СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

4 класс. (УМК "Школа России")Обобщающий урок по литературному чтению по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«4 класс. (УМК "Школа России")Обобщающий урок по литературному чтению по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка"»

Тищенко О.Н

учитель начальных классов.

4 «Д» класс


Тема: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка"

    

Класс: 4 « Д»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков, с применением стратегий КМ.

Задача: Развивать способности и навыки применения новых технологий.

Приемы обучения: 1.организация труда

2.фронтальная работа

3. индивидуальная работа

4. демонстрация наглядных пособий

5. викторина

Оборудование: Портрет сказочника

Рисунки-наглядности по сказке

Карточка с пословицей.

писателя, рисунки фотографии.

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по сказке

Ганса Христиана Андерсена « Русалочка»

2. Совершенствовать навык беглого, правильного, осознанного

выразительного чтения, развивать монологическую речь, её

содержательность, последовательность, точность,

выразительность, умение высказывать свои мысли, обогащать

словарный запас.

3. Развивать умение классифицировать факты, делать

обобщающие выводы, составлять характеристику главных

действующих лиц.

4.Воспитывать чувство самоотверженной сердечной

привязанности к людям, готовность прийти на помощь,

положительные качества, любовь и уважение к окружающим;

интерес к предмету











.

Ход урока

Организовать момент.

Поздоровались с гостями

Улыбнулись друг другу.

Настроение у нас хорошее

Приступим к уроку.




Прозвенел и смолк звонок

Начинаем наш урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

Пожелай успех глазами.

И вперёд, вперёд за знаньями.




  1. Какое произведение мы проходили на прошлом уроке?

  2. Эта сказка народная или авторская?

  3. Кто автор сказки?

  4. Где родился писатель? (карта, данные)

  5. В каком году?

  6. Сколько лет прожил сказочник?(70л)

3. Повторение изученного материала

2) Проверка домашнего материала

Информация о писателе (Из каждой группы по одному человеку)

- Вспомните, что вы знаете о Ханс Кристиан Андерсене, поделитесь друг с другом в группах.

Группа учеников рассказывает о Гансе Христиане Андерсене.



Сегодня мы обобщаем знания по данному произведению и раскроем тему добра и любви в сказке. Вкл. Аудио запись (Шум моря) настроение создает нам эта музыка?

Сегодня мы продолжим работу с нашей сказкой.Итак, в 1837 году Г.Х.андерсен пишет сказку «Русалочка».Позже в королевском театре ставится спектакль по произведению, а в 19139 году появляется памятник русалочке, которая тала символом Дании.Юная русалочка сидит на камне и печально смотрит на море. Кому, как не ей не знать, какое оно ….


Х.К.Андерсен писал сказки, одна из его сказок «Русалочка».

Какая тема сказки?( любовь)




Добрые сказки вы помните с детства

Хочу чтобы сказки любили вы

Чтобы подкрались к самому сердцу

И зарадили зерно доброты и любви.




Выберем девиз нашего урока из предложенных пословиц в

Р.т.87. зад.4 Прочитайте пословицы и поговорки, выберете одну из них, наиболее подходящую к нашему уроку . Обоснуйте свой выбор.




  1. Мозговая атака. Викторина

( вопросы по пройденному материалу)

1.Сколько принцесс дочек было у морского царя?(6)

2.Когда русалочкам разрешалась выплывать на поверхность моря?(15 л)

3.Что увидела русалочка, когда первый раз выплыла на поверхность моря?(корабль, людей, принца)

4.Кто спас принца во время бури на море?(русалочка)

5.Что взяла ведьма за помощь у русалочки?(голос)

6.Почему у всех сестер русалочки не стало роскошных длинных волос? (они отдали их ведьме за то, чтобы она помогла русалочке избавиться от смерти)

7.Любил ли принц русалочку, как она его?

8.Могла ли русалочка спастись? Что она должна была для этого сделать?

9.Какое решение приняла русалочка?

10.Почему русалочка превратилась в морскую пену?(Т.к. её не любил принц, а это было условие ведьмы)

  1. Выборочное чтение

Найдите в тексте и прочитайте вслух:

  1. Описание дворца морского царя

  2. Гибель коробля

  3. Как русалочка спасла принца.

  4. Ответ бабушки на вопрос русалочки о том, может ли она пожить среди людей?

  5. Какую плату попросила ведьма, что она сказала?

  6. Как принц относился к русалочке?

  7. Что сделали сестры русалочки и что сказали сделать русалочке, чтобы избежать смерти?

  8. Момент прощания с принцем.


Стр.176 чит. До слов «И русалочка поплыла из соего садика к бурным водоворотам, где жила ведьма»

-Что хотите сказать,

_Какой вам показалась Русалочка?

-Почему она решилась поплыть к морской ведьме?

-На что решается Русалочка? На какую жертву решается Русалочка, чтобы принц полюбил ее?(пересказ)

Наидите и перечитайте отрывок об этом.  Почему русалочка решила проститься со своей подводной жизнь и стать человеком? («Все больше и больше начинала русалочка лбить людей. Их земной мир казался ей куда больше, чем её подводный».)

- Добилась ли русалочка своей цели и какой ценой? (Она обрела пару стройных ножек, но навеки стала немой. А неразделенная любовь стала причиной гибели русалочки.)



-Почему русалочка отправилась к ведьме?(Она окончательно решила попасть в земной мир.)



-Найдите и прочитайте описание жилища ведьмы. Что чувствовала русалочка, когда была там? Что испытывала русалочка, когда покидала свой родной дом?



-Расскажи о жизни русалочки во дворце у принца?(Принц принял русалочку в свой мир. Она жила рядом с ним, во дворце, разодетая в шелках- прекрасная девушка с дивной походкой, которой все восхищались. Все были в восхищении особенно принц. Но она оставалась несчастной, ведь принц любил её лишь по-дружески).



-Любил ли принц русалочку? Мог ли он на ней жениться? ( Несмотря на все её достоинства и преданность, он был влюблён в другую, которую видел лишь однажды. Возможно, ему ценно то, что его спасли, и любовь во многом обусловлена благодарностью. Если бы у русалочки сохранился голос, она могла бы завоевать настоящую любовь принца.)

- Можно ли назвать жизнь русалочки во дворце у принца счастливой?

- Почему принц не смог полюбить русалочку на столько, что бы на ней жениться?

- А если бы ведьма не лишила русалочку голоса, всё могло бы быть иначе?

- Расскажи, как к русалочке относиться её семья: её бабушка, отец и сестры.

- Почему то, что кажется возможным её сёстрам- убить принца, что бы сохранить себе жизнь,- невозможно для русалочки?

- Что же это а волшебная сила, благодаря которой русалочка могла бы остаться в мире людей?


Физминутка Чтение стихотворения.

Точка- хлопок

Запятая – волна рукой

Многоточие- хлопок над головой

Тире –присесть

О сюжете­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­– Где и когда происходят события?

Восстановление деформированного плана сказки.

Задание: восстановите план сказки.

Восстанавливают план:

1) Морская семья

2) Прекрасный принц

3) Страшная буря

4) Принц спасен

5) Тоска Русалочки

6) Дорога к ведьме

7) Разговор с ведьмой

8) Принятое решение

9) Русалочка стала прекрасной девушкой

10) Жизнь во дворце

11) Последняя ночь

12) Встреча с сестрами

13) Гибель русалочки

- Проверка выполнения

- Кто выполнил безошибочно?

- У кого были ошибки? сколько?


Словарная работа

Гавань— Прибрежная часть водного пространства, используемая для стоянки, причала и ремонта судов о ходу чтения идет словарная работа:

Вельможа — знатный и богатый чиновник.

Трюм - внутреннее помещение корабля между

нижней палубой и днищем.

Вуаль— тонкая прозрачная материя, закрываю­щая лицо.

Коралл – морское неподвижное животное, а также камень, являющийся известковым отложением морских животных.

Янтарь – окаменевшая смола желтого цвета.

Утес – отвесная скала.


-Могла ли Русалочка спастись?

Почему она выдерживает и душевную и физическую боль. Какие здесь проявляются черты (мужественная, любит принца терпеливая)

Что для этого она должна была сделать. Какое решение она приняла?

Вывод: Как вы думаете, почему Русалочка не смогла убить принца ради своей жизни.

Обсуждение в группах

- Правильно во имя настоящей любви человек может пожертвовать, если понадобится жизнью.


Об образах Кто положительные герои кто отрицательные? Опишите главного героя –

Р.т. стр. 87 задание 5

Положительные:Русалочка,Принц.

Отрицательные:морская ведьма.

Нейтральные:Морской царь,бабушка,Молодая жена принца.

Помощники:сёстры русалки,дочери воздуха




Стр. 193 вопросы 2,3


Мини-тест



1.В какой стране родился и жил великий сказочник?

а) в Дании

б) в Англии

в) в Германии

2.Какой сказочной героине Андерсена был поставлен памятник?

а) Дюймовочке

б) Герде

в) Русалочке

3.История Русалочки представляет собой:

а) легенду

б) быль

в) сказку

4.Название произведения:

а) указывает на главного героя

б) определяет его тему

в) имеет обобщающий смысл

5.Почему Русалочка спасает принца?

а) ради награды

б) любит его

в) из жалости

6.Какой литературный приём использует сказочник, говоря о красоте Русалочки «с глазами, как море», «с кожей, как лепесток розы»?

а) сравнение

б) эпитет

в) олицетворение

7.Какой художественный приём использует автор в эпизоде: «Далеко

в море вода синяя – синяя, как лепестки самых красивых василь-

ков и прозрачная – прозрачная, как самое чистое стекло, только

очень глубока»?

а) повествование

б) описание

в) рассуждение

8.Судьба Русалочки сложилась:

а) счастливо

б) трагично

в) удачно

9.Какой литературный приём использует автор в строках: «Корабль стонал и трещал...»?

а) олицетворение

б) метафору

в) сравнение

10.Что отдала Русалочка ведьме взамен человеческого облика?

а) голос

б) волосы

в) красоту

11.Каким настроением проникнуты последние строчки сказки:

«В последний раз взглянула она на принца полу угасшим взором

бросилась с корабля в море и почувствовала, как тело её

расплывается пеной...»

а) печальным

б) радостным

в) восторженным

V. Применение знаний в новой ситуации

- Представьте себе, что вам предложили изменить конец сказки.

Задание: придумайте своё окончание сказки

- У кого больше понравилось завершение сказки?

Придумывают своё окончание сказки, рассказывают по группам.

Высказывают своё мнение

Выполняют проверка по ключу в парах

Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Перечитать еще раз часть сказки, прочитанную в классе, подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося вам отрывка. Выполнить рисунок к сказке

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимать, сохранять учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.


Заканчивают предложения:

– Я узнал(а)…

– Больше всего мне…

– Я обязательно…

– Я могу свою работу на уроке оценить на...

Осуществлять 
самоконтроль учебной деятельности



-На этом наш урок подходит к концу.

- Как называются сказки, у которых есть автор? (Авторская сказка.)

- По каким признакам можно определить, что это сказка? (сказка сказывается; действие имеет приключенческий характер; развитие действий динамическое; сказка поучает нас в чем - либо)

-Мне понравилось, как вы работали на уроке, вы были активны, внимательны, добросовестно отнеслись к сегодняшнему уроку.

-Спасибо вам за урок, за активную работу, за радость общения. До новых встреч.




Игра «Верно_Неверно


Проводит графический диктант.

- Если высказывание верно, то поставьте знак «+». Если высказывание неверно, то знак «–».

1. Впервые русалочка всплыла на поверхность в 18 лет.

2. Она была в восторге от людей. 

3. Русалочка рисковала жизнью, спасая принца. 

4. Много ли испытаний перенесла русалочка? 

5. Она все время жаловалась на боль. 

6. Сестры хотели видеть русалочку живой

Выполняют графический диктант.


Ответы:

2

3

4

5

6

+

+

+

+

12. На какую жертву прошла русалочка, чтобы принц полюбил ее?

13. Во что превратилась русалочка после смерти?

VII. Какая тема сказки? (Любовь)

Идея – (во имя настоящей любви человек может пожертвовать, если понадобится жизнью). С момента написания сказки Андерсеном прошло много времени, но и сейчас сказка актуальна. Но время другое и жизнь выдвигает новые проблемы, и мы их решаем по-новому.

Оцените себя. Дети выставляют себе оценки.

IX. Домашнее задание.

1. Составь кроссворд по сказкам Г.Х. Андерсена.

2. Подготовься к конкурсу “отгадай сказку”. Пересказать отрывок из прочитанной сказки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!