СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Урок №62 Искусство икебаны

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели обучения, которые необходимо достичь на уроке:

5.П5 - писать эссе-повествование, эссе-рассуждение;

5.П7 - корректировать текст, исправляя орфографические ошибки с помощью словаря, редактируя предложения.

Просмотр содержимого документа
«5 класс Урок №62 Искусство икебаны»

Дата

ФИО учителя

Класс 5

Урок №62

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Тема раздела, подраздела

5.6. Живые организмы: растения.

6.4. Искусство икебаны.

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

5.П5 - писать эссе-повествование, эссе-рассуждение;

5.П7 - корректировать текст, исправляя орфографические ошибки с помощью словаря, редактируя предложения.

Языковая цель:

Все учащиеся смогут: составлять высказывание по иллюстрациям, писать эссе-рассуждение, соблюдая его структуру.

Большинство учащихся смогут: рассказать о своих впечатлениях от посещенного мероприятия; провести самооценку письменных работ по дескрипторам.

Некоторые учащиеся смогут: обосновать дословный перевод слова, составить интервью с предполагаемым человеком; провести само- и взаимооценку письменных работ по дескрипторам.

Ключевые слова и фразы: икебана, букет, живая, мастер-класс, японское искусство

Письменные подсказки: структура текста-рассуждения (опорная схема), дополнительная информация о понятии «икебана»

Предыдущее обучение:

понятие «типы текста»

ПЛАН

Планируемое время и этапы

Запланированная деятельность

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вызов

  1. Приветствие. Психологический настрой.

  2. (Г) Прием «Буриме от обратного».

Задание.

  • Прочитайте стихотворение Маргариты Алигер, вставляя подходящие по смыслу и рифме слова.

  • Определите ключевые слова стихотворения.

  • Ознакомьтесь с лексическими значениями слова «гамма», определите, в каком значении оно употреблено в тексте.

  • Назовите вид японского искусства, о котором идет речь в стихотворении. Расскажите, что вы знаете о данном виде искусства.

  • (А) В переводе с японского слово «икебана» означает «Жизнь в цветах» или «живые цветы» («ике» - жизнь, «бана» - цветы). Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свой ответ.


Берет японец ветку вишни

в жемчужно – розовом цвету,

срезает все, что видит лишним,

что нарушает красоту.

И острый нож кромсает, мучит

живую зелень, нежный цвет.

Но он становится все лучше,

неповторимый тот букет,


исполненный такого чувства,

что не добавить ничего.

Произведение искусства,

дитя жестокости его.

Он как японская картина,

он словно утренний рассвет:

светло, и ярко, и едино,

и лишних красок в гамме нет.



Приветствуют учителя.

Знакомятся со стихотворением, вставляя подходящие по смыслу слова, определяют ключевые слова, записывают в тетрадь; работают с толковыми словарями (словари интернета); на основе проделанной работы называют вид японского искусства.

Дифференциация.

Учащиеся С-В рассказывают о данном виде искусства на основе своих личностных знаний; учащиеся А обосновывают дословный перевод слова «икебана».

ФО: взаимооценивание. Прием «Две звезды и одно пожелание»


учебник, стр. 32

Осмысление

  1. (Г) Работа с текстом.

Задание.

  1. Прочитайте текст, восстановите его последовательность.


16 сентября 2016 года в Музее Первого Президента Республики Казахстан профессор Со-Катоку Икэнобо г-жа Мидори Ямада провела мастер-класс по особому виду духовной практики искусству икебаны. В ходе мероприятия, организованного совместно с Посольством Японии в Казахстане в рамках международного проекта Музея «Диалог посредством культуры», участники получили возможность самостоятельно создать букет, а также ознакомиться с авторскими работами г-жи Ямада.

Г-жа Мидори Ямада является основателем и первым президентом филиала Икэнобо в России, Кавалером Ордена «Восходящее Солнце Золотые и Серебряные Лучи», мастером чайной церемонии школы Омотэ Сэнкэ и японской живописи Сумиэ. Г-жа Ямада на протяжении 25 лет проводит курсы и мастер-классы во многих городах России, Туркменистана, Татарстана, Украины, Молдовы, Армении и Казахстана.

Икебана – порождение японского образа жизни. Этот вид искусства создан нацией, которая веками воспитывала в себе умение обращаться к природе как к неисчерпаемой сокровищнице прекрасного. Оригинальность и неповторимость, утонченность и изысканность, многообразие форм и стилей в технике икебаны позволяет этому виду искусства находить отклик в сердцах многих людей всего мира.

  1. Выполните задание карточки.

(А) Карточка 1.

Подготовьте интервью с г-жой Мидори Ямада.

(В) Карточка 2.

Вы присутствовали на мероприятии с госпожой Мидори Ямада. Поделитесь своими впечатлениями об этой встрече.

(С) Карточка 3.

Рассмотрите иллюстрации (стр. 33). Опишите их, используя слова букет, краски, гамма, композиция


Учитель предлагает информацию об основных принципах составления икебаны, которую ученики могут использовать при подготовке по заданиям.

*Дополнительная информация.

В Японии существует целая наука аранжировки цветов. «Помочь цветам проявить себя» – таков дословный перевод слова икебана. Существуют определенные принципы построения композиции.

Первый принцип: три цветка, три ветки. Они символизируют землю, небо и человека. Это основа икебаны.

Второй принцип: три основных цветка должны быть разной высоты (низкий, средний, высокий).

Третий принцип: в высокой вазе самый высокий цветок – в два раза выше вазы, в низкой, широкой вазе высота главного цветка в два раза больше диаметра вазы.

Четвертый принцип: если в работе используются цветы разных размеров и окраски бутонов, то самые яркие, темные и крупные должны быть расположены в центре, ближе к вазе, а мелкие и светлые цветы – по краям.

Пятый принцип: все цветы и ветки располагаются под углом: от центра в стороны.


  1. Написание эссе-рассуждения.

  1. Знакомство со структурой текста-рассуждения (Рубрика «Обратите внимание!»).

* Можно использовать видеоряд «Рассуждение»

  1. Написание работы.


Темы:

  • Икебана – отражение души.

  • Икебана – продолжение жизни растений.

  • Нужно ли развивать искусство икебаны в Казахстане?

  1. Самооценивание по критериям.

Задание оценивается учителем по составленным критериям, с которыми желательно ознакомить учащихся.

Дескрипторы.

  • Соблюдает количество слов (80-90 слов).

  • Формулирует проблему и отмечает ее актуальность.

  • Приводит тезис и 2 аргумента к нему.

  • Демонстрирует соответствующий словарный запас.

  • Согласует слова в роде, числе, падеже.

  • Выражает свою точку зрения.

Ученики читают текст индивидуально, затем в группе обсуждается последовательность предложений.

Лидеры групп выбирают карточки с заданиями, которые сначала обсуждаются в группе. Затем группы выступают по очереди.

ФО: взаимооценивание. Прием «П5».

  • Полно?

  • Последовательно?

  • Правильно?

  • Понятно?

  • Примеры?











































Учащиеся знакомятся с теоретическим материалом, критериями оценки эссе-рассуждения; выполняют письменную работу (на черновике); оценивают по критериям самостоятельно.

Прием «авторский стул» (несколько работ при наличии времени можно заслушать и оценить коллективно).

ФО: наблюдения учителя и оценка по критериям.

Учебник, стр. 33.

Карточки с заданиями





















































учебник, стр. 33

Опорная схема «Текст-рассуждение», видеоряд «Рассуждение»

https://www.youtube.com/watch?time_continue=567&v=TwSAtM9zhe4


Рефлексия.

  1. Рефлексия «Букет настроения».

В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель предлагает: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку (или нарисовать цветы – на листе А-4 уже изображена ваза). Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

  • красный - восторженное;

  • оранжевый - радостное, теплое;

  • желтый - светлое, приятное;

  • зеленый – спокойное;

  • синий - неудовлетворенное, грустное;

  • фиолетовый - тревожное, напряженное;

  • черный - упадок, уныние.


Учащиеся заполняют вазу цветами, оценивая свою деятельность на уроке и эмоциональный настрой.

Лист А-4, фломастеры

Домашнее задание.

Закончить письменную работу.



Дополнительная информация

Дифференциация – каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи. Здоровье и безопасность. Связи с ИКТ. Связи с ценностями

Учащиеся С-В рассказывают о данном виде искусства на основе своих личностных знаний; учащиеся А обосновывают дословный перевод слова «икебана»; при работе с текстом предполагаются разноуровневые задания.


ФО: взаимооценивание. Прием «Две звезды и одно пожелание»

ФО: взаимооценивание. Прием «П5».

ФО: наблюдения учителя и оценка по критериям.

Рефлексия «Букет настроения».

Вид японского искусства.

Иллюстрации, видеоряд.

Чувство прекрасного.

Рефлексия:

Были ли цели обучения достижимыми?


Чему сегодня научились учащиеся?


Какой была атмосфера обучения?


Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися?


Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?


Итоговое оценивание

Назовите 2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Назовите 2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

1

2





Просмотр содержимого документа
«РМ - Дескрипторы»

Дескрипторы

Баллы

Всего

Соблюдает количество слов.

2


Формулирует проблему и отмечает ее актуальность.

2


Приводит тезис и 2 аргумента к нему.

2


Демонстрирует соответствующий словарный запас.

2


Согласует слова в роде, числе, падеже.

2


Выражает свою точку зрения.

2






Дескрипторы

Баллы

Всего

Соблюдает количество слов.

2


Формулирует проблему и отмечает ее актуальность.

2


Приводит тезис и 2 аргумента к нему.

2


Демонстрирует соответствующий словарный запас.

2


Согласует слова в роде, числе, падеже.

2


Выражает свою точку зрения.

2






Дескрипторы

Баллы

Всего

Соблюдает количество слов.

2


Формулирует проблему и отмечает ее актуальность.

2


Приводит тезис и 2 аргумента к нему.

2


Демонстрирует соответствующий словарный запас.

2


Согласует слова в роде, числе, падеже.

2


Выражает свою точку зрения.

2






Дескрипторы

Баллы

Всего

Соблюдает количество слов.

2


Формулирует проблему и отмечает ее актуальность.

2


Приводит тезис и 2 аргумента к нему.

2


Демонстрирует соответствующий словарный запас.

2


Согласует слова в роде, числе, падеже.

2


Выражает свою точку зрения.

2




Дескрипторы

Баллы

Всего

Соблюдает количество слов.

2


Формулирует проблему и отмечает ее актуальность.

2


Приводит тезис и 2 аргумента к нему.

2


Демонстрирует соответствующий словарный запас.

2


Согласует слова в роде, числе, падеже.

2


Выражает свою точку зрения.

2






Дескрипторы

Баллы

Всего

Соблюдает количество слов.

2


Формулирует проблему и отмечает ее актуальность.

2


Приводит тезис и 2 аргумента к нему.

2


Демонстрирует соответствующий словарный запас.

2


Согласует слова в роде, числе, падеже.

2


Выражает свою точку зрения.

2






Дескрипторы

Баллы

Всего

Соблюдает количество слов.

2


Формулирует проблему и отмечает ее актуальность.

2


Приводит тезис и 2 аргумента к нему.

2


Демонстрирует соответствующий словарный запас.

2


Согласует слова в роде, числе, падеже.

2


Выражает свою точку зрения.

2






Дескрипторы

Баллы

Всего

Соблюдает количество слов.

2


Формулирует проблему и отмечает ее актуальность.

2


Приводит тезис и 2 аргумента к нему.

2


Демонстрирует соответствующий словарный запас.

2


Согласует слова в роде, числе, падеже.

2


Выражает свою точку зрения.

2





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!