СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 сыйныф өчен туган (татар) әдәбиятыннан эш программасы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Туган (татар) әдәбиятыннан эш программасы 

Просмотр содержимого документа
«6 сыйныф өчен туган (татар) әдәбиятыннан эш программасы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ “Кубянская СОШ” Атнинского муниципального района РТ



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО:

____________ Сунгатова Г.З.


Протокол № 1

от « » август 2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Кубянская СОШ»:

__________ Ганиева Л.Ф.


«27» август 2019 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «КубянскаяСОШ»:

_____________Хакимзянов Х.Г.


Приказ № 68 § 4

от «28» август 2019 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному курсу “Родная (татарская) литература” для 6 класса

учителя татарского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Садриевой Алии Габдулловны



2019- 2020 учебный год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.Личностным результатом изучения учебного курса по родной литературе на уровне основного общего образования являются формирование у учащихся навыков восприятия, анализа, оценки художественного произведения, собственной нравственной позиции, воспитание эстетического вкуса, развитие творческого мышления, которые в целом станут средством для формирования мировоззрения и оценки окружающей действительности.

2.Метапредметными результатами освоения программы основного общего образования по родной литературе являются формирование и развитие основ читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией и опыта проектной деятельности, овладение универсальными учеными действиями (регулятивными, познавательными, коммуникативными). Изучение родной литературы обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;

2) умение организовывать свою деятельность, самостоятельно определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные универсальные учебные действия;

5) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать при- чинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

6) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

7) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;

8) смысловое чтение;

9) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные универсальные учебные действия

10) умение работать в группе, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

11) умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности), ориентироваться в содержании текста, понимать его целостный смысл, резюмировать главную идею текста, структурировать и преобразовывать, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, устанавливая взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов, критически оценивать содержание и форму текста.;

12) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики.

3.Предметными результатами освоения основной образовательной программы по родной литературе являются:

1) осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения; выразительно произведения фольклора, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

2) видеть черты татарского национального характера в героях произведений устного народного творчества; выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, формирования представлений о татарском национальном характере; сравнивать произведения татарского фольклора и произведениями устного творчества других народов, учитывая жанровородовые признаки произведений;

3) понимать эстетическую, образную природу литературы как искусства слова;

4) осознавать значимость чтения и испытывать потребность в нём для личного развития; осознанно выбирать произведения для самостоятельного чтения; выразительно читать художественные тексты, заученные наизусть;

5) воспринимать художественную литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей;

6) пересказывать прозаические произведения или их фрагменты с использованием изобразительно-выразительных средств художественной речи, цитат из текста;

7) отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

8) писать изложения и сочинения, связанные с тематикой, проблематикой изученных и самостоятельно прочитанных произведений, а также на публицистические темы;

9) понимать ключевые проблемы изученных произведений родной литературы; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

10) устанавливать связи родных литературных произведений с эпохой их написания, фактами жизни и творчества писателей; раскрывать вневременную, общечеловеческую значимость произведений и их современное звучание; анализировать и истолковывать произведения с учётом их жанровой природы, аргументировать своё отношение к прочитанному;

11) владеть литературоведческой терминологией при анализе художественного текста;

12) определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; формулировать тему, идею, раскрывать пафос, идейнонравственное содержание произведения; определять конфликт, прослеживать развитие сюжета, мотивов, характеризовать композицию, раскрывать функциональную роль изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, давать характеристику литературным героям

Рецептивная деятельность как основа развития читательских компетенций школьников: осмысленное, творческое, выразительное чтения художественных произведений различных жанров, чтение стихотворных текстов или отрывков из прозаических текстов наизусть; рассказ о жизненном пути и творчестве писателя (выборочно или предложенного автора); определение жанров фольклорных произведений и их особенностей; определение принадлежности художественного произведения к одному из литературных родов и жанров.

Репродуктивная деятельность как формы погружения в художественную структуру произведения: устный комментарий к тексту и различные виды пересказа прочитанного; воспроизведение по ролям, инсценирование, театрализация; целенаправленная работа с источниками информации (словари, справочники, энциклопедии, электронные средства); обращение к материалам периодической печати; конспектирование и тезирование.

Поисковая деятельность как виды творческого осмысления поэтики писателя: поиск ответов на проблемные вопросы; составление плана; написание рецензии на художественное произведение; написание изложения с элементами сочинения; словесное рисование и устное мини-сочинение или доклад-сообщение.

Исследовательская деятельность как вид развернутого размышления о художественном творчестве: анализ художественного произведения с точки зрения сюжета, композиции, системы образов, языка и стиля; анализ литературного текста в целом; сопоставление проблематики и тематики различных произведений; рефераты и индивидуальные проектные исследовательские работы; сочинение по литературному произведению, по творчеству пистеля (или поэта), по историко-культурным явлениям.



Аннотация к рабочей программе по родной (татарской) литературе

Класс: 6

Учитель:Садриева А.Г..

Количество часов: в неделю – 2, всего – 70

УМК: Ганиева,Ф. А, Гарифуллина Н.Д. Литература 6 класс. Казань: Татарское книжное издательство. 2014 г.

Форма промежуточной аттестации: тест

Ведущая тема: система образов


п/п

Количество часов

Содержание учебного материала

1.

1 ч.

Повторение эпических жанров фольклора (баиты, сказки, предания, легенды), метафоричность, аллегоричность.

2.

3 ч.

Мифы. Концепции о происхождении мифов. Классификация мифов. Татарские народные мифы («Алып кешеләр» / «Великаны», «Җил иясе җил чыгара» / «Откуда появляется ветер»).

3.

4 ч.

Развитие мифологических и религиозных сюжетов в литературе. Научная и литературная деятельность Каюма Насыри (1825-1902). Изучение им фольклора, этнографии, литературы, истории татар. Повесть К. Насыри «Әбүгалисина» / «Абу Али Сина». Фантастический сюжет и просветительские идеи в повести.

Просветительское движение у татар.

Тема для обсуждения. Образ Абу Али Сины – исторический персонаж, сказочный герой или просветительский идеал?

4.

2 ч.

Переход фольклорных жанров в литературу: условность (Г. Рахим «Яз әкиятләре» / «Весенние сказки»). Аллегорическая образность. Повествование от лица персонажа-рассказчика. Утверждение бескорыстия как важного человеческого качества.

5.

6 ч.

Г. Ибрагимов. Прославление гармонии бытия, нравственной цельности и красоты народной жизни («Алмачуар» / «Чубарый»). Система образов людей.

Образ Алмачуар. Любовь маленького героя к лошади. Функции образов мальчика-рассказчика и взрослого повествователя. Этнографические детали и материалы. Образ татарской деревни.

6.

6 ч.

Г.Тукай. Автобиографическая повесть «Исемдә калганнар» / «Оставшиеся в памяти». Образ повествователя: маленький Апуш и поэт Габдулла. Характер. Воспоминания, условность, вымысел.

7.

4 ч.

Р.Батулла. «Имче» / «Знахарка». Исторический сюжет о детстве Тукая. Сходство героя Батуллы с Тукаевским Апуш и отличия от него. Приёмы создания исторических ситуаций. Особенности рассказывания.

8.

5 ч.

Комические образы. Жизнь и творчество Г. Камала – одного из основоположников татарской реалистической драматургии. Основные конфликты в комедии Г. Камала «Беренче театр» /«Первый театр». Просветительские идеи, комические средства.

9.

2 ч.

Лирико-эмоциональные образы. Дардменд «Видагъ» / «Прощание». Содержание лирического текста, лирический герой, чувство-переживание. Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. Философский смысл пейзажных стихотворений, их симво­лика.

Жизнь и творчество Дардеменда. Татарское литературоведение о Дардеменде.

10.

2 ч.

С. Рамиев «Уку» / «Знание». Просветительский мотив. Образ автора. Гражданская лирика. Жизнь и творчество С. Рамиева. Татарское литературоведение о Рамиеве.

11.

5 ч.

Практическое занятие. Лирические жанры: пейзажная лирика; образы природы. Языковые и стилистические средства (тропы, лексические, стилистические, фонетические средства).

Х. Такташ«Пи-би-бип». Образ природы и родной земли.

12.

1 ч.

М. Джалиль.«Сандугач һәм чишмә» / «Соловей и родник». Условность, аллегория.

13.

3

Ильдар Юзеев. "Баллада о Садоводе”, "Йолдыз кашка турында баллада". Описание реальности в фантастических событиях и символических образах. Система образов.

14

3

Рассказ И. Газина «Тургай, ушедший за солнцем”. Изобразительный объект, образ рассказчика, методы описания.

15

4

Рассказ Ф. Яруллина “Ак төнбоек”. Событие, герои. Конфликт и сюжетные этапы.

16

2

Способы повествования. Р. Миннуллина ”Мне нужен брат!", "Мама, я увидел щенка”, “Такой мой родной край", " Вернемся к себе!” стихи. Образы, олицетворяющие детство; образ героев произведений и лирический герой, их эмоции. Изобразительные средства.

17

4

Эпический жанр - роман. Особенности сюжета и композиции; полное описание судьбы, переживаний героев.

Роман А. Файзи “Тукай " (отрывки). Краткая информация о жизни и творчестве писателя. Изучение жизненного пути Тукая и история написания романа.

18.

1 ч.

Повторение и обобщение изученного в 6 классе

19

4 ч.

Внеклассное чтение 1.Рассказ Ф.Яруллина “Сказка леса” / “Урман әкияте”.

2. Рассказ И.Гази «Три Махмуд» /“Өч Мәхмүт”.

3.Поэма Л.Шакирзянова “Тукай тавышы / Голос Тукая”.

4.Стихотворение М.Джалиля “Ана бәйрәме»/ «Праздник матери”

20

8

Развитие связной речи.

Форма организации учебных занятий

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков; урок рефлексии; урок систематизации знаний (общеметодологической направленности); урок развивающего контроля

Основные виды учебной деятельности

· осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

· выразительное чтение художественного текста;

· различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

· ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

· заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

· анализ и интерпретация произведения;

· составление планов;

· целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ним.






ТЕМА

СӘГАТЬ САНЫ



КАЛЕНДАРЬ СРОК






ФАКТИК СРОК



ИСКӘРМӘ

1

Халык авыз иҗатының эпик жанрларын кабатлау. (Бәет, әкият, риваять, легенда) Метафориклык, аллегориялелек.

1




2

Мифлар. Мифларның килеп чыгышы турында карашлар. Мифлар классификациясе. Татар халык мифлары («Алып кешеләр» ,«Җил иясе җил чыгара»).

1




3

Дөнья халыклары тудырган мифлар һәм татар халкы иҗат иткән мифлар.

“ Алып кешеләр”.” Җил иясе җил чыгара” мифлары.

1




4

Әдәби әсәр. Эчтәлек һәм форма. Образлар системасы.

әдәби алымнар, тел-сурәтләү чаралары.

1




5

Матур әдәбият һәм башка сәнгать төрләре арасында образ иҗат итү үзенчәлеге. Кереш контроль эш.

1




6

К.Насыйриның «Әбүгалисина» повесте

1




7

К.Насыйриның «Әбүгалисина» повесте. Эпик төр жанры буларак хикәя белән уртаклыгы, аермасы.

1




8

К.Насыйриның «Әбүгалисина» повесте. Тасвирланган вакыйгалар, күренешләр. Төп геройлар, ярдәмче персонажлар, җыелма образлар

1




9

К.Насыйриның «Әбүгалисина» повесте.Хикәяләүче автор образы; автор позициясе

1




10

Бәйләнешле сөйләмне үстерү. Контроль сочинение “ Әбүгалисина белән Әбелхарис язмышыннан мин нинди нәтиҗәләр ясадым?”

1




11

Хаталар өстендә эш .Дәрестән тыш уку. №1 Ф.Яруллин. “Урман әкияте” хикәясе.

1




12

Г.Ибраһимовның «Алмачуар» хикәясе. Конфликтка бәйле сюжет элементлары. Тема, проблема, идея.

1




13

Г.Ибраһимовның «Алмачуар» хикәясе. Тасвирланган вакыйгаларда, геройлар язмышында һәм әсәрнең исемендә автор идеалының чагылуы.

1




14

Г.Ибраһимовның «Алмачуар» хикәясе. Әсәрдә сурәтләнгән чор картинасы. Әдәби алымнар: кабатлау, янәшәлек, каршы кую.

1




15

Г.Ибраһимовның «Алмачуар» хикәясе.Тел–стиль чаралары (троплар).1 Контроль эш , тест №1

1




16

Хаталар өстендә эш .Г.Ибраһимовның «Алмачуар» хикәясе. Әдәби сөйләм: хикәяләү, сөйләшү (диалог), сөйләү (монолог).

1




17

Бәйләнешле сөйләм үстерү №1 Образларга чагыштырма характеристика бирү.

1




18

Дәрестән тыш уку.№2 И.Гази. “Өч Мәхмүт” хикәясе.

1




19

Г.Рәхимнең «Яз әкиятләре» хикәясе. Эпик жанр - хикәя.





20

Г.Рәхимнең «Яз әкиятләре» хикәясе. Образ, символ, деталь, аллегория. Табигать образы, әйбер образы. Эчтәлек: вакыйга, күренеш, яшерен эчтәлек, контекст.

1




21

Бәйләнешле сөйләм үстерү. №2 Сочинение. “Табигать образларында кеше характерының сыйфатлары”

1




22

Хаталар өстендә эш .Дәрдемәнднең «Видагъ»,“Каләмгә хитаб” шигырьләре.

1




23

Дәрдемәнднең «Видагъ»,“Каләмгә хитаб” шигырьләре. Замандаш шагыйрь- ләр арасында үзенчәлекле урын алган фәлсәфи лирикасы, хис- кичерешләрен, уй- фикерләрен чагылдырган образлар, сурәтләүләр

1




24

С Рәмиевнең «Уку»шигыре.Лирик герой образы.

1




25

С Рәмиевнең “Авыл” шигыре. Табигатьне тасвирлавында романтик күтәренкелек. Тормышка һәм үзенә ышаныч белән, сокланып каравы. Яктылыкка чакыру - өндәү пофосы.

1




26

Г.Камалның «Беренче театр» комедиясе.Көлке ситуациягә корылган вакыйга.

1




27

Г.Камалның «Беренче театр» комедиясе.Әсәрнең төп һәм ярдәмче геройлары.

1




28

Г.Камалның «Беренче театр» комедиясе.Хикәяләү һәм шигъри сөйләмнән аермалы буларак, әсәр теленең диалог һәм монологларга корылган булуы.

1




29

Г.Камалның «Беренче театр» комедиясе. Комедиянең популярлыгы. Контроль эш.Тест№2

1




30

Хаталар өстендә эш. Бәйләнешле сөйләм үстерү. №3 Хәмзә бай образына характеристика.

1




31

Г.Тукай. «Исемдә калганнар».

1




32

Г.Тукай. «Исемдә калганнар». Татар әдәбиятында беренче автобиографик әсәр булуы, язылу тарихы.

1




33

Г.Тукай. «Исемдә калганнар». Тукайның кешеләргә, үз язмышына, яшәгән чорына мөнәсәбәте чагылу.

1




34

Г.Тукай. «Исемдә калганнар». Тормыш юлының иҗаты белән аерылгысыз бәйләнеше

1




35

Г.Тукай. «Исемдә калганнар». Габдулланың Кырлайдагы тормышы

1




36

Бәйләнешле сөйләм үстерү.№4Сочинение“Г.Тукай образын гәүдәләндергән сәнгать әсәрләре”

1




37

Хаталар өстендә эш .Практик дәрес.Лирик жанрлар: пейзаж лирикасы; табигать образлары.

1




38

Практик дәрес.Әдәби алымнар: кабатлау, янәшәлек, каршы кую, Тел–стиль чаралары (лексик, стилистик, фонетик чаралар һәм троплар). Тезмә сөйләм үзенчәлекләре.

1




39

Дәрестән тыш уку. Л.Шагыйрьҗан “Тукай тавышы” поэмасы.

1




40

Һ.Такташның “Урман” шигыре

1




41

Һади Такташ “Пи-би-би-бип...” шигыре

1




42

Һ.Такташ “Болай гади җыр гына” шигыре

1




43

Һ.Такташның “Урман”,“Пи-би-бип”,”Болай гади җыр гына” шигырьләрендә лирик герой, образлар системасы, сурәтләү чаралары.

1




44

И.Газиның «Кояш артыннан киткән тургай” хикәясе. тургай образы.

1




45

И.Газиның «Кояш артыннан киткән тургай” хикәясе. Сурәтләү обьекты,

хикәяләүче образы

1




46

И.Газиның «Кояш артыннан киткән тургай” хикәясе. сурәтләү алымнары.

1




47

Дәрестән тыш уку. М.Җәлил. “Ана бәйрәме” шигыре.

1




48

Рабит Батулла тәрҗемәи хәле. “Имче” хикәясе.

1




49

Р.Батулланың “Имче” хикәясендә имләүнең фаҗигале нәтиҗәсе.

1




50

Рабит Батулла “Көчек”, хикәясе.

1




51

Рабит Батулла “Чагыр” хикәясе. Тукайның балачагы турында автор уйланмалары, күзаллавы. Контроль эш. Тест №3

1




52

Ф.Яруллинның “Ак төнбоек” хикәясе. Конфликт һәм сюжет этаплары. Хаталар өстендә эш

1




53

Ф.Яруллинның “Ак төнбоек” хикәясе. Вакыйга, геройлар

1




54

Ф.Яруллинның “Ак төнбоек” хикәясе. Хикәяләү алымнары.

1




55

Контроль сочинение “Мин кемнәрдән үрнәк алам?"

1




56

Хаталар өстендә эш Р. Миңнуллин шигырьләре: “Энекәш кирәк миңа!”,

1




57

Р.Миңнуллин “Әни, мин көчек күрдем”

1




58

Р. Миңнуллин шигырьләре: “Шундый минем туган ягым”, “Кайтыйк ла үзебезгә!”. Балачакны гәүдәләндергән образлар; әсәр геройлары һәм лирик герой образы, аларның хис-кичерешләре. Сурәтләү чаралары.

1




59

Лиро-эпик жанр – баллада. Образлар системасы: табигать, тереклек, кеше образларының эстетик мәгънәләре, роле. Кискен каршылыкка, уйланмалылыкка корылган булу, вакыйгалар хәрәкәте һәм конфликтның үзенчәлекле чишелеше. Символ һәм аллегория алымнары.

1




60

М.Җәлил. «Сандугач һәм чишмә» балладасы. Әсәрнең төзелеше, геройлары. Символик образлар, халык авыз иҗаты белән аваздашлык.

1




61

Илдар Юзеев. “Бакчачы турында баллада”

1




62

Илдар Юзеев“Йолдыз кашка турында баллада”.

1




63

Илдар Юзеев иҗаты. Фантастик вакыйгаларда һәм символик образларда реальлекне тасвирлау. Героик яңгыраш, образлар системасы.

1




64

Йомгаклау контроль эше. Иҗади биремле ТЕСТ. Эпик төр жанры – роман. Сюжет һәм композиция үзенчәлеге; катлаулы, каршылыклы тормыш күренешләре; геройларның язмышларын, кичерешләрен тулы

итеп тасвирлау.

1




65

Хаталар өстендә эш Ә.Фәйзи “Тукай” романы (өзекләр). Язучының тормышы һәм иҗаты

турында кыскача белешмә.

1




66

Ә.Фәйзи “Тукай” романы (өзекләр).

1




67

Ә.Фәйзи “Тукай” .укайның тормыш юлын өйрәнү һәм романның язылу тарихы.

1




68

Ә.Фәйзи “Тукай” романы. “Исемдә калганнар” әсәре һәм Г. Тукайның тулы биографиясе белән бәйләп нәтиҗәләр ясау.

1




69

Бәйләнешле сөйләмне үстерү.Әдәби әсәрләр турында телдән журнал.

1




70

Бәйләнешле сөйләмне үстерү. Йомгаклау дәресе.

1






1

13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс