https://studfile.net/preview/3180264/page:8/
Практическая работа №12
Тема: Разработка планов организации работ: участок диагностики автомобилей
Цель: Систематизация и обобщение знаний организации участка диагностики СТОА.
Оборудование рабочего места: интернет комп. Место
Пояснение:
Диагностированием называют процесс определения технического состояния объекта без разборки, по внешним признакам путем измерения величин, характеризующих его состояние и сопоставление их с нормативами.
Системы диагностирования делятся на функциональные и тестовые.
Функциональные системы диагностирования определяют техническое состояние объекта в процессе его работы.
Тестовые системы диагностирования определяют техническое состояние объекта, когда при измерении диагностических параметров работу объекта воспроизводят искусственно.
Различают системы универсальные, предназначенные для нескольких различных диагностических процессов, и специальные, обеспечивающие только один диагностический процесс.
В процессе производства на СТОА выполняются следующие виды диагностирования; заявочное диагностирование Дз; диагностирование при приемке автомобиля на СТОА Дп; технологическое диагностирование при ТО и ремонте автомобиля, связанное с регулировками, Др; контрольное диагностирование Дк
Заявочное диагностирование Дз, получившее на СТОА наибольшее распространение, проводится по заявке владельца автомобиля в соответствии с заполненными в зоне приемки документами. Этот вид диагностических работ целесообразно проводить в присутствии владельца автомобиля для получения подробной и объективной информации о состоянии технического средства. Д3 осуществляется на участках диагностирования или на отдельных специализированных постах (например, проверка углов установки или балансировки колес). В отдельных случаях здесь же производится устранение неисправностей (замена свечи зажигания, регулировка карбюратора и т. п.). Конечным результатом этого вида услуг является контрольно-диагностическая карта, в которую занесены результаты диагностирования и даны рекомендации по устранению обнаруженных неисправностей.
Диагностирование при приемке автомобиля на СТОА Дп предназначено для уточнения технического состояния автомобиля и необходимого объема работ, которые в основном определяются на основе заявки его владельца и субъективных данных визуального и органолептического контроля на участке приемки. Однако для 15—20% автомобилей требуется более глубокая проверка. В этом случае автомобиль направляют на участок диагностирования или на пост ТР, если характер дефекта не может быть определен без разборки сборочных единиц и агрегатов. При Дп корректируется маршрут автомобиля по производственным участкам СТОА и осуществляется диагностирование его систем и агрегатов, влияющих на безопасность движения.
Диагностирование автомобилей при ТО и ремонте Др в основном используется для проведения контрольно-регулировочных работ, уточнения дополнительных объемов работ, предусмотренных талонами сервисных книжек (по ТО) и заявкой владельца (по ТР). По результатам Др может возникнуть необходимость выполнения дополнительных объемов работ, корректировки маршрута перемещения автомобиля к рабочим постам производственных участков СТО А. В случае отсутствия соответствующих средств диагностирования на производственных участках ТО и ремонта работы Др могут выполняться на специализированных постах для Дз.
Применение диагностических средств при ТО и ТР автомобилей позволяет существенно снизить трудоемкость проведения многих контрольно-регулировочных работ, повысить их качество за счет исключения разборочно-сборочных работ, связанных с необходимостью непосредственного измерения структурных параметров автомобиля (зазора между контактами прерывателя, рычагами и толкателями клапанов и т. п.). Экономия времени может быть получена и за счет сокращения подготовительно-заключительных операций, например, при проверке тяговых качеств автомобиля или трансмиссии.
Контрольное диагностирование Дк проводится для оценки качества выполненных на СТОА работ по ТО и ремонту автомобиля, его систем и агрегатов. Качество выполненных работ может быть проверено на диагностическом оборудовании, имеющемся на СТОА. Например, проверка тяговых качеств автомобилей при испытаниях на стенде с беговыми барабанами позволяет не только полностью заменить сложную в современных условиях проверку автомобилей на дороге, но и быстро, точно установить, соответствуют эти показатели техническим условиям или нет. То же самое можно сказать относительно проверки ходовой части, двигателя, электрооборудования, тормозов автомобиля.
Современная диагностическая аппаратура позволяет контролировать большое число параметров легковых автомобилей. Однако использование ее при контроле качества работ по ТО и ТР в полном объеме в большинстве случаев нецелесообразно, так как приводит к значительному его усложнению. Поэтому число проверяемых параметров должно быть по возможности ограничено.
При выборе параметров, подлежащих измерению на участках технического контроля, необходимо принимать во внимание следующие факты. Измеряемые диагностические параметры должны давать представление о том, годен или негоден агрегат или система автомобиля к эксплуатации после ТО и ТР.
Анализ оснащенности СТОА диагностическим оборудованием, его размещения по технологическим зонам, а также изучение технических возможностей оборудования и типовых работ по ТО и ТР на станциях показывают, что при контроле качества целесообразно использовать комплексы диагностических операций в различных сочетаниях в зависимости от содержания выполняемых работ. Это позволяет получить достаточно полное представление о техническом состоянии автомобиля, прошедшего ТО или ремонт. Например, при контроле системы зажигания необходимо проверить не менее четырех параметров: осциллограмму рабочих процессов первичной и вторичной цепей, пробивное напряжение на свечах зажигания, угол замкнутого состояния контактов прерывателя и угол опережения зажигания. Проверка меньшего числа диагностических параметров не дает, как правило, достаточного представления о качестве обслуживания системы зажигания.
Основная часть работ по диагностированию автомобилей, их систем и агрегатов (особенно работ Дз) выполняется на специализированном участке СТОА. Часть работ Дп, Дк, не требующих специального стендового оборудования, может быть выполнена на участке приемки-выдачи, а Др — в процессе ТО и ремонта автомобилей (двигателя, электрооборудования, ходовой части).
Исходя из этого на специализированных участках диагностирования СТОА должны выполняться работы по заявкам владельцев автомобилей, а также оказываться помощь участку приемки-выдачи, ОТК и производственным участкам ТО и ТР в объективной оценке технического состояния автомобилей до и после обслуживания.
Такие участки должны иметь все необходимое диагностическое оборудование, обеспечивающее углубленную проверку технического состояния автомобиля: стенды для проверки тяговых показателей автомобилей, тормозов, амортизаторов и углов установки колес, расходомер топлива, мотор-тестер, подъемник, приборы для проверки фар, рулевого управления, а также воздухо-раздаточную колонку.
В зависимости от производственной мощности СТОА организуются соответствующие типы диагностических комплексов.
Так, на СТОА с числом рабочих постов до 25 на специализированном посту участка диагностирования (рис. 1) выполняется диагностирование по заявкам владельцев, определяются скрытые неисправности при приемке автомобилей, проверяется качество выполненных работ. В целях экономии производственных площадей для оснащения такого поста следует применять комбинированное диагностическое оборудование.
Рисунок 1 специализированный пост диагностики
На СТОА с числом рабочих постов до 50 в целях повышения производительности труда оборудование участка диагностирования (рис.2) может размещаться на двух постах, специализированных по видам работ: на посту проверки тяго-во-экономических показателей автомобиля, двигателя, электрооборудования, трансмиссии и на посту проверки тормозов, приборов освещения и сигнализации, балансировки колес и т. д.
Рисунок 2 Участок диагностики
Проверка и регулировка углов установки управляемых колес на указанных типах СТОА осуществляется в зоне ТО на отдельном специализированном посту.
Рисунок 3 Участок диагностирования
На СТОА с числом рабочих постов до 100 участок диагностирования (рис.3) обычно состоит из трех (желательно проездных) параллельно или последовательно расположенных постов для проверки: тягово-экономических показателей автомобиля, двигателя и трансмиссии; углов установки колес и рулевого управления;
тормозов, амортизаторов, фар, балансировки колес и т. д. Для проверки качества выполнения работ ТО и ремонта в зоне выдачи автомобилей организуется отдельный контрольно-диагностический пост.
Если при диагностировании проводятся регулировочные работы, то продолжительность диагностирования, а также потребное число постов и линий несколько возрастают. В расчетах коэффициент их увеличения можно принимать 1,1—1,5 в зависимости от вида работ.
Посты (линии) диагностирования размещаются на СТОА таким образом, чтобы было обеспечено минимальное число перемещений автомобиля с них на рабочие посты производственных участков. Количество постов на участке диагностирования, их компоновочные схемы, уровень специализации и кооперации при выполнении работ непосредственно диагностирования (Дз), приемочных (Дп), контрольных (Дк) или регулировочных и ремонтных (Др) работ обусловливаются объемом и характером производства, наличием производственных площадей и оборудования, технологической планировкой СТОА, перспективой развития и др.
На постах диагностирования (в основном Дз) в порядке исключения допускается устранение мелких неисправностей, включая замену отдельных деталей. Объем таких работ не должен превышать 15—20% общего объема работ поста. Если в процессе диагностирования выявляются неисправности, которые препятствуют его дальнейшему проведению и не могут быть оперативно устранены на месте, то процесс прерывается, автомобиль направляется на соответствующий участок для устранения дефекта, а затем возвращается для окончательного диагностирования (например, люфт в подшипниках или неисправность подвески мешают определению правильности углов установки колес).
На постах диагностирования допускается проведение некоторых работ ТО и ТР, если их выполнение не затрудняет процесс диагностирования и без них диагностирование не может быть проведено (например, замена лампы фары при проверке установки фар) или если перемещение автомобиля на другой пост нецелесообразно из-за технологической родственности операций (например, регулирование углов установки колес при их проверке).
На СТОА при контроле проводятся операции по проверке увода управляемых колес, регулированию углов установки колес, балансировке колес, проверке тормозной системы, двигателя, тягово-экономических показателей автомобиля, установки фар и силы света, амортизаторов, рулевого управления, объемной доли окиси углерода в отработавших газах.
Последовательность выполнения этих операций определяется их технологией. Так, например, проверке тягово-экономических показателей автомобиля на мощностном стенде должны предшествовать проверка тормозной системы и балансировка колес, а для автомобилей с регулируемым углом схождения ведущих колес - также проверка правильности их установки. При проверке тягово-экономических показателей автомобиля целесообразно одновременно провести регулирование углов замкнутого состояния контактов прерывателя и опережения зажигания
Перечень основного технологического оборудования, рекомендованного для участка диагностирования
Наименование оборудования | Тип,марка | Количество на одну СТОА с числом постов |
5 | 10 | 15 | 25 | 35 | 50 |
Подъемник электромеханический четырехстоечный с оптическим прибором ПКО-2 или стенд электрооптический для проверки и регулировки углов установки передних колес легковых автомобилей | СДД-2,5 (ПНР) или К 111 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 |
Стенд для проверки тормозов легковых автомобилей | 7618 (ЧССР) или К-208 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Стенд для проверки тягово-экономических показателей легковых автомобилей | К-409М | - | - | - | 1 | 1 | 1 |
Стенд для динамической балансировки колес легковых автомобилей (без снятия с автомобиля) | «Афит» (ВНР) или К- 125 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Стенд для проверки электрооборудования двигателя с осциллоскопом (анализатор двигателя) | «Элкон-Ш-100» (ВНР) | - | - | - | 1 | 1 | 1 |
Пост (стенд) для проверки электрооборудования и приборов зажигания (непосредственно на автомобиле) | К-461 или Э-205 | 1 | 1 | 1 | - | - | - |
Прибор для проверки силы света н установки фар | «Новатор» (ГДР) или К-303 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Газоанализатор | «Элкон-Ш-105»(ВНР) | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Комплект приборов | К-427,-179,К-69М,К-402 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Стенд для проверки амортизаторов непосредственно на автомобиле | К-113 | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 |
Контрольно-диагностическое оборудование для оснащения специализированного и других производственных участков СТОА выбирают в соответствии с рекомендациями действующей руководящей документации и требованиями ГОСТов.
Основное рекомендуемое оборудование предназначено для специализированных постов (линий) диагностирования, т. е. для работ Дз и частично Дп (табл. 4.1). С постепенным увеличением объема диагностических работ на производственных участках ТО и ТР требуется дополнительное оснащение их соответствующим оборудованием. Для проведения работ Дп, Др и Дк в основном используются переносные и малогабаритные специализированные средства диагностирования (комплекты), а для Дз — стационарные универсальные.
Задание:
- самостоятельно изучить представленный материал, используя знания, а также интернет ресурс
- составить кратко план организации работ диагностического участка, таблица №1.
Таблица №1 перечень работ выполняемых на участке диагностики автомобиля
п.п | Наименование работ | Описание, перечень выполняемых работ, перечень применяемого оборудования (смотреть. https://...) |
| Определение техническое состояние автомобиля внешним осмотром | https://auto.today/bok/16965-tekhnicheskoe-sostoyanie-avtomobilya.html |
| Контроль состояния шин и дисков | https://ustroistvo-avtomobilya.ru/shiny-i-diski/poryadok-proverki-tehnicheskogo-sostoyaniya-shin-i-koles/ |
| Проверка увода колес | https://ustroistvo-avtomobilya.ru/diagnostirovanie/stendy-e-kspress-diagnostiki-uvoda-koles/ |
| Проверка развал, схождения колес | http://xn----9sbhgulqiaavk9j.xn--p1ai/3d-shod-razval/vse-o-shod-razvale/ |
| Контроль состояния подвески | https://carnovato.ru/diagnostika-podveski/?sign=894272755068530%2C356704788136562 |
| Проверка тормозного управления | https://ustroistvo-avtomobilya.ru/tormoznaya-sistema/proverka-pokazatelej-tehnicheskogo-sostoyaniya-tormozny-h-sistem-stendovy-m-metodom/ |
| Контроль технического состояния рулевого управления | https://ustroistvo-avtomobilya.ru/diagnostirovanie/poryadok-proverki-tehnicheskogo-sostoyaniya-e-lementov-rulevogo-upravleniya/ |
| Проверить токсичность отработавших газов | http://snipov.net/database/c_3863167195_doc_4293832738.html |
| Проверить действия приборов освещения и сигнализации | http://k-a-t.ru/mdk.01.01_elektro/55-fonari_5/index.shtml |
- подготовить ответы на контрольные вопросы, приведенные в конце методического указания,
- сделать вывод по проведенной работе.
Содержание отчета
Отчет о проделанной работе предоставляется в письменном виде в тетради в клетку.
Отчет должен содержать:
- название практической работы;
- цель работы;
- оборудование рабочего места;
- план организации работ диагностического участка, таблица №1;
- вывод о проделанной работе.
Контрольные вопросы:
Какие системы диагностирования бывают?
Чем отличается тестовая диагностика от функциональной?
Какие виды диагностирования выполняются в процессе производства на СТОА?
Чем отличается заявочное диагностирование от диагностирования при приёмке?
Для чего выполняют диагностирование автомобилей при ТО и ремонте?
Что проверяется при контрольном диагностировании?
4