СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5-9 уроки.Былинный эпос. "На заставе богатырской", "Илья Муромец и Соловей разбойник", "Вольга и Микула Селянинович", "Садко". 6 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему былина о Садко при всех своих литературных достоинствах считалась одной из самых редко упоминаемых и исполняемых?

Садко - гусляр. Любимый музыкант новгородцев. Былина же начинается с троекратного упоминания о том, что его перестают звать на пиры и в его музыке не нуждаются. Но ни один пир не обходился без гусляров. Может, на пирах богатых гостей требовались не такие песни, какие пел Садко. Какие же вдруг не такие песни мог петь прославленный гусляр? Нравилось-нравилось пение, а потом вдруг перестали звать на пир. Это могло произойти в том случае, если на песни его был наложен запрет.

В словаре В.И.Даля слово «гусляр» приравнивается к другому – «скоморох - музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, штуками, фокусами». Гусли становятся неотъемлемою принадлежностью скоморошьего искусства.

Скоморохи были жрецами древнего языческого культа бога Трояна. В Великом Новгороде его почитали под именем Ящера и Велеса. Велес - славянский «скотий бог», бог плодородия и мудрости, покровитель сказителей и поэзии, бог торговли и богатства.

Языческие обряды славян непременно сопровождались музыкой, пением и плясками. Наиболее мудрые и пожилые жрецы-волхвы взяли на себя функцию неторопливого общения с богами, предоставив пляски и песни тем, кто моложе и веселее. Именно этим и стали заниматься скоморохи, выступая вначале в качестве обрядовых помощников волхвов. Роль скоморохов на языческих игрищах заключалась в организации перехода от серьезной части праздника к веселью, играм и пиру.

Гонения на культ Трояна-Велеса начались при князе Владимире ещё до введения на Руси христианства. Повсеместно его идолы были повержены. Перед волхвами встала задача выживания в новых условиях. И решение вскоре было найдено. Они стали объединяться в группы и бродить из города в город, участвуя в народных обрядах и праздниках, свадьбах и княжеских играх. Они играли на музыкальных инструментах: гуслях, гудках, домрах, волынках. Это видоизменившиеся волхвы. Подлинная суть выступлений заключалась в сохранении и преумножении языческой традиции. Поэтому после победы христианства на скоморохов ополчилась власть - светская и духовная. К 1680 году слово «скоморох» перестает упоминаться в письменных источниках. Становится понятно, почему скоморохов, Садко в частности, перестали звать на пиры.

Еще одним подтверждением, что Садко был не простым музыкантом, может служить его общение с Морским царем и посещение подводного мира. Былина о Садко — единственная во всем русском былинном эпосе, где герой одерживает победу благодаря помощи потустороннего существа. А на Руси только скоморохи из-за близости к волхвам и бродяжьего образа жизни считались причастными к иному, неведомому миру.

 

Садко в былине ещё и торговец, купец, богатый гость, который разбогател в одночасье. Музыкант - и вдруг купец. Исторически эту перемену занятий можно объяснить: по мере укрепления христианства на Руси, гонения на скоморохов возрастали. Быть скоморохом стало опасно, и тогда бывшие скоморохи в массовом порядке стали переходить в ряды торговцев-разносчиков, купцов.

 

Былина о Садко - литературный памятник не только расцвету торговой общины Новгорода, но и истории выживания целого сообщества потомков и преемников забытого славянского культа Велеса. И переквалификация гусляра в торговца тоже была не единичным случаем, а общегосударственной тенденцией с 13 по 18 века. А центр этого явления находился недалеко от Н.Новгорода.

Просмотр содержимого документа
«5-9 уроки.Былинный эпос. "На заставе богатырской", "Илья Муромец и Соловей разбойник", "Вольга и Микула Селянинович", "Садко". 6 класс»

Былины. Богатырский эпос русского народа

Былины. Богатырский эпос русского народа

Как вы думаете, почему до наших дней дошло название произведений о богатырях былина , а не старина ? Сначала эти произведения называли старинами, а только с 19 века – былинами. Корни обоих слов говорят о том, что слушатели ждали от произведения рассказа о достоверных, действительно происходивших событиях, которые случились давно, но важны и для наших дней В чём особенность былинного стиха? Былинный стих особенный: он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций. Рифмы в былинах нет: она затрудняла бы естественное течение речи.
  • Как вы думаете, почему до наших дней дошло название произведений о богатырях былина , а не старина ?

Сначала эти произведения называли старинами, а только с 19 века – былинами. Корни обоих слов говорят о том, что слушатели ждали от произведения рассказа о достоверных, действительно происходивших событиях, которые случились давно, но важны и для наших дней

  • В чём особенность былинного стиха?

Былинный стих особенный: он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций. Рифмы в былинах нет: она затрудняла бы естественное течение речи.

В чём различие между словом рассказчик и сказитель ? И сказитель, и рассказчик излагают факты и события в литературном произведении. Различие между ними, главным образом, в степени достоверности. Сказитель, это, как правило автор мифов, былин, сказок и других произведений устного народного творчества. События в этих произведениях случались, обычно, много лет назад и автор часто окрашивает их в излишне героические или фантастические тона.
  • В чём различие между словом рассказчик и сказитель ?

И сказитель, и рассказчик излагают факты и события в литературном произведении. Различие между ними, главным образом, в степени достоверности. Сказитель, это, как правило автор мифов, былин, сказок и других произведений устного народного творчества. События в этих произведениях случались, обычно, много лет назад и автор часто окрашивает их в излишне героические или фантастические тона.

  • С какими богатырями мы встречаемся на заставе богатырской?

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

2. Какие из этих богатырей вам знакомы? Кто, кроме них, участвует в защите родины?

«И дружинники у них храбрые: Гришка - боярский сын, Василий Долгополый, да и все хороши».

3. Почему именно Добрыне доверили поиск нарушителя границы?

Сначала было остановили свой выбор на одном из дружинников, Ваське Долгополом. Но начальник заставы Илья Муромец не согласился, сказал, что у этого Васьки полы слишком длинные, ему и по земле ходить трудно не спотыкаясь, а в бою спотыкаться нельзя, можно погибнуть почём зря. Потом предложили послать другого дружинника, сына боярина Гришку. Эта идея Илье тоже не понравилась, бояр он держал за людей чрезмерно хвастливых, а на поле брани хвастовство может подвести. Предложили, наконец, Алёшу Поповича послать. Но и эта кандидатура атамана не устроила, слишком уж жадным и завидущим считал он церковное сословие, золото да серебро на противнике могло отвлечь и погубить Алёшу понапрасну. И решил потому Илья Муромец послать Добрыню Никитича, чтобы найти и сразиться с нарушителем.

4. Чем завершилась поездка Добрыни? Добрыня предъявил ему своё требование — заехать на заставу, заплатить пошлину в казну, оказать уважение порядку и закону установленному. Но чуженин не собирался его послушаться, а лишь двинул своего коня в его сторону. Земля вздрогнула, и конь под Добрыней упал на колени. Добрыня испугался и вернулся на заставу ни с чем. Тем его поездка и закончилась. 5. Опишите встречу нахвальщика с Ильёй Муромцем.

4. Чем завершилась поездка Добрыни?

Добрыня предъявил ему своё требование — заехать на заставу, заплатить пошлину в казну, оказать уважение порядку и закону установленному. Но чуженин не собирался его послушаться, а лишь двинул своего коня в его сторону. Земля вздрогнула, и конь под Добрыней упал на колени. Добрыня испугался и вернулся на заставу ни с чем. Тем его поездка и закончилась.

5. Опишите встречу нахвальщика с Ильёй Муромцем.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (письменно) Чем сюжет былины отличается от мифа? Какие из приведённых гипербол вы используете в своей речи? Тысячу раз твердили; во сто крат больше; море по колено; от Москвы до Твери рукой подать. Составьте предложения с этим гиперболами. Опишите сборы Добрыни перед поездкой за нахвальщиком. Как вы объясните такую детальность описания этих сборов? Найдите в тексте троекратные повторы. Какова их роль? Опишите оружие противников: палицы, сабли и копья. Когда и почему к ним обратились соперники?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (письменно)

  • Чем сюжет былины отличается от мифа?
  • Какие из приведённых гипербол вы используете в своей речи? Тысячу раз твердили; во сто крат больше; море по колено; от Москвы до Твери рукой подать. Составьте предложения с этим гиперболами.
  • Опишите сборы Добрыни перед поездкой за нахвальщиком. Как вы объясните такую детальность описания этих сборов?
  • Найдите в тексте троекратные повторы. Какова их роль?
  • Опишите оружие противников: палицы, сабли и копья. Когда и почему к ним обратились соперники?
Чем различаются описания трёх поединков Ильи и нахвальщика? Почему соперник Ильи Муромца не имеет имени, а именуется нахвальщиком? Как вы объясните это прозвище? В былине
  • Чем различаются описания трёх поединков Ильи и нахвальщика?
  • Почему соперник Ильи Муромца не имеет имени, а именуется нахвальщиком? Как вы объясните это прозвище?

В былине "На заставе богатырской" нахвальщик тайком проникает на русские земли и сеет смуту, нахваливая своего хана. Нахвальщик разумный и сильный богатырь, готовый в хоть какое время сразиться с врагом. Задачка нахвальщика показать свою удаль и смелость и сказать, что ему служить у хана большой почет. Илья Муромец нарекает нахвальщика вором. 

3. Что принесло победу Илье? Как вы поняли, что его поддержала сама земля Русская?

4. Как вы объясните то, что Илья с миром отпустил противника?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прочитать былину «Три поездки Ильи Муромца» и ответить на вопросы: Определите зачин и концовку в былине. Расскажите о поездке Ильи Муромца по дороге, «где богатым быть». Каким вы представляете себе богатыря Илью Муромца?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать былину «Три поездки Ильи Муромца» и ответить на вопросы:

  • Определите зачин и концовку в былине.
  • Расскажите о поездке Ильи Муромца по дороге, «где богатым быть».
  • Каким вы представляете себе богатыря Илью Муромца?
Найдите примеры гиперболы и другие тропы в описании внешности персонажей былины и их поведения. Постоянные эпитеты: «дело ратное», «чисто поле», «дорожка прямоезжая» Гиперболы: «с горы на гору добрый молодец подскакивал, с холмы на холму добрый молодец попрыгивал, он ведь реки да озера между ног спущал» Метафора - называет разбойников
  • Найдите примеры гиперболы и другие тропы в описании внешности персонажей былины и их поведения.
  • Постоянные эпитеты: «дело ратное», «чисто поле», «дорожка прямоезжая»
  • Гиперболы: «с горы на гору добрый молодец подскакивал, с холмы на холму добрый молодец попрыгивал, он ведь реки да озера между ног спущал»
  • Метафора - называет разбойников "подорожниками" - перенос названия с одного предмета на другой (по сходству - творят разбой по дорогам).
  • Анафора создает эмоциональное нагнетание : «нет у старого да золотой казны, нет у старого да платья цветного»
  • Плеоназм: "подпись подписывал".
2.  Как вы объясните, что герои былин упоминаются в русских летописях, то есть в записях о подлинных событиях нашей истории? Это объясняется тем, что все герои былин были настоящими людьми. Их храбрость, душевная сила и жертвенность оказались настолько огромными, что народ выбрал их в качестве главных героев придуманных им мифических историй, коими и являются все былины. По мнению народа, настоящим героем может быть только тот, кто думает о других, и готов ради общего блага жертвовать своей жизнью. И описание реальных подвигов былинных героев показывает, что народ оказался прав, решив включить их в свой словесный и певческий эпос. 3.  В каких произведениях других искусств есть отклики былинных событий? Где вы встречали образы былинных богатырей?

2. Как вы объясните, что герои былин упоминаются в русских летописях, то есть в записях о подлинных событиях нашей истории?

Это объясняется тем, что все герои былин были настоящими людьми. Их храбрость, душевная сила и жертвенность оказались настолько огромными, что народ выбрал их в качестве главных героев придуманных им мифических историй, коими и являются все былины. По мнению народа, настоящим героем может быть только тот, кто думает о других, и готов ради общего блага жертвовать своей жизнью. И описание реальных подвигов былинных героев показывает, что народ оказался прав, решив включить их в свой словесный и певческий эпос.

3. В каких произведениях других искусств есть отклики былинных событий? Где вы встречали образы былинных богатырей?

ТЕСТ 1 вариант А1.  К какому жанру относится термин русский героиче­ский эпос? 1) песни  2) сказки  3) былины  4) частушки 2 вариант А1.  Чему посвящают свою жизнь главные герои былин — богатыри? 1) утверждению своей силы  2) труду на родной земле  3) заботе о безопасности и величии своей Родины  4) служению князю

ТЕСТ

1 вариант

А1.  К какому жанру относится термин русский героиче­ский эпос?

1) песни 2) сказки 3) былины 4) частушки

2 вариант

А1.  Чему посвящают свою жизнь главные герои былин — богатыри?

1) утверждению своей силы 2) труду на родной земле 3) заботе о безопасности и величии своей Родины 4) служению князю

1 вариант А2.  Кто главные герои былин? 1) рыцари  2) богатыри  3) солдаты  4) крестьяне 2 вариант А2.  Что является оружием богатырей? 1) пистолет  2) палица  3) рогатка  4) топор

1 вариант

А2.  Кто главные герои былин?

1) рыцари 2) богатыри 3) солдаты 4) крестьяне

2 вариант

А2.  Что является оружием богатырей?

1) пистолет 2) палица 3) рогатка 4) топор

1 вариант А3.  Что из перечисленного характерно для былин? 1) поучение  2) гипербола  3) иносказание  4) насмешка 2 вариант А3.  С кем сражался Илья Муромец в былине «На заставе богатырской»? 1) с Тугарином-змеем  2) с Соловьём-разбойником  3) с Кощеем Бессмертным  4) с нахвальщиком

1 вариант

А3.  Что из перечисленного характерно для былин?

1) поучение 2) гипербола 3) иносказание 4) насмешка

2 вариант

А3.  С кем сражался Илья Муромец в былине «На заставе богатырской»?

1) с Тугарином-змеем 2) с Соловьём-разбойником 3) с Кощеем Бессмертным 4) с нахвальщиком

1 вариант А4.  Кто является персонажем былины «На заставе богатырской»? 1) Добрыня Никитич  2) Змей Горыныч  3) Соловей-разбойник  4) Святогор-богатырь 2 вариант А4.  Что сделал Илья с поверженным противником? 1) отрубил ему голову  2) взял в плен  3) отпустил на все четыре стороны  4) превратил в дуб

1 вариант

А4.  Кто является персонажем былины «На заставе богатырской»?

1) Добрыня Никитич 2) Змей Горыныч 3) Соловей-разбойник 4) Святогор-богатырь

2 вариант

А4.  Что сделал Илья с поверженным противником?

1) отрубил ему голову 2) взял в плен 3) отпустил на все четыре стороны 4) превратил в дуб

1 вариант В1.  Сколько всего богатырей в былине «На заставе богатырской»? В2.  Кому из богатырей доверили поиск нарушителя границы? 2 вариант В1.  Сколько всего было нарушителей границы? В2.  Что принесло победу Илье Муромцу?

1 вариант

В1.  Сколько всего богатырей в былине «На заставе богатырской»?

В2.  Кому из богатырей доверили поиск нарушителя границы?

2 вариант

В1.  Сколько всего было нарушителей границы?

В2.  Что принесло победу Илье Муромцу?

1 вариант С1.  Как вы объясните то, что Илья Муромец с миром отпустил противника? 2 вариант С1.  Почему соперник Ильи Муромца не имеет имени? Как вы объясните его прозвище?

1 вариант

С1.  Как вы объясните то, что Илья Муромец с миром отпустил противника?

2 вариант

С1.  Почему соперник Ильи Муромца не имеет имени? Как вы объясните его прозвище?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прочитать статью (см. файл) и ответить устно на вопрос: «В чём «тайна всевластия» былин?»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать статью (см. файл) и ответить устно на вопрос: «В чём «тайна всевластия» былин?»

В чем

В чем "тайна всевластия" былин?

Тайна кроется в тесной связи с жизнью человека. Ведь именно быт и образ жизни людей стал основой былин.  Как говорил Максим Горький, подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. И это действительно так, ведь именно через сюжеты былин до нас дошли обычаи наших предков. Былины сказывали от поколения к поколению, передавая быт своих предков.  Былины повествуют не только о богатырях, но и о народных героях, и их подвигах. Также были стали настоящим историческим документом, который рассказал всему миру об устройстве городов, как строили дома, чем занимались жители. Из былин мы и узнали о труде крестьянском. 

Какими музыкальными инструментами сопровождалось исполнение былин?  Самым удачным музыкальным сопровождением являлись гусли. Они располагали к прослушиванию былин и не заглушали текст.  2. В каком веке появились ранние записи былин? Кому принадлежат эти записи?  Ранние былины датируются XVII веком. Их авторы: М. Чулков, Н. Новиков, И. Дмитриев.  3. Назовите наиболее известных исполнителей былин? Кто из великих русских писателей откликнулся на призыв собирать и записывать фольклор?  Известными исполнителями былин были В. Щеголенок, Т. Рябинин и его потомки, которые передали свое искусство следующему поколению. П. Киреевский обратился к литераторам с призывом записывать и собирать фольклор. На его призыв откликнулись А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.В. Кольцов, В.И. Даль. 
  • Какими музыкальными инструментами сопровождалось исполнение былин? 

Самым удачным музыкальным сопровождением являлись гусли. Они располагали к прослушиванию былин и не заглушали текст. 

2. В каком веке появились ранние записи былин? Кому принадлежат эти записи? 

Ранние былины датируются XVII веком. Их авторы: М. Чулков, Н. Новиков, И. Дмитриев. 

3. Назовите наиболее известных исполнителей былин? Кто из великих русских писателей откликнулся на призыв собирать и записывать фольклор? 

Известными исполнителями былин были В. Щеголенок, Т. Рябинин и его потомки, которые передали свое искусство следующему поколению. П. Киреевский обратился к литераторам с призывом записывать и собирать фольклор. На его призыв откликнулись А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.В. Кольцов, В.И. Даль. 

Комментарии «У оратая сапожки зелен сафьян» – это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан из чёрного бархата. «Вот шилом пяты, носы востры/ Вот-вот под пяту-пяту воробей пролетит/ Около носа хоть яйцо прокати» – высокий и тонкий каблук – как шило, острый, высоко загнутый носок. «А тут стали мужички с меня грошей просить» – пошлина, которую взимают с путников горожане, или – иронически – грабёж.

Комментарии

«У оратая сапожки зелен сафьян» – это обувь очень богатых и знатных людей, как и кафтан из чёрного бархата.

«Вот шилом пяты, носы востры/ Вот-вот под пяту-пяту воробей пролетит/ Около носа хоть яйцо прокати» – высокий и тонкий каблук – как шило, острый, высоко загнутый носок.

«А тут стали мужички с меня грошей просить» – пошлина, которую взимают с путников горожане, или – иронически – грабёж.

Соловый – о масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой).

Соловый – о масти лошадей; желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой).

Гужики (гуж) – петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой.

Гужики (гуж) – петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой.

Булатный – из булата – старинной, твёрдой и упругой, с узорчато поверхностью стали.

Булатный – из булата – старинной, твёрдой и упругой, с узорчато поверхностью стали.

Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная, окрашенная в яркий цвет.

Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная, окрашенная в яркий цвет.

Какой теме посвящена былина и кого можно назвать ее подлинным героем?  В былине поднимается важная тема того периода - важность и ценность крестьянского труда. Микулу можно назвать подлинным героем. В этой былине его образ собирательный. Он выражает позицию крестьянства.  2. Когда мужички начинают
  • Какой теме посвящена былина и кого можно назвать ее подлинным героем?

В былине поднимается важная тема того периода - важность и ценность крестьянского труда. Микулу можно назвать подлинным героем. В этой былине его образ собирательный. Он выражает позицию крестьянства. 

2. Когда мужички начинают "похваливати" оратая и называть его «молодой Микула Селянинович»? 

Они его хвалят и величают так после того, как он собрал урожай и пригласил на пир. 

3. Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу?

Отношение Вольга Святославовича поменялось, когда Микула Селянинович проявил свою силу перед целой дружиной, выдернув из земли соху.  

4. Как вы понимаете смысл зачина былины, подробного описания внешнего облика, одежды и работы оратая? Такое подробное описание в зачине дано для того, чтобы подготовить читателя и к другому образу. Ведь потом они будут сравниваться. Только вот не внешность и одежда важны для крестьян, а умение работать.  5. Какую роль играют в былине гиперболы и постоянные эпитеты?  Гиперболы усиливают эмоции при чтении. А постоянные эпитеты - характерный признак для произведений устного народного творчества.  6. Дайте характеристику Микуле или Вольге.

4. Как вы понимаете смысл зачина былины, подробного описания внешнего облика, одежды и работы оратая?

Такое подробное описание в зачине дано для того, чтобы подготовить читателя и к другому образу. Ведь потом они будут сравниваться. Только вот не внешность и одежда важны для крестьян, а умение работать. 

5. Какую роль играют в былине гиперболы и постоянные эпитеты? 

Гиперболы усиливают эмоции при чтении. А постоянные эпитеты - характерный признак для произведений устного народного творчества. 

6. Дайте характеристику Микуле или Вольге.

Сопоставление былины и сказки Сходство Сказки и былины существовали в устной форме. Оба жанра существуют с древних времён.

Сопоставление былины и сказки

Сходство

  • Сказки и былины существовали в устной форме.
  • Оба жанра существуют с древних времён.
Различия 1. Сказка – прозаический художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера 1. Описание подвигов богатырей (былины – героический эпос) 2. Главная черта сказки - вымысел 2. Былине несвойственна точная передача исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщённых образах 3. Сказки создаются в прозаической форме 3. Былины обладают песенно-стихотворной формой 4. Сказки рассказывали, «сказывали» 4. Былины пели или проговаривали речитативом, используя гусли

Различия

1. Сказка – прозаический художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера

1. Описание подвигов богатырей (былины – героический эпос)

2. Главная черта сказки - вымысел

2. Былине несвойственна точная передача исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщённых образах

3. Сказки создаются в прозаической форме

3. Былины обладают песенно-стихотворной формой

4. Сказки рассказывали, «сказывали»

4. Былины пели или проговаривали речитативом, используя гусли


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!