Дата:
Класс: 3
Номер урока и четверть: 1:1
Тема раздела: “Россия-Родина моя”.
Тема урока: «Мелодия-душа музыки».
Цель урока: дать понятие о выразительных возможностях мелодии.
Задачи - Образовательная:
Воспитательная:
воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;
формировать музыкальный вкус;
пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.
Развивающая:
развивать внимание, слуховую память, воображение;
способствовать расширению кругозора;
развитие эмоциональной сферы детей.
Тип урока: Вводный
Музыкальный материал:
Методы: Прием новизны, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный.
Оборудование:
ХОД УРОКА
1 этап. Организационный момент.
Вход под музыку
-Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас после долгих летних каникул. И прежде чем мы начнем наш урок, я хочу, чтоб мы с вами друг друга поприветствовали. А для этого мы с вами сейчас разучим музыкальное приветствие.
Музыкальное приветствие «Хэй, хэй».
2 этап. Подготовка к новому материалу. Слайд 1
-Ребята, какую музыку вы слушали во время каникул?
-Что вам запомнилось из курса 2 класса?
-Какие песни вы помните из тех, что пели на уроках музыки в прошлом году?
Исполняем 1 песню по желанию учеников.
-Ребята второй класс у нас позади, и я вас поздравляю с новым учебным годом и переходом в 3 класс. И нашу новую тему в этом году я хочу начать с разучивания попевки «Мы-третьеклассники!».
- Но сначала ответьте мне на вопрос. Слайд 2.
- Ребята при помощи чего можно записать музыкальное произведение? (Нотами)
-Для чего нужно петь по нотам? (Чтобы спеть правильно мелодию).
-Правильно. Мы все должны придерживаться определенной мелодии при пении. Если мы будем петь так, как захотим, спеть песню красиво, хором одинаково у нас получиться? (Нет.)
(Вспоминаем певческую установку)
Разучиваем попевку «Мы- третьеклассники». Слайд 3
«Мы – третьеклассники» Д.Кабалевского
Мы – третьеклассники,
Мы – третьеклассники,
Мы люди взрослые, не малыши
Мы – третьеклассники не малыши.
Мы – мальчики, мы – мальчики (мальчики маршируют)
Серьёзный мы народ
Когда наступит лето
Отправимся в поход
Отправимся в поход.
Мы – третьеклассники,
Мы – третьеклассники,
Мы люди взрослые, не малыши
Мы – третьеклассники не малыши.
Мы – девочки, мы – девочки (девочки выполняют танцевальные движения)
Весёлые резвушки
Когда настанет лето
И мы пойдём в поход,
И мы пойдём в поход.
Мы – третьеклассники,
Мы – третьеклассники,
Мы люди взрослые, не малыши
Мы – третьеклассники не малыши.
3 этап. Изучение нового материала.
-Ребята вы исполнили попевку не плохо, все старались придерживаться правильной мелодии, той мелодии, которую написал композитор Д. Кабалевский.
-Ребята, как вы думаете, как будет сегодня называться тема нашего урока? (Ответы детей)
- Слайд 4 Тема урока сегодня «Мелодия – душа музыки». А что же такое мелодия и почему она является душой музыки? (Ответы детей)
-Мелодия-слово красивое само по себе, благородное. Словом, мелодия стали обозначать звуковую линию, благодаря которой мы с вами выучим попевку «Мы-третьеклассники.»
Слайд 5
-Мелодические линии могут быть прямыми, волнообразными, ломанными, поступенно вверх, поступенно вниз
-Скажите какая мелодия в нашей попевке? (Ответы детей)
-Ребята, всегда ли мелодия одинаковая? (Нет)
-А какая мелодия еще бывает? (грустной, веселой; быстрой, медленной; тихой громкой.)
Как человеческая речь состоит из слов, так и мелодия состоит из звуков. Как не всякое последовательность слов является речью, так и не всякое последовательность звуков является мелодией.
- Я играю звуки (играю отдельные в произвольном порядке звуки), это мелодия? (Нет).
- Почему? (Звуки мелодии — это как отдельные буквы и слова в нашей речи должны связываться в предложения, мелодия должна нам о чём-то рассказывать).
Слайд 6 Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia","meloc",что означает пение, напев.
-Мелодия – это мысль, выраженная звуками, это главное из средств музыкальной выразительности. Она является основой всякого произведения. Мелодия-это то, что мы с вами можем пропеть, даже если мы не запомнили ее целиком. Мы напеваем ее отдельные мотивы, фразы.
-Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу. Поэтому по праву можно сказать, что мелодия – это душа музыки.
Слайд 7
-Сегодня мы с вами познакомимся с симфонией №4 Посмотрите на портрет и назовите имя Композитора? (Портрет Петра Ильича Чайковского -выдающийся русский композитор.)
-Кто помнит, что такое симфония? (Это большое произведение для симфонического оркестра)
-Давайте вспомним биографию композитора Чайковского?
Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в Воткинске Вятской губернии, в семье директора Воткинского завода. Пётр был вторым ребёнком в семье: в 1838 родился его старший брат Николай, в 1842 — сестра Александра (в замужестве Давыдова) и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году.
Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина. В доме проводились музыкальные вечера. Способности к музыке у Пети Чайковского проявились рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления.
(сначала рассказывают дети, потом смотрим ролик.)
Видеоролик биография П.И.Чайковского
- Сегодня мы послушаем 2 часть симфонии №4 а вы скажите, какими чувствами наполнена эта музыка? Что вы представляете, слушая вторую часть симфонии?
Слушаем вторую часть 4 симфонии П.Чайковского.
(Раздаю каждому таблицу эмоциональных состояний.)
-Постарайтесь найти в словаре те слова которые подходят к этому произведению.
-Какими чувствами была наполнена эта музыка? (Любви к Родине, России, нежностью, бережным отношением к цветам, земле… Музыка рисует картины Родины, края и т.д.)
-А кто мне напомнит, какая у нас тема урока? (Мелодия)
-Сейчас мы еще раз послушаем произведение, запомните задание: внимательно вслушаться в мелодию и расставить правильно средства музыкальной выразительности.
Слушаем вторую часть 4 симфонии П.Чайковского Слайд 8
Мелодия-волнообразная
Лад-минорный
Регистр-средний
Ритм –ровный
Звуковедение-связное
Темп-медленный
Динамика-p, f, p.
Музыкальная переменка.
-Чайковский очень любил Россию, ее березы, луга, народные песни и использовал их мелодии для создания своих настоящих шедевров музыкального искусства.
-Ребята, как вы понимаете слова Чайковского: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь!»? (Всю душу отдавал России, все свои таланты, силы, все творчества его прославляет Россию, его Родину).
- а вы любите свою Родину? что такое Родина? (Ответы детей).
-Созвучна теме сегодняшнего урока и романс русского композитора М.И.Глинки. (Показываю портрет) который называется «Жаворонок». Послушайте его и ответьте на вопрос: «Какой характер? Какие чувства, образ передаёт композитор в мелодии этого романса?»
Слайд 9.Исполняю «Жаворонок». Говорим о характере произведения, о содержании.
- Это лирическая песня. В ней передаётся любовь к русской природе. Мы с вами сегодня начнём разучивать эту песню, но сначала нужно подготовиться и распеться
(Учим в 2 приема: 1-показываю движение мелодии рукой, затем пропеваем.
2-Работа над кантиленой, пропеванием гласных.)
5 этап. Подведение итогов урока. Слайд 10
-Ребята, что такое мелодия?
-Мы выяснили, что мелодия является главным выразительным средством музыки. Её называют душой музыки. Почему? (Мелодия передаёт чувства, мысли, переживания, внутренний мир человека.)
- с мелодией какого произведения мы сегодня познакомились? (Симфония №4 Чайковского)
- Какое произведение и какого композитора мы сегодня исполняли? («Жаворонок» Глинки)
Слайд 11
5 этап Д\З. Нарисовать рисунок к симфонии №4 П.Чайковского.
огромное пожалуйста.