Просмотр содержимого документа
«5 класс. Морфемика, словообразование, орфография.»
Запишите число и тему урока:
Пятнадцатое февраля
Повторение.
Морфемика, словообразование и орфография
(урок 1)
Цели:
- обобщить знания по теме «Морфемика, словообразование и орфография»;
- проверить уровень усвоения материала по теме;
- продолжить работу по развитию речи и орфографии;
- повторить морфемный разбор.
Повторяем!
Морфемика – это наука о языке, которая изучает морфемы как части слова.
Морфема – это наименьшая значимая часть слова.
Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова, а также служит для связи слов в предложении и словосочетании.
Основа слова – это часть слова без окончания. В ней заключено лексическое значение слова.
Форма слова – это варианты одного и того же слова, которые отличаются грамматическими значениями.
Однокоренные слова – слова с одинаковыми корнями.
Все эти определения вы ДОЛЖНЫ БЫЛИ ВЫУЧИТЬ!
Найдите неверно разобранное слово
Без-грамот-н-ая
Ус-меш-к-а
Подо-бр-а-ть
По-втор-ени-е
Подо-кон-ник
Проверьте себя
У-смеш-к-а
Под-окон-ник
Запишите эти слова , разберите их по составу .
Задание1. НАЙДИ ПАРУ
Запишите пары однокоренные слова парами. Выделите корень
Трещать, вяжу, друг, сидеть, ношу, вязать, сижу, треск, дружить, носить.
ПРОВЕРЬТЕ
Трещ ать - треск ,
вяж у - вяз ать,
сид еть - сиж у,
нош у – нос ить,
друг - друж ить
Что мы видим на конце корней в этих словах?
Задание 2. Составьте и запишите из данных морфем слова
Проверьте
Задание 3. РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛОВА НА ДВЕ ГРУППЫ: 1. ФОРМЫ СЛОВА 2. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
ПРОВЕРЬТЕ ГРУППЫ
( изменилось только окончание)
2. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА
( к корню добавились приставки и суффиксы)
- Вода
- Водник
- Водичка
- Водяной
- Подводник
- Подводный
- Водопровод
Выделите приставки и суффиксы
- Вода
- Воды
- У воды
- В воде
- Водой
- В воду
- К воде
Выделите окончания
Задание 4. Выпишите только слова с пропусками. Обозначьте орфограмму (правило внизу)
Это правило вы должны были выучить!
Домашнее задание: 1.Если не все сделали на уроке, то закончите работу с презентацией. 2. Повторите правила на стр. 4-28, стр. 32 Все эти правила вы должны были выучить!