СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

6 урок по музыке. Тема: Программная музыка в творчестве П. Чайковского (Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»).

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по музыке для учащихся 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«6 урок по музыке. Тема: Программная музыка в творчестве П. Чайковского (Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»).»

6 класс

6 урок Тема: Программная музыка в творчестве П. Чайковского (Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»).

Цели урока:

Обогатить представления учащихся о музыкальной драматургии на примере изучения увертюры - фантазии “Ромео и Джульетта” П.И.Чайковского (в процессе восприятия увертюры, осмысления ее образов).

Закрепить и углубить понятие “сонатная форма”.

Задачи урока:

Помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии.

Научить распознавать образы музыкального произведения.

Расширить понятие “сонатная форма” и сопоставить его с развитием сюжета в трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта”.

Дать понятие “программное произведение”.

Расширить кругозор учащихся в области искусства и литературы (эпоха Возрождения).

Музыкальный материал:

П.И.Чайковский “Увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта”.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: “Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с понятием “сонатная форма”. Мы уже несколько раз встречались с вариантами построения музыки в сонатной форме. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

Из каких разделов состоит сонатная форма? музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция.

Что такое экспозиция?

Что такое разработка?

Что такое реприза?

Что такое кода? Завершающая часть музыкального произведения или его самостоятельной части, обобщающая предшествующее музыкальное развитие.

Какие произведения пишутся в сонатной форме? (соната, концерт, симфония, целые оперные сцены, оратории, увертюры и т. д.).

Учитель: “Развитие музыки, построенной в сонатной форме, можно условно сравнить с развитием сюжета в драматургии. Музыка, написанная в сонатной форме, населена разными героями, наполнена различными мелодиями- темами. И данные мелодии не просто идут одна за другой, а также взаимодействуют, вступают в конфликты. В зависимости от характера конфликтов драматические произведения делятся на особые жанры: драмы, комедии, трагедии. И особое внимание сегодня мы уделим трагедии. Трагедия – это такое драматическое произведение, в котором изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя. Но сегодня я познакомлю вас не с современной трагедией, а перенесу в далекое прошлое.

  1. Актуальность темы.

Учитель: “Уже в 14 веке в Италии создавались творения, прославляющие физическую красоту и духовное совершенство человека. А каких великих деятелей культуры этой эпохи вы знаете?”

Учитель показывает портреты и репродукции картин, дает к ним пояснения, дети называют имена.

Например, Леонардо да Винчи – он был художником, поэтом, архитектором, скульптором, музыкантом, увлекался физикой, математикой, историей, философией. Героями его произведений были не боги и святые, а обыкновенные люди. Таковы персонажи его живописных полотен “Мадонна с младенцем”, “Мона Лиза”.

Учитель: “В далекой Англии взошла звезда другого титана Возрождения – автора “Отелло”, “Гамлета”, “Короля Лира”, “Ромео и Джульетты”. О ком идет речь?

Ученики: “Вильям Шекспир”.

Учитель: “Английская литература выдвинула на рубеже 16-17 веков Вильяма Шекспира, одного из крупнейших трагиков всех времен и выдающегося драматурга эпохи Возрождения. Основная тема шекспировской трагедии – столкновение благородной личности, героя – гуманиста с миром зла и несправедливости. Шекспировские герои любят и страдают, совершают ошибки, разочаровываются, борются за свое счастье и чаще всего в этой борьбе погибают. Умирает несчастная Офелия, поверив клевете; Отелло убивает Дездемону; отравленный клинок поражает Гамлета; короля Лира лишают крова и обрекают на скитания и нищету собственные дочери. Но каждый шекспировский герой ищет свой ответ на вопрос: “Как поступить, столкнувшись со злом?”. Примером того может являться внутренний монолог принца-бунтаря Гамлета:

… покориться стрелам яростной судьбы?

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством?

Учитель: “Сегодня мы познакомимся с величайшим творением Шекспира, с его трагедией “Ромео и Джульетта”. Послушайте строки, которые могли бы стать “кратким конспектом” содержания трагедии:

Две равно уважаемых семьи

В Вероне, где встречают нас событья,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролитья.

Друг друга любят дети главарей,

Но им судьба подстраивает козни,

И гибель их у гробовых дверей

Кладет конец непримиримой розни.

К жанру трагедии обращались многие русские и зарубежные композиторы. Творчество Шекспира вызвало большой интерес у передовых деятелей русской культуры. С.Прокофьев написал балет “Ромео и Джульетта”, а П.И.Чайковский увертюру-фантазию “Ромео и Джульетта”. На уроках мы уже знакомились с творчеством П.И.Чайковского. Как подлинный драматург Чайковский показывает жизненные явления в их непрерывном развитии при столкновении противоборствующих сил. Увертюра – фантазия “Ромео и Джульетта” для Чайковского – это первое крупнейшее достижение в области программного симфонизма. То есть, увертюра – фантазия “Ромео и Джульетта” Чайковского – это программное произведение.

Программное произведение – это такое произведение, в основе которого заложен определенный сюжет, “взятый” из реальных событий истории и современности. Это рожденная творческая фантазия композитора, которая помогает слушателям понять основы музыкальной драматургии произведения: музыкальный образ, взаимоотношения, общий замысел сочинения, его главную идею.

  1. Изучение нового материала.

Увертюра – фантазия очень близка к идейному своеобразию шекспировского творчества. Основной идейный замысел трагедии передан композитором через контрастное сопоставление и “столкновение” различных по своему характеру музыкальных тем. Ответьте на следующие вопросы:

Ребята, как вы считаете, сколько образов мы можем услышать в этом произведении?

В какой музыкальной форме может быть написано это произведение?

Как должны взаимодействовать образы, чтобы внимательный слушатель воспринял все тончайшие особенности музыкальной драматургии произведения, его главную идею?

Ученики отвечают на вопросы.

Учитель: “Увертюра написана в сонатной форме с широким вступлением и развернутой кодой – эпилогом”.

Звучит фрагмент темы вступления

Учитель: “Как можно охарактеризовать эту тему? Какие инструменты звучат в этой теме?”

Ученики отвечают

Учитель: “Начинается увертюра с сумрачного вступления, звуковое воплощение которого представляет собой четырехголосное изложение, имеющее спокойный характер. Эта тема уносит нас в мир средневековья. Звучат кларнеты и фаготы. Мелодия напоминает звучание органа. Так воссоздаётся образ монаха Лоренцо – наставника и покровителя Ромео и Джульетты. Это тема Добра”.

Звучит фрагмент главной темы

Учитель: “Дайте характеристику этой темы. Сравните ее с начальной темой. Определите особенности музыкального языка”.

Ученики отвечают

Учитель: “Вступление переходит в основной раздел увертюры – экспозицию. Вы прослушали главную партию, которая начинается энергичной, порывистой, устремленной вперед темой, с синкопированным и судорожным ритмом, диссонирующими аккордами. Эта тема контрастна музыке вступления. Воля, упорство, устремленность, настойчивость сочетаются в этой музыке со зловещими, грозными чертами. Это образ Вражды”.

Звучит побочная тема

Учитель: “Какие интонации вы услышали в данной мелодии? Как развивалась мелодия?”

Ученики отвечают

Учитель: “Вы услышали широкую, вокально напевную мелодию. Это побочная партия. Так воплощён образ Любви. Мелодия светла, изящна, чиста. Таким образом, выражен контраст образу Вражды (главная партия).

Слушание всей увертюры с сопутствующими комментариями учителя

Комментарии

При прослушивании увертюры учителю необходимо заострить внимание обучающихся на то, что в разработке звучит тема Добра из вступления и тема Вражды (гл.партия). С каждым новым проведением все больше и больше возрастает драматическое напряжение. Тема из вступления звучит очень взволнованно и драматично: упорные, настойчивые удары аккордов tutti, судорожный ритм. Трагическую напряженность усиливают литавры и барабаны. В репризе представлено кульминационное развитие образов Вражды и Любви. Тема Вражды звучит уверенно и настойчиво (fortissimo всего оркестра), а тема Любви показана еще более широко и развернуто, чем в экспозиции (флейта – пиккало) – звучит, как гимн любви, как уверенное утверждение красоты человеческого чувства. Казалось бы, светлое начало победило. Однако радостное настроение внезапно нарушается появлением образа Вражды. Он, как новый натиск зловещей силы, разбивает жизнь и счастье героев. Кода – смерть Ромео и Джульетты – звучит подобно траурной песни, но светло, как бы подчеркивая, что настоящая любовь продолжает озарять своим светом жизни людей. Внезапно резкие удары всего оркестра – развязка трагедии – завершают увертюру.

  1. Вывод по теме урока.

Учитель: “Чайковский с шекспировской глубиной раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства. Вслед за Шекспиром русский композитор вынес суровый приговор жестокости, предрассудкам и косности общественной среды, окружающей героев.

Вопросы по итогу урока.

- В чем особенность драматургии произведения?

- Основной принцип сонатной формы?

- Сколько музыкальных образов в увертюре Чайковского “Ромео и Джульетта”? Есть ли между ними контраст?

- Что такое программное произведение?

На основе поставленных вопросов учитель и ученики подводят итоги урока

Учитель: “На протяжении всей своей жизни вы будете читать произведения Шекспира, смотреть их постановки на сценах драматических, оперных, балетных театров, слушать симфоническую музыку, написанную по мотивам шекспировских произведений. И всегда вы будете, прежде всего, восхищаться яркостью шекспировских образов, их могучей драматической силой. Вам сейчас столько же лет, сколько было Ромео и Джульетте. Их чувство любви вечно! И мы преклоняемся пред святостью и вечностью этого чувства. Все же мы живем в иное историческое время, слушаем современную музыку, поем песни о любви!

  1. Вокально-хоровая работа.

И я предлагаю завершить наш сегодняшний урок исполнением песни «Наши Челны».

  1. Оценка за урок.

Учитель комментирует выставленные им оценки за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!