Вопрос № 33. Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Пафос вольности и протеста против гнёта, чувство одиночества, жажда соц. активности
В лирике Лермонтова выделяют более 30 мотивов. Основные:
Свобода 2. Борьба 3. Одиночество
Мотив свободы
В произведениях отразилась связь с эпохой, наследие декабризма, протест против самодержавия, крепостничества, яркая политическая окраска. Стихотворение «Новгород»(1830) посвящено декабристам:
Сыны снегов, сыны славян,
Зачем вы мужеством упали?
Зачем? Погибнет ваш тиран,
Как все тираны погибали.
До наших дней при имени свободы
Трепещет ваше сердце и кипит!..
«Желание» (1831) — свобода от общества, картина бурного, мятежного проявления страстей:
Я тогда пущуся в море,
Беззаботен и один,
Разгуляюсь на просторе
И потешусь в буйном споре
С дикой прихотью пучин.
В стихотворении «Пленный рыцарь» (1840) появляется символический образ вольных птиц. В стихотворении «1 января» (1840) воплотилась идея о свободе творчества:
Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один...
В стих-и выражено проснувшееся гражданское сознание: герой бросает дерзкий вызов светской черни:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью...
Мотиву свободы противостоит мотив неволи, узничества: «Прощай, немытая Россия» (1841):
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ.
Быть может, за хребтом Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Мотив неволи, узничества особенно ярко выражен в так называемом «Тюремном цикле» (стихи «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»). Наример: «Соседка» (1840):
Не дождаться мне, видно, свободы,
А тюремные дни будто годы...
«Пленный рыцарь» (1840):
Мчись же быстрее, летучее время,
Душно под новой бронею мне стало...
Мотив борьбы
Мотив борьбы тесно связан с эпохой и протестом против существующих порядков. Характерны состояние внутренней дисгармонии и последовательная контрастность: «Парус». Внешне «Парус» напоминает простую пейзажную зарисовку с вполне конкретными и точными образами бушующей и умиротворенной стихии. Возможность сопоставления природных явлений с человеческими переживаниями определяется тем, что у Лермонтова-романтика природа обладает душой. Неразрешимость конфликта паруса и моря — символ конфликта между человеком и жизнью, а противоречивое состояние покоя-бури воспринимается как печальная необходимость, которую человек не может изменить. Вечная неудовлетворенность препятствует счастью человека, и он, противопоставляя себя стихии, одновременно тоскует по естественным ее проявлениям. Прием, когда внутреннее состояние лирического героя соответствует картинам природы, называется образным параллелизмом.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом. —
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет
И мачта гнется и скрипит,
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит! —
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
В стих-и «1831, июня 11 дня» Лермонтов высказывает мысль: «Так жизнь скучна, когда боренья нет».
Мотиву борьбы противостоит мотив трагич. бездействия поколения Лермонтова: «Дума»(1838):
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы...
Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» (1841) — философское размышление поэта о жизни и смерти. Покой исходит на человека из природы, в которой нет противоречий. Поэту «больно и трудно» жить в мире с буйным накалом страстей, он устал, смерть представляется ему выходом из замкнутого круга бесполезной и утомительной борьбы. Сам поэт испытывает противоречивые чувства: он любит жизнь, полную страданий, ему скорее опротивели люди.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха, пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы...
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Темный дуб склонялся и шумел.
Мотив одиночества
Центральный мотив — мотив одиночества: «Парус», «Утес» (1841):
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
В стихотворении «Дубовый листок оторвался от ветки родимой...» в образе дубового листка с особенной яркостью воплотился мотив одиночества:
- На что мне тебя? — отвечает младая чинара, —
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?
Мотиву одиночества противостоит мотив поиска родной души: «Сосна» (1841):
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой —
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Стихотворение «1 января 1840»:
И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю о ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
С мотивом одиночества соседствуют мотивы странничества и изгнанничества: «Тучи» (1840):
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурного, цепью жемчужного
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решенье,
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Стихотворение «И скучно и грустно» (1840):
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить... но кого же?— на время не стоит труда,
Л вечно любить невозможно...
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа.
И радость, и муки, и все так ничтожно.
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка,
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка...
Своеобразие творческого пути М. Ю. Лермонтова: движение от романтизма к реализму, романтические мотивы в зрелой лирике, возврат поэта в позднем творчестве к темам ранней лирики, постоянный интерес к проблеме личности.
Мотивы тоски и одиночества в стихотворениях Лермонтова воспринимались современниками как протест против общественно-политической обстановки 30-х годов XIX века, которая не давала возможности действовать. Одиночество поэта носит активный, мятежный характер. Лермонтов, подобно парусу, находит наслаждение в действии.
Сквозные мотивы лирики Лермонтова (ни один из мотивов не существует изолированно): 1) одиночества, 2) пути, 3) странничества, 4) изгнанничества, 5) действия, 6) свободы, 7) покоя.
Выхожу один я на дорогу...
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
Белеет парус одинокой...
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Дубовый листок оторвался от ветки родимой...
Тучки небесные, вечные странники!..
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники...
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели...
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Я ищу свободы и покоя...
Очень условно можно выделить основные мотивы творчества Лермонтова:
Мотив одиночества, непонятости, невозможности найти единомышленника, «родную душу» ("Одиночество" (1830), "Исповедь" (1831), "Чаша жизни" (1831), "Парус" (1832), "Узник" (1837), "Никто моим словам не внемлет... я один..." (1837), "Сосед" (1837), "Соседка" (1837), «Листок», "Пленный рыцарь”;
Мотив отрицания существующей действительности - "Жалобы турка" (1829), "Умирающий гладиатор" (1835), "Прощай, немытая Россия" (1840);
Мотив безысходности существования и усталости ("И скучно и грустно" (1840), , "Из Гете (Горные вершины...)" (1840), "Выхожу один я на дорогу..." (1841));
Мотив мечты и реальности («Из-под таинственной, холодной полумаски...»)
Мотив предчувствия собственной трагической гибели («Не смейся над моей пророческой тоской...»).
Мотив, с одной стороны, ощущения «необъятных сил» человеческой души, а с другой — ненужности, напрасности активной деятельности, самоотдачи. В «Пророке» и в поэме «Мцыри» прославляются могущество воли, мятеж, борьба, к каким бы трагическим результатам они ни вели. Стремление к свободе у героев Л. сочетается с крушением иллюзий. Герой его не приспособлен к тому миру, в который стремится.
Мотивы безразличия к жизни, разочарованности: «Дума» — размышление поэта о судьбе своего поколения
Мотив противопоставления холодного и враждебного человеку общества миру природы, мотив светлого прошлого созвучен с неприятием бездушного света («Как часто пестрою толпою окружен...»).
Мотив борьбы, жажды героического действия слышен в произведениях, посвященных славной истории России: «Песня про купца Калашникова» о временах Ивана Грозного, в которой герой отстаивает не только свои честь и достоинство, но и общенародные моральные права. А в «Бородино» лирический герой вспоминает о той славной поре национальной истории, когда весь народ поднялся на защиту отечества.
Космические мотивы, противоборство земных и небесных сил - "Мой демон" (1829, 1831), "Молитва" ("Не обвиняй меня, Всесильный...") (1829), "Небо и звезды" (1831), "Земля и небо" (1831), "Когда я в покорности незнанья..." (1831), "Ангел" (1831), "Мой дом" (1881), "Вой" (1882);
Мотив «Святой Руси» в «Песне про... купца Калашникова» или высказывание старого офицера: «Да, были люди в наше время, // Не то, что нынешнее племя: // Богатыри — не вы!» — в стих-и «Бородино», 1837 г..
Мотив ностальгической тоска по детству. Эта тема присутствует, например, в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...».
Мотив возвращения на родину, где проходило детство героя в поэме «Мцыри» сливается с мотивом смерти (см. конец поэмы).
Мотив вечного сна. В «Выхожу один я на дорогу...» отчетливо звучит тема неприятия смерти и появляется мифолог. мотив вечного сна (подобного летаргическому) — в таком «сне» и видится герою идеал.
Мотив побега. Тема побега особенно трагически звучит в поэме «Мцыри».
Социальные мотивы (внутр. обособленность человека в современном поколении, одиночество в светском обществе). Критика поколения звучит в стих-ях «Дума», «Поэт», 1838 г., «Не верь себе», 1839 г..
В стихотворениях на тему светского общества прослеживаются «байронические» темы (фальшь и лицемерие «света», несчастная любовь, дружба-вражда) и настроения (горькая ирония, сарказм, обличительный пафос). Особое трагическое звучание ощущается в связи с мотивом «одиночество в толпе». Теме бала посвящены стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «И скучно, и грустно...» (в последнем стихотворении речь идет уже о жизни вообще).
Мотив неудовлетворенности своей судьбой. В стихотворении «Благодарность» (название имеет иронический смысл) этот мотив звучит как обида, на Бога, и эта своеобразная «антимолитва» заканчивается призыванием смерти. В стих-и «Мое грядущее в тумане...» говорится о неудовлетворенности данной от Бога судьбой.
Пафос вольности и протеста против гнёта, чувство одиночества, жажда социальной активности
Пушкину больше свойственны оптимизм и разнообразие мотивов, а Лермонтова отличают пессимизм, дисгармония, ощущение неудовлетворенности собственной судьбой и современной эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоски, безысходности. Лирика Лермонтова в сравнении с лирикой Пушкина носит мрачный, трагический характер. В то же время в ней более резко, чем у Пушкина, выражен революционный протест поэта против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности, характерной для эпохи реакции. Белинский: «В произведениях Лермонтова нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце».
В отличие от Пушкина, которого в юности окрыляли мечты о скорой свободе, Лермонтов начинал свой путь, когда иллюзии были уже развеяны, а мечты его поколения кончались обычно «Сибирью или казнью и никогда — торжеством» (А И. Герцен). Преследовались не только любые проявления политической оппозиции правительству, но и духовная жизнь вообще, так как она могла стать основой для вольнолюбивых мыслей. «Отсутствие общественного мнения... равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине» — так А. С. Пушкин писал об идейном кризисе образованного общества времен николаевской реакции.
Во взглядах прогрессивной части российского общества 30-х гг. XIX в. проявились черты романтического миросозерцания, вызванные неудовлетворенностью современной действительностью. Это мировоззрение отличало и глубокое разочарование, неприятие действительности, неверие в возможность прогресса. С другой стороны, романтикам было присуще стремление к возвышенным идеалам, желание полного разрешения противоречий бытия и понимание невозможности этого (разрыв между идеалом и действительностью).
Лирика Лермонтова разнообразна по содержанию. В ней можно наметить пять основных тем:
тема вольности и протеста против самодержавия;
осуждение раболепия и трусости дворян. молодёжи;
3) тема одиночества поэта;
4) тема любви к родине;
5) о значении поэта и поэзии.
Пафос вольности и протеста против гнёта, жаждам социальной активности:
Лермонтов испытывал неудовлетворённость службой, обществом, общ.-полит. обстановкой. Именно поэтому поэзия его при её общей революц. направленности носит мрачный, трагический характер. Неудовлетворённость существующим носит у Лермонтова активный характер. Словами самого поэта можно сказать, что его стих «звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Стих для Лермонтова – орудие борьбы. Разочарование переходит в гневный обличительный протест против общественно-политических устоев самодержавной России.
М. Горький сказал: «...пессимизм в Лермонтове — действенное чувство, в этом пессимизме ясно звучит презрение к современности, и отрицание её, жажда борьбы и тоска, и отчаянье от сознания одиночества, от сознания бессилия. Его пессимизм весь направлен на светское общество».
Тема | Особенности интерпретации | Примеры |
Тема бунта личности против устоев мира и общества | Романтическое осмысление конфликта "человек и общество", неприятие отношений, господствующих в мире. | Байронические поэмы "Два брата", "Олег", "Корсар", "Преступник"; драма "Маскарад"; стихотворение "Смерть поэта" и др. |
Антидеспотиче-ская и тираноборческая тематика | Все социальные проблемы Лермонтов рассматривает через призму нравственных проблем: пока человек нравственно несовершенен, социальное устройство не изменится к лучшему. | Стихотворения "Жалобы турка", "30 июля — (Париж) 1830 г.", поэма "Последний сын вольности" и др. |
Тема современности | Решается через противопоставление человека и общества, которое не позволяет человеку раскрыть свою индивидуальность, неизбежно приводит человека к жизненному тупику. | "Как часто пестрою толпою окружен", "Дума", роман "Герой нашего времени" и др. |
Тема родины, исторического прошлого России | Лермонтов любит народ, верит в его потенциальные возможности и не принимает существующих социально-политических от ношений в русском обществе. | "Родина", "Прощай, немытая Россия"; "Бородино", поэма "Песня про... купца Калашникова" и др. |
Чувство одиночества:
Творчество Лермонтова наиболее полно отражает романтическое мировоззрение, сформировавшееся в николаевскую эпоху. В его поэзии основной конфликт романтизма — противоречие между идеалом и действительностью — достигает крайнего напряжения, что существенно отличает его от поэтов-романтиков начала XIX в. Тема трагического одиночества личности во враждебном и несправедливом мире — ключевая в творчестве Лермонтова. Раскрытию этой темы и подчинено все богатство поэтических образов, мотивов, художественных средств, все многообразие мыслей, переживаний, чувств лирического героя.
Тема | Особенности интерпретации | Примеры |
Тема любви | Потенциально, с точки зрения Лермонтова, любовь способна привнести гармонию в жизнь человека, но в реальности любовь всегда оборачивается трагедией. | Циклы к Е. Сушковой, к Н. Ивановой, стихи "Молитва", "Отчего", "Нет, не тебя так пылко я люблю", "Благодарность" и др. |
Тема одиночества | Одиночество, по Лермонтову, удел всякой мыслящей личности. Чувство одиночества — доминантная черта мироощущения человека эпохи 30-х гг. XJX века. | "И скучно и грустно", "На севере диком стоит одиноко...", "Листок", "Выхожу один я на дорогу" |
Тема современности | Решается через противопоставление человека и общества, которое не позволяет человеку раскрыть свою индивидуальность, неизбежно приводит человека к жизн. тупику. | "Как часто пестрою толпою окружен", "Дума", роман "Герой нашего времени" и др. |
Дмитрий Мережковский, сравнивая Пушкина и Лермонтова, отмечал»: «Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии. В жизни Пушкин - весь на людях, но в творчестве - один; Лермонтов - обратное: в жизни - один, в творчестве идет к людям: пусть не доходит, но идет, пусть ненавидит, но не бесстрастен».
Василий Розанов: «Пушкину и в тюрьме было бы хорошо. Лермонтову и в раю было бы скверно».
- М.Ю. Лермонтов: «Я – та особа, у которой бываю с наибольшим удовольствием: лучший мой родственник – я сам».
1. Пафос вольности и протеста против самодержавия
Уже в первых юношеских стихотворениях поэта звучит сильно мотив любви к свободе и ненависти к произволу. Так, например, в стихах 1829 года «Жалобы турка» поэт, не выдерживая до конца аллегории, говорит о том, что в его отчизне стонет человек от рабства и цепей. В стихотворении 1830 года поэт предсказывает падение царской короны: «Настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадёт...»
«Парус» (1832)
Пафосом вольности и протеста наполнено стихотворение «Парус».
Вопросы.
Что спрашивает поэт, глядя на парус?
Какой даёт ответ?
На фоне каких картин природы нарисован парус?
Чем образ паруса близок Лермонтову?
что рифма в стихотворении «Парус» перекрёстная.
В «Парусе» имеется один из частных видов метафоры — олицетворение.
«Смерть поэта» (1837)
Самым сильным протестом против самодержавия явилось стих-е «Смерть поэта», за которое поэт был сослан на Кавказ. Части стихотворения: 1) Травля поэта светским обществом. 2) Убийца поэта. 3) Сожаление о вступлении поэта в завистливый свет. 4) Угроза придворной аристократии — убийцам поэта.
Лермонтов отмечает в Пушкине гениальность («Угас, как светоч, дивный гений»), любовь к свободе и смелость («свободный, смелый дар», «сердце вольное и пламенные страсти»), независимость («поникнув гордой головой»), знание людей («он, с юных лет постигнувший людей»), доверчивость («зачем поверил он словам и ласкам ложным?» «Зачем он руку дал клеветникам ничтожным?»).
В гибели Пушкина Лермонтов обвиняет придворную толпу, которая находится под покровительством самодержавного трона.
Идейный смысл стихотворения. Лермонтов очень скоро понял „связь «завистливого и душного» света с самодержавным троном. И тогда появляются последние шестнадцать строчек, в которых поэт грозит справедливым судом самодержавию.
«Прощай, немытая Россия» (1840)
Стихотворение было написано перед отъездом поэта во вторую ссылку.
Голубыми мундирами поэт называет жандармов III отделения, так как последние носили голубые мундиры. Паша — турецкий крупный вельможа, чиновник. Пашами иносказательно поэт называет чиновников III отделения, от которых хочет укрыться за хребтом Кавказа.
Основная мысль стихотворения — обличение полицейского произвола в самодержавной России. Лермонтов ясно видит в России два класса: угнетаемых и угнетателей, «страну рабов и страну господ».
2. Чувство одиночества поэта
Важная тема лирики Лермонтова — мотивы тоски и одиночества. Чувство одиночества связано с конфликтом мечты и реальности, с ним связаны социальные мотивы (внутренняя обособленность человека в современном поколении, одиночество в светском обществе). Эта тема воплощена в пейзажной лирике. С темой одиночества связана и тема изгнания, странствий, скитаний и образ «вечного странника». В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой...» этот мотив назван как сближающий с Байроном. В некоторых стихотворениях тема одиночества одновременно связана с темой разлуки с родиной («Листок»).
Эта тема звучит в таких стихах, как «Сосна», «Утёс», «Тучи», «Выхожу один я на дорогу», «Дубовый листок».
«Тучи» (1840)
Вопросы.
Каким настроением проникнуто стихотворение «Тучи»?
Почему автор называет себя изгнанником? Что общего между «тучками небесными» и судьбой Лермонтова?
В чём поэт видит различие между собой и тучками?
Какими эпитетами пользуется автор, характеризуя родину и тучки?
«Ангел»
Тема стихотворения «Ангел» — мировая тоска, «томленье» души, принесенной ангелом на землю, по тому миру, откуда она пришла, по небесной родине («И звуков небес заменить не смогли // Ей скучные песни земли»).
Человек и мир, судьба человека. Одиночество человека в мире, тоска и утрата смысла жизни («Как часто, пестрою толпою окружен...», «Парус», «На севере диком стоит одиноко...», «И скучно и грустно...»).
Вопрос о человеке и природе, о месте человека в космосе, о культурном и природном начале в человеке (см. «Горные вершины», «Утес», «Выхожу один я на дорогу...»).
3. Жажда социальной активности
В этом стихотворении дана подробная характеристика поколения 30-х гг. XIXвека. Внутренний конфликт поколения связан с утратой духовных ценностей, равнодушием, душевным «холодом» при «огне» в крови. Одновременно здесь присутствует и «внешний» конфликт: эпоха не дает возможности реализовать себя. В «Думе» лирический герой полностью отождествляет себя с отрицательным образом поколения, видя в этом свою глубокую трагедию.
«Дума» (1838)
Тема стихотворения — размышление о судьбах современного поэту поколения, которое неспособно к действию. Поэт осуждает своё поколение за бездействие («.. . под бременем познанья и сомненья в бездействии состарится оно»), за равнодушие к жизни («И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели...», «,К добру и злу постыдно равнодушны»), за безразличие к наукам и искусствам («Мечты поэзии, создания искусства восторгом сладостным наш ум не шевелят..»), за трусость, раболепие перед властью, неспособность к политической борьбе («Перед опасностью позорно Малодушны и перед властию презренные рабы»).
Судьба этого поколения. Это поколение прейдёт забытым в веках, так как оно ничего, не сделало для истории. Основная мысль этого стихотворения — осуждение дворянской молодёжи за равнодушие к общественной жизни, за неспособность к политической борьбе.
Белинский подчёркивал типичность характеристики молодого поколения в этом стихотворении. «Это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло в тысячу раз ужаснее физической смерти... Кто же из людей нового поколения не найдёт в нём разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном?»
«Дума» является итогом долгих и трудных размышлений поэта. «Дума» в равной мере стихотворение сатирическое и философское. В его основе и в его истоках — пафос глубокой и страстной мысли.
Начальные слова «Думы»— «Печально я гляжу на наше поколенье...»— сразу же заставляют читателя насторожиться. Они никого не могут оставить равнодушным: читатель ждет дальнейших разъяснений. И они тут же следуют:
...Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Беда современного Лермонтову поколения в том, что оно не имеет ясных целей, что оно много знает и во всем сомневается. И самая главная беда — бездействие. Для Лермонтова, с юных лет жаждущего активности, борьбы, деяний,— это сильнейший упрек, сильнейшее обвинение". Все последующее в стихотворении по своему содержанию представляет собой углубление, уточнение и конкретизацию сказанного в начале стихотворения. При этом, по мере углубления и конкретизации, мысль поэта все более насыщается чувством, страстью, находя для своего выражения самые сильные и пламенные слова:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Это уже о бездействии внутреннем, о неподвижности и бездействии души. Это о принижающем достоинство человека равнодушии. Белинский недаром говорил о «буре чувств» и «могуществе огненного слова» в «Думе». Автор негодует, не ненавидя, но любя. Это и делает произведение трагическим. В «Думе» Лермонтов высказывает беспощадную правду не о чуждом себе, а о том, что ему дорого и кровно близко.
Средства изобразительности и выразительности: эпитеты («презренные рабы», «толпа угрюмая и скоро позабытая»), сравнения («жизнь... томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом»; «так тощий плод, до времени созрелый, ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, висит между цветов, пришлец осиротелый, и час их красоты — его паденья час»).
Антитезы в стих-и: «И царствует в душе какой-то холод странный, когда огонь кипит в крови».
«Выхожу один я на дорогу...» (1841)
В этом стихотворении выражается трагический разлад человека и природы. Пейзаж достигает космического масштаба (от земли до неба). Важным аспектом этого пейзажа является мысль автора о «природе, хвалящей Бога» или «внемлющей Богу».
Итак, покой и благодать, разлитые в природе, противопоставлены тоске и тревоге лирического героя. Ю. М. Лотман пишет, что ответом на вопрос: «Что же мне так больно и так трудно?» — служат слова: «Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Жизнь трагически разделена на прошлое, настоящее и будущее, смерть неизбежна. Герой тоскует, что живет во времени, а не в вечности, как природа. Истоки конфликта человека и природы — трагическое осмысление человеком бренности и конечности своего бытия во времени: бремя времени, бремя разума и бремя смерти.
«Выхожу один я на дорогу...». Одно из самых популярных стихотворений Лермонтова — «Выхожу один я на дорогу...». Оно было написано в 1841 г. Это стихотворение о человеке и космосе, об одиночестве человека и его человеческих муках, о стремлении человека к вечному.
Композиция стихотворения «Выхожу один я на дорогу...» одновременно и свободная и строгая, внутренне завершенная. Характер завершенности придает стихотворению его внутренняя смысловая трехчастность. Мысль стихотворения развивается, движется как бы по трем ступеням. Вначале перед читателем возникает мир природы, полный гармонии («Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит...»). Затем контрастом к миру природы выступает человек. В нем нет гармонии. Он полон беспокойства, муки, отчаяния («Что же мне так больно и так трудно?», «Уж не жду от жизни ничего я...»). И в заключительной части происходит как бы примирение двух первых. В ней говорится о мечте человека, о желании героя стихотворения навсегда слиться с природой, с космосом, сохраняя при этом ощущение своей неповторимой индивидуальности, своего земного, человеческого «я».
Хотя по своему характеру стихотворение философское, оно звучит не отвлеченно, а очень живо, характер его воздействия на читателя самый непосредственный и прямой. Чем это объясняется? Прежде всего внешней и внутренней музыкальностью стихотворения, пронизанностью его сильным и непосредственным чувством. Стихотворение отличается проникновенным лиризмом. То, о чем поэт думает и говорит, при всей глубине и известной сложности мысли, становится близким читателю.
Стихотворение написано пятистопным хореем. Размер этот редко употреблялся в долермонтовской поэзии. Именно стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» сделало его популярным. Размер пятистопный хорей помог создать Лермонтову тот певучий и трепетно-музыкальный ритм, который так соответствовал содержанию его стихотворения.
В XX в. пятистопный хорей стал любимым размером Есенина. Им, например, написано его стихотворение «Письмо матери» («Ты жива еще, моя старушка?..»).
9