СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Урок №21 А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне". Сопоставительная характеристика произведений.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели обчучения на данном уроке:

ПО 2 - Понимание художественного произведения

ОС 3 -Сопоставление произведений литературы

Просмотр содержимого документа
«1_5 кл. 1 урок А.Пушкин СКазка о мертвой царевне и семи богатырях»

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 5

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Урок №21

5.2. Литературная поэтическая сказка

2.6.А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Сопоставительная характеристика произведений.

ЦО

ПО 2 - Понимание художественного произведения

ОС 3 -Сопоставление произведений литературы

ЦУ

Учащийся достиг цели обучения, если

  • иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему

  • сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя

КУ

Учащийся достиг цели обучения, если

ПО2:

  • имеет общее представление о художественном произведении

  • осмысливает тему произведения

ОС3:

  • сопоставляет произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя

ЯЦ


Учащиеся смогут:

  1. развить речевые навыки, используя определённые лексемы: фольклор, сказки, легенды;

  2. использовать в диалоге следующие конструкции: я хочу рассказать сказку …, эта сказка научит … и т.д.;

  3. давать развёрнутые ответы на вопросы одноклассников по данной теме.

Учащиеся смогут понимать и использовать:

Конкретно-предметную лексику и терминологию: фольклор, сказки, легенды;

Слова и структуры связаны с темой изучаемого раздела, включая нравственный аспект. Набор фраз для диалога и письма:

  • я хочу рассказать вам одну сказку…,

  • эту сказку мне рассказали … и т.д.

ПЦ


Этот раздел основан на изучении литературных сказок и стихотворений. Учащиеся будут анализировать идейно-тематическое и художественное своеобразие произведений В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и К.Д. Бальмонта. Обращение к текстам литературных сказок позволит учащимся сопоставить на уровне сюжета, композиции и системы образов фольклорные и литературные сказки, охарактеризовать героев, выразить свое отношение к образам-персонажам. Предусмотрены возможности для установления межпредметных связей, включая анимацию, изобразительное искусство. В ходе работы будет охвачена большая часть языковых целей, предоставлена возможность для выполнения целого ряда различных заданий аналитического и творческого характера. Предусмотрены различные способы формативного оценивания.

МС

В разделе прослеживаются межпредметные связи с дисциплинами: «Русская литература», с разделами «Фольклор», «Искусство».

ИКТ

Интерактивная доска

ПЗ


Этот раздел построен на знаниях и навыках, полученных в начальной школе и на уроках русской литературы в 1-ой четверти. Учебная деятельность ориентирована на развитие навыков выразительного чтения, пересказа, анализа текстов на уровне определения темы/тематики, основной мысли через чтение и анализ фольклорных и литературных прозаических и поэтических текстов, соответствующих возрасту учащихся 10 -11 лет.

Ход урока:

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас. Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением? Подарим друг другу несколько приятных мгновений? Повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь. Повернитесь ко мне - улыбнёмся друг другу.

- Молодцы! Я уверена, что ваши улыбки помогут нам сегодня в работе.

  1. Мотивация учебной деятельности.

был первым русским писателем,

который обратил внимание на народное

творчество и ввел его в литературу… Он

украсил народную песню и сказку

блеском своего таланта...

М.Горький

- Обратите внимание на доску (зачитываю эпиграф, создаю проблемную ситуацию). Назовите, пожалуйста, имя человека, о котором так говорил М. Горький (на слайде вместо вопросительного знака появляется портрет А. С. Пушкина)

Учитель зачитывает отрывок из стихотворения П.Г. Антокольского «Имя»:

Это имя – знакомое с детства –

Вместе с грамотой впаяно в речь.

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново знать и беречь.


- Сказки А. С. Пушкина входят в жизнь людей в раннем детстве и сопровождают их до глубокой старости. Откуда у него такая любовь к сказкам, к народным обычаям, к литературе?

Уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском доме Пушкиных бывали известные литераторы разных поколений (Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков и другие известные поэты и писатели). Восторженным поэтом-любителем был пушкинский дядя-Василий Львович. Но настоящим кладезем русской народности была няня поэта - Арина Родионовна Яковлева. В год рождения Александра его отец дал Арине вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом-хранителем своего любимца.

Впервые сам Пушкин услышал народные сказки ещё в детстве, а потом во время северной ссылке в Михайловском, он не просто слушает долгими вечерами сказки няни Арины Родионовны, но даже делает конспекты - краткие записи этих сказок. Зачем? (В основе сказок (авторских, литературных) поэта – сказки народные).


  1. Актуализация знаний.

Г.

- Сейчас мы проведем литературную викторину, вы проверите себя, насколько хорошо вы знакомы со сказками А. С. Пушкина. Работу будем проводить в группах. Каждая группа получает иллюстрацию из сказки А. С. Пушкина. Внимательно рассмотрите её, определите название сказки, запишите его. Но это ещё не всё. В конвертиках лежат имена персонажей сказок, вам надо выбрать и наклеить рядом с иллюстрацией только те, которые относятся к вашей сказке.

ФО: «Жесты рукой»


  1. Целеполагание.












Эпиграф на слайде, портрет Пушкина



























Иллюстрации сказок, конверты с именами персонажей


Середина урока.















  1. Сопоставительный анализ сказок. Заполнение таблиц.

Задание:

  1. провести сопоставительный анализ двух произведений А. Пушкина и братьев Гримм

  2. провести викторину в формате «Брейн-ринга»/ «Своей игры»/ «Аукциона»


Алгоритм действия:

1.К.

Перед первым занятием по сказке А.С. Пушкина учащиеся должны прочитать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» и сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Учащиеся в парах будут проводить сопоставительный анализ сказок.

Задание.

  • Какие общие черты можно найти в сказках А.С. Пушкина и братьев Гримм?

  • Чем эти сказки отличаются. Выводы представьте в форме таблицы.

Дифференциация:

  • Сильные учащиеся будут выполнять сопоставительный анализ самостоятельно.


Черты общности в сказках А.С. Пушкина и братьев Гримм

Герои

События






  • Менее сильным учащимся учитель может дать вариант задания, в котором уже заполнена левая графа таблицы, и предложить самостоятельно дополнить таблицу.


Чем различаются сказки А.С. Пушкина и братьев Гримм?

«Белоснежка и

семь гномов»

«Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»

1. 7 гномов.

?

2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу.

?

3. Принц случайно находит Белоснежку.

?

4. Жестокий финал: мачеху убивают.

?

5. Сказка написана в прозе.

?


Справка для учителя:

Учитель может сообщить учащимся информацию о том, что сказки братьев Гримм были опубликованы в 10-20-х годах XIX века, т.е. раньше, чем была написана сказка Пушкина (1833 г.).

Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом народной сказки о злой мачехе и падчерице, рассказать об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны о том, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке, познакомившей поэта с народными сказками, о которых он написал: “Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”


Черты общности в сказках А.С. Пушкина и братьев Гримм

Герои

События

Родная мать

Смерть родной матери и появление мачехи

Мачеха

Мачеха прогоняет падчерицу из дому

Жених

Падчерица находит приют в лесу, обретает семерых друзей

Семь друзей

Мачеха хочет убить падчерицу


Героиню спасает/возрождает к жизни жених


2.К.

Чтобы проверить знание текста, учитель может провести викторину в формате «Брейн-ринга»/ «Своей игры»/ «Аукциона» и пр.


Чем различаются сказки А.С. Пушкина и братьев Гримм?

«Белоснежка и

семь гномов»

«Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»

1. 7 гномов

1.  Семь богатырей

2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу

2.Черница приходит один раз с яблочком

3. Принц случайно находит Белоснежку

3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру

4. Жестокий финал: мачеху убивают

4. Мачеха умирает от тоски и зависти

5. Сказка написана в прозе

5. Написана в стихах, красивым литературным языком


ФО: «В яблочко»

После завершения работы учащиеся могут провести самоанализ, сопоставив свою версию с образцом (его можно дать в распечатанном виде или вывести на экран).

Учитель раздает каждой паре (ученику, выполняющему работу индивидуально) листы с импровизированной мишенью, на которых пары (или ученик) ставят точки: чем ближе к центру, тем лучше им (ему) удалось справиться с заданием.

Http://www.solnet.ee/skazki/298.html

Текст «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина


Http://lukoshko.net/grimm/grimm8.shtml

Текст сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»



Таблицы для индивидуально и парной работы.













































Импровизированные мишени




Конец урока

  1. Рефлексия «Яблоня»

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки трех цветов – красные, желтые и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню:

  • зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение;

  • желтые – я выполнил задание, но испытывал затруднения, в целом у меня хорошее настроение;

  • красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

Домашнее задание:

  1. Написать 5-минутное эссе «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”

  2. Сравните главных героев: царицу и царевну (таблица).


Рисунок яблони и цветные стикеры в виде яблок

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Сильные учащиеся будут выполнять сопоставительный анализ самостоятельно. Менее сильным учащимся учитель может дать вариант задания, в котором уже заполнена левая графа таблицы по сказке братьев Гримм, и предложить самостоятельно дополнить таблицу по сказке Пушкина.

ФО: «Жесты рукой»

ФО: «В яблочко»

Рефлексия «Яблоня»


Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.


Рефлексия по уроку

  • Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

  • Все ли учащиеся достигли ЦО?

  • Если нет, то почему?

  • Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

  • Выдержаны ли были временные этапы урока?

  • Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.


Общая оценка:



Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:


Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:


Что я выявил-(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?







Просмотр содержимого документа
«3_5_кл_1_урок_ресурс_1_Критерии_успеха»

ЦО

ПО 2 - Понимание художественного произведения

ОС 3 -Сопоставление произведений литературы

ЦУ

Учащийся достиг цели обучения, если

  • иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему

  • сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя

КУ

Учащийся достиг цели обучения, если

ПО2:

  • имеет общее представление о художественном произведении

  • осмысливает тему произведения

ОС3:

  • сопоставляет произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя


ЦО

ПО 2 - Понимание художественного произведения

ОС 3 -Сопоставление произведений литературы

ЦУ

Учащийся достиг цели обучения, если

  • иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему

  • сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя

КУ

Учащийся достиг цели обучения, если

ПО2:

  • имеет общее представление о художественном произведении

  • осмысливает тему произведения

ОС3:

  • сопоставляет произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя


ЦО

ПО 2 - Понимание художественного произведения

ОС 3 -Сопоставление произведений литературы

ЦУ

Учащийся достиг цели обучения, если

  • иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему

  • сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя

КУ

Учащийся достиг цели обучения, если

ПО2:

  • имеет общее представление о художественном произведении

  • осмысливает тему произведения

ОС3:

  • сопоставляет произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя


ЦО

ПО 2 - Понимание художественного произведения

ОС 3 -Сопоставление произведений литературы

ЦУ

Учащийся достиг цели обучения, если

  • иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему

  • сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя

КУ

Учащийся достиг цели обучения, если

ПО2:

  • имеет общее представление о художественном произведении

  • осмысливает тему произведения

ОС3:

  • сопоставляет произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя


Просмотр содержимого документа
«4_5_кл_1_урок_Ресурс_2_таблица_1»

Черты общности в сказках А.С. Пушкина и братьев Гримм

Герои

События













Черты общности в сказках А.С. Пушкина и братьев Гримм

Герои

События













Черты общности в сказках А.С. Пушкина и братьев Гримм

Герои

События













Черты общности в сказках А.С. Пушкина и братьев Гримм

Герои

События












Просмотр содержимого документа
«5_5_кл_1_урок_ресурс_3_таблица_2»

Чем различаются сказки А.С. Пушкина и братьев Гримм?

«Белоснежка и семь гномов»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1. 7 гномов.


?

2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу.


?

3. Принц случайно находит Белоснежку.


?

4. Жестокий финал: мачеху убивают.


?

5. Сказка написана в прозе.

?




Чем различаются сказки А.С. Пушкина и братьев Гримм?

«Белоснежка и семь гномов»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1. 7 гномов.


?

2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу.


?

3. Принц случайно находит Белоснежку.


?

4. Жестокий финал: мачеху убивают.


?

5. Сказка написана в прозе.

?




Чем различаются сказки А.С. Пушкина и братьев Гримм?

«Белоснежка и семь гномов»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1. 7 гномов.


?

2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу.


?

3. Принц случайно находит Белоснежку.


?

4. Жестокий финал: мачеху убивают.


?

5. Сказка написана в прозе.

?




Чем различаются сказки А.С. Пушкина и братьев Гримм?

«Белоснежка и семь гномов»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1. 7 гномов.


?

2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу.


?

3. Принц случайно находит Белоснежку.


?

4. Жестокий финал: мачеху убивают.


?

5. Сказка написана в прозе.

?



Просмотр содержимого документа
«6_5_кл_1_урок_ресурс_4_таблица_3»

Чем различаются сказки А.С. Пушкина и братьев Гримм?

«Белоснежка и семь гномов»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1. 7 гномов

1.  Семь богатырей

2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу

2. Черница приходит один раз с яблочком

3. Принц случайно находит Белоснежку

3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну,

обращаясь к солнцу, месяцу, ветру

4. Жестокий финал: мачеху убивают

4. Мачеха умирает от тоски и зависти

5. Сказка написана в прозе

5. Написана в стихах, красивым литературным языком




Просмотр содержимого документа
«7_5_кл_1_урок_ресурс_Грин_7_гномов»

Белоснежка и семь гномов


Зимним деньком, в то время как снег валил хлопьями, сидела одна королева и шила под окошечком, у которого рама была черного дерева. Шила она и на снег посматривала, и уколола себе иглой палец до крови. И подумала королева про себя: "Ах, если бы у меня родился ребеночек белый, как снег, румяный, как кровь, и чернявый, как черное дерево!"

И вскоре желание ее точно исполнилось: родилась у ней доченька - белая, как снег, румяная, как кровь, и черноволосая; и была за свою белизну названа Белоснежкой.

И чуть только родилась доченька, королева-мать и умерла. Год спустя король женился на другой. Эта вторая жена его была красавица, но и горда, и высокомерна, и никак не могла потерпеть, чтобы кто-нибудь мог с нею сравняться в красоте.

Притом у нее было такое волшебное зеркальце, перед которым она любила становиться, любовалась собой и говаривала:

Зеркальце, зеркальце, молви скорей,

Кто здесь всех краше, кто всех милей?

Тогда и отвечало ей зеркальце:

Ты, королева, всех здесь милей.

И она отходила от зеркальца довольная-предовольная и знала, что зеркальце ей неправды не скажет.

Белоснежка же между тем подрастала и хорошела, и уже по восьмому году она была прекрасна, как ясный день. И когда королева однажды спросила у зеркальца:

Зеркальце, зеркальце, молви скорей,

Кто здесь всех краше, кто всех милей?

Зеркальце отвечало ей:

Ты, королева, красива собой;

А все же Белоснежка выше красой.

Ужаснулась королева, пожелтела, позеленела от зависти. С того часа, как, бывало, увидит Белоснежку, так у ней сердце от злобы на части разорваться готово. И зависть с гордостью, словно сорные травы, так и стали возрастать в ее сердце, и разрастаться все шире и шире, так что наконец ни днем, ни ночью не стало ей покоя.

И вот позвала она однажды своего псаря и сказала: "Выведи эту девчонку в лес, чтобы она мне более на глаза не попадалась. Убей ее и в доказательство того, что мое приказание исполнено, принеси мне ее легкое и печень".

Псарь повиновался, вывел девочку из дворца в лес, и как вынул свой охотничий нож, чтобы пронзить невинное сердце Белоснежки, та стала плакать и просить: "Добрый человек, не убивай меня; я убегу в дремучий лес и никогда уже не вернусь домой".

Пожалел псарь хорошенькую девочку и сказал: "Ну и ступай. Бог с тобой, бедная девочка!" А сам подумал: "Скорехонько растерзают тебя в лесу дикие звери", - и все же у него словно камень с сердца свалился, когда он пощадил ребенка.

Как раз в это время молодой оленчик выскочил из кустов; псарь приколол его, вынул из него легкое с печенью и принес их королеве в доказательство того, что ее приказание исполнено.

Повару приказано было их присолить и сварить, и злая баба съела их, воображая, что ест легкое и печень Белоснежки.

И вот очутилась бедняжка в дремучем лесу однаодинешенька, и стало ей так страшно, что она каждый листочек на деревьях осматривала, и не знала, что ей делать и как ей быть.

И пустилась бежать, и бежала по острым камням и по колючим кустарникам, и дикие звери сновали мимо нее взад и вперед, но ей не причиняли никакого вреда.

Бежала она, пока несли ее резвые ноженьки, почти до вечера; когда же утомилась, то увидела маленькую хижинку и вошла в нее.

В этой хижинке все было маленькое, но такое чистенькое и красивенькое, что и сказать нельзя. Посреди хижины стоял столик с семью маленькими тарелочками, и на каждой тарелочке по ложечке, а затем семь ножичков и вилочек, и при каждом приборе по чарочке. Около стола стояли рядком семь кроваток, прикрытых белоснежным постельным бельем.

Белоснежка, которой очень и есть, и пить хотелось, отведала с каждой тарелочки овощей и хлеба и из каждой чарочки выпила по капельке вина, потому что она не хотела все отнять у одного. Затем, утомленная ходьбой, она пыталась прилечь на одну из кроваток; но ни одна не пришлась ей в меру; одна была слишком длинна, другая - слишком коротка, и только седьмая пришлась ей как раз впору. В ней она и улеглась, перекрестилась и заснула.

Когда совсем стемнело, пришли в хижину ее хозяева - семеро гномов, которые в горах рылись, добывая руду. Засветили они свои семь свечей, и когда в хижинке стало светло, они увидели, что кто-то у них побывал, потому что не все было в том порядке, в каком они все в своем жилье оставили.

Первый сказал: "Кто сидел на моем стульце?" Второй: "Кто поел да моей тарелочки?" Третий: "Кто от моего хлебца отломил кусочек?" Четвертый: "Кто моего кушанья отведал?" Пятый: "Кто моей вилочкой поел?" Шестой: "Кто моим ножичком порезал?" Седьмой: "Кто из моей чарочки отпил?"

Тут первый обернулся и увидел, что на его постели была маленькая складочка; он тотчас сказал: "Кто к моей постели прикасался?" Сбежались к кроваткам и все остальные и закричали: "И в моей, и в моей тоже кто-то полежал!"

А седьмой, заглянув в свою постель, увидел лежавшую в ней спящую Белоснежку. Позвал он и остальных, и те сбежались и стали восклицать от изумления, и принесли к кроватке свои семь свечей, чтобы осветить Белоснежку. "Ах, Боже мой! - воскликнули они. - Как эта малютка красива!" - и так все были обрадованы ее приходом, что не решились и разбудить ее, и оставили ее в покое на той постельке.

А седьмой гномик решился провести ночь так: в кроватке каждого из своих товарищей он должен был проспать по одному часу.

С наступлением утра проснулась Белоснежка и, увидев семерых гномиков, перепугалась. Они же отнеслись к ней очень ласково и спросили ее: "Как тебя звать?" - "Меня зовут Белоснежкой", - отвечала она. "Как ты попала в наш дом?" - спросили ее гномики.

Тогда она им рассказала, что мачеха приказала было ее убить, а псарь ее пощадил - и вот она бежала целый день, пока не наткнулась на их хижинку.

Гномики сказали ей: "Не хочешь ли ты присматривать за нашим домашним обиходом - стряпать, стирать на нас, постели постилать, шить и вязать? И если ты все это будешь умело и опрятно делать, то можешь у нас остаться надолго и ни в чем не будешь терпеть недостатка". - "Извольте, - отвечала Белоснежка, - с большим удовольствием", - и осталась у них.

Дом гномов она содержала в большом порядке; поутру они обыкновенно уходили в горы на поиски меди и золота, вечером возвращались в свою хижинку, и тогда для них всегда была готова еда.

Весь день Белоснежка оставалась одна-одинешенька в доме, а потому добрые гномики предостерегали ее и говорили: "Берегись своей мачехи! Она скоро прознает, где ты находишься, так не впускай же никого в дом, кроме нас".

А королева-мачеха после того, как она съела легкое и печень Белоснежки, предположила, что она и есть теперь первая красавица во всей стране, и сказала:

Зеркальце, зеркальце, молви скорей,

Кто здесь всех краше, кто всех милей?

Тогда зеркальце ей отвечало:

Ты, королева, красива собой,

Но все же Белоснежка, что за горой

В доме у гномиков горных живет,

Много тебя красотой превзойдет.

Королева испугалась; она знала, что зеркальце никогда не лгало, и поняла, что псарь ее обманул и что Белоснежка жива.

И стала она думать о том, как бы ей извести падчерицу, потому что зависть не давала ей покою и ей непременно хотелось быть первой красавицей во всей стране.

Когда же она наконец нечто придумала, она подкрасила себе лицо, переоделась старой торговкой и стала совершенно неузнаваемой.

В этом виде направилась она в путь-дорогу за семь гор к хижине семи гномов, постучалась в их дверь и крикнула: "Товары разные, дешевые, продажные!"

Белоснежка глянула из окошечка и крикнула торговке:

"Здравствуй, тетушка, что продаешь?" - "Хороший товар, первейшего сорта, - отвечала торговка, - шнурки, тесемки разноцветные", - и вытащила на показ один шнурок, сплетенный из пестрого шелка. "Ну, эту-то торговку я, конечно, могу впустить сюда", - подумала Белоснежка, отомкнула дверь и купила себе красивый шнурок. "Э-э, дитятко, - сказала Белоснежке старуха, - на кого ты похожа! Пойди-ка сюда, дай себя зашнуровать как следует!"

Белоснежка и не предположила ничего дурного, обернулась к старухе спиною и дала ей зашнуровать себя новым шнурком: та зашнуровала быстро да так крепко, что у Белоснежки разом захватило дыхание и она замертво пала наземь. "Ну, теперь уж не бывать тебе больше первой красавицей!" - сказала злая мачеха и удалилась поспешно.

Вскоре после того в вечернюю пору семеро гномов вернулись домой и как же перепугались, когда увидели Белоснежку, распростертую на земле; притом она и не двигалась, и не шевелилась, была словно мертвая.

Они ее подняли и, увидев, что она обмерла от слишком тесной шнуровки, тотчас разрезали шнурок, и она стала опять дышать, сначала понемногу, затем и совсем ожила.

Когда гномы от нее услышали о том, что с нею случилось, они сказали: "Эта старая торговка была твоя мачеха, безбожная королева; остерегайся и никого не впускай в дом в наше отсутствие".

А злая баба, вернувшись домой, подошла к зеркальцу и спросила:

Зеркальце, зеркальце, молви скорей,

Кто здесь всех краше, кто всех милей?

И зеркальце ей по-прежнему отвечало:

Ты, королева, красива собой,

Но все же Белоснежка, что за горой

В доме у гномиков горных живет,

Много тебя красотой превзойдет.

Услышав это, злая мачеха так перепугалась, что вся кровь у нее прилила к сердцу: она поняла, что Белоснежка опять ожила.

"Ну, уж теперь-то, - сказала она, - я что-нибудь такое придумаю, что тебя сразу прикончит!" - и при помощи различных чар, в которых она была искусна, она сделала ядовитый гребень. Затем переоделась и приняла на себя образ другой старухи.

Пошла она за семь гор к дому семи гномов, постучалась в их дверь и стала кричать: "Товары, товары продажные!"

Белоснежка выглянула из окошечка и сказала: "Проходите, я никого в дом впускать не смею". - "Ну, а посмотреть-то на товар, верно, тебе не запрещено", - сказала старуха, вытащила ядовитый гребень и показала его Белоснежке. Гребень до такой степени приглянулся девочке, что она дала себя оморочить и отворила дверь торговке.

Когда они сошлись в цене, старуха сказала: "Дай же я тебя причешу как следует". Бедной Белоснежке ничто дурное и в голову не пришло, и она дала старухе полную волю причесывать ее как угодно; но едва только та запустила ей гребень в волосы, как его ядовитые свойства подействовали, и Белоснежка лишилась сознания. "Ну-ка, ты, совершенство красоты! - проговорила злая баба. - Теперь с тобою покончено", - и пошла прочь.

К счастью, это происходило под вечер, около того времени, когда гномы домой возвращались.

Когда они увидели, что Белоснежка лежит замертво на земле, они тотчас заподозрили мачеху, стали доискиваться и нашли в волосах девушки ядовитый гребень, и едва только его вынули. Белоснежка пришла в себя и рассказала все, что с ней случилось. Тогда они еще раз предостерегли ее, чтобы она была осторожнее и никому не отворяла дверь.

А между тем королева, вернувшись домой, стала перед зеркальцем и сказала:

Зеркальце, зеркальце, молви скорей,

Кто здесь всех краше, кто всех милей?

И зеркальце отвечало ей, как прежде:

Ты, королева, красива собой,

Но все же Белоснежка, что за горой

В доме у гномиков горных живет,

Много тебя красотой превзойдет.

Когда королева это услышала, то задрожала от бешенства. "Белоснежка должна умереть! - воскликнула она. - Если бы даже и мне с ней умереть пришлось!"

Затем она удалилась в потайную каморочку, в которую никто, кроме нее не входил, и там изготовила ядовитое-преядовитое яблоко. С виду яблоко было чудесное, наливное, с румяными бочками, так что каждый, взглянув на него, хотел его отведать, а только откуси кусочек - и умрешь.

Когда яблоко было изготовлено, королева размалевала себе лицо, переоделась крестьянкою и пошла за семь гор к семи гномам.

Постучалась она у их дома, а Белоснежка и выставила головку в окошечко, и сказала: "Не смею я никого сюда впустить, семь гномиков мне это запретили". - "А мне что до этого? - отвечала крестьянка. - Куда же я денусь со своими яблоками? На вот одно, пожалуй, я тебе подарю". - "Нет, - отвечала Белоснежка, - не смею я ничего принять". - "Да уж не отравы ли боишься? - спросила крестьянка. - Так вот, посмотри, я разрежу яблоко надвое: румяную половиночку ты скушай, а другую я сама съем". А яблоко-то у ней было так искусно приготовлено, что только румяная половина его и была отравлена.

Белоснежке очень хотелось отведать этого чудного яблока, и когда она увидела, что крестьянка ест свою половину, она уж не могла воздержаться от этого желания, протянула руку из окна и взяла отравленную половинку яблока.

Но чуть только она откусила кусочек его, как упала замертво на пол. Тут королева-мачеха посмотрела на нее ехидными глазами, громко рассмеялась и сказала: "Вот тебе и бела, как снег, и румяна, как кровь, и чернява, как черное дерево! Ну, уж на этот раз тебя гномы оживить не смогут!"

И когда она, придя домой, стала перед зеркальцем и спросила:

Зеркальце, зеркальце, молви скорей,

Кто здесь всех краше, кто всех милей? -

Зеркальце наконец ей ответило:

Ты, королева, здесь всех милей.

Тут только и успокоилось ее завистливое сердце, насколько вообще завистливое сердце может успокоиться.

Гномы же, вечерком вернувшись домой, нашли Белоснежку распростертой на полу, бездыханной, помертвевшей. Они ее подняли, стали искать причину ее смерти - искали отраву, расшнуровали ей платье, расчесали ей волосы, обмыли ее водою с вином; однако ничто не могло помочь ей. Белоснежка была мертва и оставалась мертвою.

Они положили ее в гроб и, сев все семеро вокруг ее тела, стали оплакивать и оплакивали ровно три дня подряд.

Уж они собирались и похоронить ее, но она на вид казалась свежею, была словно живая, даже и щеки ее горели прежним чудесным румянцем. Гномы сказали: "Нет, мы не можем ее опустить в темные недра земли", - и заказали для нее другой, прозрачный хрустальный гроб, положили в него Белоснежку, так что ее со всех сторон можно было видеть, а на крышке написали золотыми буквами ее имя и то, что она была королевская дочь.

Затем они взнесли гроб на вершину горы, и один из гномов постоянно оставался при нем на страже. И даже звери, даже птицы, приближаясь к гробу, оплакивали Белоснежку: сначала прилетела сова, затем ворон и наконец голубочек.

И долго, долго лежала Белоснежка в гробу и не изменялась, и казалась как бы спящею, и была по-прежнему бела, как снег, румяна, как кровь, чернява, как черное дерево.

Случилось как-то, что в тот лес заехал королевич и подъехал к дому гномов, намереваясь в нем переночевать. Он увидел гроб на горе и красавицу Белоснежку в гробу и прочел то, что было написано на крышке гроба золотыми буквами.

Тогда и сказал он гномам: "Отдайте мне гроб, я вам за него дам все, чего вы пожелаете".

Но карлики отвечали: "Мы не отдадим его за все золото в мире". Но королевич не отступал: "Так подарите же мне его, я насмотреться не могу на Белоснежку: кажется, и жизнь мне без нее не мила будет! Подарите - и буду ее почитать и ценить как милую подругу!"

Сжалились добрые гномы, услышав такую горячую речь из уст королевича, и отдали ему гроб Белоснежки.

Королевич приказал своим слугам нести гроб на плечах. Понесли они его да споткнулись о какую-то веточку, и от этого сотрясения выскочил из горла Белоснежки тот кусок отравленного яблока, который она откусила.

Как выскочил кусок яблока, так она открыла глаза, приподняла крышку гроба и сама поднялась в нем жива-живехонька.

"Боже мой! Где же это я?" - воскликнула она. Королевич сказал радостно: "Ты у меня, у меня! - рассказал ей все случившееся и добавил: - Ты мне милее всех на свете; поедем со мною в замок отца - и будь мне супругою".

Белоснежка согласилась и поехала с ним, и их свадьба была сыграна с большим блеском и великолепием.

На это празднество была приглашена и злая мачеха Белоснежки. Как только она принарядилась на свадьбу, так стала перед зеркальцем и сказала:

Зеркальце, зеркальце, молви скорей,

Кто здесь всех краше, кто всех милей?

Но зеркальце отвечало:

Ты, королева, красива собой,

А все ж новобрачная выше красой.

Злая баба, услышав это, произнесла страшное проклятие, а потом вдруг ей стало так страшно, так страшно, что она с собою и совладать не могла.

Сначала она и вовсе не хотела ехать на свадьбу, однако же не могла успокоиться и поехала, чтобы повидать молодую королеву. Едва переступив порог свадебного чертога, она узнала в королеве Белоснежку и от ужаса с места двинуться не могла.

Но для нее уже давно были приготовлены железные башмаки и поставлены на горящие уголья... Их взяли клещами, притащили в комнату и поставили перед злой мачехой. Затем ее заставили вставить ноги в эти раскаленные башмаки и до тех пор плясать в них, пока она не грохнулась наземь мертвая.



Просмотр содержимого документа
«8_5_кл_1_урок_ресурс_Пушкин_Сказка»

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Александр Сергеевич Пушкин


Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла,
И к обедне умерла.

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
"Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
И ей зеркальце в ответ:
"Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее".
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.

На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
"Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?"
Что же зеркальце в ответ?
"Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее".
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
"Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?" Зеркальце в ответ:
"А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее".
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась,
И взмолилась: "Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя".
Та, в душе ее любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
"Не кручинься, бог с тобой".
А сама пришла домой.
"Что? - сказала ей царица, -
Где красавица девица?"
- Там, в лесу, стоит одна, -
Отвечает ей она. -
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
Ей на встречу пес, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно!
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: "Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица".

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу
И оставили одну,
Отходящую ко сну.

День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Все в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечут ей они.
Так идут за днями дни.

Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: "Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?"

"Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, -
Им царевна говорит, -
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей".

Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
"Спрос не грех. Прости ты нас, -
Старший молвил поклонясь, -
Коли так, не заикнуся
Уж о том". - "Я не сержуся, -
Тихо молвила она, -
И отказ мой не вина".
Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать.

Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить ее,
А на зеркальце свое
Долго дулась и сердилась;
Наконец об нем хватилась
И пошла за ним, и, сев
Перед ним, забыла гнев,
Красоваться снова стала
И с улыбкою сказала:
"Здравствуй, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
И ей зеркальце в ответ:
"Ты прекрасна, спору нет;
Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что все ж тебя милей".
И царица налетела
На Чернавку: "Как ты смела
Обмануть меня? и в чем!.."
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.

Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.
Вдруг сердито под крыльцом
Пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса. "Постой,
Бабушка, постой немножко, -
Ей кричит она в окошко, -
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу".
Отвечает ей черница:
"Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне". - Царевна хочет
Выйти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,
Пес ей под ноги - и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
На старуху. "Что за чудо?
Видно, выспался он худо, -
Ей царевна говорит: -
На ж, лови!" - и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала:
"Благодарствую, - сказала. -
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!"
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит...
Пес как прыгнет, завизжит...
Но царевна в обе руки
Хвать - поймала. "Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед".
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала...
И с царевной на крыльцо
Пес бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце песье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось! - Она его ласкать,
Треплет нежною рукою;
"Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!" - и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла,
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь...
Подождать она хотела
До обеда; не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила...
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала...

Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой
С молодецкого разбоя.
Им на встречу, грозно воя,
Пес бежит и ко двору
Путь им кажет. "Не к добру! -
Братья молвили: - печали
Не минуем". Прискакали,
Входят, ахнули. Вбежав,
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох. Напоено
Было ядом, знать, оно
. Перед мертвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой,
И с молитвою святой
С лавки подняли, одели,
Хоронить ее хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили - и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решеткой оградили;
И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: "Спи во гробе;
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима -
Не досталась никому,
Только гробу одному".

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
"Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?"
И услышала в ответ:
"Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее".

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
"Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей". - "Свет ты мой, -
Красно солнце отвечало, -
Я царевны не видало.
Знать ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил".

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
"Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей". - "Братец мой,
Отвечает месяц ясный, -
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала". - "Как обидно!" -
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
"Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай".

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее". - "Постой, -
Отвечает ветер буйный, -
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста".

Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
"Как же долго я спала!"
И встает она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!

Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним.
Говоря: "Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?"
И услышала в ответ:
"Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна все ж милее,
Все румяней и белее".
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.




1833 г

© Источник: детский портал «Солнышко»
http://www.solnet.ee/skazki/298.html



Просмотр содержимого документа
«9_5_кл_1_урок_ ресурс_сказки Пушкина - иллюстрации»



царь Салтан

старик

царь Гвидон

старуха

Царевна-Лебедь

золотая рыбка

33 богатыря

7 богатырей

Шамаханская царица

королевич Елисей

Золотой петушок

Ветер, Солнце, Месяц

Поп – толоконный лоб

Балда

царь Дадон

Зеркало

















































































царь Салтан

старик

царь Гвидон

старуха

Царевна-Лебедь

золотая рыбка

33 богатыря

7 богатырей

Шамаханская царица

королевич Елисей

Золотой петушок

Ветер, Солнце, Месяц

Поп – толоконный лоб

Балда

царь Дадон

Зеркало





























































царь Салтан

старик

царь Гвидон

старуха

Царевна-Лебедь

золотая рыбка

33 богатыря

7 богатырей

Шамаханская царица

королевич Елисей

Золотой петушок

Ветер, Солнце, Месяц

Поп – толоконный лоб

Балда

царь Дадон

Зеркало









































царь Салтан

старик

царь Гвидон

старуха

Царевна-Лебедь

золотая рыбка

33 богатыря

7 богатырей

Шамаханская царица

королевич Елисей

Золотой петушок

Ветер, Солнце, Месяц

Поп – толоконный лоб

Балда

царь Дадон

Зеркало





















































царь Салтан

старик

царь Гвидон

старуха

Царевна-Лебедь

золотая рыбка

33 богатыря

7 богатырей

Шамаханская царица

королевич Елисей

Золотой петушок

Ветер, Солнце, Месяц

Поп – толоконный лоб

Балда

царь Дадон

Зеркало



Просмотр содержимого презентации
«2_5_кл_1_урок_Пушкин_Презентация_к_уроку»

… был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу… Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта... М.Горький

был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу… Он украсил народную песню и сказку

блеском своего таланта...

М.Горький

Краткосрочный план урока №1 Раздел 2: Литературная поэтическая сказка Тема :  А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне  и семи богатырях».  Сопоставительная характеристика героев.

Краткосрочный план урока №1

Раздел 2: Литературная поэтическая сказка

Тема : А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне

и семи богатырях».

Сопоставительная характеристика героев.

Цели обучения: ПО 2 - Понимание художественного произведения ОС 3 - Сопоставление произведений литературы Цели урока:

Цели обучения:

  • ПО 2 - Понимание художественного произведения
  • ОС 3 - Сопоставление произведений литературы

Цели урока:

  • Учащийся будет иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему
  • Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя
Критерии успеха: Учащийся достиг цели обучения, если ПО2: имеет общее представление о художественном произведении осмысливает тему произведения ОС3:

Критерии успеха:

Учащийся достиг цели обучения, если

ПО2:

  • имеет общее представление о художественном произведении
  • осмысливает тему произведения

ОС3:

  • сопоставляет произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя
Алгоритм действия: ЗАДАНИЕ:

Алгоритм действия:

ЗАДАНИЕ:

  • провести сопоставительный анализ двух произведений А. Пушкина и братьев Гримм
  • провести викторину в формате «Брейн-ринга»/ «Своей игры»/ «Аукциона»
Задание:   Какие общие черты можно найти в сказках  А.С. Пушкина и братьев Гримм?   Чем эти сказки отличаются.  Выводы представьте в форме таблицы.

Задание:

  • Какие общие черты можно найти в сказках

А.С. Пушкина и братьев Гримм?

  • Чем эти сказки отличаются.
  • Выводы представьте в форме таблицы.

Черты общности в сказках А.С. Пушкина и братьев Гримм Герои События                    

Черты общности в сказках А.С. Пушкина и братьев Гримм

Герои

События

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чем различаются сказки А.С. Пушкина и братьев Гримм? «Белоснежка и семь гномов» «Сказка о мертвой царевне 1. 7 гномов и о семи богатырях»   ? 2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу.   3. Принц случайно находит Белоснежку. 4. Жестокий финал: мачеху убивают.  ?    ?   5. Сказка написана в прозе.  ?   ?  

Чем различаются сказки А.С. Пушкина и братьев Гримм?

«Белоснежка и

семь гномов»

«Сказка о мертвой царевне

1. 7 гномов

и о семи богатырях»

  ?

2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу.

 

3. Принц случайно находит Белоснежку.

4. Жестокий финал: мачеху убивают.

?

 

?

 

5. Сказка написана в прозе.

?

  ?

 

Чем различаются сказки А.С. Пушкина и братьев Гримм? «Белоснежка и семь гномов» «Сказка о мертвой царевне 1. 7 гномов и о семи богатырях» 1.  Семь богатырей 2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу 2.Черница приходит один раз с яблочком 3. Принц случайно находит Белоснежку 3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру 4. Жестокий финал: мачеху убивают 4. Мачеха умирает от тоски и зависти 5. Сказка написана в прозе 5. Написана в стихах, красивым литературным языком

Чем различаются сказки А.С. Пушкина и братьев Гримм?

«Белоснежка и

семь гномов»

«Сказка о мертвой царевне

1. 7 гномов

и о семи богатырях»

1.  Семь богатырей

2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу

2.Черница приходит один раз с яблочком

3. Принц случайно находит Белоснежку

3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру

4. Жестокий финал: мачеху убивают

4. Мачеха умирает от тоски и зависти

5. Сказка написана в прозе

5. Написана в стихах, красивым литературным языком

Рефлексия: «Яблоня»

Рефлексия: «Яблоня»

  • зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение;
  • желтые – я выполнил задание, но испытывал затруднения, в целом у меня хорошее настроение;
  • красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
Домашнее задание :

Домашнее задание :

  • Написать 5-минутное эссе «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”
  • Сравните главных героев: царицу и царевну (таблица).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!