Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ “Кубянская СОШ” Атнинского муниципального района РТ
«Рассмотрено» Руководитель ШМО: ____________ Сунгатова Г.З. Протокол № 1 от « » август 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Кубянская СОШ»: __________ Ганиева Л.Ф. «27» август 2019 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «КубянскаяСОШ»: _____________Хакимзянов Х.Г. Приказ № 68 § 4 от «28» август 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу “Родная (татарская) литература” для 6 класса
учителя татарского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Садриевой Алии Габдулловны
2019- 2020 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Личностным результатом изучения учебного курса по родной литературе на уровне основного общего образования являются формирование у учащихся навыков восприятия, анализа, оценки художественного произведения, собственной нравственной позиции, воспитание эстетического вкуса, развитие творческого мышления, которые в целом станут средством для формирования мировоззрения и оценки окружающей действительности.
2.Метапредметными результатами освоения программы основного общего образования по родной литературе являются формирование и развитие основ читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией и опыта проектной деятельности, овладение универсальными учеными действиями (регулятивными, познавательными, коммуникативными). Изучение родной литературы обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;
2) умение организовывать свою деятельность, самостоятельно определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные универсальные учебные действия;
5) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать при- чинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
6) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
7) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;
8) смысловое чтение;
9) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные универсальные учебные действия
10) умение работать в группе, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
11) умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности), ориентироваться в содержании текста, понимать его целостный смысл, резюмировать главную идею текста, структурировать и преобразовывать, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст, устанавливая взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов, критически оценивать содержание и форму текста.;
12) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики.
3.Предметными результатами освоения основной образовательной программы по родной литературе являются:
1) осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения; выразительно произведения фольклора, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
2) видеть черты татарского национального характера в героях произведений устного народного творчества; выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, формирования представлений о татарском национальном характере; сравнивать произведения татарского фольклора и произведениями устного творчества других народов, учитывая жанровородовые признаки произведений;
3) понимать эстетическую, образную природу литературы как искусства слова;
4) осознавать значимость чтения и испытывать потребность в нём для личного развития; осознанно выбирать произведения для самостоятельного чтения; выразительно читать художественные тексты, заученные наизусть;
5) воспринимать художественную литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей;
6) пересказывать прозаические произведения или их фрагменты с использованием изобразительно-выразительных средств художественной речи, цитат из текста;
7) отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
8) писать изложения и сочинения, связанные с тематикой, проблематикой изученных и самостоятельно прочитанных произведений, а также на публицистические темы;
9) понимать ключевые проблемы изученных произведений родной литературы; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
10) устанавливать связи родных литературных произведений с эпохой их написания, фактами жизни и творчества писателей; раскрывать вневременную, общечеловеческую значимость произведений и их современное звучание; анализировать и истолковывать произведения с учётом их жанровой природы, аргументировать своё отношение к прочитанному;
11) владеть литературоведческой терминологией при анализе художественного текста;
12) определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; формулировать тему, идею, раскрывать пафос, идейнонравственное содержание произведения; определять конфликт, прослеживать развитие сюжета, мотивов, характеризовать композицию, раскрывать функциональную роль изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, давать характеристику литературным героям
Рецептивная деятельность как основа развития читательских компетенций школьников: осмысленное, творческое, выразительное чтения художественных произведений различных жанров, чтение стихотворных текстов или отрывков из прозаических текстов наизусть; рассказ о жизненном пути и творчестве писателя (выборочно или предложенного автора); определение жанров фольклорных произведений и их особенностей; определение принадлежности художественного произведения к одному из литературных родов и жанров.
Репродуктивная деятельность как формы погружения в художественную структуру произведения: устный комментарий к тексту и различные виды пересказа прочитанного; воспроизведение по ролям, инсценирование, театрализация; целенаправленная работа с источниками информации (словари, справочники, энциклопедии, электронные средства); обращение к материалам периодической печати; конспектирование и тезирование.
Поисковая деятельность как виды творческого осмысления поэтики писателя: поиск ответов на проблемные вопросы; составление плана; написание рецензии на художественное произведение; написание изложения с элементами сочинения; словесное рисование и устное мини-сочинение или доклад-сообщение.
Исследовательская деятельность как вид развернутого размышления о художественном творчестве: анализ художественного произведения с точки зрения сюжета, композиции, системы образов, языка и стиля; анализ литературного текста в целом; сопоставление проблематики и тематики различных произведений; рефераты и индивидуальные проектные исследовательские работы; сочинение по литературному произведению, по творчеству пистеля (или поэта), по историко-культурным явлениям.
Аннотация к рабочей программе по родной (татарской) литературе
Класс: 6
Учитель:Садриева А.Г..
Количество часов: в неделю – 2, всего – 70
УМК: Ганиева,Ф. А, Гарифуллина Н.Д. Литература 6 класс. Казань: Татарское книжное издательство. 2014 г.
Форма промежуточной аттестации: тест
Ведущая тема: система образов
№ п/п | Количество часов | Содержание учебного материала |
1. | 1 ч. | Повторение эпических жанров фольклора (баиты, сказки, предания, легенды), метафоричность, аллегоричность. |
2. | 3 ч. | Мифы. Концепции о происхождении мифов. Классификация мифов. Татарские народные мифы («Алып кешеләр» / «Великаны», «Җил иясе җил чыгара» / «Откуда появляется ветер»). |
3. | 4 ч. | Развитие мифологических и религиозных сюжетов в литературе. Научная и литературная деятельность Каюма Насыри (1825-1902). Изучение им фольклора, этнографии, литературы, истории татар. Повесть К. Насыри «Әбүгалисина» / «Абу Али Сина». Фантастический сюжет и просветительские идеи в повести. Просветительское движение у татар. Тема для обсуждения. Образ Абу Али Сины – исторический персонаж, сказочный герой или просветительский идеал? |
4. | 2 ч. | Переход фольклорных жанров в литературу: условность (Г. Рахим «Яз әкиятләре» / «Весенние сказки»). Аллегорическая образность. Повествование от лица персонажа-рассказчика. Утверждение бескорыстия как важного человеческого качества. |
5. | 6 ч. | Г. Ибрагимов. Прославление гармонии бытия, нравственной цельности и красоты народной жизни («Алмачуар» / «Чубарый»). Система образов людей. Образ Алмачуар. Любовь маленького героя к лошади. Функции образов мальчика-рассказчика и взрослого повествователя. Этнографические детали и материалы. Образ татарской деревни. |
6. | 6 ч. | Г.Тукай. Автобиографическая повесть «Исемдә калганнар» / «Оставшиеся в памяти». Образ повествователя: маленький Апуш и поэт Габдулла. Характер. Воспоминания, условность, вымысел. |
7. | 4 ч. | Р.Батулла. «Имче» / «Знахарка». Исторический сюжет о детстве Тукая. Сходство героя Батуллы с Тукаевским Апуш и отличия от него. Приёмы создания исторических ситуаций. Особенности рассказывания. |
8. | 5 ч. | Комические образы. Жизнь и творчество Г. Камала – одного из основоположников татарской реалистической драматургии. Основные конфликты в комедии Г. Камала «Беренче театр» /«Первый театр». Просветительские идеи, комические средства. |
9. | 2 ч. | Лирико-эмоциональные образы. Дардменд «Видагъ» / «Прощание». Содержание лирического текста, лирический герой, чувство-переживание. Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. Философский смысл пейзажных стихотворений, их символика. Жизнь и творчество Дардеменда. Татарское литературоведение о Дардеменде. |
10. | 2 ч. | С. Рамиев «Уку» / «Знание». Просветительский мотив. Образ автора. Гражданская лирика. Жизнь и творчество С. Рамиева. Татарское литературоведение о Рамиеве. |
11. | 5 ч. | Практическое занятие. Лирические жанры: пейзажная лирика; образы природы. Языковые и стилистические средства (тропы, лексические, стилистические, фонетические средства). Х. Такташ«Пи-би-бип». Образ природы и родной земли. |
12. | 1 ч. | М. Джалиль.«Сандугач һәм чишмә» / «Соловей и родник». Условность, аллегория. |
13. | 3 | Ильдар Юзеев. "Баллада о Садоводе”, "Йолдыз кашка турында баллада". Описание реальности в фантастических событиях и символических образах. Система образов. |
14 | 3 | Рассказ И. Газина «Тургай, ушедший за солнцем”. Изобразительный объект, образ рассказчика, методы описания. |
15 | 4 | Рассказ Ф. Яруллина “Ак төнбоек”. Событие, герои. Конфликт и сюжетные этапы. |
16 | 2 | Способы повествования. Р. Миннуллина ”Мне нужен брат!", "Мама, я увидел щенка”, “Такой мой родной край", " Вернемся к себе!” стихи. Образы, олицетворяющие детство; образ героев произведений и лирический герой, их эмоции. Изобразительные средства. |
17 | 4 | Эпический жанр - роман. Особенности сюжета и композиции; полное описание судьбы, переживаний героев. Роман А. Файзи “Тукай " (отрывки). Краткая информация о жизни и творчестве писателя. Изучение жизненного пути Тукая и история написания романа. |
18. | 1 ч. | Повторение и обобщение изученного в 6 классе |
19 | 4 ч. | Внеклассное чтение 1.Рассказ Ф.Яруллина “Сказка леса” / “Урман әкияте”. 2. Рассказ И.Гази «Три Махмуд» /“Өч Мәхмүт”. 3.Поэма Л.Шакирзянова “Тукай тавышы / Голос Тукая”. 4.Стихотворение М.Джалиля “Ана бәйрәме»/ «Праздник матери” |
20 | 8 | Развитие связной речи. |
Форма организации учебных занятий
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков; урок рефлексии; урок систематизации знаний (общеметодологической направленности); урок развивающего контроля
Основные виды учебной деятельности
· осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
· выразительное чтение художественного текста;
· различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
· ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
· заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
· анализ и интерпретация произведения;
· составление планов;
· целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ним.
№ | ТЕМА | СӘГАТЬ САНЫ | КАЛЕНДАРЬ СРОК | ФАКТИК СРОК | ИСКӘРМӘ |
1 | Халык авыз иҗатының эпик жанрларын кабатлау. (Бәет, әкият, риваять, легенда) Метафориклык, аллегориялелек. | 1 | | | |
2 | Мифлар. Мифларның килеп чыгышы турында карашлар. Мифлар классификациясе. Татар халык мифлары («Алып кешеләр» ,«Җил иясе җил чыгара»). | 1 | | | |
3 | Дөнья халыклары тудырган мифлар һәм татар халкы иҗат иткән мифлар. “ Алып кешеләр”.” Җил иясе җил чыгара” мифлары. | 1 | | | |
4 | Әдәби әсәр. Эчтәлек һәм форма. Образлар системасы. әдәби алымнар, тел-сурәтләү чаралары. | 1 | | | |
5 | Матур әдәбият һәм башка сәнгать төрләре арасында образ иҗат итү үзенчәлеге. Кереш контроль эш. | 1 | | | |
6 | К.Насыйриның «Әбүгалисина» повесте | 1 | | | |
7 | К.Насыйриның «Әбүгалисина» повесте. Эпик төр жанры буларак хикәя белән уртаклыгы, аермасы. | 1 | | | |
8 | К.Насыйриның «Әбүгалисина» повесте. Тасвирланган вакыйгалар, күренешләр. Төп геройлар, ярдәмче персонажлар, җыелма образлар | 1 | | | |
9 | К.Насыйриның «Әбүгалисина» повесте.Хикәяләүче автор образы; автор позициясе | 1 | | | |
10 | Бәйләнешле сөйләмне үстерү. Контроль сочинение “ Әбүгалисина белән Әбелхарис язмышыннан мин нинди нәтиҗәләр ясадым?” | 1 | | | |
11 | Хаталар өстендә эш .Дәрестән тыш уку. №1 Ф.Яруллин. “Урман әкияте” хикәясе. | 1 | | | |
12 | Г.Ибраһимовның «Алмачуар» хикәясе. Конфликтка бәйле сюжет элементлары. Тема, проблема, идея. | 1 | | | |
13 | Г.Ибраһимовның «Алмачуар» хикәясе. Тасвирланган вакыйгаларда, геройлар язмышында һәм әсәрнең исемендә автор идеалының чагылуы. | 1 | | | |
14 | Г.Ибраһимовның «Алмачуар» хикәясе. Әсәрдә сурәтләнгән чор картинасы. Әдәби алымнар: кабатлау, янәшәлек, каршы кую. | 1 | | | |
15 | Г.Ибраһимовның «Алмачуар» хикәясе.Тел–стиль чаралары (троплар).1 Контроль эш , тест №1 | 1 | | | |
16 | Хаталар өстендә эш .Г.Ибраһимовның «Алмачуар» хикәясе. Әдәби сөйләм: хикәяләү, сөйләшү (диалог), сөйләү (монолог). | 1 | | | |
17 | Бәйләнешле сөйләм үстерү №1 Образларга чагыштырма характеристика бирү. | 1 | | | |
18 | Дәрестән тыш уку.№2 И.Гази. “Өч Мәхмүт” хикәясе. | 1 | | | |
19 | Г.Рәхимнең «Яз әкиятләре» хикәясе. Эпик жанр - хикәя. | | | | |
20 | Г.Рәхимнең «Яз әкиятләре» хикәясе. Образ, символ, деталь, аллегория. Табигать образы, әйбер образы. Эчтәлек: вакыйга, күренеш, яшерен эчтәлек, контекст. | 1 | | | |
21 | Бәйләнешле сөйләм үстерү. №2 Сочинение. “Табигать образларында кеше характерының сыйфатлары” | 1 | | | |
22 | Хаталар өстендә эш .Дәрдемәнднең «Видагъ»,“Каләмгә хитаб” шигырьләре. | 1 | | | |
23 | Дәрдемәнднең «Видагъ»,“Каләмгә хитаб” шигырьләре. Замандаш шагыйрь- ләр арасында үзенчәлекле урын алган фәлсәфи лирикасы, хис- кичерешләрен, уй- фикерләрен чагылдырган образлар, сурәтләүләр | 1 | | | |
24 | С Рәмиевнең «Уку»шигыре.Лирик герой образы. | 1 | | | |
25 | С Рәмиевнең “Авыл” шигыре. Табигатьне тасвирлавында романтик күтәренкелек. Тормышка һәм үзенә ышаныч белән, сокланып каравы. Яктылыкка чакыру - өндәү пофосы. | 1 | | | |
26 | Г.Камалның «Беренче театр» комедиясе.Көлке ситуациягә корылган вакыйга. | 1 | | | |
27 | Г.Камалның «Беренче театр» комедиясе.Әсәрнең төп һәм ярдәмче геройлары. | 1 | | | |
28 | Г.Камалның «Беренче театр» комедиясе.Хикәяләү һәм шигъри сөйләмнән аермалы буларак, әсәр теленең диалог һәм монологларга корылган булуы. | 1 | | | |
29 | Г.Камалның «Беренче театр» комедиясе. Комедиянең популярлыгы. Контроль эш.Тест№2 | 1 | | | |
30 | Хаталар өстендә эш. Бәйләнешле сөйләм үстерү. №3 Хәмзә бай образына характеристика. | 1 | | | |
31 | Г.Тукай. «Исемдә калганнар». | 1 | | | |
32 | Г.Тукай. «Исемдә калганнар». Татар әдәбиятында беренче автобиографик әсәр булуы, язылу тарихы. | 1 | | | |
33 | Г.Тукай. «Исемдә калганнар». Тукайның кешеләргә, үз язмышына, яшәгән чорына мөнәсәбәте чагылу. | 1 | | | |
34 | Г.Тукай. «Исемдә калганнар». Тормыш юлының иҗаты белән аерылгысыз бәйләнеше | 1 | | | |
35 | Г.Тукай. «Исемдә калганнар». Габдулланың Кырлайдагы тормышы | 1 | | | |
36 | Бәйләнешле сөйләм үстерү.№4Сочинение“Г.Тукай образын гәүдәләндергән сәнгать әсәрләре” | 1 | | | |
37 | Хаталар өстендә эш .Практик дәрес.Лирик жанрлар: пейзаж лирикасы; табигать образлары. | 1 | | | |
38 | Практик дәрес.Әдәби алымнар: кабатлау, янәшәлек, каршы кую, Тел–стиль чаралары (лексик, стилистик, фонетик чаралар һәм троплар). Тезмә сөйләм үзенчәлекләре. | 1 | | | |
39 | Дәрестән тыш уку. Л.Шагыйрьҗан “Тукай тавышы” поэмасы. | 1 | | | |
40 | Һ.Такташның “Урман” шигыре | 1 | | | |
41 | Һади Такташ “Пи-би-би-бип...” шигыре | 1 | | | |
42 | Һ.Такташ “Болай гади җыр гына” шигыре | 1 | | | |
43 | Һ.Такташның “Урман”,“Пи-би-бип”,”Болай гади җыр гына” шигырьләрендә лирик герой, образлар системасы, сурәтләү чаралары. | 1 | | | |
44 | И.Газиның «Кояш артыннан киткән тургай” хикәясе. тургай образы. | 1 | | | |
45 | И.Газиның «Кояш артыннан киткән тургай” хикәясе. Сурәтләү обьекты, хикәяләүче образы | 1 | | | |
46 | И.Газиның «Кояш артыннан киткән тургай” хикәясе. сурәтләү алымнары. | 1 | | | |
47 | Дәрестән тыш уку. М.Җәлил. “Ана бәйрәме” шигыре. | 1 | | | |
48 | Рабит Батулла тәрҗемәи хәле. “Имче” хикәясе. | 1 | | | |
49 | Р.Батулланың “Имче” хикәясендә имләүнең фаҗигале нәтиҗәсе. | 1 | | | |
50 | Рабит Батулла “Көчек”, хикәясе. | 1 | | | |
51 | Рабит Батулла “Чагыр” хикәясе. Тукайның балачагы турында автор уйланмалары, күзаллавы. Контроль эш. Тест №3 | 1 | | | |
52 | Ф.Яруллинның “Ак төнбоек” хикәясе. Конфликт һәм сюжет этаплары. Хаталар өстендә эш | 1 | | | |
53 | Ф.Яруллинның “Ак төнбоек” хикәясе. Вакыйга, геройлар | 1 | | | |
54 | Ф.Яруллинның “Ак төнбоек” хикәясе. Хикәяләү алымнары. | 1 | | | |
55 | Контроль сочинение “Мин кемнәрдән үрнәк алам?" | 1 | | | |
56 | Хаталар өстендә эш Р. Миңнуллин шигырьләре: “Энекәш кирәк миңа!”, | 1 | | | |
57 | Р.Миңнуллин “Әни, мин көчек күрдем” | 1 | | | |
58 | Р. Миңнуллин шигырьләре: “Шундый минем туган ягым”, “Кайтыйк ла үзебезгә!”. Балачакны гәүдәләндергән образлар; әсәр геройлары һәм лирик герой образы, аларның хис-кичерешләре. Сурәтләү чаралары. | 1 | | | |
59 | Лиро-эпик жанр – баллада. Образлар системасы: табигать, тереклек, кеше образларының эстетик мәгънәләре, роле. Кискен каршылыкка, уйланмалылыкка корылган булу, вакыйгалар хәрәкәте һәм конфликтның үзенчәлекле чишелеше. Символ һәм аллегория алымнары. | 1 | | | |
60 | М.Җәлил. «Сандугач һәм чишмә» балладасы. Әсәрнең төзелеше, геройлары. Символик образлар, халык авыз иҗаты белән аваздашлык. | 1 | | | |
61 | Илдар Юзеев. “Бакчачы турында баллада” | 1 | | | |
62 | Илдар Юзеев“Йолдыз кашка турында баллада”. | 1 | | | |
63 | Илдар Юзеев иҗаты. Фантастик вакыйгаларда һәм символик образларда реальлекне тасвирлау. Героик яңгыраш, образлар системасы. | 1 | | | |
64 | Йомгаклау контроль эше. Иҗади биремле ТЕСТ. Эпик төр жанры – роман. Сюжет һәм композиция үзенчәлеге; катлаулы, каршылыклы тормыш күренешләре; геройларның язмышларын, кичерешләрен тулы итеп тасвирлау. | 1 | | | |
65 | Хаталар өстендә эш Ә.Фәйзи “Тукай” романы (өзекләр). Язучының тормышы һәм иҗаты турында кыскача белешмә. | 1 | | | |
66 | Ә.Фәйзи “Тукай” романы (өзекләр). | 1 | | | |
67 | Ә.Фәйзи “Тукай” .укайның тормыш юлын өйрәнү һәм романның язылу тарихы. | 1 | | | |
68 | Ә.Фәйзи “Тукай” романы. “Исемдә калганнар” әсәре һәм Г. Тукайның тулы биографиясе белән бәйләп нәтиҗәләр ясау. | 1 | | | |
69 | Бәйләнешле сөйләмне үстерү.Әдәби әсәрләр турында телдән журнал. | 1 | | | |
70 | Бәйләнешле сөйләмне үстерү. Йомгаклау дәресе. | 1 | | | |
1
13