СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3 класс. Литературное чтение. ТЕМА. КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА. К. Г. ПАУСТОВСКИЙ «РАСТРЕПАННЫЙ ВОРОБЕЙ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для обучения составлению характеристики героев, нахождению в тексте олицетворений, сравнений.

Просмотр содержимого документа
«3 класс. Литературное чтение. ТЕМА. КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА. К. Г. ПАУСТОВСКИЙ «РАСТРЕПАННЫЙ ВОРОБЕЙ»»

3 класс. Литературное чтение.

Тема. Краткий пересказ рассказа К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»


Тип урока: решение учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для обучения составлению характеристики героев, нахождению в тексте олицетворений, сравнений (художественные средства изобразительности), соответствующих фрагментов текста для подтверждения ответов, краткому пересказу событий произведения на материале того или иного фрагмента; способствовать развитию ассоциативного мышления, внимания, памяти; содействовать воспитанию чувства любви к природе, окружающему миру

Планируемые результаты

Предметные: научатся делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте

Метапредметные: познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям и инсценировании; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее, сохраняя на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с поставленной задачей; оценивают свои достижения и результаты сверстников по выработанным критериям и выбранным формам оценивания; коммуникативные: строят связное высказывание из 7–8 предложений по теме; диалог в паре или группе, задают вопросы

Личностные: осознают эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

Образовательные ресурсы: толковый словарь, аудиозапись музыкального фрагмента балета С. Прокофьева «Золушка», тест

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Деятельность обучающегося

I. Организация начала урока

Мы сказки знаем назубок, ведь с детства их читаем.

Но что-то новое, дружок, сегодня мы узнаем!

Сообщают о готовности
к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.




2. Речевая разминка

– С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (С произведением К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей».)

– К какому жанру относится данное произведение – сказка это или рассказ? Обратимся за помощью к толковому словарю С. И. Ожегова.

– Существует ли такой воробей, который может вернуть хрустальную веточку, или он бывает только в сказках? Кто главные герои сказки?

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

Прочитайте скороговорку про себя: Ах вы, сени, сени, сени, вышел в сени сонный Сеня.

И в сенях споткнулся Сеня, и кувырк через ступени.

– Какое слово придает скороговорке веселое настроение? Как вы понимаете слово «кувырк»? Прочитайте скороговорку шепотом, немного громче, громко и внятно, быстро.

– Представьте, что Сене встретился невежа, он над ним насмехается. Как можно прочитать скороговорку от лица этого человека?

– А теперь Сене встретился вежливый человек. Он подал ему руку, помог встать. Как вежливый сочувствующий человек прочитает эту скороговорку?

Рассказмалая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера.

Сказка – повествовательное, обычно народно- поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил

Выполняют речевую зарядку.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Послушайте музыкальное произведение – отрывок из балета Сергея Прокофьева «Золушка». Как вы думаете, какому моменту сказки он соответствует. (Золушка убегает с бала и теряет туфельку.) Как вы догадались? (Мы услышали бой часов.)

– Если вы когда-нибудь попадете на этот балет, в момент звучания этого отрывка вы обязательно вспомните другое произведение – сказку К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей». О чем это произведение? (Автор рассказывает о том, как Маша спасла воробья, а потом воробей помог девочке.)

– Прочитайте тему урока. Сегодня продолжим исследовать произведение К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей»

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев.

IV. Работа над содержанием текста: характеристика образа воробья

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– В рассказе главный герой не человек, это животное, воробей, по его имени назван рассказ. Какими были по характеру герои сказки воробей Пашка и ворона? Какими вы их представляете? Какой он, воробей Пашка? Какие еще средства для создания персонажа использует автор? Обратите внимание на сравнение, которое автор использует для своего героя: «…как маленький пушистый снаряд».

– Какие качества Пашки он хотел подчеркнуть этими словами? (Отвагу, независимость, стремительность, особенно привлекательные и удивительные в маленьком пушистом тельце.) Чем еще необычен рассказ Паустовского? (В нем живут необычные предметы: старые стенные часы, стеклянный букетик, музыкальные инструменты, которые похожи на «живые добрые существа».)

– Прочитайте отрывок рассказа с описанием часов, а затем описание музыкальных инструментов. Все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев у ворот, снег, зима – также одушевлены. Какое настроение создают эти ожившие предметы? (Сказочное, волшебное, приподнятое.) У К. Г. Паустовского рассказ получился веселый или печальный? (Веселый, счастливый, смешной.)

– Почему же его персонажи так часто плачут? Вспомните, от чего обычно плачут люди? (Люди плачут от горя, от обиды, от боли и т.д.)

– Найдите эпизоды, где персонажи рассказа плачут, перечитайте их и подумайте,

от каких чувств и переживаний они плачут. Работу выполняйте в парах.

– Прочитайте итоговые слова мамы «От маленькой радости смеются, а от большой плачут». Как вы понимаете эти слова? (Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.)

Высказывают свои мнения.

Вывод: Паустовский

наделяет воробья человеческим характером, его герой верный, мужественный, находчивый и одновременно смешной. О его характере мы узнаем в основном из его поступков.

В результате работы
в парах находят следу-

ющие фрагменты текста:

1. «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе
с ней заплакала и Маша».

Вывод: в произведении очень много сказано о не обыкновенных человеческих чувствах: любви, верности и печали, счастье и боли


VI. Пересказ текста

Проводит подготовительную работу к выборочному пересказу текста по плану.

– Прочитайте текст, обращая внимание на то, о чем рассказывается вначале, как развиваются события дальше, чем текст заканчивается.

– Мысленно разделите текст на смысловые части (микротемы).

– Определите главное в каждой части. Отметьте опорные слова или выражения.

1. Трудная жизнь воробьиного племени. 2. Воспоминания старого воробья Чичкина.

3. Спасение Пашки милиционером. 4. Жизнь Пашки в Машиной комнате и его воробьиная благодарность. 5. Нападение на вороний ларек. 6. «Рукопашный бой» воробьев.

7. Пашка на театральной сцене.

– Перечитайте по частям. Выразите словами, что является главным в каждой части.


Выполняют задания.



Составляют план пересказа о жизни воробья Пашки.




Выполняют задания

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание. • Подготовить творческий пересказ от лица воробья.

• Подобрать пословицы к данному произведению.

• Записать диалог с другом «Какими мыслями автор хотел поделиться с читателями»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

VIII. Итог урока. Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением мы работали на уроке? Кто его автор?

– Чему нас учит автор посредством рассказа? (Учит быть послушным, добрым, внимательным, благодарным, заботливым, радоваться за другого.)

– Вспомните начало рассказа и его конец. Что получается? (Начало и конец рассказа похожи.) В чем заключается идея произведения? Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените итоги своей работы на уроке, используя данные критерии оценивания:

• Чуть-чуть неясно…

• Еще придется потрудиться…

• Урок полезен и понятен…

• Да, трудно все-таки учиться…

Отвечают на вопросы.

Заполняют таблицу (см. ресурсный материал).

Вывод: если в семье все друг друга любят,

то никакие проблемы

не страшны.


Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя