СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 25. Роман «Евгений Онегин» — первый реалист. роман в русской литературе. Жанр и композиция романа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются вопросы: 1. Жанр, тема, основная проблема, конфликт, герой, особенности изображения, позиция автора, особенности композиции. 2. Роман "Евгений Онегин" как реалистический роман. 3. История создания произведения. 4. Фабула, сюжет. 5. Особенности стиха и строфики романа. 6. Роман «Евгений Онегин» как народное произведение. 7. Историческое значение романа «Евгений Онегин». 8. Лирическое и эпическое в романе. 

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 25. Роман «Евгений Онегин» — первый реалист. роман в русской литературе. Жанр и композиция романа»

Вопрос № 25. Роман «Евгений Онегин» — первый реалист. роман в рус. лит-ре. Жанр и композиция романа

Жанр

Роман в стихах

Тема

Изобр-е жизни человека и общества России конца 10-х — начала 20-х гг. XIX века

Основная проблема

Взаимоотношение человека и общества, влияние происходящих событий, изменяющихся обстоя­тельств на формирование характера человека.

Конфликт

Между личностью и средой.

Герой

Типичный представитель круга передовой дворян­ской молодежи.

Особенности изображения человека в романе

Эволюция характера под воздействием жизненных обстоятельств, "испытаний души".

Позиция автора

Автор не отождествляется с героем, стремится максимально объективно изобразить происходящее.

Особенности композиции

Отсутствие традиционного начала, открытый фи­нал, наличие лирических отступлений; любовный конфликт, традиционно нейтральный для романа начала XIX века, оказывается на втором плане.


Роман "Евгений Онегин" как реалистический роман

Принципы реализма

Их реализация

Равноправие всех изо­бражаемых сфер жизни

Высокое и низкое находят отражение в романе, гак как они одинаково достойны изображения.

Обусловленность образов конкретной социальной средой

С точки зрения Пушкина, среда определяет спо­соб мышления, чувства, поступки человека, но при этом характер не является точной копией эталона среды, так как он способен к развитию.

Обусловленность образов конкретной исторической эпохой (истор. детерминизм)

Эпоха во многом определяет мировосприятие че­ловека, его образ мышления, его идеалы, поэто­му роман изобилует образами и деталями, точно фиксирующими приметы той или иной эпохи.

Обусловленность образов набором индивидуально-личностных черт (психо­лог. детерминизм)

Каждый человек обладает неповторимой индивидуальностью, поэтому в одну и ту же эпоху, в одной и той же среде невозможно встретить двух одинаковых людей.

Всестороннее изображение характера

Каждый персонаж в изображении Пушкина предстает как сложная, многогранная личность, неподдающаяся однолинейной трактовке.

Эволюция характера персонажа

В отличие от героев произв-й кл-зма или романтизма герои романа Пушкина претер­певают эволюцию, меняются под воздействием обстоятельств жизни.

Синтез типизации и индивидуализации

В отличие от героев произведений классицизма или романтизма герои романа Пушкина с одной стороны, являются типичными представителями среды и эпохи, с другой — наделены яркими индивидуальными чертами характера, что де­лает их дальнейшую судьбу непредсказуемой.

Объективация образа

автора

В отличие от произведений классицизма и ро­мантизма образ героя нетождественен образу автора. Автор, как и герой, имеет свой характер, свою судьбу.

Народность

Адекватное отражение в художественном про­изведении народного миросозерцания, проблем, существенных для жизни народа, разрешение которых способствует развитию лучших чело­веческих качеств; привлечение элементов фольклорной поэтики.

Историзм

Не формальное обращение к исторической теме, эпохе, прошлому страны, а попытка понять при­чины и закономерности исторического развития.


История написания романа. Работу над своим романом в стихах Пушкин начал во время южной ссылки, в Кишиневе, в 1823 г. Последняя, восьмая глава романа была написана в Болдине в 1830 г. В своем окончательном виде роман вышел в свет в 1833 г. Лучшие годы жизни Пушкин отдал своему роману.

«Евгений Онегин», таким образом, писался в течение 7 лет, и даже более — если учитывать поправки, которые Пушкин вно­сил в текст после 1830 г. За это время многое менялось и в России, и в самом Пушкине. Все эти перемены не могли не найти отражения в тексте романа. Роман писался как бы «по ходу жизни». С каждой новой главой он все более становился похож на поэтическую хронику русской жизни, на ее своеобраз­ную поэтическую историю. Белинский недаром называл роман «Евгений Онегин» «историческим».


Онегин» как реалистический роман. Понятие о реализ­ме. Энгельс так определял понятие «реализм»: «Реализм предполагает, помимо правдивости деталей, изображе­ние типичных характеров в типичных обстоятельствах». Для реализма важен не просто типичный характер, а характер, показанный в типичных обстоятельствах, объясненный этими обстоятельства­ми. Характеры в реалистических произведениях даны в их жиз­ненной, исторической и социальной обусловленности. Для реали­ста в искусстве существен вопрос: почему, под влиянием каких обстоя­тельств герой стал таким?

Картина русской действительности, изображенная Пушкиным в романе, столь точна и правдива в частностях, что Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». По роману можно знакомиться с русской жизнью 20-х гг. XIX в., изучать ее не только в главных ее явлениях и процессах, но и в мелочах. Вспомним, например, одно из многих удивительно правдивых описаний Пушкина — описание дома, в котором жил дядя Онегина:

Почтенный замок был построен, Везде высокие покои.

Как замки строиться должны: В гостиной штофные обои,

Отменно прочен и спокоен Царей портреты на стенах,

Во вкусе умной старины. И печи в пестрых изразцах.

Самое замечательное здесь — очень точные, исторически до­стоверные детали («штофные обои», «печи в пестрых изразцах»). Все описание составлено из «правдивых деталей». Это и делает описание таким впечатляющим и таким худ-но содержательным. Для романа «Евгений Онегин» это характер­ный пример.

Мы уже успели убедиться в том, что все персонажи романа Пушкина — типические характеры. Как они рисуются Пушкиным, как он изображает своих главных героев? Онегина мы узнаем все лучше и полнее через обстоятельства его жизни: через особенности его воспитания, влияния на него петербургской свет­ской жизни, затем жизни в деревенской глуши и т. д. Татьяна показана в романе не сама по себе, а в той среде, которая воспи­тала ее характер и ее душу: среди деревенской природы, в близости к няне, рядом с простодушными родителями, которые ни в чем ей не мешали. Эти характерные жизненные обстоятель­ства помогли ей стать такой, какова она есть, а нам они помога­ют полнее, глубже узнать и понять Татьяну, узнать всю допо­длинную правду о ней. Через типичные жизненные обстоятель­ства раскрывается и Ленский, и другие герои романа. Роман «Евгений Онегин» по всем своим качествам оказывается подлин­но реалистическим произведением. Он является реалистическим романом и по характеру изображения персонажей, и по характе­ру изображения жизни в целом.


Жанр романа и его замысел. В пору начала работы над рома­ном, 4 ноября 1823 г., Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница. Вроде «Дон-Жуана». Роман — жанр, дающий возможность отра­зить сложность и многообразие жизни за счет большего (по сравнению с повестью) охвата времени, событий, действ. лиц.

Пушкин подчеркивает, что его роман — в стихах, и значит, не похож на известные романы: ведь до сих пор все ро­маны писались, как правило, прозой. Стихо­вая речь — необычная и в известной мере условная. В обыден­ной жизни стихами не разговаривают. Это определяет не только особенности стиховой речи, но и ее возможности. Стихи больше, чем проза, позволяют отклоняться от всего привычного, тради­ционного, потому что сами являются неким «отклонением». В мире стихов поэт чувствует себя в известном отношении свободнее, чем в прозе. В романе в стихах могут быть опущены некоторые связи и мотивировки, легче осуществляются переходы из одного тематического и временного плана в другой, поэт во всем чувствует себя свободнее и непринужденнее. Для Пушкина это и было главным.

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал...

Но почему Пушкину так понадобился свободный роман? Это связано с характером его поэтического замысла. «Евгений Оне­гин» с самого начала мыслился Пушкиным как широкая истори­ческая картина, как поэтическое воссоздание эпохи.

Для такого романа — современного и исторического — как раз и нужна была свободная композиция. Небольшой по объему (как почти все произведения Пушкина), но широкий по по­ставленным целям, роман нуждался в свободном ходе рассказа, в не стесняемом никакими обязательными рамками движении сюжета и авторской мысли, нуждался в возможности, когда это нужно, отступать от фабульного повествования, свободно вме­шиваться в его ход. Принцип поэтической свободы помогал Пушкину говорить о многом и разном на сравнительно малень­ком пространстве текста. Он помог ему создать роман, который позднее Белинский определил как «энциклопедию русской жизни».


К моменту написания «Онегина» в западноев­ропейской литературе существовала уже богатая тради­ция романа, в следующих его разновидностях:

  • роман-биография (полное или частичное жизнеопи­сание героя);

  • роман-воспитание (описание детства и ранней юно­сти героя);

  • роман-путешествие;

  • любовный роман;

  • авантюрный роман;

  • исторический роман.

  • В «Евгении Онегине» есть черты большинства этих жанров. Мы сразу видим, что в романе изображается по­степенный переход героев от юности к зрелости, часто присутствуют отсылки к детству. Тема воспитания и об­разования очень важна, а процесс взросления челове­ка — один из основных объектов изображения.

  • Одновременно в «Онегине» осуществляется синтез многих лирических жанров. Элегия («Куда, куда вы удали­лись...»), послание (письма героев), эпитафия («надгроб­ный мадригал» Ленского), эклога («Ах, Боже мой, опять эклога!» — говорит Онегин, иронизируя над отношением Ленского к Ольге), ода (пародийно: см. «вступленье» в конце седьмой главы романа). Из этих раз­нообразн. жанровых отсылок складывается то уни­кальное жанровое единство, которое Пушкин называет «свободным романом».

  • Фабула романа. Подобно большинству произведений в жанре романа, «Евгений Онегин» строится на фабуле, т. е. на ряде тесно связанных между собой событий. Эта событийная основа романа необычайно проста. В кратком пересказе она сводится к следующему: юная героиня встречает героя, которого она давно ждала в своих мечтах. Она влюбляется в него, но тот остается холоден и не отвечает на ее чувство. Позднее, спустя годы, герой и героиня снова встречаются, причем героиня уже вышла замуж за другого. На этот раз влюбляется герой, а герои­ня, хотя и продолжает его любить, отказывается следовать голо­су чувства и изменить тем обетам верности, которые она дала мужу и самой себе.

  • Все это просто, обыкновенно, незатейливо. Такое часто встре­чается в жизни и, соответственно, в литературе. Но в самой этой обыкновенности заключено зерно вечного. Не все в ней представляется закончен­ным, не все до конца проясненным, о многих вещах читателю предоставлено догадаться самому.

  • Мы, например, не знаем всех подробностей жизни Онегина после того, как он убил Ленского. Мы не знаем и можем только догадываться, под влиянием каких обстоятельств Татьяна из робкой и застенчивой уездной барышни превратилась в испол­ненную достоинства гордую светскую даму. Все эти подробности были далеко не столь важны для глубинного замысла Пушкина — для его широ­кого исторического повествования.

  • Роман кончается сценой объяснения Татьяны с Онегиным. Событийная линия в романе достигает своей кульминации. Но она тут же и обрывается. Фабульный узел Пушкиным намеренно не развязывается.

  • При внешней незавершенности фабулы композиция произве­дения производит впечатление вполне законченной и завершен­ной. Такое впечатление достигается, в частности, своеобразным композиц. кольцом.

  • Сюжет романа несложен и делится на две части:

  • главы с первой по седьмую — история любви Татья­ны к Онегину (параллельно развивается сюжетная линия Ленского и Ольги);

  • глава восьмая — история любви Онегина к Татьяне.

  • Эти сюжеты отражаются друг в друге. Кульминацией каждого из них служит письмо, а развязкой — ответный монолог-отповедь. Кульминацией всего сюжета можно считать дуэль (после нее меняется система персонажей, исключаются две важные фигуры — Ленский и Ольга).

  • Важную сюжетно-композиционную функцию выпол­няют экскурсы в прошлое героев, пейзажные и другие лирические отступления.

  • Отдельное место занимает «Путешествие Онегина», первоначально задуманное как восьмая глава романа. Оно сохранилось в отрывках.

  • Существенная особенность сюжета — подчеркнутый отказ от привычных, традиционных, «ожидаемых» для читателя сюжетных ходов.

  • Особенности стиха и строфики романа. «Е.О.» на­писан четырехстопным ямбом. У Пушкина это любимый размер, который способен создавать ритм и интонацию непринужденного повествования-беседы. Это очень гиб­кий размер: он может быть и разговорным, и напевным, и в меру торжественным, и легким.

  • Каждая строфа в «Евгении Онегине» насчитывает 14 стихов, и они рифмуются следующим образом: абабввггдееджж. Первое четверостишие с перекрестной рифмов­кой, второе — со смежной, третье — с опоясывающей. Такого вида строфа ранее не встречалась и получила назва­ние «онегинской».

  • Задуманный как исторический, «Е.О.» является романом многотемным. И для многотемного произв-я строфа, созданная Пушкиным, и оказалась особенно удобной. Каждая строфа в «Евгении Онегине» подобна маленькой (в строфе 14 стихов), относительно законченной главке. Писателю всегда легче переходить к новой теме в новой главе. В «Евгении Онегине», по существу, не восемь глав, как это формально значится, а восемь глав, помноженных на количество строф в каждой главе.

  • Роман «Евгений Онегин» как народное произведение. Народность литературы — это глубокая связь, которая существует между худ. произв-ем и жизнью народа, среди которого оно создано: связь с исто­рией народа, его бытом, его нравственными убеждениями, его взглядом на вещи. Эта связь видна в «Е.О.» в каждой сцене или картине, в каждом герое, в каждом слове писателя-поэта. Читая роман, все время чувствуешь: это Рос­сия, это написано русским поэтом. В романе все неповторимо русское: и картины природы, и нравы, и персонажи, и, главное, та точка зрения, с какой автор смотрит на те или иные события, на людей, на человеческие отношения. Пушкин изображает в романе в основном представителей дворянского сословия, их жизнь показана в романе в первую очередь. Но это не мешает роману быть народным. Важно не кого изображает писатель, а как изображает. Все явления жизни и всех героев Пушкин оценивает с общенародной точки зрения.

  • Со стра­ниц романа встаёт более пятидесяти образов, воплощающих дух и настроения эпохи — то ярких и волнующих глубиной своих переживаний (Онегин, Татьяна, Ленский), то мелькающих перед нами, как силуэты, иногда непосредственно связанных с разви­тием интриги (мать Татьяны, муж Татьяны, её няня, Зарецкий и др.), иногда появляющихся только в отдельных эпизодах ро­мана (гости на именинах Татьяны, представители московского и петербургского света и др.), а иногда просто упоминаемых в ро­мане (отец и дядя Онегина, отец Татьяны, писатели Державин, Баратынский, Языков, Богданович и др.). Беспрерывный калей­доскоп этих образов, возникающий перед нами на фоне русского быта и пейзажа, и создаёт необычайную ощутимость реальности картины жизни, изображаемой в романе.

  • Историческое значение романа «Евгений Онегин». Пушкин вложил в роман не просто семь лет жизни, но свой ум, свою на­блюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России.

  • «Е.О.» обогатил многими важными худ. открытиями и самого Пушкина, и всю последующую рус­скую литературу. Самые известные лит. персонажи первой пол. XIX в., так называемые «лишние люди», представляют собой развитие в новых истори­ческих условиях онегинского типа.

  • Образцом для многих русских писателей послепушкинской эпохи стало и особенное сюжетное построение «Е.О.». Оно основано на ситуации, когда через любовные отноше­ния, через героиню проверяется герой и оценивается его со­циальное и историческое значение. Такое построение позволяет сделать любовный сюжет основой уже не собственно-любовного, а романа социального и исто­рического.

  • Наконец, сама форма свободного повествования, художест­венно проверенная автором «Евгения Онегина», имела большое значение в развитии русской литературы. В тра­дициях свободного повествования создавались и «Мертвые ду­ши», и «Кому на Руси жить хорошо», и «Василий Теркин».

  • Лирическое и эпическое в романе

  • При раскрытии этой темы следует учитывать жанро­вое своеобразие «романа в стихах», его сходство с по­эмой, романтические истоки, прообраз — у Байрона. Но у Пушкина есть и полемика с Байроном, сюжет строго привязан к конкретным времени и пространству. Герои показаны в широком социально-психологическом и историко-культурном контексте. Лирическое начало выра­жено в авторских отступлениях и в литературных реми­нисценциях, отсылающих к различным жанрам поэзии.

  • «Евгений Онегин» — «роман в романе». Это обуслов­лено лиро-эпической природой текста. «Внутренний» план повествования — эпический (основной вымыш­ленный сюжет романа), «внешний» — лирический (ав­торские отступления).

  • Эпический аспект содержания романа:

  • изображение судьбы Онегина, характерного предста­вителя определенной части русского дворянства (впо­следствии в русской литературе обозначилась четкая традиция изображения так называемого «лишнего чело­века» — см. об этом в отдельной теме);

  • образ Татьяны как эпический, первый глубокий рус­ский женский характер. Ср. Достоевский о Татьяне: «Татьяна: это тип твердый, стоящий твердо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его», «положительный тип русской женщины» (впоследствии в русской литературе обозначилась соответствующая традиция изображения женских характеров);

  • изображение важнейших историко-культурных ком­плексов России — Петербурга, Москвы и деревни с ха­рактерными антитезами; с этими местами-темами связаны судьбы и пути главных героев (Онегин движется из Петербурга в дерев­ню, потом через провинцию опять возвращается в Пе­тербург; Татьяна движется из деревни через Москву в Петербург), а также лирического героя-поэта; сюжетное движение Онегина и Татьяны навстречу друг другу и трагическое расхождение их путей (они «размину­лись» и впоследствии встретились, когда было уже позд­но: ведь их «невстреча» про­изошла гораздо раньше, в деревне) воплощает трагиче­скую идею невозможности счастья (слова: «А счастье было так возможно, // Так близко...» — звучат как груст­ная ирония), и эта тема тоже составляет эпический уро­вень произведения, так как переживание невозможности счастья является всеобщим, переносится и на поэта, на его поколение (см. заключительные строфы романа).

  • Таким образом, судьбы героев показаны на широком историко-культурном фоне и в философской перспективе.

  • Лирический аспект содержания романа выражается в ав­торских отступлениях и в разнообразных отсылках к жан­рам поэзии на протяжении всего повествования. Вообще лирическое начало в романе столь сильно, что послужило источником вдохновения для П. И. Чай­ковского, создавшего оперу «Евгений Онегин», в кото­рой почти не передается эпическое содержание романа, а присутствует в основном лирический план.

  • Композиция романа

  • Сюжет романа раскрывается реалистически плавно и об­стоятельно. Действие продолжается около 3,5 лет.

  • Композиция романа всюду обнаруживает следы упорной борьбы автора с ро­мантическими традициями и с погоней за занимательностью сю­жета.

  • 1. «Е.О.» — «роман в романе». «Внутренний» план повествования — история любви Онегина и Татьяны, Лен­ского и Ольги. Но на «внешнем» плане повествования можно обнаружить своеобразный «сверхсюжет» — разго­вор повествователя-поэта (прообраз которого сам ав­тор) с читателем (сам Пушкин говорил, что роман «тре­бует болтовни»).

  • 2. Вместо внезапной и эффектной завязки мы находим в двух первых главах бытовой фон и хар-ки героев. Узел интриги отодвинут в романе к третьей главе («Пора пришла — она влюбилась»).

  • 3. В развитии интриги — три кульминационных момента: отповедь Онегина Татьяне в саду, именины Татьяны с трагическим финалом — дуэлью Онегина с Ленским — и по­следнее объяснение Татьяны с Онегиным. Все три момента — в том числе и сцена дуэли — раскрываются в романе в чисто реалистическом плане.

  • 4. Особенность композиционной структуры «Е.О.» за­ключается в том, что это «свободный роман», «собранье пёстрых глав». Композиц. «сво­бода» романа выразились в много­численных отступлениях от эпической линии повествования.

  • 5. Отсутствует в романе и эффективный конец. Герои разошлись, затаив в душе горе, и роман на этом кончается. «Открытый» финал романа также вызывает постоянное творческое соучастие читателей в ре­шении главной проблемы — «человек и мир», «человек и общество». Пушкин оставляет финал открытым, чтобы максимально приблизить сюжет романа к реальности. Открытый финал использовался Пушкиным специально, и это не недостаток, а подтверждение таланта поэта.

  • 6. Композиц. замысел автора отчётливо проступает в со­четании образов романа. Разочарованный столичный дэнди Онегин — и мечтательная «уездная барышня» Татьяна, скеп­тик Онегин — и романтик Ленский — такая антитеза харак­теров неизбежно влекла за собой столкновение героев и трагизм развязки. Столкновение характеров осложняется в романе глу­бочайшим конфликтом героев с действительностью. Ленский по­гибает, Онегин не находит счастья в жизни, Татьяна остаётся с разбитым сердцем. Так глубина идейного замысла автора на­шла себе воплощение в сочетании образов романа.

  • 7. Параллелизм — художественный прием, подчер­кивающий связь определенных элементов произ­ведения и дающий возможность их сравнить и выявить характерные черты каждого из них. На­пример, параллели героев: друзья Онегин — Ленский, «друзья» Онегин — Автор, сестры Татьяна — Ольга. Отношения: Онегин — Татья­на, с одной стороны, Ленский — Ольга — с дру­гой. Сцены: бал на именинах Татьяны — бал в Петербурге.

  • 8. Зеркальная симметрия – основной прием в построении композиции романа. Способом ее выражения является смена героями позиций, занимаемых в романе. Сначала Татьяна и Евгений встречаются. 1) Татьяна встре­тила и полюбила Онегина — пишет письмо — слушает отповедь Евгения; 2) Онегин встретил Татьяну в Петербурге и полюбил ее — пишет письмо — слушает ее отповедь. Сравнение этих частей показывает, как изменился характер главного героя на протяжении романа.
    9. Лирические отступления. Они делают Ав­тора одним из главных действующих лиц, что раздвигает границы произведения, дает возмож­ность отразить в романе русскую жизнь во всех ее проявлениях. Лир. отступления объе­диняют текст романа в единое целое.

  • Еще больше Пушкин раздвигает границы произведения за счет постоянного творческого соучастия читателей в решении проблем, по­ставленных в романе. Вместо категоричных оце­нок в «Евгении Онегине» предлагается серия вопросов, обращенных непосредственно к чита­телю, — о мотивах поведения героев, об их судь­бе. Читатель отвечает на эти вопросы самостоя­тельно (его направляет логика повествования) или обсуждает возможные решения вместе с Ав­тором.

  • 1. Принцип противоречий в романе.

  • Отдельным изданием роман вышел только в марте 1833 г. В ходе работы над произведением, которая длилась более семи лет, изменялся замысел, автор, мода, эпоха. В результате в текст романа были включены противоречивые утверждения: Татьяна не знает русского языка и в то же время «русская душою», пись­мо Татьяны бережно хранит автор, и оно же находится в архиве Онегина и т. д. Уже первая глава заканчивается словами:

  • Я кончил первую главу: Пересмотрел все это строго;

  • Противоречий очень много, Но их исправить не хочу...

  • 2. Принцип построения романа.

  • А. С. Пушкин в «Онегине» поставил очень сложную задачу — жизненную ситуацию как таковую. Поэтому роман начинается с середины действия и имеет открытую концовку — ведь соб­ственно жизнь не имеет ни начала, ни конца. С целью подчерк­нуть эту композиционную особенность, автор в конце седьмой главы дает вступление, явно пародийного характера.

  • Традиционное построение романного текста, посвященного любовной истории, предполагало определенные нормы разви­тия сюжета. Героев должны были разделять «непреодолимые препятствия», которые потом так или иначе устранялись, и они счастливо соединялись в конце произведения. В «Евгении Оне­гине» все наоборот: сначала никаких препятствий не существу­ет, напротив, все пророчат свадьбу, но соединения не происхо­дит. В конце же появляется препятствие — брак Татьяны. Но если традиционно препятствие — порождение предрассудка, деспотизма, коварства, то здесь героиня не хочет устранять препятствие, так как видит в нем не внешнюю силу, а нрав­ственную ценность. Роман заканчивается ничем, что сводит к нулю значимость каждого сюжетного поворота.

  • 3. Принцип сопоставления характеров.

  • Придав «Онегину» характер романа с продолжением, А. С. Пуш­кин создал новый принцип построения такого произведения: чи­тателю преподносится герой, главное в котором не поступки, а взаимодействие с окружающим миром. Каждый раз Онегин противопоставлен другим персонажам. Система этих противопо­ставлений может быть представлена так:

  • Онегин — петербург. общество;

  • Онегин — автор;

  • Онегин — Ленский;

  • Онегин — помещики;

  • Онегин — Татьяна;

  • Онегин — Зарецкий.

  • Все герои соотнесены с центральным персонажем, но нико­гда не вступают в сопоставление характеров между собой.

  • Такая же система противопоставлений существует и для Татьяны:

  • Татьяна

  • — Ольга;

  • Татьяна

  • — семья Лариных;

  • Татьяна

  • — няня;

  • Татьяна

  • — Онегин;

  • Татьяна

  • — автор;

  • Татьяна

  • — московское общество;

  • Татьяна

  • — петербургский свет;

  • Татьяна

  • — Нина Вороненая.

  • Любопытно, что муж Татьяны нигде не выступает в каче­стве сопоставленного с ней характера, он — лишь персонифи­цированное сюжетное обстоятельство.

  • 4. «Поэзия действительности».

  • А. С. Пушкин, поставив своей целью разрушение романных рамок, не только нарушает традиционное течение сюжета, но и всячески стремится подчеркнуть, что герои его не романные, а живые люди. В этом отношении показательна его реплика в письме к Вяземскому: «Представь себе, моя Татьяна вышла замуж». Поэтому, когда Татьяна ждет от Онегина поведения ро­манного героя, как «коварного искусителя», или «ангела-храните­ля», то он оказывается ни тем, ни другим, а просто порядочным человеком. Как только Татьяна определила его словом «пародия», Онегин оказался способен на настоящее глубокое чувство.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!