) Занятие, труд, деятельность. Физическая, умственная р. Ответственная р. Срочная р. Общественная р. Р. по специальности. Провести большую работу.
3) Служба, занятие как источник заработка. Постоянная, временная р. Выйти на работу. Снять с работы. Поступить на работу.
4) Производственная деятельность по созданию, обработке чего-н. Сельскохозяйственные работы. Ремонтные работы.
5) Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. Выставка работ художника.
6) Качество, способ исполнения. Топорная р. Вещь превосходной работы.
4. Задание 4 № 457
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
созвонИмся
намерЕние
крестьЯнин
землЯнин
христианИн
5. Задание 5 № 3026
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Кавалеры этого ордена по уставу должны иметь ВОЕННОЕ звание не ниже генеральского.
Российские дипломаты должны принимать ДЕЙСТВЕННЫЕ меры по защите интересов наших соотечественников за рубежом.
Правильная и своевременная КОРНЕВАЯ подкормка растений является гарантией высокого урожая.
Не следует искать в каждой строчке письма СКРЫТЫЙ смысл.
У животных не существует членораздельной ЗВУКОВОЙ речи, у них не существует и музыки.
6. Задание 6 № 12662
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Не существует существенной разницы в нравственных приоритетах мировых религий.
7. Задание 7 № 10763
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ИХ комната
спелых АБРИКОСОВ
СОТРЁТ с доски
к ЧЕТЫРЁХСТАМ грузовикам
петь ЗВОНЧЕ
8. Задание 8 № 12579
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) нарушение в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В домах, площадях, парках было совсем темно, стояла глубокая ночь, от которой веяло чем-то загадочным и таинственным.
2) Не размышляя ни секунды, Федя бросился наперерез велосипедисту, ехавшему прямо на маленькую Дашу.
3) Небольшой лесок рядом с деревней, крошечный пруд за огородом, маленький бабушкин дом – всё это казалось Николеньке огромным, полным приключений миром.
4) Отец пообещал, что по прибытию из командировки непременно расскажет во всех подробностях, что видел за границей.
5) Все те, кто нашёл в себе силы сопротивляться злу по отношению к человеку, не допустит жестокости и по отношению к природе.
6) Когда каждый высказал свою точку зрения, нами, взвесив все за и против, было принято компромиссное решение.
7) Д. С. Лихачёв пишет, что «интеллигента можно узнать по отсутствию в нём агрессивности, подозрительности, комплекса собственной неполноценности, по мягкости поведения».
8) Всякого, кто был в тот памятный день на вечере Анны Дмитриевны, поразило роскошное убранство её дома.
9) Подумав немного, профессор сказал, что даже я, будучи опытным хирургом, не готов взяться за такую сложную операцию, и стало ясно, что мне, только начинающему свою практику доктору, не справиться.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
9. Задание 9 № 30046
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) аудиенция, президиум, привет
2) стеллаж, кандидат, калач
3) расстилаться, подгоревший, огорчаться
4) обоняние, одеваюсь, уважение
5) починить, тарелка, положение
10. Задание 10 № 17031
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..мыкающий (сбоку), пр..паркованные (возле дома), пр..бедняться
2) и..худавший (от голода), ра..черченный (лист), во..хвалял
3) в..езжает (в город), вз..ерошенный, четырёх..ярусный
4) супер..гра, роз..грыш, из..скать
5) д..жевал (хлеб), з..чинщик, н..слаждение
11. Задание 11 № 14650
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) огранич..вать, отказ..вайтесь
2) толк..вать, милост..вый
3) затейл..вый, постук..вает
4) заманч..вый, бел..нький
5) усидч..вость, книж..ца
12. Задание 12 № 14498
Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) скач..щий, ненавид..щий
2) слыш..щий, друж..т (соседи)
3) ре..т (флаг), зре..т (зерно)
4) круж..щий, занос..т (грузчики)
5) суш..т, рису..т
13. Задание 13 № 93
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Этот фильм вовсе (не)интересен.
(Не)прекращающиеся дожди нарушили все наши планы.
По ночам он почти (не)спал.
Так может сделать только человек, (не)думающий о пользе леса.
Ситец (не)дорогой, а дешевый.
14. Задание 14 № 7120
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Нам пришлось (ПО)НЕВОЛЕ задержаться в деревне ещё на сутки, (ПО)ТОМУ что дорогу занесло.
(ИЗ)ЗА ранения Ибрагим (В)МЕСТО парика носил повязку.
Брат слушал внимательно и в ТО(ЖЕ) время совсем не понимал, (ОТ)ЧЕГО отец так суров с ним.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких дней я думал, ЧТО(БЫ) подарить на день рождения своему лучшему другу.
(В)последствии неисправности были устранены, но следует во ЧТО(БЫ) то ни стало избегать подобных действий.
15. Задание 15 № 12510
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Я терпеливо обследовал песча(1)ую отмель и свежий намыв гальки в поисках интересных камешков; дул лёгкий ветерок, волны были кротки и смире(2)ы. Мне чудилось, что я брожу в таинстве(3)ом, оставле(4)ом всеми мире.
16. Задание 16 № 10772
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Старого лесника не страшили нехоженые тропы и глубокие пещеры и не пугала встреча с дикими животными.
2) Я видел только верхушки ивняка да обрывистый край противоположного берега.
3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.
4) Челкаш сожалел об этой молодой жизни посмеивался над ней и даже огорчался за неё.
5) Ближе к осени мои ласточки всё реже прилетали к гнезду а потом покружились во дворе сказали мне что-то на своём птичьем языке и улетели в тёплые края.
17. Задание 17 № 1465
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Перифраза — оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием (1) содержащим (2) элемент характеристики описываемого предмета или лица (3) и помогающим (4) избежать неоправданных повторов в тексте.
18. Задание 18 № 3121
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Почтальон (1) однако (2) не спешил уходить и (3) по всей видимости (4) решил дождаться нашего возвращения.
19. Задание 19 № 746
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я устроился (1) под деревом (2) крона (3) которого защитила меня (4) от дождя.
20. Задание 20 № 1204
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Но река величаво несёт свои воды (1) и какое ей дело до этих цветов (2) которые плывут (3) по воде (4) как недавно плыли льдины.
21. Задание 21 № 28394
Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Таймыр — озеро в Азиатской части России, расположенное на полуострове Таймыр в Красноярском крае. (2)Название озера имеет эвенкийское происхождение от древнетунгусского «тамура» («ценный, дорогой, богатый») — так эвенки называли реку Таймыру, изобиловавшую рыбой. (3)Таймыр — самое северное в мире естественное крупное озеро; оно относится к бассейну Карского моря. (4)Само озеро представляет собой пресноводный водоём значительных размеров, вытянутый в широтном направлении на 180–190 км. (5)Через озеро протекает река Таймыра (до впадения в озеро —Верхняя Таймыра, после озера — Нижняя Таймыра),
берущая начало на южных склонах хребта Бырранга и впадающая в Таймырскую губу Карского моря.
(6)Первые исследования Таймыра — крупнейшего озера Красноярского края и пятого озера России по площади водного зеркала — были проведены Василием Прончищевым в 1730-х гг., когда была организована Великая Северная экспедиция.
22. Задание 22 № 18957
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Алексей Максимов в глубине души недолюбливал своего товарища Зеленина.
2) Зеленин вынужден был отправиться на работу в небольшой посёлок, потому что место судового врача, которое он хотел получить, было отдано другому человеку.
3) Зеленин по происхождению из интеллигентной семьи, у его отца есть связи в обществе, однако Александр не хочет воспользоваться этим, чтобы избежать отправки в глухой посёлок.
4) Максимов считает своего друга Александра настоящим героем из-за того, что тот намерен покинуть город и уехать в небольшой посёлок.
5) Владик Карпов поразил своих друзей неожиданным возвращением.
(1)Пляж был пуст. (2)Друзья прошли на самый край мола1 и постояли там, не в силах оторвать взгляда от заката. (3)Солнце, как купол сказочного дворца, возвышалось над сверкающим горизонтом. (4)Через всё море, словно след от удара бичом, тянулась красная дрожащая полоса.
— (5)Вредное зрелище — закат, — сказал Максимов.
— (6)А по-моему, прекрасное, —ответил Саша Зеленин.
— (7)А по-моему, вредное. (8)Утрачивается уверенность. (9)Кажется, что за горизонтом раскинулась прекрасная неведомая страна, где говорят на высоких тонах и все взволнованны и очень счастливы. (10)Но на самом-то деле её нет.
— (11)Поплыли, проверим?
(12)Они разом бросились в воду. (13)Максимов оглянулся и обвёл глазами хвойную дугу Карельского перешейка, окаймлённую снизу жёлтой полоской пляжей. (14)Это был Тёплый берег, где в этот час тысячи людей готовили ужин.
— (15)О, радость бытия! —заголосил Алексей.
(16)Рядом вынырнул Сашка с вытаращенными глазами и открытым ртом.
— (17)Рубины из сказочной страны! —крикнул он, ударяя ладонью по воде.
(18)Они вернулись к молу и уселись на железной лестнице.
— (19)Через два дня выходить на работу, а Владька ещё не вернулся, — сказал Алексей.
(20)Саша вздохнул:
— (21)А мне послезавтра выдвигаться в свою тьмутаракань.
(22)Последние каникулы, прощайте...
— (23)Да не езди ты туда.
— (24)Как это так?
— (25)А так. (26)Папа Зеленин надевает чёрную тройку, идёт в горздравотдел —и дело в шляпе. (27)Неделя угрызений совести в высокоидейном семействе, а потом жизнь продолжается!
— (28)Не пори чепухи, Алёшка.
— (29)Тебе очень хочется ехать?
— (30)Нет! — сердито отрезал Зеленин.
— (31)Ещё бы! (32)Ведь ты горожанин до мозга костей, потомственный интеллигентик. (33)Ты же будешь в медвежьей дыре, в глухомани, хотя и недалеко от Ленинграда. (34)А всё из-за того, что, как ты говоришь, место судового врача перехватили.
— (35)Я тебе правду скажу. (36)Никто у меня места не перехватывал.
(37)Просто на распределении я услышал, что в этом посёлке два года не было врача, и попросил туда назначение.
— (38)Браво! — добродушно съязвил Максимов. — (39)Твоё имя запишут золотом в анналах…
— (40)Сутки езды от Ленинграда, и нет врача – позор! (41)Поехать туда — это мой гражданский долг.
(42)Максимов не понимал, зачем он затеял такой разговор напоследок, но что-то его подмывало перечить Сашке, которого он на самом деле очень любил и уважал.
— (43)Иди к чёрту! — сказал он. — (44)Противно слушать! (45)Тоже мне ортодокс нашёлся!
— (46)Не глумись, Алёшка. (47)Помнишь, мы с тобой говорили о цене высоких слов? (48)Я много думал об этом и…
— (49)Я тоже думал и понял, что всё блеф. (50)Есть жизнь, сложенная из полированных словесных булыжников, и есть настоящая, где герои скандалят на улицах. (51)А сколько вокруг жуликов и пролаз! (52)Они будут хихикать за твоей спиной и делать свои дела. (53)Моё кредо – быть честным, но и не давать себя облапошить.
— (54)А ведь когда-то, Алёшка, ты мечтал о настоящей жизни, о борьбе!
— (55)Это и есть борьба, борьба за своё место под солнцем.
— (56)А о других ты не думаешь?
— (57)Опять ты за своё? (58)Опять о предках и потомках?
— (59)Да, о них.
— (60)А что я, Алексей Максимов, могу для них сделать?
— (61)Продолжать дело предков во имя потомков: мы все — звенья одной цепи.
— (62)А самому сейчас не жить? (63)Я не знаю вообще, что будет после моей смерти. (64)Может, этот мир — это только мой сон?
— (65)Дурак! (66)Позор! — отчаянно закричал Зеленин.
(67)В этот момент им показалось, что в море в метре от них врезался метеорит: обрушился столб воды. (68)Когда разошлись круги на воде, в глубине они увидели извивающееся тело. (69)Показалась красная шапочка.
(70)Затем лицо, бронзовые плечи.
— (71)Владька! — ахнули оба.
(72)Владька подплыл и вылез на мол. (73)Он был красив, мулатоподобный южанин Карпов. (74)От ослепительной улыбки веяло плакатной свежестью.
— (75)Спорт и джем полезны всем — задорно крикнул Максимов.
— (76)Ф-фу, коллеги, вы всё такие же, — шумно дыша, сказал Владька.
— (77)Сашка что-то бледный.
— (78)Забыл? (79)Сашка у нас всегда бледный. (80)Тревожная душа, высокие порывы!..
(81)В сумерках они шагают по шоссе. (82)Как всегда, в ногу. (83)Трое верных друзей идут, как и раньше, оставляя за спиной картинки постороннего тихого быта. (84)Какая-то решимость сквозит в их движениях.
(85)Откуда она? (86)Да нет, просто они идут на танцульки, просто приподнятое настроение, просто каждому всего двадцать четыре года.
Василий Павлович Аксёнов (1932–2009) — русский писатель, драматург и сценарист, переводчик, педагог.
23. Задание 23 № 18958
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 3−4 представлено описание.
2) В предложении 18 представлено повествование.
3) В предложениях 31−41 представлено рассуждение.
4) Предложение 41 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 40.
5) В предложениях 73−74 представлено повествование.
24. Задание 24 № 18959
Из предложений 18−26 выпишите один фразеологизм.
25. Задание 25 № 18960
Среди предложений 1–10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и личного местоимения.
Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. Задание 26 № 18961
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«В предложенном фрагменте повести Василия Аксёнова “Коллеги”
автор знакомит нас с тремя друзьями. Стремясь передать непринуждённость дружеского общения, эмоциональное состояние героев перед их выходом на работу, В. Аксёнов использует такие тропы, как (А)________ (в предложениях 3, 4) и (Б)________ (“запишут золотом” в предложении 39), и такое лексическое средство, как (В)________ (“вытаращенными” в предложении 16, “танцульки” в предложении 86). На синтаксическом уровне особую роль играет такое средство, как (Г)________ (например, предложения 15, 17)».
Список терминов:
1) риторические вопросы
2) метонимия
3) ряды однородных членов предложения
4) литота
5) синонимы
6) разговорная лексика
7) риторические восклицания
8) сравнение
9) олицетворение
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
|
|
|
|
27. Задание 27 № 18962
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
© 2022, Петриашвили Ирина Николаевна 2246 3