СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс «На перекрёстке искусств- Н.А.Римский – Корсаков – композитор – сказочник.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе "На перекрёстке искусств" В основе творческая деятельность копозитора( Н.А. Римский-Корсаков), поэта (А.С.Пушкин), художника (М.А.Врубель)

Просмотр содержимого документа
«5 класс «На перекрёстке искусств- Н.А.Римский – Корсаков – композитор – сказочник.»

Тема урока: «Н.А.Римский – Корсаков – композитор – сказочник.


Опера «Сказка о царе Салтане»

5 класс


Тема урока: «Н.А.Римский-Корсаков-композитор-сказочник.


Опера «Сказка о царе Салтане»

Цель урока: продолжить знакомство с творчеством композитора Н.Аю Римского-Корсакова;показать, какую роль играет литература в жанрах музыкально-сценического искусства и в частности  опере.

Задачи урока.

  • Иметь представление о жанре  оперного  искусства;

  • Ознакомить  с оперным искусством, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;

  • Понимать взаимосвязь литературы и музыкального искусства;

  • развивать навыки  вокально–хорового  исполнения.

Воспитательные:

  • формировать положительное отношение к истории искусства

  • развивать коммуникативные взаимодействия;

Развивающие:

  • формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных сцен;

  • развивать воображение и эстетический вкус;

  • систематизировать знания об опере

  • расширение кругозора учащихся через  знакомство с новым репертуаром


 Тип урока: комбинированный


Методы:

  • повторение пройденного методом устного опроса;

  • рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);

  • анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

  • хоровое исполнение песни «Добрые сказки»

Оборудование:

Мультимедийный  комплекс, кроссворд

МАТЕРИАЛЫ:

  • Слайдовая презентация;

  • Видеофрагмент  из мультфильма Сказка о царе Салтане

  • музыкальные фонограммы.

Формы работы учащихся: коллективные, групповые (пение, слушание, анализ, рассуждение).


Ход урока: 1. Целеполагание


Учитель:


У лукоморья дуб зелёный;


Златая цепь на дубе том;


И днём, и ночью кот учёный


Всё ходит по цепи кругом;


Идёт направо- песнь заводит,


Налево- сказку говорит…

- Ребята из какого произведения эти строки? (поэма «Руслан и Людмила»)

-А эти строки?

- Три девицы под окном…

Учащиеся: О царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне- Лебеди. (СЛАЙД - 1)


- А какой это литературный жанр? (сказка)

-Кто автор? (Слайд-1)


Учитель: Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами продолжим разговор о творчестве русского композитора Н.А.Римского-Корсакова. (СЛАЙД – 2)


Почему Римского-Корсакова называют композитором – сказочником?

2. Первичное усвоение знаний

Учитель: На прошлом уроке мы с вами знакомились с музыкальным произведением Николая Андреевича.

-Как называется это произведение (опера «Садко»)

Прежде чем продолжить нашу работу, скажите, что называется оперой?

Учащиеся: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.

Учитель: Десятая опера Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» была написана в 1899 году. Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина, перед гением которого композитор преклонялся и на чьи стихи неоднократно писал музыку … А 3 ноября 1900 года в Москве состоялась премьера оперы-сказки


(СЛАЙД – 3)


Итак, в «Сказке о царе Салтане» Римского – Корсакова привлекла необыкновенная «волшебность» сказки, изобилие чудес и , конечно, сам пушкинский стих удивительно напевный.

-Может кто-то помнить некоторые строки этой сказки?

(учащиеся читают отрывки наизусть)


- Вы помните, что в сказке А.С.Пушкина царевич с матерью очутились на пустынном острове. Там Гвидон спас Лебедя от когтей злобного Коршуна, который на самом деле был мстительным колдуном И чудо – Лебедь заговорила человечьим языком.

(Перед началом прослушивания вспоминаем правила слушания музыки) (СЛАЙД – 4)

(Прослушивание фрагмента арии Царевны – Лебедь в исполнении Анны Нетребко )


(СЛАЙД – 4)

- Что называется арией?

Учащиеся: Ария – музыкальный номер в опере, который наиболее полно и разносторонне раскрывает мысли, характер и поступки главных действующих лиц оперы.

Учитель: Лебедь не простая птица, а добрая волшебница. Она подарила своему избавителю Гвидону чудесный город, «с златоглавыми церквами, с теремами и садами».


Но Гвидон тоскует по отцу. Глядя в след кораблю, что «весело бежит в царство славного Салтана», он признаётся Лебедю:

«Грусть – тоска меня съедает,

Одолела молодца,

Видеть я б хотел отца…»

- Как поступает царевна Лебедь?

Учащиеся: Превращает Гвидона в шмеля и он летит вслед за кораблём к царю Салтану.

Учитель: Как композитор изобразил этот эпизод? Он написал музыкальный эпизод «Полёт шмеля». Музыка замечательно передаёт жужжание и лёгкий, как ветерок полёт шмеля.


(Прослушивание фрагмента «Полёт шмеля») (СЛАЙД-5)


- чтобы царю салтану захотелось ехать к гвидону, юноша мечтает завести у себя на острове невиданные чудеса. вот о них мы и поговорим подробнее на нашем уроке. для начала оперы и всех действий римский – корсаков придумал фанфары.


(на доске появляется запись «фанфары»)

фанфары – это сигнал торжественного характера.


трубы изображают звучание фанфары.

трубы поют, приказывают: «слушайте! слушайте!» (СЛАЙД-6)

последней картине оперы предшествует симфонический антракт, который композитор назвал «три чуда»


(на доске появляется запись «антракт»)

антракт – небольшое оркестровое вступление перед началом какого – либо действия. В этом антракте трижды звучат фанфары, извещающие о каждом чуде.


вот появилась праздничная, вся в сверканье колокольного перезвона тема сказочного города леденца с его «златоглавыми церквами, с теремами и садами» (СЛАЙД-7)


- первое чудо. вы знаете какое?

учащиеся: белочка.

учитель:

есть там белка, что при всех

золотой грызёт орех,

изумрудец вынимает,

а скорлупку собирает,

кучки ровные кладёт

и с присвисточкой поёт

при честном, при всём народе

«во саду ли в огороде…» (слайд – 8)


- какую русскую народную песню использовал н.а.римский – корсаков в этом фрагменте»


( прослушивание первого чуда – «белочка»)

учитель: изменяется ли сама песня и как?

учащиеся: изменяется. она звучит по-разному.

учитель: и так, вы заметили, что песенка звучит с изменениями. такое постоянное повторение одной и той же мелодии, но с различными изменениями называется вариациями.


(на доске появляется запись «вариации»)

- какой инструмент «присвистывает» белочке?

учащиеся: флейта – пикколо.


(запись на доске)

учитель: в своём творчестве русские композиторы часто использовали русские народные песни.

учитель: и опять звучат фанфары и появляется второе чудо.


море вздуется бурливо,

закипит, подымет вой,

хлынет на берег крутой,

разольётся в шумном беге

и останутся на бреге

в чешуе, как жар горя,

тридцать три богатыря.


(прослушивание второго чуда, (слайд – 9)

- что вы услышали в этой музыке?


учащиеся: слышится шум моря, под марш богатыри выходят из моря.

учитель: почему именно марш использует композитор?

учащиеся: богатыри должны охранять город леденец, а марш передаёт силу и мощь 33 богатырей.

физминутка. (дети маршеруют)

учитель: в третий раз звучат фанфары.


третье чудо – прекрасная царевна лебедь.


там царевна есть,

что не можно глаз отвесть;

днём свет божий затмевает,

ночью землю освещает,

месяц под косой блестит,

а во лбу звезда горит.

а сама-то величава,

выступает будто пава,

сладку речь-то говорит,

будто реченька журчит


.- закройте глаза и прослушайте…


(прослушивание третьего чуда – «лебедь»)(СЛАЙД-10

- что вы увидели, слушая эту музыку?

учащиеся: музыка рисует превращение птицы-лебедь в красавицу царевну.

учитель: красивая, нежная мелодия царевны – лебедь усиливает радостное и весёлое впечатление от оперы.

-ребята обратите внимание на изображение Царевны-лебедь, знакомо ли оно вам?

Учащиеся: Это картина художника М.А. Врубеля

(слайд – 11)


-как всегда в сказке добро побеждает зло. Давайте об этом сейчас и расскажем в исполнении песни «Добрые сказки»


сегодня мы были свидетелями неразрывного единства музыки и поэзии и путешествовали в «Сказке о царе салтане»

итог урока мы подведём необычным способом, разгадаем кроссворд. (Приложение 1)

Учитель: Сегодня на уроке вы продолжили знакомство с новым жанром, постарались прочувствовать музыкальный образы произведения «Сказка о царе Салтане» Н.А .Римского-Корсакова. А теперь постарайтесь проанализировать свою работу на уроке, выделив соответствующую строчку .

На уроке я

выполнил(а) все задания

не выполнил(а) все задания

проявлял(а) активность

не проявлял(а) активность

Материал урока мне был

понятен

не понятен

Моя оценка себе

Моё пожелание одноклассникам:

Моё пожелание учителю:



под музыку римского – корсакова выходят из класса



Приложение1.

1. Главный персонаж оперы, сын царя Салтана и царицы Милитрисы?

3. (Звучит в аудиозаписи тема богатырей из сюиты «Три чуда».) Кто изображен в этом музыкальном фрагменте?

4. (Звучит в аудиозаписи тема царевны – Лебедь из сюиты «Три чуда».) Кто изображен в этом музыкальном фрагменте?

5. (Звучит в аудиозаписи фрагмент «Полет шмеля»). Кто изображен в этом музыкальном фрагменте?

8. Кто из персонажей оперы произносит эти слова:
«Здравствуй, красная девица, –
Говорит он, – будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября»?

10. Кто из персонажей оперы произносит эти слова?
«Кабы я была царица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».

По горизонтали.

2. Художник, написавший картину «Царевна-Лебедь»?

6. Поэт, чей литературный текст лежит в основе оперы?

7. (Звучит в аудиозаписи тема белки из сюиты «Три чуда»). Кто изображен в этом музыкальном фрагменте?

9. Кто из персонажей оперы произносит эти слова?
«Кабы я была царица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!