СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

4004044040300303

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«4004044040300303»

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

Кафедра начального образования







Конспект урока по математике на тему: «Пирамида»

2 класс 1 часть

УМК «Перспектива» Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т. Б.







Выполнила: студентка 413н группы

Кузьменкова Галя

Методист: Липатникова И.Г.









Екатеринбург

2021



Тема: «Пирамида»


Перспективная цель: сформировать способность у учащихся к использованию знания о понятии «Пирамиды», ее свойствах в процессе решения геометрических задач.

Актуальная цель: сформировать представление у учащихся о понятии «Пирамиде», ее свойствах как об объемной геометрической фигуре в процессе решения геометрических задач.


Задачи:

Обучающая - моделировать ситуации, раскрывающие свойства пирамиды, как объёмной геометрической фигуре, умение выявлять существенные признаки пирамиды, её элементы (основание, боковые грани, вершины, ребра), распознавать виды пирамид по их основанию, конструировать необходимую пирамиду и находить предметы окружающего мира, имеющие форму пирамиды в процессе работы с учебником.

Развивающая - развивать пространственное и конструктивное мышление, математическую речь, внимание, умение рассуждать, сопоставлять и сравнивать в процессе выполнения учебных заданий.

Воспитательная - воспитывать аккуратность, творческую активность, чувство взаимопомощи в процессе беседы с учителем.


Предметные результаты: будут моделировать ситуации, раскрывающие свойства пирамиды, как объёмной геометрической фигуре, будут уметь выявлять существенные признаки пирамиды, её элементы (основание, боковые грани, вершины, ребра), будут уметь распознавать виды пирамид по их основанию, конструировать необходимую пирамиду и находить предметы окружающего мира, имеющие форму пирамиды.


Метапредметные результаты:

Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме, используя математическую терминологию, взаимодействовать со сверстниками в паре, в коллективе, строить понятия для собеседников, высказывания, аргументировать свою позицию.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя и одноклассников, понимать учебную информацию, представленную в различных формах, выделять в объектах несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки, проводить сравнение и аналогию, выполнять действия анализа, синтеза и классификации, строить и понимать выводы, сделанные на их основе.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, решать ее в коллективной деятельности, составлять и выполнять план действий, проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; овладевать элементарными навыками самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности.


Личностные: проявлять интерес к освоению новых знаний, способов действий, положительное отношение к предмету, интерес к исследовательским заданиям на уроке.


Оборудование: презентация, учебник по математике, раздаточный материал (развёртки, модели куба, пирамиды), палочки и пластилин.

Тип урока: открытие нового знания.

Вид урока: комбинированный.

Принципы: деятельности, психологической комфортности, целостного представления о мире.

Методы, приемы: объяснительно-иллюстративный-беседа, презентация, раздаточный материал, репродуктивный, частично-поисковый.

Литература: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования УМК «Перспектива» Дорофеев Г.В., Миракова Т.В., Бука Т. Б., 2 класс 1 часть.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Татьяна Андреевна, урок математики, буду вести у вас я.

Проверьте свою готовность к уроку. На парте должны лежать учебник, тетрадь, пенал, линейка.

Все готовы?

-Молодцы. Присаживайтесь.

-Сегодня нас ждет необычный урок математики. Понять в чем необычность, нам поможет высказывание известного русского ученого-физика Александра Леонидовича Чижевского. Обратите внимание на экран. (учитель читает)

«Самые простые вещи, встречающиеся на каждом шагу, могут стать источником научного открытия».

-Как вы понимаете это высказывание?




-А как вы думаете почему мы начали урок с этого высказывания?

-Я вам желаю новых открытий и интересной, продуктивной работы на уроке.

- А какие геометрические фигуры вам уже знакомы?

- Знания, которые мы имеем с предыдущих уроков, они нам несомненно пригодятся

Приветствуют учителя


Проверяют готовность к уроку


-да


Внимание на экран




Слушают учителя




-Каждый из нас может открывать что-то новое, информация о новых понятиях может содержаться в объектах, которые находятся рядом

- Потому что мы будем открывать самостоятельно что-то новое

Слушают учителя


- Куб, квадрат, треугольник, прямоугольник



Коммуникативные УУД: будут уметь вступать в диалог


Личностные: будут проявлять интерес к предмету математики

  1. Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии


-Итак, чтобы совершать открытия, нужно много знать. Вспомним, что нам уже известно. Посмотрит, пожалуйста, на слайд.

- Что изображено?

-Как можно разделить эти фигуры на группы? Объясните, по каким признакам можно это сделать?

-Разделите эти фигуры, на плоские и объёмные.

-Назовите фигуры, которые вы разделили по цвету. -Какие группы получились? Назовите 1-ю группы


-Чем они похожи?


-Чем они отличаются?


-Спасибо, молодцы.

-Как можно назвать эти фигуры одним словом?

-Как называются объемные фигуры во 2-ю группе?

-Расскажите все, что вы знаете о кубе.




-Как вы думаете, для чего мы повторяли все это?

-Что мы знаем о геометрических фигурах еще?

-Зачем нам это все надо?


-Для определения темы урока предлагаю посмотреть на экран.

(показать ролик https://youtu.be/mLz4wPBsUbo)

-Какая страна была показана в видеороолике?

-В чем была суть данного видеоролика?

-Верно. В ролике были показаны самые древнейшие архитектурные памятники Древнего Египта – Египетские пирамиды.

-Как вы думаете, почему именно в Египте, Фараоны были заинтересованы в том, чтоб все постройки были сделаны в форме пирамиды?

- А какие свойства вы знаете?

-Возникло затруднение, что нужно сделать? 

- Где возникло затруднение? 


- Почему оно возникло? 


- Используя слова «Я не могу», «Я не смог» скажите, почему вы не смогли ответить на этот вопрос 

- Что нужно сделать, чтобы узнать свойства? 

Слушают учителя







- геометрические фигуры

- Можно разделить на две группы

- По цвету и по объему


Делят фигуры на группы

один ученик вслух

- 1-группа-Треугольник, четырехугольник, пятиугольник

- Они похожи тем, что это многоугольники

- Они отличаются количеством сторон, вершин, углов


- это многоугольники

-2 группа-это кубы

- Куб – это объемная геометрическая фигура, имеет 8 вершин, 6 граней, 12 ребер, все ребра куба равны между собой, грани являются квадратами

ответы детей

ответы детей

- Это нам нужно для того, чтобы открыть что-то новое

Слушают учителя

Смотрят видеоролик


-Египет

- Случайная постройка пирамид


Слушают учителя

- Это связано со свойствами пирамиды



У учащихся возникло затруднение

- Остановится и подумать

- Затруднение возникло в названии свойств

- Оно возникло, потому что мы не знаем свойств

- Я не смог это сделать, потому что не знаю свойств пирамиды


- Нужно познакомиться с новой темой

Коммуникативные

УУД: умение слушать и вступать в диалог


Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение оформлять свои мысли в устной форме

  1. Действие целеполагание

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Я предлагаю вам рабочий лист, который лежит у вас на столе. Положите его перед собой. На нём представлены цели урока, задания, которые вам нужно будет выполнить в течении урока. Расставьте их в правильной последовательности и прочитайте их. (читает один ученик вслух)

Цели:

  1. узнаю, что такое пирамида, ее элементы;

  2. узнаю виды пирамид;

  3. узнаю свойства пирамиды;

  4. учусь находить предметы окружающего мира, имеющие форму пирамиды.




-Верно. Молодцы.

- Тема нашего урока: Пирамиды

Слушают учителя





Расставляют цели

(читает один ученик вслух)

Цели:

  1. узнаю, что такое пирамида, ее элементы;

  2. узнаю виды пирамид;

  3. узнаю свойства пирамиды;

  4. научусь находить предметы окружающего мира, имеющие форму пирамиды.

Регулятивные УУД: по названию темы формулировать цель, планировать деятельность


Коммуникативные

УУД: умение слушать и вступать в диалог


  1. Построение и реализация проекта выхода из затруднения

-С какой цели мы начнем?


-Верно. В математике часто новое знание открывается путем сравнения уже известного и нового. На столах у вас так же есть коробочки. Достаньте оттуда две фигуры: куб и пирамиду.

-Какого цвета куб у 1 ряда?

-У 2 ряда?

-У 3 ряда?

-А пирамида? 1 ряд?

-2 ряд?

-3 ряд?

-Я предлагаю вам поработать в парах. Вам необходимо выявить признаки, сходства фигур.


-Когда будете готовы в парах, дайте знак. (рассказывают свои мини-проекты)

-Из каких элементов состоит пирамида?

-Покажите их.


-Вернемся к нашему рабочему листу и подпишем названные элементы пирамиды в задание №1. Возьмите ручки и подпишите название элементов пирамиды, которые мы с вами узнали, а также, которые соответственно имеются и у куба.

-Посмотрите внимательно на слайд, у всех так получилось?

-Что мы с вами узнали о кубе и пирамиде?


-Какие это элементы?

-Что мы сейчас с вами нашли у куба и пирамиды?

-Верно. А какие различия есть между ними?




-Посмотрите внимательно на пирамиду. Все грани ее сходятся в одной вершине.

-А теперь посмотрите на куб. Что из себя представляют боковые стороны?

-Верно. А теперь обратимся вновь к пирамиде.

(учитель демонстрирует пирамиду-четырехугольную)

-Посмотрите на ее грани, все они одинаковы?

- Какую грань можно назвать «лишней»?

-Верно. Это грань четырехугольник. (учитель показывает данную грань)

- Интересную закономерность мы увидели сейчас. Не правда - ли?

-Ребята, вы большие молодцы, умеет размышлять, выявлять отличия. Как вы думаете, что нам может помочь выявить правильность наших предположений/гипотез?

-Верно. Давайте поработаем с учебником.

-Откройте учебник на странице 80 найдите тему урока. Прочитайте ее.


-Найдите и прочитайте текст в желтой рамочке.

-Верны ли были наши предположения?

-Что нового вы узнали о пирамиде?

-Для того чтобы усвоить данный материал предлагаю вам, еще раз прочитать данный текст, и закрыть учебники.

У вас, у каждого, на столах лежат карточки, положите их перед собой. Вам необходимо заполнить пропуски, восстановив текст. Всем понято задание?

-Можете приступать к выполнению.

Проверьте себя по учебнику.

-Кто справился с данным заданием, поставьте себе знак «+».

- Продолжаем работу. На столах, у каждого, лежат развертки пирамиды. Я предлагаю вам сконструировать модель пирамиды из развертки. Как вы думаете можно ли из данной развертки сделать модель пирамиды?

-А из развертки, представленной на слайде можно сконструировать модель пирамиды?

-Почему?

- Вам необходимо из предложенной развертки, сложить пирамиду по линиям сгиба и получить модель данной фигуры.

-Покажите грани пирамиды.

-Покажите основание.

-Какая еще геометрическая фигура может быть в основании? Прочитайте текст, после рамочки.

-Ответьте на вопрос, какие еще геометрические фигуры могут быть в основании и какие названия будет иметь пирамида?

-Посмотрите на свои пирамиды, какая фигура лежит в основании?

-Обобщим все признаки пирамиды, которые мы узнали. Закончите высказывание в задании № 2 на листе.

-Все боковые грани пирамиды это?


-Записываем. А её основанием является, что?

-Молодцы. Давайте, обратимся к нашим целям.

- Какую цель мы достигли?

Поставьте плюс справа рядом с ней.

-Какая наша следующая цель?

-Скажите, пожалуйста, все ли пирамиды одинаковые?

- Чем они отличаться могут?

- Что может быть в основании пирамиды?


(заранее заготовлены модели пирамид с разными основаниями)

Демонстрирует пирамиды с разными основаниями.

-Посмотрите на эту пирамиду. Какая фигура в основании этой пирамиды?

-Какая фигура в основании этой пирамиды?

-Какая фигура в основании следующей пирамиды?

На рабочих листах, обратите внимание на задние №3. Подпишите подходящее название для каждой пирамиды. Сверьтесь с экраном.

- Объясните, от чего зависит название пирамиды?


-Т.е. вид фигуры зависит от ее основания. Вновь вернитесь к нашим вопросам. Под схемой, продолжите предложение. Вид пирамиды зависит от чего?

-Запишите. Посмотрите на наши цели. Что мы узнали? Поставьте плюс справа рядом с данной целью.

-Какую следующую цель нам необходимо достичь?

-Верно.

- Мы начнем с того, что же такое пирамида

Слушают учителя




- синего

- красного

-оранжевого

-желтого цвета

-зеленого

-фиолетового

Слушают учителя

Работают в парах, высказывают мнения, показывают признаки, на соответствующих моделях

Рассказывают свои мини-проекты

-Из вершины, ребер и граней.

одна пара у доски показывает их и называет, остальные на месте

Слушают учителя









- Да


- Мы узнали, что у пирамиды и куба есть одинаковые элементы

- Вершина, ребро и грань

-Сходства

- Боковые грани пирамиды – треугольники, и есть соответствующая грань, которая может отличаться от других

Слушают учителя



-Квадраты

Слушают учителя, рассматривают пирамиду


-Нет, не все

-Есть грань – четырехугольник

Слушают учителя


- Да

Слушают учителя

-Учебник





Тема урока: Пирамида

читает каждый самостоятельно






- Да

-У пирамиды есть боковые грани и основание

Слушают учителя



Выполняют задание



проверяют, получившийся текст по учебнику

Оценивают работу


Слушают учителя



-Да


-Нет

- Потому что слишком много боковых граней



конструируют модель пирамиды

показывают

показывают на моделях

- Треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т.д.

читает один ученик вслух



-Любой многоугольник



- В основании лежит четырехугольник, треугольник, пятиугольник

Слушают учителя



-Треугольники

-Многоугольник


-Мы узнали, что такое пирамида, мы узнали ее элементы

-Узнать какие виды пирамид существуют

-Нет


-Основанием

-Треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т.д.




-Треугольник


-Четырехугольник

-Пятиугольник

Слушают учителя







- Название пирамиды зависит от фигуры основания

Слушают учителя


- От ее основания


-Мы узнали виды пирамиды



- Узнать, свойства пирамиды

Коммуникативные УУД: умение оформлять свою мысль в устной форме; умение вступать в диалог


Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждений


Личностные: будут проявлять интерес к предмету математики, быть трудолюбивыми.

Физкультминутка

-Чтобы продолжить нашу работу, предлагаю отдохнуть.

Встаньте около своих парт.

Правой рукой нарисуйте в воздухе основание пятиугольной пирамиды, левой рукой- четырехугольной, правой ногой - четырехугольной, левой ногой- треугольной.

Выполняют движения, снимают напряжение


  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Продолжаем работать над свойствами пирамиды. Попробуем сконструировать пирамиду из палочек и пластилина. Работаем в парах.

-Первый ряд сконструирует четырехугольную пирамиду, второй ряд- пятиугольную, третий ряд- треугольную.

-Какой элемент пирамиды будут представлять палочки?

- Для чего нужен пластилин?

- С чего лучше начать работу?

- У 1 ряда треугольная пирамида. Что будет основанием у данной пирамиды?

- У 2 ряда четырехугольная пирамида? Что будет основанием?

- У 3 ряда пятиугольная? Что будет основанием?

Верно. Можете приступать к конструированию.

(конструируют модель пирамиды в парах)

- Поставьте пирамиду перед собой на парте. Вспомните еще раз цель, которую нам необходимо достичь!?

- Верно. Вернемся нашему листу. Обратите внимание на таблицу.

-Вам необходимо заполнить количество вершин у получившихся пирамид, количество граней и ребер.

Работать будете в парах. 1 ряд – треугольную пирамиду, второй ряд –четырехугольную, 3 ряд – пятиугольную. Вспомните правила работы в парах.

Можете приступать к выполнению.

Озвучьте свои ответы. 1 ряд.

2 ряд.

3 ряд.

(ответы выводятся на слайд)

-Обратите внимание на таблицу.

-Какую закономерность вы увидели? Как изменяется количество вершин у пирамид?

-Сравните название пирамиды и количество ее вершин? Что вы замечаете?

-Как изменяется количество граней?

-Сравните количество граней и вершин пирамиды. Какую закономерность вы обнаружили?

-Обратимся к последнему столбцу. Прочитайте данную формулу.

-1ряд. Какая запись получится у вас?

-Чему равно значение?

-2 ряд. Какая запись у вас получилась?

-Чему равно значение?

-3 ряд. Какая запись у вас получится?

-Чему равно значение?

-Какой вывод мы можем сделать?



-Вот такое интересное свойство спрятано в формуле. Достигли ли мы поставленной цели? Поставьте плюс справа рядом с ней.

-Вернемся к нашим целям. Какую цель нам предстоит достичь?


-Обратите внимание на слайд.

- Что вы видите?

- На что похоже строение стихотворения?

-Также бывают и интересные пирамиды в природе.

Тибет. Этот край прекрасный, загадочный. Гора называется Кайлас.

Также есть пирамиды в архитектуре. (вход в Лувр в Париже, Александрийский маяк)

-А вы знали, что бывают и пирамиды в растениях? Обратите внимание на слайд. (Пирамидальные кипарисы в Крыме)

-Где еще можно встретить в природе пирамиды?

-Еще пирамиды могут встречаться в литературном чтении. Например, в стихотворении Валерия Брюсова «Пирамида-треугольник.

-Прочитайте данное стихотворение вслух

-Понравилось ли вам оно?

-Вернемся к нашим рабочим листам. Достигли ли мы нашей цели? Поставьте плюс справа рядом с ней.

-Замечательно.

Слушают учителя






- Ребра


-Шарики пластилина- вершины

-С основания

-Треугольник


-Четырехугольник


-Пятиугольник


конструируют модель пирамиды в парах


-Нам нужно узнать, свойства пирамиды

Слушают учителя. Работа с рабочим листом.





Слушаю учителя


Называют правила работы в группе.

(не перебивать друг другу, слушать точку зрения друг другу, работают оба, не мешать другим)


- в-4, г-4, р-6

-в-5, г-5, р-8

-в-6, г-6, р-10






Слушают учителя


-На 1 увеличивается

- Вершины на 1 больше у каждого вида пирамид

-Тоже увеличивается на 1

Слушают учителя

- Их количество одинаково


читает один ученик вслух

-4+4-6

-2

-5+5-8

-2

-6+6-10

-2

-Какое бы количество вершин и граней не прибавляли и не вычитали количество ребер, мы будем получать число 2

-Да


-Нам необходимо будет научиться находить предметы окружающего мира, имеющие форму пирамиды


- Стихотворение

- Похоже на пирамиду












-нет




ответы детей



да


да

Регулятивные УУД: умение действовать по плану; сохранять учебную задачу на протяжении всего урока


Познавательные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание в устном и письменном виде


Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение


Личностные: будут проявлять интерес к предмету математики, быть трудолюбивыми; понимать значение математики в повседневной жизни

  1. Самостоятельная работа

-А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. В качестве самостоятельно работы предлагаю вам выполнить следующие задания, на карточках.

-Прочитайте задание.

-Всем ли понятно задание?

-Прочитайте следующее задание ниже.

-Есть ли вопросы?

-Прочитайте последнее задание.


-Всем ли понятное данное задание?

-Можете приступать к выполнению.


-Давайте проверим. Задание 1. Какие элементы есть у пирамиды? Назовите их.

-Все согласны?

-Давайте проверим. Ответ на слайде.

-Поставьте себе знак «+» у кого выполнено верно это задание.

-Следующее задание. Какие фигуры являются пирамидами?

-Все согласны?

-Давайте проверим. Ответ на слайде.

-Поставьте себе знак «+» у кого выполнено верно это задание.

-Последнее задание. Что необходимо было сделать?

-Какие утверждения являются верными?

-Все согласны?

-Давайте проверим. Ответ на слайде.

-Поставьте себе знак «+» если все задания выполнены верно и «-», если были допущены ошибки.

-Какие трудности у вас возникли?

Слушаю учителя




читают задание про себя

- да

Читают задание самостоятельно про себя









- нет

Читают самостоятельно про себя

да

самостоятельно выполняют задания

Проверяют задание 1.

- Ребра, вершина, основание, боковые грани

-Да

Сверяют ответы со слайда






Оценивают правильность, выполненной работы




- 2 и 3


-да









Оценивают правильность, выполненной работы

-Выбрать верное утверждение

- 1,2,4

-Да

Сверяют ответы со слайда








Оценивают правильность, выполненной работы


ответы детей

Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Коммуникативные УУД: умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме

  1. Рефлексивно оценочные действия


-Наш урок подходит к концу.

-Какая была тема урока?

ПРИЕМ «КЛАСТЕР» СЛ.26

-Верно. Сейчас я предлагаю вам составить кластер по данной теме. Т.е. данную информацию, которую вы узнали на уроке, необходимо представить наглядно в виде схемы. Например, в центре тема нашего урока: Пирамида. Мы узнали о ней, что это геометрическая фигура, бывает треугольная и…

-Посмотрите внимательно, всю ли информацию мы записали?

-Вы большие молодцы.

-А теперь, я предлагаю вам закончить следующие высказывания. СЛ.27

Я ставил цель…

Я смог самостоятельно…

Я пока затрудняюсь…

Мне понравилось…

-Напоследок, оценить вашу работу на уроке. На слайде высказывания.

-Выберите то, высказывание, которое характеризует вашу деятельность на уроке.


-Тема урока: Пирамида»


Слушают учителя




продолжают дети, записывают на интерактивной доске-слова

-Да


Заканчивают высказывания






Оценивают работу на уроке








Слушают учителя

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение


Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

  1. Инструктаж по домашнему заданию

-Сейчас откройте дневники, запишите домашнее задание.

В учебнике на стр. 81, задание № 1; №2

По желанию. Найти, сфотографировать, принести, или нарисовать, предметы/растения, имеющие форму пирамиды.

-Всем ли понятно, домашнее задание?

Все спасибо! Урок окончен!

Записывают д/з в дневник

Слушают учителя





-Да

Регулятивные

УУД: принимать

учебную задачу и

сохранять её.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!