СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 33. Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Пафос вольности и протеста против гнёта, чувство одиночества, жажда соц. активности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются вопросы: 1. Мотив свободы (+ неволи, узничества). 2. Мотив борьбы (+ трагического бездействия). 3. Мотив одиночества (+ поиска родной души, странничества и изгнанничества). 4. Мотивы пути, покоя (всего более 20 мотивов). 5. Пафос воль­ности и протеста против гнёта, чувство одиночества, жажда социальной активности.

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 33. Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Пафос вольности и протеста против гнёта, чувство одиночества, жажда соц. активности»

Вопрос № 33. Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Пафос воль­ности и протеста против гнёта, чувство одиночества, жажда соц. активности

В лирике Лермонтова выделяют более 30 мотивов. Основные:

  1. Свобода 2. Борьба 3. Одиночество

  1. Мотив свободы

В произведениях отразилась связь с эпохой, наследие декабриз­ма, протест против самодержавия, крепостничества, яркая поли­тическая окраска. Стихотворение «Новгород»(1830) посвя­щено декабристам:

Сыны снегов, сыны славян,

Зачем вы мужеством упали?

Зачем? Погибнет ваш тиран,

Как все тираны погибали.

До наших дней при имени свободы

Трепещет ваше сердце и кипит!..

«Желание» (1831) — свобода от общества, кар­тина бурного, мятежного проявления страстей:

Я тогда пущуся в море,

Беззаботен и один,

Разгуляюсь на просторе

И потешусь в буйном споре

С дикой прихотью пучин.

В стихотворении «Пленный рыцарь» (1840) появляется симво­лический образ вольных птиц. В стихотворении «1 января» (1840) воплотилась идея о свободе творчества:

Так царства дивного всесильный господин —

Я долгие часы просиживал один...

В стих-и выражено проснувшееся гражданское сознание: герой бросает дерзкий вызов светской черни:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью...

Мотиву свободы противостоит мотив неволи, узничества: «Прощай, немытая Россия» (1841):

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, послушный им народ.

Быть может, за хребтом Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

Мотив неволи, узничества особенно ярко выражен в так назы­ваемом «Тюремном цикле» (стихи «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»). Наример: «Соседка» (1840):

Не дождаться мне, видно, свободы,

А тюремные дни будто годы...

«Пленный рыцарь» (1840):

Мчись же быстрее, летучее время,

Душно под новой бронею мне стало...

  1. Мотив борьбы

Мотив борьбы тесно связан с эпохой и протестом против сущест­вующих порядков. Характерны состояние внутренней дисгармо­нии и последовательная контрастность: «Парус». Внешне «Парус» напоминает простую пейзажную зарисовку с вполне конкретными и точными образами бушующей и умиротворенной стихии. Возможность сопоставления природ­ных явлений с человеческими переживаниями определяется тем, что у Лермонтова-романтика природа обладает душой. Неразре­шимость конфликта паруса и моря — символ конфликта между человеком и жизнью, а противоречивое состояние покоя-бури вос­принимается как печальная необходимость, которую человек не может изменить. Вечная неудовлетворенность препятствует счас­тью человека, и он, противопоставляя себя стихии, одновременно тоскует по естественным ее проявлениям. Прием, когда внутрен­нее состояние лирического героя соответствует картинам приро­ды, называется образным параллелизмом.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом. —

Что ищет он в стране далекой,

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет

И мачта гнется и скрипит,

Увы, — он счастия не ищет

И не от счастия бежит! —

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой.

В стих-и «1831, июня 11 дня» Лермонтов высказывает мысль: «Так жизнь скучна, когда боренья нет».

Мотиву борьбы противостоит мотив трагич. бездействия поколения Лермонтова: «Дума»(1838):

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию — презренные рабы...

Толпой угрюмою и скоро позабытой,

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» (1841) — философ­ское размышление поэта о жизни и смерти. Покой исходит на че­ловека из природы, в которой нет противоречий. Поэту «больно и трудно» жить в мире с буйным накалом страстей, он устал, смерть представляется ему выходом из замкнутого круга бесполезной и утомительной борьбы. Сам поэт испытывает противоречивые чув­ства: он любит жизнь, полную страданий, ему скорее опротивели люди.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха, пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Темный дуб склонялся и шумел.

  1. Мотив одиночества

Центральный мотив — мотив одиночества: «Парус», «Утес» (1841):

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана.

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

В стихотворении «Дубовый листок оторвался от ветки роди­мой...» в образе дубового листка с особенной яркостью воплотился мотив одиночества:

- На что мне тебя? — отвечает младая чинара, —

Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.

Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?

Мотиву одиночества противостоит мотив поиска родной души: «Сосна» (1841):

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой —

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Стихотворение «1 января 1840»:

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю о ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

С глазами полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

С мотивом одиночества соседствуют мотивы странничества и изгнанничества: «Тучи» (1840):

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурного, цепью жемчужного

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решенье,

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Стихотворение «И скучно и грустно» (1840):

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят — все лучшие годы!

Любить... но кого же?— на время не стоит труда,

Л вечно любить невозможно...

В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа.

И радость, и муки, и все так ничтожно.

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка,

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —

Такая пустая и глупая шутка...


Своеобразие творческого пути М. Ю. Лермонтова: движение от романтизма к реализму, романтические мотивы в зрелой лирике, возврат поэта в позднем творчестве к темам ранней лирики, постоянный интерес к проблеме личности.

Мотивы тоски и одиночества в стихотворениях Лермонтова вос­принимались современниками как протест против общественно-политической обстановки 30-х годов XIX века, которая не давала возможности действовать. Одиночество поэта носит активный, мя­тежный характер. Лермонтов, подобно парусу, находит наслаждение в действии.


Сквозные мотивы лирики Лермонтова (ни один из мотивов не существует изолированно): 1) одиночества, 2) пути, 3) странничества, 4) изгнанничества, 5) действия, 6) свободы, 7) покоя.

  • Выхожу один я на дорогу...

  • На севере диком стоит одиноко
    На голой вершине сосна.

  • Белеет парус одинокой...

  • И скучно и грустно, и некому руку подать
    В минуту душевной невзгоды...

  • Дубовый листок оторвался от ветки родимой...

  • Тучки небесные, вечные странники!..
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники...

  • И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели...

  • Мне нужно действовать, я каждый день
    Бессмертным сделать бы желал, как тень
    Великого героя, и понять

  • Я не могу, что значит отдыхать.

  • Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.

  • Я ищу свободы и покоя...

  • Очень условно можно выделить основные мо­тивы творчества Лермонтова:

  • Мотив одиночества, непонятости, невозможности найти еди­номышленника, «родную душу» ("Одиночество" (1830), "Исповедь" (1831), "Чаша жизни" (1831), "Парус" (1832), "Узник" (1837), "Никто моим словам не внемлет... я один..." (1837), "Сосед" (1837), "Соседка" (1837), «Листок», "Пленный рыцарь”;

  • Мотив отрицания существующей действительности - "Жалобы турка" (1829), "Умирающий гладиатор" (1835), "Прощай, немытая Россия" (1840);

  • Мотив безысходности существования и усталости ("И скучно и грустно" (1840), , "Из Гете (Горные вершины...)" (1840), "Выхожу один я на дорогу..." (1841));

  • Мотив мечты и реальности («Из-под таинствен­ной, холодной полумаски...»)

  • Мотив предчувствия собст­венной трагической гибели («Не смейся над мо­ей пророческой тоской...»).

  • Мотив, с одной стороны, ощущения «необъ­ятных сил» человеческой души, а с другой — ненужности, напрасности активной деятельно­сти, самоотдачи. В «Пророке» и в поэме «Мцыри» прославляются могущество воли, мятеж, борьба, к каким бы трагическим результатам они ни вели. Стремле­ние к свободе у героев Л. сочетается с крушением иллюзий. Герой его не приспособлен к тому миру, в который стремится.

  • Мотивы безразличия к жизни, раз­очарованности: «Дума» — раз­мышление поэта о судьбе своего поколения

  • Мотив противопоставления холодного и вра­ждебного человеку общества миру природы, мотив светлого прошлого созвучен с неприятием бездушного света («Как часто пестрою толпою окружен...»).

  • Мотив борьбы, жажды героического действия слышен в про­изведениях, посвященных славной истории Рос­сии: «Песня про купца Калашнико­ва» о временах Ивана Грозного, в которой герой отстаивает не только свои честь и достоинство, но и общенародные моральные права. А в «Бородино» лирический герой вспо­минает о той славной поре национальной исто­рии, когда весь народ поднялся на защиту отечества.

  • Космические мотивы, противоборство земных и небесных сил - "Мой демон" (1829, 1831), "Молитва" ("Не обвиняй меня, Всесильный...") (1829), "Небо и звезды" (1831), "Земля и небо" (1831), "Когда я в покорности незнанья..." (1831), "Ангел" (1831), "Мой дом" (1881), "Вой" (1882);

  • Мотив «Святой Руси» в «Песне про... купца Калашникова» или высказывание старого офицера: «Да, были люди в наше время, // Не то, что нынешнее пле­мя: // Богатыри — не вы!» — в стих-и «Бороди­но», 1837 г..

  • Мотив ностальгической тоска по детству. Эта тема присут­ствует, например, в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...».

  • Мотив возвращения на родину, где проходило детство героя в поэме «Мцыри» сливается с мотивом смерти (см. конец поэмы).

  • Мотив вечного сна. В «Выхожу один я на дорогу...» отчетливо звучит тема неприятия смерти и по­является мифолог. мотив вечного сна (подобного летаргическому) — в таком «сне» и видится герою идеал.

  • Мотив побега. Тема побега особенно трагически звучит в поэме «Мцыри».

  • Социальные мотивы (внутр. обособленность человека в современном поколении, одиночество в светском обществе). Критика поколения звучит в стих-ях «Дума», «Поэт», 1838 г., «Не верь себе», 1839 г..

  • В стихотворениях на те­му светского общества прослеживаются «байроничес­кие» темы (фальшь и лицемерие «света», несчастная лю­бовь, дружба-вражда) и настроения (горькая ирония, сарказм, обличительный пафос). Особое трагическое звучание ощущается в связи с мотивом «одиночество в толпе». Теме бала посвящены стихо­творения «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «И скучно, и грустно...» (в по­следнем стихотворении речь идет уже о жизни вообще).

  • Мотив неудовлетворенности своей судьбой. В стихотворении «Благодарность» (название имеет иронический смысл) этот мотив звучит как обида, на Бога, и эта своеобразная «антимолитва» заканчивается призыванием смерти. В стих-и «Мое грядущее в тумане...» го­ворится о неудовлетворенности данной от Бога судьбой.

  • Пафос воль­ности и протеста против гнёта, чувство одиночества, жажда социальной активности

  • Пушкину больше свойственны оптимизм и разнообразие мотивов, а Лермонтова отличают пессимизм, дисгармония, ощу­щение неудовлетворенности собственной судьбой и сов­ременной эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоски, безысходности. Лирика Лермонтова в сравнении с лирикой Пушкина носит мрачный, трагический характер. В то же время в ней более резко, чем у Пушкина, выра­жен революционный протест поэта против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности, характерной для эпохи реакции. Белинский: «В произведениях Лермонтова нигде нет пушкин­ского разгула на пиру жизни. Но везде вопросы, кото­рые мрачат душу, леденят сердце».

  • В отличие от Пушкина, которого в юности окрыляли мечты о скорой свободе, Лермонтов начинал свой путь, когда иллюзии были уже развеяны, а мечты его поколения кончались обычно «Сибирью или казнью и никогда — тор­жеством» (А И. Герцен). Преследовались не только любые проявления политической оппо­зиции правительству, но и духовная жизнь во­обще, так как она могла стать основой для воль­нолюбивых мыслей. «Отсутствие общественного мнения... равнодушие ко всякому долгу, спра­ведливости и истине» — так А. С. Пушкин пи­сал об идейном кризисе образованного общества времен николаевской реакции.

  • Во взглядах прогрессивной части российско­го общества 30-х гг. XIX в. проявились черты ро­мантического миросозерцания, вызванные не­удовлетворенностью современной действитель­ностью. Это мировоззрение отличало и глубокое разочарование, неприятие действительности, неверие в возможность прогресса. С другой сто­роны, романтикам было присуще стремление к возвышенным идеалам, желание полного разре­шения противоречий бытия и понимание невоз­можности этого (разрыв между идеалом и дейст­вительностью).

  • Лирика Лермонтова разнообразна по содержа­нию. В ней можно наметить пять основных тем:

  1. тема вольности и протеста против самодержавия;

  2. осуждение раболепия и трусости дворян. моло­дёжи;

  3. 3) тема одиночества поэта;

  4. 4) тема любви к ро­дине;

  5. 5) о значении поэта и поэзии.

  6. Пафос вольности и протеста против гнёта, жаждам социальной активности:

  7. Лермон­тов испытывал неудовлетворённость службой, обществом, общ.-полит. обстановкой. Именно поэтому поэзия его при её общей револю­ц. направленности носит мрачный, трагический характер. Неудовлетворённость существующим носит у Лермонтова активный характер. Словами самого поэ­та можно сказать, что его стих «звучал, как коло­кол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Стих для Лермонтова – орудие борьбы. Разочарование переходит в гневный обличительный протест против общественно-политических устоев самодержавной России.

  8. М. Горький сказал: «...пессимизм в Лермонтове — действенное чувство, в этом пессимизме ясно звучит презрение к современности, и отрицание её, жажда борьбы и тоска, и отчаянье от сознания одиночества, от сознания бессилия. Его пессимизм весь направлен на светское общество».

    1. Тема

    1. Особенности интерпретации

    1. Примеры

    1. Тема бунта личности против устоев мира и общества

    1. Романтическое осмысление конфликта "человек и обще­ство", неприятие отношений, господствующих в мире.

    1. Байронические поэмы "Два брата", "Олег", "Корсар", "Преступ­ник"; драма "Маскарад"; стихотворение "Смерть поэта" и др.

    1. Антидеспотиче-ская и тираноборческая тематика

    1. Все социальные проблемы Лермонтов рассматривает че­рез призму нравственных проблем: пока человек нрав­ственно несовершенен, соци­альное устройство не изме­нится к лучшему.

    1. Стихотворения "Жа­лобы турка", "30 ию­ля — (Париж) 1830 г.", поэма "Последний сын вольности" и др.

    1. Тема современности

    1. Решается через противопос­тавление человека и общест­ва, которое не позволяет че­ловеку раскрыть свою инди­видуальность, неизбежно приводит человека к жизнен­ному тупику.

    1. "Как часто пестрою толпою окружен", "Дума", роман "Герой нашего времени" и др.

    1. Тема родины, исторического прошлого России

    1. Лермонтов любит народ, верит в его потенциальные возможности и не принимает существующих социально-политических от ношений в русском обществе.

    1. "Родина", "Прощай, немытая Россия"; "Бородино", поэма "Песня про... купца Калашникова" и др.

  9. Чувство одиночества:

  10. Творчество Лермонтова наиболее полно отра­жает романтическое мировоззрение, сформиро­вавшееся в николаевскую эпоху. В его поэзии основной конфликт романтизма — противоре­чие между идеалом и действительностью — дос­тигает крайнего напряжения, что существенно отличает его от поэтов-романтиков начала XIX в. Тема трагического одиночества лично­сти во враждебном и несправедливом мире — ключевая в творчестве Лермонтова. Раскрытию этой темы и подчинено все богатство поэтиче­ских образов, мотивов, художественных средств, все многообразие мыслей, пережива­ний, чувств лирического героя.

    1. Тема

    1. Особенности интерпретации

    1. Примеры

    1. Тема любви

    1. Потенциально, с точки зре­ния Лермонтова, любовь спо­собна привнести гармонию в жизнь человека, но в реаль­ности любовь всегда обора­чивается трагедией.

    1. Циклы к Е. Сушковой, к Н. Ивановой, стихи "Молитва", "Отчего", "Нет, не тебя так пылко я люблю", "Благодарность" и др.

    1. Тема одиночества

    1. Одиночество, по Лермонтову, удел всякой мыслящей лич­ности. Чувство одиночест­ва — доминантная черта ми­роощущения человека эпохи 30-х гг. XJX века.

    1. "И скучно и грустно", "На севере диком стоит одиноко...", "Листок", "Выхожу один я на дорогу"

    1. Тема современности

    1. Решается через противопос­тавление человека и общест­ва, которое не позволяет че­ловеку раскрыть свою инди­видуальность, неизбежно приводит человека к жизн. тупику.

    1. "Как часто пестрою толпою окружен", "Дума", роман "Герой нашего времени" и др.

  11. Дмитрий Мережковский, сравнивая Пушкина и Лермонтова, отмечал»: «Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии. В жизни Пушкин - весь на людях, но в творчестве - один; Лермонтов - обратное: в жизни - один, в творчестве идет к людям: пусть не доходит, но идет, пусть ненавидит, но не бесстрастен».

  12. Василий Розанов: «Пушкину и в тюрьме было бы хорошо. Лермонтову и в раю было бы скверно».

  13. М.Ю. Лермонтов: «Я – та особа, у которой бываю с наибольшим удовольствием: лучший мой родственник – я сам».
  14. 1. Пафос вольности и протеста против самодержавия

  15. Уже в первых юношеских стихотворениях поэта звучит сильно мотив любви к свободе и ненависти к произволу. Так, например, в стихах 1829 года «Жалобы турка» поэт, не выдерживая до конца аллегории, говорит о том, что в его отчизне стонет человек от рабства и цепей. В стихотворении 1830 года поэт предсказывает падение царской короны: «Настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадёт...»

  16. «Парус» (1832)

  17. Пафосом вольности и протеста наполнено стихо­творение «Парус».

  18. Вопросы.

  1. Что спрашивает поэт, глядя на парус?

  2. Какой даёт ответ?

  3. На фоне каких картин природы нарисован парус?

  4. Чем образ паруса близок Лермонтову?

  1. что рифма в стихотворении «Парус» перекрёстная.

  2. В «Парусе» имеется один из частных видов метафоры — олицетворение.

  3. «Смерть поэта» (1837)

  4. Самым сильным протестом против само­державия явилось стих-е «Смерть поэта», за которое поэт был сослан на Кавказ. Части стихотворения: 1) Травля поэта светским обществом. 2) Убийца поэта. 3) Сожаление о вступлении поэта в завистливый свет. 4) Угроза придворной аристократии — убийцам поэта.

  5. Лермонтов отмечает в Пушкине гениальность («Угас, как светоч, дивный гений»), любовь к сво­боде и смелость («свободный, смелый дар», «сердце вольное и пла­менные страсти»), незави­симость («поникнув гордой головой»), знание людей («он, с юных лет постигнувший людей»), доверчивость («зачем поверил он сло­вам и ласкам ложным?» «Зачем он руку дал клеветникам ничтож­ным?»).

  6. В гибели Пушкина Лермонтов обвиняет придворную толпу, которая находится под покровительством самодержавного трона.

  7. Идейный смысл стихотворения. Лермонтов очень скоро понял „связь «завистливого и душного» света с самодержавным троном. И тогда появляются последние шестнадцать строчек, в которых поэт грозит справедливым судом самодержавию.

  8. «Прощай, немытая Россия» (1840)

  9. Стихотворение было написано перед отъездом поэта во вторую ссылку.

  10. Голубыми мундирами поэт называет жандармов III отделения, так как последние носили голубые мундиры. Паша — турецкий крупный вельможа, чиновник. Пашами иносказательно поэт назы­вает чиновников III отделения, от которых хочет укрыться за хребтом Кавказа.

  11. Основная мысль стихотворения — обличение полицейского про­извола в самодержавной России. Лермонтов ясно видит в России два класса: угнетаемых и угнетателей, «страну рабов и страну господ».

  12. 2. Чувство одиночества поэта

  13. Важная тема лирики Лермонтова — мотивы тоски и одиночества. Чувство одиночества связано с конфликтом мечты и реаль­ности, с ним связаны социальные мотивы (внутренняя обособленность человека в современном поколении, одиночество в светском обществе). Эта тема воплощена в пейзаж­ной лирике. С темой одиночества связана и тема изгна­ния, странствий, скитаний и образ «вечного странника». В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой...» этот мо­тив назван как сближающий с Байроном. В некоторых стихотворениях тема одиночества одновременно связана с темой разлуки с родиной («Листок»).

  14. Эта тема звучит в таких стихах, как «Сосна», «Утёс», «Тучи», «Вы­хожу один я на дорогу», «Дубовый листок».

  15. «Тучи» (1840)

  16. Вопросы.

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение «Тучи»?

  2. Почему автор называет себя изгнанником? Что общего между «тучками небесными» и судьбой Лермонтова?

  3. В чём поэт видит различие между собой и тучками?

  4. Какими эпитетами пользуется автор, характеризуя родину и тучки?

  1. «Ангел»

  2. Тема стихотворения «Ангел» — мировая тоска, «томленье» души, принесенной ангелом на зем­лю, по тому миру, откуда она пришла, по небесной ро­дине («И звуков небес заменить не смогли // Ей скуч­ные песни земли»).

  3. Человек и мир, судь­ба человека. Одиночество человека в мире, тоска и ут­рата смысла жизни («Как часто, пестрою толпою ок­ружен...», «Парус», «На севере диком стоит одиноко...», «И скучно и грустно...»).

  4. Вопрос о человеке и природе, о месте человека в космосе, о культурном и природном начале в человеке (см. «Горные вершины», «Утес», «Выхожу один я на дорогу...»).

  5. 3. Жажда социальной активности

  6. В этом стихотворении дана подробная харак­теристика поколения 30-х гг. XIXвека. Внутренний конфликт поколения связан с утратой духовных ценностей, равнодушием, душевным «холо­дом» при «огне» в крови. Одновременно здесь присутствует и «внешний» конфликт: эпоха не дает воз­можности реализовать себя. В «Думе» лирический герой полностью отождеств­ляет себя с отрицательным образом поколения, видя в этом свою глубокую трагедию.

  7. «Дума» (1838)

  8. Тема стихотворения — размышление о судьбах современного поэту поколения, которое неспособно к действию. Поэт осуждает своё поколение за бездействие («.. . под бременем познанья и сомненья в бездействии состарится оно»), за равноду­шие к жизни («И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели...», «,К добру и злу постыдно равнодушны»), за безразличие к наукам и искусствам («Мечты поэзии, создания искусства восторгом сладо­стным наш ум не шевелят..»), за трусость, раболепие перед властью, неспособность к политической борьбе («Перед опасностью позорно Малодушны и перед властию презренные рабы»).

  9. Судьба этого поколения. Это поколение прейдёт забытым в веках, так как оно ничего, не сделало для истории. Основная мысль этого стихотворения — осуждение дворянской молодёжи за равнодушие к общественной жизни, за неспособность к политической борьбе.

  10. Белинский подчёркивал типичность характеристики молодого поколения в этом стихотворении. «Это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло в тысячу раз ужаснее физи­ческой смерти... Кто же из людей нового поколения не найдёт в нём разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном?»

  11. «Дума» является итогом долгих и трудных размышлений поэта. «Дума» в равной мере стихотворение сатирическое и философское. В его основе и в его истоках — пафос глубокой и страстной мысли.

  12. Начальные слова «Думы»— «Печально я гляжу на наше по­коленье...»— сразу же заставляют читателя насторожиться. Они никого не могут оставить равнодушным: читатель ждет дальней­ших разъяснений. И они тут же следуют:

  13. ...Его грядущее — иль пусто, иль темно,

  14. Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

  15. В бездействии состарится оно.

  16. Беда современного Лермонтову поколения в том, что оно не имеет ясных целей, что оно много знает и во всем сомневается. И самая главная беда — бездействие. Для Лермонтова, с юных лет жаждущего активности, борьбы, деяний,— это сильнейший упрек, сильнейшее обвинение". Все последующее в стихотворении по своему содержанию представляет собой углубление, уточнение и конкретизацию сказанного в начале стихотворения. При этом, по мере углубления и конкретизации, мысль поэта все более на­сыщается чувством, страстью, находя для своего выражения самые сильные и пламенные слова:

  17. К добру и злу постыдно равнодушны,

  18. В начале поприща мы вянем без борьбы;

  19. Перед опасностью позорно малодушны

  20. И перед властию — презренные рабы.

  21. Это уже о бездействии внутреннем, о неподвижности и без­действии души. Это о принижающем достоинство человека рав­нодушии. Белинский недаром говорил о «буре чувств» и «могуществе огненного слова» в «Думе». Автор негодует, не ненавидя, но любя. Это и делает произведение трагическим. В «Думе» Лер­монтов высказывает беспощадную правду не о чуждом себе, а о том, что ему дорого и кровно близко.

  22. Средства изобрази­тельности и выразительности: эпитеты («презренные рабы», «толпа угрюмая и скоро позабытая»), сравнения («жизнь... томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом»; «так то­щий плод, до времени созрелый, ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, висит между цветов, пришлец осиротелый, и час их красоты — его паденья час»).

  23. Антитезы в стих-и: «И царствует в душе какой-то холод странный, когда огонь кипит в крови».

  24. «Выхожу один я на дорогу...» (1841)

  25. В этом стихотво­рении выражается трагический разлад человека и приро­ды. Пейзаж достигает космического масштаба (от земли до неба). Важным аспектом этого пейзажа является мысль автора о «природе, хвалящей Бога» или «внемлю­щей Богу».

  26. Итак, покой и благодать, разлитые в природе, проти­вопоставлены тоске и тревоге лирического героя. Ю. М. Лотман пишет, что ответом на вопрос: «Что же мне так больно и так трудно?» — служат слова: «Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Жизнь трагически разделена на прошлое, настоящее и будущее, смерть неизбежна. Ге­рой тоскует, что живет во времени, а не в вечности, как природа. Истоки конфликта человека и природы — трагическое осмысление человеком бренности и конечности своего бытия во времени: бремя времени, бремя разума и бремя смерти.

  27. «Выхожу один я на дорогу...». Одно из самых популярных стихо­творений Лермонтова — «Выхожу один я на дорогу...». Оно было написано в 1841 г. Это стихотворение о человеке и космосе, об одиночестве человека и его человеческих муках, о стремлении человека к вечному.

  28. Композиция стихотворения «Выхожу один я на дорогу...» одновременно и свободная и строгая, внутренне завершенная. Характер завершенности придает стихотворению его внутренняя смысловая трехчастность. Мысль стихотворения развивается, движется как бы по трем ступеням. Вначале перед читателем возникает мир природы, полный гармонии («Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит...»). Затем контрастом к миру природы выступает человек. В нем нет гармонии. Он полон беспокойства, муки, отчаяния («Что же мне так больно и так трудно?», «Уж не жду от жизни ничего я...»). И в заклю­чительной части происходит как бы примирение двух первых. В ней говорится о мечте человека, о желании героя стихотворе­ния навсегда слиться с природой, с космосом, сохраняя при этом ощущение своей неповторимой индивидуальности, своего земно­го, человеческого «я».

  29. Хотя по своему характеру стихотворение философское, оно звучит не отвлеченно, а очень живо, характер его воздействия на читателя самый непосредственный и прямой. Чем это объясня­ется? Прежде всего внешней и внутренней музыкальностью стихотворения, пронизанностью его сильным и непосредственным чувством. Стихотворение отличается проникновенным лиризмом. То, о чем поэт думает и говорит, при всей глубине и известной сложности мысли, становится близким читателю.

  30. Стихотворение написано пятистопным хореем. Размер этот редко употреблялся в долермонтовской поэзии. Именно стихо­творение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» сделало его популярным. Размер пятистопный хорей помог создать Лермон­тову тот певучий и трепетно-музыкальный ритм, который так со­ответствовал содержанию его стихотворения.

  31. В XX в. пятистопный хорей стал любимым размером Есенина. Им, например, написано его стихотворение «Письмо матери» («Ты жива еще, моя старушка?..»).

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!