Урок 6
Искусство доколумбовой Америки
Цели: через анализ художественных культур доколумбовой Америки раскрыть систему ценностей и картину мира древних цивилизаций; привлечь внимание учащихся к искусству доколумбовой Америки; показать шедевры народов доколумбовой Америки; расширить кругозор учащихся.
Ход урока
«Жизнь коротка, искусство долговечно» - так говорили древние. Таков эпиграф нашего урока. Согласны ли Вы со мной? (предполагаемый ответ: Да, изучая Древний Египет, Грецию, мы видели шедевры искусства, которые до сих пор вызывают трепет, восторг – пирамиды, сфинкс, Акрополь, Пантеон и т.д.)
Сегодня еще раз убедимся в истинности этих слов, слов древних.
Задолго до 1492 года, времени открытия Христофором Колумбом Американского континента, на территории Центральной и Южной Америки возникали и приходили в упадок древние цивилизации. Это цивилизации тольтеков, ольмеков, ацтеков, майя и инков. Об этих цивилизациях и пойдет речь.
Запись в тетради: Годы существования и место расположения культуры ольмеков:
Древнейшая цивилизация классического периода – II-I тысячелетия до н.э.
Границы этого государства проходили по территории современных штатов Мексики – Веракрус, Табаско, Герредо (побережье Мексиканского залива).
Исследования показали, что у ольмеков были хорошо спланированные:
Культурные центры
Ступенчатые пирамиды
Каменная скульптура
Предметы декоративно-бытового искусства
иероглифическая письменность
Ритуальный календарь
Архитектура сохранилась плохо из-за строительного материала: земля, щебень, штукатурка.
Скульптура ольмекской культуры (стр.53) отличается ярко выраженным интересом к изображению человека, широтой и величественностью замысла, уверенностью исполнения; ей присуще сочетание весомости обобщенных объемов с поразительной жизненностью моделировки внутренне напряженных лиц.
Представлена огромными каменными головами высотой до 3 метров и весом до 40 тонн.
На голове шлем с наушниками, украшенный рельефным узором. Обнаружены в Ла-Венте, Трес-Сапотес и Сан-Лоренсо.
Запись в тетради: годы существования и место расположения культуры г.Теотиуакан.
Цивилизация классического периода – II-VII вв. до н.э. Располагалась в Центральной Америке в Мексике, недалеко от города Мехико. (стр.53)
Учитель: Эта культура представлена двумя храмами, посвященные Луне и Солнцу, расположенных на вершине огромной пирамиды (высота 64,6 м), состоящей из четырех усеченных пирамид, находящихся одна на другой. Пирамида одновременно служила «солнечными часами», точно отмечающими наступление равноденствия.
Запись в тетради: годы существования и место расположения культуры тольтеков.
Тольтеки – индейский народ. В 8 в. до н.э. Тольтеки вторглись с севера в Центральную Мексику и в 9 в. создали большое государство.
В своей культуре тольтеки развивали традиции Теотиуакана, стали легендарным народом (статуи воинов (атланты храма) в Туле).
В искусстве тольтеков преобладали военные темы.
Их культура оказала большое влияние на формирование ацтеков, завоевателей, воинственного народа, известного своими многочисленными походами и кровавыми сражениями.
Колонные залы – отличительная черта тольтекской архитектуры (Пирамида бога Кецалькоатля. Тула).
Учитель: Ацтеки – самоназвание – астека, наиболее крупная индейская народность Мексики. Язык ацтеков – науатль.
Запись в тетради: годы существования и место расположения культуры ацтеков.
В 12 в. ацтеки, пришедшие с севера, вторглись в долину Мехико и обосновались в ней; в 14 в. основали поселение Теночтитлан. В 1427 г. в союзе с городами – государствами Тескоко и Тлакопаном подчинили себе население всей долины, а затем и центральной Мексики.
Учитель: Столица ацтеков Теночтитлан,(стр.54) в переводе означает «плодовое дерево, растущее из камня», выстроена на острове среди озера Тескоко, имела регулярный план и была порезана каналами. «Озерная Венеция» была разрушена в XVI веке испанскими завоевателями – конкистадорами.
Богатая культура ацтеков основана на традициях предшествовавших жителей Мексики – тольтеков и других племен и народностей. Она представлена:
Скульптурой,
Погребальными масками
Мелкой пластикой
Ювелирным искусством
В скульптуре ацтеков, наряду с устрашающими грандиозностью и тяжеловесностью статуями богов из базальта и андезита, есть полные жестокой и суровой правдивости головы воинов, выразительные фигурки животных; мастерски исполнялись украшения из перьев, полихромная керамика, мозаика из камня и раковин, вазы из обсидиана, ювелирные изделия.
Статуя Коатликуэ (стр.55) – лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет лица, ни головы, ни рук, ни ног. Выполнена из различных материалов: кукурузные початки, когти ягуаров, человеческие черепа и ладони, перья, лапы орлов, извивающие змеи.
Немногочисленные сохранившиеся произведения ювелирного искусства (стр.55) поражают своим мастерством. Вот описание одного из очевидцев ювелирного искусства ацтеков:
«Они могут отлить птицу с движущимся языком, головой и крыльями или отлить обезьяну или другое животное с подвижным языком, головой, и ногами и руками, а в руки вложить игрушку, так что кажется она танцует с ней. Более того они берут слиток, половина которого из золота, а половина – из серебра, и отливают рыбу со всеми ее чешуйками, причем одна чешуйка золотая, а другая серебряная.»
Запись в тетради: годы существования и место расположения культуры майя.
Майя создатели одной из древнейших цивилизаций Америки. Существовали с 300 года до н.э. по1500 год н.э. на территории юго-восточной Мексики (полуостров Юкатан), Гватемалы и Гондураса.
Свидетельства высокого уровня культуры народов майя (бурный расцвет на VII-VIII вв. н.э.):
Архитектура;
Скульптура (существование канонов);
Фрески;
Росписи на сосудах;
Статуэтки;
Ювелирные украшения;
Резьба по дереву, кости, перламутру;
Иероглифическая письменность.
Учитель: представления о драматическом взаимопроникновении начал жизни и смерти, суровое утверждение незыблемости государства проявилось в древних сооружениях майя:
четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченных вершинах которых находились небольшие храмы;
Узкие длинные здания – резиденции правителей, жречества и знати;
Ритуальные площадки для игры в мяч;
Колоннады;
Лестницы;
Триумфальные арки;
Стелы.
Учитель: В 1 тысячелетии н.э. появились города с каменными сооружениями. Известно более 100 городов, наиболее крупные: Тикаль, Копан, Чичен-Ица, Ушмаль, Паленке.
В период расцвета архитектуры – художественными центрами были Ушмаль, Чичен-Ица, Майяпан.
Пирамиды в Чичен-Ице (стр.57) – вершина зодчества майя.
Культура майя оказала огромное влияние на американскую культуру и внесла существенный вклад в сокровищницу мирового искусства. Гибель цивилизации – конец IXстолетия.
Запись в тетради: годы существования и место расположения культуры инков.
Империя инков – индейский народ, живший с XI в. на территории современного Перу, Боливии, южной части Эквадора, севере Чили и Аргентины. Столица империи – Куско близ озера Титикака.
Земля империи инков считалась собственностью правителя – Верховного Инки, власть которого была окружена сакральным ореолом; первый мифический правитель – Манко Капак – почитался как Сын Солнца. Лама считалась собственностью верховного Инки.
Назначение ламы – магическое. Считается, что в империи не было человеческих жертвоприношений. В Мачу-Пикчу в жертву богам приносили животных. В основном - лам. Трех в день: утром и днем – белую, вечером – черную. Изображения лам изготавливались для специальных церемоний, которые увеличивали поголовье этих животных.
Архитектура инков известна по описаниям и многочисленным остаткам зданий: дворцы, храмы, обсерватории, амфитеатры, крепости. Зодчество отличалось геометрической простотой, почти полным отсутствием декора.
Определенных успехов добились инки в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных сооружений является рельеф на Вратах Солнца в Тиуанако.(стр.59)
Сохранились до нашего времени и произведения ювелирного искусства и керамики. Заслуживают внимания керамические сосуды, в т.ч. фигурные, с блестящей черной поверхностью.(стр.60)
Главным искусством инков было литье из драгоценных металлов. Почти все ныне известные перуанские месторождения золота разрабатывались еще инками. Золотых и серебряных дел мастера жили в отдельных городских кварталах и были избавлены от налогов.
Закрепление материала (вопросы по пройденному материалу):
Расскажите о наиболее значимых достижениях художественной культуры народов Центральной и Южной Америки.
В чем проявились ее своеобразие и оригинальный характер.
Домашнее задание: параграф 5, стр.52-60, ответить на вопросы.