СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 21. Гринев, формирование его характера и взглядов на исторические события

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются вопросы: 1. Почему  героем  повести А. С. Пушкин сделал очень молодого, еще неопыт­ного человека, а не маститого вояку?  2. Почему описание крестьян­ского бунта Пушкин превращает в семейную хро­нику? 3. Какую роль в «Капитанской дочке» играет рассказ о родителях главного героя? 4. Какую роль в «Капитанской дочке» играет эпиграф «Береги честь смолоду»?   5. Гринев, формирование его характера и взглядов на исторические события. 6. Отношение Гринёва к Пугачёву. 7. Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина.

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 21. Гринев, формирование его характера и взглядов на исторические события»

Вопрос № 21. Гринев, формирование его характера и взглядов на исторические события

  1. Почему героем «Капитанской дочки» А. С. Пушкин сделал очень молодого, еще неопыт­ного человека, а не маститого вояку? Гринев не просто ищет свое место в сложной истори­ческой ситуации, но и проходит серьезный путь духов­ного, нравственного становления. Этапы этого пути — основные события повести. В первой главе повести Гри­нев — недоросль, не обладающий ни знаниями, ни жиз­ненным опытом. Однако чувство чести (а именно об этом чувстве идет речь в эпиграфе ко всей повести), чувство собственного достоинства уже заложено в нем. При по­чти полном отсутствии воспитания, доверенного крестьянину Савельичу и французу Бопре, Петруша Гринев, тем не менее, имеет весьма точное представле­ние о дворянской чести. Не случайно повесть начинается с описания семьи Гриневых, большое внимание уделяет­ся отцу главного героя. Чувство собственного достоинст­ва заложено в Петруше с рождения. Оно — результат со­словного воспитания.

  2. Почему описание крестьян­ского бунта Пушкин превращает в семейную хро­нику?

Прежде всего, это связано с пушкинским понимани­ем истории. Для него история связана не только и не столько с деятельностью исторических личностей (та­ких, как Пугачев или Екатерина), сколько с жизнью, поступками «обычных людей» (жители Белогорской крепости, семьи Мироновых и Гриневых). Не случайно история пугачевского бунта дается глазами молодого дворянина, участника этих событий.

  1. Какую роль в «Капитанской дочке» играет рассказ о родителях главного героя?

С выдвижением на первый план Гринева — рядового участника исторических событий, данных его глазами связана важнейшая сторона авторской позиции — утверждение ценностей патриархальной стародворянской жизни: верности, долга, чести, семейного начала, простоты и простонародности».

4. Прокомментируйте строки: «В то время вос­питывались мы не по-нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво су­дить о свойствах борзого кобеля. В это время ба­тюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, ко­торого выписали из Москвы вместе с годовым запа­сом вина и прованского масла».

Петр Гринев — обычный дворянский ребенок, из «средней» дворянской семьи, жившей вдали от столицы, семьи с весьма своеобразными (с нашей точки зрения) и весьма распространенными взглядами на воспитание. Не случайно автор записок вспоминает о своем детстве с до­бродушной иронией. Не случайно отдельные фрагменты текста перекликаются с фонвизинским «Недорослем» (юный Петруша Гринев гоняет голубей по крышам, а бывший французский парикмахер и прусский солдат приезжает в Россию). Носителем лучших традиций дворянской культу­ры — чувства собственного достоинства, чести, вернос­ти — становится «недоросль» Петруша Гринев.

5. Какую роль в «Капитанской дочке» играет эпиграф «Береги честь смолоду»? Влияет ли он на путь главного героя в произведении? Путь Петра Гринева — во многом путь к себе, к осоз­нанию своей причастности к лучшим дворянским тради­циям, к осознанию понятия «чести» как основного кри­терия достоинства дворянина. Уже поддавшись первому соблазну при встрече с Иваном Зуриным, главный ге­рой, тем не менее, прекрасно осознает необходимость от­дать долг.

Любовь к Маше заставляет Гринева обратиться за по­мощью к Пугачеву, но он ни на минуту не задумывается, выбирая между смертью и изменой присяге. Верность Маше и ответственность за ее судьбу вы­нуждают его молчать на суде, подвергая себя не только гибели, но и позору, связанному с самым страшным об­винением — в предательстве.

6. Где происходит последняя встреча Гринева и Пугачева? Почему Гринев присутствует на казни Пугачева? Гринев идет на казнь Пугачева, может быть, потому, что он хочет проститься с челове­ком, с которым у него были человеческие отношения. Сочувствие, благодарность и прощение — такие чувства, как мне кажется, побудили Гринева к этому поступку».


Пётр Андреевич Гринев (уч. Зерчанинова и Порфидова)

Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от имени Петра Андреевича Гринёва, рассказывающего о своей молодости. Гринёв выступает в романе, следовательно, и как рассказчик, и как один из главных героев описываемых событий. Место «обычного» человека в великих историчес­ких событиях, свобода выбора в жестоких социальных обст-вах, закон и милосердие, «мысль семейная» — все это в повести присутствует и связано с образом главного героя-рас­сказчика.

Пётр Андреевич Гринёв — типичный представитель провин­циального русского дворянства второй половины XVIII века. Он родился и вырос в имении своего отца, помещика Симбирской губернии. Детство его прошло так, как оно проходило у боль­шинства небогатых провинциальных дворян того времени. С пяти лет он был отдан на руки крепостному дядьке Савельичу. Одолев на двенадцатом году грамоту под руководством дядьки, Гринёв поступает под надзор мосье Бопре, гувернёра-француза, выписанного из Москвы «вместе с годовым запасом вина и прованского масла» и оказавшегося горьким пьяницей.

Описывая с добродушным юмором свои ученические годы, Гринёв говорит: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Было бы, однако, ошиб­кой думать, что перед нами недоросль типа Митрофанушки из комедии Фонвизина. Гринёв рос понятливым и любознательным подростком и впоследствии, поступив на службу, пишет стихи, читает французские книги и пробует силы даже в переводах.

Решающее влияние на духовный склад Гринёва оказала здо­ровая обстановка семейного быта, простого и скромного. Отец Гринёва, отставной премьер-майор, прошедший суровую школу жизни, был человеком твёрдых и честных взглядов. Провожая сына в армию, он даёт такие наставления: «Служи верно, кому присягнёшь; на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся; не гоняйся за лаской начальника; береги платье снову, а честь смолоду». Чувство чести и сознание долга Гринёв и уна­следовал от отца.

Первые жизненные шаги юного Гринёва обнаруживают его юношеское легкомыслие и неопытность. Но юноша доказал своей жизнью, что он усвоил себе основное правило отцовской морали: «береги честь смолоду». В течение двух лет Гринёв переживает много событий: знакомство с Пугачёвым, любовь к Марье Ива­новне, дуэль со Швабриным, болезнь; он чуть не погибает при взятии крепости войсками Пугачёва и пр. На наших глазах ха­рактер юноши развивается и крепнет, и Гринёв превращается в зрелого молодого человека. Чувство чести и мужество спасают его в жизненных невзгодах. С бестрепетным мужеством он смот­рит в глаза смерти, когда Пугачёв приказывает повесить его. Раскрываются все положительные стороны его характера: про­стота и неиспорченность натуры, доброта, честность, верность в любви и пр. Эти свойства натуры пленяют Марью Ивановну и вызывают симпатию со стороны Пугачёва. Гринёв с честью вы­ходит из жизненных испытаний.

Гринёв — не герой в обычном смысле этого слова. Это обык­новенный человек, средний дворянин. Это типичный представи­тель тех армейских офицеров, которые, по выражению историка В. О Ключевского, «делали нашу военную историю XVIII века». Пушкин не идеализирует его, не ставит в красивые позы. Гринёв остаётся скромным рядовым человеком, сохраняя все черты реа­листического образа.



Характеристика Гринёва (учебник Лиепаева)

Образ Петра Андреевича Гринёва дан в развитии. Поэтому характеристику его необходимо связать с ходом действия повести. Жизненные испытания, выпавшие на долю Гринёва, приводят к тому, что лучшие стороны его характера крепнут и закаляются. Вредное влияние француза Бопре оказывается непрочным и по­верхностным. Наоборот, нравственное влияние родителей и кре­постного дядьки оказываются более глубокими.

Гринёв остался ве­рен заветам своего отца, честного, независимого, чуждого карь­еры и пресмыкательства дворянина. Отец Петра Андреевича Гринёва — помещик Симбирской гу­бернии, отставной премьер-майор. Мать его была дочерью бед­ного дворянина.

Воспитание и образование он получил от стремянного Савельича. К 12 годам выучился грамоте и «мог здраво судить о свой­ствах борзого кобеля». С 12 лет к нему был приглашён учитель-француз Бопре. На родине Бопре был парикмахером. Здесь он должен был обучать Гринёва «по-французски, по-немецки и всем наукам». Но француз от своего учения научился кое-как болтать по-русски, а затем каждый из них стал заниматься своим делом. Француза скоро выгнали за беспутное поведение, когда педагог уснул на диване, а Петруша испортил карту, сделав из неё воздушного змея. Гринёв на этом закончил своё воспитание: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».

Отец Гринёва видел в военной службе дворянина не сред­ство для карьеры, чинов и наград, а серьёзную общественную обя­занность, государственный долг. Сына своего Петра он отправлял не в гвардию в Петербург, где тот мог бы благодаря родственным связям (протекции) быстро получать чины без заслуг, а в армию, в глухую провинцию. Отец Гринёва полагал, что в армии его сын лучше сумеет подготовиться к исполнению воинского долга.

Пётр Андреевич Гринёв в своих отношениях к отцу и ма­тери проявляет искреннее чувство любви, послушания и верности заветам своих родителей. При отправлении сына на службу отец завещал ему служить верно, не гнаться за лаской начальников и помнить пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду». Пётр Гринёв честно выполнял эти заветы. В самых тяжёлых жиз­ненных испытаниях он оставался верным своей присяге, честным и неподкупным воином.

Отношение Гринёва к Савельичу и крепостным крестьянам противоречиво. С одной стороны, воспитан­ный в барской среде, Гринёв видит в крепостных крестьянах и, в частности, в Савельиче рабов, обязанных служить поме­щикам. Поэтому он считает возможным называть своего пре­данного «дядьку» «старым хрычом», распоряжаться им, как ему заблагорассудится.

Пётр Гринёв — гуманный и простой человек. Его отношения со своим слугой Савельичем носят почти семейный характер. Барина и слугу связывает чувство взаимной привязанности. Гринёв видит в Савельиче близкого человека. Рискуя своей жизнью, Гринёв в Бердской слободе пытается выручить Савельича, попавшего в руки восставших мужиков. Он слушается Савельича и отдаёт ему на хранение все деньги после позорного проигрыша в карты Зурину.

Пётр Андреевич Гринёв — честный и мужественный человек. Эти стороны его характера обнаруживаются при всех наиболее тяжёлых для него жизненных испытаниях: дуэль со Швабриным, попытка выручить Савельича, когда тот попадает в руки пугачёв­цев. Верность своему дворянскому долгу и мужество этого человека раскрывается перед читателями с наибольшей полнотой в сцене суда и казни защитников Белогорской крепости.

Гринёв любит Марию Ивановну глубоко, честно и искренно. Его любовь нельзя сравнить с низменным животным чувством Швабрина, который прибегает к клевете, к низким доносам, к насилию ради достижения своих целей. Любовь Гринёва чиста, бескорыстна и самоотверженна. Ради Марии Ивановны он рискует своей жизнью. На допросах Гринёв упорно не говорит о той, ради которой он встречался с Пугачёвым. Рискуя прослыть изменником и бесчест­ным человеком, он думает только об интересах Марии Ивановны, он не хочет, чтобы имя его возлюбленной было «впутано между гнусными изветами злодеев». Гринёв честно признаётся Пугачёву, что служить ему он не может, так как уже один раз в жизни давал присягу и будет верен своей клятве.

Но необходимо отметить, что когда Гринёв решает вопро­сы общественно-политические, его мужество и честность на­правлены на защиту дворянских интересов и дворянской царицы Екатерины. В этом отношении Гринёв — типичный представитель своего класса.

Гринёв вызывает наши симпатии своей честностью, верно­стью воинскому долгу, мужеством; нам нравятся его гуманное (человеческое) отношение к Савельичу и крепостным крестьянам, его простота и искренность. Мы восхищаемся его чистой и глубокой любовью, которая не останавливается перед самопожертвованием.


Отношение Гринёва к Пугачёву

Гринёв в Пугачёве видит талантливого полководца, отваж­ного, умного и великодушного человека, который избегает ненуж­ной жестокости, стремится быть справедливым, защищает бедных и сирот. Однако Гринёв остаётся в плену дворянских взглядов, привитых ему окружающей средой. Он считает Пугачёва честолю­бивым человеком, который стал во главе восстания в надежде захва­тить, подобно Гришке Отрепьеву, царский престол. Гринёв не видел того, что Пугачёв был вождём народного восстания, боролся за интересы крестьянства против дворян. В сообщниках Пугачёва он видит только людей жестоких, проникнутых ненавистью к дворя­нам (Белобородое, Xлопуша), или бесчестных людей, перешедших на сторону Пугачёва из-за личных выгод или страха (Швабрин).


Как Гринёв смотрит на современный ему гос. строй и как объясняет крестьянское восстание?

Гринёв не разбирается в характере тех событий, невольным участником которых он сделался. Существующий строй — кре­постничество и самодержавие — он принимает как единственно-возможный. Причину восстания он видит в строгих мерах, которые принимались начальством по отношению к яицким казакам и покорённым полудиким народам Оренбургской губернии, в непри­вычке и казаков, и этих народов «к законам гражданской жизни». Крестьянское восстание он называет «бессмысленным и беспощадным бунтом». Таким оно было с точки зрения дворян. Крестьянство видело в нём смысл: освобождение от помещичьего гнёта. Оно не было беспощадным по отношению к тем, кто случайно оказался на стороне помещиков и царя (казаки и солдаты).

Характеризуя Пугачёвское восстание, Гринёв говорит: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспо­щадный!» Выражение «бессмысленный бунт» употреблено Гринёвым, по-видимому, в другом значении: бунт, обречённый на неудачу, восстание, которое должно потерпеть поражение. Если так пони­мать выражение «бессмысленный бунт», то Гринёв оказался здесь отчасти прав. Вообще крестьянские восстания феодальной эпохи терпели поражения в силу их стихийности и неорганизованности. Однако, несмотря на поражения, восстания всё же сыграли огром­ную роль в пробуждении революционного сознания крестьянства.


Что касается «беспощадности» Пугачёвского восстания, Гринёв совершенно неправ. Пугачёв и его соратники оказываются беспо­щадными лишь по отношению к классовым врагам, так как это необходимо по военно-политическим соображениям (казнь шпиона Юлая, казнь защитников Белогорской крепости). По от­ношению к людям, случайно или по принуждению оказавшимся в лагере защитников крепостнического строя, — к ним Пугачёв обнаруживает великодушие и гуманность, например, приём плен­ных солдат из царской армии в своё войско.

Для ответа на вопрос «Почему Пугачёв стал во главе восста­ния?» следует использовать калмыцкую сказку об Орле и Вороне. В аллегорических образах Орла и Ворона даны два типа жизнен­ного поведения, два человеческих характера. Один тип (образ Ворона) мирится с существующим порядком вещей, живёт как все, думая лишь о сохранении своей жизни. Это тип мещанина, обыва­теля, чуждого всему новому, необычному.

Другой тип (образ Орла) является выразителем героического характера. Он не может мириться с существующим состоянием неволи, рабства. Все его помыслы направлены на борьбу за лучшие свободные формы жизни. Меньше всего он думает о сохранении своей жизни. Он предпочитает недолгую, но свободную жизнь жизни продолжительной, но рабской.

Гринёв понял калмыцкую сказку по-своему: «Жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Но Пугачёв вклады­вает в неё другой смысл. Вот почему в ответ на это замечание Гри­нёва Пугачёв посмотрел на него «с удивлением и ничего не отвечал» (глава XI).

Сказка об Орле и Вороне, рассказанная Пугачёвым в ответ на предложение Гринёва прибегнуть к милосердию государыни, гово­рит о героическом характере вождя крестьянского восстания.


Гринёв не был в полной мере положительным героем для А. С. Пуш­кина. Не может быть он таким и для нас. В нём есть черты классово-дворянской ограниченности. Гринёв не понимает смысла больших общественно-революционных событий, невольным участником ко­торых он является. Он некритически относится к существующему государственному строю и главе его — Екатерине II. Неправ Гринёв в оценке крестьянского восстания: он не замечает в вос­стании элементов организованности, смысла и особой формы гу­манности.


Смысл повести состоит не в том, чтобы «перейти» на одну из сторон историчес­кого конфликта. И не в том, чтобы отказаться от верности любой «власти», как Швабрин. И даже не в том, чтобы «покинуть» узкие пределы сословной этики, поднявшись до об­щечеловеческих начал. А в том, чтобы внутри своего «лагеря», своей среды, своего сословия, своей традиции обнаружить обще­человеческое — и ему служить не за страх, а за совесть.

В этом залог утопической надежды Г. на то, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».


Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина

1. Значение этих образов в повести.

2. Что общего между ними: а) общественное и служебное положение; б) любовь к Маше Мироновой.

3. Различие между ними:

  1. воспитание (Гринёв — воспитание в условиях, близких к жизни народа, скромное образование; Швабрин — сто­личные условия жизни, оторванность от народа);

  2. отношение к окружающим (Гринёв — доброта, гуман­ность, правдивость, незлопамятность; Швабрин — злоба, презрительное и насмешливое отношение к людям, лжи­вость и лицемерие, способность к клевете, мстительность);

  3. отношение к Маше (Гринёв — глубина и искренность чувства любви, способность на героические поступки, глубокое уважение к женщине; Швабрин — низменный характер чувства, способность к насилию и издева­тельствам, бесчестное отношение к женщине);

4) отношение к воинскому долгу (Гринёв — верность долгу и готовность пожертвовать жизнью; Швабрин — переход на сторону врага из-за низменных побуждений, не по идейным мотивам).

4. Как Пушкин относится к своим героям?

Герои повести Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателей. С самого начала знакомства с ними выясняется, что общего у этих людей очень и очень мало. Впрочем, они оба молоды, дерзки, горячи, умны и, вдобавок ко всему, имеют дворянское происхождение. Судьба распорядилась таким образом, что они оказались в далекой крепости и оба влюбились в капитанскую дочку Машу Миронову. И именно в чувстве к девушке начинает проявляться различие между героями.

Еще до того, как Петр Гринев познакомился с Машей, Швабрин уже позаботился о том, чтобы представить ее потенциальному сопернику «совершенною дурочкою». Швабрин язвителен и насмешлив, он пытается осмеять все и всех вокруг себя. Именно поэтому Гриневу становится все труднее и труднее с ним общаться. «С А.И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становится для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не ждал».

Первая крупная ссора, которая привела к дуэли, вспыхнула между Швабриным и Гриневым именно из-за Маши. Швабрин вознамерился опорочить честное имя девушки, попытавшись показать ее в самом невыгодном свете. Ссора продемонстрировала Гриневу истинное лицо его противника. И он уже совсем иначе оценивает своего недавнего собеседника, с которым до этого пребывал в самых дружеских отношениях. Уже только потом Петр Гринев узнает, что, оказывается, Шваб­рин питает к Маше нежные чувства. Он даже сватался к капитанской дочке, получил отказ. Только тогда Гринев догадался, что на самом деле Швабрин специально хотел опорочить бедную девушку в его глазах. Швабрин опасался соперничества, делая все возможное, чтобы устранить препятствие в лице Гринева.

Читателю кажется удивительным, что такая простая девушка, как Маша Миронова, могла вызвать к себе интерес у Швабрина. Очевидно, скромное изящество, чуткость и нежность Маши пока­зались Швабрину вполне достойными внимания. Отказ Маши ранит самолюбие Швабрина, делая невозможным продолжение с ней каких-либо отношений. Надо ли говорить, что счастливый влюбленный Петр Гринев быстро становится врагом Швабрина.

Швабрин не отличается благородством. Именно поэтому он легко совершает предательство, переметнувшись на сторону Пугачева. Как был изумлен Петр Гринев, когда увидел Швабрина среди при­ближенных Пугачева! О чем может свидетельствовать предательство дворянина? Прежде всего, это означает, что слово «честь» для него – пустой звук. Швабрин боится расстаться с жизнью, он готов на все ради своего спасения, поэтому и встает на сторону мятежников. И теперь забыта присяга, данная государыне, забыты все идеалы и традиции дворянства.

Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Офицерская честь для него превыше всего. Поэтому, невзирая на смертельную опасность, Гринев не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу Миронову. Таким образом, соперники в любви оказываются по разные стороны баррикады.

Два офицера – Петр Гринев и Алексей Швабрин – ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин – носители двух принципиально разных мировоззрений. Именно таким их изображает автор повести «Капитанская дочка».


Пушкин прозрачно намекает на то, что ранняя отставка отца была связана с дворцо­вым переворотом времен Анны Иоанновны. Как бы то ни было, отец героя словно «исключен» из истории; он не может реализовать себя (и потому всякий раз гневается, прочитывая придворный адрес-календарь, где сообщается о наградах и о продвижении по службе его быв­ших товарищей). На семнадцатом году недоросль, еще до рождения запи­санный в гвардию сержантом, Г. прямо из детской отправляется служить — причем не в элитный Семеновский полк, а в провин­цию. Сначала он попадает в Оренбург, затем в Белогорскую крепость. То есть туда и тогда, где и когда осенью 1773 г. разгу­ляются пугачевцы — вспыхнет «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (слова Г.).


С этой минуты жизнь провинциального дворянина смыкает­ся с потоком общероссийской истории и превращается в велико­лепный набор случайностей и зеркально повторяющихся эпизо­дов, которые заставляют вспомнить как о поэтике Вальтера Скотта, так и о законах построения русской волшебной сказки. В открытом поле Гриневскую кибитку случайно застигает снеж­ный буран; случайно на нее натыкается чернобородый казак, который и выводит заблудившихся путников к жилью. Случайно проводник оказывается будущим Пугачевым.

Столь же случайно сцепление всех последующих встреч Г. и поворотов его судьбы.

Попав в Белогорскую крепость, в 40 верстах от Оренбурга, он влюбляется в дочь капитана Ивана Кузьмича Миронова, во­семнадцатилетнюю Машу и дерется из-за нее на дуэли с поручиком Швабриным; ранен; в письме к родителям просит благословения на брак с бесприданницей; получив стро­гий отказ, пребывает в отчаянии. Пугачев, захватив крепость, случайно узнает Савельича, вспоминает зая­чий тулупчик и полтину на водку, после бурана пожертвован­ные ему Петрушей от чистого сердца, — и милует барчука за миг до казни. Мало того, отпускает его на все четыре стороны. Но, случайно узнав в Оренбурге, что Маша, спрятанная белогорской попа­дьей, теперь в руках у предателя Швабрина, Г. пробует угово­рить генерала выделить ему полсотни солдат и отдать приказ об освобождении крепости. Получив отказ, самостоятельно отправ­ляется в пугачевское логово. Попадает в засаду — и случайно остается цел; случайно оказывается в руках Пугачева, именно в тот момент, когда он в хорошем расположении духа, так что кровожадному капралу Белобородову не удается «попытать» дворянина. Пугачёв тронут рассказом о девушке, насильно удер­живаемой Швабриным; отправляется вместе с героем в Белогор­скую — и, даже узнав, что Маша — дворянка, невеста Г., не ме­няет своего милостивого решения. Больше того, полушутливо предлагает их поженить — и готов принять на себя обязанности посаженого отца. (Так случайно сбывается сон, который приви­делся Г. сразу после бурана: отец при смерти; но это не отец, а чернобородый мужик, у которого почему-то нужно просить бла­гословения и который хочет быть посаженым отцом; топор; мертвые тела; кровавые лужи.)

Отпущенные Пугачевым, Г., Маша, Савельич попадают в за­саду правительственных войск; случайно командиром отряда оказывается Заурин, которому Г. еще по пути к месту службы, до бурана, про­играл 100 рублей на бильярде. Отправив Машу в отцовское име­ние, Г. остается в отряде; после взятия Татищевой крепости и подавления бунта он арестован по доносу Швабрина — и не может отвести от себя обвинения в измене, поскольку не желает вмешивать в судебное разбирательство Машу. Но та отправляет­ся в Петербург, случайно сталкивается с царицей на прогулке в Царском Селе; случайно не узнает ее — и простодушно расска­зывает обо всем. Екатерина случайно помнит о ге­ройской гибели капитана Миронова. Если бы не это, как знать, смогла бы государыня столь непредвзято подойти к делу и оправдать Г.? Случайно офицер Г., отпущенный в 1774 г. и присутствовав­ший при казни Пугачева, который его узнал в толпе и кивнул, не гибнет в многочисленных войнах конца XVIII — начала XIX в. и составляет записки для юношества; случайно эти записки попадают в руки «издателя», под маской которого скрывается сам Пушкин.

Но в том и дело, что все «случайности» сюжета подчинены высшей закономерности — закономерности свободного выбора личности в обстоятельствах, предложенных ей историей. Постоянная готовность заплатить жизнью за свою честь и любовь — дела­ет дворянина Г. до конца свободным.

Смысл повести состоит не в том, чтобы «перейти» на одну из сторон историчес­кого конфликта. И не в том, чтобы отказаться от верности любой «власти», как Швабрин. И даже не в том, чтобы «покинуть» узкие пределы сословной этики, поднявшись до об­щечеловеческих начал. А в том, чтобы внутри своего «лагеря», своей среды, своего сословия, своей традиции обнаружить обще­человеческое — и ему служить не за страх, а за совесть.

В этом залог утопической надежды Г. на то, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя