СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

4 красс Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ на дому по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ (на дому)

Просмотр содержимого документа
«4 красс Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ на дому по русскому языку»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа основного общего образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА) разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

  • Закон Российской Федерации (далее РФ) «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;

  • Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении

федеральной адаптированной образовательной программы основного общего

образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;


  • АООП ООО НОДА ГБОУ СОШ №37 (Приказ №___ от 31.08.2023)



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности.

Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника.

Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности,

является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.

Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших

школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Цели изучения предмета РУССКИЙ ЯЗЫК

- приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии

языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐ нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони‐ мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

- овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;

- овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

- развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.


МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


На изучение учебного предмета «Русский язык » отводится:

4 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год;

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностные:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

  • уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

  • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;

  • объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

  • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

  • находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

  • устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

  • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

  • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные

универсальные учебные действия

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

  • готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.


К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;— выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

  • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

  • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные

универсальные учебные действия

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

  • готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.


К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;— выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

  • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

  • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:

  • объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; — характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

  • производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);

  • определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;

  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

  • выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;

  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); — определять значение слова в тексте;

  • распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

  • распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;

  • распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по родам; — распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

  • различать предлоги и приставки;

  • определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • распознавать распространённые и нераспространённые предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правопи‐ сания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;

  • правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;

  • писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;

  • находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

  • понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию.

Тематическое планирование

2023-2024

НОДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

п/п

Наименование разделов и тем программы


Количество часов


Электронные

(цифровые)

образовательные

ресурсы


Всего

Контрольные

работы


Практические

работы


1

Общие сведения о языке

1




2

Текст. Типы текстов

3









3

Синтаксис. Пунктуация

1 2

2



4

Лексика

5

1



5

Состав слова. Орфография

4




6

Морфология

43

4






















Итого :

68

4



Подходы к оцениванию планируемых результатов обучения

Продвижение обучающихся в освоении курса русского (родного) языка проверяется на каждом этапе обучения. Уровень сформированности метапредметных и предметных умений оценивается в баллах в результате проведения текущего, тематического, итогового контроля, что предполагает выполнение учащимися разнообразной работы:

- заданий, определяющих уровень развития языковых и речевых умений и навыков; заданий творческого и поискового характера, выявляющих уровень овладения коммуникативными умениями и навыками;

- комплексных работ, выполняющихся на межпредметной основе и устанавливающих уровень овладения универсальными учебными действиями. Личностные результаты обучения оцениваются без выставления отметки ‒ только на качественном уровне.

При оценивании планируемых результатов обучения русскому языку обучающихся с НОДА необходимо учитывать такие индивидуальные особенности их развития, как: уровень развития моторики рук, уровень владения экспрессивной речью, уровень работоспособности на уроке (истощаемость центральной нервной системы). Исходя из этого, учитель использует для обучающихся индивидуальные формы контроля результатов обучения русскому языку. При сниженной работоспособности, выраженных нарушениях моторики рук возможно увеличение времеми для выполнения контрольных и самостоятельных работ. Во время контрольных и самостоятельных работ обучающимся с НОДА могут быть предоставлены необходимые справочные материалы, опорные конспекты, наглядные пособия и т. д. Текущий контроль в форме устного опроса при низком качестве устной экспрессивной речи (или отсутствии устной речи) обучающихся необходимо заменять письменными формами.

Критерии оценивания по русскому языку в 4 классе.

Диктант: 
оценка  о«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии.
оценка «4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
оценка «3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
оценка«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать: 
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются: 
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
- два исправления;
- две пунктуационные ошибки;
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие: 
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание:
оценка«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
оценка«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
оценка «3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
оценка«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;

Словарный диктант Количество слов (оценивается строже контрольного диктанта):

«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов);
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.

Контрольное списывание. 
«5» – нет ошибок;
«4» –1 ошибка или 1 исправление;
«3» –2 ошибки и 1 исправление
«2» –3 ошибки;

Сочинения и изложения.
Основными критериями оценки изложений и сочинений является достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, грамотное речевое оформление, правильное употребление слов, нормативное построение предложений, лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит две отметки: за содержание, речевое оформление и за грамотность (5/4).

Оценка содержания и речевого оформления.
 «5» ставится за изложение, в котором фактический материал изложен логично, последовательно, полностью передан смысл текста; за сочинение, в котором полностью раскрыта тема, определена и ярко выражена основная мысль текста. Предложения построены в соответствии с синтаксической нормой, точно и правильно подобраны слова. Допускается наличие одной негрубой речевой ошибки.
 «4» ставится за работу, в которой достаточно полно раскрыто содержание, соблюдается логика и последовательность изложения мысли. В работе допущено не более трех ошибок (содержательных или речевых).
 «3» ставится за работу при недостаточно полном раскрытии темы, нарушении логики и последовательности изложения мысли. Допускается наличие 4-6

ошибок (содержательных, речевых).

Оценка за грамотность:

«5» - допускается несколько исправлений;
«4» - допускается 3 орфографических ошибки, 1 пунктуационная;
«3» - допускаются 4 – 6 орфографических, 2 пунктуационные ошибки.

 «2»  - допускают более 6 орфографических ошибок                   

Исправление ошибок.
Учитель исправляет ошибки в работах учащихся следующим образом:

неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает;

речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией.

Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения. Неправильно написанное в скобки не берется.
Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками:
I – орфографическая;
V – пунктуационная;
С – ошибка в содержании;

Р – речевая ошибка.
Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях.

Классификация ошибок в содержании.

Композиционные ошибки:
несоответствие изложения, сочинения плану;

неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.

Логические ошибки:

пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета;

нарушение логической последовательности и обоснованности;

употребление в одном ряду понятий разных уровней;

нелепые, парадоксальные суждения.

Классификация речевых ошибок.
Лексико-стилистические (словарные) ошибки:

необоснованное повторение одних и тех же слов;
употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков;
нарушение общепринятой сочетаемости слов;
употребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски;
употребление диалектных слов и просторечий.

Морфолого-стилистические ошибки:

ошибки в словообразовании (детское словотворчество);
употребление диалектных или просторечных форм;

пропуск морфем (суффиксов, постфиксов);
образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе.

Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях):

нарушение управления;
нарушение согласования;

неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла;
нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют;

двойное выражение подлежащего в одном предложении ( именем существительным и местоимением);

употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида;

неумение находить границы предложений.

Тест.

Оценка "5" ставится за 90-100% правильно выполненных заданий

Оценка "4" ставится за 70-80% правильно выполненных заданий

Оценка "3" ставится за 50-60% правильно выполненных заданий

Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий

Объём диктанта и текста для списывания

Класс

I четверть

II четверть

III четверть

4

60 – 65 слов

65 – 70 слов

75 – 80 слов

Объём изложения и сочинения


4 класс

изложения

80 и более

сочинения

100 – 150 слов

Словарный диктант

класс

объём

оценка

1

5 – 7 слов

«5» - без ошибок

«4» - 1 ошибка и 1 исправление

«3» - 2 ошибки и 1 исправление

«2»  - 3 - 5 ошибок

2

8 –10  слов

3

10 – 12 слов

4

12 – 15 слов


Входной  контрольный  диктант.

Чудесный  сад.

       У  нас  в стране  есть чудесный  сад. В этом  саду  на черёмухе  висят  крупные  вишни. На рябине  зреют  сладкие     ягоды, а на  яблоньках  растут  груши. Эти чудесные  деревья  вырастил  наш  русский  учёный  Мичурин. Студенты   и опытные  садоводы  учились у Мичурина. Теперь всюду в нашей  стране выращивают чудесные  сады. Осенью и летом  собирают  богатый  урожай  ягод и фруктов.

СЛОВА  ДЛЯ СПРАВОК: черёмуха, собирают.

Грамматические  задания:

  1. Выполните  фонетический  разбор  слова.

1 вариант. –берёза

2 вариант – рябина

  1. Разберите  предложение  по членам и выпишите словосочетания  с вопросами.

1 вариант – первое предложение

2 вариант –второе  предложение

  1. Разберите  по  составу  слова.

1 вариант –яблоньки

2 вариант – школьники.



Контрольный диктант  по теме «Однородные  члены  предложения».

Золотой  дождь.

        Шумит в лесу  золотой  дождь. Все  лето  листочки  подставляли  солнцу  свои  ладошки, щёчки, спинки. Они  пропитались  солнцем и стали  золотистыми.

        Летят, скачут, плывут  листья. Позолотили они  дорожки и тропинки. Ёлочки  жёлтыми и бордовыми листочками украсились. Грибы  под листиками  спрятались.

        Пришла  осень. Зашумел в лесу  золотой  дождь. Полетели  листочки  иволгами по ветру, запрыгали  белками по  сучкам. Понеслись  куницами  по земле. Весело и быстро  кружит  ветер  яркое и пёстрое  лесное  золото.


Грамматические  задания:

  1. Выпишите  предложение с однородными  второстепенными  членами  предложения и разберите  его по частям  речи и членам  предложения.

  2. Выпишите  из  предложения  два  словосочетания  с вопросами.

  3. Выполните  фонетический разбор  слова.



Контрольны й диктант №2 по теме «Лексика»



Тест по теме «Лексическое значение слова. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Фразеологизмы» в 4 классе.

Фамилия, имя________________________________

1. Лексические значения слов приводятся:

А) в орфографических словарях

Б) в толковых словарях

В) в словарях фразеологизмов

Г) в словообразовательных словарях.

2. Определи значение слова кисть в предложении.

Новая скатерть была украшена яркими кистями.

А) часть руки

Б) украшение из пучка ниток

В) пучок ровных щетинок для нанесения красок

Г) форма расположения плодов у некоторых растений.

3. Узнай слово по лексическому значению. Запиши его.

Помещение на вокзале, где можно приобрести билет._________________________

4. Как называются слова разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

А) синонимы В) антонимы

Б) омонимы Г) фразеологизмы

5. Укажи значение фразеологизма «держать язык за зубами».

А) никому не показывать язык

Б) не разжимать зубы

В) уметь хранить секреты

Г) не открывать рот.

6. Укажи словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в переносном значении.

А) горячий кофе В) горячий суп

Б) горячий спор Г) горячий утюг

7. Замени глаголы антонимами.

Разъединить провода - ________________________________________

Открыть книгу - ____________________________________

8. Подбери имена прилагательные, противоположные по смыслу.

Тёплое утро - _____________________________________

Узкая тропа - ___________________________________

9.Укажи строку, в которой все слова многозначные.

А) солнышко, хвост, шум, запад

Б) игла, шляпка, молния, ключ

В) кнопка, дружба, хоккей, число

10. Подбери к каждой паре слов название. Укажи стрелками.

Белый, чёрный

Красивый, прекрасный

Почки, почки Синонимы

Ветер, ураган

Сладкий, горький Омонимы

Лук, лук

Шалить, баловаться Антонимы

Родина, Отчизна

Впереди, сзади





Контрольный диктант  по теме

«Имя  существительное».

Зимой.

        В  деревне  мороз  запушил  деревья  снежком. Огромный пруд зима затянула гладким льдом.  Ребята  размели  каток. Коньки  у всех  готовы. Ловко и легко скользят  ребятишки  по льду. На Коле и Вите  спортивные костюмы. У бегунов  блестят  от счастья  глазки. Старшие  ребята  разъехались  в разные  стороны. Малыши  катаются  цепью. По льду  бегает  за ребятами  Шарик и всем  мешает.  Весело и радостно  звучат  детские  голоса.

Грамматические  задания:

  1. Последнее  предложение  разберите  по членам.

  2. Первое и второе  предложения по вариантам разберите по частям  речи.

  3. Выпишите три имени  существительных в единственном  числе, укажите  склонение, падеж, род. Запишите их во множественном  числе  родительного, дательного и предложного  падежей.

Урок 69.

Контрольное  списывание.

    Разделите  текст  на предложения. Вставьте  пропущенные  буквы, над именами  существительными  укажите  склонение и падеж.

Новый  город.

        На    этом   мест…   ран…ше  была  др…мучая  тайга  т…перь здесь вырос  гор..д    ш…рокие  проспекты  залиты асфальт…м в  город…  много  зел…ни  на  перекрёс…ках  улиц  разбиты  скверы  всюду  цв…точные  клумбы в центр…  площ…ди  б…ёт  фонтан  в город…  есть  б…блиотеки  музеи  театры на б…регу  реки  построена  красивая  пристан… к  пристан… п…дходят   пар…ходы  много  таких  гор..дов  п…строили  люди в к…нце  прошлого  века.

                                                                                                         (По А. Пасхиной)

  1. уровень.

Спишите текст. В первом предложении  подчеркните все  знакомые  орфограммы. Во втором  предложении укажите  склонение имён  существительных. В последнем  предложении  поставьте знак  ударения над каждым словом.

Зелёный друг.

        У  нас есть чудесный зелёный друг – лес. Он защищает реки, пруды и озёра от горячих  лучей  солнца и высыхания. Народ выращивает леса там, где  наши  обширные  поля  надо спасать  от ветра и песка. Мы сажаем  лес  там, где овраги  жадно гложут  края  пашен. Зелёный друг – лес  своими  могучими  корнями  укрепит  почву, остановит  овраги.

        Лесничества  выращивают  молодые  деревца в специальных  питомниках. Рассаду сажают  ранней  весной или поздней  осенью. В питомнике  часто  работают  студенты лесотехнического  института.

1уровень.

Спишите текст. В первом предложении  подчеркните все  знакомые  орфограммы. Во втором  предложении укажите  склонение имён  существительных. В последнем  предложении  поставьте знак  ударения над каждым словом.

Спишите текст. В первом предложении  подчеркните все  знакомые  орфограммы. Во втором  предложении укажите  склонение имён  существительных. В последнем  предложении  поставьте знак  ударения над каждым словом.

Зелёный друг.

        У  нас есть чудесный зелёный друг – лес. Он защищает реки, пруды и озёра от горячих  лучей  солнца и высыхания. Народ выращивает леса там, где  наши  обширные  поля  надо спасать  от ветра и песка. Мы сажаем  лес  там, где овраги  жадно гложут  края  пашен. Зелёный друг – лес  своими  могучими  корнями  укрепит  почву, остановит  овраги.

        Лесничества  выращивают  молодые  деревца в специальных  питомниках. Рассаду сажают  ранней  весной или поздней  осенью. В питомнике  часто  работают  студенты лесотехнического  института.

1  уровень.

Спишите текст. В первом предложении  подчеркните все  знакомые  орфограммы. Во втором  предложении укажите  склонение имён  существительных. В последнем  предложении  поставьте знак  ударения над каждым словом.

 

2  уровень.

    Разделите  текст  на предложения. Вставьте  пропущенные  буквы, над именами  существительными  укажите  склонение и падеж.

Новый  город.

        На    этом   мест…   ран…ше  была  др…мучая  тайга  т…перь здесь вырос  гор..д    ш…рокие  проспекты  залиты асфальт…м в  город…  много  зел…ни  на  перекрёс…ках  улиц  разбиты  скверы  всюду  цв…точные  клумбы в центр…  площ…ди  б…ёт  фонтан  в город…  есть  б…блиотеки  музеи  театры на б…регу  реки  построена  красивая  пристан… к  пристан… п…дходят   пар…ходы  много  таких  гор..дов  п…строили  люди в к…нце  прошлого  века.

                                                                                                         (По А. Пасхиной)

2  уровень.

    Разделите  текст  на предложения. Вставьте  пропущенные  буквы, над именами  существительными  укажите  склонение и падеж.

Новый  город.

        На    этом   мест…   ран…ше  была  др…мучая  тайга  т…перь здесь вырос  гор..д    ш…рокие  проспекты  залиты асфальт…м в  город…  много  зел…ни  на  перекрёс…ках  улиц  разбиты  скверы  всюду  цв…точные  клумбы в центр…  площ…ди  б…ёт  фонтан  в город…  есть  б…блиотеки  музеи  театры на б…регу  реки  построена  красивая  пристан… к  пристан… п…дходят   пар…ходы  много  таких  гор..дов  п…строили  люди в к…нце  прошлого  века.

                                                                                                         (По А. Пасхиной)

2  уровень.

    Разделите  текст  на предложения. Вставьте  пропущенные  буквы, над именами  существительными  укажите  склонение и падеж.

Новый  город.

        На    этом   мест…   ран…ше  была  др…мучая  тайга  т…перь здесь вырос  гор..д    ш…рокие  проспекты  залиты асфальт…м в  город…  много  зел…ни  на  перекрёс…ках  улиц  разбиты  скверы  всюду  цв…точные  клумбы в центр…  площ…ди  б…ёт  фонтан  в город…  есть  б…блиотеки  музеи  театры на б…регу  реки  построена  красивая  пристан… к  пристан… п…дходят   пар…ходы  много  таких  гор..дов  п…строили  люди в к…нце  прошлого  века.

                                                                                                         (По А. Пасхиной)

2  уровень.

    Разделите  текст  на предложения. Вставьте  пропущенные  буквы, над именами  существительными  укажите  склонение и падеж.

Новый  город.

        На    этом   мест…   ран…ше  была  др…мучая  тайга  т…перь здесь вырос  гор..д    ш…рокие  проспекты  залиты асфальт…м в  город…  много  зел…ни  на  перекрёс…ках  улиц  разбиты  скверы  всюду  цв…точные  клумбы в центр…  площ…ди  б…ёт  фонтан  в город…  есть  б…блиотеки  музеи  театры на б…регу  реки  построена  красивая  пристан… к  пристан… п…дходят   пар…ходы  много  таких  гор..дов  п…строили  люди в к…нце  прошлого  века.

                                                                                                         (По А. Пасхиной)

Урок 88.

Контрольный  диктант  по теме «Имя  прилагательное».

1 уровень.

Дятел.

        Спинка  у дятла  чёрная, крылья пёстрые, на головке  шапочка  с красным  кантиком. Лапки  у него  большие, когти  цепкие.

        Наступила  холодная и голодная зима. Нашёл  дятел  в лесу  корявое  дерево  с трещинкой на стволе и начал  сосновые  и еловые  шишки  таскать. Засунет  шишку в трещинку, выбирает  из неё  семечки. Некоторые  семечки  он роняет  на землю. Пройдут  годы, около  зимней  столовой  вырастут  молодые  деревья.

        Берегите, ребята, лесных  птиц!

                                                                         (По Д. Горлову)

2 уровень.

Новая школа.

        Таня с Алёнкой  пошли  в новую  школу. Светлое  поле  лежало по сторонам  деревенской  дороги. В поле  было уже  пусто. Хлеб  убран, жёлтая  стерня  слабо  блестела  на солнце. А за  полем стоял  нарядный  сентябрьский  лес.

        Дорога спустилась в зелёный овражек. А когда поднялась на горку, стало видно новую просторную  школу. Вот она  стоит  на зелёной  луговине и блестит  на солнце  большими  и  чистыми  окнами.

                                                      (По Л. Воронковой)

Грамматические  задания:

1.Найдите  в тексте  одно  предложение   с однородными   членами  и разберите  по членам  предложения.

2.В  предложении  укажите  род и падеж  имён  прилагательных  и  имён  существительных.

3. Словосочетания  поставьте  в родительный, дательный и предложный  падеж  единственного  числа.

Урок 99.

Контрольный  диктант  по темам  

«Местоимение», «Имя  прилагательное».

-  Прослушайте  текст, а затем его озаглавьте.

        Январским  утром в город приехал  новый  житель  и поселился на окраине. Это был сухонький, маленький  старичок. Его никто не знал. Он не занимался  ремеслом. Рассказать  о его  жизни  было нечего.

        Весной  незнакомец  разбил перед домиком  клумбы, посадил  редкие  сорта  цветов. Очень  хорошо  было у него  летом! К нему начали  ходить  ребята. Он рассказывал  им интересные  истории, показывал  старинные  монеты. Их он  собирал  давно. Скоро  дети  и старик  стали  неразлучными  друзьями.

Грамматические  задания:

  1. Выпишите три  словосочетания  с личными  местоимениями. Укажите  падеж  и начальную  форму.

  2. Разберите по членам  предложения.

1 вариант.

Хорошо было у него  летом! Он рассказывал им интересные  истории, показывал  старинные  монеты.

2 вариант.

Январским  утром  в город  приехал  новый  житель  и поселился  на окраине. К  нему  начали  ходить  ребята.

-Выпишите  три  словосочетания  с именами  прилагательными, укажите, в каких  падежах  они  стоят.

Урок  115.

Контрольное  списывание.

Где  раки  зимуют?

        Я реш..л  посм..треть: где  же  раки  з..муют?  Ударили  первые  м…розы, и на оз..ре  образовалась  тонкая  к..рочк..ка  льда.

        Друз..я  пом..гают  мне  надеть гидрок..стюм и разб..вают  лёд  у  бер..га. Под  в..дой  сумрач..но и хол..дно. Плыву в глуб..ну. Начинается  глубокая  яма, и на её дне  пухлый  слой ила,  на котором  видны  буг..рки.

        Вдруг  буг..рки  начинают  шевелит..ся и выт..гивают..ся  длинные  усы, показывают..ся  бусинки  глаз.  Раки  л..жат  смирными р..дами, ут..пают в иле  по самые  гл..за. Стоило  сл..гка  задеть  раков, как  они  вскакивают  из своей  п..остели и сп…сают..ся  бе..ством. Но  только  я отплываю в стор..ну, и раки  снова  возвращают..ся  на дно  ямы.

        Но не все  з..муют в иле.  Некоторые с..дят  под  створками  раковин, под  ут..нувшими  суч..ями, а в  ржавом  в..дре  устраивалась  целая  компания.  Консервные  банки представляли  собой  рачьи   особняки.

                                                                  (По Ю. Астафьеву)

Грамматические  задания:

  1. Спишите  текст. Вставьте   пропущенные  буквы.

  2. Укажите  спряжение  глаголов. Любые три  глагола разберите  по составу.

  3. Укажите  род, тип склонения, падеж  имён  существительных.

  4. У прилагательных  выделите  окончания, обозначьте  падеж.

  5. Первое  предложение  разберите  по членам. Из последнего  предложения  выпишите  словосочетания с вопросами.

Где  раки  зимуют?

        Я реш..л  посм..треть: где  же  раки  з..муют?  Ударили  первые  м…розы, и на оз..ре  образовалась  тонкая  к..рочк..ка  льда.

        Друз..я  пом..гают  мне  надеть гидрок..стюм и разб..вают  лёд  у  бер..га. Под  в..дой  сумрач..но и хол..дно. Плыву в глуб..ну. Начинается  глубокая  яма, и на её дне  пухлый  слой ила,  на котором  видны  буг..рки.

        Вдруг  буг..рки  начинают  шевелит..ся и выт..гивают..ся  длинные  усы, показывают..ся  бусинки  глаз.  Раки  л..жат  смирными р..дами, ут..пают в иле  по самые  гл..за. Стоило  сл..гка  задеть  раков, как  они  вскакивают  из своей  п..остели и сп…сают..ся  бе..ством. Но  только  я отплываю в стор..ну, и раки  снова  возвращают..ся  на дно  ямы.

        Но не все  з..муют в иле.  Некоторые с..дят  под  створками  раковин, под  ут..нувшими  суч..ями, а в  ржавом  в..дре  устраивалась  целая  компания.  Консервные  банки представляли  собой  рачьи   особняки.

                                                                  (По Ю. Астафьеву)

Грамматические  задания:

  1. Спишите  текст. Вставьте   пропущенные  буквы.

  2. Укажите  спряжение  глаголов. Любые три  глагола разберите  по составу.

  3. Укажите  род, тип склонения, падеж  имён  существительных.

  4. У прилагательных  выделите  окончания, обозначьте  падеж.

  5. Первое  предложение  разберите  по членам. Из последнего  предложения  выпишите  словосочетания с вопросами.

Где  раки  зимуют?

        Я реш..л  посм..треть: где  же  раки  з..муют?  Ударили  первые  м…розы, и на оз..ре  образовалась  тонкая  к..рочк..ка  льда.

        Друз..я  пом..гают  мне  надеть гидрок..стюм и разб..вают  лёд  у  бер..га. Под  в..дой  сумрач..но и хол..дно. Плыву в глуб..ну. Начинается  глубокая  яма, и на её дне  пухлый  слой ила,  на котором  видны  буг..рки.

        Вдруг  буг..рки  начинают  шевелит..ся и выт..гивают..ся  длинные  усы, показывают..ся  бусинки  глаз.  Раки  л..жат  смирными р..дами, ут..пают в иле  по самые  гл..за. Стоило  сл..гка  задеть  раков, как  они  вскакивают  из своей  п..остели и сп…сают..ся  бе..ством. Но  только  я отплываю в стор..ну, и раки  снова  возвращают..ся  на дно  ямы.

        Но не все  з..муют в иле.  Некоторые с..дят  под  створками  раковин, под  ут..нувшими  суч..ями, а в  ржавом  в..дре  устраивалась  целая  компания.  Консервные  банки представляли  собой  рачьи   особняки.

                                                                  (По Ю. Астафьеву)

Грамматические  задания:

  1. Спишите  текст. Вставьте   пропущенные  буквы.

  2. Укажите  спряжение  глаголов. Любые три  глагола разберите  по составу.

  3. Укажите  род, тип склонения, падеж  имён  существительных.

  4. У прилагательных  выделите  окончания, обозначьте  падеж.

  5. Первое  предложение  разберите  по членам. Из последнего  предложения  выпишите  словосочетания с вопросами.

Урок  118.

Контрольный  диктант  по теме  «Глагол».

1 уровень.

Лесные  жители.

        Не  всякого  лесного  жителя  ты  сможешь  увидеть.  Очень  редко   мы  видим, как  промелькнёт  рыжий  хвост  на лугу. Семейство  лосей  степенно  шествует  к водопою. Озорной  бельчонок  прыгает  с ветки на ветку  в парке.

        И  только  зимой  мы видим  следы  кабанов, зайцев, хорьков и сов. Следопыты находят  следы  полёвки. Попадаются  поваленные  деревья  у реки. Это  работают  деловитые  бобры.

        Егери  по следам  узнают, какие  животные  зимой  обитают  в их  лесах. Весной  в половодье  зверям  бывает  нужна  помощь  человека. Помнишь  историю  деда  Мазая и зайцев? И сейчас  лесники, охотники, егери  спасают  зверушек  в половодье.

2  уровень.

Полярный  день.

        С юга  прилетаем  на самолёте в далёкий  северный  порт  Мурманск. Скоро  настанет  вечер и  стемнеет. Летом  на Крайнем  Севере  темноты  не бывает.  Солнце  днём и ночью  ходит  по небу  кругом.

        Зимой  солнце  совсем  не встаёт  из-за  горизонта. Только звёзды  горят  на чёрном  небе. Иногда  полыхает  полярное сияние.

        Трудно  человек  привыкает  к ночному  солнцу. По ночам  очень  много  людей  гуляет  по улицам.  Многие  сидят  на скамейках. Читают  газеты. Рассматривают  витрины  магазинов. И даже  дети  находятся  ночью  на улицах  и греются  на солнышке.

Грамматические  задания:

  1. Укажите  спряжение  глаголов  в тексте.

  2. Разберите  первое  предложение  по частям  речи и членам  предложения.

  3. Выпишите  три  словосочетания  с безударными  гласными, проверяемыми  ударением.

Урок 132.

Контрольный  диктант по теме  

«Правописание  личных  окончаний  глаголов».

1 уровень.

Волга – кормилица.

        Близка  река  Волга  всем  россиянам. На  Волге  в давние  времена  русские  люди  вставали  на борьбу  со своими  врагами. Под  Сталинградом  разбили  фашистов.

        Называют  Волгу  рекой – красавицей и рекой-кормилицей. Знаешь почему?

        На Волге  я Ярославле и Тольятти  машины  выпускают. Вниз по реке  плывут  пароходы, проносятся  суда  на подводных крыльях.

        На самоходных  баржах  везут  вниз  по Волге  легковые и грузовые  машины, пшеницу, нефть, сборные  дома, станки и рыбу.

        Перегородили  Волгу  большие  плотины. Волга  даёт  электрический  ток нашей стране.

                                                                                           (По  С.Баруздину)

2  уровень.

Вечер  в лесу.

        За вершинами  леса  скрылось  солнце. Дышит  и оживает  земля. Пахнет  весенними  почками. Показалась из земли  зелёная  стрелка  молодой  травы. Заливаются  звонкой  трелью  соловьи в густых  деревьях. На  вершине  старого  дуба  воркует  голубь. Глухо  турлычат  в  прозрачных  весенних  лужах  лягушки. Пролетают  над лесом  дикие  утки.

        Страшно  ухнул  и захохотал филин. Ниже  спускается  весенняя  прохладная  ночь.

                                                                                       (По  Е. Серовой)

Грамматические задания:

1.Выпишите  из текста  пять  глаголов, разберите их по составу,  рядом запишите  их  в неопределённой  форме.

2.Проведите  морфологический  разбор  глаголов  дышит, пахнет.

3.Последнее  предложение  текста  диктанта  разберите  по частям  речи,  членам  предложения, выпишите  словосочетания  с вопросами.

Урок 155.

Контрольное  списывание.

1 уровень.

Память  сердца.

        Чарующе  прекрасна  русская  осень. Но  почему  мы  называем  осень   грустной? Так  ли это? Оглянись  вокруг. Ведь  лес  нынче  прекрасней, чем  летом. Недавно  ещё  шумел  он зелёной  листвой и был  весь  пушистый. Но однотонный-одна  зелень  кругом. А  теперь  посмотри: вот  дерево  вытянуло  корявые  свои  руки  вслед  за солнцем, словно  хочет  задержать  его. А вокруг  пламенно-красивые  осины, светло-жёлтые  берёзки, бурый  палый лист. А берёзка  и сейчас  нарядна и нежна.

        Красив  лес в золотом  уборе! А память  уносит  сердце к ушедшим дням  знойного  лета.

2 уровень.

Гордость  русских лесов.

        Мы  привыкли  к своей  русской  берёзе и не замечаем  порой, как она  хороша. А те, кто  видит  её  впервые, глаз  не могут  отвести. Покоряют  всех  белоснежный  ствол  в чёрных  рябинках – будто серебро  с чернью, гибкие  ветки, ажурная  крона  с треугольными  листьями. Берёза  распускается  раньше других  деревьев. Она  любит  свет  и очень быстро  растёт. Недаром  берёзки  первыми  появляются  на вырубках и полянках.

        Рябину  и черёмуху  с другими  деревьями не спутаешь! Весной  привлекают они ароматными  цветами, осенью - ягодами, лакомствами  для пернатых.

1 уровень.

Память  сердца.

        Чарующе  прекрасна  русская  осень. Но  почему  мы  называем  осень   грустной? Так  ли это? Оглянись  вокруг. Ведь  лес  нынче  прекрасней, чем  летом. Недавно  ещё  шумел  он зелёной  листвой и был  весь  пушистый. Но однотонный-одна  зелень  кругом. А  теперь  посмотри: вот  дерево  вытянуло  корявые  свои  руки  вслед  за солнцем, словно  хочет  задержать  его. А вокруг  пламенно-красивые  осины, светло-жёлтые  берёзки, бурый  палый лист. А берёзка  и сейчас  нарядна и нежна.

        Красив  лес в золотом  уборе! А память  уносит  сердце к ушедшим дням  знойного  лета.

1 уровень.

Память  сердца.

        Чарующе  прекрасна  русская  осень. Но  почему  мы  называем  осень   грустной? Так  ли это? Оглянись  вокруг. Ведь  лес  нынче  прекрасней, чем  летом. Недавно  ещё  шумел  он зелёной  листвой и был  весь  пушистый. Но однотонный-одна  зелень  кругом. А  теперь  посмотри: вот  дерево  вытянуло  корявые  свои  руки  вслед  за солнцем, словно  хочет  задержать  его. А вокруг  пламенно-красивые  осины, светло-жёлтые  берёзки, бурый  палый лист. А берёзка  и сейчас  нарядна и нежна.

        Красив  лес в золотом  уборе! А память  уносит  сердце к ушедшим дням  знойного  лета.

1 уровень.

Память  сердца.

        Чарующе  прекрасна  русская  осень. Но  почему  мы  называем  осень   грустной? Так  ли это? Оглянись  вокруг. Ведь  лес  нынче  прекрасней, чем  летом. Недавно  ещё  шумел  он зелёной  листвой и был  весь  пушистый. Но однотонный-одна  зелень  кругом. А  теперь  посмотри: вот  дерево  вытянуло  корявые  свои  руки  вслед  за солнцем, словно  хочет  задержать  его. А вокруг  пламенно-красивые  осины, светло-жёлтые  берёзки, бурый  палый лист. А берёзка  и сейчас  нарядна и нежна.

        Красив  лес в золотом  уборе! А память  уносит  сердце к ушедшим дням  знойного  лета.

1 уровень.

Память  сердца.

        Чарующе  прекрасна  русская  осень. Но  почему  мы  называем  осень   грустной? Так  ли это? Оглянись  вокруг. Ведь  лес  нынче  прекрасней, чем  летом. Недавно  ещё  шумел  он зелёной  листвой и был  весь  пушистый. Но однотонный-одна  зелень  кругом. А  теперь  посмотри: вот  дерево  вытянуло  корявые  свои  руки  вслед  за солнцем, словно  хочет  задержать  его. А вокруг  пламенно-красивые  осины, светло-жёлтые  берёзки, бурый  палый лист. А берёзка  и сейчас  нарядна и нежна.

        Красив  лес в золотом  уборе! А память  уносит  сердце к ушедшим дням  знойного  лета.

2 уровень.

Гордость  русских лесов.

        Мы  привыкли  к своей  русской  берёзе и не замечаем  порой, как она  хороша. А те, кто  видит  её  впервые, глаз  не могут  отвести. Покоряют  всех  белоснежный  ствол  в чёрных  рябинках – будто серебро  с чернью, гибкие  ветки, ажурная  крона  с треугольными  листьями. Берёза  распускается  раньше других  деревьев. Она  любит  свет  и очень быстро  растёт. Недаром  берёзки  первыми  появляются  на вырубках и полянках.

        Рябину  и черёмуху  с другими  деревьями не спутаешь! Весной  привлекают они ароматными  цветами, осенью - ягодами, лакомствами  для пернатых.

2 уровень.

Гордость  русских лесов.

        Мы  привыкли  к своей  русской  берёзе и не замечаем  порой, как она  хороша. А те, кто  видит  её  впервые, глаз  не могут  отвести. Покоряют  всех  белоснежный  ствол  в чёрных  рябинках – будто серебро  с чернью, гибкие  ветки, ажурная  крона  с треугольными  листьями. Берёза  распускается  раньше других  деревьев. Она  любит  свет  и очень быстро  растёт. Недаром  берёзки  первыми  появляются  на вырубках и полянках.

        Рябину  и черёмуху  с другими  деревьями не спутаешь! Весной  привлекают они ароматными  цветами, осенью - ягодами, лакомствами  для пернатых.

2 уровень.

Гордость  русских лесов.

        Мы  привыкли  к своей  русской  берёзе и не замечаем  порой, как она  хороша. А те, кто  видит  её  впервые, глаз  не могут  отвести. Покоряют  всех  белоснежный  ствол  в чёрных  рябинках – будто серебро  с чернью, гибкие  ветки, ажурная  крона  с треугольными  листьями. Берёза  распускается  раньше других  деревьев. Она  любит  свет  и очень быстро  растёт. Недаром  берёзки  первыми  появляются  на вырубках и полянках.

        Рябину  и черёмуху  с другими  деревьями не спутаешь! Весной  привлекают они ароматными  цветами, осенью - ягодами, лакомствами  для пернатых.

2 уровень.

Гордость  русских лесов.

        Мы  привыкли  к своей  русской  берёзе и не замечаем  порой, как она  хороша. А те, кто  видит  её  впервые, глаз  не могут  отвести. Покоряют  всех  белоснежный  ствол  в чёрных  рябинках – будто серебро  с чернью, гибкие  ветки, ажурная  крона  с треугольными  листьями. Берёза  распускается  раньше других  деревьев. Она  любит  свет  и очень быстро  растёт. Недаром  берёзки  первыми  появляются  на вырубках и полянках.

        Рябину  и черёмуху  с другими  деревьями не спутаешь! Весной  привлекают они ароматными  цветами, осенью - ягодами, лакомствами  для пернатых.

Урок  161.

Итоговый  контрольный  диктант.

1 уровень.

Мальчик.

        В окопчике  спал мальчик. Стиснув  на груди  руки, поджав  босые  ноги, мальчик  лежал  в зелёной  вонючей  луже и тяжело  бредил  во сне. Его голова  была  откинута  назад. Лицо  было покрыто  царапинами, синяками. От яркого  света  фонарика  мальчик  проснулся, вскочил. Его  глаза  дико  блеснули. Он  выхватил  из-под  себя  гвоздь. Егоров  перехватил  горячую  руку  мальчика  и закрыл  ладонью  ему  рот. Мальчик  заметил, что рядом с ним  русские. Радостная  улыбка  вспыхнула  на лице, и он  сказал  только  одно  слово – «наши» - и потерял  сознание.          

           Слова  для  справок:  фонарик, из-под. (В последнем  предложении  объяснить  постановку  знаков  : тире и кавычек).

2  уровень.

Чёрное  золото.

        Ты знаешь, что такое  золото? Это драгоценный  металл  жёлтого  цвета. А  слыхал  ты  про  чёрное  золото? Чёрным  золотом  называют  нефть.

        Без нефти  остановились бы на  дорогах  автомобили, в полях – тракторы, не плавали  бы  красивые  корабли, не ездили бы тепловозы, не  летали  бы быстрокрылые  самолёты. Машины, корабли  и тепловозы  движутся,  работают  благодаря  нефти. Много  полезных  вещей  даёт  людям  нефть.

        Нам  нужны  целые  моря  нефти.  Пройдут  годы, и мы  будем  добывать  чёрного  золота  во  много  раз  больше, чем  сейчас. А  учёные  смогут  из неё  изобрести  много  нужных  и  полезных    предметов.

Грамматические  задания:

1.Найдите  в тексте  предложение  с  однородными  членами  предложения  и разберите  его  по частям  речи и членам  предложения.

2.Выпишите 2-3  словосочетания  имени  существительного с прилагательным, определите  падеж, склонение  имён  существительных.

3.Выполните  фонетический  или  морфологический  разбор  слова (по выбору  ученика).

4. Выпишите 3-4  слова  и разберите  по составу.

Урок 18.


Урок 31.

Контрольный диктант  по теме  «Предложение».

Зайчик.

        Зайчик  родился  летом, у него  сразу  были  открыты  глаза. Шёрстка  у зайчика  была  серая и пушистая. Зайчиха  приказала  зайчонку  лежать  тихо и никуда не бегать, а сама  ушла  за кормом. Малыша  кормила  родная мать и другие  зайчихи. Скоро  зайчик  окреп, вырос, начал есть  сочную  траву и бегать  по лесу. Он познакомился с птицами и лесными  зверьками. В густой  траве и кустах  зайчик  прятался с птицами и лесными зверьками.  Так зайчишка  жил и не тужил, а затем  наступила осень.

                                                                                                  (По  Г. Скребицкому)

        Грамматические  задания:

  1. Найдите сложное  предложение и разберите  его  по частям  речи и членам  предложения.

  2. Выпишите  из текста  три  слова с безударными  гласными, проверяемыми  ударением, припишите три родственных  слова.

  3. Выполните  фонетический  разбор  слов  глаз, мать.

Урок 61.




Изложение – повествование.

Теплинка.

        Пошли мы с Витей  однажды  в лес.  Были  у нас  с собой  соль, яички и хлеб. На опушке  набрали  рыжиков.

        На  лесной лужайке  мы вырыли ямку. Туда  положили  яйца  и засыпали  землёй.

        На этом  месте  мы развели  теплинку. Так  у нас  зовётся  маленький  костёр.

        Рыжики  мы надевали  на  прутики и посыпали  солью. Грибки  шипели  на огне  и быстро  пеклись.

        Погасили  мы теплинку. А  яички  под  ней  упеклись  на  славу. Ох и вкусен  же  был  наш  обед!

- Подберите  родственные   слова  к слову  тепло.

Теплинка.

        Пошли мы с Витей  однажды  в лес.  Были  у нас  с собой  соль, яички и хлеб. На опушке  набрали  рыжиков.

        На  лесной лужайке  мы вырыли ямку. Туда  положили  яйца  и засыпали  землёй.

        На этом  месте  мы развели  теплинку. Так  у нас  зовётся  маленький  костёр.

        Рыжики  мы надевали  на  прутики и посыпали  солью. Грибки  шипели  на огне  и быстро  пеклись.

        Погасили  мы теплинку. А  яички  под  ней  упеклись  на  славу. Ох и вкусен  же  был  наш  обед!

- Подберите  родственные   слова  к слову  тепло.

Теплинка.

        Пошли мы с Витей  однажды  в лес.  Были  у нас  с собой  соль, яички и хлеб. На опушке  набрали  рыжиков.

        На  лесной лужайке  мы вырыли ямку. Туда  положили  яйца  и засыпали  землёй.

        На этом  месте  мы развели  теплинку. Так  у нас  зовётся  маленький  костёр.

        Рыжики  мы надевали  на  прутики и посыпали  солью. Грибки  шипели  на огне  и быстро  пеклись.

        Погасили  мы теплинку. А  яички  под  ней  упеклись  на  славу. Ох и вкусен  же  был  наш  обед!

- Подберите  родственные   слова  к слову  тепло.

Теплинка.

        Пошли мы с Витей  однажды  в лес.  Были  у нас  с собой  соль, яички и хлеб. На опушке  набрали  рыжиков.

        На  лесной лужайке  мы вырыли ямку. Туда  положили  яйца  и засыпали  землёй.

        На этом  месте  мы развели  теплинку. Так  у нас  зовётся  маленький  костёр.

        Рыжики  мы надевали  на  прутики и посыпали  солью. Грибки  шипели  на огне  и быстро  пеклись.

        Погасили  мы теплинку. А  яички  под  ней  упеклись  на  славу. Ох и вкусен  же  был  наш  обед!

- Подберите  родственные   слова  к слову  тепло.

Теплинка.

        Пошли мы с Витей  однажды  в лес.  Были  у нас  с собой  соль, яички и хлеб. На опушке  набрали  рыжиков.

        На  лесной лужайке  мы вырыли ямку. Туда  положили  яйца  и засыпали  землёй.

        На этом  месте  мы развели  теплинку. Так  у нас  зовётся  маленький  костёр.

        Рыжики  мы надевали  на  прутики и посыпали  солью. Грибки  шипели  на огне  и быстро  пеклись.

        Погасили  мы теплинку. А  яички  под  ней  упеклись  на  славу. Ох и вкусен  же  был  наш  обед!

- Подберите  родственные   слова  к слову  тепло.

Урок 40

Изложение  по коллективно  составленному  плану.

Медвежонок.

        Выследили  охотники  медведицу  с  медвежонком. Медведицу  убили, а медвежонка  принесли  в  село.

        Хозяин  налил в  блюдечко  молоко. Ходит  малыш  кругом, скулит, а не пьёт.

        Охотник  намочил  молоком  палец и дал  лизнуть  медвежонку. Малыш  стал  сосать  палец  и заодно  тянул  молочко.

        Ночью  всех  разбудил  плач. Это мишка  озяб  и заплакал. Положил  его охотник  с собой, укрыл  полушубком. Малыш  забрал  палец  охотника  в рот  и засосал, как  соску.

                                                                 (По Г. Скребицкому).

        

Медвежонок.

        Выследили  охотники  медведицу  с  медвежонком. Медведицу  убили, а медвежонка  принесли  в  село.

        Хозяин  налил в  блюдечко  молоко. Ходит  малыш  кругом, скулит, а не пьёт.

        Охотник  намочил  молоком  палец и дал  лизнуть  медвежонку. Малыш  стал  сосать  палец  и заодно  тянул  молочко.

        Ночью  всех  разбудил  плач. Это мишка  озяб  и заплакал. Положил  его охотник  с собой, укрыл  полушубком. Малыш  забрал  палец  охотника  в рот  и засосал, как  соску.

                                                                 (По Г. Скребицкому).

Медвежонок.

        Выследили  охотники  медведицу  с  медвежонком. Медведицу  убили, а медвежонка  принесли  в  село.

        Хозяин  налил в  блюдечко  молоко. Ходит  малыш  кругом, скулит, а не пьёт.

        Охотник  намочил  молоком  палец и дал  лизнуть  медвежонку. Малыш  стал  сосать  палец  и заодно  тянул  молочко.

        Ночью  всех  разбудил  плач. Это мишка  озяб  и заплакал. Положил  его охотник  с собой, укрыл  полушубком. Малыш  забрал  палец  охотника  в рот  и засосал, как  соску.

                                                                 (По Г. Скребицкому).

Медвежонок.

        Выследили  охотники  медведицу  с  медвежонком. Медведицу  убили, а медвежонка  принесли  в  село.

        Хозяин  налил в  блюдечко  молоко. Ходит  малыш  кругом, скулит, а не пьёт.

        Охотник  намочил  молоком  палец и дал  лизнуть  медвежонку. Малыш  стал  сосать  палец  и заодно  тянул  молочко.

        Ночью  всех  разбудил  плач. Это мишка  озяб  и заплакал. Положил  его охотник  с собой, укрыл  полушубком. Малыш  забрал  палец  охотника  в рот  и засосал, как  соску.

                                                                 (По Г. Скребицкому).

Медвежонок.

        Выследили  охотники  медведицу  с  медвежонком. Медведицу  убили, а медвежонка  принесли  в  село.

        Хозяин  налил в  блюдечко  молоко. Ходит  малыш  кругом, скулит, а не пьёт.

        Охотник  намочил  молоком  палец и дал  лизнуть  медвежонку. Малыш  стал  сосать  палец  и заодно  тянул  молочко.

        Ночью  всех  разбудил  плач. Это мишка  озяб  и заплакал. Положил  его охотник  с собой, укрыл  полушубком. Малыш  забрал  палец  охотника  в рот  и засосал, как  соску.

                                                                 (По Г. Скребицкому).

Урок  47.

Изложение.

Враги   змей.

        Яд  змеи  очень  опасен  для  всех  животных. Но некоторые  звери  смело  вступают  с ними  в бой.

        Особенно  ловко  расправляется  со змеёй  ёж. Он  подставляет  змее  свои  колючки. Когда  змея  устанет   от  прыжков, ёж  вонзает  зубы в тело  змеи.

        Прославились  победами  над змеями  мангусты. Это  маленькие зверьки. У мангуста  жёсткая  шерсть и толстая  кожа.

        В борьбе с очковой змеёй  зверьку  помогают  прыжки. Он  прыгает  очень  высоко  и в любом  направлении.  Прыжок- и зубки  мангуста вонзаются в шею  змеи. Мангуст  победил.

                                                                                      (По Н. Коростылёву).

Враги   змей.

        Яд  змеи  очень  опасен  для  всех  животных. Но некоторые  звери  смело  вступают  с ними  в бой.

        Особенно  ловко  расправляется  со змеёй  ёж. Он  подставляет  змее  свои  колючки. Когда  змея  устанет   от  прыжков, ёж  вонзает  зубы в тело  змеи.

        Прославились  победами  над змеями  мангусты. Это  маленькие зверьки. У мангуста  жёсткая  шерсть и толстая  кожа.

        В борьбе с очковой змеёй  зверьку  помогают  прыжки. Он  прыгает  очень  высоко  и в любом  направлении.  Прыжок- и зубки  мангуста вонзаются в шею  змеи. Мангуст  победил.

                                                                                      (По Н. Коростылёву).

Враги   змей.

        Яд  змеи  очень  опасен  для  всех  животных. Но некоторые  звери  смело  вступают  с ними  в бой.

        Особенно  ловко  расправляется  со змеёй  ёж. Он  подставляет  змее  свои  колючки. Когда  змея  устанет   от  прыжков, ёж  вонзает  зубы в тело  змеи.

        Прославились  победами  над змеями  мангусты. Это  маленькие зверьки. У мангуста  жёсткая  шерсть и толстая  кожа.

        В борьбе с очковой змеёй  зверьку  помогают  прыжки. Он  прыгает  очень  высоко  и в любом  направлении.  Прыжок- и зубки  мангуста вонзаются в шею  змеи. Мангуст  победил.

                                                                                      (По Н. Коростылёву).

Враги   змей.

        Яд  змеи  очень  опасен  для  всех  животных. Но некоторые  звери  смело  вступают  с ними  в бой.

        Особенно  ловко  расправляется  со змеёй  ёж. Он  подставляет  змее  свои  колючки. Когда  змея  устанет   от  прыжков, ёж  вонзает  зубы в тело  змеи.

        Прославились  победами  над змеями  мангусты. Это  маленькие зверьки. У мангуста  жёсткая  шерсть и толстая  кожа.

        В борьбе с очковой змеёй  зверьку  помогают  прыжки. Он  прыгает  очень  высоко  и в любом  направлении.  Прыжок- и зубки  мангуста вонзаются в шею  змеи. Мангуст  победил.

                                                                                      (По Н. Коростылёву).

Враги   змей.

        Яд  змеи  очень  опасен  для  всех  животных. Но некоторые  звери  смело  вступают  с ними  в бой.

        Особенно  ловко  расправляется  со змеёй  ёж. Он  подставляет  змее  свои  колючки. Когда  змея  устанет   от  прыжков, ёж  вонзает  зубы в тело  змеи.

        Прославились  победами  над змеями  мангусты. Это  маленькие зверьки. У мангуста  жёсткая  шерсть и толстая  кожа.

        В борьбе с очковой змеёй  зверьку  помогают  прыжки. Он  прыгает  очень  высоко  и в любом  направлении.  Прыжок- и зубки  мангуста вонзаются в шею  змеи. Мангуст  победил.

                                                                                      (По Н. Коростылёву).

Урок 65.

Изложение.

Белочка.

        В  лесу  по  веткам  прыгала  маленькая  белочка. На полянке  она  заметила  грибы. Белочка  прыгнула  на землю. Вдруг  из  травы  выскочила  лиса.

        Белочка  мигом  взвилась  по стволу  сосны и притаилась  под  самой  макушкой. Лисица  спряталась  под куст. Белочка  хотела  прыгнуть  на другое  дерево, но  промахнулась. Она  упала  за куст, под  которым  пряталась  лиса. Испугалась  лиса и пустилась  бежать. А  белочка  вскочила  на сосну, с сосны  на берёзку и скрылась  в лесу.

Белочка.

        В  лесу  по  веткам  прыгала  маленькая  белочка. На полянке  она  заметила  грибы. Белочка  прыгнула  на землю. Вдруг  из  травы  выскочила  лиса.

        Белочка  мигом  взвилась  по стволу  сосны и притаилась  под  самой  макушкой. Лисица  спряталась  под куст. Белочка  хотела  прыгнуть  на другое  дерево, но  промахнулась. Она  упала  за куст, под  которым  пряталась  лиса. Испугалась  лиса и пустилась  бежать. А  белочка  вскочила  на сосну, с сосны  на берёзку и скрылась  в лесу.

Белочка.

        В  лесу  по  веткам  прыгала  маленькая  белочка. На полянке  она  заметила  грибы. Белочка  прыгнула  на землю. Вдруг  из  травы  выскочила  лиса.

        Белочка  мигом  взвилась  по стволу  сосны и притаилась  под  самой  макушкой. Лисица  спряталась  под куст. Белочка  хотела  прыгнуть  на другое  дерево, но  промахнулась. Она  упала  за куст, под  которым  пряталась  лиса. Испугалась  лиса и пустилась  бежать. А  белочка  вскочила  на сосну, с сосны  на берёзку и скрылась  в лесу.

Белочка.

        В  лесу  по  веткам  прыгала  маленькая  белочка. На полянке  она  заметила  грибы. Белочка  прыгнула  на землю. Вдруг  из  травы  выскочила  лиса.

        Белочка  мигом  взвилась  по стволу  сосны и притаилась  под  самой  макушкой. Лисица  спряталась  под куст. Белочка  хотела  прыгнуть  на другое  дерево, но  промахнулась. Она  упала  за куст, под  которым  пряталась  лиса. Испугалась  лиса и пустилась  бежать. А  белочка  вскочила  на сосну, с сосны  на берёзку и скрылась  в лесу.

Белочка.

        В  лесу  по  веткам  прыгала  маленькая  белочка. На полянке  она  заметила  грибы. Белочка  прыгнула  на землю. Вдруг  из  травы  выскочила  лиса.

        Белочка  мигом  взвилась  по стволу  сосны и притаилась  под  самой  макушкой. Лисица  спряталась  под куст. Белочка  хотела  прыгнуть  на другое  дерево, но  промахнулась. Она  упала  за куст, под  которым  пряталась  лиса. Испугалась  лиса и пустилась  бежать. А  белочка  вскочила  на сосну, с сосны  на берёзку и скрылась  в лесу.

Белочка.

        В  лесу  по  веткам  прыгала  маленькая  белочка. На полянке  она  заметила  грибы. Белочка  прыгнула  на землю. Вдруг  из  травы  выскочила  лиса.

        Белочка  мигом  взвилась  по стволу  сосны и притаилась  под  самой  макушкой. Лисица  спряталась  под куст. Белочка  хотела  прыгнуть  на другое  дерево, но  промахнулась. Она  упала  за куст, под  которым  пряталась  лиса. Испугалась  лиса и пустилась  бежать. А  белочка  вскочила  на сосну, с сосны  на берёзку и скрылась  в лесу.

Урок  84.

Изложение.

Лилия  морская.

        На  первый взгляд  она  кажется  прекрасным  цветком со стебельком  и многочисленными  веточками. На самом  деле  это  животное. Лилия  морская  дальняя  родственница  иглокожих. К иглокожим относятся  морские  звёзды и ежи.

        Телом  морских  лилий  является  диск, от него  отходит  изящная  ножка. А  вверх  тянутся  тоненькие   ручки – лучики.  Они  густо  покрыты  волосками. При  необходимости  лучики  легко  отламываются, и на  их  месте  быстро  отрастают  новые.

Лилия  морская.

        На  первый взгляд  она  кажется  прекрасным  цветком со стебельком  и многочисленными  веточками. На самом  деле  это  животное. Лилия  морская  дальняя  родственница  иглокожих. К иглокожим относятся  морские  звёзды и ежи.

        Телом  морских  лилий  является  диск, от него  отходит  изящная  ножка. А  вверх  тянутся  тоненькие   ручки – лучики.  Они  густо  покрыты  волосками. При  необходимости  лучики  легко  отламываются, и на  их  месте  быстро  отрастают  новые.

Лилия  морская.

        На  первый взгляд  она  кажется  прекрасным  цветком со стебельком  и многочисленными  веточками. На самом  деле  это  животное. Лилия  морская  дальняя  родственница  иглокожих. К иглокожим относятся  морские  звёзды и ежи.

        Телом  морских  лилий  является  диск, от него  отходит  изящная  ножка. А  вверх  тянутся  тоненькие   ручки – лучики.  Они  густо  покрыты  волосками. При  необходимости  лучики  легко  отламываются, и на  их  месте  быстро  отрастают  новые.

Лилия  морская.

        На  первый взгляд  она  кажется  прекрасным  цветком со стебельком  и многочисленными  веточками. На самом  деле  это  животное. Лилия  морская  дальняя  родственница  иглокожих. К иглокожим относятся  морские  звёзды и ежи.

        Телом  морских  лилий  является  диск, от него  отходит  изящная  ножка. А  вверх  тянутся  тоненькие   ручки – лучики.  Они  густо  покрыты  волосками. При  необходимости  лучики  легко  отламываются, и на  их  месте  быстро  отрастают  новые.

Лилия  морская.

        На  первый взгляд  она  кажется  прекрасным  цветком со стебельком  и многочисленными  веточками. На самом  деле  это  животное. Лилия  морская  дальняя  родственница  иглокожих. К иглокожим относятся  морские  звёзды и ежи.

        Телом  морских  лилий  является  диск, от него  отходит  изящная  ножка. А  вверх  тянутся  тоненькие   ручки – лучики.  Они  густо  покрыты  волосками. При  необходимости  лучики  легко  отламываются, и на  их  месте  быстро  отрастают  новые.

Лилия  морская.

        На  первый взгляд  она  кажется  прекрасным  цветком со стебельком  и многочисленными  веточками. На самом  деле  это  животное. Лилия  морская  дальняя  родственница  иглокожих. К иглокожим относятся  морские  звёзды и ежи.

        Телом  морских  лилий  является  диск, от него  отходит  изящная  ножка. А  вверх  тянутся  тоненькие   ручки – лучики.  Они  густо  покрыты  волосками. При  необходимости  лучики  легко  отламываются, и на  их  месте  быстро  отрастают  новые.

 









9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!