Былины. Богатырский эпос русского народа
- Как вы думаете, почему до наших дней дошло название произведений о богатырях былина , а не старина ?
Сначала эти произведения называли старинами, а только с 19 века – былинами. Корни обоих слов говорят о том, что слушатели ждали от произведения рассказа о достоверных, действительно происходивших событиях, которые случились давно, но важны и для наших дней
- В чём особенность былинного стиха?
Былинный стих особенный: он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций. Рифмы в былинах нет: она затрудняла бы естественное течение речи.
- В чём различие между словом рассказчик и сказитель ?
И сказитель, и рассказчик излагают факты и события в литературном произведении. Различие между ними, главным образом, в степени достоверности. Сказитель, это, как правило автор мифов, былин, сказок и других произведений устного народного творчества. События в этих произведениях случались, обычно, много лет назад и автор часто окрашивает их в излишне героические или фантастические тона.
- С какими богатырями мы встречаемся на заставе богатырской?
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
2. Какие из этих богатырей вам знакомы? Кто, кроме них, участвует в защите родины?
«И дружинники у них храбрые: Гришка - боярский сын, Василий Долгополый, да и все хороши».
3. Почему именно Добрыне доверили поиск нарушителя границы?
Сначала было остановили свой выбор на одном из дружинников, Ваське Долгополом. Но начальник заставы Илья Муромец не согласился, сказал, что у этого Васьки полы слишком длинные, ему и по земле ходить трудно не спотыкаясь, а в бою спотыкаться нельзя, можно погибнуть почём зря. Потом предложили послать другого дружинника, сына боярина Гришку. Эта идея Илье тоже не понравилась, бояр он держал за людей чрезмерно хвастливых, а на поле брани хвастовство может подвести. Предложили, наконец, Алёшу Поповича послать. Но и эта кандидатура атамана не устроила, слишком уж жадным и завидущим считал он церковное сословие, золото да серебро на противнике могло отвлечь и погубить Алёшу понапрасну. И решил потому Илья Муромец послать Добрыню Никитича, чтобы найти и сразиться с нарушителем.
4. Чем завершилась поездка Добрыни?
Добрыня предъявил ему своё требование — заехать на заставу, заплатить пошлину в казну, оказать уважение порядку и закону установленному. Но чуженин не собирался его послушаться, а лишь двинул своего коня в его сторону. Земля вздрогнула, и конь под Добрыней упал на колени. Добрыня испугался и вернулся на заставу ни с чем. Тем его поездка и закончилась.
5. Опишите встречу нахвальщика с Ильёй Муромцем.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (письменно)
- Чем сюжет былины отличается от мифа?
- Какие из приведённых гипербол вы используете в своей речи? Тысячу раз твердили; во сто крат больше; море по колено; от Москвы до Твери рукой подать. Составьте предложения с этим гиперболами.
- Опишите сборы Добрыни перед поездкой за нахвальщиком. Как вы объясните такую детальность описания этих сборов?
- Найдите в тексте троекратные повторы. Какова их роль?
- Опишите оружие противников: палицы, сабли и копья. Когда и почему к ним обратились соперники?
- Чем различаются описания трёх поединков Ильи и нахвальщика?
- Почему соперник Ильи Муромца не имеет имени, а именуется нахвальщиком? Как вы объясните это прозвище?
В былине "На заставе богатырской" нахвальщик тайком проникает на русские земли и сеет смуту, нахваливая своего хана. Нахвальщик разумный и сильный богатырь, готовый в хоть какое время сразиться с врагом. Задачка нахвальщика показать свою удаль и смелость и сказать, что ему служить у хана большой почет. Илья Муромец нарекает нахвальщика вором.
3. Что принесло победу Илье? Как вы поняли, что его поддержала сама земля Русская?
4. Как вы объясните то, что Илья с миром отпустил противника?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Прочитать былину «Три поездки Ильи Муромца» и ответить на вопросы:
- Определите зачин и концовку в былине.
- Расскажите о поездке Ильи Муромца по дороге, «где богатым быть».
- Каким вы представляете себе богатыря Илью Муромца?
- Найдите примеры гиперболы и другие тропы в описании внешности персонажей былины и их поведения.
- Постоянные эпитеты: «дело ратное», «чисто поле», «дорожка прямоезжая»
- Гиперболы: «с горы на гору добрый молодец подскакивал, с холмы на холму добрый молодец попрыгивал, он ведь реки да озера между ног спущал»
- Метафора - называет разбойников "подорожниками" - перенос названия с одного предмета на другой (по сходству - творят разбой по дорогам).
- Анафора создает эмоциональное нагнетание : «нет у старого да золотой казны, нет у старого да платья цветного»
- Плеоназм: "подпись подписывал".
2. Как вы объясните, что герои былин упоминаются в русских летописях, то есть в записях о подлинных событиях нашей истории?
Это объясняется тем, что все герои былин были настоящими людьми. Их храбрость, душевная сила и жертвенность оказались настолько огромными, что народ выбрал их в качестве главных героев придуманных им мифических историй, коими и являются все былины. По мнению народа, настоящим героем может быть только тот, кто думает о других, и готов ради общего блага жертвовать своей жизнью. И описание реальных подвигов былинных героев показывает, что народ оказался прав, решив включить их в свой словесный и певческий эпос.
3. В каких произведениях других искусств есть отклики былинных событий? Где вы встречали образы былинных богатырей?
ТЕСТ
1 вариант
А1. К какому жанру относится термин русский героический эпос?
1) песни 2) сказки 3) былины 4) частушки
2 вариант
А1. Чему посвящают свою жизнь главные герои былин — богатыри?
1) утверждению своей силы 2) труду на родной земле 3) заботе о безопасности и величии своей Родины 4) служению князю
1 вариант
А2. Кто главные герои былин?
1) рыцари 2) богатыри 3) солдаты 4) крестьяне
2 вариант
А2. Что является оружием богатырей?
1) пистолет 2) палица 3) рогатка 4) топор
1 вариант
А3. Что из перечисленного характерно для былин?
1) поучение 2) гипербола 3) иносказание 4) насмешка
2 вариант
А3. С кем сражался Илья Муромец в былине «На заставе богатырской»?
1) с Тугарином-змеем 2) с Соловьём-разбойником 3) с Кощеем Бессмертным 4) с нахвальщиком
1 вариант
А4. Кто является персонажем былины «На заставе богатырской»?
1) Добрыня Никитич 2) Змей Горыныч 3) Соловей-разбойник 4) Святогор-богатырь
2 вариант
А4. Что сделал Илья с поверженным противником?
1) отрубил ему голову 2) взял в плен 3) отпустил на все четыре стороны 4) превратил в дуб
1 вариант
В1. Сколько всего богатырей в былине «На заставе богатырской»?
В2. Кому из богатырей доверили поиск нарушителя границы?
2 вариант
В1. Сколько всего было нарушителей границы?
В2. Что принесло победу Илье Муромцу?
1 вариант
С1. Как вы объясните то, что Илья Муромец с миром отпустил противника?
2 вариант
С1. Почему соперник Ильи Муромца не имеет имени? Как вы объясните его прозвище?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Прочитать статью (см. файл) и ответить устно на вопрос: «В чём «тайна всевластия» былин?»
В чем "тайна всевластия" былин?
Тайна кроется в тесной связи с жизнью человека. Ведь именно быт и образ жизни людей стал основой былин. Как говорил Максим Горький, подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. И это действительно так, ведь именно через сюжеты былин до нас дошли обычаи наших предков. Былины сказывали от поколения к поколению, передавая быт своих предков. Былины повествуют не только о богатырях, но и о народных героях, и их подвигах. Также были стали настоящим историческим документом, который рассказал всему миру об устройстве городов, как строили дома, чем занимались жители. Из былин мы и узнали о труде крестьянском.
- Какими музыкальными инструментами сопровождалось исполнение былин?
Самым удачным музыкальным сопровождением являлись гусли. Они располагали к прослушиванию былин и не заглушали текст.
2. В каком веке появились ранние записи былин? Кому принадлежат эти записи?
Ранние былины датируются XVII веком. Их авторы: М. Чулков, Н. Новиков, И. Дмитриев.
3. Назовите наиболее известных исполнителей былин? Кто из великих русских писателей откликнулся на призыв собирать и записывать фольклор?
Известными исполнителями былин были В. Щеголенок, Т. Рябинин и его потомки, которые передали свое искусство следующему поколению. П. Киреевский обратился к литераторам с призывом записывать и собирать фольклор. На его призыв откликнулись А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.В. Кольцов, В.И. Даль.
Комментарии
«У оратая сапожки зелен сафьян» – это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан из чёрного бархата.
«Вот шилом пяты, носы востры/ Вот-вот под пяту-пяту воробей пролетит/ Около носа хоть яйцо прокати» – высокий и тонкий каблук – как шило, острый, высоко загнутый носок.
«А тут стали мужички с меня грошей просить» – пошлина, которую взимают с путников горожане, или – иронически – грабёж.
Соловый – о масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой).
Гужики (гуж) – петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой.
Булатный – из булата – старинной, твёрдой и упругой, с узорчато поверхностью стали.
Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная, окрашенная в яркий цвет.
- Какой теме посвящена былина и кого можно назвать ее подлинным героем?
В былине поднимается важная тема того периода - важность и ценность крестьянского труда. Микулу можно назвать подлинным героем. В этой былине его образ собирательный. Он выражает позицию крестьянства.
2. Когда мужички начинают "похваливати" оратая и называть его «молодой Микула Селянинович»?
Они его хвалят и величают так после того, как он собрал урожай и пригласил на пир.
3. Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу?
Отношение Вольга Святославовича поменялось, когда Микула Селянинович проявил свою силу перед целой дружиной, выдернув из земли соху.
4. Как вы понимаете смысл зачина былины, подробного описания внешнего облика, одежды и работы оратая?
Такое подробное описание в зачине дано для того, чтобы подготовить читателя и к другому образу. Ведь потом они будут сравниваться. Только вот не внешность и одежда важны для крестьян, а умение работать.
5. Какую роль играют в былине гиперболы и постоянные эпитеты?
Гиперболы усиливают эмоции при чтении. А постоянные эпитеты - характерный признак для произведений устного народного творчества.
6. Дайте характеристику Микуле или Вольге.
Сопоставление былины и сказки
Сходство
- Сказки и былины существовали в устной форме.
- Оба жанра существуют с древних времён.
Различия
1. Сказка – прозаический художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера
1. Описание подвигов богатырей (былины – героический эпос)
2. Главная черта сказки - вымысел
2. Былине несвойственна точная передача исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщённых образах
3. Сказки создаются в прозаической форме
3. Былины обладают песенно-стихотворной формой
4. Сказки рассказывали, «сказывали»
4. Былины пели или проговаривали речитативом, используя гусли