Санитарные нормы (шрифт, цвет и т.д.), четкие инструкции, научность и достоверность, организация диалога, активного взаимодействия, фиксация результатов – опрос, дать какое-то определение понятия, цель, проблема, какой-то приём,
Тема: “Почему дети отказываются делать домашнюю работу?”
У: Добрый день, уважаемы родители! Я рада вас видеть на нашей встрече. Обратите внимание на изображение, скажите, какая проблема скрывается в ней.
Р: У ребенка нет желания проявлять самостоятельность.
У: Поделитесь своим личным опытом, сталкивались вы с данной проблемой? Что использовали для ее решения?
Р: предполагаемые ответы.
У: Почему могут возникать такие ситуации, по вашему мнению. Какие причины могут быть?
Р: высказываются.
У: Я согласна с вами. Эта проблема касается нашего класса. Поэтому мы сегодня поговорим на тему «Воспитание самостоятельности».
У: Хотелось бы рассмотреть понятие самостоятельности разных авторов.
М. А. Данилов определяет самостоятельность как «…черты личности: стремление и умение самостоятельно мыслить; способность ориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к новой задаче; желание не только понять усваиваемые знания, но и способы их добывания; независимость собственных суждений» [9, с. 43].
С точки зрения И. Н. Кралевич, самостоятельность – это «волевое качество [индивида], выражающееся в умении сознательно направлять свою учебную трудовую и общественную деятельность, свое поведение, соответственно собственным взглядам и убеждениям, преодолевая препятствия на пути к достижению поставленной цели» [22, с. 96].
Л. П. Аристова понимает самостоятельность как способность личности ученика в деятельности, совершенной без вмешательства со стороны [2, с. 87].
Л. В. Мардахаев под активной самостоятельностью понимает наличие у ученика интеллектуальной способности и умений самостоятельно вычленять существенные и второстепенные признаки предметов, явлений и процессов действительности и путем абстрагирования и обобщения раскрывать сущность новых понятий [28].
У: Как Вы думаете, к чему может привести такая проблема в дальнейшем?
Р: высказываются.
У: Выслушав Ваши высказывания, я прихожу к выводу, что это проблематично не только для меня, как для учителя, но и для Вас, как родителей.
У: Проблема, с которой мы столкнулись, действительно актуальна, это подтверждается в трудах античных философов, таких как, Аристотель, Сократ, Платон и т.д. Далее этим вопросом занялись педагогические деятели, например, Коменский Я. А. Если изучать их работы, можно приди к выводу что актуальность рассматриваемой нами проблемой объясняется тем, что современное общество нуждается в гражданах, которые отличаются целеутремленностью, наблюдательностью, эрудированностью, умением находить выход из трудной ситуации, а также мобильностью.
У: Скажите, как Вы относитесь к этому мнению?
Р: высказываются.
У: Исходя из актуальной проблемы, какую бы вы поставили для себя цель на собрании? Чтобы вы хотели узнать.
(Цель: найти способы, которые помогут в воспитании самостоятельности у детей).
У: Я согласна с вами. Цель нашего собрания: найти способы, которые помогут в воспитании самостоятельности у детей.
У: Предлагаю порассуждать о возможных причинах нежелания детей проявлять самостоятельность. С чем на Ваш взгляд это связано?
Р: Обсуждают.
У: Я полностью с вами согласна. Педагог-психолог О.В. Дувакина выделила 6 причин. То, что вы называли тоже пересекается с этим перечнем причин, но есть и те, которые озвучены не были, например:
1. Перестраховываемся, запрещаем «на всякий случай»
2. Стараемся максимально заполнить всё время ребёнка чем-то полезным
3. Недооцениваем возможности ребёнка.
4. Лишаем ребёнка опыта собственных ошибок.
5. Скупы на похвалу, но очень любим критику.
6. Показываем пример несамостоятельности или лени сами.
У: Я предлагаю Вам поработать в творческих группах. Прием называется “Ты-высказывания-Я высказывания”. Этот прием .............
«Ты-высказывания» - такие фразы, где встречаются местоимения «ты», причем они создают впечатление вашей абсолютной правоты и неправоты другого человека: «Ты всегда оставляешь в комнате грязь». В результате ребенок чувствует, что он плохой, и обижается.
«Я-высказывания» - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. «Я очень устала и огорчена, что ты не успел сделать домашнее задание к моему приходу. Как бы ты мог быстро решить эту проблему?» Этот способ решать проблемы менее конфликтен. Приведу пару примеров: Ты опять не прибрал(а) в своей комнате. - Я думала, мы с тобой договорились о том, что уборку в комнате надо делать ежедневно.
Как ты посмел уйти в гости без моего согласия. - Когда ты принимаешь такие решения, не обсудив их со мной, мне бывает обидно. В следующий раз не забудь посоветоваться со мной
У: Предлагаем вам выполнить задание. Попробуйте построить “Ты высказывания” и заменить их на «Я высказывания».
Группа 1., 2., 3.
“Ты высказывания” | “Я высказывания” |
| |
У: Общаясь так с ребенком, вы поднимаете его самооценку, поднимаете его статус в семье и формируете самостоятельность в поведении.
Р: представляют свои планы.
У: Благодарю вас за выступление.
У: Является ли такой метод действенным? Почему? Подходит ли этот метод для решения других жизненных ситуаций/проблем? Можете ли Вы им пользоваться сами?
Р: высказываются.
У: Рекомендую предложить данный метод на практике, посмотреть на результат через неделю/месяц. А позднее поделимся впечатлениями.
У: Я в свою очередь, тоже постараюсь решать данную проблему, используя модель примерного объема д/з Г.М. Коджаспировой. Согласны ли вы с таким объемом?
Р: высказываются.
У: Также в наш чат я отправлю Вам полезные ссылки, на слайде Вы можете увидеть мотиватор обучения, методические рекомендации, где представлены алгоритмы выполнения д/з каждого учебного предмета, время распределения д/з и т.д.
У: Я благодарю Вас за посещения собрания. Надеюсь, информация для Вас была полезной и мы действительно сможем решить волнующую нас проблему. Как вы думаете, удастся ли нам решить вопрос, используя предложенный мной прием? Что Вы хотели получить от род.соб. как родители?
Р: высказываются.
У: Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды поручений:
1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).
2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).
3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.
4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.
5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.
6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.
7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.
8. Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.
9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).
10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.
Еще найти литературу полезную. Или еще поработать с ситуациями.
Рефлексия: написать на слайде вопросы, попросить ответить.