Принципы реализма | Их реализация |
Равноправие всех изображаемых сфер жизни | Высокое и низкое находят отражение в романе, гак как они одинаково достойны изображения. |
Обусловленность образов конкретной социальной средой | С точки зрения Пушкина, среда определяет способ мышления, чувства, поступки человека, но при этом характер не является точной копией эталона среды, так как он способен к развитию. |
Обусловленность образов конкретной исторической эпохой (истор. детерминизм) | Эпоха во многом определяет мировосприятие человека, его образ мышления, его идеалы, поэтому роман изобилует образами и деталями, точно фиксирующими приметы той или иной эпохи. |
Обусловленность образов набором индивидуально-личностных черт (психолог. детерминизм) | Каждый человек обладает неповторимой индивидуальностью, поэтому в одну и ту же эпоху, в одной и той же среде невозможно встретить двух одинаковых людей. |
Всестороннее изображение характера | Каждый персонаж в изображении Пушкина предстает как сложная, многогранная личность, неподдающаяся однолинейной трактовке. |
Эволюция характера персонажа | В отличие от героев произв-й кл-зма или романтизма герои романа Пушкина претерпевают эволюцию, меняются под воздействием обстоятельств жизни. |
Синтез типизации и индивидуализации | В отличие от героев произведений классицизма или романтизма герои романа Пушкина с одной стороны, являются типичными представителями среды и эпохи, с другой — наделены яркими индивидуальными чертами характера, что делает их дальнейшую судьбу непредсказуемой. |
Объективация образа автора | В отличие от произведений классицизма и романтизма образ героя нетождественен образу автора. Автор, как и герой, имеет свой характер, свою судьбу. |
Народность | Адекватное отражение в художественном произведении народного миросозерцания, проблем, существенных для жизни народа, разрешение которых способствует развитию лучших человеческих качеств; привлечение элементов фольклорной поэтики. |
Историзм | Не формальное обращение к исторической теме, эпохе, прошлому страны, а попытка понять причины и закономерности исторического развития. |
«Евгений Онегин», таким образом, писался в течение 7 лет, и даже более — если учитывать поправки, которые Пушкин вносил в текст после 1830 г. За это время многое менялось и в России, и в самом Пушкине. Все эти перемены не могли не найти отражения в тексте романа. Роман писался как бы «по ходу жизни». С каждой новой главой он все более становился похож на поэтическую хронику русской жизни, на ее своеобразную поэтическую историю. Белинский недаром называл роман «Евгений Онегин» «историческим».
Картина русской действительности, изображенная Пушкиным в романе, столь точна и правдива в частностях, что Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». По роману можно знакомиться с русской жизнью 20-х гг. XIX в., изучать ее не только в главных ее явлениях и процессах, но и в мелочах. Вспомним, например, одно из многих удивительно правдивых описаний Пушкина — описание дома, в котором жил дядя Онегина:
Почтенный замок был построен, Везде высокие покои.
Во вкусе умной старины. И печи в пестрых изразцах.
Самое замечательное здесь — очень точные, исторически достоверные детали («штофные обои», «печи в пестрых изразцах»). Все описание составлено из «правдивых деталей». Это и делает описание таким впечатляющим и таким худ-но содержательным. Для романа «Евгений Онегин» это характерный пример.
Мы уже успели убедиться в том, что все персонажи романа Пушкина — типические характеры. Как они рисуются Пушкиным, как он изображает своих главных героев? Онегина мы узнаем все лучше и полнее через обстоятельства его жизни: через особенности его воспитания, влияния на него петербургской светской жизни, затем жизни в деревенской глуши и т. д. Татьяна показана в романе не сама по себе, а в той среде, которая воспитала ее характер и ее душу: среди деревенской природы, в близости к няне, рядом с простодушными родителями, которые ни в чем ей не мешали. Эти характерные жизненные обстоятельства помогли ей стать такой, какова она есть, а нам они помогают полнее, глубже узнать и понять Татьяну, узнать всю доподлинную правду о ней. Через типичные жизненные обстоятельства раскрывается и Ленский, и другие герои романа. Роман «Евгений Онегин» по всем своим качествам оказывается подлинно реалистическим произведением. Он является реалистическим романом и по характеру изображения персонажей, и по характеру изображения жизни в целом.
Пушкин подчеркивает, что его роман — в стихах, и значит, не похож на известные романы: ведь до сих пор все романы писались, как правило, прозой. Стиховая речь — необычная и в известной мере условная. В обыденной жизни стихами не разговаривают. Это определяет не только особенности стиховой речи, но и ее возможности. Стихи больше, чем проза, позволяют отклоняться от всего привычного, традиционного, потому что сами являются неким «отклонением». В мире стихов поэт чувствует себя в известном отношении свободнее, чем в прозе. В романе в стихах могут быть опущены некоторые связи и мотивировки, легче осуществляются переходы из одного тематического и временного плана в другой, поэт во всем чувствует себя свободнее и непринужденнее. Для Пушкина это и было главным.
Еще не ясно различал...
Но почему Пушкину так понадобился свободный роман? Это связано с характером его поэтического замысла. «Евгений Онегин» с самого начала мыслился Пушкиным как широкая историческая картина, как поэтическое воссоздание эпохи.
Для такого романа — современного и исторического — как раз и нужна была свободная композиция. Небольшой по объему (как почти все произведения Пушкина), но широкий по поставленным целям, роман нуждался в свободном ходе рассказа, в не стесняемом никакими обязательными рамками движении сюжета и авторской мысли, нуждался в возможности, когда это нужно, отступать от фабульного повествования, свободно вмешиваться в его ход. Принцип поэтической свободы помогал Пушкину говорить о многом и разном на сравнительно маленьком пространстве текста. Он помог ему создать роман, который позднее Белинский определил как «энциклопедию русской жизни».
К моменту написания «Онегина» в западноевропейской литературе существовала уже богатая традиция романа, в следующих его разновидностях:
В «Евгении Онегине» есть черты большинства этих жанров. Мы сразу видим, что в романе изображается постепенный переход героев от юности к зрелости, часто присутствуют отсылки к детству. Тема воспитания и образования очень важна, а процесс взросления человека — один из основных объектов изображения.
Одновременно в «Онегине» осуществляется синтез многих лирических жанров. Элегия («Куда, куда вы удалились...»), послание (письма героев), эпитафия («надгробный мадригал» Ленского), эклога («Ах, Боже мой, опять эклога!» — говорит Онегин, иронизируя над отношением Ленского к Ольге), ода (пародийно: см. «вступленье» в конце седьмой главы романа). Из этих разнообразн. жанровых отсылок складывается то уникальное жанровое единство, которое Пушкин называет «свободным романом».
Фабула романа. Подобно большинству произведений в жанре романа, «Евгений Онегин» строится на фабуле, т. е. на ряде тесно связанных между собой событий. Эта событийная основа романа необычайно проста. В кратком пересказе она сводится к следующему: юная героиня встречает героя, которого она давно ждала в своих мечтах. Она влюбляется в него, но тот остается холоден и не отвечает на ее чувство. Позднее, спустя годы, герой и героиня снова встречаются, причем героиня уже вышла замуж за другого. На этот раз влюбляется герой, а героиня, хотя и продолжает его любить, отказывается следовать голосу чувства и изменить тем обетам верности, которые она дала мужу и самой себе.
Все это просто, обыкновенно, незатейливо. Такое часто встречается в жизни и, соответственно, в литературе. Но в самой этой обыкновенности заключено зерно вечного. Не все в ней представляется законченным, не все до конца проясненным, о многих вещах читателю предоставлено догадаться самому.
Мы, например, не знаем всех подробностей жизни Онегина после того, как он убил Ленского. Мы не знаем и можем только догадываться, под влиянием каких обстоятельств Татьяна из робкой и застенчивой уездной барышни превратилась в исполненную достоинства гордую светскую даму. Все эти подробности были далеко не столь важны для глубинного замысла Пушкина — для его широкого исторического повествования.
Роман кончается сценой объяснения Татьяны с Онегиным. Событийная линия в романе достигает своей кульминации. Но она тут же и обрывается. Фабульный узел Пушкиным намеренно не развязывается.
При внешней незавершенности фабулы композиция произведения производит впечатление вполне законченной и завершенной. Такое впечатление достигается, в частности, своеобразным композиц. кольцом.
Сюжет романа несложен и делится на две части:
главы с первой по седьмую — история любви Татьяны к Онегину (параллельно развивается сюжетная линия Ленского и Ольги);
глава восьмая — история любви Онегина к Татьяне.
Эти сюжеты отражаются друг в друге. Кульминацией каждого из них служит письмо, а развязкой — ответный монолог-отповедь. Кульминацией всего сюжета можно считать дуэль (после нее меняется система персонажей, исключаются две важные фигуры — Ленский и Ольга).
Важную сюжетно-композиционную функцию выполняют экскурсы в прошлое героев, пейзажные и другие лирические отступления.
Отдельное место занимает «Путешествие Онегина», первоначально задуманное как восьмая глава романа. Оно сохранилось в отрывках.
Существенная особенность сюжета — подчеркнутый отказ от привычных, традиционных, «ожидаемых» для читателя сюжетных ходов.
Особенности стиха и строфики романа. «Е.О.» написан четырехстопным ямбом. У Пушкина это любимый размер, который способен создавать ритм и интонацию непринужденного повествования-беседы. Это очень гибкий размер: он может быть и разговорным, и напевным, и в меру торжественным, и легким.
Каждая строфа в «Евгении Онегине» насчитывает 14 стихов, и они рифмуются следующим образом: абабввггдееджж. Первое четверостишие с перекрестной рифмовкой, второе — со смежной, третье — с опоясывающей. Такого вида строфа ранее не встречалась и получила название «онегинской».
Задуманный как исторический, «Е.О.» является романом многотемным. И для многотемного произв-я строфа, созданная Пушкиным, и оказалась особенно удобной. Каждая строфа в «Евгении Онегине» подобна маленькой (в строфе 14 стихов), относительно законченной главке. Писателю всегда легче переходить к новой теме в новой главе. В «Евгении Онегине», по существу, не восемь глав, как это формально значится, а восемь глав, помноженных на количество строф в каждой главе.
Роман «Евгений Онегин» как народное произведение. Народность литературы — это глубокая связь, которая существует между худ. произв-ем и жизнью народа, среди которого оно создано: связь с историей народа, его бытом, его нравственными убеждениями, его взглядом на вещи. Эта связь видна в «Е.О.» в каждой сцене или картине, в каждом герое, в каждом слове писателя-поэта. Читая роман, все время чувствуешь: это Россия, это написано русским поэтом. В романе все неповторимо русское: и картины природы, и нравы, и персонажи, и, главное, та точка зрения, с какой автор смотрит на те или иные события, на людей, на человеческие отношения. Пушкин изображает в романе в основном представителей дворянского сословия, их жизнь показана в романе в первую очередь. Но это не мешает роману быть народным. Важно не кого изображает писатель, а как изображает. Все явления жизни и всех героев Пушкин оценивает с общенародной точки зрения.
Со страниц романа встаёт более пятидесяти образов, воплощающих дух и настроения эпохи — то ярких и волнующих глубиной своих переживаний (Онегин, Татьяна, Ленский), то мелькающих перед нами, как силуэты, иногда непосредственно связанных с развитием интриги (мать Татьяны, муж Татьяны, её няня, Зарецкий и др.), иногда появляющихся только в отдельных эпизодах романа (гости на именинах Татьяны, представители московского и петербургского света и др.), а иногда просто упоминаемых в романе (отец и дядя Онегина, отец Татьяны, писатели Державин, Баратынский, Языков, Богданович и др.). Беспрерывный калейдоскоп этих образов, возникающий перед нами на фоне русского быта и пейзажа, и создаёт необычайную ощутимость реальности картины жизни, изображаемой в романе.
Историческое значение романа «Евгений Онегин». Пушкин вложил в роман не просто семь лет жизни, но свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России.
«Е.О.» обогатил многими важными худ. открытиями и самого Пушкина, и всю последующую русскую литературу. Самые известные лит. персонажи первой пол. XIX в., так называемые «лишние люди», представляют собой развитие в новых исторических условиях онегинского типа.
Образцом для многих русских писателей послепушкинской эпохи стало и особенное сюжетное построение «Е.О.». Оно основано на ситуации, когда через любовные отношения, через героиню проверяется герой и оценивается его социальное и историческое значение. Такое построение позволяет сделать любовный сюжет основой уже не собственно-любовного, а романа социального и исторического.
Наконец, сама форма свободного повествования, художественно проверенная автором «Евгения Онегина», имела большое значение в развитии русской литературы. В традициях свободного повествования создавались и «Мертвые души», и «Кому на Руси жить хорошо», и «Василий Теркин».
Лирическое и эпическое в романе
При раскрытии этой темы следует учитывать жанровое своеобразие «романа в стихах», его сходство с поэмой, романтические истоки, прообраз — у Байрона. Но у Пушкина есть и полемика с Байроном, сюжет строго привязан к конкретным времени и пространству. Герои показаны в широком социально-психологическом и историко-культурном контексте. Лирическое начало выражено в авторских отступлениях и в литературных реминисценциях, отсылающих к различным жанрам поэзии.
«Евгений Онегин» — «роман в романе». Это обусловлено лиро-эпической природой текста. «Внутренний» план повествования — эпический (основной вымышленный сюжет романа), «внешний» — лирический (авторские отступления).
Эпический аспект содержания романа:
изображение судьбы Онегина, характерного представителя определенной части русского дворянства (впоследствии в русской литературе обозначилась четкая традиция изображения так называемого «лишнего человека» — см. об этом в отдельной теме);
образ Татьяны как эпический, первый глубокий русский женский характер. Ср. Достоевский о Татьяне: «Татьяна: это тип твердый, стоящий твердо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его», «положительный тип русской женщины» (впоследствии в русской литературе обозначилась соответствующая традиция изображения женских характеров);
изображение важнейших историко-культурных комплексов России — Петербурга, Москвы и деревни с характерными антитезами; с этими местами-темами связаны судьбы и пути главных героев (Онегин движется из Петербурга в деревню, потом через провинцию опять возвращается в Петербург; Татьяна движется из деревни через Москву в Петербург), а также лирического героя-поэта; сюжетное движение Онегина и Татьяны навстречу друг другу и трагическое расхождение их путей (они «разминулись» и впоследствии встретились, когда было уже поздно: ведь их «невстреча» произошла гораздо раньше, в деревне) воплощает трагическую идею невозможности счастья (слова: «А счастье было так возможно, // Так близко...» — звучат как грустная ирония), и эта тема тоже составляет эпический уровень произведения, так как переживание невозможности счастья является всеобщим, переносится и на поэта, на его поколение (см. заключительные строфы романа).
Таким образом, судьбы героев показаны на широком историко-культурном фоне и в философской перспективе.
Лирический аспект содержания романа выражается в авторских отступлениях и в разнообразных отсылках к жанрам поэзии на протяжении всего повествования. Вообще лирическое начало в романе столь сильно, что послужило источником вдохновения для П. И. Чайковского, создавшего оперу «Евгений Онегин», в которой почти не передается эпическое содержание романа, а присутствует в основном лирический план.
Композиция романа
Сюжет романа раскрывается реалистически плавно и обстоятельно. Действие продолжается около 3,5 лет.
Композиция романа всюду обнаруживает следы упорной борьбы автора с романтическими традициями и с погоней за занимательностью сюжета.
1. «Е.О.» — «роман в романе». «Внутренний» план повествования — история любви Онегина и Татьяны, Ленского и Ольги. Но на «внешнем» плане повествования можно обнаружить своеобразный «сверхсюжет» — разговор повествователя-поэта (прообраз которого сам автор) с читателем (сам Пушкин говорил, что роман «требует болтовни»).
2. Вместо внезапной и эффектной завязки мы находим в двух первых главах бытовой фон и хар-ки героев. Узел интриги отодвинут в романе к третьей главе («Пора пришла — она влюбилась»).
3. В развитии интриги — три кульминационных момента: отповедь Онегина Татьяне в саду, именины Татьяны с трагическим финалом — дуэлью Онегина с Ленским — и последнее объяснение Татьяны с Онегиным. Все три момента — в том числе и сцена дуэли — раскрываются в романе в чисто реалистическом плане.
4. Особенность композиционной структуры «Е.О.» заключается в том, что это «свободный роман», «собранье пёстрых глав». Композиц. «свобода» романа выразились в многочисленных отступлениях от эпической линии повествования.
5. Отсутствует в романе и эффективный конец. Герои разошлись, затаив в душе горе, и роман на этом кончается. «Открытый» финал романа также вызывает постоянное творческое соучастие читателей в решении главной проблемы — «человек и мир», «человек и общество». Пушкин оставляет финал открытым, чтобы максимально приблизить сюжет романа к реальности. Открытый финал использовался Пушкиным специально, и это не недостаток, а подтверждение таланта поэта.
6. Композиц. замысел автора отчётливо проступает в сочетании образов романа. Разочарованный столичный дэнди Онегин — и мечтательная «уездная барышня» Татьяна, скептик Онегин — и романтик Ленский — такая антитеза характеров неизбежно влекла за собой столкновение героев и трагизм развязки. Столкновение характеров осложняется в романе глубочайшим конфликтом героев с действительностью. Ленский погибает, Онегин не находит счастья в жизни, Татьяна остаётся с разбитым сердцем. Так глубина идейного замысла автора нашла себе воплощение в сочетании образов романа.
7. Параллелизм — художественный прием, подчеркивающий связь определенных элементов произведения и дающий возможность их сравнить и выявить характерные черты каждого из них. Например, параллели героев: друзья Онегин — Ленский, «друзья» Онегин — Автор, сестры Татьяна — Ольга. Отношения: Онегин — Татьяна, с одной стороны, Ленский — Ольга — с другой. Сцены: бал на именинах Татьяны — бал в Петербурге.
8. Зеркальная симметрия – основной прием в построении композиции романа. Способом ее выражения является смена героями позиций, занимаемых в романе. Сначала Татьяна и Евгений встречаются. 1) Татьяна встретила и полюбила Онегина — пишет письмо — слушает отповедь Евгения; 2) Онегин встретил Татьяну в Петербурге и полюбил ее — пишет письмо — слушает ее отповедь. Сравнение этих частей показывает, как изменился характер главного героя на протяжении романа.
9. Лирические отступления. Они делают Автора одним из главных действующих лиц, что раздвигает границы произведения, дает возможность отразить в романе русскую жизнь во всех ее проявлениях. Лир. отступления объединяют текст романа в единое целое.
Еще больше Пушкин раздвигает границы произведения за счет постоянного творческого соучастия читателей в решении проблем, поставленных в романе. Вместо категоричных оценок в «Евгении Онегине» предлагается серия вопросов, обращенных непосредственно к читателю, — о мотивах поведения героев, об их судьбе. Читатель отвечает на эти вопросы самостоятельно (его направляет логика повествования) или обсуждает возможные решения вместе с Автором.
1. Принцип противоречий в романе.
Отдельным изданием роман вышел только в марте 1833 г. В ходе работы над произведением, которая длилась более семи лет, изменялся замысел, автор, мода, эпоха. В результате в текст романа были включены противоречивые утверждения: Татьяна не знает русского языка и в то же время «русская душою», письмо Татьяны бережно хранит автор, и оно же находится в архиве Онегина и т. д. Уже первая глава заканчивается словами:
Я кончил первую главу: Пересмотрел все это строго;
Противоречий очень много, Но их исправить не хочу...
2. Принцип построения романа.
А. С. Пушкин в «Онегине» поставил очень сложную задачу — жизненную ситуацию как таковую. Поэтому роман начинается с середины действия и имеет открытую концовку — ведь собственно жизнь не имеет ни начала, ни конца. С целью подчеркнуть эту композиционную особенность, автор в конце седьмой главы дает вступление, явно пародийного характера.
Традиционное построение романного текста, посвященного любовной истории, предполагало определенные нормы развития сюжета. Героев должны были разделять «непреодолимые препятствия», которые потом так или иначе устранялись, и они счастливо соединялись в конце произведения. В «Евгении Онегине» все наоборот: сначала никаких препятствий не существует, напротив, все пророчат свадьбу, но соединения не происходит. В конце же появляется препятствие — брак Татьяны. Но если традиционно препятствие — порождение предрассудка, деспотизма, коварства, то здесь героиня не хочет устранять препятствие, так как видит в нем не внешнюю силу, а нравственную ценность. Роман заканчивается ничем, что сводит к нулю значимость каждого сюжетного поворота.
3. Принцип сопоставления характеров.
Придав «Онегину» характер романа с продолжением, А. С. Пушкин создал новый принцип построения такого произведения: читателю преподносится герой, главное в котором не поступки, а взаимодействие с окружающим миром. Каждый раз Онегин противопоставлен другим персонажам. Система этих противопоставлений может быть представлена так: