СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматы. 4 класс. Урок 2. Основные принципы игры в дебюте

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Шахматы. 4 класс. Урок 2. Основные принципы игры в дебюте»

Урок № 2. Основные принципы игры в дебюте

Урок № 2.

Основные принципы игры

в дебюте

ЗАДАНИЕ 1 Ответьте на вопросы. 1. Какие стадии шахматной партии вы знаете?  Шахматную партию принято делить на три части: дебют - начало партии, миттельшпиль - середина партии и эндшпиль - заключительная часть партии. На каждой из этих стадий у шахматистов определённые задачи и цели.

ЗАДАНИЕ 1

Ответьте на вопросы.

1. Какие стадии шахматной партии вы знаете?

Шахматную партию принято делить на три части:

дебют - начало партии,

миттельшпиль - середина партии

и эндшпиль - заключительная часть партии.

На каждой из этих стадий у шахматистов определённые задачи и цели.

2. Что в шахматах называется дебютом? Дебют  - начало партии.  В дебюте происходит развитие фигур на наиболее активные позиции.

2. Что в шахматах называется дебютом?

Дебют - начало партии.

В дебюте происходит развитие фигур на наиболее активные позиции.

3. Чем дебютная стадия шахматной партии отличается от последующих стадий? Дебют  - важная и сложная часть шахматной партии. От того, как будет разыгран дебют, зависит дальнейший ход партии. Главными целями дебюта являются скорейшее развитие своих фигур и борьба за центр.

3. Чем дебютная стадия шахматной партии

отличается от последующих стадий?

Дебют - важная и сложная часть шахматной партии.

От того, как будет разыгран дебют,

зависит дальнейший ход партии.

Главными целями дебюта являются скорейшее развитие своих фигур и борьба за центр.

Прочитайте и запомните правила игры в дебюте. Объясните, почему необходимо соблюдать каждое из этих правил. Правила игры в дебюте: Захватывать центральными пешками  центральные поля, давая возможность  лёгким фигурам выйти на активные позиции. 2. Быстро и гармонично развивать свои  фигуры на активные безопасные позиции и по возможности не давать делать это фигурам партнёра.

Прочитайте и запомните правила игры в дебюте.

Объясните, почему необходимо соблюдать каждое из этих правил.

Правила игры в дебюте:

  • Захватывать центральными пешками

центральные поля, давая возможность

лёгким фигурам выйти на активные позиции.

2. Быстро и гармонично развивать свои

фигуры на активные безопасные позиции и по возможности не давать делать это фигурам партнёра.

3. Развивать фигуры так, чтобы они друг другу помогали, а не мешали. 4. Стараться делать разными фигурами по одному ходу.  Избегать бесполезных ходов и нескольких ходов одной фигурой.  Не терять драгоценное время! 5. Стараться быстрее подготовить свои фигуры к активным действиям, не тратя время на «пешкоедство».

3. Развивать фигуры так, чтобы они друг другу помогали, а не мешали.

4. Стараться делать разными

фигурами по одному ходу.

Избегать бесполезных ходов

и нескольких ходов одной фигурой.

Не терять драгоценное время!

5. Стараться быстрее подготовить свои фигуры к активным действиям,

не тратя время на «пешкоедство».

6. Обеспечить безопасность своему королю. 7. Вводить в игру коней, слонов, делать рокировку, расположить ладьи на открытых линиях. 8. Стараться не вводить рано в игру ферзя, иначе, попадая под удары лёгких фигур партнёра, придётся терять время на поиск удачного и безопасного для него расположения.

6. Обеспечить безопасность своему королю.

7. Вводить в игру коней, слонов, делать рокировку, расположить ладьи на открытых линиях.

8. Стараться не вводить рано в игру ферзя, иначе, попадая под удары лёгких фигур партнёра, придётся терять время на поиск удачного и безопасного для него расположения.

9. Создать пешечный или фигурно-пешечный центр и стараться подорвать такой центр у партнёра. 10. Наметить объекты атаки для своих фигур.  Кроме короля, это могут быть поля и фигуры партнёра.

9. Создать пешечный или фигурно-пешечный центр и стараться подорвать такой центр у партнёра.

10. Наметить объекты атаки для своих фигур.

Кроме короля, это могут быть поля и фигуры партнёра.

Центром называется группа полей, находящихся в середине доски, а именно поля d4, d5, е4 и е5. Поля, входящие в квадрат c3-c6-f6-f3,  образуют расширенный центр.

Центром

называется группа полей, находящихся в середине доски,

а именно поля d4, d5, е4 и е5.

Поля,

входящие в квадрат

c3-c6-f6-f3,

образуют

расширенный центр.

Роль центра в шахматной партии велика. Фигуры, расположенные в центре: • увеличивают свою силу; • берут под контроль большое количество полей; • ограничивают подвижность фигур партнёра; • могут быстро подключиться к атаке на флангах.

Роль центра в шахматной партии велика.

Фигуры,

расположенные в центре:

увеличивают свою силу;

берут под контроль большое количество полей;

ограничивают подвижность фигур партнёра;

могут быстро подключиться к атаке на флангах.

Борьба за центр в партии начинается уже с первых ходов. Для этого игроки: • стремятся расположить пешки на центральных полях с захватом территории партнёра; • атакуют центральные поля пешками; • захватывают центральные поля другими фигурами или оказывают давление на центр

Борьба за центр в партии начинается уже с первых ходов.

Для этого игроки:

стремятся расположить пешки на центральных полях с захватом территории партнёра;

атакуют центральные поля пешками;

захватывают центральные поля другими фигурами или оказывают давление на центр

Выделяют пешечный центр и  фигурно-пешечный центр

Выделяют

пешечный центр

и

фигурно-пешечный центр

Если партнёру удалось создать сильный пешечный центр, то нужно стремиться: • этот центр подорвать с помощью своих пешек.

Если партнёру удалось создать сильный пешечный

центр, то нужно стремиться:

этот центр подорвать с помощью своих пешек.

• Оказывать фигурное давление с целью  уничтожения центра.

Оказывать фигурное давление с целью

уничтожения центра.

• Вызвать движение одной из пешек партнёра, получая возможность эти пешки заблокировать.

Вызвать движение одной из пешек партнёра, получая возможность эти пешки заблокировать.

Выполним задание из урока  в рабочей тетради, стр. 6.

Выполним задание

из урока

в рабочей тетради, стр. 6.

Что такое гамбит? Гамбит (от итальянского  dare gambetto – поставить  подножку) - жертва пешки  (реже какой-то другой фигуры) с целью быстрого, развития своих фигур с последующей организацией атаки на короля партнёра.

Что такое гамбит?

Гамбит (от итальянского

dare gambetto – поставить

подножку) - жертва пешки

(реже какой-то другой

фигуры) с целью быстрого, развития своих фигур с последующей организацией атаки на короля партнёра.

Проанализируем шахматную партию А. Андерсен - Ж. Дюфрень, Берлин, 1852 г. Итальянская партия. Гамбит Эванса. Выполните работу в паре. 1. е4 e5 Кc6 2. Kf3 Cc5 3. Cc4 4. b4 C:b4 Зачем белые отдали пешку? Ca5 5. c3 6. d4 e:d4 Зачем белые отдали вторую пешку?

Проанализируем шахматную партию А. Андерсен - Ж. Дюфрень, Берлин, 1852 г.

Итальянская партия. Гамбит Эванса.

Выполните работу в паре.

1. е4

e5

Кc6

2. Kf3

Cc5

3. Cc4

4. b4

C:b4

Зачем белые отдали пешку?

Ca5

5. c3

6. d4

e:d4

Зачем белые отдали вторую пешку?

7. 0-0 d3 Что угрожает чёрным? 8. ФbЗ 9. C:f7+ с решающей атакой на короля.  8. ...Фf6 Фg6 9. е5 10. Ле1 Кgе7 b5 11. СаЗ Зачем чёрные отдали пешку?  Чёрные пытаются погасить инициативу белых, заставляют уйти с удачной позиции их ферзя или белопольного слона и открывают линию для своей ладьи

7. 0-0

d3

Что угрожает чёрным?

8. ФbЗ

9. C:f7+ с решающей атакой на короля.

8. ...Фf6

Фg6

9. е5

10. Ле1

Кgе7

b5

11. СаЗ

Зачем чёрные отдали пешку?

Чёрные пытаются погасить инициативу белых, заставляют уйти с удачной позиции их ферзя или белопольного слона и открывают линию для своей ладьи

Лb8 12. Ф:b5 13. Фа4 Сb6 14. Kbd2 Чьи фигуры более активны? Объясните свой ответ.  Более активные позиции занимают фигуры белых, у них выведено больше фигур, да и король находится в безопасности.  Чёрным необходимо обеспечить безопасность своему королю и сделать рокировку. Какой ход следует сделать чёрным? 14. ...Cb7 Фf5 15. Ке4

Лb8

12. Ф:b5

13. Фа4

Сb6

14. Kbd2

Чьи фигуры более активны?

Объясните свой ответ.

Более активные позиции занимают фигуры белых, у них выведено больше фигур, да и король находится в безопасности.

Чёрным необходимо обеспечить безопасность своему королю и сделать рокировку.

Какой ход следует сделать чёрным?

14. ...Cb7

Фf5

15. Ке4

Проанализируйте ход 15. ...d2. В чём его идея? Отвлечь фигуры с белых и убрать их с активных позиций Какой 15-й ход вы бы выбрали: d2  или Фf5? Объясните свой ответ. 15. ...d2 - активные фигуры белых уже очень опасны, чёрные и так отстали в развитии, необходимо отвлечь фигуры белых от атаки.

Проанализируйте ход 15. ...d2. В чём его идея?

Отвлечь фигуры с белых и убрать их с активных позиций

Какой 15-й ход вы бы выбрали: d2 или Фf5? Объясните свой ответ.

15. ...d2 - активные фигуры белых уже очень опасны, чёрные и так отстали в развитии, необходимо отвлечь фигуры белых от атаки.

16. C:d3 Что угрожает чёрным? 17. Kd6+, и чёрные проигрывают ферзя Как называется тактический приём, которым угрожают белые? Вскрытый шах (двойной удар) 16. ...Фh5 17. Kf6+ Проанализируйте ход 17. Кg3. В чём его идея? У ферзя чёрных очень мало полей, его можно поймать.

16. C:d3

Что угрожает чёрным?

17. Kd6+,

и чёрные проигрывают ферзя

Как называется тактический приём, которым угрожают белые?

Вскрытый шах (двойной удар)

16. ...Фh5

17. Kf6+

Проанализируйте ход 17. Кg3. В чём его идея?

У ферзя чёрных очень мало

полей, его можно поймать.

Какой 17-й ход вы бы выбрали: Kf6+ или КgЗ? Объясните свой ответ Оба хода хорошие 17. ...gf 18. ef Лg8 Что угрожает белым? 19. ...Ф:f3 Ф:f3 - решающая ошибка чёрных 19. Лаd1

Какой 17-й ход вы бы выбрали: Kf6+ или КgЗ? Объясните свой ответ

Оба хода хорошие

17. ...gf

18. ef

Лg8

Что угрожает белым?

19. ...Ф:f3

Ф:f3 - решающая ошибка чёрных

19. Лаd1

Чёрные могли одновременно усилить защиту своего короля и атаку на короля белых 19. ...Cd4. Такие ходы в шахматах называют «компьютерными»: ход легко находит компьютер, но для человека найти такой ход достаточно сложно. В чём идея хода 19. ...Cd4? У чёрных лишняя фигура, и они могут позволить себе пожертвовать её ради защиты своего короля. Чёрные жертвуют слона и нарушают взаимодействие фигур белых, например: 20. cd Ф:f3 - пешка белых мешает ладье d1 атаковать короля чёрных или на 20. K:d4 чёрные перехватывают инициативу 20. ...Л:g2+.

Чёрные могли одновременно усилить защиту своего короля и атаку на короля белых 19. ...Cd4.

Такие ходы в шахматах называют «компьютерными»: ход легко находит компьютер, но для человека найти такой ход достаточно сложно.

В чём идея хода 19. ...Cd4?

У чёрных лишняя фигура, и они могут позволить себе пожертвовать её ради защиты своего короля.

Чёрные жертвуют слона и нарушают взаимодействие фигур белых, например: 20. cd Ф:f3 - пешка белых мешает ладье d1 атаковать короля чёрных

или

на 20. K:d4 чёрные перехватывают инициативу 20. ...Л:g2+.

Что позволило белым развить инициативу в начале партии? Быстрое развитие фигур на активные позиции, захват центра.

Что позволило белым развить инициативу

в начале партии?

Быстрое развитие фигур

на активные позиции,

захват центра.

Какими принципами игры в дебюте пренебрегли чёрные? 1 ) быстро и гармонично развивайте свои фигуры на активные безопасные позиций по возможности не давайте делать это фигурам партнёра; 2) старайтесь делать фигурой , в дебюте по одному ходу, избегайте бесполезных ходов и нескольких ходов одной фигурой; 3) Обеспечьте безопасность своему королю. Следует отметить, что игру чёрных в дебюте нельзя назвать «пешкоедством», так как при правильной игре чёрным удаётся погасить инициативу и остаться с лишней пешкой, в случае же отказа принять жертву на b4 белые «бесплатно» захватывают пространство и выгоняют слона чёрных с хорошей позиции на с5.

Какими принципами игры в дебюте пренебрегли чёрные?

1 ) быстро и гармонично развивайте свои фигуры на активные безопасные позиций по возможности не давайте делать это фигурам партнёра;

2) старайтесь делать фигурой , в дебюте по одному ходу, избегайте бесполезных ходов и нескольких ходов одной фигурой;

3) Обеспечьте безопасность своему королю. Следует отметить, что игру чёрных в дебюте нельзя назвать «пешкоедством», так как при правильной игре чёрным удаётся погасить инициативу и остаться с лишней пешкой, в случае же отказа принять жертву на b4 белые «бесплатно» захватывают пространство и выгоняют слона чёрных с хорошей позиции на с5.

Какую роль сыграла пешка «е» в развитии атаки белых? Пешка «е» белых стесняла положения чёрных фигур и вносила дисгармонию в позицию чёрных.

Какую роль сыграла пешка «е» в развитии атаки белых?

Пешка «е» белых стесняла положения чёрных фигур и вносила дисгармонию в позицию чёрных.

Молодцы!

Молодцы!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя