Тема урока: «Н.А.Римский – Корсаков – композитор – сказочник.
Опера «Сказка о царе Салтане»
5 класс
Тема урока: «Н.А.Римский-Корсаков-композитор-сказочник.
Опера «Сказка о царе Салтане»
Цель урока: продолжить знакомство с творчеством композитора Н.Аю Римского-Корсакова;показать, какую роль играет литература в жанрах музыкально-сценического искусства и в частности опере.
Задачи урока.
Иметь представление о жанре оперного искусства;
Ознакомить с оперным искусством, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;
Понимать взаимосвязь литературы и музыкального искусства;
развивать навыки вокально–хорового исполнения.
Воспитательные:
Развивающие:
формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных сцен;
развивать воображение и эстетический вкус;
систематизировать знания об опере
расширение кругозора учащихся через знакомство с новым репертуаром
Тип урока: комбинированный
Методы:
повторение пройденного методом устного опроса;
рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);
анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
хоровое исполнение песни «Добрые сказки»
Оборудование:
Мультимедийный комплекс, кроссворд
МАТЕРИАЛЫ:
Формы работы учащихся: коллективные, групповые (пение, слушание, анализ, рассуждение).
Ход урока: 1. Целеполагание
Учитель:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо- песнь заводит,
Налево- сказку говорит…
- Ребята из какого произведения эти строки? (поэма «Руслан и Людмила»)
-А эти строки?
- Три девицы под окном…
Учащиеся: О царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне- Лебеди. (СЛАЙД - 1)
- А какой это литературный жанр? (сказка)
-Кто автор? (Слайд-1)
Учитель: Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами продолжим разговор о творчестве русского композитора Н.А.Римского-Корсакова. (СЛАЙД – 2)
Почему Римского-Корсакова называют композитором – сказочником?
2. Первичное усвоение знаний
Учитель: На прошлом уроке мы с вами знакомились с музыкальным произведением Николая Андреевича.
-Как называется это произведение (опера «Садко»)
Прежде чем продолжить нашу работу, скажите, что называется оперой?
Учащиеся: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
Учитель: Десятая опера Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» была написана в 1899 году. Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина, перед гением которого композитор преклонялся и на чьи стихи неоднократно писал музыку … А 3 ноября 1900 года в Москве состоялась премьера оперы-сказки
(СЛАЙД – 3)
Итак, в «Сказке о царе Салтане» Римского – Корсакова привлекла необыкновенная «волшебность» сказки, изобилие чудес и , конечно, сам пушкинский стих удивительно напевный.
-Может кто-то помнить некоторые строки этой сказки?
(учащиеся читают отрывки наизусть)
- Вы помните, что в сказке А.С.Пушкина царевич с матерью очутились на пустынном острове. Там Гвидон спас Лебедя от когтей злобного Коршуна, который на самом деле был мстительным колдуном И чудо – Лебедь заговорила человечьим языком.
(Перед началом прослушивания вспоминаем правила слушания музыки) (СЛАЙД – 4)
(Прослушивание фрагмента арии Царевны – Лебедь в исполнении Анны Нетребко )
(СЛАЙД – 4)
- Что называется арией?
Учащиеся: Ария – музыкальный номер в опере, который наиболее полно и разносторонне раскрывает мысли, характер и поступки главных действующих лиц оперы.
Учитель: Лебедь не простая птица, а добрая волшебница. Она подарила своему избавителю Гвидону чудесный город, «с златоглавыми церквами, с теремами и садами».
Но Гвидон тоскует по отцу. Глядя в след кораблю, что «весело бежит в царство славного Салтана», он признаётся Лебедю:
«Грусть – тоска меня съедает,
Одолела молодца,
Видеть я б хотел отца…»
- Как поступает царевна Лебедь?
Учащиеся: Превращает Гвидона в шмеля и он летит вслед за кораблём к царю Салтану.
Учитель: Как композитор изобразил этот эпизод? Он написал музыкальный эпизод «Полёт шмеля». Музыка замечательно передаёт жужжание и лёгкий, как ветерок полёт шмеля.
(Прослушивание фрагмента «Полёт шмеля») (СЛАЙД-5)
- чтобы царю салтану захотелось ехать к гвидону, юноша мечтает завести у себя на острове невиданные чудеса. вот о них мы и поговорим подробнее на нашем уроке. для начала оперы и всех действий римский – корсаков придумал фанфары.
(на доске появляется запись «фанфары»)
фанфары – это сигнал торжественного характера.
трубы изображают звучание фанфары.
трубы поют, приказывают: «слушайте! слушайте!» (СЛАЙД-6)
последней картине оперы предшествует симфонический антракт, который композитор назвал «три чуда»
(на доске появляется запись «антракт»)
антракт – небольшое оркестровое вступление перед началом какого – либо действия. В этом антракте трижды звучат фанфары, извещающие о каждом чуде.
вот появилась праздничная, вся в сверканье колокольного перезвона тема сказочного города леденца с его «златоглавыми церквами, с теремами и садами» (СЛАЙД-7)
- первое чудо. вы знаете какое?
учащиеся: белочка.
учитель:
есть там белка, что при всех
золотой грызёт орех,
изумрудец вынимает,
а скорлупку собирает,
кучки ровные кладёт
и с присвисточкой поёт
при честном, при всём народе
«во саду ли в огороде…» (слайд – 8)
- какую русскую народную песню использовал н.а.римский – корсаков в этом фрагменте»
( прослушивание первого чуда – «белочка»)
учитель: изменяется ли сама песня и как?
учащиеся: изменяется. она звучит по-разному.
учитель: и так, вы заметили, что песенка звучит с изменениями. такое постоянное повторение одной и той же мелодии, но с различными изменениями называется вариациями.
(на доске появляется запись «вариации»)
- какой инструмент «присвистывает» белочке?
учащиеся: флейта – пикколо.
(запись на доске)
учитель: в своём творчестве русские композиторы часто использовали русские народные песни.
учитель: и опять звучат фанфары и появляется второе чудо.
море вздуется бурливо,
закипит, подымет вой,
хлынет на берег крутой,
разольётся в шумном беге
и останутся на бреге
в чешуе, как жар горя,
тридцать три богатыря.
(прослушивание второго чуда, (слайд – 9)
- что вы услышали в этой музыке?
учащиеся: слышится шум моря, под марш богатыри выходят из моря.
учитель: почему именно марш использует композитор?
учащиеся: богатыри должны охранять город леденец, а марш передаёт силу и мощь 33 богатырей.
физминутка. (дети маршеруют)
учитель: в третий раз звучат фанфары.
третье чудо – прекрасная царевна лебедь.
там царевна есть,
что не можно глаз отвесть;
днём свет божий затмевает,
ночью землю освещает,
месяц под косой блестит,
а во лбу звезда горит.
а сама-то величава,
выступает будто пава,
сладку речь-то говорит,
будто реченька журчит
.- закройте глаза и прослушайте…
(прослушивание третьего чуда – «лебедь»)(СЛАЙД-10
- что вы увидели, слушая эту музыку?
учащиеся: музыка рисует превращение птицы-лебедь в красавицу царевну.
учитель: красивая, нежная мелодия царевны – лебедь усиливает радостное и весёлое впечатление от оперы.
-ребята обратите внимание на изображение Царевны-лебедь, знакомо ли оно вам?
Учащиеся: Это картина художника М.А. Врубеля
(слайд – 11)
-как всегда в сказке добро побеждает зло. Давайте об этом сейчас и расскажем в исполнении песни «Добрые сказки»
сегодня мы были свидетелями неразрывного единства музыки и поэзии и путешествовали в «Сказке о царе салтане»
итог урока мы подведём необычным способом, разгадаем кроссворд. (Приложение 1)
Учитель: Сегодня на уроке вы продолжили знакомство с новым жанром, постарались прочувствовать музыкальный образы произведения «Сказка о царе Салтане» Н.А .Римского-Корсакова. А теперь постарайтесь проанализировать свою работу на уроке, выделив соответствующую строчку .
На уроке я
выполнил(а) все задания
не выполнил(а) все задания
проявлял(а) активность
не проявлял(а) активность
Материал урока мне был
понятен
не понятен
Моя оценка себе
Моё пожелание одноклассникам:
Моё пожелание учителю:
под музыку римского – корсакова выходят из класса
Приложение1.
1. Главный персонаж оперы, сын царя Салтана и царицы Милитрисы?
3. (Звучит в аудиозаписи тема богатырей из сюиты «Три чуда».) Кто изображен в этом музыкальном фрагменте?
4. (Звучит в аудиозаписи тема царевны – Лебедь из сюиты «Три чуда».) Кто изображен в этом музыкальном фрагменте?
5. (Звучит в аудиозаписи фрагмент «Полет шмеля»). Кто изображен в этом музыкальном фрагменте?
8. Кто из персонажей оперы произносит эти слова:
«Здравствуй, красная девица, –
Говорит он, – будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября»?
10. Кто из персонажей оперы произносит эти слова?
«Кабы я была царица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
По горизонтали.
2. Художник, написавший картину «Царевна-Лебедь»?
6. Поэт, чей литературный текст лежит в основе оперы?
7. (Звучит в аудиозаписи тема белки из сюиты «Три чуда»). Кто изображен в этом музыкальном фрагменте?
9. Кто из персонажей оперы произносит эти слова?
«Кабы я была царица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».