СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час по экологии "Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок" (Р. Эмерсон). 5-7 классы.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час рассчитан на 45 минут урока, возраст детей: 11-13 лет. Можно привлечь к проведению и организации старшеклассников.

Просмотр содержимого документа
«Классный час по экологии "Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок" (Р. Эмерсон). 5-7 классы.»

Сценарий классного часа по экологии

«Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок» (Р. Эмерсон)

Игра для учеников 5-7 классов

Участники:

  1. Ведущий (классный руководитель)

  2. Жюри (ученики 9-11 классов, 3 человека)

  3. Класс (4 команды по 5-6 человек )

Мебель и реквизит:

  1. 4 фотографии (солнце, воздух, вода, земля), разрезанные на части (по числу человек в команде)

  2. Сундучок для разрезанных фотографий

  3. 4 таблички на столы: солнце, воздух, вода, земля

  4. 4 стола (по числу команд)

  5. 1 стол жюри

  6. 1 кафедра для ведущего

  7. Количество стульев, равное числу участников игры

  8. 12 карточек ценностью 5 баллов, 8 карточек ценностью 10 баллов, 8 карточек ценностью 15 баллов, 4 карточки ценностью 20 баллов

  9. Секундомер

  10. Филин-игрушка (на столе ведущего)

  11. Награды: значки СОВА или ФИЛИН

  12. Музыка («Звуки природы»)

Ход игры

Под музыку «Звуки природы» участники игры входят в зал, занимают места в произвольном порядке. В зале полукругом стоят столы для игры, на столах – таблички (солнце, воздух, вода, земля).

Отдельно стоит стол жюри с секундомером, карточками, письменными принадлежностями, сувенирами для награждения и кафедра ведущего с сундучком для жеребьёвки и филином – символом игры.

Ведущий приветствует участников, представляет членов жюри.

Обязанности жюри: устанавливать ограничения по времени; награждать команды баллами на карточках; подсчитать количество баллов каждой команды по окончании игры, собрав карточки; провести церемонию награждения.

Вступление. Распределение на команды.

Условия конкурса. Игрокам предлагаются разрезанные на части фотографии солнца, воздуха (ветра), воды, земли, находящиеся вперемежку в сундучке ведущего. Игроки выбирают из сундучка части фотографий и определяют, что изображено на доставшемся им фрагменте. В соответствии с догадкой занимают стол с нужной табличкой и складывают из частей фотографии целый образ (солнце, воздух, вода, земля). Те, кто справится с заданием, поднимают руки.

Порядок выполнения ими этого задания определяет очередность выступлений: команда, справившаяся первой, имеет право первого ответа в конкурсах, вторая – второго и т.д.

Таблички за столом являются названиями будущих команд.

Разминка.

Условия разминки. Очерёдность ответов определена предыдущим конкурсом.

За каждый правильный ответ разминки команда получает 5 баллов.

Правильность ответа определяет ведущий, жюри вручает карточки с баллами. Время обсуждения – 15 секунд.

Вопросы на 5 баллов:

  1. К деревьям относятся растения, у которых… а) несколько одревесневших стволов б) один одревесневший ствол в) несколько гибких стеблей

  2. К кустарникам относятся растения, у которых… а) один одревесневший ствол б) несколько гибких, сочных стеблей в) несколько одревесневших стеблей

  3. Хвойные растения имеют… а) цветок б) плод в) семена

  4. К хвойным деревьям относится а) лиственница б) осина в) вяз

  5. К травам относится а) клевер б) акация в) топинамбур

  6. Первыми в тёплые края улетают а) скворцы б) утки в) кукушки

  7. Брошенная на землю бумага разлагается а) полгода б) год в) два года

  8. В переводе с греческого первая часть слова «экология» означает а) жизнь б) дом в) природа

Три тура игры

Условия игры. Каждая команда в порядке очерёдности отвечает на вопросы. Сначала командам предлагаются вопросы ценностью 10 баллов, затем – 15, потом – 20. В случае правильного ответа команда получает баллы. В случае затруднения команда может воспользоваться подсказкой мудрого филина, но при этом ценность вопроса падает на 5 баллов. Время на обсуждение – 1 минута. Если команда по истечении 1 минуты желает воспользоваться подсказкой, то время обсуждения продлевается на 30 секунд.

Вопросы на 10 баллов (по 1 вопросу команде).

  1. Какие представители растительного мира больше всего страдают от загрязнения воздуха? а) хвойные деревья б) лиственные деревья в) лишайники и мхи.

Подсказка. Эти растения – кормильцы многих птиц и зверей. Они могут накормить крылатых и четвероногих обитателей леса в зимнее время своими семенами.

  1. Какая птица считается символом мира? а) лебедь б) голубь в) аист

Подсказка. После окончания второй мировой войны сторонники мира собрались в Париже на свой первый международный конгресс. А знаменитый художник Пабло Пикассо нарисовал эмблему Всемирного конгресса сторонников мира: птицу, несущую в клюве оливковую ветвь.

  1. Назовите родину пингвинов: а) Австралия б) Арктика в) Антарктида

Подсказка. Эти птицы никогда бы не смогли попасть на Северный полюс, потому что для этого им пришлось бы пересекать тёплые моря тропиков, а пингвины предпочитают прохладу.

  1. Что такое анчоус? А) соус б) фрукт в) рыба

Подсказка. Морская выдра предпочитает морские деликатесы. А самое излюбленное её лакомство – морские моллюски.

Вопросы на 15 баллов (по 1 вопросу команде).

  1. В США и Канаде обитает бабочка, знаменитая тем, что дважды в год совершает сезонные перелёты. Она улетает в зимнее время в тёплые страны, как перелётные птицы. Может преодолевать большие расстояния благодаря необычным крыльям. Они достигают размера 8-10 см. и имеют около полутора миллионов ячеек, в которых располагаются пузырьки. Перелёт бабочек осуществляется колоннами, которые напоминают тучу. Как бабочка называется? А) адмирал б) монарх в) кардинал.

Подсказка. Власть в королевстве принадлежит королю. В царстве – царю. Кто главный среди бабочек?

  1. Христофор Колумб, добравшись до Америки, назвал ананас огромной шишкой. Не случайно в одной из загадок отмечен его необычный внешний вид: «Золотая шишка из лоскутов сшита». А вот англичане называют его сосновым яблоком. Интересно, что ананас даже изображён на гербе двух государств – Ямайки и Антигуа и Барбуды. Где растёт ананас? А) на пальме б) на земле в) под водой.

Подсказка. Ответ находится в разгадке загадки: в долг зерно возьмёт – каравай вернёт.

  1. На нашей планете с каждым годом становится меньше растений и животных. Одни виды исчезают, численность других сокращается. Пока они находятся в бедственном положении, их заносят в Красную книгу. Её цвет – символ тревоги, опасности. Он предупреждает: будьте осторожны, если не примете меры, вид исчезнет с лица Земли. Когда была впервые издана международная Красная книга? А) в 1866 году б) в 1966 году в) в 2006 году

Подсказка. Красная книга тревоги появилась спустя пять лет после полёта в космос первого космонавта – Юрия Гагарина.

  1. Ящерица может отбрасывать часть хвоста. Потом он восстанавливается, но в укороченном виде. Тритон может отрастить не только хвост, но и новую лапку взамен утраченной. А кто из животных является таким экономным, что не выбрасывает свою старую кожу, а съедает, т.к. она для него – полезное и вкусное лакомство? А) змея б) акула в) лягушка

Подсказка. Её жертвы – комары, мухи и прочие насекомые. Хотя на охоте она не производит впечатления хищника.

Задание на 20 баллов.

Экологичный образ жизни – это забота о мире вокруг, о планете, которая действительно является общим домом для всех людей. Хорошо жить, не вступая в противостояние с природой. Что конкретно может сделать каждый из вас (мальчик или девочка) для того, чтобы поддержать экологичный образ жизни? Как вы можете заботиться о природе?

Через 3 минуты представители каждой команды со списком предложений должны быть готовы к выступлению. Надо рассказать, что предлагает команда и почему. Жюри оценивает простоту реализации предложения и качество речи выступающего.

Примечание. В качестве предложений можно рассмотреть следующие: собрать на площадке для игры во дворе мусор и отнести в контейнер; покормить рыб в водоёме, птиц зимой; заменить одноразовые пластиковые пакеты для продуктов в магазине постоянной тканой сумкой; заменить одноразовые пластиковые бутылочки для питья постоянной стеклянной посудой; сдавать в школьную библиотеку макулатуру; бережно относиться к учебникам, беречь все книги; собирать батарейки и лампочки для отдельной утилизации; участвовать в акции «Посади дерево»; выращивать растения (апельсины, мандарины, лимоны и проч.) из косточек и украшать дом или школу и т.д.

Церемония награждения.

По окончании игры жюри собирает у команд карточки с баллами, производит подсчёт и объявляет победителей.

Им могут быть вручены сувениры (или всем игрокам вручаются сувениры-значки, но разного достоинства).

Литература и иные источники:

  1. Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ №3, 2008. Е.А.Горячева «Не только в гости ждёт тебя природа»; Т.В.Дементьева «Загадки мудрого филина».

  2. Материал Википедии – свободной энциклопедии: https://ru.wikipedia.org/wiki

  3. 15 интересных способов, как рассказать детям об экологии. Наталья Любимова. https://life-with-dream.org/ecology-kids


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!