Этапы урока Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Задача: подготовка учащихся к работе на уроке. | - Здравствуйте ребята! Сегодня я проведу у вас урок математики.Проверим готовность к уроку! На парте у вас должен быть учебник, пенал, раздаточный материал. - Какие числа мы изучаем? - Какие задания выполняли на предыдущем уроке? - Какие арифметические действия вы выполняли? - Знания данного материала помогут вам на уроке. | Дети глазками проверяют готовность к уроку - Числа от 1 до 100. - Мы устно вычисляли примеры вида 26+7, записывали выражение по их описанию и вычисляли их значение, составляли задачу по выражению и решали её. - Мы выполняли действия сложения и вычитания. | Метапредметные результаты: Коммуникативные – включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки. Личностные результаты: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии) Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы. | - Итак, ребята, на доске вы видите примеры. Решите их и дайте подробное объяснение того, как вы решали данные примеры. - Давайте вместе объясним решение 1го пример: 75+6; Сколько в числе 75 десятков? - А единиц? - Значит сколько нужно добавить к 5, чтобы получить 10? - Значит число 6 представляем в виде 5 и 1. - К 75 прибавили 5, получилось ...? - 80 это какое число? - К 80 прибавили 1 получили…? - А теперь объясним решение 2го примера: 58+2. - Каким правилом мы пользовались при сложении? - Объясните устно 3ий пример: 60-16: - Какое число представляем первое или второе? - Как пойдут знаки? - Как вы представили число 16? - Из 60 вычесть 10 сколько получится? - Да ещё вычесть 6, будет? - А теперь объясните 4ый пример: 35-7; - Возникло затруднение, что, ребята, нужно сделать? - Где возникло затруднение? - Почему оно возникло? Почему вы не можете решить его? - Как решить пример такого вида? (Выявляем место и причину затруднения в деятельности). Используя слова: «Я не смог(ла)» как вы можете объяснить?» - А что нам поможет решить эту проблему? | Проговаривают вместе с учителем. - 7. - 5. - 5. - 80 – это круглое число. - 81. - 58 представляем в виде 8 и 50. К 8 прибавить 2 получится 10. К 50 прибавить 10 получится 60. - Мы единицы складывали с единицами. Десятки с десятками. - Второе. - Знаки пойдут минус, минус. - 10 и 6. - 50. - 44. Затрудняются ответить. - Остановиться и подумать. - Затруднение возникло в решении и объяснении решения 6го примера. - Потому что мы не знаем какими знаниями пользоваться для того, чтобы нам правильно решить и объяснить решение данного примера. - Я не смог это сделать, потому что я не знаю, что нам поможет при решении данного примера. - Я не смогла это сделать, потому что мы не проходили данную тему. - Я не смог это сделать, потому что я не знаю точно, как правильно решать примеры такого вида. - Нам поможет учебник. Нам помогут знания учителя. | Предметные результаты обучения:уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100; уметь устно вычитать и складывать числа, учитывая их разрядность. Метапредметные результаты: Регулятивные – умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. Познавательные – проводить сравнение и осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), делать выводы, понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формулировать проблемы. Коммуникативные – включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки. Личностные результаты: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
3. Действие целеполагание. | - Какая цель сегодняшнего урока? - Какая тема урока? Пишу на доске число, «Классная работа» и тему урока. | - Мы должны научиться решать примеры вида 35-7. - Приём вычитания вида 35-7. | Метапредметные результаты: Регулятивные – по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность. Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, делать выводы. Коммуникативные – включаться в диалог, в коллективное обсуждение. Личностные результаты: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Построение и реализация проекта выхода из затруднения) Задача: решение ситуации затруднения. | - Ребята, откройте учебник на стр. 67. Что вы видите в верху страницы? - Правильно, ребята. Сейчас мы с вами будем учиться правильно решать примеры такого вида. Попробуем решить этот трудный пример с помощью кружочков. - Сколько кружочков нарисовано в учебнике? - Сколько в данном числе десятков? - А единиц? - Что значит вычесть 7? - А что обозначает цифра 7? - Каким правилом мы пользуемся при вычитании? - Можем ли мы из 5 вычесть 7? - Почему? - А как мы тогда будем убирать 7 кружков, если у нас их только 5? Сколько мы сможем убрать? - Обратите внимание, что 5 кружков у нас зачёркнуты. - Что будем делать теперь? - Для чего нам это нужно сделать? - Сколько кружков у нас получилось? - Какой делаем вывод? - Давайте в тетрадь запишем решение этого примера как показано в учебнике. - Скажите, теперь вы знаете как находить значение выражения вида 35-7? | - Голубые кружочки и рядом пример, который мы не смогли решить. - 35. - 3 десятка. - 5 единиц. - Надо убрать 7 кружков. - Количество единиц. - Единицы вычитают из единиц. Десятки вычитают из десятков. - Нет. - Потому что 5 меньше 7, а из меньшего мы не можем вычесть большее. - 5. - Из 1 десятка кружков надо убрать еще 2. - Мы убрали 5 кружочков и надо убрать ещё 2, т.к. 7=5+2. - 28. - Чтобы из числа 35 вычесть 7, нужно сначала 7 представить в виде 5 и 2. Из 35 вычесть 5, получить круглое число 30 и вычесть ещё 2, получится 28. Записывают в тетрадь решение примера. - Да. | Предметные результаты обучения:уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100; уметь устно вычитать числа, учитывая их разрядность. Метапредметные результаты: Регулятивные – умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. Познавательные – проводить сравнение и осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), делать выводы, понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формулировать проблемы. Коммуникативные – включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки. Личностные результаты: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
5. Физминутка. | Если я называю двузначное число – приседают мальчики. Если я называю однозначное число – приседают девочки. | Дети выполняют физминутку. | Личностные результаты: формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Задача: Тренировать способность учащихся к проговариванию изученного содержания во внешней речи. | - Поставьте пальчик на № 1. - Ребята, какое задание предлагает нам автор? - А кто хочет вычислить первый пример? - Какая в итоге цифра спрятана в квадратике? - Кто хочет вычислить второй пример? - Какие в итоге цифры спрятаны в квадратиках? | Ставят пальчик на №1. - Вычислить устно с объяснением. Один из учеников устно решает первый пример:5 представляем в виде 2 и 4. Из 42 вычитаю 2 получится круглое число 40. Из 40 вычитаю 6 получится 36. - Цифра 4. Один из учеников устно решает второй пример: 9 представляем в виде 4 и 5. Из 54 вычитаю 4 получится круглое число 50. Из 50 вычитаю 5 получится 45. - 4 и 5. | Предметные результаты обучения:уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100; уметь устно вычитать числа, учитывая их разрядность. Метапредметные результаты: Регулятивные – умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. Познавательные – проводить сравнение и осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), делать выводы, понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формулировать проблемы. Коммуникативные – включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки. Личностные результаты: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Задача: закрепление новых знаний и умений. | - Давайте посмотрим следующий номер. - Что нужно сделать в данном номере? - Сейчас вы самостоятельно решите данные примеры по такому же алгоритму, как мы сейчас решали. Работать вы будете по вариантам: 1 вариант решают 1ый и 2ой столбик, а 2 вариант решают 3ий и 4ый столбик. - Показываю образец выполнения данного задания на интерактивной доске: - Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки? - Поднимите руку у кого есть одна ошибка. | Смотрят на 2ой номер. - Вычислить. Слушают задание. После выполнения проверяют по заранее подготовленному учителем образцу. Дети отмечают правильно выполненные задания, исправляют ошибки. Если нет ошибок, то дети встают. У кого одна ошибка, то дети поднимают руку. | Предметные результаты: уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Метапредметные результаты: Регулятивные – оценивать результаты работы по выработанным критериям Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы; понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные результаты: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
8. Повторение (Включение понятия в систему понятий). | - Посмотрите на 3ий номер. - Что вы видите? - Верно и сейчас мы будем её решать. Слушайте условие задачи (читаю задачу детям). Пишу на доске условия задачи, задавая вопросы детям. - О чём говорится в этой задаче? - Что известно в задаче? - Что ещё нам известно? - Если купили ещё 2 трактора, можно ли сказать, что стало на 2 трактора больше? - Значит в условии прописываем также и стрелочкой показываем, что тракторов стало больше. - Что-то ещё известно? - Если 1 трактор передали школе, можно ли сказать, что тракторов стало на 1 меньше? - А их стало меньше после покупки или до покупки 2ух новых тракторов? - Значит это нужно правильно показать стрелочкой. - Прочитайте жужжащим чтением вопрос задачи. - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? - Значит ставим знак вопроса, тем самым показывая. Что нам нужно найти. - Каким действием мы узнаем сколько тракторов стало после того, как их купили? - Записывам 1ое действие: 1) 8+2= Сколько получилось? - Какое действие необходимо выполнить дальше, чтобы ответить на вопрос задачи? - Почему? - Записываем 2ое действие: 2) 10-1= Сколько получилось? - Запишите ответ. - Как правильно нужно было записать ответ? - Молодцы, правильно! - А теперь посмотрите на 7ой номер. - Давайте вместе решим примеры, которые находятся под красной чертой. - Из 62 нужно вычесть 7. С чего начнём решать данный пример? - Что нужно сделать далее? - Какой получился ответ? - Теперь решаем следующий пример: из 54 нужно вычесть 8. С чего начнём решать его? - Что нужно сделать далее? - Какой получился ответ? - Посмотрите на 3ий пример под красной чертой. Чем он отличается от тех, которые мы с вами решили? - Верно, а с чего мы начнем его решать? - Давайте так и попробуем. Какое действие будет первым, а какое вторым? - К 54 прибавьте 6. Продиктуйте мне алгоритм решения. - Как пойдут знаки? - Молодцы, правильно! Теперь выполняем второе действие: из 60 мы вычитаем 34. Продиктуйте мне алгоритм решения. | Смотрят на 3ий номер. - Задачу. Записывают условия и отвечают на вопросы. - О тракторах. - Было 8 тракторов. - Купили ещё 2 трактора. - Да. Смотрят как условия записывает учитель. - 1 трактор передали школе. - Да. - После покупки. Смотрят на доску. Читают вопрос задачи жужжащим чтением. - Нет, мы не знаем сколько тракторов стало после того, как их купили. Записали все условия задачи. - Действием сложения. Записывают и решают 1ое действие в тетради. - 10 (тр.) – стало после покупки. - Действие вычитания. - Потому что 1 трактор передали школе для обучения старшеклассников. Записывают и решают 2ое действие в тетради. - 9 (тр.) Записывают ответ. - Ответ: 9 тракторов стало в хозяйстве. Смотрят на №7. - 7 представляем в виде 2 и 5. Из 62 вычитаю 2 получится круглое число 60. - Из 60 вычесть 5. - Получилось 55. - 8 представляем в виде 4 и 4. Из 54 вычитаю 4 получится круглое число 50. - Из 50 вычесть 4. - Получилось 46. - В данном примере присутствуют два действия: сложение и вычитание. - Мы можем решить его в два действия. - Сложение будет первым, а вычитание вторым. - 54 представим в виде 50 и 4. К 50 нужно прибавить сумму 4 и 6. Получится 60. Из 60 вычитаю 34. 34 представляем в виде 30 и 4. - минус, минус. Из 60 вычитаю 30 получится круглое число 30. Из 30 вычитаю 4 получится 26. | Предметные результаты обучения:уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100; уметь устно вычитать и складывать числа, учитывая их разрядность; выделять особенности задачи, решать их. Метапредметные результаты: Регулятивные – умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. Познавательные – проводить сравнение и осуществлять анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), делать выводы, понимать простейшие модели; определять закономерность и продолжать её, кодировать и раскодировать информацию; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формулировать проблемы. Коммуникативные – включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки. Личностные результаты: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
9. Итог урока (рефлексия учебной деятельности) Задачи: обобщение и выводы по учебной проблеме. | - Назовите тему урока? - Сможете ли вы решать числовые выражения такого вида? - Получается мы добились той цели, которую мы поставили в начале урока? - Какие у вас были трудности? - С помощью смайликов эмоций передайте ваше настроение на уроке. Детям раздаю конверты со смайликами внутри. - Красный смайлик поднимают те дети, которым на уроке было трудно понять материал. - Жёлтый поднимают те дети, которые думают, что на уроке всё усвоили, но допустили некоторые ошибки - Зелёный смайлик поднимают те дети, которые думают, что урок был полезен, и они хорошо поработали. - Молодцы, вы все активно работали на уроке, хорошо решали примеры и задачи. Но чтобы закрепить свои умения, вам нужно дома еще потренироваться. | - Приём вычитания вида 35-7. - Да. - Да, мы научились решать примеры вида 35-7. - Трудности возникали только, тогда, когда мы не знали, как можно решать такие примеры вида 35-7. Открывают конверты со смайликами внутри и поднимают их. | Метапредметные результаты: Коммуникативные – включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки. Личностные результаты: способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
10. Инструктаж домашнего задания. | - Запишите домашнее задание в дневник. Вам нужно дорешать числовые выражения под номером 7, но уже те, которые находятся сверху красной черты. И решить задачу под номером 4 на стр. 67. Обратите внимание на то, что задачу нужно решить разными способами. Не забывайте писать условия задачи. Спасибо за урок, ребята! | Записывают домашнее задание в дневник и слушают инструктаж по нему. | Метапредметные результаты: Познавательные – выбор и планирование выполнения домашнего задания. |