СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

№ 26 ЕГЭ. Художественные средства выразительности.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Второй урок темы "Изобразительно-выразительные средства языка" позволяет повторить художественные средства, изученные в основной школе, вводит понятия новых художественных средств и с опрой на открытый банк заданий ФИПИ отрабатывается часть задания №26 ( работа выстроена в части тропов).

Просмотр содержимого документа
«№ 26 ЕГЭ. Художественные средства выразительности.»

№ 26

26

Вспомнить все тропы, изученные в основной школе (проверяемые на ОГЭ). Познакомиться с параграфом 3 учебника. Выучить определения новых художественных средств (метонимия, перефраза). Прорешать на сайте «Решу ОГЭ» задание №3 (один подход по 10). Записать в тетрадь 11 фразеологизмов с НИ, озвученных на уроке.
  • Вспомнить все тропы, изученные в основной школе (проверяемые на ОГЭ).
  • Познакомиться с параграфом 3 учебника.

Выучить определения новых художественных средств (метонимия, перефраза).

  • Прорешать на сайте «Решу ОГЭ» задание №3 (один подход по 10).
  • Записать в тетрадь 11 фразеологизмов с НИ, озвученных на уроке.
Фразеологизмы с НИ. Не путай с повторяющимся   Ни слуху ни духу Ни дать ни взять Ни стать ни сесть Ни вперед ни назад Ни свет ни заря Ни жив ни мертв Ни рыба ни мясо Ни себе ни людям Ни два ни полтора Ни шатко ни валко Ни пуха ни пера союзом при однородных членах.

Фразеологизмы с НИ.

Не путай

с повторяющимся

  •   Ни слуху ни духу
  • Ни дать ни взять
  • Ни стать ни сесть
  • Ни вперед ни назад
  • Ни свет ни заря
  • Ни жив ни мертв
  • Ни рыба ни мясо
  • Ни себе ни людям
  • Ни два ни полтора
  • Ни шатко ни валко
  • Ни пуха ни пера

союзом

при

однородных

членах.

26 ЕГЭ. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста . Некоторые термины , использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка .

Список терминов:

1) фразеологизмы

2) гипербола

3) синонимы

4) развёрнутые метафоры

5) вопросно-ответная форма изложения

6) эпитеты

7) анафора

8) диалектизм

9) парцелляция

«Статья А. С. Грина меньше всего похожа на дежурную юбилейную речь. А. С. Грин говорит о «наболевшем» и в полемике с неназванными, но реальными противниками блестяще использует троп  — (А)_____ («прелестная улыбка» в предложении 18, «гигантский труд» и «великий пейзаж» в предложении 26). Он не записывает заранее заготовленные, «отглаженные» фразы, а ищет непосредственно в процессе письма способы точно выразить мысль. Поэтому здесь использован троп  — (Б)_____ (например, «повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак» в предложении 2; «„искусство” приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью» в предложении 26) — и лексическое средство выразительности  — (В)_____ («краток, мгновенен» в предложении 15). Синтаксический приём  — (Г)_____ (предложения 20–23) — помогает автору ярче передать свои мысли».

№ 26 ЕГЭ. Прочитайте фрагмент рецензии . В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. РЕЦЕНЗИЯ,  -и;  ж.  [от лат. recensio - рассмотрение] Официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-л. научного сочинения, произведения искусства.  Написать, опубликовать, зачитать рецензию.   Р. на спектакль, на дипломную работу.   Хвалебная, критическая р.   Газетная, журнальная р.  

№ 26 ЕГЭ. Прочитайте фрагмент рецензии . В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

РЕЦЕНЗИЯ,  -и;  ж.  [от лат. recensio - рассмотрение] Официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-л. научного сочинения, произведения искусства.  Написать, опубликовать, зачитать рецензию.   Р. на спектакль, на дипломную работу.   Хвалебная, критическая р.   Газетная, журнальная р.  

26 ЕГЭ. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста . Некоторые термины , использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка .

Список терминов:

1) фразеологизмы

2) гипербола

3) синонимы

4) развёрнутые метафоры

5) вопросно-ответная форма изложения

6) эпитеты

7) анафора

8) диалектизм

9) парцелляция

«Статья А. С. Грина меньше всего похожа на дежурную юбилейную речь. А. С. Грин говорит о «наболевшем» и в полемике с неназванными, но реальными противниками блестяще использует троп  — (А)_____ («прелестная улыбка» в предложении 18, «гигантский труд» и «великий пейзаж» в предложении 26). Он не записывает заранее заготовленные, «отглаженные» фразы, а ищет непосредственно в процессе письма способы точно выразить мысль. Поэтому здесь использован троп  — (Б)_____ (например, «повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак» в предложении 2; «„искусство” приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью» в предложении 26) — и лексическое средство выразительности  — (В)_____ («краток, мгновенен» в предложении 15). Синтаксический приём  — (Г)_____ (предложения 20–23) — помогает автору ярче передать свои мысли».

1.Эпитет – образное определение, подчеркивающее характерное свойство предмета (Сквозь  волнистые  туманы пробирается луна, на  печальные  поляны льёт  печально  свет она.…).  2. Постоянный эпитет- определения, которые постоянно употребляются по отношению к одному и тому же слову (конь …, девица…)  3. Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого ( Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит. );  4. Метафора  – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства ( Руки как золото — золотые руки ; Горит костёр рябины красной )   Троп(ы) – слова и выражения, используемые в переносном значении .

1.Эпитет – образное определение, подчеркивающее характерное свойство предмета (Сквозь  волнистые  туманы пробирается луна, на  печальные  поляны льёт  печально  свет она.…). 2. Постоянный эпитет- определения, которые постоянно употребляются по отношению к одному и тому же слову (конь …, девица…) 3. Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого ( Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит. ); 4. Метафора – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства ( Руки как золото — золотые руки ; Горит костёр рябины красной )

Троп(ы)

слова и выражения, используемые в переносном значении .

 5. Гипербола – излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета ( В сто тысяч солнц закат пылал );   6. Литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления ( Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка ).   Троп(ы) – слова и выражения, используемые в переносном значении .

5. Гипербола – излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета ( В сто тысяч солнц закат пылал ); 6. Литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления ( Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка ).

Троп(ы)

слова и выражения, используемые в переносном значении .

7.Олицетворение – приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям ( Спит земля в сиянье голубом );  8. Метонимия – иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь ( Все флаги в гости будут к нам . Лес поет вместо  В лесу поют птицы ).   Троп(ы) – слова и выражения, используемые в переносном значении.

7.Олицетворение – приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям ( Спит земля в сиянье голубом ); 8. Метонимия – иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь ( Все флаги в гости будут к нам . Лес поет вместо В лесу поют птицы ).

Троп(ы)

слова и выражения, используемые в переносном значении.

8. Метонимия – иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь ( Все флаги в гости будут к нам . Лес поет вместо  В лесу поют птицы ).  9. Синекдоха – разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот ( Мы все глядим в Наполеоны );   Троп(ы) – слова и выражения, используемые в переносном значении.

8. Метонимия – иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь ( Все флаги в гости будут к нам . Лес поет вместо В лесу поют птицы ). 9. Синекдоха – разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот ( Мы все глядим в Наполеоны );

Троп(ы)

слова и выражения, используемые в переносном значении.

10. Перифраза (перифраз) – замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты (Царь зверей /вместо лев/);   11. Ирония – скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному (Отколе, умная, бредёшь ты, голова?) Троп(ы) – слова и выражения, используемые в переносном значении.

10. Перифраза (перифраз) – замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты (Царь зверей /вместо лев/); 11. Ирония – скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному (Отколе, умная, бредёшь ты, голова?)

Троп(ы)

слова и выражения, используемые в переносном значении.

№ 26 (1). Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Л. Тишков, просто, кратко, но ярко и выразительно рассказывает нам истории известных людей. В лексике текста довольно часто встречаются (А)_____ («не было» в предложении 9, «прошлое» в предложении 10, «можно изображать» в предложении 28), а также такой троп , как (Б)_____ («тяжёлые испытания» в предложении 2, «серебряным штрихом» и «загадочную жизнь» в предложении 22, «искреннее и правдивое» [творчество] в предложении 32) Список терминов: 1) вводные слова и предложения 2) эпитеты 3) парцелляция 4) восклицательные предложения 5) антонимы 6) синекдоха 7) ряды однородных членов предложения 8) анафора 9) лексические повторы

26 (1). Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Л. Тишков, просто, кратко, но ярко и выразительно рассказывает нам истории известных людей. В лексике текста довольно часто встречаются (А)_____ («не было» в предложении 9, «прошлое» в предложении 10, «можно изображать» в предложении 28), а также такой троп , как (Б)_____ («тяжёлые испытания» в предложении 2, «серебряным штрихом» и «загадочную жизнь» в предложении 22, «искреннее и правдивое» [творчество] в предложении 32)

Список терминов:

1) вводные слова и предложения

2) эпитеты

3) парцелляция

4) восклицательные предложения

5) антонимы

6) синекдоха

7) ряды однородных членов предложения

8) анафора

9) лексические повторы

№ 26 (1). Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Л. Тишков, просто, кратко, но ярко и выразительно рассказывает нам истории известных людей. В лексике текста довольно часто встречаются (А)_____ («не было» в предложении 9, «прошлое» в предложении 10, «можно изображать» в предложении 28), а также такой троп , как (Б)_____ («тяжёлые испытания» в предложении 2, «серебряным штрихом» и «загадочную жизнь» в предложении 22, «искреннее и правдивое» [творчество] в предложении 32) Список терминов: 1) вводные слова и предложения 2) эпитеты 3) парцелляция 4) восклицательные предложения 5) антонимы 6) синекдоха 7) ряды однородных членов предложения 8) анафора 9) лексические повторы

26 (1). Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Л. Тишков, просто, кратко, но ярко и выразительно рассказывает нам истории известных людей. В лексике текста довольно часто встречаются (А)_____ («не было» в предложении 9, «прошлое» в предложении 10, «можно изображать» в предложении 28), а также такой троп , как (Б)_____ («тяжёлые испытания» в предложении 2, «серебряным штрихом» и «загадочную жизнь» в предложении 22, «искреннее и правдивое» [творчество] в предложении 32)

Список терминов:

1) вводные слова и предложения

2) эпитеты

3) парцелляция

4) восклицательные предложения

5) антонимы

6) синекдоха

7) ряды однородных членов предложения

8) анафора

9) лексические повторы

№ 26 (2).Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует такое синтаксическое средство выразительности , как (А)_____ (предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как (Б)_____ («В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и (В)_____ (предложения 2—3, 8-9). Такой троп, как (Г)_____ (предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества». (22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро. Список терминов: 1) ряды однородных членов 2) литота 3) лексический повтор 4) эпитеты 5) цитирование 6) диалектизм 7) развёрнутая метафора 8) риторический вопрос 9) восклицательные предложения

26 (2).Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует такое синтаксическое средство выразительности , как (А)_____ (предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как (Б)_____ («В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и (В)_____ (предложения 2—3, 8-9). Такой троп, как (Г)_____ (предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества».

(22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.

Список терминов:

1) ряды однородных членов

2) литота

3) лексический повтор

4) эпитеты

5) цитирование

6) диалектизм

7) развёрнутая метафора

8) риторический вопрос

9) восклицательные предложения

№ 26 (2).Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует такое синтаксическое средство выразительности , как (А)_____ (предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как (Б)_____ («В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и (В)_____ (предложения 2—3, 8-9). Такой троп, как (Г)_____ (предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества». ( 22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро. Список терминов: 1) ряды однородных членов 2) литота 3) лексический повтор 4) эпитеты 5) цитирование 6) диалектизм 7) развёрнутая метафора 8) риторический вопрос 9) восклицательные предложения

26 (2).Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует такое синтаксическое средство выразительности , как (А)_____ (предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как (Б)_____ («В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и (В)_____ (предложения 2—3, 8-9). Такой троп, как (Г)_____ (предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества».

( 22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.

Список терминов:

1) ряды однородных членов

2) литота

3) лексический повтор

4) эпитеты

5) цитирование

6) диалектизм

7) развёрнутая метафора

8) риторический вопрос

9) восклицательные предложения

26 (3). Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка…

«В предложенном тексте И.А. Ильин говорит с читателем о сказке — о той самой сказке, где живут чудеса, волшебство, добро и справедливость. Автор даёт собственную оценку этому жанру и приглашает нас к приятному… Воплощению замысла автора способствует целый ряд средств выразительности. В синтаксисе это, например, (А)________ (предложения 7, 11, 12) и (Б) __________(предложения 2, 25 ). В лексике неоднократно используются (В) ________ ("ждать у моря погоды", "с открытой душой"), благополучно соединяясь с яркими тропами, среди которых отметим, в частности, (Г) ___________ (предложение 15).

(15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.

Список терминов:

1) фразеологизмы

2) антитеза

3) неполные предложения

4) метафора

5) ряды однородных членов предложения

6) восклицательные предложения

7) лексический повтор

8) гипербола

9) анафора

26 (3). Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка…

«В предложенном тексте И.А. Ильин говорит с читателем о сказке — о той самой сказке, где живут чудеса, волшебство, добро и справедливость. Автор даёт собственную оценку этому жанру и приглашает нас к приятному… Воплощению замысла автора способствует целый ряд средств выразительности. В синтаксисе это, например, (А)________ (предложения 7, 11, 12) и (Б) __________(предложения 2, 25 ). В лексике неоднократно используются (В) ________ ("ждать у моря погоды", "с открытой душой"), благополучно соединяясь с яркими тропами, среди которых отметим, в частности, (Г) ___________ (предложение 15).

(15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.

Список терминов:

В - 1) фразеологизмы

2) антитеза

3) неполные предложения

Г - 4) метафора

5) ряды однородных членов предложения

6) восклицательные предложения

7) лексический повтор

8) гипербола

9) анафора

Выучить определения всех художественных средств. № 26 (поработать с тропами).
  • Выучить определения всех художественных средств.
  • № 26 (поработать с тропами).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!