Учебная задача: В совместной деятельности с учащимися повторить понятие площади плоской фигуры, основные свойства площадей, единицы измерения площади, научиться решать и оформлять простейшие задачи на нахождение площади плоских фигур, вывести алгоритм решение таких задач.
Диагностируемые цели:
В результате урока ученики:
- знают: формулы вычисления площади квадрата и прямоугольника, в каких единицах измеряется площадь, основные свойства площади, понятие равных фигур
- умеют: применять формулы нахождения площадей квадрата, прямоугольника, работать с единицами измерения площади.
- понимают: когда и как применяется та или иная формула для нахождения площади, необходимость изучения данной темы.
Методы обучения: метод укрупнения дидактических единиц, частично-поисковые, репродуктивный метод, аналогия.
Просмотр содержимого документа
«5 класс Комбинированный урок по теме: «Площадь. Единицы площади. Измерение площади»»
Комбинированный урок по теме:
«Площадь. Единицы площади. Измерение площади»
Выполнила учитель ЧУ «СОШ «Ор Авнер»
Заводчикова Наталия Владимировна
Учебник: Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ М34 Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 17-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2005. – 280 с.: ил.
Учебная задача: В совместной деятельности с учащимися повторить понятие площади плоской фигуры, основные свойства площадей, единицы измерения площади, научиться решать и оформлять простейшие задачи на нахождение площади плоских фигур, вывести алгоритм решение таких задач.
Диагностируемые цели:
В результате урока ученики:
- знают: формулы вычисления площади квадрата и прямоугольника, в каких единицах измеряется площадь, основные свойства площади, понятие равных фигур
- умеют: применять формулы нахождения площадей квадрата, прямоугольника, работать с единицами измерения площади.
- понимают: когда и как применяется та или иная формула для нахождения площади, необходимость изучения данной темы.
Методы обучения: метод укрупнения дидактических единиц, частично-поисковые, репродуктивный метод, аналогия.
Форма работы: фронтальная.
Средства обучения: доска, мел, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик, дополнительные рисунки.
Структура урока:
Мотивационно - ориентировочный этап (10 минут)
Содержательный этап (32 минуты)
Рефлексивно – оценочный этап (3 минуты)
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Актуализация: – Разгадав математическую шараду, вы узнаете тему нашего урока сегодня: Мы ее находим – вычисляем, Много формул для нее мы знаем, На ней же – митинги, парады, Погулять по ней всегда мы рады. – Сформулируйте тему нашего урока. – Верно, а также сегодня мы рассмотрим основные виды задач по этой теме и научимся правильно их оформлять и решать, запишем памятку для решения задач Давайте вспомним, что мы знаем о площади. Что можно сказать о площадях равных фигур? А периметры? Какое еще свойство площадей равных фигур вы знаете? Хорошо А чему равна площадь квадрата? Давайте вспомним, а как посчитать площадь прямоугольника? Т.е. для нахождения площади прямоугольника надо измерить длины его смежных сторон. | – Площадь. – в квадратных сантиметрах, квадратных метрах и др., а также в гектарах – Гектар – это площадь квадрата со стороной 100 метров. 1га=10 000 квадратных метров – Две фигуры называют равными, если их можно наложить друг на друг и при наложении они совпадут – Площади равных фигур равны – Периметры тоже равны –Площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей –Площадь квадрата равна квадрату его стороны: S=a² – Площадь прямоугольника равна произведению его смежных сторон: S=ab |
Содержательный этап |
Идёт фронтальная работа учителя с классом. Все учащиеся записывают себе решения этих задач, как образец. |
– А теперь открываем учебники, задача номер 717. Прочитайте ее. Научимся правильно оформлять такие задачи. О какой фигуре говориться в задаче? Правильно, поэтому чтобы грамотно оформить эту задачу, запишем ее краткую запись и сделаем рисунок следующим образом: | – Длина прямоугольника АBCD равна 28 см, а его ширина в 7 раз меньше. Чему равна площадь прямоугольника? – О прямоугольнике. |
Учитель оформляет на доске, учащиеся в тетрадях: |
Дано: АBCD – прямоугольник АD=28 см АВ – в 7 раз меньше AD Найти: SABCD | |
– Решая эту задачу, мы сейчас составим и запишем памятку, которую можно применять при решении практически любых задач. – Давайте посмотрим, что нам известно, а что неизвестно. – Верно, чтобы найти площадь, что нам надо знать? Вспомним формулу. – Чего нам тогда не хватает, чтобы решить задачу? – Можем ее найти? – Верно, потом сможем найти и площадь. | – Известно, что длина, т.е. AD равна 28 см – Неизвестно: площадь – S=ab , надо знать длину и ширину – Ширины, АВ – Да, AD умножим на 7 |
Учитель оформляет на доске, учащиеся в тетрадях: Решение: SABCD=AD · AB AB= AD:7 AB=28:7=4(см) SABCD=28·4=112(см²) Ответ: площадь прямоугольника АBCD равна 112 см² |
– А теперь посмотрим, что же мы сделали, что бы решить эту задачу? Провели анализ условия задачи: Провели анализ решения задачи: | |
Учитель оформляет на доске, учащиеся в тетрадях: АНАЛИЗ УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ: АНАЛИЗ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ: |
– Пользуясь этой памяткой, можно решать разные задачи. В том числе и по нашей теме. А теперь решим задачу № 722, используя эту же памятку. Прочитайте ее. – Давайте сначала запишем дано к этой задаче и сделаем рисунок. | – Два прямоугольника имеют равные площади. Длина первого прямоугольника 16 см, а его ширина на 12 см меньше длины. Длина второго прямоугольника 32 см. Найдите ширину второго прямоугольника. |
Учитель оформляет на доске, учащиеся в тетрадях: |
Дано: АBCD – прямоугольник KMNL – прямоугольник AD=16см AB – на 12 меньше AD KL=32см SABCD=SKMNL Найти: KM | |
– Воспользуемся нашей памяткой для решения этой задачи. Что сначала нам надо проанализировать? На какие вопросы ответить? – Так что же нам дано? – Хорошо, зная ширину и длину прямоугольника, что мы сможем найти? – Правильно, а что нам еще известно из дано? – Верно, а теперь давайте посмотрим, что же нам надо найти и что для этого надо знать? – Правильно, а как мы это сделаем? – Хорошо, что останется сделать? – Все верно. Т.е, что мы сейчас сделали? Используя нашу памятку, проанализировали условие задачи и что надо найти и пришли к ее решению. А теперь запишем решение задачи. | – Условие задачи – Что дано и что из этого следует? – Нам дана длина одного прямоугольника и условие, чтобы найти его ширину. – Его площадь по формуле: S=ab – Что площади прямоугольников АBCD и KMNL равны. – Надо найти ширину KM второго прямоугольника, зная длину KL, останется только найти его площадь. – Т.к. площади прямоугольников АBCD и KMNL равны, ее мы уже будем знать. – При помощи площади прямоугольника KMNL и длины KL найти ширину KM . |
Учитель оформляет на доске, учащиеся в тетрадях: Решение: AB = AD – 12 AB = 16 – 12 = 4 (см) SABCD=AD · AB SABCD = 16 ·4=64 (см²) SKMNL =64 (см²) KM =SKMNL: KL KM = 64 : 32 = 2(см) Ответ: ширину KM второго прямоугольника равна 2 см. |
Рефлексивно – оценочный этап |
– Какую цель урока мы с вами ставили? – Достигли мы ее? – Так какую памятку мы с вами составили? – Совершенно верно, помня и используя этот метод можно решать не только задачи с геометрическими фигурами, но и любые задачи. – А теперь запишите домашнее задание: П.18, № 716, 718, 720 | – Вспомнить формулы площадей, научиться решать задачи, записать памятку для их решения и пользоваться ей. – Да – Чтобы решить задачу необходимо сначала: проанализировать условия задачи и ответить на вопросы: что дано? что отсюда следует? Затем надо проанализировать решение задачи и ответить на вопросы: что найти? что для этого надо знать? |