СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс Урок №7 Незабываемые образы баллады Пушкина "Песнь о вещем Олеге"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Языковая цель.

Все учащиеся смогут:  определить ключевые эпизоды по представленным иллюстрациям; рассказать о героях баллады;

Большинство  учащихся смогут: дать описание одному из героев эпизода; использовать при описании героя цитаты из текста; составить синквейн

Некоторые  учащиеся смогут: проанализировать образы князя и кудесника, составить сравнительную характеристику героев баллады.

Просмотр содержимого документа
«5 ????? ???? ?7 ???????????? ?????? ??????? л????? ? ????? ?????╗»

Дата

ФИО учителя

Класс 5

Урок №7

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Тема раздела, подраздела

Героический эпос.

1.6 Незабываемые образы баллады «Песнь о вещем Олеге»

Цели обучения:

5. ПО 2. иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему

5. ПО 6. давать краткий и полный ответ на вопрос

5. АИ 5. характеризовать героев при поддержке учителя

5. ОС 1. участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства

Языковая цель:

Все учащиеся смогут: определить ключевые эпизоды по представленным иллюстрациям; рассказать о героях баллады;

Большинство учащихся смогут: дать описание одному из героев эпизода; использовать при описании героя цитаты из текста; составить синквейн

Некоторые учащиеся смогут: проанализировать образы князя и кудесника, составить сравнительную характеристику героев баллады.

Ключевые слова и фразы: летописный источник, баллада, Древняя Русь, русский князь, кудесник, волхв

Критерии оценивания

Учащийся:

- выразительно читает фрагменты баллады;

- описывает репродукции картин, сюжет которых основан на «Песни о вещем Олеге»;

- анализирует образ князя Олега и кудесника в произведении А.С. Пушкина;

- проводит сравнительную характеристику образов баллады.

Предварительные знания

Обучение производится на базе знаний и ресурсов, полученных в процессе изучения произведений русской литературы в предыдущие годы обучения, в частности, мифов, легенд, сказок. На уроке учащиеся будут продолжать совершенствовать навыки чтения и анализа текста.

ПЛАН

Планируемое время и этапы

Запланированная деятельность

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие. Психологический настрой.

  2. Сообщение темы урока, постановка целей урока.

- Какие задачи перед собой поставим?

  1. Диалогическая беседа «Воронка идей»

- Почему именно смерть Олега, а не его подвиги оказываются в центре внимания А.С. Пушкина?

- Случайна ли смерть Олега? Почему Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его "лживым, безумным стариком"? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?


Приветствуют учителя.

Записывают тему урока, формулируют цели урока.

Г:

Учащиеся записывают свои идеи, создают флипчарт, в котором отразят свое видение ответов на поставленные учителем вопросы.

ФО: взаимооценивание (комментарии от одноклассников, наблюдение учителя)






формат А-4;

фломастеры







  1. Осмысление

  1. Работа с иллюстрациями

Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин В.М. Васнецова, созданные по мотивам «Песни о вещем Олеге», определить ключевые эпизоды баллады, подготовить описание персонажей, опираясь на текст баллады.





  1. Диалогическая беседа с элементами сравнительной характеристики.

Учащимся предлагается прочитать диалог князя Олега и кудесника по ролям, после чего проводится диалогическая беседа по следующим вопросам:

- Как в выборе эпитетов проявилось авторское отношение к кудеснику?

- Как кудесник относится к Олегу? И как Олег — к кудеснику? Обоснуйте своё мнение.

- Почему волхв не только позволяет себе быть с князем непочтительным, но и не боится предсказать его судьбу?

- Можно ли назвать их встречу поединком? Какой силой и властью обладает каждый из них?


Сравнительная характеристика

князь

кудесник

Земной владыка

Представитель высших сил. Прорекает судьбу. Соотносится с образом поэта – пророка

Появляется торжественно, величаво

Появляется неожиданно, таинственно

Обращается к кудеснику снисходительно, задевает его достоинство

Спокойно и гордо защищает своё достоинство.

Предлагает свою милость и плату, как будто подкупая судьбу.

Говорит высшую правду, которую нельзя изменить ни подкупом, ни угрозой. Судьба неподкупна. Ни сила, ни богатство не помогут. Даёт гордую отповедь. Конь, которым хотел задобрить, станет твоей смертью.

Пытается противопоставить свою волю высшей воле

Признаёт небесную власть


- Рассмотрите иллюстрацию В.М. Васнецова «Олег и кудесник». Совпадают ли изображённые художником князь и кудесник с вашим представлением о них? Что кажется вам главным в изображении каждого из героев?

- Кто же герой баллады – Олег или кудесник?

Г: учащиеся в группе выбирают одну из предложенных иллюстраций, выполняют задание

ФО: взаимооценивание

Учащиеся оценят выступления пар по составленным заранее критериям:

- определяет ключевые эпизоды по представленным иллюстрациям;

- дает описание одному из героев эпизода;

- использует при описании героя цитаты из текста

ФО: на стикерах учащиеся дают свою оценку выступлениям групп «Две звезды – одно пожелание»


Учащиеся читают диалог.

Д:

Учащиеся А составляют сравнительную характеристику героев баллады, используя таблицу учебника, стр.26

Учащиеся В,С обсуждают предложенные учителем вопросы.

ФО: взаимооценивание (комментарии от одноклассников, наблюдение учителя)



иллюстрации, стикеры для ФО

















учебник, иллюстрация


















  1. Рефлексия

  1. Рефлексия «Синквейн»

В конце урока учащимся можно предложить написать синквейны на тему «Вещий Олег», «кудесник»

Алгоритм написания синквейна:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.


Г:

учащиеся создают синквейны, используя алгоритм написания

ФО: «Сигналы рукой»



алгоритм написания синквейна

Домашнее задание.

Обсуждаем произведение. Вопросы 1-3, стр. 26

Читаем наизусть фрагмент «Предсказание кудесника», « Расставание с конем»

Записывают домашнее задание


Дополнительная информация

Дифференциация – каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи. Здоровье и безопасность. Связи с ИКТ. Связи с ценностями

Учащиеся А являются лидерами при работе в группе, составляют сравнительную характеристику героев баллады, используя таблицу учебника, учащиеся В,С характеризуют героев баллады, обсуждая предложенные учителем вопросы.

Оказание поддержки учащимся осуществляется при помощи алгоритма написания рефлексивной работы.

ФО: (комментарии от одноклассников, наблюдение учителя).

ФО: «Сигналы рукой» (взаимооценивание)

ФО: «Две звезды – одно пожелание» (взаимооценивание)

Рефлексия «Синквейн»


Межпредметные связи прослеживаются с «Всемирной историей», «Русским языком» и «Изобразительным искусством»

Презентация

Ценность чтения в процессе обучения

Рефлексия:

Были ли цели обучения достижимыми?


Чему сегодня научились учащиеся?


Какой была атмосфера обучения?


Успешными ли были задания по установлению различий между учащимися?


Придерживался ли я временного графика? Какие отступления от плана я сделал и почему?


Итоговое оценивание

Назовите 2 наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Назовите 2 момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)?

1

2

Что я узнал за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

1

2



Просмотр содержимого документа
«???????? ????????? ?????????»

Алгоритм написания синквейна:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.



Алгоритм написания синквейна:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.



Алгоритм написания синквейна:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.



Алгоритм написания синквейна:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Просмотр содержимого документа
«??????? ????? ???????»

критерии

князь Олег

кудесник

Портрет



Авторская характеристика



Характеристика других персонажей



Отношения героя к другим персонажам



Поведения героя







Просмотр содержимого документа
«?? ??????? 1»

Баллада А.С. Пушкина "Песнь о Вещем Олеге"



Цель обучения

5. ПО 4. Составлять простой план


Критерий оценивания

Обучающийся

  • Создает простой план


Уровень мыслительных навыков


Навык высокого порядка

Задание

Рассмотрите иллюстрации художника  В. Васнецова к балладе А.С. Пушкина "Песнь о Вещем Олеге. Расположите события, изображенные на иллюстрациях, в хронологическом порядке, расставив цифры от 1 до 5. Озаглавьте каждую иллюстрацию и запишите в виде плана.




______________ №________________ №________________

________________ №______________


Дескрипторы

Обучающийся

  • располагает события произведения в хронологическом порядке;

  • определяет основную мысль каждого смыслового фрагмента;

  • озаглавливает каждую иллюстрацию;

  • записывает заглавия в виде простого плана.



Просмотр содержимого документа
«?? ??????? 2»

Баллада А.С. Пушкина "Песнь о Вещем Олеге"



Цель обучения

5. ПО 2. Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему.


Критерий оценивания



Обучающийся

  • Определяет главную информацию художественного произведения.


Уровень мыслительных навыков


Знание и понимание

Задание


Рассмотрите иллюстрацию художника  В. Васнецова к балладе А.С. Пушкина "Песнь о Вещем Олеге" и ответьте на вопросы:


  1. Какой эпизод изображен на иллюстрации?

  2. Какова роль данного эпизода в произведении?

  3. Почему произведение называется «Песнь о вещем Олеге»?

  4. Какие события в произведении можно считать пророческими?

  5. Какова тема данного произведения?



Дескрипторы

Обучающийся

- определяет роль эпизода в произведении;

- определяет смысл названия произведения;

- называет основные сюжетные линии произведения;

- формулирует тему произведения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!