№ 26
- Вспомнить все тропы, изученные в основной школе (проверяемые на ОГЭ).
- Познакомиться с параграфом 3 учебника.
Выучить определения новых художественных средств (метонимия, перефраза).
- Прорешать на сайте «Решу ОГЭ» задание №3 (один подход по 10).
- Записать в тетрадь 11 фразеологизмов с НИ, озвученных на уроке.
Фразеологизмы с НИ.
Не путай
с повторяющимся
- Ни дать ни взять
- Ни стать ни сесть
- Ни вперед ни назад
- Ни свет ни заря
- Ни жив ни мертв
- Ни рыба ни мясо
- Ни себе ни людям
- Ни два ни полтора
- Ни шатко ни валко
- Ни пуха ни пера
союзом
при
однородных
членах.
№ 26 ЕГЭ. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста . Некоторые термины , использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка .
Список терминов:
1) фразеологизмы
2) гипербола
3) синонимы
4) развёрнутые метафоры
5) вопросно-ответная форма изложения
6) эпитеты
7) анафора
8) диалектизм
9) парцелляция
«Статья А. С. Грина меньше всего похожа на дежурную юбилейную речь. А. С. Грин говорит о «наболевшем» и в полемике с неназванными, но реальными противниками блестяще использует троп — (А)_____ («прелестная улыбка» в предложении 18, «гигантский труд» и «великий пейзаж» в предложении 26). Он не записывает заранее заготовленные, «отглаженные» фразы, а ищет непосредственно в процессе письма способы точно выразить мысль. Поэтому здесь использован троп — (Б)_____ (например, «повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак» в предложении 2; «„искусство” приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью» в предложении 26) — и лексическое средство выразительности — (В)_____ («краток, мгновенен» в предложении 15). Синтаксический приём — (Г)_____ (предложения 20–23) — помогает автору ярче передать свои мысли».
№ 26 ЕГЭ. Прочитайте фрагмент рецензии . В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
РЕЦЕНЗИЯ, -и; ж. [от лат. recensio - рассмотрение] Официальный письменный отзыв, содержащий анализ и оценку какого-л. научного сочинения, произведения искусства. Написать, опубликовать, зачитать рецензию. Р. на спектакль, на дипломную работу. Хвалебная, критическая р. Газетная, журнальная р.
№ 26 ЕГЭ. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста . Некоторые термины , использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка .
Список терминов:
1) фразеологизмы
2) гипербола
3) синонимы
4) развёрнутые метафоры
5) вопросно-ответная форма изложения
6) эпитеты
7) анафора
8) диалектизм
9) парцелляция
«Статья А. С. Грина меньше всего похожа на дежурную юбилейную речь. А. С. Грин говорит о «наболевшем» и в полемике с неназванными, но реальными противниками блестяще использует троп — (А)_____ («прелестная улыбка» в предложении 18, «гигантский труд» и «великий пейзаж» в предложении 26). Он не записывает заранее заготовленные, «отглаженные» фразы, а ищет непосредственно в процессе письма способы точно выразить мысль. Поэтому здесь использован троп — (Б)_____ (например, «повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак» в предложении 2; «„искусство” приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью» в предложении 26) — и лексическое средство выразительности — (В)_____ («краток, мгновенен» в предложении 15). Синтаксический приём — (Г)_____ (предложения 20–23) — помогает автору ярче передать свои мысли».
1.Эпитет – образное определение, подчеркивающее характерное свойство предмета (Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.…). 2. Постоянный эпитет- определения, которые постоянно употребляются по отношению к одному и тому же слову (конь …, девица…) 3. Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого ( Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит. ); 4. Метафора – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства ( Руки как золото — золотые руки ; Горит костёр рябины красной )
Троп(ы) –
слова и выражения, используемые в переносном значении .
5. Гипербола – излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета ( В сто тысяч солнц закат пылал ); 6. Литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления ( Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка ).
Троп(ы) –
слова и выражения, используемые в переносном значении .
7.Олицетворение – приписывание качеств, действий, эмоций человека предметам, природе, абстрактным понятиям ( Спит земля в сиянье голубом ); 8. Метонимия – иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь ( Все флаги в гости будут к нам . Лес поет вместо В лесу поют птицы ).
Троп(ы) –
слова и выражения, используемые в переносном значении.
8. Метонимия – иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь ( Все флаги в гости будут к нам . Лес поет вместо В лесу поют птицы ). 9. Синекдоха – разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот ( Мы все глядим в Наполеоны );
Троп(ы) –
слова и выражения, используемые в переносном значении.
10. Перифраза (перифраз) – замена названия предмета или явления описанием их отличительных признаков или указанием на характерные черты (Царь зверей /вместо лев/); 11. Ирония – скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному (Отколе, умная, бредёшь ты, голова?)
Троп(ы) –
слова и выражения, используемые в переносном значении.
№ 26 (1). Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Л. Тишков, просто, кратко, но ярко и выразительно рассказывает нам истории известных людей. В лексике текста довольно часто встречаются (А)_____ («не было» в предложении 9, «прошлое» в предложении 10, «можно изображать» в предложении 28), а также такой троп , как (Б)_____ («тяжёлые испытания» в предложении 2, «серебряным штрихом» и «загадочную жизнь» в предложении 22, «искреннее и правдивое» [творчество] в предложении 32)
Список терминов:
1) вводные слова и предложения
2) эпитеты
3) парцелляция
4) восклицательные предложения
5) антонимы
6) синекдоха
7) ряды однородных членов предложения
8) анафора
9) лексические повторы
№ 26 (1). Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Л. Тишков, просто, кратко, но ярко и выразительно рассказывает нам истории известных людей. В лексике текста довольно часто встречаются (А)_____ («не было» в предложении 9, «прошлое» в предложении 10, «можно изображать» в предложении 28), а также такой троп , как (Б)_____ («тяжёлые испытания» в предложении 2, «серебряным штрихом» и «загадочную жизнь» в предложении 22, «искреннее и правдивое» [творчество] в предложении 32)
Список терминов:
1) вводные слова и предложения
2) эпитеты
3) парцелляция
4) восклицательные предложения
5) антонимы
6) синекдоха
7) ряды однородных членов предложения
8) анафора
9) лексические повторы
№ 26 (2).Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует такое синтаксическое средство выразительности , как (А)_____ (предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как (Б)_____ («В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и (В)_____ (предложения 2—3, 8-9). Такой троп, как (Г)_____ (предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества».
(22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) литота
3) лексический повтор
4) эпитеты
5) цитирование
6) диалектизм
7) развёрнутая метафора
8) риторический вопрос
9) восклицательные предложения
№ 26 (2).Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует такое синтаксическое средство выразительности , как (А)_____ (предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как (Б)_____ («В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и (В)_____ (предложения 2—3, 8-9). Такой троп, как (Г)_____ (предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества».
( 22)Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) литота
3) лексический повтор
4) эпитеты
5) цитирование
6) диалектизм
7) развёрнутая метафора
8) риторический вопрос
9) восклицательные предложения
№ 26 (3). Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка…
«В предложенном тексте И.А. Ильин говорит с читателем о сказке — о той самой сказке, где живут чудеса, волшебство, добро и справедливость. Автор даёт собственную оценку этому жанру и приглашает нас к приятному… Воплощению замысла автора способствует целый ряд средств выразительности. В синтаксисе это, например, (А)________ (предложения 7, 11, 12) и (Б) __________(предложения 2, 25 ). В лексике неоднократно используются (В) ________ ("ждать у моря погоды", "с открытой душой"), благополучно соединяясь с яркими тропами, среди которых отметим, в частности, (Г) ___________ (предложение 15). …
(15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.
Список терминов:
1) фразеологизмы
2) антитеза
3) неполные предложения
4) метафора
5) ряды однородных членов предложения
6) восклицательные предложения
7) лексический повтор
8) гипербола
9) анафора
№ 26 (3). Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка…
«В предложенном тексте И.А. Ильин говорит с читателем о сказке — о той самой сказке, где живут чудеса, волшебство, добро и справедливость. Автор даёт собственную оценку этому жанру и приглашает нас к приятному… Воплощению замысла автора способствует целый ряд средств выразительности. В синтаксисе это, например, (А)________ (предложения 7, 11, 12) и (Б) __________(предложения 2, 25 ). В лексике неоднократно используются (В) ________ ("ждать у моря погоды", "с открытой душой"), благополучно соединяясь с яркими тропами, среди которых отметим, в частности, (Г) ___________ (предложение 15). …
(15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.
Список терминов:
В - 1) фразеологизмы
2) антитеза
3) неполные предложения
Г - 4) метафора
5) ряды однородных членов предложения
6) восклицательные предложения
7) лексический повтор
8) гипербола
9) анафора
- Выучить определения всех художественных средств.
- № 26 (поработать с тропами).