СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5.4 Взаимоотношений родителей и детей в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимоотношений родитлей и детей в рассказе К.Г.Паустовского " Телеграмма"

Просмотр содержимого документа
«5.4 Взаимоотношений родителей и детей в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»»



Краткосрочный план

Раздел V

Отцы и дети: диалог и конфликт поколений

ФИО педагога: Сариева Анар Сагингалиевна

Школа: № 19

Дата: 19.02.2021


Класс 9

Количество присутствующих: 12

ТЕМА УРОКА: 5.4 Взаимоотношений родителей и детей в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.3.5.1 составлять тезисный план

9.2.5.1 участвовать в дискуссии по

предложенной проблеме, синтезируя

различные точки зрения и формулируя

пути решения проблемы

9.4.5.1 писать эссе (объем 140-160 слов)

по предложенной проблеме,

обосновывая свое мнение и предлагая

пути решения проблемы, соблюдая

особенности текста рассуждения,

рассуждения с элементами

повествования/ описания;

Цели урока

-будем составлять тезисный план.

- будем выражать свое мнение в обсуждении проблемы, имеющей разные точки зрения, и предлагать пути решения

-подготовимся к написанию эссе

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников


Ресурсы


Оцени

вание


Начало урока


























Середина урока

Задание

I. Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

- Здравствуйте ребята!

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка

II. Актуализация знаний.

Прогнозирование.

1.Вступительное слово учителя.

Опаздывают поезда,

Опаздывают вёсны,

Опаздывают иногда

Зажечься в небе звёзды.



Усеять пашни серебром

Опаздывает замять,

И за добро платить добром

Опаздывает память.


Опаздывает почтальон

И даже – «неотложка».

А в чьём-то доме за столом

Осиротеет ложка…



Опаздывает иногда

Ко времени и гордость.

Но непростительно, когда

Опаздывает совесть.



Этот урок я начала со стихотворения Ниной Снеговой «Опаздывают поезда». Соотносится ли оно с темой нашего урока?

У нас сегодня непростой урок. Непростой – по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально.


III Беседа «Что же обозначает слово «нравственность»»?

- Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность? (доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость)

- Сегодня мы начнём очень серьёзный разговор, в центре которого будет одно произведение К.Г.Паустовского. И называется оно? – «Телеграмма». – Мы с вами прочитали печальную историю о матери, напрасно ожидающей приезда своей дочери. ,


IV. Стратегия «Истина / ложь»

- Итак, вы уже познакомились с кратким содержанием произведения К. Паустовского.

Определите истинность или ложность утверждении.


Утвержение

Истина

Ложь

Последний раз Настя приезжала три года назад.



Настя вечером уезжает из Заборья.



Настя высылает ей переводы, но не навещает мать.



Катерина Петровна доживает последние дни в окружении добрых людей.



Настя шестые сутки не отходила от Катерины Петровны.



Учительница подошла гробу, наклонилась и поцеловала Катерину Петровну.



В мастерской Тимофеева Настя увидела скульптуру Пушкина.



- Ребята, внимательно прочитайте отрывок из рассказа К .Г. Паустовского « Телеграмма».

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо. Пастуший рожок затих до весны.

Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта – портрет ее отца, а вот эта – маленькая, в золотой раме – подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной». Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником.

В старости художник вернулся из Петербурга в свое родное село, жил на покое и занимался садом. Писать он уже не мог: дрожала рука, да и зрение ослабло, часто болели глаза.

Дом был, как говорила Катерина Петровна, «мемориальный». Он находился под охраной областного музея. Но что будет с этим домом, когда умрет она, последняя его обитательница, Катерина Петровна не знала. А в селе – называлось оно Заборье – никого не было, с кем бы можно было поговорить о картинах, о петербургской жизни, о том лете, когда Катерина Петровна жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго.

Не расскажешь же об этом Манюшке, дочери соседа, колхозного сапожника, – девчонке, прибегавшей каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар.

Катерина Петровна дарила Манюшке за услуги сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную черную шляпу.

Ночи были уже долгие, тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали поверх ваты когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья.

Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад.

Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать. Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана так тихо, что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух.

Писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца веселый молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей. Он осторожно придерживал Катерину Петровну за руку, когда она расписывалась, чтобы не расписалась там, где не надо.

Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо.


Источник: http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/text/rasskaz/telegramma.htm



- Ребята, составьте тезисный план к отрывку текста «Телеграмма».


Критерий оценивания: составляет тезисный план.

Дескриптор:

- делит текст на смысловые части;

- формирует тезис по каждой части


.





































Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

















Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.














Заполняют таблицу








Слайд № 1

















Слайд 2

















Слайд № 3


























Слайд № 4








Слайд № 5











Задание































Рефлексия
















Самостоятельная работа



- Ребята, давайте обсудим с вами и выражем свою точку зрению , предлагая пути решения к поступку Насти . «Считаете ли вы убедительными причины, по которым Настя не могла навестить мать?»


Дескриптор:

- определяет свою позицию;

- приводит аргументы, раскрывающие его позицию;

- делает вывод по проблеме;

- предлагает пути решения проблем


- Сегодня у нас урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца. А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Паустовского. Дома вы прочитали рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма». Поделитесь своими чувствами



-


V.Рефлексия


Оцените свою работу на уроке:

  1. Урок помог мне задуматься …..


  1. Я услышал(а) в «Телеграмме» Паустовского …….


  1. Я хотел(а) бы написать телеграмму или письмо Насте со следующим текстом ……



- Ребята, нужно написать эссе на тему «Пробудилась ли совесть у Насти?» .


Критерии: Пишет эссе-рассуждения

Дескрипторы:

- правильно определяет проблему;

- обосновывает свое мнение;

- аргументирует свою позицию, используя цитаты из прочитанных произведений;

- соблюдая особенности текста рассуждения;


VI. Итог урока:

Заключительное слово учителя.

- Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.

- Ребята, я хочу закончить свой урок словами Бернарда Шоу: «Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, нам осталось научиться жить по-человечески». Будьте Человеком! Не забывайте о самых близких и родных людях. Не гасите свет своей души.



Спасибо за внимание! До свидания!































Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задания.





































Слайд №6










Слайд № 7













Слайд №8


























Слайд №9










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!