СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 класс ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ «ГЕОГРАФИЯ И МЫ» Тема: Почвы, разнообразие типов почв

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЧВА – самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков.

Просмотр содержимого документа
«6 класс ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ «ГЕОГРАФИЯ И МЫ» Тема: Почвы, разнообразие типов почв»

6 КЛАСС

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ «ГЕОГРАФИЯ И МЫ»

ТЕМА №20. Почвы, разнообразие типов почв

Дата: 11.02.2021 г.

В ТЕТРАДИ СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ (выписать термины, ученых, самое главное)

Цели урока:

  • Сформировать знания учащихся о почве, ознакомить с основными типами почв Казахстана.

  • Продолжить формирование представления о взаимосвязи и взаимозависимости компонентов природы.

  • Воспитание коллективизма, корректности и тактичности в отношении с одноклассниками.

Тип урока: изучения нового материала

ПОЧВА – самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла и атмосферных осадков.

Почва представляет собой совершенно особое природное образование, обладающее только ей присущим строением, составом и свойствами. Важнейшим свойством почвы является ее плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений. Чтобы быть плодородной, почва должна обладать достаточным количеством питательных веществ и запасом воды, необходимым для питания растений, именно своим плодородием почва, как природное тело, отличается от всех других природных тел (например, бесплодного камня), которые не способны обеспечить потребность растений в одновременном и совместном наличии двух факторов их существования – воды и минеральных веществ.

П очвы изучает особая наука - ПОЧВОВЕДЕНИЕ, а также агрономия, геология, грунтоведение, геохимия и другие научные направления. Почвы и подводные илы образуют особую оболочку Земли - педосферу, которая активно взаимодействует с соседними геосферами.

В. В. Докучаев с 1883 года впервые рассматривает почву как самостоятельное природное тело, формирующееся под воздействием факторов почвообразования: «совокупностью причин (грунт, климат, рельеф, возраст и растительность)».

Он подытоживает, что почва «есть функция (результат) от материнской породы (грунта), климата и организмов, помноженная на время».

Состав почвы:

  • Минералогический состав. Около 50—60 % объёма и до 90—97 % массы почвы составляют минеральные компоненты. Минералогический состав почвы отличается от состава породы, на которой она образовалась: чем старше почва, тем сильнее это отличие. Высокое содержание минералов-оксидов и гидроксидов железа (лимонит, гематит), марганца (вернадит, пиролюзит, манганит), алюминия (гиббсит) и др., также сильно влияющие на свойства почвы — они участвуют в формировании структуры, почвенного поглощающего комплекса (особенно в сильно выветрелых тропических почвах), принимают участие в окислительно-восстановительных процессах. Большую роль в почвах играют карбонаты (кальцит, арагонит см. карбонатно-кальциевое равновесие в почвах). В аридных регионах в почве нередко накапливаются легкорастворимые соли (хлорид натрия, карбонат натрия и др.), влияющие на весь ход почвообразовательного процесса.

  • Гранулометрический состав. В почвах могут находиться частицы диаметром как менее 0,001 мм, так и более нескольких сантиметров. Меньший диаметр частиц означает большую удельную поверхность, а это, в свою очередь — большие величины ёмкости катионного обмена, водоудерживающей способности, лучшую агрегированность, но меньшую порозность. Тяжёлые (глинистые) почвы могут иметь проблемы с воздухосодержанием, лёгкие (песчаные) — с водным режимом.

  • Органическая часть почвы. В почве содержится некоторое количество органического вещества. В органогенных (торфяных) почвах оно может преобладать, в большинстве же минеральных почв его количество не превышает нескольких процентов в верхних горизонтах.

Почвенная структура:

  • Структура почвы - физическое строение твёрдой части и порового пространства почвы, обусловленное размером, формой, количественным соотношением, характером взаимосвязи и расположением как механических элементов, так и состоящих из них агрегатов.

  • Твёрдая часть почвы - совокупность всех видов частиц, находящихся в почве в твёрдом состоянии при естественном уровне влажности.

  • Поровое пространство в почве - разнообразные по размерам и форме промежутки между механическими элементами и агрегатами почвы, занятые воздухом или водой.

  • Преобладающая форма агрегатов является важным диагностическим признаком почвы. Выделяют округло-кубовидную (зернистую, комковатую, глыбистую, пылеватую), призмовидную (столбовидную, призмовидную, призматическую) и плитовидную (плитчатую, чешуйчатую) структуру, а также ряд переходных форм и градаций по размеру.

Природные условия на территории нашей страны очень разнообразны. В зависимости от климата, растительности, геологического строения местности меняется и почвенный покров. Наиболее отчетливо выражена смена типов почв с севера на юг, т. е. ШИРОТНАЯ ЗОНАЛЬНОСТЬ. В горах типы почв сменяются от подножия к вершинам, т. е. наблюдается ВЕРТИКАЛЬНАЯ (ВЫСОТНАЯ) ПОЯСНОСТЬ.

В Казахстане 86% территории занимают равнины.

На равнинах выделяются три типа почв:

  • черноземы (севернее 52* с. ш.),

  • каштановые (между 52 и 48* с. ш.),

  • бурые и серо­бурые (южнее 48* с. ш.).

Черноземы

Черноземы распространены в самой северной части республики. Эта зона охватывает всю Северо-Казахстанскую область, большую часть Костанайской, северные части Акмолинской, Павлодарской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областей и занимает 25,5 млн га, или 9,5% территории республики. Черноземы подразделяются на три подтипа: выщелоченные черноземы занимают самую южную часть лесостепной зоны, обыкновенные и южные черноземы характерны для степной зоны.

Все черноземы плодородны, но более мошный слой гумуса (6-8%) у первых двух, а в южных черноземах перегноя меньше (4-6%).

Черноземные почвы распространены на хорошо увлажненных степных равнинах и являются основным хлебородным регионом республики.

Каштановые

Каштановые почвы расположены южнее черноземных. Они занимают большую часть Центрального Казахстана, север Прикаспийской низменности, равнины Восточно-Казахстанской области. Эти почвы господствуют в сухой степной и полупустынной зонах, которые занимают 90,6 млн га, или 34% территории республики.

Каштановые почвы подразделяются на три подтипа: темно-каштановые почвы умеренно сухой степи, каштановые почвы сухой степи, а также светло-каштановые почвы полупустыни.

Плодородие почвы уменьшается к югу. Темно-каштановые и каштановые почвы содержат 3-4,5% гумуса, светло-каштановые почвы полупустыни отличаются небольшим содержанием гумуса - 2-3%. Темно-каштановые и каштановые почвы сухой степи пригодны для богарного (т. е. неполивного) земледелия и животноводства, а светло-каштановые почвы полупустыни используются в основном как пастбища.

Бурые и серо­бурые

Бурые и серо-бурые почвы расположены южнее каштановых и охватывают южную часть Казахстана. Они занимают 120 млн га, или 44% территории республики. Содержание гумуса в этих почвах 1-2%. В основном это животноводческий район, земледелие возможно лишь при орошении.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!