СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

7 класс история

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

составление календарно-тематического планирования

Просмотр содержимого документа
«7 класс история»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14»

города Ангарска Иркутской области


Согласовано Утверждаю

Зам.директора по УВР Директор МБОУ «СОШ № 14»

__________/Труфановой С.В./ ___________/ Дубинина Л.Н./

«___»__________ 2016 г. «___»______________ 2016 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По Истории___________________________________________________________________________________________


Учитель Дубинина Анна Витальевна

Год составления 2015-2016 учебный год


Класс 7________________________________________________

Общее количество часов по плану 68 час._________________

Количество часов в неделю 2 час.__________________


Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой - Программа общеобразовательных учреждений «История» 6-11 классы А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, Просвещение, 2011 г., Всеобщая история. История Нового времени, 7 класс В.А. Ведюшкин, С.Н. Бурин // Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл //.-М.: Просвещение, 2012.


«___»_______________ 2016 г. _______________________

(подпись учителя)


Рассмотрено на заседании МО _____________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________


«___»_____________2016 г. Протокол № _____________________


Руководитель МО _______Гармс Д.П._______ ____________________

(Фамилия, имя, отчество) (подпись)


Содержание



  1. Пояснительная записка

  2. Содержание рабочей программы по курсу « История Средних веков»

  3. Содержание рабочей программы по курсу « История России с древн. времен до конца XVI в.»

  4. Учебно-тематическое планирование

  5. Календарно-тематическое планирование

  6. Требования к уровню подготовки по предмету

  7. Средства контроля

  8. Литература (обязательная и дополнительная, для учителя и для учащихся)

  9. Критерии оценивания











Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы: Всеобщая история. История Нового времени, 7 класс В.А. Ведюшкин, «История России. конец XVI – XVIII век. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Программа и УМК соответствуют ФГОС. Курс рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю), из которых 32 часов отводится на изучение курса истории Нового времени и 36 часов на изучение истории России с конца XVI - XVIII в. Программа предполагает последовательное изучение истории Нового времени, а затем истории России, что важно для целостного представления об этом периоде истории. Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

При изучении данного курса у школьников формируется научное понимание истории, как закономерного, поступательного процесса. Учитывая знания учащихся 7 класса и их возрастные особенности, здесь можно заложить базовое понимание закономерностей истории человеческого общества. В ходе курса учащиеся последовательно знакомятся с I периодом Нового времени: эпохой Великих географических открытий, оформление европейских государств, революций. Этому способствует существующая ныне система раздельных учебников по истории России и истории зарубежных стран. В программе курса предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении отечественной и всеобщей истории. Содержание курсов отечественной и всеобщей истории периода Нового времени открывает большие возможности для нравственного и патриотического воспитания учащихся. Одна из задач курса - ознакомление учащихся с важнейшими достижениями культуры разных стран и народов эпохи Нового времени. Показывается взаимодействие и взаимовлияние культур разных народов. В процессе изучения памятников искусства осуществляется эстетическое воспитание. В 7 классе закрепляются и усиливаются элементы сложности и самостоятельности в работе учащихся. (развитие мышления, формирование умений и навыков самостоятельной работы, начатой в 6 классе). Продолжается развитие умения локализовать события в пространстве и времени (работа с картой, планом). Усложняется дальнейшее развитие умения совершать логические операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение. Закрепляются и развиваются общие практические умения.


Назначение программы:  

Овладение учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом,  социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.



Содержательные линии предмета:

Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.



Цели обучения истории с учетом особенностей МБОУ "СОШ № 14":

  • формирование исторического мышления, позволяющего самостоятельно анализировать, оценивать факты и события не только прошлого, но и настоящего.

  • формирование целостного представления об историческом пути развития России и зарубежных стран, их взаимосвязь, сходствах и различиях.

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран, социализации.

В основные цели курса входит:

  • сформировать у учащихся целостное представление об истории Нового времени как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

  • осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы, мира и России, показать их общие черты и различия;

  • охарактеризовать наиболее яркие личности Нового времени, их роль в истории и культуре;

  • показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама.



Общие задачи изучения предмета «История Нового времени» следующие:


  • формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации семиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран и России;

  • овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Нового времени;

  • овладение учащимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в XV—XVIII веках в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственном контекстах, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Нового времени;

  • воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;

  • развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху Нового времени, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;

  • формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, классами, отдельными народами в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.




В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:

  • умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

  • умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

  • умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

  • умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;

  • умения работать с исторической картой;

  • умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.


В результате изучения истории Нового времени ученик должен:


знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира в период XV – XVIII веков; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;



уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


Технологии, методики:

уровневая дифференциация;

проблемное обучение;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)




Методы обучения:


объяснительно-иллюстративный;

проблемное изложение;

частично-поисковый;

исследовательский


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методический комплект по программе :

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г.  История России. Конец ХVI –ХVIIIвек. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2011.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г.  История России. Конец ХVI –ХVIIIвек. 7 кл.: Рабочая тетрадь - М.: Просвещение, 2011.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г.  История России. Конец ХVI –ХVIIIвек. 7 кл.: Поурочные разработки. - М.: Просвещение, 2012.

  • Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Всеобщая история. История Нового времени. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2011. 

  • Соловьев К.А. поурочные разработки по Новой истории (1500-1800 годы) 7 кл. – М.: Вако, 2011.

  • Атласы и контурные карты по истории Нового времени и истории России с конца XVI - XVIII в.







Общеучебные компетенции и способы деятельности


В процессе изучения курса истории совершенствуются и развиваются следующие общеучебные компетенции:


ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

Умения в связной монологической форме пересказать текст учебни­ка, отделяя главное от второстепенного , воспроизвести информацию, содержащуюся в устном изложе­нии учителя;

Умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания;

Классифицировать факты, явления, понятия;

Выявлять значение отдельных событий;

Выступать с сообщениями (на основе источников, рекомендаций учителя)

Умения раскрыть содержание иллюстрации;

Умение создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспекты

Формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов мира.

Умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств), умение оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения.

ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

Умение определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

Умения составлять характеристику историч. личностям, опираясь на собственные сужде­ния;

Умения спорить и отстаивать свои взгляды, участвовать в диалоге, подбирать аргументы, давать отзыв на ответы других учащихся;

Умения изучать исторический источник, как письменные, так и вещественные, извлекать из них новые знания, в том числе путём сопоставления информации;

Умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

Умения читать историческую карту, картосхемы, используя их легенду, определять местоположение историко-географических объектов, заполнять контурную карту.

Умение давать оценку отдельным явлениям культуры;


Содержание программы учебного курса:

РАЗДЕЛ I. НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XVXVIII в. 7 класс

Введение (1 ч)

Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хроноло­гические границы и этапы Нового времени. Человек Нового вре­мени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

ТЕМА I. ЕВРОПА И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (17 ч.)

Эпоха Великих Географических открытий (2 ч.)

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Геог­рафические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Море­плаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.

Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового матери­ка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.

Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.

Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.

Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания миро­вого рынка. Заморское золото и европейская революция цен.

Европа: от Средневековья к Новому времени (4 ч.)

Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значе­ние абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая си­стема государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Бо­жий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост горо­дов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые ком­пании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капитали­стическое предприятие. Рождение капитализма.

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жиз­ни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения (3ч.)

От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.

Развитие новой науки в XVIXVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника.
Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важ­нейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого ор­ганизма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники фи­лософии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

Реформация и контрреформация в Европе (4ч.)

Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: че­ловек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь на­родной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, ос­новные события, значение.

Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церк­ви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борь­ба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — « король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.

Ранние буржуазные революции.

Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) (4ч.)

Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерлан­дов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испа­нией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободи­тельной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голланд­ская республика — самая экономически развитая страна в Европе.

Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стю­арт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление рес­публики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламент­ской монархии. Права личности и парламентская система в Анг­лии — создание условий для развития индустриального общества.

Международные отношения. Причины международных конфлик­тов в XVI — XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропей­ская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация евро­пейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Гус­тав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вест­фальского мира. Последствия войны для европейского населения.

Война за испанское наследство — война за династические ин­тересы и за владение колониями.

Семилетняя война, ее участники и значение.

Последствия европейских войн для дальнейшего развития меж­дународных отношений.

ТЕМА II. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (8 ч)

Западноевропейская культура XVIII в. (2ч.)

Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрож­дения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся бур­жуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общест­ва. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разде­лении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами фео­дальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Вли­яние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Са­тира на пороки современного общества в произведениях Д. Свиф­та. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искус­ство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шардеп.

Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произ­ведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославле­ние Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для фор­мирования новых гуманистических ценностей в европейском и се­вероамериканском обществах. Секуляризация культуры.

Промышленный переворот в Англии (1ч.)

Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталис­тического предпринимательства. Промышленный переворот в Анг­лии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фаб­ричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена техническо­го прогресса.

Североамериканские колонии в борьбе за независимость.

Образование Соединенных Штатов Америки (2ч.)

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройст­во и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоз­зрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование севе­роамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Об­разование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.

Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Пози­ция России.

Историческое значение образования Соединенных Штатов Аме­рики.


ТЕМА III. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (3 ч)

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (3ч.)

Основные черты традиционного общества: государство — вер­ховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регла­ментация государством жизни подданных. Религии Востока: конфу­цианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Созда­ние империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика ре­форм. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отноше­ния. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая от­страненность и культурное влияние.

Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сё-гунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «За­крытие» Японии. Русско-японские отношения.













РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ РОССИИ В XVI-XVIII ВЕКАХ.

Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4 ч.)

Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Учреждение патриаршества. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых.


Россия в XVII в. (9 ч.)

Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.

Основные направления внешней политики России: Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война 1653-1667г.. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.

Русская культура XVII в. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.


Россия вконец XVII – первая четверть XVIII в. (11ч.)

Преобразования Петра Великого. Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.

Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.

Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Создание Академии наук, Кунсткамеры. Развитие техники Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.


Россия в 1725 – 1762 годах. (4 ч.)

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.


Россия во второй половине XVIII в. (10 ч.)

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.

Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

Русская культура второй половины XVIII в. Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.






Учебно-тематический план



Тема

теор.часы,

практ.работы

самостоятельные работы

контрольные

работы,

педагогическая диагностика

конечный результат по разделу

Введение в историю «Нового времени»

1

Составление опорных конспектов


знать: понятие «Новое время», его характерные черты, периоды, последовательную связь со Средневековьем

уметь: уметь показать на ленте времени границы «Нового времени» и его периоды; различать традиционное и индустриальное общество;

ГлаваI. Европа и мир в эпоху Великих географических открытий (3ч.).

Морской путь в Индию.

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

тесты

знать: основные понятия темы, даты открытий, причины, побудившие европейцев к путешествиям, определять понятие «Великие географические открытия», знать основные направления путешествий, страны, снаряжавшие экспедиции, имена первооткрывателей

уметь: показать на карте основные маршруты путешествий;

Первые колониальные империи

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоят. работа по индивидуальным карточкам

тесты

знать: основные понятия темы, распределение новых земель между ведущими морскими державами.

уметь: показать на карте территории колониальных империй.

Рождение капитализма.

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

тесты

знать: основные понятия темы, причины изменений в обществе, появления буржуазии.

уметь: выявлять причинно-следственные связи между открытием новых земель, прогрессом и изменениями в обществе.

Знать: основные понятия темы, даты, хронологию событий; основные положения ислама, этапы зарождения ислама, причины и этапы возникновения государства арабов, его государственное устройство, ход завоевательных воин; достижения арабов в области науки и искусства; персоналии темы.

Уметь: показать на карте географическое положение Аравийского полуострова,

выявлять сходные и отличительные черты христианства и ислама, составление сравнительных таблиц.

Глава П. Европейские государства в XVI-XVII веках: Реформация и абсолютизм(7ч+1 ч..).

Реформация и Крестьянская война в Германии

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

тесты

знать: основные понятия темы, основные положения учения Мартина Лютера, причины и последствия Крестьянской войны под руководством Томаса Мюнцера.

уметь: выявлять причины возникновения Реформации и давать оценку этому событию;

Реформация и Контрреформация в Европе в середине XVI века

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, иерархических лестниц по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

тесты

знать: основные понятия темы, биографию Жана Кальвина, положения учения Кальвина, способы борьбы Контрреформации;

уметь: показать на карте распространение протестантский учений, давать оценку деятельности Ордена иезуитов и папы римского в борьбе с Реформацией.

Франция в XVI-XVII веках: торжество абсолютизма

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, иерархических лестниц по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

тесты

Знать: основные понятия темы, признаки абсолютизма, новую династию Франции .

уметь: выявлять причины религиозных воин во Франции;

Англия в эпоху Тюдоров

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по индивид. карточкам

тесты

Знать: основные понятия темы, устройство Англиканской церкви

уметь: выявить причины противоборства с Испанией, появления англиканской церкви.

Могущество и упадок Испании.

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

тест

знать: деятельность испанской инквизиции в борьбе с иноверцами и еретиками, страны, входящие в состав державы Карла V

Раздел державы Карла V, деление династии Габсбургов;

уметь: показать на карте границы державы Карла V, границы ее раздела и страны, входящие в их состав; выявлять причины упадка.

Нидерланды в борьбе за свободу.

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

тест

знать: основные понятия темы, этапы борьбы с Испанией, ее результаты.

уметь: показать на карте положение Нидерландов, районы, охваченные революционным движением, границы раздела страны, выявлять причины революции.

Международные отношения в XVI-XVII веках: война и дипломатия.

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

тест

Знать: основные понятия темы, принцип «политического равновесия», даты и ход Тридцатилетней войны и страны, принявшие в ней участие, положения Вестфальского договора.

Уметь: показать на карте ход военные действий Тридцатилетней войны, выявить причины и последствия войны.


1


Контрольная работа по теме: Реформация»


Глава Ш. Английская революция XVII век (3ч.+1ч).

На пути к революции.

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

тесты

Знать: понятия темы, этапы противостояния короля и парламента, содержание Великой ремонстрации.

Уметь: выявить причины конфликта короля и парламента,

уметь различать позиции пресвитериан и индепендентов.

Гражданская война и ее итоги.

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по индивидуальным карточкам


тесты

Знать: даты, основные понятия темы, этапы гражданской войны.

Уметь: показать на карте ход гражданской войны, рассуждать о роли личности в истории (Оливер Кромвель)


Англия во II половине XVII века

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

тест

Знать: основные понятия темы, хронологию событий в указанный период, основные положения «Билля о правах».

Уметь: выявить причины падения протектората Кромвеля, причины и последствия «Славной революции».



1


Контрольная работа на тему: «Английская революция»



Глава IV. Культура стран Европы в XVIXVII веках (3ч.).

Культура эпохи Возрождения, барокко и классицизма.

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по созданию докладов и проектов

Тесты

Знать: nворчество мастеров эпохи Возрождения, основные взгляды на устройство государства и характер правителя Макиавелли и Мора.

Уметь: отличать художественные стили.




Литература и искусство XVII в.

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по созданию докладов и проектов


тест

Образ мира: наука и философия в XVI-XVII веках.



1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по созданию сообщений, докладов и проектов.


Тесты

Знать: основные понятия темы; основные открытия, сделанные в указанный период.

Уметь: определить значение открытий для развития человечества.



Глава V. Европа в XVIII веке. Идеи и политика (3ч.)

Просвещение.

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по созданию сообщений, докладов и проектов.

тесты

Знать: основные понятия темы, положения учений Локка, Гоббса, Монтескьё, Руссо (теории естественного права, общественного договора, разделения властей), идеи утопистов.

Уметь: отличать принципиальную разницу взглядов Локка и Гоббса.

Политическая карта Европы и мира в XVIII веке.

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

тест

Знать: основные понятия темы, хронологию событий, деятельность правителей европейских стран в указанный период.

Уметь: выявлять причины европейских войн и их результаты,

Показать на карте страны, участвовавшие в войнах, районы военных действий.


Новые идейно-политические течения и традиции в XVIII веке

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по созданию сообщений, докладов и проектов.

тест

Знать: новые понятия темы, основные черты революционного и эволюционного пути развития, характерные особенности консерватизма и либерализма.

Уметь: находить различия между эволюцией и революцией, консерватизмом и либерализмом;

Глава VI. На заре индустриальной цивилизации (2 ч.).

Материальный и духовный мир человека XVIII века.

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

тест

Знать: понятия и имена новой темы, творчество писателей, художников и музыкантов эпохи Просвещения, признаки индустриального и традиционного общества;

Уметь: находить различия м/ду традиционным и индустриальным обществом, делать выводы о переменах в обществе и сознании людей;

Англия в XVIII веке. Промышленный переворот.

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

тест

Знать: новые понятия темы; процессы, происходящие в экономике и политике Англии XVIII века; технические изобретения XVIII века.

Уметь: выявить последствия промышленного переворота для хозяйственной, политической и социальной жизни Англии XVIII века.


Глава VII. Рождение Американского государства (3 ч.+1ч).

Северная Америка в XVII веке.

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

тест

Знать: основные понятия и даты новой темы, социальную структуру североамериканских колоний, основные отрасли хозяйства;

Уметь: показать на карте расположение североамериканских колоний, выявить последствия колониального положения Новой Англии.


Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями.

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

тест

Знать: основные понятия темы, имена и хронологию событий; основные требования колонистов к королю Англии;

Уметь: выявить причины недовольства колонистов;


Война за независимость и ее итоги.

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

тест

Знать: основные понятия и имена новой темы, хронологию событий, основные положения Декларации независимости и статей Конфедерации;

Уметь: выявить причины Войны за независимость США.


1


К/раб. на тему: «Рождение Американского гос-ва».


Глава VIII. Страны Востока в XVI-XVIII веках (3 ч.).

Мусульманский мир.

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по созданию сообщений, докладов и проектов.

тест

Знать: понятия новой темы, имена, хронология событий; географическое и экономическое положение стран мусульманского мира.

Уметь: показать на карте страны мусульманского мира, войны, которые вели эти страны; выявить причины войн, причины упадка.

Индия

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по созданию сообщений, докладов и проектов.

тест

Знать: новые понятия темы, имена, даты; географ. и эконом. положение Индии, особенности ее культуры и религии.

Уметь: показать на карте географ. Положение Индии; разделять общество на касты и варны.

Страны Дальнего Востока.

1

Составление опорных конспектов, таблиц, схем, кроссвордов по материалам учебника и лекции; самостоятельная работа по созданию сообщений, докладов и проектов.

тест

Знать: понятия новой темы, имена, даты; географическое и экономическое положение Китая и Японии, особенности культуры и религии этих стран.

Уметь: показать на карте страны Востока.

Обобщающий урок по курсу.

1





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ»

Дата

Тема урока

Тип урока

Основное содержание урока

Основные понятия, термины

Знания, умения

Д /з

план

реал

1



Введение в историю «Нового времени»


Комбиниро-ванный

Хронологические рамки Нового времени, принципиальные особенности

Новое время, ценности, традиционное общество, индустриальное общество

Устанавливать историческую связь между периодами. Показывать преемственность.

Учебник стр. 3-4, тетрадь



ГлаваI. Европа и мир в эпоху Великих географических открытий (3ч.).

2.



Морской путь в Индию.

Комбиниро­ванный


Великие географические открытия, причины и последствия, мореплаватели, маршруты путешествий

Каравелла, астролябия,

Новый Свет, Вест-, Ост-Индия

Работать с исторической картой. Анализировать документы, составление таблицы, оперировать понятиями

Учебник§1,

таблица

3.



Первые колониальные империи

Комбиниро­ванный

Колониальные империи, их становление, первый раздел мира, конкиста.

Колонизация, конкиста,

Конкистадоры, монополия, мировой рынок

Работать с исторической картой; Усвоение новых понятий, умение ими оперировать. Установление причинно-следственных связей, закономерностей. Уметь давать оценку историческим событиям.

Учебник §2,

Задания в раб. Тетради.


4.



Рождение капитализма

Комбиниро-ванный

Рост горо­дов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые ком­пании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капитали­стическое предприятие. Рождение капитализма.

Капитализм, буржуазия,

мануфактура, фермеры,

наемные рабочие, финансисты

Развивать понятийное мышление,

формировать понимание причинно-следственных связей перехода от феодальных отношений к капиталистическим.

Учебник §3

термины

Глава П. Европейские государства в XVI-XVII веках: Реформация и абсолютизм(7ч+1 ч..).

5.



Реформация и Крестьянская война в Германии

Урок - лекция

Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: че­ловек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь на­родной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, ос­новные события, значение.

Теология, Реформация протестанты, лютеране,

Мартин Лютер, Томас Мюнцер.

Развивать умения самостоятельно, составлять конспект, выявлять причины исторических событий, работать с историческими документами, прогнозирование, сравнение.

Учебник §4

Положения учения Лютера

6.



Реформация и Контрреформация в Европе в середине XVI века

Урок изуче-ния нового материала

Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церк­ви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.


Кальвинизм, Контрреформация, иезуиты

Развивать умения самостоятельно, составлять конспект, выявлять причины исторических событий, работать с историческими документами, прогнозирование, сравнение.

Учебник §5

Термины, положения учений Кальвина

7.



Франция в XVI-XVII веках: торжество абсолютизма

Комбиниро-ванный

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борь­ба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Людовик XIV/ Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.

Абсолютизм, фаворит,

гугеноты, меценат, Бурбоны,

Развивать понятийное мышление, умение работать с учебником, историческими документами, оценивать исторические события, выявлять причинно-следственные связи.


Учебник §6

термины


8.



Англия в эпоху Тюдоров

Урок изуче-ния нового материала

Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII — «религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I — «верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Экспорт, импорт, аграрный переворот, огораживание, батраки, джентри, протекционизм, англиканская церковь, Генрих VIII, ЕлизаветаI, Стюарты.

Развивать понятийный аппарат, выявлять причинно-следственные связи, развивать навыки работы с историческими документами, оценивать исторические события и деятельность правителей.

Учебник §7


9.



Могущество и упадок Испании

Комбиниро-ванный

Правление Фернандо и Изабеллы. Держава Карла V. Борьба католической Испании против Реформации. Могущество и упадок.

Испанские и австрийские Габсбурги, мориски,

Места

Умение работать с исторической картой, учебником, историч. документами, составление конспектов, выявление причинно-следственных связей. Оценка внешней и внутренней политики испанских королей.

Учебник §8

вопросы , даты

10



Нидерланды в борьбе за свободу.

Урок изуче-ния нового материала

Особенности экономического и политического развития Нидерлан­дов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испа­нией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободи­тельной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики.

Гезы, статхаудер уния, республика, буржуазная революция

Умение работать с исторической картой, учебником, историч. документами, составление конспектов, выявление причинно-следственных связей. Оценка внешней и внутренней политики испанских королей.

Учебник §9


11.



Международные отношения в XVI-XVII веках: война и дипломатия.

Комбинро­ванный

Причины международных конфлик­тов в XVI — XVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропей­ская война. Условия и значение Вест­фальского мира.


Государственный интерес,

Система «политического равновесия», дипломатическое представительство, международное право, общеевропейская война, Тридцатилетняя война, Вестфальский мир

Уметь анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия события. Уметь составлять план и хронологическую таблицу, работать с документами

Учебник§10,

таблица

словарь

12.



Контрольно-обобщающий урок

Урок контроля знаний.




тетрадь

Глава Ш. Английская революция XVII век (3ч.+1ч).

13.



На пути к революции.

Урок изуче-ния нового материала

Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стю­арт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент.

Фригольды, копигольды, лизгольды, пуритане, пресвитериане, индепенденты,

«Петиция о праве»,

«долгий» и «короткий»парламент, оппозиция,

Великая ремонстрация.


Умение связно пересказывать текст учебника, выделять главное, уметь классифицировать(феодальная лестница)

Знать особенности рыцарской культуры.

Учебник §11

таблица

14.



Гражданская война и ее итоги.

Комбиниро-ванный

Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление рес­публики: внутренние и международные последствия.

Гражданская война, экипировка, регулярная армия, кавалеры, железнобокие, памфлет, левеллеры, диктатура, Оливер Кромвель.

Уметь выделять основные противоборствующие группировки, находить причины исторических явлений. Уметь выделять главное в тексте учебника. Участвовать в беседе, в дискуссии

Учебник §12,

таблица

15.



Англия во II половине XVII века.

Урок изучения нового материала

Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламент­ской монархии. Права личности и парламентская система в Анг­лии — создание условий для развития индустриального общества.


Диггеры, протекторат,

Реставрация, политические партии – виги, тори, «славная революция», конституционная(парламентская) монархия, «Биль о правах».

Классифицировать, умение анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия. Учиться решать проблемные и познавательные задачи.


Учебник §13,

термины


16



Обобщающее

повторение по теме:

«Английская революция XVII века»

Урок контроля знаний и умений





Глава IV. Культура стран Европы в XVIXVII веках (3ч.).

17.



Культура эпохи Возрождения.

Урок изучения нового материала

Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.

аскетизм, капелла;

Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Микеланджело Буонарроти,

Альбрехт Дюрер, Сервантес, Шекспир, Рубенс, Рембрандт, Веласкес, Корнель Мольер: Никколо Макиавелли, Томас Мор, Эразм Роттердамский.

Знать основные понятия темы, периодизацию эпохи Возрождения, отличать основные черты стилей,

творчество мастеров эпохи Возрождения, основные взгляды на устройство государства и характер правителя Макиавелли и Мора.

уметь отличать художественные стили.



Учебник §14

Рассказ о художнике.


18



Литература и искусство XVII в.

Комбиниро­ванный

Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Развитие светской культуры. Барокко и классицизм.

Барокко и классицизм.

Шекспир, Сервантес,

Рубенс, Бернини, Рембрандт, Веласкес, Корнель, Мольер

Умение работать с текстом учебника, выделять главное, оценивать творчество писателей и поэтов эпохи Возрождения, отличать художественные стили, составлять рассказ по изобразительным источникам.

Учебник §15


19.



Образ мира: наука и философия в XVI-XVII веках.


Комбиниро­ванный

Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника. Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важ­нейшие открытия Галилео Галилея. Новая картина мира Исаака Ньютона. Уильям Гарвей о строении человеческого ор­ганизма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники фи­лософии Нового времени.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы,

Эмпиризм, рационализм; Коперник, Бруно, Галилей, Бэкон, Декарт, Ньютон,

Сервет, Гарвей.

Уметь работать с учебником, уметь составлять таблицу, определять значение открытий для развития общества, составлять таблицу.

Учебник §16

таблица


Глава V. Европа в XVIII веке. Идеи и политика (3ч.)

20.



Просвещение.

Урок изуче-ния нового материала

Просветители XVIII в. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся бур­жуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общест­ва. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разде­лении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами фео­дальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Вли­яние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Просвещение, секуляризация, просветители, идеология,

Теория естественного права, теория общественного договора, теория разделения властей, избирательное право, утописты; Джон Локк, Томас Гоббс, Вольтер, Шарль Монтескьё, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо

Уметь анализировать , систематизировать материал учебника.

Сравнивать и составлять идеи гуманизма и просвещения. Выявлять последствия изменений мировоззрения в обществе.

Учебник §18,

конспект


21.



Политическая карта Европы и мира в XVIII веке.


Комбиниро­ванный

Война за испанское наследство — война за династические ин­тересы и за владение колониями.

Семилетняя война, ее участники и значение.

Стабильность, династические войны, войны за испанское и австрийское наследство, Семилетняя война, раздел Польши.

Уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделять сходство и различие. Уметь оперировать терминами и понятиями, работать с исторической картой

Учебник §19,

план-конспект


22.



Новые идейно-политические течения и традиции в XVIII веке

Урок изучения нового материала

Истоки социальных учений, зарождение либерализма и консерватизма, права человека, просвещенный абсолютизм.

Социальные учения,

эволюционный и революционный пути развития, либерализм, консерватизм, просвещенный абсолютизм, меркантилизм.

Сравнение социальных учений, выявление слабых и сильных сторон этих учений, умение соотносить с настоящим временем.

Учебник §20,

составление плана параграфа.

Глава VI. На заре индустриальной цивилизации (2 ч.).

23.



Материальный и духовный мир человека XVIII века.

Урок изучения

нового

материала

Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Са­тира в произведениях Д. Свиф­та. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искус­ство.

Особенности развития музыкального искусства XVIII в.

Секуляризация культуры.

Аскетизм, традиционное и индустриальное общество, Даниель Дефо, Джонатан Свифт, Пьер Бомарше ,Фридрих Шиллер,

Иоганн Себастьян Бах, Фридрих Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт, Антонио Вивальди.

Развивать умение соотносить знания с эпохой, соотносить образ жизни человека средневековья, Нового времени и современности, усвоение новых понятий, умение ими оперировать.


§21, составление рассказа о жизни человека буржуазного общества

24.



Англия в XVIII веке. Промышленный переворот.

Урок изучения

нового

материала

Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталис­тического предпринимательства. Пром. переворот в Анг­лии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фаб­ричных рабочих. Первые династии промышленников. Луддизм. Цена техническо­го прогресса.

Гнилые местечки, аграрный и промышленный переворот,

Ганноверская династия, «дело Уилкса», радикализм, луддизм.

Уметь анализировать материал учебника, определять предпосылки, сущность и последствия события, открытий. Уметь составлять план и таблицу, работать с документами

Учебник§22,

таблица.


Глава VII. Рождение Американского государства (3 ч.+1ч).

25.



Северная Америка в XVII веке.

Комбиниро­ванный

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройст­во и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоз­зрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование севе­роамериканской нации.

Новая Англия, социальная структура, сервенты, кабальные слуги, плантаторы.

Знать основные понятия и даты новой темы, социальную структуру североамериканских колоний, основные отрасли хозяйства;

работать с исторической картой, составлять план по тексту учебника, давать оценку рабовладению в североамериканских колониях.

Учебник §23,

составление плана


26.



Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями.

Комбиниро­ванный

Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.


«американский феномен»,

контрабандисты, антиколониальная борьба,

«Бостонское чаепитие», администрация, Континентальный конгресс, метрополия, Бенджамин Франклин.

Знать и применять основные понятия темы, имена и хронологию событий; основные требования колонистов к королю Англии;

выявить причины недовольства колонистов;

оценить деятельность Бенджамина Франклина

Учебник §24

пересказ


27.



Война за независимость и ее итоги.

Комбиниро­ванный урок

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Об­разование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.


Декларация независимости, Соединенные Штаты Америки, статьи Конфедерации», конгресс США, конституционный конвент, президент, Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон.

знать основные понятия темы, составлять хронологию событий, выделять основные положения Декларации независимости и статей Конфедерации;

выявить причины Войны за независимость США.

Составление хронологич. таблицы.

Учебник §25,

таблица.


28



Обобщение по теме:

«Рождение Американского государства.»

Урок контроля знаний и умений





Глава VIII. Страны Востока в XVI-XVIII веках (3 ч.+1ч.).

29.



Мусульманский мир.

Урок изучения

нового

материала

Начало упадка Османской империи, Персия;

Халифат, султан, Османская империя, тимар, «неверные»,

янычары, сунниты, шииты, Персия, династия Сефидов, ирригационная система, Надир-шах,

Работать с исторической картой, выявлять причины упадка стран мусульманского мира, находить отличия в учениях суннитов и шиитов, работать с текстом учебника.

Учебник§26,

Составить кроссворд по теме

30.



Индия

Комбиниро­ванный урок

Созда­ние империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика ре­форм. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Индуизм, каста, раджа,

Ост -Индийская компания, фактории, сипаи, спекуляция.

Работать с исторической картой, структурировать общество Индии, выявлять причины распада империи Великих Моголов, работать с текстом учебника.

Учебник§27,

Составить кроссворд по теме

31.



Страны Дальнего Востока.

Урок изучения

нового

материала

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отноше­ния. Нерчинский договор 1689 г.

Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сё-гунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «За­крытие» Японии.

конфуцианство,

Богдыхан, синтоизм, буддизм, даймё, самураи, сегун,


Работать с исторической картой, знать новые понятия темы; иерархию , китайского и японского общества, выявлять особенности культуры и религии, достижения и вклад народов Азии в мировую культуру.


§ 28

Составить кроссворд

32.



Обобщающее

повторение

Урок контроля знаний

Значение Нового времени в мировой истории и культуре.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РОССИИ В XVI-XVIII ВЕКАХ».

Дата

Тема урока

Тип урока

Основное содержание урока

Основные понятия, термины

Знания, умения

Д /з

план

реал

1



Введение в курс «История России»

Комбиниро-ванный

История России как часть всемирной истории. Источники знаний о прошлом

лингвистика, фольклористика

Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Учебник, стр. 4-6,

Рисунок истор.

источника

Раздел I. Россия на рубеже XVI-XVII вв.


2



Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова


Комбинированный

Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Учреждение патриаршества. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты

«урочные лета»,

Дети боярские, самозванство,

Лжедмитрий I, династический кризис.

Умение работать с текстом учебника и историческими документами, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное.

§1, вопросы к параграфу.

3



Смута.

Комбинированный

Смута. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина

Смута, казачество, Лжедмитрий II, «тушинский вор», интервенция, восстание Ивана Болотникова.

умение работать с исторической картой, текстом учебника, составлять схемы. Учиться сравнивать, анализировать, делать выводы.

§2, вопросы параграфу, термины

4



Окончание Смутного времени.

Комбинированный

Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых.


Гражданская война, семибоярщина, ополчение,

(Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский),

«Совет всей земли», династия Романовых

Выделять этапы освобождения от интервентов, работать с исторической картой, наращивать понятийный аппарат.

§3, термины


5



Обобщающее

повторение по теме:

«Смута»

Урок контроля знаний





Раздел II . Россия в XVII вв.(7ч)


6



Новые явления в экономике.

Комбинированный

Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.


Социальная база, бобыль, специализация, наемный труд, мануфактура, предприниматель, всероссийский рынок, ярмарка,

таможенные пошлины

Умение работать с исторической картой, выявлять предпосылки зарождения капиталистических отношений, навыки работы с текстом , составление схем, таблиц

Учебник §4

таблица

7



Основные сословия российского общества.

Урок изучения

нового

материала

Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам

барщина, оброк, подати, белые слободы, черносошные, владельческие крестьяне, холопы, крепостные, посадское население, казачество.

Продолжить развивать умение работать с исторической картой, составлять схемы. Учиться сравнивать, анализировать, делать выводы.

Учебник §5

Таблица «сословия России XVII в.»

8



Политическое развитие страны.

Урок изучения

нового

материала

Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Патриарх Филарет. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система.

Самодержавие, крепостничество, Боярская дума, приказы, уезды, станы, волости, Соборное уложение 1649 года.

Умение анализировать, работать с текстом учебника, составлять схемы, иерархические структуры государственного аппарата, составление генеалогического древа Романовых.

Учебник §6

схема

9



Власть и церковь. Церковный раскол.

Урок изучения

нового

материала

Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум.

Церковная реформа, раскол, старообрядцы (раскольники), протопоп.

Уметь выявлять причины раскола церкви, выявить два фактора в них – политический (взаимоотношения церкви и гос-ва) и религиозный – необходимость внутренней реформы в церкви.

Учебник §7


10



Народные движения.

Комбинированный

Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина.

«Соляной бунт», «Медный бунт», восстание Степана Разина.

Умение работать с текстом учебника, историческими документами, составлять хронологические таблицы, выявлять причинно-следственные связи.

Учебник §8

таблица


11



Внешняя политика.

Урок изучения

нового

материала

Основные направления внешней политики России: Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война 1653-1667г.. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.

Реестр, быдло, голытьба, реестровые казаки, гетман, рада, Запорожская Сечь.

Работа с текстом учебника, исторической картой, выделение этапов присоединения Украины, выявление основных направлений и задач внешней политики, составлять таблицы.

Учебник§9

рассказ

12



Образование и культура в XVII веке.

Комбинированный

Обмирщение культуры в XVIIв. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

Обмирщение (секуляризация) культуры, изразцы, лепнина, терем, зодчество, Славяно-греко-латинская академия, первопроходцы.

Работать с текстом учебника, историческими источниками, картой. Составление плана параграфа.

Учебник §10

план

Раздел III. Россия в конец XVII – первая четверть XVIII в.(7 ч.)


13



Предпосылки петровских преобразований.

Урок изучения

нового

материала

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в.

реформы В.В. Голицына и А.Л. Ордина-Нащокина.

Регентство, Немецкая слобода, воинский устав, рекрутская повинность, постоянная армия, почтовая связь, наемная армия;

Уметь выявлять основные причины реформ, основные положения реформ, их последствия

Учебник§12


14



Петр I. Россия на рубеже веков.

Комбинированный

Двоецарствие, Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.

Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии.

Двоецарствие, потешные полки, лавра, Великое посольство, Азовский поход, царевна Софья, Франц Лефорт, Гордон, Ф.А. Головин, П.Б. Возницын

Умение работать с текстом учебника, составление генеалогического древа, составление плана.

Учебник§13

план

15



Северная война.

Урок изучения

нового

материала

Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход.

Конфузия,рекруты, генеральное сражение, редут, фрегат, эскадра, десант; Полтавская битва.

Умение работать с исторической картой и текстом учебника, выявление причинно-следственных связей, составление хронологической таблицы.

Учебник §14

таблица

16



Реформы Петра I.

Комбинированный

Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.

Коллегия (их функции), генерал-прокурор, губерния (губернатор), Синод, Сенат, абсолютизм (абсолютная монархия), табель о рангах, аристократия.

Умение систематизировать материал параграфа, составлять иерархические схемы государственного аппарата, расширение понятийного словар;. работать в группе

Учебник§15

схема


17



Экономика России в первой четверти XVIII века.

Урок изучения

нового

материала

Развитие торговли, мануфактур, экономические реформы Петра

Протекционизм, меркантилизм, приписные крестьяне, подворно-подушная перепись, подушная подать, валюта.

Уметь работать по карте. Сравнение процессов экономики России и Зап. Европы, умение работать с текстом и картой

Учебник§16


18



Народные движения первой четверти XVIII века.

Комбинированный

Социальные движения в период царствования Петра,

Восстание в Астрахани, восстание К.А. Булавина

Работные люди, отходники, посессионные крестьяне.

Уметь работать по карте. Определять причины восстаний. Уметь заполнять таблицы: дата, участники, территории

Учебник§17

таблица

19



Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века.

Комбинированный

Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Создание Академии наук, Кунсткамеры. Развитие техники Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль преобразований в истории страны.

Кунсткамера, канты, ассамблея, гравюра, кавалькада.

Сравнение культуры допетровской эпохи (церковной) с культурой эпохи ПетраI. Выявлять отличия и давать им оценку. Учиться анализировать исторические источники, делать выводы, участвовать в беседе

Учебник§18

кроссворд

Раздел IV. Россия в 1725 – 1762 годах. (4 ч.)

20



Россия в 1725 -1762 годах.

Урок изучения

нового

материала

. Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина.

Дворцовые перевороты, гвардия, фавориты, «верховники», кондиции,

Екатерина I, Петр II, Анна Иоановна, Бирон, Елизавета Петровна, Петр III.

Работать с текстом учебника, историческими документами, выстраивать хронологию событий, выявлять причинно-следственные связи, составлять генеалогическую схему династии Романовых

Учебник§20-21, схема


21



Россия в 1725 -1762 годах.

Комбинированный

Учебник§20-21, схема


22



Внутренняя политика в 1725 -1762 годах.

Урок-лекция

Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права

Верховный тайный совет, кабинет министров, Канцелярия тайных дел, Манифест о вольности дворянства, откупы, подряды.

Уметь выделять главное, определять роль личности в истории, работать с картой

Учебник §22

план


23



Внешняя политика России в1725-1762годах.

Комбинированный

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.


Борьба за «польское наследство», Русско-турецкая война, Русско-шведская война, Семилетняя война.

Уметь анализировать историческую карту:

Выявлять причины и результаты воин, составление таблиц и схем

Учебник§23

таблица.

Раздел V. Россия в 1762 -1801 годах.(10ч.)

24



Внутренняя политика

Екатерины II.

Комбинированный

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества

Просветители, просвещенный абсолютизм,

Секуляризация, Уложенная комиссия, Жалованная грамота дворянству, губернская реформа, монополия, каторга, межевание.

знать основные понятия темы; программа просвещенной монархии

Екатерины II, мероприятия по укреплению положения дворян;

выявить результаты реформ Екатерины II;

Составить таблицу «Внутренние реформы Екатерины II»


Учебник§24

таблица

25



Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева.

Комбинированный

Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев.

Крестьянская война, самоуправление

Продолжать развивать понятийный аппарат, выявлять этапы крестьянской войны,

выявить причины и итоги крестьянской войны; показать на карте районы военных действий;


Учебник§25


26



Экономическое развитие России во второй половине XVIII века

Комбинированный

Развитие капиталистического уклада.

Вольные экономические общества

знать понятия новой темы; динамику развития с/хоз-ва, промышленности, торговли.

выявить причины упадка феодально-крепостнической системы; показать на карте крупные торговые центры;

Учебник§26


27



Внешняя политика Екатерины II.

Комбинированный

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.


Русско-турецкие войны 1768-1774 , 1787-1791 годов, греческий проект, война со Швецией, политика «вооруженного нейтралитета»; буферное государство, коалиция, Суворов, Кутузов, Ушаков.


знать основные понятия темы, даты, имена, составлять хронологию событий, выявлять основные направления внешней политики.

Показать на карте районы военных действий, выявить причины и результаты войн; составить таблицу: «Войны периода правления Екатерины II».

Учебник§27-28, таблица


28



Внешняя политика Екатерины II.

Урок контроля знаний и умений

29



Россия при Павле I

Урок-лекция

Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.


Гатчина, эскадра, поход через Альпы, Суворов, Ушаков, Павел I

знать основные понятия темы, основные направления внутренней и внешней политики Павла I.

Показать на карте поход Суворова в Италию, выявить причины отличий в политике Екатерины II и Павла I.

Дать оценку правлению Павла I.

Учебник§29

план

30



Наука и образование

Комбинированный

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков.

Обсерватория, гимназии, Московский университет,

академические экспедиции,

учебный корпус

знать основные понятия темы, даты, основные научные открытия, систему образования в России в указанный период;

определить значение открытий для развития России;

составить таблицу «Открытия в науке и технике»

Учебник§30

таблица

31



Художественная культура

Урок изучения

нового

материала

Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры.

Жанры, сентиментализм, барокко, классицизм

уметь давать оценку достижениям русской культуры; выявлять ее самобытные черты; основные идеи общественной мысли.

давать оценку достижениям русской культуры; выявлять связи русской культуры с мировой

Учебник§31-32,

таблица

32



Художественная культура

Комбинированный

33



Быт и обычаи

Комбинированный

Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.



Уметь выявлять различия в укладе жизни, одежде, пище зависимого и привилегированного населения Руси

Учебник§33

кроссворд

34



Итоговое повторение

Урок контроля знаний и умений






35



Обобщение по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»

Урок контроля знаний и умений




























Требования к уровню подготовки по предмету


Учащиеся должны владеть следующими знаниями и умениями:


1. Знание хронологии, работа с хронологией:

— указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

— характеризовать место, обстоятельства, участников, даты, особенности, результаты важнейших исторических событий;

— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками:

— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

— осуществлять поиск необходимой информации в одном пли нескольких источниках, отбирать её, группировать, обобщать;

— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

— соотносить единичные исторические факты и общие явления;

— различать причину и следствие исторических событий, явлений;

— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

— сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

— определять и объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

— использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми;

— способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!