Вопрос № 40. Проблематика и система образов. Печорин. Сила и одаренность натуры, многогранность и противоречивость характера. Роль композиции в раскрытии характера Печорина
Проблематика романа
Центральное место в проблематике романа занимают размышления
о предопределенности судьбы человека,
о соотношении свободы воли и необходимости,
о цели и смысле человеческой жизни.
Лермонтов признает и общие законы времени, действительности, и свободный выбор личности. Хотя моральные пороки и мелочные действия Печорина вызваны несовершенством общественных отношений, Лермонтов не освобождает героя от личной ответственности. В какие бы тяжелые условия жизнь ни ставила человека, он обязан уважать окружающих людей, считает писатель. Эту нравственную норму Печорин нарушает. Он эгоист и презирает людей, поэтому приносит зло. Все силы его души замкнуты на самоанализе, что уродует душу, притупляет живые чувства, жажду жизни. А по мнению Лермонтова, разум и воля человека зависят от его нравственного чувства.
Трагичность судьбы Печорина, контраст его удач в отдельных эпизодах с ощущением пустоты жизни в целом связаны с ведущей темой романа — размышлением о предназначении человека, о его возможности самореализоваться, выразить себя. Печорин так и не разгадал своего «высокого предназначения». «Бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду». «Дух его созрел для новых чувств и новых дум. Но он не находит разумного применения своим недюжинным силам, для него все старое разрушено, а нового еще нет» (В. Г. Белинский). Трагедия Печорина — это трагедия незаурядного человека эпохи безвременья.
«Герой нашего времени» — это грустная дума о нашем поколении», — писал Белинский.
Одно из определений жанра «Героя нашего времени» — философский роман. В литературе существуют традиционно философские темы. К ним относятся:
1. Проблема смысла жизни. Об этом постоянно задумывается Печорин и не находит ответа. Эта проблематика особенно важна для него, потому что, не ответив на эти вопросы, он не может жить просто бытовой жизнью. Бесплодность собственного существования при обширных дарованиях тяготит его.
2. Человек и природа (см. пейзажи, созвучные или контрастные настроению героя; философско-символический пейзаж в «Фаталисте»).
3. Проблема предопределения, судьбы (фатума).
4. Размышление над теми или иными философскими универсальными категориями. Например, явление и сущность: поступки Печорина постоянно анализируются с этой точки зрения; он сам постоянно ищет за феноменами мира иной, скрытый смысл («ундина», например, видится ему совсем не той, что она есть на самом деле).
Проблема поступка. Постоянно исследуются причинно-следственные связи событий и идей, событий и поступков. Почему Печорин не женился на княжне Мери? Можно назвать ряд причин:
а) недостаточно любил ее (или старался всеми силами убедить себя в собственном равнодушии к ней);
б) к тому же о любви вообще у него весьма, своеобразные представления: «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?»;
в) старуха нагадала матери Печорина, что сына ожидает смерть от злой жены, и он панически боится любого намека со стороны женщины на возможность брака;
г) постоянное участие Веры в истории с Мери и давление ее на Печорина.
От чего зависит исход? «Не знаешь, чему верить», — лейтмотив всего романа: это говорится не только от лица Печорина, но и от лица повествователя.
Одна из главных особенностей его характера — рефлексия, стремление дойти до сути явлений:
счастье: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»;
дружба: «из двух друзей всегда один раб другого»;
любовь: для Печорина она имеет непосредственное отношение к власти и к страху.
Философские воззрения Печорина и автора романа могут не совпадать. Анализ текста позволяет увидеть критическое отношение автора к герою как к объекту изображения, а не своему «двойнику».
Например, Печорин любит говорить: «Я как топор в руках судьбы», — а мы видим, что в каждом конкретном случае он все делает сам, чтобы разрешить ситуацию. (Проиллюстрируйте это примерами сюжетных коллизий с контрабандистами, с Бэлой, Грушницким, княжной Мери, Вернером.)
«Герой нашего времени» — один из тех романов, где читатель приглашается к активному участию и своеобразному философскому диалогу: автор ставит и решает философские вопросы, предоставляя читателю возможность вовлечься в переживание и обдумывание проблематики, волнующей автора и его героя. В этом смысле роман «Герой нашего времени» близок романам Достоевского.
Система образов
Роман состоит из пяти самостоятельных глав, объединенных фигурой Печорина, общей темой, авторской идеей.
В центре находится главный герой, во многом отождествляемый с автором. Кроме того, присутствует рассказчик, типологически также близкий автору и Печорину. Остальные герои служат как бы окружением Печорина, они помогают раскрытию его характера (разнообразные оценки, даваемые ими Печорину; система подробно разработанных в сюжете антитез).
Две группы героев:
те, кто когда-либо является рассказчиком (повествователь, Максим Максимыч, сам Печорин);
и остальные.
При этом повествователь психологически близок Лермонтову и Печорину, а Максим Максимыч – антипод Печорина.
Первым рассказывает о Печорине именно М.М. (наибольшее отчуждение, а в чем-то и глубокое прозрение; за ним и последнее слово в романе), затем повествователь (он рисует психолог. портрет Печорина, значимый для раскрытия его характера) и, наконец, сам Печорин. Таким образом, мы постепенно приближаемся к самому Печорину, проходя как бы систему концентрических кругов.
Печорин изображается в системе пар или антитез. Сопоставление с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем открывает новые грани в характере, проливает свет на судьбу героя.
Печорин — Максим Максимыч. Человек «простой» и «светский», аристократический и демократический. Максим Максимыч как тип «кавказца» (русского офицера на Кавказе). Психологический конфликт между ними в главе «Максим Максимыч». Повествователь сочувствует обоим, представляет две точки зрения на эту ситуацию. Ему легче отождествить себя с Печориным, как и автору (и, значит, читателю).
Печорин — Грушницкий. Герой и человек-пародия. Ср. Чацкий — Репетилов, а потом Базаров — Ситников. Антитеза получает крайне заостренное воплощение на уровне сюжета (дуэль). Предвосхищается это столкновение еще в реплике Печорина до завязки интриги с княжной Мери: «Я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дорожке». Здесь видно, что антитеза Печорин — Грушницкий выходит за рамки любовной интриги.
Печорин — Вернер. Драма несостоявшейся дружбы. Честные и прямые отношения, не претендующие на то, чтобы называться дружбой, противопоставленные «дружбе» Печорина с Грушницким. Общее в характерах Вернера и Печорина.
Печорин — Вулич. Во взаимодействии этой пары персонажей решаются главным образом проблемы фатализма, «судьбы» и «удачи», предопределения.
Потом свое мнение об этих проблемах высказывает и Максим Максимыч, чье «возвращение» на страницы романа очень знаменательно.
Второстепенные персонажи. Печорин среди «естественных людей» — горцев (Казбич, Азамат).
Печорин среди людей света («водяное общество»). Печорин среди «простых людей» («честные контрабандисты»). И все ему остаются чуждыми, причем прежде всего светское общество, с которым формально у него больше всего общего (он сам осознает свою неотделимость от «света» как трагический внутренний конфликт).
Роль композиции в раскрытии характера Печорина
Обращают на себя внимание две принципиально важные композиционные особенности:
1. В течение повествования несколько раз меняется рассказчик.
2. Нарушена хронологическая последовательность событий.
Фабула | Последовательность глав в романе |
«Тамань» (Печорин едет к новому месту службы — на Кавказ) «Княжна Мери» (Печорин приезжает в Пятигорск) «Фаталист» «Бэла» (за дуэль с Грушницким Печорин сослан в крепость к Максиму Максимычу, на линию боевых действий. Из крепости отряд производит боевые вылазки) «Максим Максимыч» (Печорин вышел в отставку, едет в путешествие) «Предисловие к «Журналу Печорина». | «Бэла» (один случай из жизни Печорина, рассказанный доброжелательным, но глубоко чуждым ему по духу человеком) «Максим Максимыч» (рассказчик, странствующий офицер одного поколения и круга с Печориным, дает его психологический портрет. В этой главе обнаруживаются общие закономерности поведения и характера этого «странного человека». Читатель понимает, что героя постигла духовная катастрофа) «Журнал Печорина» («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист») (дневник героя, в котором он анализирует свои чувства и поступки, является ответом на вопрос: почему так трагично сложилась жизнь незаурядного человека?). |
Подчеркнуто разорванная хронологическая последовательность и смена рассказчика (автор — Максим Максимыч — сам Печорин) не только постепенно открывают героя читателю, но и все больше оправдывают Печорина. От рассмотрения следствий к выявлению причин идет раскрытие истинного отношения автора к герою, от рассмотрения внешних примет — к внутренней жизни.
Действие романа происходит в необычных для петербургского дворянина условиях, что ярче выделяет характерное в его личности и поведении. Присутствует в романе и привычная для него среда — высший свет, превратившийся на Кавказе в «водяное общество».
Все элементы композиции романа строго подчинены основной идейно-художественной задаче, которую поставил перед собой автор: написать «историю души человеческой», написать социально-психологический роман.
В центре композиции находится главный герой романа Печорин, которого автор и называет — не без горькой иронии — «героем нашего времени». Все другие персонажи объясняют вместе с тем так или иначе личность главного героя. Главный герой рассматривается не только глубоко, но и всесторонне. По воле автора он вступает во взаимоотношения с самыми разными, непохожими по характеру и положению людьми.
Если главы расположены не хронологически, то чем же другим определяется порядок глав? Именно замыслом автора, потребностью все более глубокого раскрытия характера главного героя. Вначале этот характер предстает перед нами как загадка. Знакомясь с ним, от главы к главе, мы постепенно и в некоторой степени последовательно постигаем эту загадку.
Печорин. Сила и одаренность натуры,
многогранность и противоречивость характера
I. Печорин — центральный образ романа «Герой нашего времени». Многообразие средств его хар-ки.
II. Трагизм судьбы и жизни Печорина.
1) История героя.
2) Несоответствие жизни Печорина его внутренним возможностям и запросам:
а) незаурядность его натуры, проявляющаяся в богатстве интересов, сложности духовного мира, критическом складе ума;
б) жажда действия и постоянные поиски применения своих сил как отличительная особенность Печорина;
в) противоречивость его и разлад с самим собой;
г) нарастание эгоизма, индивидуализма и равнодушия в характере героя;
3) Печорин — один из представителей передовой дворянской интеллигенции 30-х годов;
а) близость его лучшим людям 30-х годов и Лермонтову;
б) черты, роднящие Печорина с героями «Думы»,
III. Причины гибели Печорина:
а) общественно-политическая обстановка в России 30-х годов;
б) отсутствие общественных запросов и чувства родины;
в) воспитание и влияние света.
IV. Отличие и сходство Онегина и Печорина.
V. Значение образа Печорина в общественно-литературной борьбе 30—40-х годов.
Образ Печорина (вариант 2)
I. Печорин — герой переходного времени, основным признаком которого было отсутствие высоких общественных идеалов.
II. Безверие, индивидуализм, сомнение как система взглядов Печорина.
Нравственные принципы, выведенные Печориным из этой системы взглядов: 1) «из двух друзей всегда один раб другого», отсюда неспособность Печорина к дружбе; 2) счастье — «насыщенная гордость», отсюда убеждение: «Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права,— не самая ли это сладкая пища нашей гордости?»; 3) «...я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы», отсюда эгоизм и равнодушие.
Отрицание высшей силы, предопределяющей судьбу человека; признание самого себя единственным творцом своей судьбы, единственным судьей над самим собой: 1) он дорожит своей свободой, как высшей ценностью: «...двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы своей не продам»; 2) он абсолютно свободен в выборе действий по отношению к другим; 3) совершая жалкие поступки, он ни разу не погрешил против своих убеждений, ни разу не нарушил своей железной логики в размышлениях о них.
Трагизм судьбы Печорина — в ясном понимании им своей противоречивости «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (Белинский): «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...»
Печорин ли виноват в том, что он стал «лишним человеком»?
Печорин — представитель дворянской молодежи, вступившей в жизнь после разгрома декабристов.
Противоречивость «между глубокостию натуры и жалкостию действий» — основной признак Печорина как «лишнего человека».
Невозможность примириться с действительностью и неумение подняться до правильного понимания смысла жизни — основная причина противоречивости людей печоринского типа:
1) свободолюбивые идеи, воспринятые ими в ранней юности от декабристов, сделали их непримиримыми по отношению к действительности;
2) николаевская реакция, наступившая после разгрома декабристов, не только лишила их возможности действовать в духе свободолюбивых идей, но и поставила под сомнение эти идеи;
3) уродливое воспитание и жизнь в светском обществе не позволили им подняться до правильного понимания смысла жизни.
V. Почему Печорин, несмотря на то, что он — «портрет, составленный из пороков» своего поколения, вызывает наше горячее сочувствие и даже сострадание?
Печорин — дворянин-аристократ.
Княгиня Литовская, светская дама, знакома с тётушками Печорина. Сам Печорин говорит о том, что вращался в свете и хорошо знает свет. Аристократизм Печорина сказывается в его одежде, манерах, лице. «Несмотря на то, что ему 25 лет, он ещё только прапорщик. Из этого можно сделать вывод, что он не интересуется военной службой. Ha Кавказ Печорин, вероятно, был выслан. Так, княгиня Литовская сообщает доктору Вернеру, что история Печорина в свете наделала много шума. В черновиках романа говорится о страшной истории светской дуэли Печорина, вследствие которой он был выслан на Кавказ, так же как сам Лермонтов. «Надо иметь в виду, что за участие в дуэли ссылали не каждого. Лермонтов, выстреливший в воздух во время дуэли с де Барантом, был сослан на Кавказ Николаем I, желавшим избавиться от вольнолюбивого поэта. Мартынов, убийца Лермонтова, был посажен только на три месяца в Киевскую крепость на гауптвахту, секунданты Глебов и Васильчиков были прощены.
Разочарованность — одна из основных черт Печорина. «Он пресытился удовольствиями, которые можно достать за деньги, разочаровался в жизни света, в любви женщин, в дружбе. Занялся науками, но увидел, что невежды — самые счастливые люди. Рассеять скуку на военной службе ему также не удаётся. В «Фаталисте» Печорин критикует современное ему поколение за неспособность к борьбе, за личное и общественное благо, за равнодушие, сомнение: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность, равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того определённого, хотя и сильного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою». Разочарование Печорина доходит до пессимизма, до неверия в творческие возможности человека вообще.
Разочарованность Печорина — не случайное явление. Роман писался с 1838 по 1839 г. В предисловии к журналу Печорина автор сообщает о недавней смерти Печорина. Этим он хочет подчеркнуть, то герой романа — его современник. Но в «Бэле» Печорину 25 лет. Встреча Печорина с Максимом Максимычем в присутствии автора происходит через пять лет после их первого знакомства, то есть, когда Печорину было около 30 лет. Следовательно, Печорин — современник Лермонтова, Белинского, Герцена, то есть молодой человек 30-х годов XIX века. Это поколение росло в условиях жесточайшей реакции, наступившей после восстания декабристов 14 декабря 1825 г.
Возможностей применить свои богатые силы у молодых людей этого времени было очень мало. Герцен писал о себе и своих современниках: «Их раннее совершеннолетие пробил колокол, возвестивший России казнь Пестеля и коронацию Николая I; они были слишком молоды, чтобы участвовать в заговоре, и не настолько дети, чтоб быть в школе после него. Их встретили те десять лет, которые оканчиваются мрачным письмом Чаадаева (1835). Разумеется, в десять лет они не могли состариться, но они сломились, затянулись, окружённые обществом без живых интересов, жалким, струсившим, подобострастным. И это были десять первых лет юности! Поневоле приходилось, как Онегину, завидовать параличу тульского заседателя, уехать в Персию, как Печорин Лермонтова, идти в католики, как настоящий Печорин («Настоящий Печорин» — В. С. Печерин (1807—1885) — профессор московского университета. В 1836 г. он уехал за границу, чтобы избавиться от тоски, которую возбудила в нём царская Россия е её рабством и грубой, животной жизнью. Печерин мечтал о социальном преобразовании человечества. Разочаровавшись в возможности осуществить свою мечту, он впал в католичество), или броситься в отчаянное православие, в неистовый славянизм (увлечься идеей объединения всех славянских народов в одно государство), если нет желания пить запоем, сечь мужиков или играть в карты». Печорин умён и хорошо образован. Умный человек не может удовлетвориться пустой светской жизнью, гражданской или военной службой, замкнуться в семейном счастье. В его дневнике («Княжна Мери») мы находим цитаты из Пушкина, Грибоедова, встречаем имена писателей: Байрона, Тассо, Шекспира, обнаруживаем знакомство с философскими учениями, взглядами политических деятелей. Это говорит об образованности Печорина. Он прекрасно разбирается в людях и умеет использовать это в своих личных интересах (отношения с Азаматом, Бэлой, Грушницким и др.).
Печорин смел, обладает большой выдержкой. Он не боится один ходить на охоту, его не пугает месть горцев и наказание начальства за похищение Бэлы («Бэла»); смело идёт он на свиданье с незнакомой девушкой, не умея плавать, садится с ней в лодку («Тамань»), решает проверить свою судьбу и, безоружный, бросается в сарай, откуда отстреливался казак-убийца («Фаталист»); хладнокровно становится над краем пропасти во время дуэли с Грушницким, зная, что его собственный пистолет не заряжён секундантом. Печорин настойчив: без добычи он не возвращается с охоты; упорно добивается любви Бэлы; терпеливо вынуждает княжну Мери первой признаться в любви.
Эгоизм Печорина проявляется в отношениях ко всем людям, с которыми он соприкасается. Он думает только о себе, вырывая Бэлу из родной среды («Бэла»); разрушая мирную жизнь контрабандистов («Тамань»); убивая Грушницкого и нанося большую духовную рану гордой княжне Мери («Княжна Мери»); равнодушно отталкивая сердечно привязавшегося к нему Максима Максимыча.
Печорин отчасти наделён такими же чертами характера, что и Онегин. И тот и другой — лишние люди. Но Онегин — герой 20-х годов XIX века, а Печорин—30-х годов. У Онегина было больше возможностей оказаться не «лишним» человеком. Он мог бы вступить в ряды декабристов. Пушкин сначала хотел сделать Онегина декабристом, но затем отказался от этой мысли, так как Онегин по характеру и убеждениям не способен к революционной деятельности.
Печорин — натура более активная, чем Онегин. Печорин жаждет деятельности. У него есть сознание своей силы и желание применить ту силу в жизни. Сам Печорин прекрасно сознаёт это. В дневнике («Княжна Мери», 27-го июня) он записывает: «...зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». По мнению Печорина, мысль всегда должна переходить в дело, поэтому гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума. Печорин мог бы быть общественным деятелем. Он любит борьбу. Заговор Грушницкого против него радует его: «Очень рад; я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда на страже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть всё огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов — вот что я называю жизнью». («Княжна Мери», 13-го июня.)
В общественно-политических условиях 30-х годов XIX века богатые силы Печорина не могли найти применения. Он растрачивается на мелкие похождения («Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагородных…»).
Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям несчастье: покидают свой дом контрабандисты («Тамань»), убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера («Княжна Мери»), умирает Бэла («Бэла»), зарублен пьяным казаком Вулич («Фаталист»), разочаровывается в дружбе Максим Максимыч («Максим Максимыч»).
Печорин хорошо понимает свою неблагодарную роль: сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обречённых жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия…» («Княжна Мери», 27-го июня).
В сюжете романа автор показывает бессмысленность и жестокость поступков героя. Одна из основных черт характера Печорина — противоречивость: у него разлад между чувством и мыслью, мыслью и делом. «У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку», — записывает он. («Княжна Мери», 11-го мая). Сам Печорин этот разлад считает нравственной болезнью: «Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я её отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей её половины».
«Каждое движение своей души и каждый свой поступок Печорин взвешивает и оценивает». По его собственному признанию, в нём как будто живут два человека, которые находятся в постоянной борьбе между собой: »«Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт..., другой мыслит и судит его» («Княжна Мери», 27-го июня.)
Внимание к собственным переживаниям, самоанализ появляются у Печорина в результате отсутствия живого дела. Политические условия 30-х годов XIX века не позволяли Печорину применить свои силы в общественном деле.
Современник Лермонтова Герцен писал о рефлексии (самоанализе) как основной черте молодого поколения: «Отличительная черта нашей эпохи есть grubeln (умствовать, мудрствовать, заниматься самоанализом) мы не хотим шага сделать, не выразумев его, мы беспрестанно останавливаемся, как Гамлет, и думаем, думаем... Некогда действовать; мы переживаем беспрестанно прошедшее и настоящее, всё случившееся с нами и с другими, — ищем оправданий, объяснений, доискиваемся мысли, истины. Всё окружающее нас подверглось испытующему взгляду критика. Это болезнь промежуточных эпох».
Второстепенные образы романа (Бэла, Мери, Вера, Грушницкий, Максим Максимыч) помогают раскрыть полнее основные черты характера Печорина.
Напускная разочарованность Грушницкого в жизни подчёркивает настоящую глубокую разочарованность Печорина. Простота, внимательность к людям Максима Максимыча оттеняет раздвоенность, противоречивость, эгоизм, равнодушие к людям в характере Печорина. Азамат, Бэла, Казбич, контрабандисты, цельные, живущие какой-нибудь одной страстью, не отделяющие мысль от дела, противопоставлены Печорину с его раздвоенностью, самоанализом, рефлексией. Серьёзное отношение к любви Мери, самопожертвование Веры помогают лучше понять «игру в любовь» и эгоизм Печорина.
Печорин — типичная фигура для 30-х годов XIX века. В предисловии автор говорит о типичности своего героя «Герой нашего времени», точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Сам Печорин, понимая типичность своей судьбы в условиях реакции 30-х годов XIX века, записывает в дневник: «Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить её, как Александр Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками?»
В предисловии автор показывает своё отношение к герою. Лермонтов не считает Печорина положит. героем, с которого можно брать пример. В романе он показывает и недостатки и достоинства Печорина.
Прежде всего автор ставил себе задачу правдиво показать типичного героя своего времени («Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал»). В предисловии к роману Лермонтов отвергает обвинения в автобиографичности героя. Горький писал об авторе романа и его герое: «...Лермонтов был шире и глубже своего героя... Печорин близок ему, поскольку в Лермонтове есть черты пессимизма, но пессимизм в Лермонтове — действенное чувство; в этом пессимизме ясно звучит презрение к современности и отрицание её, жажда борьбы и тоска, и отчаяние от сознания одиночества, от сознания бессилия. Его пессимизм весь направлен на светское общество...». Общественно-политические условия 30-х годов XIX века создавали Печориных.
Общественные условия, в которых жил Печорин, были очень тяжелы. Печорин оказывается лишним человеком так же, как и Онегин, в светском обществе да и вообще в самодержавном государстве. Но Печорин — лишний человек и в среде революционеров-демократов. В эти же 30-е годы выросли и боролись Белинский, Герцен — предшественники революционеров-демократов 60-х годов: Чернышевского, Добролюбова, Некрасова.
Печорин не может пожертвовать собою, он не направил свои богатые силы на борьбу с существующим строем и позволяет себе растрачивать их на дешёвые приключения.
Образ Печорина (вариант 2)
Главный герой романа Печорин — «натура неординарная». Его портрет дает нам представление о нем как о человеке, наделенном душевной силой, интеллектом, сложным внутренним миром. Натура Печорина противоречива: у него проницательный ум, он умеет разбираться в людях, остроумен, смел, обладает силой воли, настойчивостью, тонким поэтическим восприятием природы. С этим богатым душевным потенциалом контрастирует мелочность его жизненных целей: Печорин растрачивает силы по пустякам. Поразительны его эгоизм и индивидуализм (он исходит в своих поступках только из своих желаний, занимается только собой).
Основа личности Печорина — «духовная неуспокоенность, вечный поиск, жажда какой-то
более полноценной жизни» (В. Г. Белинский). Именно напряженную духовную жизнь Печорин считает истинной. Несмотря на постоянные заявления о равнодушии к радостям и бедам человеческим, в журнале Печорина звучит поразительный интерес к жизни, к миру, к людям. В людях ему важны индивидуальность, истинное лицо человека, а" не маска. Печорин — натура активная, он не просто наблюдает, а постоянно действует и строго анализирует свои поступки, изучает мотивы поведения других людей. Главное для него — выявить, раскрыть, разоблачить суть данного человека. Для этого Печорин то и дело провоцирует экстремальные ситуации: ставит человека перед внутренним выбором (цель как бы гуманная — помочь человеку осознать свою истинную человеческую суть, но гуманны ли средства?). Результатом его экспериментов
становится, как правило, бескомпромиссная оценка и часто — жестокое наказание «подопытного» за неправильный выбор (надо ли было убивать Грушницкого?). Печорину необходимо общение с людьми, но, будучи личностью яркой, неординарной, он предъявляет к окружающим завышенные требования. В итоге — разочарованность в людях, в их несовершенстве.

Caм Печорин внутренне независим. Его деятельной натуре недостаточно будничного течения жизни, он сам начинает искать себе приключения, провоцировать события, вмешивается я жизнь окружающих, это часто нарушает привычный порядок вещей, приводит к взрыву, конфликту.
Так, Печорин вмешался в жизнь «честных контрабандистов», вынудил их «отбыть в неизвестность». Он сделал несчастной Мери, стал виновником гибели Грушницкого, круто изменил жизнь Бэлы, предопределив трагизм ее судьбы. При этом Печорин не злодей, его побуждения по большей части благородны. Душевная неуспокоенность, состояние вечного поиска, жажда иной, более полноценной жизни не позволяют герою остановиться, удовлетвориться тем, что есть. Он стремится вперед, не признавая такие вечные ценности, как семья, дом, поэтому рушит их и в чужих судьбах. Часто, сам того не желая, он приносит страдание тем людям, с которыми близко общается, будто его преследует злой рок. Осознание этого заставляет страдать и самого Печорина.
Раскрытию характера главного героя подчинена вся система образов романа. Находясь в центре событий на протяжении всего повествования, Печорин сопоставляется со всеми остальными персонажами. С каждым его можно соотнести по сходству или контрасту каких-либо Особенностей личности; такая «зеркальная» система образов помогает лучше понять глубокий и многогранный характер Печорина.
Например, с горцами его сближают действенность, готовность к риску. Однако Печорину не хватает их гармонии с природой, со своей средой, цельности их характеров. Но и то, и другое у этих людей основано на патриархальности, силе традиций, а не на развитом самосознании, которым обладает главный герой.
Человечность, доброжелательность Максима Максимыча контрастируют с эгоизмом Печорина. Но у «добрейшего штабс-капитана» полностью отсутствует осознание себя как личности, у него нет критического отношения к действительности, он, не рассуждая, выполняет свой долг. Печорин же подвергает глубокому анализу и свои поступки, и действия других людей.
Грушницкий — в чем-то пародия на истинную драму Печорина. Недалекий и самодовольный, он носит маску высокой разочарованности, претендует на необыкновенные страсти, в то время как Печорин старательно скрывает мучительную тоску и «силы необъятные» своей противоречивой души.
Вернер, как и Печорин, поражает «странным сплетением противоречивых наклонностей», отпечатном в «чертах» лица «души испытанной и высокой». С Печориным Вернера сближают интеллект, знание «живых струн» человеческих, критическая направленность ума, гуманные чувства. Но в отличие от Печорина он не способен к активному вторжению в действительность, у него нет печоринской последовательности и действенной решимости.
Образы Мери и Веры важны для выявления разных граней отношения Печорина к любви как к сильнейшему человеческому чувству. С Мери это утонченная и жестокая «наука страсти нежной», игра в любовь, где проявляется светская испорченность Печорина. И здесь же мы видим способность героя искренне увлекаться малейшими проблесками внутренней душевной красоты в человеке. Образ Веры наиболее лиричен в романе. С Печориным ее роднит приобщенность к миру неведомых большинству духовно-нравственных ценностей. Как и Печорин, она не способна променять свое глубоко скрываемое несчастье на чисто внешнее благополучие. В отношениях с Верой герой наиболее противоречив. Именно здесь максимально проявляется суть его взаимоотношений с людьми. Для Печорина (с его беспокойной, деятельной натурой, поисками «назначенья высокого») семейная жизнь невозможна — это остановка, а значит — смерть души.

Вулича с Печориным сближает неординарность натуры, склонность к «игре» как своей, так и чужой жизнью, но в отличие от Печорина он — истинный фаталист, целиком верящий в рок, в судьбу. Для Печорина же, кроме предопределения, не менее важны воля и свободный выбор человека.
I. Печорин — герой переходного времени, основным признаком которого было отсутствие высоких общественных идеалов. Многообразие средств его характеристики (нарушение хронологии, характеристики автора, рассказчика и других героев, портрет).
II. Безверие, индивидуализм, сомнение как система взглядов Печорина.
Нравственные принципы, выведенные Печориным из этой системы взглядов: 1) «из двух друзей всегда один раб другого», отсюда неспособность Печорина к дружбе; 2) счастье — «насыщенная гордость», отсюда убеждение: «Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права,— не самая ли это сладкая пища нашей гордости?»; 3) «...я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы», отсюда эгоизм и равнодушие.
Отрицание высшей силы, предопределяющей судьбу человека; признание самого себя единственным творцом своей судьбы, единственным судьей над самим собой: 1) он дорожит своей свободой, как высшей ценностью: «...двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы своей не продам»; 2) он абсолютно свободен в выборе действий по отношению к другим; 3) совершая жалкие поступки, он ни разу не погрешил против своих убеждений, ни разу не нарушил своей железной логики в размышлениях о них.
III. Трагизм судьбы и жизни Печорина — в ясном понимании им своей противоречивости «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (Белинский): «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...»
1. История героя.
2. Несоответствие жизни Печорина его внутренним возможностям и запросам:
а) незаурядность его натуры, проявляющаяся в богатстве интересов, сложности духовного мира, критическом складе ума;
б) жажда действия и постоянные поиски применения своих сил;
в) противоречивость его и разлад с самим собой;
г) нарастание эгоизма, индивидуализма и равнодушия в характере героя;
3. Печорин — один из представителей передовой дворян. интеллигенции 30-х годов;
а) близость его лучшим людям 30-х годов и Лермонтову;
б) черты, роднящие Печорина с героями «Думы»,
IV. Печорин ли виноват в том, что он стал «лишним человеком»?
П. — представитель дворян. молодежи, вступившей в жизнь после разгрома декабристов.
Противоречивость «между глубокостию натуры и жалкостию действий».
Невозможность примириться с действительностью и неумение подняться до правильного понимания смысла жизни — основная причина противоречивости людей печоринского типа:
1) свободолюбивые идеи, воспринятые ими в ранней юности от декабристов, сделали их непримиримыми по отношению к действительности;
2) николаевская реакция, наступившая после разгрома декабристов, не только лишила их возможности действовать в духе свободолюбивых идей, но и поставила под сомнение эти идеи;
3) уродливое воспитание и жизнь в светском обществе не позволили им подняться до правильного понимания смысла жизни.
4. Почему Печорин, несмотря на то, что он — «портрет, составленный из пороков» своего поколения, вызывает наше горячее сочувствие и даже сострадание?
V. Причины гибели Печорина:
1. Общественно-политическая обстановка в России 30-х годов;
2. Отсутствие общественных запросов и чувства родины;
3. Воспитание и влияние света.
VI. Отличие и сходство Онегина и Печорина.
VII. Значение образа Печорина в общественно-литературной борьбе 30—40-х годов.
9