IV. Работа над содержанием текста: характеристика образа воробья | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – В рассказе главный герой не человек, это животное, воробей, по его имени назван рассказ. Какими были по характеру герои сказки воробей Пашка и ворона? Какими вы их представляете? Какой он, воробей Пашка? Какие еще средства для создания персонажа использует автор? Обратите внимание на сравнение, которое автор использует для своего героя: «…как маленький пушистый снаряд». – Какие качества Пашки он хотел подчеркнуть этими словами? (Отвагу, независимость, стремительность, особенно привлекательные и удивительные в маленьком пушистом тельце.) Чем еще необычен рассказ Паустовского? (В нем живут необычные предметы: старые стенные часы, стеклянный букетик, музыкальные инструменты, которые похожи на «живые добрые существа».) – Прочитайте отрывок рассказа с описанием часов, а затем описание музыкальных инструментов. Все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев у ворот, снег, зима – также одушевлены. Какое настроение создают эти ожившие предметы? (Сказочное, волшебное, приподнятое.) У К. Г. Паустовского рассказ получился веселый или печальный? (Веселый, счастливый, смешной.) – Почему же его персонажи так часто плачут? Вспомните, от чего обычно плачут люди? (Люди плачут от горя, от обиды, от боли и т.д.) – Найдите эпизоды, где персонажи рассказа плачут, перечитайте их и подумайте, от каких чувств и переживаний они плачут. Работу выполняйте в парах. – Прочитайте итоговые слова мамы «От маленькой радости смеются, а от большой плачут». Как вы понимаете эти слова? (Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.) | Высказывают свои мнения. Вывод: Паустовский наделяет воробья человеческим характером, его герой верный, мужественный, находчивый и одновременно смешной. О его характере мы узнаем в основном из его поступков. В результате работы в парах находят следу- ющие фрагменты текста: 1. «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша». Вывод: в произведении очень много сказано о не обыкновенных человеческих чувствах: любви, верности и печали, счастье и боли |