СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс_ФГОС_Рабочая программа

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 5 класса по ФГОС разработана на основе УМК Босовой Л.Л. Программа содержит стандартные компоненты, поурочное, календарно-тематическое планирование, а также календарно-тематическое планирование в сокращённой форме для повседневного использования.

Просмотр содержимого документа
«5 класс_ФГОС_Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 29»



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Протокол № ____

«____»___________ 2016 г.

Руководитель рабочей группы учителей ЕМЦ

____________Т.К. Курьян

Заместитель директора по УВР

_____________Е.Б.Загоскина

«____»___________ 2016 г.


Директор МБОУ «СОШ № 29»

_____________Ю.А.Маштакова

«____»___________ 2016 г.










Рабочая программа

по информатике

для 5А, 5Б классов

на 2016 – 2017 учебный год










Ревера Ольга Михайловна,

учитель информатики

высшей квалификационной категории













г. Северодвинск

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по информатике для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО, утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644) http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [составитель Е.С.Савинов]. – М. : просвещение, 2011 – (стандарты второго поколения).

  • Программа по учебному предмету "Информатика" для 5-6 классов – авторская программа Л.Л.Босовой http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

В программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.


Вклад учебного предмета в общее образование обучающихся

Методологической основой ФГОС ООО является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Термин «основная школа» относится к двум различным возрастным группам учащихся: к школьникам 10–12 лет и к школьникам 12–15 лет, которых принято называть подростками. В процессе обучения в 5–6 классах фактически происходит переход из начальной в основную школу; в 7 классе уже можно увидеть отчетливые различия учебной деятельности младших школьников и подростков.

В основу курса информатики для 5-6 классов положены следующие принципы:

  • Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.

  • Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых).

  • Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

  • Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

  • Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).


Общие целевые установки изучения информатики в основной школе

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Достижение указанных целей в полном объеме возможно в том случае, если в рамках образовательного процесса и самостоятельной работы учащимся обеспечен доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий.

Специфика рабочей программы по информатике

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Структура рабочей программы

  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика учебного предмета.

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

  4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.

  5. Содержание учебного курса.

  6. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

  7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного предмета.

  8. Тематическое планирование.

Приоритетные формы и методы работы с обучающимися

В обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме (10-15 минут для учеников 5 класса). С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, объяснения проводятся в первой части урока, а на конец урока планируется деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение.

В комбинированном уроке информатики выделяются следующие основные этапы:

  1. организационный момент;

  2. активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу);

  3. объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией;

  4. работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и головоломки);

  5. подведение итогов урока.


Приоритетные виды и формы контроля

Текущий контроль – осуществляется в течение урока (устный ответ или результат выполнения практической работы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе одного урока.

Промежуточный контроль – осуществляется по завершении крупного блока. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.

Итоговый контроль – осуществляется по завершении учебного года.

В качестве одной из основных форм контроля рассматривается компьютерное тестирование.

Планируемые контрольные и проектные работы:

Тематика

Вид

Форма

1

Учебный материал за I полугодие

Промежуточный

контроль

Компьютерное

тестирование

2

Учебный материал за весь год обучения

Итоговый

контроль

Компьютерное

тестирование

3

Планирование последовательности

действий. Создание анимации

Итоговый

мини-проект

Презентация в формате ppt

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации.

Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. Информатика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов в естественно-научных областях, социологии, экономике, истории и др.

Информатика закладывает основу создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. На сегодняшний день ИКТ – необходимый инструмент практически любой деятельности. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории.

Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой метадисциплину, имеющую общенаучный язык, своеобразную познавательную «латынь».

Особого внимания заслуживают междисциплинарные связи математики и информатики. Эти дисциплины не являются конкурирующими (например, на почве компьютерного доказательства теорем или использования математических пакетов). При этом информатика не является частью математики, хотя ряд понятий может быть одновременно отнесен к компетенции обеих дисциплин. Более продуктивно рассматривать математику и информатику как дисциплины, в определенной мере дополняющие друг друга. Например, рациональные числа в математике – это ступень к действительным числам. Для информатики интерес представляют именно рациональные числа.

В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами. Особенность информатики заключается в том, что значительная часть этой деятельности может быть осуществлена с помощью компьютерных инструментов.

Школьный курс информатики отражает все перечисленные аспекты:

  • сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах);

  • основные области применения информатики, прежде всего информационные и коммуникационные технологии, управление и социальная сфера;

  • междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.


Специфика реализации структуры и содержания курса информатики

Согласно примерной программе, пропедевтический курс информатики делится на 4 раздела:

  1. Введение в информатику.

  2. Алгоритмы и элементы программирования.

  3. Использование программных систем и сервисов.

  4. Работа в информационном пространстве.

В 5 классе изучаются вопросы из 1, 3 и 4 разделов примерной программы, нет деления содержания предмета на отдельные разделы. Поэтому целесообразно представить структуру курса информатики для 5 класса в следующей форме:



Сроки

Всего, час

В том числе:

Практические работы

Контрольные работы

I четверть

9

4

II четверть

7

5

1

III четверть

10

7

IV четверть

9

5

1

Год

35

21

2

Специфика методического аппарата УМК

Преподавание курса информатики для 5 класса ориентировано на использование учебника «Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с. : ил.». Он входит в состав УМК по информатике для 5-9 классов. В учебнике 5 класса представлено введение в предмет. Теоретический материал учебника (12 параграфов+ Компьютерный практикум) поддержан развёрнутым аппаратом организации усвоения изучаемого материала, включающего вопросы, задачи и задания для практического выполнения, описание работ компьютерного практикума. Обеспечивается развитие у школьников универсальных учебных действий, компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, формирование алгоритмической и информационной культуры. Предполагается широкое использование ресурсов федеральных образовательных порталов, в том числе Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc/edu/ru).

Целевые установки изучения информатики для 5 класса

  • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

  • пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 5 классе необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

ОПИСАНИЕ МЕСТА ИНФОРМАТИКИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В качестве основного варианта изучения информатики в основной школе рассматривается изучение информатики в 7– 9 классах с общим количеством часов — 105. Из них на инвариантную часть отводится 78 ч учебного времени, остальные 27 ч (25% общего времени) отводятся на реализацию авторских программ.

В зависимости от условий, имеющихся в конкретном образовательном учреждении, возможно увеличение количества часов до 175 с целью углублённого изучения предмета или выстраивание непрерывного курса информатики в 5– 9 классах (пять лет по одному часу в неделю, общее число часов – 175).

Ниже приводится три варианта возможного распределения учебного времени:

I вариант

базовый курс

105 час.

7–9 кл.

Три года по одному часу в неделю

II вариант

углубленный курс

175 час.

7–9 кл.

7 класс – один час в неделю, 8 и 9 классы – по два часа в неделю

III вариант

расширенный курс

175 час.

5–9 кл.

пять лет по одному часу в неделю

Данная рабочая программа используется для расширенного курса информатики в 5–9 классах.

Информатика в 5 классе изучается за счет часов части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса – за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

Количество учебных недель в учебном году – 35. Количество уроков информатики, изучаемых в 5 классе, составляет 35 часов – 1 час в неделю.

Пропедевтический этап обучения информатике в 5-6 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные результаты:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ 5 КЛАССА

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5 классе основной школы может быть определена следующими укрупнёнными тематическими блоками (разделами):

  • компьютер;

  • информационное моделирование;

  • подготовка текстов на компьютере;

  • компьютерная графика

Раздел 1. Компьютер

Информация и информатика. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.

Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.

Компьютерные меню. Главное меню.

Запуск программ. Окно программы и его структура.

Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Раздел 2. Информация вокруг нас

Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

Код, кодирование информации. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Хранение информации. Носители информации. Всемирная паутина. Браузеры. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам. Передача информации.

Обработка информации.

Изменение формы представления информации. Метод координат. Систематизация информации. Поиск информации. Поиск информации в сети Интернет.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания.

Раздел 3. Подготовка текстов на компьютере

Текстовый редактор.

Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.

Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.

Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

Создание и форматирование списков.

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Раздел 4. Компьютерная графика

Компьютерная графика.

Простейший графический редактор.

Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.

Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.

Устройства ввода графической информации.

Мультимедийная презентация.

Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций.

Компьютерный практикум

Практическая работа № 1

Приёмы управления компьютером

Практическая работа № 2

Носители информации

Практическая работа № 3

Передача информации

Практическая работа № 4

Кодирование и декодирование

Практическая работа № 5

Word. Вводим текст

Практическая работа № 6

Word. Редактируем текст

Практическая работа № 7

Word. Работаем с фрагментами текста

Практическая работа № 8

Word. Работаем со шрифтами

Практическая работа № 9

Word. Работаем с абзацами

Практическая работа № 10

Word. Создаем простые таблицы

Практическая работа № 11

Word. Строим диаграммы

Практическая работа № 12

Paint. Основные инструменты – часть I

Практическая работа № 13

Paint. Основные инструменты – часть II

Практическая работа № 14

Paint. Работаем с графическими фрагментами

Практическая работа № 15

Paint. Планируем работу в графическом редакторе

Практическая работа № 16

Power Point. Создаём фотоальбом

Практическая работа № 17

Power Point. Создаём простую презентацию

Практическая работа № 18

Power Point. Создаём анимацию

Практическая работа № 19

Power Point. Создаем слайд-шоу

Практическая работа № 20

Word. Создаём списки

Практическая работа № 21

Ищем информацию в сети Интернет

Практическая работа № 22

Выполняем вычисления с помощью калькулятора


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ

В 5 КЛАССЕ

Раздел 1. Компьютер

Ученик научится:

  • выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;

  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

  • определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Ученик получит возможность научиться:

  • выбирать и запускать нужную программу;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);

  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;

  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;

  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Раздел 2. Информация вокруг нас

Ученик научится:

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • приводить примеры информационных носителей;

  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Ученик получит возможность научиться:

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;

  • работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);

  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

  • систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;

  • вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор;

  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;

  • решать задачи на переливания, переправы и пр. в соответствующих программных средах.

Раздел 3. Подготовка текстов на компьютере.

Ученик научится:

  • соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

  • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

Ученик получит возможность научиться:

  • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;

  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

  • создавать и форматировать списки;

  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.

Раздел 4. Компьютерная графика.

Ученик научится:

  • выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);

  • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;

  • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений.

  • планировать последовательность событий на заданную тему;

  • подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;

  • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

  • использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету.


ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ 5 КЛАССА


1. Учебные средства обучения

  • Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2012.


2. Технические средства обучения

  • Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; ос­новная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся муль­тимедиа-возможности.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и уче­ника; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.

  • Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.

  • Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для инди­видуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучи­вания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования эк­ранными объектами – клавиатура и мышь.


3. Программные средства обучения

  • Операционная система Windows-7.

  • Стандартные приложения Windows: Калькулятор, текстовый редактор Блокнот, текстовый процессор Word Pad, редактор растровой графики Paint.

  • Пакет офисных приложений MS Office 2010.

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор 7 Zip.

  • Браузер Internet Explorer.


4. Наглядные средства обучения

  • Экземпляры собственного музея кабинета информатики.


5. Дидактические средства обучения

  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.


6. Электронные образовательные ресурсы

  • Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
    (http://school-collection.edu.ru/)

  • Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.
    (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ, 5 КЛАСС


п/п

Тема

(содержание урока)

Основные виды учебной деятельности учащихся

Контроль

Предметные

Метапредметные

1

Цели изучения курса информатики. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Информация вокруг нас.

Домашнее задание

§1

Вопросы и задания:

2, 3, 4 – письменно

§2 (правила ТБ)

Общие представления о целях изучения курса информатики, информации и информационных процессах.

Регулятивные: умения работать с учебником и рабочей тетрадью.

Познавательные: научиться правильно давать определение "информация – это...", понимать какими органами чувств её получают.

Коммуникативные: умения выражать свои мысли, владенть монологической и диалогической формами речи; ставить вопросы по теме урока, обращаться за помощью, слушать собеседника.

ИКТ-компетентность: умения работать с клавиатурным тренажером.

Личностные: приобрести навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. Использовать понятия "информация" и "информатика" в школьной жизни.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

Фронтальная работа с ЦОР «Компьютер».


Домашнее задание

§2

Вопросы и задания:

3 – профессии компьютера (сообщение)

Знание основных устройств компьютера и их функций.

Научиться по внешнему виду определять основные устройства компьютера и их назначение.

Регулятивные: умения работать с учебником и рабочей тетрадью.

Познавательные: изучить устройство компьютера; определять назначение составляющих системного блока; применять полученные знания при работе с компьютером.

Коммуникативные: формулировать высказывание, мнение; умение обосновывать, отстаивать свое мнение; согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; грамотно использовать речевые средства для представления результата.

ИКТ-компетентность: показывать на рабочем месте составные части компьютера; работать с клавиатурным тренажером.

Личностные: представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

3

Ввод информации в память компьютера. Работа с клавиатурным тренажером.


Домашнее задание

§3

Вопросы и задания:

7 – Основная позиция пальцев (сообщение)

Представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера.

Научиться различать группы клавиш на клавиатуре и выполнять ряд упражнений.


Регулятивные: умения работать с учебником и рабочей тетрадью.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, устанавливать аналогии.

Коммуникативные: ставить вопросы о целесообразности использования устройств ввода информации, обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умения работать с клавиатурой в среде текстового редактора Блокнот.

Личностные: понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати; готовность участвовать в информационном процессе на уроке и вне его.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Практическая работа на ПК

4

Управление компьютером.

Практическая работа №1 «Приёмы управления компьютером»


Домашнее задание

§4

Вопросы и задания:

6, 13, 19 – письменно

Научиться пользоваться элементами (значками) Рабочего стола, оперировать с окнами, перемещать объекты.

Знать структуру Главного меню, использовать её для запуска программ и закрывать их. Знать элементы окна.

Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с меню при загрузке программ.

Познавательные: самостоятельно выделять элементы Рабочего стола и запускать их, открывать и закрывать программы, расширить представление о разных меню.

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умения работать с объектами Рабочего стола, с элементами окон.

Личностные: готовность и желание работать мышью с элементами Рабочего стола; проходить к программе через Главное меню и подменю; работать левой и правой кнопками мыши для выполнения основных управляющих операций; понимать важность для современного человека владения навыками работы на компьютере.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Практическая работа на ПК

5

Хранение информации. Практическая работа №2 «Носители информации»


Домашнее задание

§5

Вопросы и задания:

4, 5, 6 – письменно

Общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации. Усвоить понятия «файл» и «папка».

Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с информацией.

Познавательные: понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умения создавать в Блокноте простейшие текстовые файлы.

Личностные: проявлять готовность и желание работать с компьютерной программой для создания простейших текстовых документов; понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Практическая работа на ПК

6

Передача информации. Электронная почта.

Практическая работа №3 «Передача информации»


Домашнее задание

§6

Вопросы и задания:

4, 5, 6 – письменно

Общие представления о передаче информации как информационном процессе.

Усвоить понятия «источник информации», «приёмник информации», «информационный канал».

Общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме.

Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с информацией.

Познавательные: понимание единой сущности процесса передачи информации, расширить представление о способах и характере передачи информации – односторонняя, двухсторонняя, через обмен электронными письмами. Умение отправлять и получать электронные письма.

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: выполнять на компьютере задания самостоятельной работы – по заданным фразам определять источник и приёмник информации, создать и использовать в работе собственный почтовый ящик.

Личностные: проявлять готовность и желание работать с программой-браузером для создания почтового ящика и передачи информации по Интернет-каналам; понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Практическая работа на ПК

7

В мире кодов. Способы кодирования информации.

Практическая работа №4 «Кодирование и декодирование»

Домашнее задание

§7 (1, 2), стр.46-49

Вопросы и задания:

3, 8, 9 – письменно

Усвоить понятия «код» и «кодирование». Научиться кодировать и декодировать информацию с помощью представленных кодов.

Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с информацией.

Познавательные: умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую.

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умения работать с ЦОР – кодировать и декодировать графическую, числовую и символьную информацию.

Личностные: понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Практическая работа на ПК

8

Метод координат. Работа с интерактивной доской.


Домашнее задание

§7 (3), стр.50-52

Вопросы и задания:

11, 12 – письменно

Общие представления о декартовой системе координат.

Регулятивные: умения читать информацию, представленную на координатной плоскости.

Познавательные: понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от поставленной задачи.

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на интерактивной доске.

ИКТ-компетентность: умение строить на интерактивной доске контуры предметов по указанным координатам точек.

Личностные: понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Фронтальный опрос.

Проверка ДЗ.

Работа с интерактивной доской

9

Текстовая информация. Ввод текста.

Практическая работа №5 «Вводим текст»


Домашнее задание

§8, стр.55-58

Вопросы и задания:

1 – письменно

Понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста.

Научиться осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе.

Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с информацией.

Познавательные: расширить представление о возможных способах обработки текста, умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умение вводить текст в текстовом редакторе WordPad, сохранять файл.

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; проявлять готовность к работе в текстовом редакторе.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Практическая работа на ПК

10

Текстовая информация. Редактирование текста.

Практическая работа №6 «Редактируем текст»


Домашнее задание

§8, стр.59-60.

Вопросы и задания:

10 – письменно

Представление о редактировании как этапе создания текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке.



Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с информацией.

Познавательные: расширить представление о возможных способах обработки текста, умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умения открывать и редактировать тексты-заготовки: вставка символа, удаление символа, замена символа, деление текста на предложения.

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; проявлять готовность к работе в текстовом редакторе.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Практическая работа на ПК

11

Текстовая информация. Буфер обмена.

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»


Домашнее задание

§8, стр.60.

Вопросы и задания:

4 – письменно

Умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов.

Изучить способы выделения фрагментов текста, копирования и переноса.

Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с информацией.

Познавательные: расширить представление о возможных способах обработки текста, умение выполнять основные операции по работе с фрагментами текстовых документов

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умения выделять, удалять, копировать, вставлять и переносить фрагменты текста.

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Проявлять готовность к работе в текстовом редакторе.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Практическая работа на ПК

12

Текстовая информация. Форматирование символов.

Практическая работа №8 «Работаем со шрифтами»


Домашнее задание

§8, стр.61-63.

Вопросы и задания:

12 – письменно

Представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы.

Изучить способы установки параметров шрифта и выравнивания абзацев.

Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с информацией.

Познавательные: расширить представление о возможных способах обработки текста, умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умения ввести фразу, скопировать, установить параметры шрифта и параметры абзаца для каждой фразы.

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; проявлять готовность к работе в текстовом редакторе.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Практическая работа на ПК

13

Текстовая информация. Форматирование абзацев.

Практическая работа №9 «Работаем с абзацами»


Домашнее задание

§8, стр.61-62.

Вопросы и задания:

15 – письменно

Представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы.

Изучить способы установки параметров шрифта и выравнивания абзацев.

Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с информацией.

Познавательные: расширить представление о возможных способах обработки текста, умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умения ввести фразу, скопировать, установить параметры шрифта и параметры абзаца для каждой фразы.

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; проявлять готовность к работе в текстовом редакторе.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Практическая работа на ПК

14

Структура таблицы.

Практическая работа №10 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 4)

Домашнее задание

§9, стр.64-66

Вопросы и задания:

1, 3 – письменно

Представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы.

Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с информацией.

Познавательные: умения применять таблицы для представления разного рода однотипной информации.

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: выполнять на компьютере задания практической работы.

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; проявлять готовность к работе в текстовом редакторе.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Практическая работа на ПК

15

Контрольная работа №1 «Обобщение материала за I полугодие» – компьютерное тестирование.

Закрепить знания об основных понятиях, изученных в I полугодии.

Регулятивные: умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные: владение общими приёмами решения тестовых заданий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование умения объяснять свой выбор.

ИКТ-компетентность: умения работать с тестовой программой, с ЦОР.

Личностные: готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов ИКТ.

Проверка ДЗ

Компьютерное тестирование.


16

Урок-игра. Работа с ЦОР «Смешарики». Час кода.

17

Повторный инструктаж по ТБ и ОТ.

Табличное решение логических задач.

Работа с ЦОР «Логические задачи»

Домашнее задание

§9, стр.66-68.

Вопросы и задания:

2, 4 – письменно

Умение представлять информацию в табличной форме.

Научиться решать логические задачи с помощью таблиц.

Регулятивные: через общение закрепить навыки формулирования логических условий.

Познавательные: расширить представление об использовании таблиц – можно использовать не только для вычислений.

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: выполнять на компьютере задания самостоятельной работы по решению простейших логических задач.

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Решение на ПК задач на сообразительность

18

Наглядные формы представления информации. Работа с ЦОР «Наглядные формы»

Домашнее задание

§10, стр.69-71.

Вопросы и задания:

3 – письменно

Умение представлять информацию в наглядной форме – в виде графика, диаграммы или схемы.

Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с информацией.

Познавательные: умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче;

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умения работать с ЦОР.

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Самостоятельная работа на ПК

19

Диаграммы.

Практическая работа №11 «Строим диаграммы» (задания 1-4)


Домашнее задание

§10, стр.71-73.

Вопросы и задания:

4 – письменно

Уметь представлять информацию в виде, диаграммы. Умение строить столбиковые и круговые диаграммы

Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с информацией.

Познавательные: умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные.

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умения строить столбиковые и круговые диаграммы в среде текстового процессора.

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Практическая работа на ПК

20

Графический редактор Paint.

Практическая работа №12 «Основные инструменты: линия, многоугольник, прямоугольник, овал, заливка»

Домашнее задание

§11, стр.74-78

Вопросы и задания:

2, 3, 4

Умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией

Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с информацией.

Познавательные: умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче.

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умения создавать в среде Paint изображения с помощью стандартных инструментов – кисти, заливки, линии, овала, многоугольника.

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Фронтальный опрос

Практическая работа на ПК

21

Графический редактор Paint.

Практическая работа №13 «Основные инструменты: кривая, заливка»

Домашнее задание

§11, стр.74-78

Вопросы и задания:

2, 3, 4

Умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией

Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с информацией.

Познавательные: умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче.

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умения создавать в среде Paint изображения с помощью стандартных инструментов – кривой, заливки.

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Фронтальный опрос

Практическая работа на ПК

22

Графический редактор Paint.

Практическая работа №14 «Работаем с фрагментами» (задания 1-5)

Домашнее задание

§11, стр.78-82

Вопросы и задания:

2, 3, 4

Умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической информации.

Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с информацией.

Познавательные: умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче.

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умения работать с командами редактирования рисунка: выделение, копирование, отражение, масштабирование, наклоны.

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Фронтальный опрос

Практическая работа на ПК

23

Графический редактор Paint.

Практическая работа №15 «Планируем работу» (задания 1-3)


Домашнее задание

§11

Вопросы и задания:

2, 3, 4

Умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов

Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с информацией.

Познавательные: умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умения строить сложные изображения в среде Paint.

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Фронтальный опрос

Практическая работа на ПК

24

Создание презентации на основе шаблона.

Практическая работа №16 «Создаём фотоальбом».


Домашнее задание

§12, стр.93-94

Проект «История письменности» – Древний Египет

Представление о презентации как наборе графических картинок-слайдов.

Регулятивные: умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные: умения структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умения создать слайды презентации и настроить порядок смены слайдов.

Личностные: формировать чувство ответственности за качество личной информационной среды; готовность к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Практическая работа на ПК

25

Создание простой презентации.

Практическая работа №17 «Создаём простую презентацию».


Домашнее задание

§12, стр.93-94

Проект «История письменности» – Древнее Двуречье.

Представление о презентации как наборе графических картинок-слайдов.

Регулятивные: умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные: умения структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умения создать слайды презентации и настроить порядок смены слайдов.

Личностные: формировать чувство ответственности за качество личной информационной среды; готовность к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Практическая работа на ПК

26

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №18 «Создаём анимацию «Подводный мир»


Домашнее задание

§12, стр.93-94

Проект «История письменности» – Индия и Китай

Представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определённому плану.

Регулятивные: умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные: умения структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умения настраивать движение объектов на слайдах с помощью эффектов перемещения.

Личностные: формировать чувство ответственности за качество личной информационной среды; готовность к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Практическая работа на ПК

27

Создание слайд-шоу. Практическая работа №19 «Создаем слайд-шоу»


Домашнее задание

§12, стр.93-94

Проект «История письменности» – Древняя Греция


Навыки работы с редактором презентаций.

Регулятивные: умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные: умения структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умения настраивать эффекты смены слайдов во временном интервале.

Личностные: формировать чувство ответственности за качество личной информационной среды; готовность к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Практическая работа на ПК

28

Обработка информации: систематизация.

Практическая работа №20 «Создаём списки» (задания 1, 2, 5, 6).


Домашнее задание

§12, стр.83-85.

Вопросы и задания:

4, 5 – письменно

Представление об информационных задачах и их разнообразии; представление о двух типах обработки информации. Представление о списках как о способе упорядочивания информации.


Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с информацией.

Познавательные: представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки;

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умение создавать в среде текстового процессора нумерованные и маркированные списки.

Личностные: чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Проверка ДЗ


29

Обработка информации: поиск.

Практическая работа №21 «Ищем информацию в сети Интернет» (задания 1-3).

Домашнее задание

§12, стр.85-86

Вопросы и задания:

6 – письменно

Представление о поиске информации как информационной задаче.

Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с информацией.

Познавательные: умения поиска и выделения необходимой информации;

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: поиск информации в сети Интернет и организация хранения информации.

Личностные: первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её использования.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Практическая работа на ПК

30

Обработка информации: изменение формы представления информации.

Работа с ЦОР «Ребусы»


Домашнее задание

§12, стр. 86

Вопросы и задания:

7 – письменно

Представление о кодировании как изменении формы представления информации.

Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с информацией.

Познавательные: умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую.

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умение представлять информацию в табличной форме и в форме диаграмм.

Личностные: Понимание роли информационных процессов в современном мире.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Самостоятельная работа на ПК

31

Преобразование информации по заданным правилам.

Практическая работа №22 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

Домашнее задание

§12, стр.87-88

Вопросы и задания:

13 – письменно

Представление об обработке информации путём её преобразования по заданным правилам.

Регулятивные: применять разнообразные приёмы работы с информацией.

Познавательные: умение анализировать и делать выводы.

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умения использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач.

Личностные: понимание роли информационных процессов в современном мире; первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Практическая работа на ПК

32

Преобразование информации путём рассуждений.

Работа с ЦОР «Чёрный ящик»


Домашнее задание

§12, стр.88-90

Вопросы и задания:

17 – письменно

Представление об обработке информации путём логических рассуждений.

Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Познавательные: умение анализировать и делать выводы; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

ИКТ-компетентность: применять начальные навыки по использованию компьютера для решения информационных учебных задач.

Личностные: критическое отношение к информации и избирательности её восприятия; формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Самостоятельная работа на ПК

33

Разработка плана действий и его запись.

Работа с ЦОР «Ханойские башни»

Домашнее задание

§12, стр.90-93

Подготовиться к итоговой контрольной работе (повторить «Самое главное» – в конце каждого параграфа)

Представление об обработке информации путём разработки плана действий.

Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения учебного материала.

Познавательные: умения структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: умения оформить план действий в табличной форме.

Личностные: понимание роли информационных процессов в современном мире; первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации.

Фронтальный опрос

Проверка ДЗ

Самостоятельная работа на ПК

34

Контрольная работа №2 «Итоговое тестирование»

Закрепить знания об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе. Фронтальное повторение изученного материала (15 минут). Компьютерный тест (30 минут).

Регулятивные: умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Познавательные: умения структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы по теме урока; обращаться за помощью при выполнении заданий на компьютере.

ИКТ-компетентность: выполнять на компьютере задания компьютерного теста.

Личностные: Формировать готовность к продолжению обучения с использованием ИКТ. Формировать чувство ответственности за качество личной информационной среды.

Компьютерное тестирование


35

Урок-игра «Чему я научился на уроках информатики»



5 класс. Календарно-тематическое планирование уроков

Номер урока

Тема урока

Параграф

учебника

Дата проведения урока

план

факт

план

факт

1

Цели изучения курса информатики. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. Информация вокруг нас.

§1. Вопросы и задания: 2, 3, 4 – письменно.

§2 (правила ТБ)





2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Фронтальная работа с ЦОР «Компьютер».

§2. Вопросы и задания:

3 – профессии компьютера (сообщение)





3

Ввод информации в память компьютера. Работа с клавиатурным тренажером.

§3. Вопросы и задания:

7 – Основная позиция пальцев (сообщение)





4

Управление компьютером.

Практическая работа №1 «Приёмы управления компьютером»

§4

Вопросы и задания:

6, 13, 19 – письменно





5

Хранение информации. Практическая работа №2 «Носители информации»

§5

Вопросы и задания:

4, 5, 6 – письменно





6

Передача информации. Электронная почта. Практическая работа №3 «Передача информации»

§6

Вопросы и задания:

4, 5, 6 – письменно





7

В мире кодов. Способы кодирования информации. Практическая работа №4 «Кодирование и декодирование»

§7 (1, 2), стр.46-49

Вопросы и задания:

3, 8, 9 – письменно





8

Метод координат. Работа с интерактивной доской.

§7 (3), стр.50-52

Вопросы и задания:

11, 12 – письменно





9

Текстовая информация. Ввод текста.

Практическая работа №5 «Вводим текст»

§8, стр.55-58

Вопросы и задания:

1 – письменно





10

Текстовая информация. Редактирование текста. Практическая работа №6 «Редактируем текст»

§8, стр.59-60.

Вопросы и задания:

10 – письменно





11

Текстовая информация. Буфер обмена. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

§8, стр.60.

Вопросы и задания:

4 – письменно





12

Текстовая информация. Форматирование символов. Практическая работа №8 «Работаем со шрифтами»

§8, стр.61-63.

Вопросы и задания:

12 – письменно





13

Текстовая информация. Форматирование абзацев. Практическая работа №9 «Работаем с абзацами»

§8, стр.61-62.

Вопросы и задания:

15 – письменно





14

Структура таблицы. Практическая работа №10 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 4)

§9, стр.64-66. Вопросы и задания: 3 – письменно.

Подготовиться к КР: повторить «Самое главное» §1 – §8





15

Контрольная работа №1 «Обобщение материала за I полугодие» – компьютерное тестирование.

Обобщение материала за I-е полугодие





16

Урок-игра. Работа с ЦОР «Смешарики». Час кода.

Обобщение материала





17

Повторный инструктаж по ТБ и ОТ. Табличное решение логических задач. Работа с ЦОР «Логические задачи»

§9, стр.66-68.

Вопросы и задания:

2, 4 – письменно





18

Наглядные формы представления информации. Работа с ЦОР «Наглядные формы»

§10, стр.69-71.

Вопросы и задания:

3 – письменно





19

Диаграммы. Практическая работа №11 «Строим диаграммы» (задания 1-4)

§10, стр.71-73.

Вопросы и задания:

4 – письменно





20

Графический редактор Paint. Практическая работа №12 «Основные инструменты: линия, многоугольник, прямоугольник, овал, заливка»

§11, стр.74-78

Вопросы и задания:

2, 3, 4





21

Графический редактор Paint. Практическая работа №13 «Основные инструменты: кривая, заливка»

§11, стр.74-78

Вопросы и задания:

2, 3, 4





22

Графический редактор Paint. Практическая работа №14 «Работаем с фрагментами» (задания 1-5)

§11, стр.78-82

Вопросы и задания:

2, 3, 4





23

Графический редактор Paint. Практическая работа №15 «Планируем работу» (задания 1-3)

§11

Вопросы и задания:

2, 3, 4





24

Создание презентации на основе шаблона. Практическая работа №16 «Создаём фотоальбом».

§12, стр.93-94

Проект «История письменности» – Древний Египет





25

Создание простой презентации. Практическая работа №17 «Создаём простую презентацию».

§12, стр.93-94

Проект «История письменности» – Древнее Двуречье





26

Создание движущихся изображений.

Практическая работа №18 «Создаём анимацию «Подводный мир»

§12, стр.93-94

Проект «История письменности» – Индия и Китай





27

Создание слайд-шоу. Практическая работа №19 «Создаем слайд-шоу»

§12, стр.93-94

Проект «История письменности» – Древняя Греция





28

Обработка информации: систематизация. Практическая работа №20 «Создаём списки» (задания 1,2,5,6).

§12, стр.83-85.

Вопросы и задания:

4, 5 – письменно





29

Обработка информации: поиск. Практическая работа №21 «Ищем информацию в сети Интернет» (задания 1-3).

§12, стр.85-86

Вопросы и задания:

6 – письменно





30

Обработка информации: изменение формы представления информации.

Работа с ЦОР «Ребусы»

§12, стр. 86

Вопросы и задания:

7 – письменно





31

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №22 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

§12, стр.87-88

Вопросы и задания:

13 – письменно





32

Преобразование информации путём рассуждений. Работа с ЦОР «Чёрный ящик»

§12, стр.88-90

Вопросы и задания:

17 – письменно





33

Разработка плана действий и его запись. Работа с ЦОР «Ханойские башни»

Подготовиться к КР: повторить «Самое главное» §10 – §12





34

Контрольная работа №2 «Обобщение материала за II полугодие» – компьютерное тестирование.

Обобщение материала за II-е полугодие





35

Урок-игра «Чему я научился на уроках информатики»

Обобщение материала за курс информатики 5 класса








14


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!