СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

232354 6745 7433 435524

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«232354 6745 7433 435524»

Практическое занятие 24.

Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата


I. Общие положения

Травмы опорно-двигательного аппарата являются наиболее рас­пространенными (от обычных синяков до тяжелых переломов и вы­вихов). Первая помощь при подобных травмах направлена на уменьшение боли и предотвращение дальнейших повреждений.

Их можно получить при различных обстоятельствах: падении, не­ловком или неожиданном движении либо при автомобильной аварии.

Существует четыре основных вида травм опорно-двигательной системы: переломы, вывихи, растяжения или разрывы связок, рас­тяжения или разрывы мышц и сухожилий.

Перелом — это нарушение целостности кости. Он может быть полным и неполным (рис. 1).

Вывих — это смещение кости по отношению к ее нормальному положению в суставе. Вывихи обычно происходят при воздействии большой силы.

Растяжение и разрыв связок происходят, когда кость выходит за пределы обычной амплитуды движения. Чрезмерная нагрузка на сустав может привести к полному разрыву связок и вывиху кости. Наиболее распространенными являются растяжения связок голено­стопного и коленного суставов, пальцев и запястья.

Растяжение мышц и сухожилий. Подобные растяжения обычно вызываются подъемом тяжестей, чрезмерной мышечной работой, рез­ким или неловким движением.

Наиболее распространенными являются растяжения мышц шеи, спины, бедра или голени.

Рис.1. Переломы конечностей

Переломы бывают закрытые (безповреждения кожи) (1), открытые (с повреждением кожи,нередко в ране видны костныеотломки) (2), со смещением (3) и без смещения костных фрагментов (4).

Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Физические упражнения благотворно влияют на опорно-двигательную систему в целом и на отдельные группы мышц. Эффективная программа фи­зической подготовки (бег, ходьба, аэробика, велоспорт, плавание, лы­жи) способствует укреплению организма и профилактике травм.

Первая медицинская помощь при всех травмах опорно-двигатель­ного аппарата одинакова (рис. 2). Во время оказания помощи поста­райтесь не причинять пострадавшему дополнительной боли. Помогите ему принять удобное положение. Соблюдайте основные моменты пер­вой помощи:

• покой;

• обеспечение неподвижности поврежденной части тела;

• холод;

• приподнятое положение поврежденной части тела.

Перемещение пострадавшего необходимо тольков том случае, если не ожидается быстрого прибытия «скорой помощи»или если нужно транспортировать пострадавшего самостоятельно.

Рис.2. Первая помощь при травмах


При любой травме, за исключением открытого перелома, целесо­образно прикладывать лед. Холод помогает облегчить боль и умень­шить опухоль. Обычно лед прикладывают на 15 мин через каждый час.

При растяжении связок и мышц, после того как спадет припух­лость, можно прикладывать теплые компрессы для ускорения про­цесса заживления.

Первая медицинская помощь при травмах в области таза

Травмы тазовой области — комплекс самых разнообразных повреждений костей таза и прилегающих к нему мягких тканей и внутренних органов.

Травмы тазовой области подразделяются на ушибы, сдавления и ранения.

Первая медицинская помощь: уложить больного на спину со сведенными ногами, согнутыми в тазобедренных и коленных суставах

При переломах ключицы и лопатки верхнюю конечность подвесить на косынке (1). При переломах плечевой кости и костей предплечья нужно с наружной и внутренней поверхностей конечности наложить шины, руку подвесить на косынке (2). При переломе бедренной кости наложить одну шину с наружной стороны таким образом, чтобы она захватывала всю ногу и туловище до подмышечной впадины, другую шину — на внутреннюю поверхность бедра от подошвы до промежности (3). При переломе костей таза пострадавшему надо придать положение «лягушки»: ноги немного согнуть и развести в стороны, положить под колени валик из одеяла, одежды; пострадавшего положить на щит (сколоченные доски, толстая фанера) (4). При переломе позвоночника пострадавшего надо уложить спиной на ровную жесткую поверхность — щит. При отсутствии щита уложить на носилки животом вниз, подложив под плечи и голову валик.

При переломе ребер наложить вокруг грудной клетки умеренно стягивающую повязку из бинта, простыни, полотенца (в состоянии выдоха) (5). При переломе челюсти наложить пращевидную повязку на подбородок, прижимая нижнюю челюсть к верхней (6). (валик из одежды под коленные суставы); дать обезболивающее средство; закрыть рану асептическими повязками; на место раны положить холод (снег или лед в полиэтиленовых мешочках).

Первая медицинская помощь при повреждении позвоночника, спины


Рис. 3. Иммобилизация при переломе позвоночника


Травма позвоночника, спины — одно из наиболее тяжелых повреждений, лишающих организм опоры, а при вовлечении в травматический процесс спинного мозга — функции внутренних органов и конечностей.

Травмы позвоночника, спины подразделяются на ушибы и переломы с вовлечением или без вовлечения в травматический процесс спинного мозга. Травма может быть закрытой и открытой (ранения).

Первая медицинская помощь: дать обезболивающее средство; уложить больного на спину или живот; закрыть раны асептическими повязками (рис.3).


II. Задание

1.​ Заполните порядок оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

2.​ Потренируйтесь в самопомощи при травмах опорно-двигательного аппарата.


Контрольные вопросы:

1.​ Какие причины могут привести к травме опорно-двигательного аппарата?

2.​ Какие существуют виды травм опорно-двигательного аппарата?

3.​ Какие меры способствуют профилактике травм опорно-двигательного аппарата?

4.​ Почему, на ваш взгляд, при травме опорно-двигательного аппарата лёд рекомендуется прикладывать только на 15 мин в течение часа? Обоснуйте свой ответ.


Требования к отчёту:

1. После выполнения работы студент обязан продемонстрировать преподавателю выполненные задания.

2. Представить отчёт о выполненной работе, содержащей:

- порядковый номер и наименование практической работы;

- цель практической работы;

- ход выполнения работы;

- ответы на контрольные вопросы;

- вывод о выполненном задании.


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!