СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Урок №37-38 Г.Х. Андерсен «Снежная королева». Герои сказки и их характеристика.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

5. ПО 6. – давать краткий и полный ответ на вопрос

5. АИ 5. – характеризовать героев при поддержке учителя

5. АИ 9. писать творческие работы (мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.)

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №37-38 Герои сказки Андерсена Снежная королева»

Дата

ФИО учителя

Класс 5

Урок №37-38

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Тема раздела, подраздела

5.3. Литературная прозаическая сказка

3.3. Г.Х. Андерсен «Снежная королева». Герои сказки и их характеристика.

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

5. ПО 6. – давать краткий и полный ответ на вопрос

5. АИ 5. – характеризовать героев при поддержке учителя

5. АИ 9. писать творческие работы (мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям и др.)

Языковая цель:

Все учащиеся смогут: давать краткий и полный ответ на вопрос; характеризовать героев при поддержке учителя; писать эссе по опорным словам;

Большинство учащихся смогут: давать развернутый ответ на вопрос; творчески подходить к характеристике героев: создание и защита постеров, иллюстраций; писать эссе, аргументируя свою точку зрения

Некоторые учащиеся смогут: самостоятельно характеризовать героев; давать сравнительную характеристику героев по их поступкам, отношениям к ним автора; писать эссе, аргументируя свою точку зрения с опорой на текст и собственный опыт

Предыдущее обучение:

знают основные вехи жизни и творчества писателя, различают термины «сказка» и «литературная сказка», герой, рассказчик;

ПЛАН

Планируемое время и этапы

Запланированная деятельность

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вызов

  1. Приветствие. Психологический настрой.

На фоне мелодии К. Сен- Санса « Лебедь» учитель читает стихотворение:

Тихо за окнами ночь плывет,

В сказки нас Андерсен позовет,

Оле - Лукойе откроет дверь,

Сказкам, друг, ты верь теперь.

Герда и Кай будут вновь дружить,

Эльфы над каждым цветочком кружить,

В вальсе закружат опять цветы

Мир добра, любви, красоты.

- Сказки Андерсена - целая страна, в которой мы выросли. Мы возвращаемся сюда, чтобы среди бурь и рутины взрослой жизни не утратить хрупкое чувство веры в чудо, чтобы почерпнуть силы и мужество у героев Андерсена, чтобы еще раз убедиться, что жизнь прекрасна.

Учитель раздает ученикам «сердца» и желает им хорошего настроения и успехов на уроке.

  1. (Г) Актуализация опорных знаний. Стратегия «Корзина имен».

У вас на столах лежат карточки с заданием. На них сведения о том или ином персонаже произведения. Ваша задача - узнать героя.

Эта героиня:

1) «слишком много ела»;

2) «страдала головными болями с тех пор, как получила должность при дворе»;

3) «осталась вдовой» и стала жаловаться на судьбу. (Ворона.)


Эта героиня:

1) была «такая умница, что и сказать нельзя»;

2) «прочла все газеты в свете и уж позабыла всё, что прочла»;

3) хотела выбрать в мужья «такого человека, который бы умел отвечать, когда с ним заговорят». (Принцесса.)


Эта героиня:

1) однажды увидела «такие сны, какие видит разве только королева в день свадьбы»;

2) могла «жить припеваючи» в королевском дворце, но поспешила покинуть его и «босая обошла полсвета»;

3) была сильнее двенадцати богатырей. (Герда.)

Эта героиня:

1) обещала навестить Кая и Герду в городе;

2) «была такая необузданная и своевольная, что любо!»;

3) однажды «так укусила мать, что та подпрыгнула». (Маленькая разбойница.)


Этот герой:

1) организовал собственную школу;

2) «хохотал до колик», будучи обрадованным «успехом своей выдумки»;

3) «смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё же негодное… выступало ещё ярче». (Тролль.)


Этот герой:

1) «умел выставить напоказ все странности и недостатки» окружающих людей;

2) знал, «сколько в каждой стране квадратных миль и жителей»;

3) удостоился поцелуев Снежной королевы. (Кай.)

Эта героиня:

1) любила зимней ночью «заглядывать в окошки»;

2) «казалась совершенством» главному герою сказки;

3) носила одежду из снега, а сама была «вся из ослепительно белого льда и всё же живая». (Снежная королева.)

Эта героиня:

1) понимала вороний язык;

2) читала вслух важные страницы Евангелия: «Если не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное»;

3) была предметом насмешек Кая, который «стал передразнивать её походку, надевать её очки, подражать её голосу». (Бабушка.)

  1. Совместное целеполагание.

Учитель объявляет тему урока и цели обучения, знакомит с системой оценивания на уроке: если ученик демонстрирует низкий уровень обучения – снежок, средний уровень – снежинка, высокий уровень - роза.


Приветствуют учителя.

















Учащиеся в группах разбирают карточки с заданиями, определяют героя, приклеивают карточку (стикер) с именем героя на «корзину».

ФО: прием «Карусель» - взаимопроверка в группах.















































Определяют тему урока, формулируют задачи и критерии успеха.

Музыкальный файл













стикеры - сердечки


карточки с заданиями, «корзина»




















































жетоны для оценивания


Осмысление

  1. (И-Г) Стратегия «Расскажи о себе» (реализация домашнего задания)

Войти в образ героев сказки и рассказать о себе (использовать цитаты): 1 группа - образ Кая, 2 группа - образ Герды, 3 группа - образ Снежной королевы.


АИ 5 Характеристика героев

Критерии оценивания:

- характеризует героя, описывает его мысли и чувства;

- приводит не менее 3-х примеров из текста;

- определяет мотивы поступков героя.


  1. (Г) Стратегия «Интервью с героем».

- Сейчас у нас будет возможность побеседовать со сказочными героями. Ребята же смогут побывать на месте героев сказки «Снежная королева», перевоплотиться в них и ответить на ряд вопросов, связанных с «жизнью» этих персонажей на страницах книги. Начнем наше «интервью».

Задание представителю команды № 1 (Кай)

Вопрос классу.

Узнайте героя: «Она так живо представила себе его умные глаза, длинные волосы, улыбку… Как он улыбался ей, когда они, бывало, сидели рядышком…»

Вопросы представителю команды:

  1. Герда очень испугалась, услышав бабушкин рассказ о Снежной королеве. А вы, помнится, предложили весьма действенный способ борьбы со злой волшебницей. Какой? («Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает!»)

  2. Возьмите в руки лупу и искусственную снежинку. Какая существует связь между эти ми предметами? (Увеличительное стекло позволило Каю разглядеть «красоту и правильность линий» снежинок. Героя приводили в восторг эти творения неживой природы: «Видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни одной неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!»)

  3. Неужели вам не было страшно во время встречи со Снежной королевой?

  4. Что вы чувствовали, когда таяло ваше сердце?

  5. Сможете ли вы отблагодарить Герду за ваше освобождение из ледяного плена?


Задание представителю команды №2 (Герда)

Вопрос классу.

Узнайте героя: «Волосы вились, и кудри окружали свеженькое, круглое, словно роза, личико девочки золотым сиянием».

Вопросы представителю команды:

  1. Однажды вы воскликнули: «Как добры все люди и животные!» Докажите правоту вашего суждения на конкретных примерах. (Пятиклассник: рассказывает, как воробышки сопереживали героине и поддерживали чириканьем, когда течением уносило лодку от берега; какую помощь оказали придворные вороны, принц и принцесса, маленькая разбойница и, конечно, северный олень.)

  2. Олень попросил финку наделить вас богатырской силой, на что старая северянка возразила: «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать». В чём заключается ваша необыкновенная сила? («Сила — в её милом, невинном детском сердечке». Финка имела в виду доброту и любовь, которыми наполнена душа Герды и которые позволяют ей выдержать все испытания.)

  3. Зачем вам нужно было искать Кая, ведь он так себя плохо вел в последнее время?

  4. Поделитесь своими впечатлениями о путешествии.

Задание представителю команды №3 (Снежная королева)

Вопрос классу.

Узнайте героя: «Она была так прелестна и нежна… Глаза её сверкали, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни кротости. Кай взглянул на неё: она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе представить».

Вопросы представителю команды:

  1. Северный олень рассказал о вашей летней резиденции и постоянном месте жительства. Не поведаете ли нам сами о том, где они находятся? («Летний шатёр» королевы «раскинут» в Лапландии, а «постоянные её чертоги — у Северного полюса, на острове Шпицберген».)

  2. Какое зеркало вы называли «лучшим зеркалом в мире»? («Посреди самой большой… залы находилось замёрзшее озеро Лёд треснул на нём на тысячи кусков, ровных и правильных на диво. Посреди озера стоял трон Снежной королевы: на нём она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума…»)

  3. Помимо забавы заглядывать в окна домов, у вас есть ещё одно увлечение: белить «котлы» — кратеры огнедышащих гор. Что это за вулканы? (Везувий и Этна.)


  1. Дифференциация (учитель делит класс на разноуровневые группы).

Задание:

- создай образ Герды, Кая, Снежной королевы, используя заготовки (стратегия «Постер»);

- создай схематичные образы Герды, Кая, Снежной королевы, напиши известную тебе информацию о них, запиши вопросы, на которые хочешь получить ответы (стратегия «Портрет на стене»)

- заполни таблицу, сравнивая образы Герды, Кая, Снежной королевы (стратегия «Концептуальная таблица»)


Критерий:


Дескрипторы

Баллы

характеризуют героев при поддержке учителя


создает образы Герды и Кая

1

создает схематичные образы Герды и Кая, пишет известную информацию о них, записывает вопросы, на которые хочет получить ответы

2

заполняет таблицу

3


  1. (К-И) Беседа. Написание мини-эссе.

- Дружба – одно из самых сильных и прекрасных чувств. С другом мы делим пополам и радости, и печали. Легче жить на свете, когда знаешь, что рядом с тобой есть настоящий друг.

  • Кого вы считаете истинным другом?

  • Кто из героев сказки, по-вашему, достоин этого звания?

  • Что убедило вас в том, что Герда – настоящий друг?

Задание:

Напишите мини-эссе, где вы ответите на вопрос: «Кто из героев сказки и почему, по-вашему, достоин звания настоящего друга?», в качестве аргументов используйте фрагменты из текста, подтверждающие ваши мысли.


Обсуждение в группах домашнего задания.

Выступление представителей групп – стратегия «Авторский стул».

ФО: «В яблочко» (на листах с импровизированной мишенью группы ставят точки: чем ближе к центру, тем лучше удалось справиться с заданием выступающим).

Дают комментарий оценке выступления (устно).


Учащиеся класса определяют по описанию героя, представители данной группы занимают «Горячий стул», затем задаются вопросы герою («интервью»).

ФО: «5П»

Полно?

Правильно?

Последовательно?

Понятно?

Примеры?

Выставляют балл (за отсутствие одного из критериев балл снимается).





















































На основе проделанной ранее работы учащиеся в разноуровневых группах создают постер\портрет героя\концептуальную таблицу.

Представляют работу классу.

ФО: «Две звезды – одно пожелание».















Обсуждают коллективно вопросы учителя, пишут мини-эссе (8-10 предложений) – несколько человек (по желанию) зачитывают письменные работы.

ФО: оценивание учителем по критериям.








































































Листы А-3, фломастеры

Рефлексия

  1. Подведение итогов. Стратегия «Незаконченное предложение»

Просмотр фрагмента из кинофильма «Снежная королева». Герда и Кай возвращаются домой.

- Борьба закончилась. Красота живого сердца победила красоту льда. Прошёл год. Наступила весна. Дети повзрослели, стали мудрее. Они научились ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство.

  • Мне интересно было узнать…

  • Герда-это воплощение силы…

  • Верность и дружба побеждают, потому что …


  1. Рефлексия «Растопи осколок в сердце».

- Ребята, сказка «Снежная королева» наверняка оставила в сердце каждого из нас небольшой осколок, но мы не должны оставлять его там, в наших силах растопить его добрыми словами. Давайте похвалим друг друга «Сегодня ты молодец, потому что…»

- Желаю, чтобы вам никогда не попадал осколок кривого зеркала в сердца, и вы всегда были бы добрыми людьми.


Просматривают фрагмент, подводят итоги, продолжая предложения.








Пишут похвалу и пожелания на «сердечках», которые получили в начале урока, и дарят их друг другу.



видеофрагмент












стикеры-сердечки

Домашнее задание

  1. Подготовить устное сообщение на тему: «О ком можно сказать, что у него «горячее сердце», а о ком - «ледяное сердце»? (использовать цитатный материал).

  2. Повторить определения ИВС: эпитет, сравнение, метафора, гипербола, олицетворение.

Записывают домашнее задание.


Дополнительная информация

Дифференциация – каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи. Здоровье и безопасность. Связи с ИКТ. Связи с ценностями

Учащиеся группы А-В выступают с рассказом от лица героя, дают «интервью».

С - при создании образа героя выполняют постер, используя заготовки (стратегия «Постер»);

В - создают схематичные образы героев (стратегия «Портрет на стене»)

А - заполняют таблицу, сравнивая образы Герды, Кая, Снежной королевы (стратегия «Концептуальная таблица»)


ФО: прием «Карусель» - взаимопроверка в группах.

ФО: «В яблочко»

ФО: «5П»

ФО: «Две звезды – одно пожелание».

ФО: оценивание учителем по критериям.

Видеофрагмент


Рефлексия:

Были ли цели обучения достижимыми?


Чему сегодня научились учащиеся?


Какой была атмосфера обучения?


Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися?


Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?


Итоговое оценивание

Назовите 2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Назовите 2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

1

2



Просмотр содержимого документа
«Андерсен №5-6 Карточки - узнай героя»

Эта героиня:

1) «слишком много ела»;

2) «страдала головными болями с тех пор, как получила должность при дворе»;

3) «осталась вдовой» и стала жаловаться на судьбу.


Эта героиня:

1) понимала вороний язык;

2) читала вслух важные страницы Евангелия: «Если не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное»;

3) была предметом насмешек Кая, который «стал передразнивать её походку, надевать её очки, подражать её голосу».


Эта героиня:

1) была «такая умница, что и сказать нельзя»;

2) «прочла все газеты в свете и уж позабыла всё, что прочла»;

3) хотела выбрать в мужья «такого человека, который бы умел отвечать, когда с ним заговорят».


Эта героиня:

1) любила зимней ночью «заглядывать в окошки»;

2) «казалась совершенством» главному герою сказки;

3) носила одежду из снега, а сама была «вся из ослепительно белого льда и всё же живая».


Эта героиня:

1) однажды увидела «такие сны, какие видит разве только королева в день свадьбы»;

2) могла «жить припеваючи» в королевском дворце, но поспешила покинуть его и «босая обошла полсвета»;

3) была сильнее двенадцати богатырей.


Этот герой:

1) «умел выставить напоказ все странности и недостатки» окружающих людей;

2) знал, «сколько в каждой стране квадратных миль и жителей»;

3) удостоился поцелуев Снежной королевы.


Эта героиня:

1) обещала навестить Кая и Герду в городе;

2) «была такая необузданная и своевольная, что любо!»;

3) однажды «так укусила мать, что та подпрыгнула».


Этот герой:

1) организовал собственную школу;

2) «хохотал до колик», будучи обрадованным «успехом своей выдумки»;

3) «смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё же негодное… выступало ещё ярче».



Просмотр содержимого документа
«Андерсен №5-6 ФО»

Лист формативного оценивания.

Ученика (цы) ______________________________, класс _______________

Задание.

Напишите мини-эссе, где вы ответите на вопрос: «Кто из героев сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева» и почему, по-вашему, достоин звания настоящего друга?», в качестве аргументов используйте фрагменты из текста, подтверждающие ваши мысли.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Критерий оценивания

Дескриптор

Балл

Обучающийся

Выделяет основные характеристики литературного героя.

определяет личные качества героя сказки;

1

анализирует поступки и действия героя сказки;

1

объясняет свое отношение к персонажу.

1

Создаёт творческую работу по художественному произведению.

эффективно демонстрирует своё мнение;

1

подтверждает свой ответ примерами из текста произведения;

1

ответ имеет полностью связную структуру, все пункты логически последовательны и взаимосвязаны.

1

Всего баллов

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя