II. Каллиграфическая минутка. III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи. – Мы продолжаем работу над правописанием глаголов с безударными окончаниями. Сегодня на уроке вы упражняетесь в написании безударных личных окончаний глаголов, спряжение которых распознаётся по неопределённой форме. IV. Письмо по памяти (упр. 464, с. 93). Самопроверка по учебнику. V. Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме. 1. Работа с устойчивыми сочетаниями. – Объясните, что означают эти выражения. (Учитель читает.) – Данные устойчивые сочетания замените глаголом неопределённой формы, укажите его спряжение (используются сигнальные карточки). Обвести вокруг пальца, вставлять палки в колёса, выбиться из сил, клевать носом, сложить голову, зарубить на носу, пропустить мимо ушей, повесить нос, наговорить с три короба. Проверка: обмануть, мешать, устать, дремать, погибнуть, запомнить, не заметить, загрустить, наврать. – А знаете ли вы, откуда взялось выражение зарубить на носу? В старину носом называли дощечки, палочки, которые носили с собой неграмотные люди, чтобы делать на них различные заметки, зарубки. «Зарубить на носу» означало «сделать зарубки на дощечке (на носу) о том, что нужно помнить, не забывать». 2. Выполнение упражнения 471, 472, с. 96. (При выполнении упражнений используется памятка-схема проверки безударных окончаний глаголов.) VI. Зрительно-слуховой диктант с предварительной подготовкой (упр. 470, с. 95). Самопроверка по учебнику. VII. Самостоятельная работа. Списывание с грамматическим заданием (упр. 469, с. 95). VIII. Домашнее задание: упражнение 473, с. 96–97; (устно) упражнение 474, с. 97. IХ. Итог урока. – Чем занимались на уроке? – Какое задание запомнилось, было наиболее интересным? ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ Карточка 1. Записать глаголы 3 лица ед. ч. в порядке усиления действия. Выделить окончания, обозначить спряжение. Барабан_т, стучит, грохоч_т. Хохоч_т, хихика_т, смеётся. Говор_т, шепч_т, кричит. Разруш_т, испорт_т, слома_т. Обожа_т, любит. Рыда_т, плач_т, хныч_т. Хвал_т, превознос_т, одобря_т. Карточка 2. Списать текст, вставить пропущенные буквы. Выделить окончания глаголов, указать их спряжение. Саксаул Когда попода_шь в пустыню, тебя сразу поража_т это фантастическое дерево. Оно выглядит необычно. На ветках нет листьев. Ветер кача_т ветки, снос_т их вбок, а по песку ёрза_т узорчатая тень. Побеги саксаула зелены и сочны. Если надав_шь на побег, на тебя брызн_т солёная влага. Карточка 3. Списать пословицы, дополняя их глаголами, противоположными по смыслу. Выделить окончания глаголов, указать спряжение. Ласточка день начина_т, а соловей …. Смелый вою_т, а трус горю_т. Мир стро_т, а война …. Дождик вымоч_т, а солнышко …. От радости смеются, а от горя …. Труд корм_т, а лень …. Человек от лени боле_т, а от труда …. ход урока 2 I. Организационный момент. II. Словарно-орфографическая работа. 1. Запись под диктовку слов из домашнего задания. Слева, снизу, справа, сверху, везде, впереди, здесь. Самопроверка по словарю. – Почему вы выбрали именно эти слова? (Все они отвечают на вопрос где?) – Вспомните, какая это часть речи? (Наречие.) – Что вы знаете о наречиях? 2. Составление и запись словосочетаний глагол в неопределенной форме + наречие с данными словами. Определение спряжения глаголов. III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи. – Сегодня мы продолжим работу над правописанием безударных личных окончаний глаголов. Вы будете учиться правильно и чётко объяснять, какую гласную напишете в безударном личном окончании глагола и как проверить это. IV. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний глаголов. – Вспомните содержание Памятки (с. 92), опираясь на схему, которую мы составили на прошлом уроке. Расскажите, как нужно рассуждать при проверке безударного личного окончания глагола. – Рассуждая таким же образом, проверьте безударные личные окончания следующих глаголов, запишите их в тетрадь, выделите окончания, укажите спряжение. (Выполняется с комментированием у доски.) Наступа_шь, люб_те, он плат_т, они закопа_т, мысл_м, груз_шь, он желте_т, зева_те, они дешеве_т, он замяука_т. V. Предупредительный диктант. Резкий морозный воздух так и охватывает тебя, когда выйдешь из дома. За садом ещё холодно, краснеет заря. Солнце только выплывает из-за снежного поля, но вся картина села уже сверкает чистыми красками. Клубы дыма алеют и плывут над белыми крышами. (По И. Бунину.) Задание: объяснить правописание безударных окончаний глаголов, выделить их; указать лицо и спряжение глаголов. VI. Работа с учебником. 1. Распознавание спряжения глагола по неопределённой форме. Подбор синонимов (упр. 463, с. 93). 2. Списывание текста с предварительным разбором (упр. 465, с. 93). VII. Домашнее задание: упражнение 466, с. 94; подготовиться к письму по памяти (упр. 464, с. 93). VIII. Итог урока. – Назовите, какую учебную задачу вы выполняли на уроке. – Как вы считаете, научились ли вы проверять написание безударных личных окончаний глаголов? – Какие трудности вы испытывали в работе? – Почему? ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ Карточка 1. Списать словосочетания, употребив глаголы в 1-м лице множественного числа. Выделить окончания, указать спряжение глаголов. Топором (колоть), ножом (резать), пилой (пилить), щёткой (чистить), лопатой (копать), краской (красить), молотком (стучать), плугом (пахать), сеялкой (сеять). Карточка 2. Списать текст, вставив пропущенные окончания глаголов. Указать лицо, спряжение глаголов, выделить их окончания. В тихие дни берёзка сбрасыва_т листья ровным кругом4. С пугливой готовностью липа кида_т зубчатые монетки в чёрную воду омута. Красне_т стройный клён. Всегда бедновато одетая лиственница так скупо трат_т свою хвою, что хвата_т и на зимнюю пору. Долго ещё покрыва_т её золотые иголки белоснежную скатерть полей. Карточка 3. Списать текст, вставив пропущенные буквы. Определить спряжение глаголов, выделить их окончания. Смотрит2: коршун в море тон_т и не птич_им криком стон_т, лебедь ок_ло плывёт, зло_ коршуна клюёт, гибел_ бли_кую2 тороп_т, б_ёт крылом и в мор_ топ_т. А. Пушкин Карточка 4. Списать предложения, вставить пропущенные буквы, выделить окончания глаголов, указать их спряжение. Составить схемы предложений. Резкий воздух _бмыва_т лицо х_лодн_й в_дой. Разгора_тся ра_вет. Синеву на восток_ см_ня_т багров_ мгла. |