СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

4 варианта ДКР в форме ОГЭ 2024 (с ключами) 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«4 варианта ДКР в форме ОГЭ 2024 (с ключами) 9 класс»

Тренировочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 класс Вариант 1

ФИО_________________________________ класс ______

Инструкция по выполнению работы Работа по русскому языку состоит из трёх частей, включающих 13 заданий. На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста. Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Задания 1 и 13 выполняются на отдельном листе бумаги яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. Пользоваться орфографическим словарём разрешено.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте заданий не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание

1.Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения. Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся повествование в исходном тексте. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Прочитайте текст и выполните задания 2–4.

(1)При солнечной погоде от земли поднимается тёплый влажный воздух. (2)На высоте, охлаждаясь, влага, содержащаяся в нём, начинает конденсироваться, превращаясь в облака – скопившиеся в атмосфере мельчайшие капли воды и ледяные кристаллы. (3)Если внутренняя часть облака теплее, чем наружная, то оно продолжает подниматься, формируя высокие кучевые облака. (4)Другой тип облаков – результат встречи тёплой и холодной воздушных масс. (5)Тёплый воздух, поднимаясь над холодным, постепенно остывает, и тогда на границе между холодным и тёплым воздухом, в зоне сложившихся таким образом атмосферных фронтов, возникают сплошные облачные слои.

2.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) воздух поднимается от земли (предложение 1)

2) влага начинает конденсироваться (предложение 2)

3) оно продолжает подниматься (предложение 3)

4) тип облаков (предложение 4)

5) воздух остывает (предложение 5)

3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое.

2) Сказуемое предложения 2 составное глагольное.

3) В предложении 3 содержится придаточное уступки.

4) Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.

5) Предложение 5 содержит две грамматические основы.

4.Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже, ставится тире.

В) Между частями сложного предложения с сочинительной связью ставится запятая.

1) При солнечной погоде от земли поднимается тёплый влажный воздух.

2) На высоте, охлаждаясь, влага, содержащаяся в нём, начинает конденсироваться, превращаясь в облака – скопившиеся в атмосфере мельчайшие капли воды и ледяные кристаллы.

3) Если внутренняя часть облака теплее, чем наружная, то оно продолжает подниматься, формируя высокие кучевые облака.

4) Другой тип облаков – результат встречи тёплой и холодной воздушных масс.

5) Тёплый воздух, поднимаясь над холодным, постепенно остывает, и тогда на границе между холодным и тёплым воздухом, в зоне сложившихся таким образом атмосферных фронтов, возникают сплошные облачные слои.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АА

ББ

ВВ




5.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять ТИРЕ.

Казань (1) столица Республики Татарстан (2) город (3) с удивительной историей и архитектурой. Казань (4) родина Н.Э. Баумана и Ф.И. Шаляпина. В самом центре города (5) находится кремль со стенами и башнями (6) Благовещенским собором и дозорной башней (7) а в небольшом отдалении от кремлёвских стен расположен Никольский собор (8) и прямо напротив него (9) Петропавловский собор с высокой шестиярусной колокольней.

6.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1) НЕКИЙ – в неопределённом местоимении без ударения пишется приставка НЕ

2) НОЧНОЙ – в сочетании ЧН буква Ь не пишется.

3) (охватывает) ДРОЖЬ – в существительных 2-го склонения после шипящего буква Ь пишется.

4) БЕССМЕННЫЙ (руководитель) – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

5) В ПРОДОЛЖЕНИЕ (месяца) – на конце производного предлога пишется буква Е.

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

П..(1)среди рубки ст..(2)ял м..(3)льчишка лет ..(4)диннадцати, бел..(5)брысенький веснушч..(6)тый, с немног..(7) ..(8)ттопыренными ушами, с царапиной на вздёрнутом носу. Он с любопытством смотрел, как меч..(9)тся с криками над скалистым берегом чайки. (По В.П.Крапивину)

8.Раскройте скобки и запишите слово «хороший» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Ещё в детстве она пела замечательно, но после обучения в школе стала петь ещё (хороший).

9.Замените словосочетание «ПОЛОСАТЫЙ ШАРФ», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Прочитайте текст и выполните задания 10–13.

(1)В течение всей минувшей зимы каждое утро служанка Юзефа приходила меня будить. (2)Сквозь сон я слышала, как она тормошила меня: – Вставай, лентяйка!

(3)И я ни за что не могла заставить себя проснуться. (4)Папа называл это малодушием.

– (5)Что ты за человек? – огорчался папа. – (6)У тебя нет воли даже для того, чтобы заставить себя встать!

(7)Это и меня огорчало. (8)Без воли куда я гожусь? (9)Для любого подвига, даже самого пустякового, нужна воля! (10)Например, для того, чтобы спасти утопающего в реке человека. (11)Ведь не угадаешь, в какое время года человек вздумает тонуть! (12)Вдруг осенью или даже зимой? (13)Как же я заставлю себя, если у меня нет сильной воли, броситься в холодную воду или даже вовсе в прорубь? (14)Разве без воли такое сделаешь?

(15)Мне было стыдно, даже очень. (16)Но вот… никак не могла я вставать вовремя по утрам!

– (17)Воспитывай в себе волю! – настаивал папа.

– (18)А как это делать? (19)Я не умею…

– (20)Начни с малого – заставляй себя делать всё то, чего тебе делать не хочется!

(21)Легко сказать! (22)Я бы очень хотела научиться делать всё, чего не хoчy делать, и даже хотя бы есть всё то, чего я терпеть не могу.

(23)Отчаявшись пронять меня доводами разума, папа перешёл к более решительным мерам. (24)Сперва он только грозился: – Не встанешь – оболью холодной водой! (25)Честное слово, оболью!

(26)Но я только бормотала сквозь сон: – Сейчас, папочка, сейчас… (27)Сию минуту… – и продолжала спать.

(28)И тогда это случилось! (29)В одно утро папа рассвирепел. (30)Притащил из кухни ведро холодной воды и опрокинул его над моей головой. (31)Вот это было пробуждение!

(32)Что тут началось!

(33)Мама плакала:

– Боже мой, Яков, она ещё ребёнок, ты сошёл с ума!

(34)Младший мой братишка, Сенечка, прибежал на шум босиком, в ночной рубашке. (35)Он счастливо хохотал-заливался, хлопал в ладоши, радостно пищал:

– Ещё, папочка, ещё! (36)Облей её ещё раз! (37)Папа в воинственном задоре орал-грохотал: – Ничего ей не сделается, здоровей будет! (38)Хорош ребёнок – четырнадцать лет скоро стукнет!

(39)Наконец всё утихомирилось. (40)Все ушли из комнаты. (41)Остались только Сенечка, всё ещё хохотавший, да я. (42)Я сердито, рывками, одевалась, швыряя вещи, не попадая пуговицами и крючками в застёжки и петли.

– (43)У-у!– шипела я на Сенечку.

– (44)Гадюка противная! (45)Сколько у тебя сестёр? (46)Одна сестра! (47)Её холодной водой облили – другой заплакал бы, а ты… обра-а-адовался! (48)Никогда ты не перегонишь губернатора! (49)Никогда!

50)Это страшное пророчество попало Сенечке в самое больное место. (51)В окна нашей квартиры виден губернаторский дом. (52)По утрам, когда Сенечка слишком медленно одевался, ему говорили, показывая на окно:

– Видишь? (53)Губернатор уже оделся, а ты всё копаешься! (54)В окно, конечно, нельзя увидеть, что делает губернатор. (55)Но Сенечка твёрдо верил, что в окно виден губернатор и что губернатор одевается наперегонки с ним. (56) Сенечка изо всех сил торопился и наконец кричал с торжеством:

– Вот, всё готово! (57)Я раньше, чем губернатор, да?

(58)А тут вдруг я – старшая сестра и, по мнению Сенечки, выдающаяся личность! – сказала ему, что он никогда не перегонит губернатора. (59)Жалобно скривившись, Сенечка заплакал – разинул рот, как галчонок, и запищал:

– Сама гадюка! (60)Не Сашенька, а… (61)Сашка! – (62)И, вконец расстроившись, Сенечка с отчаянием пообещал: – Три года буду плакать!

(63)Мне стало жалко братишку и стыдно за то, что я срываю на нём злость.

– (64)Не реви, дурачок! – говорила я, обнимая и целуя его. – (65)Я пошутила. (66)Перегонишь ты своего губернатора, увидишь!

(67)Сенечка перестал скулить, но он уже приготовился обижаться, и ему было трудно так быстро – раз, раз – успокоиться.

(68)Ему хотелось сказать мне тоже какие-нибудь обидные слова.

(69)Я знала – сейчас он непременно вспомнит случай, когда мы с ним, играя, перебрасывались апельсином и я нечаянно угодила апельсином в его, Сенечкину, голову.

(70)Он никак не может забыть этот случай. (71)При каждой ссоре припоминает мне, какая я тогда была злая, нехорошая. – (72)Я же не нарочно!

– (73)Всё равно! (74)Апельсином прямо в голову!

– (75)Тебе ведь не было больно.

– (76)Всё равно. (77)Я ужасно испугался. (78)Это тоже очень вредно для здоровья! (79)После этого утра, когда папа облил меня водой, Юзефа стала будить меня иначе. (80)Каждое утро она подходит к моей кровати и обтирает мне, спящей, лицо. (81)Сон мгновенно улетучивается, словно его выпустили в форточку. (82)Я вскакиваю и со всех ног бегу умываться. (По А.Я. Бруштейн*)

* Александра Яковлевна Бруштейн (1884–1968) – русская советская писательница и драматург.

10.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Саша была учительницей и каждое утро вставала на работу в школу с трудом.

2) Сенечку испугало то, что папа облил водой его старшую сестру.

3) Сенечка бегал наперегонки с губернатором.

4) После извинений Саши Сенечке было трудно сразу успокоиться и хотелось сказать что-то обидное.

5) Каждое утро Саше теперь обтирают лицо, и это помогает ей проснуться.

11.Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ.

1) Как же я заставлю себя, если у меня нет сильной воли, броситься в холодную воду или даже вовсе в прорубь?

2) Жалобно скривившись, Сенечка заплакал – разинул рот, как галчонок, и запищал…

3) Сенечка перестал скулить, но он уже приготовился обижаться, и ему было трудно так быстро – раз, раз – успокоиться.

4) При каждой ссоре припоминает мне, какая я тогда была злая, нехорошая.

5) Сон мгновенно улетучивается, словно его выпустили в форточку.

12.В предложениях 77–82 найдите один ФРАЗЕОЛОГИЗМ. Выпишите этот фразеологизм.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.


13.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Елены Александровны Бахмутовой: «Сравнение следует использовать в тех случаях, когда образность способствует лучшему выражению мыслей». Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


13.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл отрывка текста: «Мне стало жалко братишку и стыдно за то, что я срываю на нём злость». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры-иллюстрации, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


13.3.Напишите сочинение-рассуждение на тему «В каких ситуациях нужна сила воли?». Дайте определение понятию СИЛА ВОЛИ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.







Тренировочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 класс Вариант 2

ФИО_________________________________ класс ______

Инструкция по выполнению работы Работа по русскому языку состоит из трёх частей, включающих 13 заданий. На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста. Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Задания 1 и 13 выполняются на отдельном листе бумаги яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. Пользоваться орфографическим словарём разрешено.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте заданий не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание

1.Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения. Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся повествование в исходном тексте. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Прочитайте текст и выполните задания 2–4.

(1)Olympus Mons («гора Олимп») – самый большой из вулканов, обнаруженных учёными в пределах Солнечной системы. (2)Он находится на Марсе и назван в честь горы в Греции, жителями которой, по мнению древних греков, были боги. (3)Судя по размерам Олимпа, много миллионов лет назад на Марсе произошло разрушительной силы извержение, в результате которого огромное количество газа должно было вырваться на поверхность планеты. (4)Посредством тщательного анализа имеющихся данных учёными было установлено, что после такого извержения вокруг Марса должна была образоваться атмосфера – воздушная оболочка вокруг планеты. (5)Однако по каким-то неизвестным на сегодняшний момент причинам бóльшая часть её со временем исчезла.

2.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Olympus Mons самый большой (предложение 1)

2) он находится (и) назван (предложение 2)

3) извержение должно было вырваться (предложение 3)

4) было установлено (предложение 4)

5) со временем исчезла (предложение 5)

3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое.

2) Во второй части сложного предложении 2 сказуемое составное именное.

3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным определительным.

4) Первая часть сложного предложения 4 – односоставное неопределённоличное предложение.

5) Предложение 5 простое нераспространённое.

4.Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова а именно, то при обособлении употребляется тире.

Б) Вводная конструкция выделяется запятой.

В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

1) Olympus Mons («гора Олимп») – самый большой из вулканов, обнаруженных учёными в пределах Солнечной системы.

2) Он находится на Марсе и назван в честь горы в Греции, жителями которой, по мнению древних греков, были боги.

3) Судя по размерам Олимпа, много миллионов лет назад на Марсе произошло разрушительной силы извержение, в результате которого огромное количество газа должно было вырваться на поверхность планеты.

4) Посредством тщательного анализа имеющихся данных учёными было установлено, что после такого извержения вокруг Марса должна была образоваться атмосфера – воздушная оболочка вокруг планеты.

5) Однако по каким-то неизвестным на сегодняшний момент причинам бóльшая часть её со временем исчезла. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АА

ББ

ВВ




5.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

Лидия Алексеевна Чарская – русская писательница, ставшая известной благодаря своим книгам для детей и подростков. В произведениях (1) Записки институтки (2), (3) Княжна Джаваха (4) она рассказывает об ученицах женских учебных заведений. Повести основываются на воспоминаниях самой Лидии Алексеевны об учёбе в (5) Петербурге (6). (7) Моим дорогим подругам, бывшим воспитанницам Павловского института выпуска 1893 года (8), этот скромный труд посвящаю (9), – пишет Чарская в эпиграфе к одной из повестей.

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1) КРАСНО-СИНИЙ – сложное имя прилагательное пишется через дефис, потому что образовано на основе подчинительного словосочетания.

2) ВЫЙДИТЕ (немедленно) – в форме будущего времени 2-го лица множественного числа глагола II спряжения пишется окончание -ИТЕ.

3) МАЛЬЧОНКА – в суффиксе имени существительного под ударением после шипящего согласного пишется буква О.

4) НЕЛЁГКАЯ (задача) – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что его можно заменить синонимом без НЕ.

5) ЦЫГАНСКАЯ (песня) – в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).

7.Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

На ц..(1)рковой площад..(2) расцв..(3)тали кусты акации. Алёшка, сидевш..(4)й на скамейк..(5), дот..(6)нулся до ветки, сорвал похож..(7)й на ушастого зверька цв..(8)ток, задумч..(9)во повертел его в руке. (По В.П.Крапивину)

8.Раскройте скобки и запишите слово «абрикосы» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Если у вас дома нет (абрикосы), для компота подойдут любые сушёные фрукты.

9.Замените словосочетание «СОЛОВЬИНЫЕ ТРЕЛИ», построенное на ОСНОВЕ СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Прочитайте текст и выполните задания 10–13.

(1)В течение всей минувшей зимы каждое утро служанка Юзефа приходила меня будить. (2)Сквозь сон я слышала, как она тормошила меня: – Вставай, лентяйка!

(3)И я ни за что не могла заставить себя проснуться. (4)Папа называл это малодушием.

– (5)Что ты за человек? – огорчался папа. – (6)У тебя нет воли даже для того, чтобы заставить себя встать!

(7)Это и меня огорчало. (8)Без воли куда я гожусь? (9)Для любого подвига, даже самого пустякового, нужна воля! (10)Например, для того, чтобы спасти утопающего в реке человека. (11)Ведь не угадаешь, в какое время года человек вздумает тонуть! (12)Вдруг осенью или даже зимой? (13)Как же я заставлю себя, если у меня нет сильной воли, броситься в холодную воду или даже вовсе в прорубь? (14)Разве без воли такое сделаешь?

(15)Мне было стыдно, даже очень. (16)Но вот… никак не могла я вставать вовремя по утрам!

– (17)Воспитывай в себе волю! – настаивал папа.

– (18)А как это делать? (19)Я не умею…

– (20)Начни с малого – заставляй себя делать всё то, чего тебе делать не хочется!

(21)Легко сказать! (22)Я бы очень хотела научиться делать всё, чего не хoчy делать, и даже хотя бы есть всё то, чего я терпеть не могу.

(23)Отчаявшись пронять меня доводами разума, папа перешёл к более решительным мерам. (24)Сперва он только грозился: – Не встанешь – оболью холодной водой! (25)Честное слово, оболью!

(26)Но я только бормотала сквозь сон: – Сейчас, папочка, сейчас… (27)Сию минуту… – и продолжала спать.

(28)И тогда это случилось! (29)В одно утро папа рассвирепел. (30)Притащил из кухни ведро холодной воды и опрокинул его над моей головой. (31)Вот это было пробуждение!

(32)Что тут началось!

(33)Мама плакала:

– Боже мой, Яков, она ещё ребёнок, ты сошёл с ума!

(34)Младший мой братишка, Сенечка, прибежал на шум босиком, в ночной рубашке. (35)Он счастливо хохотал-заливался, хлопал в ладоши, радостно пищал:

– Ещё, папочка, ещё! (36)Облей её ещё раз! (37)Папа в воинственном задоре орал-грохотал: – Ничего ей не сделается, здоровей будет! (38)Хорош ребёнок – четырнадцать лет скоро стукнет!

(39)Наконец всё утихомирилось. (40)Все ушли из комнаты. (41)Остались только Сенечка, всё ещё хохотавший, да я. (42)Я сердито, рывками, одевалась, швыряя вещи, не попадая пуговицами и крючками в застёжки и петли.

– (43)У-у!– шипела я на Сенечку.

– (44)Гадюка противная! (45)Сколько у тебя сестёр? (46)Одна сестра! (47)Её холодной водой облили – другой заплакал бы, а ты… обра-а-адовался! (48)Никогда ты не перегонишь губернатора! (49)Никогда!

50)Это страшное пророчество попало Сенечке в самое больное место. (51)В окна нашей квартиры виден губернаторский дом. (52)По утрам, когда Сенечка слишком медленно одевался, ему говорили, показывая на окно:

– Видишь? (53)Губернатор уже оделся, а ты всё копаешься! (54)В окно, конечно, нельзя увидеть, что делает губернатор. (55)Но Сенечка твёрдо верил, что в окно виден губернатор и что губернатор одевается наперегонки с ним. (56) Сенечка изо всех сил торопился и наконец кричал с торжеством:

– Вот, всё готово! (57)Я раньше, чем губернатор, да?

(58)А тут вдруг я – старшая сестра и, по мнению Сенечки, выдающаяся личность! – сказала ему, что он никогда не перегонит губернатора. (59)Жалобно скривившись, Сенечка заплакал – разинул рот, как галчонок, и запищал:

– Сама гадюка! (60)Не Сашенька, а… (61)Сашка! – (62)И, вконец расстроившись, Сенечка с отчаянием пообещал: – Три года буду плакать!

(63)Мне стало жалко братишку и стыдно за то, что я срываю на нём злость.

– (64)Не реви, дурачок! – говорила я, обнимая и целуя его. – (65)Я пошутила. (66)Перегонишь ты своего губернатора, увидишь!

(67)Сенечка перестал скулить, но он уже приготовился обижаться, и ему было трудно так быстро – раз, раз – успокоиться.

(68)Ему хотелось сказать мне тоже какие-нибудь обидные слова.

(69)Я знала – сейчас он непременно вспомнит случай, когда мы с ним, играя, перебрасывались апельсином и я нечаянно угодила апельсином в его, Сенечкину, голову.

(70)Он никак не может забыть этот случай. (71)При каждой ссоре припоминает мне, какая я тогда была злая, нехорошая. – (72)Я же не нарочно!

– (73)Всё равно! (74)Апельсином прямо в голову!

– (75)Тебе ведь не было больно.

– (76)Всё равно. (77)Я ужасно испугался. (78)Это тоже очень вредно для здоровья! (79)После этого утра, когда папа облил меня водой, Юзефа стала будить меня иначе. (80)Каждое утро она подходит к моей кровати и обтирает мне, спящей, лицо. (81)Сон мгновенно улетучивается, словно его выпустили в форточку. (82)Я вскакиваю и со всех ног бегу умываться. (По А.Я. Бруштейн*)

* Александра Яковлевна Бруштейн (1884–1968) – русская советская писательница и драматург.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Мама Саши негативно отнеслась к тому, что папа облил Сашу водой.

2) Сердитая Саша захотела сказать брату что-нибудь обидное.

3) В окна квартиры Саши был виден губернаторский дом, поэтому можно было подсмотреть, что именно делает губернатор.

4) Слова сестры обидели Сенечку, но он не заплакал.

5) Сенечка хотел припомнить ей случай с апельсином, но в этот раз не стал.

11.Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является МЕТАФОРА.

1) В одно утро папа превратился в зверя.

2) Младший мой братишка, Сенечка, прибежал на шум босиком, в ночной рубашке.

3) Папа в воинственном задоре грохотал: «Ничего ей не сделается, здоровей будет!»

4) Я сердито, рывками, одевалась, швыряя вещи, не попадая пуговицами и крючками в застёжки и петли.

5) После этого утра, когда папа облил меня водой, Юзефа стала будить меня иначе.

12.В предложениях 1–6 найдите разговорное слово с лексическим значением «ТЕРЕБИТЬ, ДЁРГАТЬ».

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.


13.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «В художественной речи использование однородных членов предложения является излюбленным средством усиления её выразительности».

Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


13.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл отрывка текста: «Без воли куда я гожусь? Для любого подвига, даже самого пустякового, нужна воля!»

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры-иллюстрации, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого можно назвать совестливым человеком?». Дайте определение понятию СОВЕСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком




Тренировочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 класс Вариант 3

ФИО_________________________________ класс ______

Инструкция по выполнению работы Работа по русскому языку состоит из трёх частей, включающих 13 заданий. На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста. Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Задания 1 и 13 выполняются на отдельном листе бумаги яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. Пользоваться орфографическим словарём разрешено.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте заданий не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание

1.Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения. Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся повествование в исходном тексте. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Прочитайте текст и выполните задания 2–4.

(1)Определение степени ценности архитектурного наследия старинных городов – одна из важнейших задач при решении вопросов их современной застройки. (2)В зависимости от этого исследования город подлежит либо сохранению и специальной реставрации, либо реконструкции. (3)Например, в Хиве или Суздале, где наследие более богатое, проводится реставрация. (4)А иногда наследие города оказывается скромным – тогда город подлежит реконструкции. (5)Экспертиза, правильно проведённая специалистами, безвозвратно определяет архитектурную судьбу города.

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) степени – одна из задач (предложение 1)

2) город подлежит сохранению (предложение 2)

3) проводится реставрация (предложение 3)

4) наследие оказывается скромным (предложение 4)

5) экспертиза безвозвратно определяет (предложение 5)

3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 односоставное безличное.

2) Предложение 2 простое, осложнённое однородными членами.

3) Предложение 3 сложносочинённое.

4) Сказуемое в первой части предложения 4 составное именное.

5) Предложение 5 содержит 2 (две) грамматические основы.

4.Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Вводное слово выделяется запятыми.

Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже, ставится тире.

В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

1) Определение степени ценности архитектурного наследия старинных городов – одна из важнейших задач при решении вопросов их современной застройки.

2) В зависимости от этого исследования город подлежит либо сохранению и специальной реставрации, либо реконструкции.

3) Например, в Хиве или Суздале, где наследие более богатое, проводится реставрация.

4) А иногда наследие города оказывается скромным – тогда город подлежит реконструкции.

5) Экспертиза, правильно проведённая специалистами, безвозвратно определяет архитектурную судьбу города.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АА

ББ

ВВ





5.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должно стоять ТИРЕ.

Андрей Никифорович Воронихин (1) талантливый русский архитектор XVIII века. До 26 лет Воронихин был крепостным графа А.С. Строганова (2) а затем был отпущен на волю (3) и отправился получать образование в Москву. С 1777 года Воронихин учился живописи у В.И. Баженова (4) и М.Ф. Казакова (5) считавшихся лучшими мастерами своего времени. Казанский собор (6) здание Горного института (7) колоннады и каскад в Петергофе (8) всё это было спроектировано Воронихиным.

6.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов

. 1) МУЧНОЙ – в сочетании ЧН буква Ь не пишется.

2) ДЕЗИНФОРМАЦИЯ – после иноязычной приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква И.

3) ПРЕРВАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.

4) НЕ ПОСТРОЕНЫ (здания) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.

5) ЛЕТЯЩИЙ (на шаре) – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола I спряжения, пишется буква Я.

7.Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

В.. (1)круг нашего хутора, по ..(2)врагам и мокрым местам, водил..(3)сь немал..(4) змей. Я не гов..(5) рю об ужах: к эт..(6) му безвредн..(7) му созданию у нас издавн..(8) так привыкли, что и название «змея» люди к нему не применяют, да и плохого слова о нём не услыш..(9)т.

8.Раскройте скобки и запишите слово «оба» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Папа принёс (оба) дочкам подарки.

9.Замените словосочетание «ГУСЬ ИЗ ХРУСТАЛЯ», построенное на основе УПРАВЛЕНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Прочитайте текст и выполните задания 10–13.

(1)Эта ночь началась неудачно. (2)Завыл северный ветер. (3)Он леденил лицо и проникал в каждую щёлочку караульного тулупа. (4)Тулуп был бесцветный и потёртый, как бубен. (5)Ветер пробил его и добрался до самых лопаток. (6)Петров ёжился, сопел, сердито отворачивался от ветра. (7)И тут заныла старая рана. (8)Она ныла где-то в глубине, глухо и невнятно. (9)Её разбудил тот же неотступный ночной ветер. (10)Собственно, раны давно уже не было и осколок удалили из бедра, когда кончился бой, остались только светлый неровный рубец и боль, оживавшая в ненастную погоду.

(11)Петрову захотелось растереть ноющее бедро, но рука налилась тяжестью, и её трудно было сдвинуть с места. (12)«Поноет и сама перестанет», – подумал Петров и повернулся плечом к ветру. (13)Им овладела тяжёлая усталость. (14)Раньше он вроде не замечал её, а сегодня ночью почувствовал, что устал от бессонницы, от холода, от тягучего хода времени.

(15)Петров сидел на ящике у закрытых дверей магазина. (16)Он ночной сторож. (17)Каждый вечер приходит сюда и сидит до утра, натянув поглубже солдатскую ушанку со следом от звёздочки. (18)Соседние магазины охраняют старухи. (19)Неподвижные, закутанные, зимой и летом в больших подшитых валенках. (20)Петрову немного обидно, что такое важное дело, как пост, доверяют старухам. (21)Они наверняка спят. (22)А он, Петров, всегда бодрствует.

(23)Один только раз за всю жизнь он уснул на посту… (24)Это случилось в начале войны. (25)Он стоял в стороне от огневой позиции, у погреба с боеприпасами: это был очень ответственный пост. (26)Он понимал, что, если он пропустит врага, если не заметит в ночи незнакомую фигуру, он подведёт товарищей, подвергнет их смертельной угрозе. (27)Людей не хватало, и Петров стоял на нём уже почти сутки. (28)А вокруг была глухая, непроглядная мгла, и было одинаково не видно – хоть открыты твои глаза, хоть закрыты.

(29)Он нашёл какой-то закуток, и ему стало тепло. (30)Это тепло подвело его, предало. (31)Он закрыл глаза и помимо своей воли задремал. (32)Он спал всего несколько минут. (33)Но ему показалось, что этот сон длился очень долго и что все бойцы уже знают: Петров уснул на посту. (34)Теперь его наверняка отдадут под трибунал. (35)Он представил себе, как у него отбирают карабин и штык с ножнами. (36)Его ведут через огневую позицию. (37)И он не может поднять глаза на товарищей… (38)Он стоял перед погребом и ждал, когда за ним придут. (39)Он не искал оправдания, а судил себя сам. (40)Жестоко. (41)По всей строгости. (42)Как чужой. (43)Его никто не отдал под трибунал. (44)Никто не знал, что Петров спал на посту. (45)Пришла смена. (46)Заспанный сержант привёл его в землянку и, кивнув на лежак, сказал: – Спи. (47)Через два часа снова вкалывать.

(48)Петров, как на незнакомого, посмотрел на сержанта и лёг на солому.

(49)Петров всю жизнь стоял на посту. (50)Всюду, где командованию нужно было учредить пост. (51)Стоял молоденьким красноармейцем на срочной службе и пожилым приписником на трёх войнах. (52)Он охранял людей, технику, снаряды. (53)А теперь стережёт бочки с сельдью, мешки с крупой. (54)И нет у него никакого оружия.

(55)Сегодня, кряхтя и поёживаясь, не в силах растереть ноющую рану, он думал о своей позорной ночи. (56)Ему и сейчас было стыдно. (57)Он всё ещё продолжал находиться под судом и следствием у самого себя. (58)Он не мог себе простить, что, уснув тогда на посту, мог пропустить вражеского лазутчика, подвергнуть опасности своих товарищей. (По Ю.Я. Яковлеву*)

* Юрий Яковлевич Яковлев (настоящая фамилия – Ховкин; 1922–1995) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества.

10.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Петров работает ночным сторожем.

2) Рана Петрова до сих пор болит, потому что ему не извлекли из неё осколок.

3) Петров считает охрану магазина важным делом.

4) Петрова отдали под трибунал как преступника.

5) Петрову до сих пор стыдно, что однажды он уснул на посту.

1 Приписник – лицо, приписанное к какому-либо военкомату, военному пункту и т. п. 11.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является ЭПИТЕТ. Запишите номера ответов.

1) Завыл северный ветер.

2) Им овладела тяжёлая усталость.

3) Каждый вечер приходит сюда и сидит до утра, натянув поглубже солдатскую ушанку со следом от звёздочки.

4) А вокруг была глухая, непроглядная мгла, и было одинаково не видно – хоть открыты твои глаза, хоть закрыты.

5) Сегодня, кряхтя и поёживаясь, не в силах растереть ноющую рану, он думал о своей позорной ночи.

12.В предложениях 23–28 найдите АНТОНИМЫ (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

Часть 3 Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.

13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Григория Яковлевича Солганика: «Многие слова в русском языке обладают стилистической окраской, то есть не только называют, но и оценивают называемый предмет, выражают связанные с ним эмоции и чувства». Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл отрывка текста: «Ему и сейчас было стыдно. Он всё ещё продолжал находиться под судом и следствием у самого себя. Он не мог себе простить, что, уснув тогда на посту, мог пропустить вражеского лазутчика, подвергнуть опасности своих товарищей». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры-иллюстрации, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3.Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как проявляется чувство долга?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Дайте определение выражению ЧУВСТВО ДОЛГА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения." Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Тренировочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 класс Вариант 4

ФИО_________________________________ класс ______

Инструкция по выполнению работы

Работа по русскому языку состоит из трёх частей, включающих 13 заданий. На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, словосочетания, предложения, текста. Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Задания 1 и 13 выполняются на отдельном листе бумаги яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. Пользоваться орфографическим словарём разрешено.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте заданий не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание

1.Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения. Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся повествование в исходном тексте. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Прочитайте текст и выполните задания 2–4.

(1)Облик А.П. Чехова – интеллигентного человека в очках, хрупкого, болезненно-бледного, со слабой грудью и, вероятно, негромким голосом – знаком нам по портрету живописца О.Э. Браза. (2)О.Э. Браз – художник, которому принадлежит знаменитый, по сути единственный крупный прижизненный портрет писателя. (3)На самом деле Чехов был достаточно высоким (187 см), у писателя был запоминающийся низкий бас, и о нём говорили как о «силаче по складу тела и души». (4)Самому́ Антону Павловичу картина не слишком понравилась: он считал, что она далеко не во всём отражает его внешний и внутренний облик. (5)Однако именно полотно Браза, а не другие изображения Чехова получило широкое признание читающей публики – в результате в общественном сознании сложился образ писателя, во многом далёкий от оригинала.

2.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) знаком нам (предложение 1)

2) О.Э. Браз – художник (предложение 2)

3) Чехов был высоким (предложение 3)

4) отражает облик (предложение 4)

5) образ сложился (предложение 5)

3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) В предложения 1 есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

2) В сложноподчинённом предложении 2 содержится придаточное определительное.

3) Третья часть сложного предложения 3 представлена односоставным определённо-личным предложением.

4) В одной из частей предложения 4 содержатся однородные члены предложения.

5) Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.

4.Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Вводное слово выделяется запятыми.

Б) Между частями сложного предложения, соединёнными союзной сочинительной связью, ставится запятая.

В) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

1) Облик А.П. Чехова – интеллигентного человека в очках, хрупкого, болезненно-бледного, со слабой грудью и, вероятно, негромким голосом – знаком нам по портрету живописца О.Э. Браза.

2) О.Э. Браз – художник, которому принадлежит знаменитый, по сути единственный крупный прижизненный портрет писателя.

3) На самом деле Чехов был достаточно высоким (187 см), у писателя был запоминающийся низкий бас, и о нём говорили как о «силаче по складу тела и души».

4) Самому Антону Павловичу картина не слишком понравилась: он считал, что она далеко не во всём отражает его внешний и внутренний облик.

5) Однако именно полотно Браза, а не другие изображения Чехова, получило широкое признание читающей публики – в результате в общественном сознании сложился образ писателя, во многом далёкий от оригинала.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АА

ББ

ВВ




5.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять ТИРЕ.

Михаил Афанасьевич Булгаков (1) великий русский писатель XX века. «Белая гвардия» (2) «Дни Турбиных» (3) «Бег» (4) эти произведения Булгакова отразили трагедию Гражданской войны. Главы романа «Мастер и Маргарита» разворачиваются параллельно в Древней Иудее (5) и в Москве тридцатых годов двадцатого века. И пусть не удивляет читателя обращение автора к столь разным временам (6) ведь в каждом из них Булгаков раскрывает вечные проблемы любви и ненависти (7) верности и предательства (8) бессилия и могущества.

6.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1) ПОЛ-ЛИЦА – пишется через дефис, потому что после пол- стоит буква Л.

2) ЦЫГАНСКАЯ (пляска) – в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).

3) БЕССОВЕСТНЫЙ – на конце приставки БЕС- всегда пишется буква С.

4) ПРЕДЫСТОРИЯ – после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

5) НАВЗНИЧЬ – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Больш..(1)нство учёных, с которыми мне пр..(2)ходилось встр..(3)чаться в школ..(4) и после школы, были людьми неряшл..(5)выми, слабохаракт..(6)рными и довольно ген..(7)альными. Так что утв..(8)рждение насчёт того, что пифагоровы штаны якобы во все стороны равны, вовсе не вид..(9)тся мне абсолютно точным.

8. Раскройте скобки и запишите слово «плохо» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Работа мальчика была выполнена (плохо), чем в прошлый раз.

9. Замените словосочетание «СТАЯ ВОЛКОВ», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Прочитайте текст и выполните задания 10–13.

(1)Эта ночь началась неудачно. (2)Завыл северный ветер. (3)Он леденил лицо и проникал в каждую щёлочку караульного тулупа. (4)Тулуп был бесцветный и потёртый, как бубен. (5)Ветер пробил его и добрался до самых лопаток. (6)Петров ёжился, сопел, сердито отворачивался от ветра. (7)И тут заныла старая рана. (8)Она ныла где-то в глубине, глухо и невнятно. (9)Её разбудил тот же неотступный ночной ветер. (10)Собственно, раны давно уже не было и осколок удалили из бедра, когда кончился бой, остались только светлый неровный рубец и боль, оживавшая в ненастную погоду.

(11)Петрову захотелось растереть ноющее бедро, но рука налилась тяжестью, и её трудно было сдвинуть с места. (12)«Поноет и сама перестанет», – подумал Петров и повернулся плечом к ветру. (13)Им овладела тяжёлая усталость. (14)Раньше он вроде не замечал её, а сегодня ночью почувствовал, что устал от бессонницы, от холода, от тягучего хода времени.

(15)Петров сидел на ящике у закрытых дверей магазина. (16)Он ночной сторож. (17)Каждый вечер приходит сюда и сидит до утра, натянув поглубже солдатскую ушанку со следом от звёздочки. (18)Соседние магазины охраняют старухи. (19)Неподвижные, закутанные, зимой и летом в больших подшитых валенках. (20)Петрову немного обидно, что такое важное дело, как пост, доверяют старухам. (21)Они наверняка спят. (22)А он, Петров, всегда бодрствует.

(23)Один только раз за всю жизнь он уснул на посту… (24)Это случилось в начале войны. (25)Он стоял в стороне от огневой позиции, у погреба с боеприпасами: это был очень ответственный пост. (26)Он понимал, что, если он пропустит врага, если не заметит в ночи незнакомую фигуру, он подведёт товарищей, подвергнет их смертельной угрозе. (27)Людей не хватало, и Петров стоял на нём уже почти сутки. (28)А вокруг была глухая, непроглядная мгла, и было одинаково не видно – хоть открыты твои глаза, хоть закрыты.

(29)Он нашёл какой-то закуток, и ему стало тепло. (30)Это тепло подвело его, предало. (31)Он закрыл глаза и помимо своей воли задремал. (32)Он спал всего несколько минут. (33)Но ему показалось, что этот сон длился очень долго и что все бойцы уже знают: Петров уснул на посту. (34)Теперь его наверняка отдадут под трибунал. (35)Он представил себе, как у него отбирают карабин и штык с ножнами. (36)Его ведут через огневую позицию. (37)И он не может поднять глаза на товарищей… (38)Он стоял перед погребом и ждал, когда за ним придут. (39)Он не искал оправдания, а судил себя сам. (40)Жестоко. (41)По всей строгости. (42)Как чужой. (43)Его никто не отдал под трибунал. (44)Никто не знал, что Петров спал на посту. (45)Пришла смена. (46)Заспанный сержант привёл его в землянку и, кивнув на лежак, сказал: – Спи. (47)Через два часа снова вкалывать.

(48)Петров, как на незнакомого, посмотрел на сержанта и лёг на солому.

(49)Петров всю жизнь стоял на посту. (50)Всюду, где командованию нужно было учредить пост. (51)Стоял молоденьким красноармейцем на срочной службе и пожилым приписником на трёх войнах. (52)Он охранял людей, технику, снаряды. (53)А теперь стережёт бочки с сельдью, мешки с крупой. (54)И нет у него никакого оружия.

(55)Сегодня, кряхтя и поёживаясь, не в силах растереть ноющую рану, он думал о своей позорной ночи. (56)Ему и сейчас было стыдно. (57)Он всё ещё продолжал находиться под судом и следствием у самого себя. (58)Он не мог себе простить, что, уснув тогда на посту, мог пропустить вражеского лазутчика, подвергнуть опасности своих товарищей. (По Ю.Я. Яковлеву*)

* Юрий Яковлевич Яковлев (настоящая фамилия – Ховкин; 1922–1995) – советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества.

10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Ночь, в которую Петров вышел на работу, была тёплой.

2) Именно в эту ночь Петров осознал, насколько он устал.

3) Во время войны Петров на несколько часов заснул на посту.

4) Петров всю свою жизнь стоял на посту.

5) Петров и в мирное время охраняет военный склад с боеприпасами.

11.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ. Запишите номера ответов.

1) Тулуп был бесцветный и потёртый, как бубен.

2) Петров ёжился, сопел, сердито отворачивался от ветра.

3) Петрову захотелось растереть ноющее бедро, но рука налилась тяжестью, и её трудно было сдвинуть с места.

4) Петров, как на незнакомого, посмотрел на сержанта и лёг на солому.

5) Он всё ещё продолжал находиться под судом и следствием у самого себя.

1 Приписник – лицо, приписанное к какому-либо военкомату, военному пункту и т. п.

12.В предложениях 35–42 найдите ФРАЗЕОЛОГИЗМ. Выпишите это этот фразеологизм.

Часть 3 Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.

13.1.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи».

Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл отрывка текста: «Он стоял в стороне от огневой позиции, у погреба с боеприпасами: это был очень ответственный пост. Он понимал, что, если он пропустит врага, если не заметит в ночи незнакомую фигуру, он подведёт товарищей, подвергнет их смертельной угрозе».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры-иллюстрации, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3.Напишите сочинение-рассуждение на тему «Когда человек испытывает муки совести?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Дайте определение выражению МУКИ СОВЕСТИ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



варианты

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

2

235 (или любая др. последовательность

24 (или любая др. последовательность

34 (или любая др. последовательность

235(или любая др. последовательность

3

125 (или любая др. последовательность

123 (или любая др. последовательность

24 (или любая др. последовательность

24 (или любая др. последовательность

4

245 (нет вариантов др.)

421 (нет вариантов др.)

315 (нет вариантов др.)

132 (нет вариантов др.)

5

149 (или любая др. последовательность

123479 (или любая др. последовательность

18 / 81

14/41

6

245 (или любая др. последовательность

345 (или любая др. последовательность

123 (или любая др. последовательность

124 (или любая др. последовательность

7

36/63

12479(или любая др. последовательность

89/98

12579 любая другая последовательность этих цифр

8

лучше/

более хорошо

абрикосов

обеими

хуже/более хорошо

9

шарф в полоску

шарф с полосками

трели соловьев

хрустальный гусь

волчья стая

10

45 (или любая др. последовательность

12 (или любая др. последовательность

135 (или любая др. последовательность

24 (или любая др. последовательность

11

25 (или любая др. последовательность

13 (или любая др. последовательность

245 (или любая др. последовательность

14 (или любая др. последовательность

12

со всех ног

тормошила/ тормошить

открыты /закрыты закрыты открыты

врага /товарищей, враг /товарищ

поднять глаза








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!