СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Урок №4 Сетевой этикет

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Языковые цели урока.

Все учащиеся смогут: понять основное содержание текста, узнать правила сетевого этикета.

Большинство  учащихся смогут: прослушав текст, сформулировать правила сетевого этикета,  создать кластер.

Некоторые  учащиеся смогут: написать письмо по заданным критериям, используя правила сетевого этикета.

Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №4 Сетевой этикет (2)»

Дата:

ФИО учителя

5 класс Урок № 4

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

Раздел долгосрочного плана: «Культура: язык и общение»

Сетевой этикет

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

5СГ 2: определять тему и основную мысль, опираясь на вопросы;

5Ч 2: определять основную мысль на основе содержания и композиции;

5П 4: создавать тексты-повествования и описания в художественном и разговорном стилях (письмо, рекламный текст, объявление, стихотворение, сказка) с учетом целевой аудитории;

5СРН3: использовать именные части речи, согласуя слова в роде, числе и падеже.

Цели урока

Все учащиеся смогут понять основную мысль текста, опираясь на вопросы, составлять простой план, определять род, число, падеж существительных и прилагательных;

Большинство учащихся смогут извлекать информацию из повествовательного текста, составить собственный текст на основе композиции и содержания (5-6 предложений), согласовывать слова в роде, числе, падеже;

Некоторые учащиеся смогут составлять собственный текст в заданном жанре (письмо, рекламный текст, объявление, стихотворение, сказка), используя именные части речи, обращения, правильно расставлять знаки препинания при них.

Языковые цели


Учащиеся могут понимать основное содержание текста, выделять ключевые слова и фразы, анализировать содержание и композицию, создавать тексты в соответствии с правилами этикета для размещения в сети, соблюдая грамматические нормы письма

Ключевые слова и фразы:

Предметная лексика:

Этикет, интернет, социальные сети, СМС, здравствуйте, пожалуйста, извините, спасибо, до свидания.

Терминология:

Текст- письмо, реклама, объявление, стихотворение, сказка

Полезные фразы для диалога / письма:

Я считаю… Я думаю… Мне кажется…

Вопросы для обсуждения:

Что такое этикет?…

Что такое «сетевой» этикет?

Почему необходимо соблюдать правила этикета в письменной речи?

Письменные подсказки: здравствуйте, уважаемые друзья!, привет, Татьяна!, спасибо вам за…., во – первых, во – вторых, я хочу извиниться за…, дорогой друг! Не расстраивайся, все будет хорошо! Нужно верить в лучшее…

Критерии оценивания

- понимают основное типы текстов (описание, повествование и рассуждение);

-составляют повествование на заданную тему; различают книжный и разговорный стили по основным признакам; соблюдают согласно этикету языковые нормы устной и письменной речи;

- аргументируют необходимость соблюдения этикета в общении;

- создают тексты, используя разные типы речи, соблюдая правила согласования именных частей речи и пунктуации

Привитие ценностей

Развитие коммуникативной культуры, чувства толерантности, функциональной грамотности в рамках национальной идеи «Мәңгілік ел»

Межпредметные связи

Русский язык и информатика

Навыки использования ИКТ

Интерактивная доска, интернет-ресурсы

Предыдущее обучение

Учащиеся знакомы с понятием «Речевой этикет», основными его нормами, имеют представление о социальных сетях в интернете, в своей жизни пользуются мобильной связью и ежедневно общаются в социальных сетях

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность

Ресурсы

Начало

2 мин













5 мин








1 мин

Организация класса.

  1. Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)


  1. Актуализация знаний. Стратегия «Мозговой штурм»








  • Что изображено на слайде?

  • Как общаются люди? Где может происходить общение?

  • Что объединяет эти рисунки?

  • Продолжите предложение: интернет – это…

  • ??для чего он вам нужен?

  • Назовите социальные сети, в которых вы общаетесь

  • Что такое «Электронная почта»?

  • Все ли умеют составить сообщение, чтобы виртуальный собеседник вас правильно понял?

  • Что для этого нужно?

ФО: наблюдение учителя «Словесное оценивание»


  1. Определение темы и целей урока:

  • О чем мы будем говорить на уроке?

  • Актуальна ли эта тема в наше время, когда живое общение между людьми заменил компьютер и социальные сети в интенете?

  • На что мы должны обращать внимание, общаясь в социальных сетях?

  • Чему должны научиться на уроке?


  1. Создание коллаборативной среды. Деление на группы

учащиеся перед уроком получают карточки с названием групп. Рассаживаются за столы в соответствии с названием. Карточки содержат названия социальных сетей: «Агент», «Контакт», «Ватсап», «Скайп»


Презентация к уроку слайд № 1 приветствие











слайд № 2

картинки на тему «общение»
















Слайд 4







слайд 5

Коллаборативная среда

Середина урока

7 мин
















































7 мин



















5 мин.











10 мин+3











  1. Вступительное слово учителя: Хотя Интернет - специфическая среда для общения, в ней существуют определённые правила вежливости, которые получили название "сетевой этикет".

  • Приходилось ли вам пользоваться электронной почтой?

  • Каких правил вы придерживались при написании электронного письма?


При переписке по электронной почте каждый пользователь должен помнить о некоторых правилах: Давайте с ними познакомимся:

  1. Задание на развитие навыка чтения


Текст для ознакомления и изучения

(распечатан для работы каждому ученику)

Понятие «Сетевой этикет» появилось с появлением первой сетевой услуги – электронной почты.

Важно соблюдать правила сетевого этикета для того, чтобы не попасть в неприятное положение или не нарушить правовые нормы, для того чтобы не доставить неприятности партнерам по общению в интернете.

Итак, поприветствуйте собеседника в начале письма и попрощайтесь в конце.

Пишите кратко, грамотно и аккуратно.

Если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой, не забудьте сказать «пожалуйста». В то же время, если кто-то помогает вам, никогда не вредно сказать «спасибо».

В переписке личного характера можно придерживаться разговорного стиля.

Не следует переправлять чьё-то личное сообщение другим людям или в телеконференцию без предварительного согласия его автора.

Текст письма нужно структурировать по смыслу, абзацы отделять пустой строкой.

«Золотое правило» сетевого этикета: никогда не пишите то, что вы не сказали бы человеку в лицо при личной встрече.

Никогда не говорите то, что вы не хотели бы услышать от других в свой адрес.

Не употребляйте грубых слов и выражений в тексте. Используйте смайлики, но не слишком много.

Задания к тексту:

(И) прочитайте текст «Правила сетевого этикета»

Стратегия «Инсерт »

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Вопросы к группе:

1 группа: Какая информация была для вас знакома?

2 группа: Что показалось новым неизвестным?

3 группа: Подумайте, что противоречит тому, что я знал. С чем вы не согласны в этом тексте?

4 группа: Что показалось вам непонятным, нужны объяснения, уточнения


ФО прием «Светофор»


2.(Г) Задание на развитие навыка чтения и письма:

Составить «Правила для составления письма» 5 пунктов, представив информацию в любой графической форме.

Стратегия «Графический органайзер»






1 группа: «Пять пальцев» 2 группа: кластер 3 группа: «Дерево» 4 группа: «Звездочка»


Представление работы группы

Формативное оценивание «Три хлопка»


3 (Г) Задание на развитие навыка письма. Стратегия Эссе

Учащимся предлагается написать фрагмент письма, следуя правилам этикета: не более 3-х предложений по образцу

1 группа: «Поздравление с днем рождения» (подруге) Разговорный стиль

2 группа: объявление «Отдам в хорошие руки»

3 группа: рекламный текст ручки со стирающей пасту резинкой

4 группа: письмо – извинение

Представление работы группы.

Ф О: «Пять П» - Правильно,Полно,Пояснение,Примеры,Пять,


4 Задание на соблюдение речевых норм. Дифференцированное творческое задание.


Уровень мышления

Критерии оценивания

понимание

основные типы текстов (описание, повествование и рассуждение); отвечают на вопросы, выделяют ключевые фразы

применение

Создают текст в заданном жанре (письмо, рекламный текст, объявление, стихотворение, сказка), соблюдают правила согласования слов

Оценка

Аргументируют в тексте творческой работы свои суждения

1.Задание для менее способных учащихся: составить текст по картинке (неофициальная обстановка, разговорный стиль)

2. Задание для учащихся со средними учебными возможностями: Текст – рассуждение «Почему важно быть вежливым, общаясь в сети»

3. Задание для более способных учащихся: мини сочинение в жанре сказки «Сеть под названием «Интернет»»

Дескрипторы

  • Создают собственный текст в заданном жанре

  • Согласуют именные части речи в роде, числе, падеже

  • Соблюдают этические правила и нормы, используя полезные фразы

  • Правильно расставляют знаки препинания при обращении к адресату


ФО Взаимооценивание











распечатка текста











































графические органайзеры, фломастеры





































Конец урока

5 мин

Домашнее задание.

  1. Упр. 19 стр. 16 учебника

  2. Составить синквейн «Сетевой этикет» (задания по выбору учащихся)

Рефлексия

-О чем говорили на уроке?

Прием «Олимпийские кольца»

интересно важно полезно

неожиданно ново





Обратная связь. Прием «Смайлики»

Понравился ли вам урок? Покажите свое настроение




рефлексивный экран

Дифференциация

Каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задания вы будете давать более способным ученикам?

Оценивание

Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Индивидуальная работа

Групповая работа

Дифференцированные задания

Задание для менее способных учащихся: составить текст по картинке (неофициальная обстановка, разговорный стиль) с опорой на подсказки

2. Задание для учащихся со средними учебными возможностями: сочинение рассуждение

3. Задание для более способных учащихся: мини сочинение в жанре сказки «Сеть под названием «Интернет»»

ФО по критериям и дескрипторам

  1. Словесное оценивание

  2. Взаимооценивание

  3. Три хлопка

  4. «Пять П»

  • Правильно

  • Полно

  • Пояснение

  • Примеры

  • Пять

  1. Прием «Смайлики»

Соблюдение техники безопасности, санитарно – гигиенических норм, здоровьесберегающих технологий

Рефлексия:

Были ли цели обучения достижимыми?


Чему сегодня научились учащиеся?


Какой была атмосфера обучения?


Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися?


Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?


Итоговое оценивание

Назовите 2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Назовите 2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?






7


Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №4 Сетевой этикет»

Дата

ФИО

Класс 5

Урок №4

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Тема раздела, подраздела

Культура: язык и общение.

1.4. Сетевой этикет

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

СГ1 – понимать основное содержание текста, определяя главную информацию

П2 – излагать основное содержание текста

П4 - создавать тексты повествование в художественном и разговорном стилях (письмо) с учетом целевой аудитории.

Языковая цель:

Все учащиеся смогут: понять основное содержание текста, узнать правила сетевого этикета.

Большинство учащихся смогут: прослушав текст, сформулировать правила сетевого этикета, создать кластер.

Некоторые учащиеся смогут: написать письмо по заданным критериям, используя правила сетевого этикета.


Ключевые слова и фразы: сетевой этикет, рекомендации, будьте осторожны, убедитесь, избегайте.

Полезные фразы для диалога\письма: Думайте о…, Будьте осторожны с …, Позаботьтесь о…, Посоветуйтесь…, Убедитесь…, Избегайте…, Соблюдайте… .

Вопросы для обсуждения: Как связаны понятия «Интернет» и «Этикет»? Нужны ли правила для общения в Интернете? Почему не всегда соблюдаются правила при общении в сети? Какие правила общения в Интернете вы соблюдаете?

Письменные подсказки: карточка-помощник с полезными фразами для написания письма, памятка «Структура и оформление электронного письма».

Предыдущее обучение:

Учащиеся знакомы с такими понятиями, как «Этикет», «Речевой этикет», имеют представления о правилах и нормах речевого общения.

ПЛАН

Планируемое время и этапы

Запланированная деятельность

Ресурсы


Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Вызов.

1 мин

Приветствие учащихся. Создание коллаборативной среды.


Деление на группы, прием «Мозаика»

1 мин


Мотивация учебной деятельности. Целеполагание «Мозговой штурм».

3 мин



  1. Организационно-мотивационный этап.

Приветствует учащихся, с целью создания коллаборативной среды проводит упражнение «Комплимент».




Организует деление на группы с помощью приема «Мозаика».




Для введения в тему учитель читает стихотворение.

И по сетям бушуют страсти,

И друга друг заносит в блэк...
И, чтобы избежать напасти,
Решил однажды человек:

Чтоб нервы сохранить и дружбу, 
Желательно и даже нужно,                                      

Чтоб появился в Internet
Ну хоть какой-то этикет...

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Как связаны два понятия «Интернет» и «Этикет»?

- Какие цели к сегодняшнему уроку мы можем поставить?


Приветствуют учителя и одноклассников, выполняют упражнение.




Делятся на группы, собирая мозаику логотипов социальных сетей.





Учащиеся слушают стихотворение, обсуждают в

группе тему урока, определяют тему, находят связи, ставят цели урока.

ФО: «Сигналы рукой»










Разрезанные листы с логотипами для деления на группы


Осмысление

Предтекстовый этап. Прием «Корзина идей»

2 мин









Текстовый этап. Прослушивание текста, прием «Взять на карандаш»

4 мин



Послетекстовый этап.

12 мин






Работа по написанию электронного письма

12 мин


  1. Работа с аудиотекстом, видеоурок «Нетикет или правила этикета в интернете».

На предтекстовом этапе учитель предлагает с помощью приема «Корзина идей» выяснить:

- Что такое сетевой этикет?

- Нужно ли соблюдать правила этикета в сети?

- Предположите, какие правила необходимо соблюдать при общении в интернете?

С целью организации эффективного слушания учитель дает инструктаж работы с материалом видеоурока: сформулировать и записать на стикерах правила сетевого этикета.


Г: Разработка правил общения в интернете, прием «Кластер». Учитель дает инструктаж к выполнению группового задания:

- Обсудив в группе результаты работы с аудиотекстом, разработать правила общения в интернете.

- Результат работы представить в виде кластера.


Организует проверку кластеров групп, предлагая каждой группе прокомментировать результаты оценивания.





  1. Написание электронного письма с соблюдением норм сетевого этикета, прием «РАФТ».

И: Учитель предлагает учащимся написать электронное письмо на определенную тему. Учитель раздает темы и адресаты писем на карточках (на выбор):

– письмо золотой рыбке – с просьбой исполнить очень важные желания;

– собаке от кошки – с просьбой помириться;

– жителям планеты Плутон – приглашаем их в гости в нашу школу;

– леопарду от антилоп с протестом, почему он на них нападает;

- другу (брату, сестре, маме и т.д.)

Учитель дает инструктаж к выполнению задания, консультирует учащихся при затруднении.


Учитель может дифференцировать задание, предложив учащимся В, С карточки-помощники с полезными фразами для написания письма, памятку «Структура и правила оформления электронного письма».


*В зависимости от уровня и навыков учащихся определенного класса работа может проводиться по группам. Каждая группа сочиняет письмо на определенную тему.

Если работа проводится индивидуально, на следующем уроке учитель проводит ФО писем смайлами, ответив на письмо несколькими словами. Например:

- Непременно прилетим. Жители планеты Плутон.

- Исполню желания, если исправишь ошибки в подчеркнутых словах.

- Убедили, мне стало стыдно. Больше вас есть не буду. Переезжаю. Леопард.

- Буду дружить с тобой, если правильно оформишь письмо. Мяу. Кошка. И т.д.

Учащиеся работают индивидуально, записывают все, что им известно по проблеме, затем обсуждают и «заполняют» корзину идей в группе, высказывают свои предположения и идеи по вопросу сетевого этикета.

ФО: «Ставлю лайк»

Оценивают наиболее интересные идеи







И: Слушают текст видеоурока, определяют главную информацию, на стикерах записывают правила сетевого общения, о которых говорится в видеоуроке.

Г: обсуждают в группе правила сетевого этикета, уточняют, дополняют друг друга, создают кластер «Правила общения в интернете»

ФО «Карусель»: прием «Плюс-минус-интересно»

Учащиеся передают выполненную работу в другую группу, которая осуществляет проверку, оценивает кластер:

«+» – согласны с группой.

«–» - вызвало сомнение.

«!» - вызвало интерес.

Перед выполнением задания необходимо совместно с учащимися разработать и уточнить критерии оценивания электронного письма:

- соответствует теме;

- оформлено правильно (соответствует структуре письма);

- соблюдены правила сетевого и речевого этикета

- отсутствуют ошибки (речевые, орфографические и пунктуационные)

И: Учащиеся пишут письма на выбранную тему.

Затем учащиеся представляют работу в группе, при обсуждении выбирается самая лучшая работа.

ФО внутри группы: «Ставлю лайк».

Работа, получившая наибольшее количество лайков зачитывается и представляется другим группам для оценивания.

ФО групп по критериям: «Дарю смайлик».

Все критерии соблюдены, письмо соответствует теме, письмо оформлено правильно с соблюдением правил сетевого

этикета и без ошибок.




Не соблюдены многие критерии, содержание не соответствует теме, нарушена структура, допущены ошибки.

Не соблюдены некоторые критерии, содержание в основном соответствует теме, есть недочеты в оформлении и изложении.


http://silinasv.blogspot.ru/2011/01/blog-post_26.html





Стикеры, фломастеры, листы А-3 для работы в группе


























Смайлики для оценивания

Рефлексия

Домашнее задание

5 мин

Подведение итогов. Рефлексия. «Карта успеха».

Учитель организует оценку уровня усвоения материала урока.

- Оцените свою работу на уроке, приобретенные знания и умения.

Инструктаж по выполнению дифференцированного домашнего задания.

С) Оформить памятку «Правила сетевого этикета»

В) Составить диалог (интернет-переписка)-не менее 8 реплик

А) Написать мини-эссе «Для чего нужны правила общения в Интернете?». (5-10 предложений)


Критерии успеха


Участвовал в обсуждении темы и цели урока


Предложил для «корзины идей» возможные правила сетевого этикета, интересные идеи


Прослушал текст и определил правила сетевого общения


Участвовал в создании кластера


Смог написать электронное письмо


Представил письмо в своей группе


Написал лучшее письмо, которое было представлено другим группам


Работал на уроке активно, участие принесло успех общему делу


Учащиеся осуществляют самооценку деятельности на уроке, ставят и подсчитывают количество лайков.

8 – 7 лайков – Молодец! Так держать!

6-5 лайков – Работал хорошо, но приложи еще немного усилий!

4 – 3 лайка – Старайся и все получится!

Менее 3 лайков – Работай активней!

Карта успеха

Дополнительная информация

Дифференциация – каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи. Здоровье и безопасность. Связи с ИКТ. Связи с ценностями

Для всех учащихся – возможность выбора уровня задания.

Учащиеся уровня С, В – поддержка осуществляется при помощи карточек-помощников с полезными фразами для письма, памятки «Структура и правила оформления электронного письма», консультативная помощь учителя и учащихся уровня А.

Учащиеся уровня А – роль консультанта, расширение кругозора, создание мини-эссе (домашнее задание).

Виды ФО:

1.«Сигналы рукой» (групповое)

2.«Ставлю лайк» (индивидуальное и групповое)

3.«Плюс-минус-интересно» (групповое)

4. «Дарю смайлик» (групповое)

5.«Карта успеха» (индивидуальное)



ИКТ – демонстрация и прослушивание видеоурока, использование мультимедийной презентации

Смена видов деятельности.


Рефлексия:

Были ли цели обучения достижимыми?


Чему сегодня научились учащиеся?


Какой была атмосфера обучения?


Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися?


Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?


Итоговое оценивание

Назовите 2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Назовите 2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?





11


Просмотр содержимого документа
«Карта успеха»

Критерии успеха


Участвовал в обсуждении темы и цели урока


Предложил для «корзины идей» возможные правила сетевого этикета, интересные идеи


Прослушал текст и определил правила сетевого общения


Участвовал в создании кластера


Смог написать электронное письмо


Представил письмо в своей группе


Написал лучшее письмо, которое было представлено другим группам


Работал на уроке активно, участие принесло успех общему делу




Критерии успеха


Участвовал в обсуждении темы и цели урока


Предложил для «корзины идей» возможные правила сетевого этикета, интересные идеи


Прослушал текст и определил правила сетевого общения


Участвовал в создании кластера


Смог написать электронное письмо


Представил письмо в своей группе


Написал лучшее письмо, которое было представлено другим группам


Работал на уроке активно, участие принесло успех общему делу




Критерии успеха


Участвовал в обсуждении темы и цели урока


Предложил для «корзины идей» возможные правила сетевого этикета, интересные идеи


Прослушал текст и определил правила сетевого общения


Участвовал в создании кластера


Смог написать электронное письмо


Представил письмо в своей группе


Написал лучшее письмо, которое было представлено другим группам


Работал на уроке активно, участие принесло успех общему делу




Критерии успеха


Участвовал в обсуждении темы и цели урока


Предложил для «корзины идей» возможные правила сетевого этикета, интересные идеи


Прослушал текст и определил правила сетевого общения


Участвовал в создании кластера


Смог написать электронное письмо


Представил письмо в своей группе


Написал лучшее письмо, которое было представлено другим группам


Работал на уроке активно, участие принесло успех общему делу




Критерии успеха


Участвовал в обсуждении темы и цели урока


Предложил для «корзины идей» возможные правила сетевого этикета, интересные идеи


Прослушал текст и определил правила сетевого общения


Участвовал в создании кластера


Смог написать электронное письмо


Представил письмо в своей группе


Написал лучшее письмо, которое было представлено другим группам


Работал на уроке активно, участие принесло успех общему делу




Критерии успеха


Участвовал в обсуждении темы и цели урока


Предложил для «корзины идей» возможные правила сетевого этикета, интересные идеи


Прослушал текст и определил правила сетевого общения


Участвовал в создании кластера


Смог написать электронное письмо


Представил письмо в своей группе


Написал лучшее письмо, которое было представлено другим группам


Работал на уроке активно, участие принесло успех общему делу






Просмотр содержимого документа
«Смайлики»






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!