СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы "Чиновники на приеме у "ревизора". Анализ 4 действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", для учащихся 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование понятия о взятке как детали общего уклада жизни эпохи Н. В.Гоголя, как символе безнравственности, порочности общества, о взяточничестве как социальном явлении, определение возможных способов борьбы с взятками; страх перед  ревизором как основа комедийного действия.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы "Чиновники на приеме у "ревизора". Анализ 4 действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", для учащихся 8 класса»

Конспект урока литературы в 8 классе

"Чиновники на приеме у "ревизора".

Анализ 4 действия комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

Цели:

1. образовательная - формирование понятия о взятке как детали общего уклада жизни эпохи Н. В.Гоголя, как символе безнравственности, порочности общества, о взяточничестве как социальном явлении, определение возможных способов борьбы с взятками; страх перед ревизором как основа комедийного действия.

2.развивающая - развитие умения анализировать, обобщать, делать вывод на основе прослушанного, увиденного; выбирать и доказывать точку зрения; развитие умения рассматривать текст с философско-нравственных и этических позиций автора;

3.воспитательная - воспитание любви к слову, литературе; формирование уважения к закону, нетерпимости к коррупции.

Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, инсценировка, анализ детских рисунков.

Оборудование: текст комедии, раздаточный материал (тесты), компьютерная презентация «Н.В.Гоголь и его «Ревизор», рисунки детей, карточки с фамилиями чиновников.

Предварительное задание: подобрать иллюстрации, рисунки к проблеме взяточничества из комедии, найти в тексте комедии отрывки, где герои говорят о взятке.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест.

- В “Ревизоре”, - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел блестяще осуществился в его комедии “Ревизор”. В город приехал инкогнито с проверкой, все чиновники уездного города переполошились. “Надо ему подсунуть!” - решают собравшиеся в доме городничего чиновники. Как они это делают? Об этом и о многом другом мы и поговорим сегодня на уроке.

- Но сначала мы проверим, насколько хорошо вы перечитали 4 действие. Перед вами лежат карточки с фамилиями главных героев комедии. Вы должны ответить на вопрос, выбрав правильный ответ и поднять нужную карточку.

Тест.

1. Кто первый предложил “подсунуть” взятку ревизору? (Земляника)

2.Кто первым идет на приём к Хлестакову? (Ляпкин-Тяпкин)

3.Продолжите фразу: “Имею честь представиться: смотритель училищ титулярный советник…” (Хлопов)

4.Кто рассказывает мнимому ревизору о том, “что здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживаются…”? (Земляника)

5.Кого Добчинский просит помочь узаконить внебрачного сына? (Хлестаков)

6.Кто считает взятку наиболее надёжной мерой против ревизора? (Сквозник-Дмухановский)

7.“Как бы я желал, сударыня быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…” Чьи слова? (Хлестаков)

8.Кто из персонажей брал взятки борзыми щенками? (Ляпкин-Тяпкин)

9.У кого просит деньги Хлестаков: “Да вот тогда вы дали 200, то есть не 200, а 400: я не хочу воспользоваться вашею ошибкою, - так, пожалуй, и теперь столько же, чтобы уже ровно было 800”? (Сквозник-Дмухановский)

2. Анализ 4 действия комедии.

- Запишите в тетрадь эпиграф к сегодняшнему уроку:

…добродушные жулики из «Ревизора».

В.Набоков

- Согласны ли вы с такой оценкой гоголевских чиновников известным писателем?

- С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день после приезда Хлестакова? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю).

Словарная работа.

- Дайте лексическое толкование слову “взятка” . (Взятка - получение должностным лицом любым путем и в любой форме материальных благ за совершение им незаконных действий в интересах лица, дающего взятку. Взяточничество расценивается как серьёзное преступление и карается тюремным заключением).

- Как вы думаете, почему Гоголь заменил слово “взятка” на просторечие “подсунуть”?

- Взятка фигурирует на протяжении всей комедии, мы постоянно встречаемся с моментом дачи взятки, герои говорят о том, что «надо бы ввернуть», «подсунуть», Хлестаков часто произносит фразу «Я взяток не беру», «Вот если бы взаймы».

-Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

- Зачитайте отрывки из комедии, где герои говорят о взятке как необходимости, как о закономерном явлении.

1)Городничий: нет человека, который бы за собой не имел грехов. Аммос Федорович: Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам – рознь. Я говорю всем откровенно, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело… 2) Городничий: Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если же и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья… 3) Городничий (после того, как «ввернул» Хлестакову 400 рублей вместо 200): Ну, слава богу! Деньги взял. Дело, кажется, пойдет на лад. 4)Артемий Филиппович: Воля ваша, Аммос Федорович, нам нужно бы кое-что предпринять. Аммос Федорович: А что именно? Артемий Филиппович: Ну, известно, что! Аммос Федорович: Подсунуть? Артемий Филиппович: Ну да, хоть и подсунуть.

- В действии 4 перед читателем предстает целая вереница взяткодателей. Но комедия «Ревизор» ни в коем случае не комедия о взятке. Какова же роль взятки в произведении? (Взятка – одна из деталей общего порядка, уклада жизни, существующего в описанном Гоголем городе – запись в тетрадь)

- Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья). Цель этих взяток? (Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий).

Явление 3.

- Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

Явление 4.

- Кто пытается “дать взаймы” Хлестакову в 4 действии? (Почтмейстер. Все мысли его вертятся вокруг почты).

- Как он обращается к Хлестакову? (Как к духовному лицу). Какова его речь?

(Бессвязное бормотание)

Явление 5.

- Читаем 5 явление по ролям.

Как ведёт себя чиновник в этой сцене? (Смотритель училищ весь дрожит, язык его заплетается).

- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет).

Явление 6. Просмотр эпизода из кинофильма “Ревизор” (Взятку даёт Земляника).

- Почему Земляника заходит к Хлестакову последним?

(Он бывалый и опытный) Почему он доносит на своих “друзей”? (Земляника последний, его невозможно проверить).

- Вспомните момент, когда Хлестаков догадался, что его принимают за государственного человека. (Это сцена с Бобчинским и Добчинским, где Хлестаков “выпроваживает” гостей).

- Давайте вновь обратимся к эпиграфу. Как вы его понимаете? Что можете сказать о чиновниках?

Запись в тетрадь. Вывод: растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, но каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в речи, действиях и ремарках.

Явление 12-14. Инсценировка (5-7 минут).

- О каких новых свойствах натуры Хлестакова вы узнали? (В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно).

Запись в тетрадь. Вывод по образу Хлестакова:

- пустейший и легкомысленный человек;

- не упустит того, что плывёт в руки;

- способен сыграть любую роль;

- самое большое желание – иметь деньги и власть.

3. Детские рисунки к “Ревизору” и их анализ.

- Дома вы рисовали понравившиеся эпизоды комедии, портреты некоторых персонажей. Дайте коротко характеристику тому, что или кого вы изобразили.

4. Подведение итогов урока.

- Уже в комедии один из методов борьбы со взяткой намечен. Как вы думаете, каков он? (Хлестаков пишет письмо другу Тряпичкину, который пописывает статейки в журнал, обо всем, что с ним происходит, представляя чиновников не в лучшем свете, а чиновники боятся огласки не меньше, чем снятия с должности.).

- Как мы ответим на вопрос: «Искоренима ли взятка? Как с ней бороться?»

- Какие ещё общественные пороки обличает Гоголь в деятельности городничего и чиновников города? (казнокрадство-обкрадывание казны, государства; самоуправство, произвол властей, безнаказанность; мошенничество — хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.).

5. Выставление оценок.

6. Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение: «Искоренима ли взятка?» (тезис сочинения: «Взятка неискоренима» или «С взяточничеством можно бороться»).


ЛИТЕРАТУРА:

- И.В. Софронова, И.М. Фокеева. Формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры: методическое пособие. – Казань, 2011.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!