СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

7 класс. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«7 класс. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»

Запишите число и тему урока: Одиннадцатое февраля Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Запишите число и тему урока:

Одиннадцатое февраля

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

 Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.      М. Горький Что хочу написать? Как написать? Для чего хочу написать?

Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.

М. Горький

Что хочу написать?

Как написать?

Для чего хочу написать?

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему Лингвистика - наука о языке. Сочинение на лингвистическую тему-   сочинение, в основе которого  лингвистический материал.

Подготовка к сочинению-рассуждению

на лингвистическую тему

Лингвистика - наука о языке.

Сочинение на лингвистическую тему-

сочинение, в основе которого

лингвистический материал.

 Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению. Структура сочинения-рассуждения I. Тезис (мысль, которую надо доказать)   II. Аргументы (доказательства)   III. Вывод.

Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.

Структура сочинения-рассуждения

I. Тезис (мысль, которую надо доказать)

 

II. Аргументы (доказательства)

 

III. Вывод.

АЛГОРИТМ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ сформулировать ТЕЗИС  привести РАССУЖДЕНИЕ на теоретическом уровне  привести привести ПРИМЕР- АРГУМЕНТ ПРИМЕР- АРГУМЕНТ сделать ВЫВОД - ЗАКЛЮЧЕНИЕ

АЛГОРИТМ

СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

сформулировать

ТЕЗИС

привести РАССУЖДЕНИЕ

на теоретическом уровне

привести

привести

ПРИМЕР- АРГУМЕНТ

ПРИМЕР- АРГУМЕНТ

сделать

ВЫВОД - ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Варианты речевого оформления 1. Вступление - Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога) (имя, фамилия автора), который утверждал: «…» (цитата из задания) - По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), … 2. Основная часть Переход к рассуждению - Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. - Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст … (фамилия, имя автора исходного текста) Введение примеров - Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения … - Во-первых, автор пишет … Во-вторых, … - Так, в предложении … 3. Вывод - Итак, мы доказали, что…   Таким образом, … Используйте речевые клише для сочинения

Варианты речевого оформления

1. Вступление

- Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога) (имя, фамилия автора), который утверждал: «…» (цитата из задания)

- По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), …

2. Основная часть

Переход к рассуждению

- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

- Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст … (фамилия, имя автора исходного текста)

Введение примеров

- Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …

- Во-первых, автор пишет … Во-вторых, …

- Так, в предложении …

3. Вывод

- Итак, мы доказали, что…

Таким образом, …

Используйте речевые клише для сочинения

Требования к сочинению:  -Смысловая цельность -Речевая связность -Последовательность изложения -Композиционная стройность -Грамотность -Фактическая точность.

Требования к сочинению:

-Смысловая цельность

-Речевая связность

-Последовательность изложения

-Композиционная стройность

-Грамотность

-Фактическая точность.

«У каждой части речи свои достоинства».        А. М. Пешковский  Алекса́ндр Матве́евич Пешко́вский (11 (23) августа 1878, Томск — 27 марта 1933, Москва) — российский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса; также занимался вопросами практического преподавания русского языка в школах.

«У каждой части речи свои достоинства».

А. М. Пешковский

Алекса́ндр Матве́евич Пешко́вский (11 (23) августа 1878, Томск — 27 марта 1933, Москва) — российский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса; также занимался вопросами практического преподавания русского языка в школах.

Задание 1:  Прочитайте предложения. Какой частью речи являются выделенные слова? Докажите. В этот тихий вечер море грустно . (И.А. Бунин) В печке грустно насвистывал свою песню сверчок. (А.П. Чехов) Мне грустно и легко. (А.С. Пушкин)

Задание 1: Прочитайте предложения.

Какой частью речи являются выделенные слова? Докажите.

В этот тихий вечер море грустно . (И.А. Бунин)

В печке грустно насвистывал свою песню сверчок. (А.П. Чехов)

Мне грустно и легко. (А.С. Пушкин)

План  «У каждой части речи свои достоинства». СКС – особенная часть речи. 1. Роль СКС в речи. 2. Значения СКС. 3. Пример 1 4. Пример 2 III. СКС обладают своими достоинствами.

План

  • «У каждой части речи свои достоинства».
  • СКС – особенная часть речи.

1. Роль СКС в речи.

2. Значения СКС.

3. Пример 1

4. Пример 2

III. СКС обладают своими достоинствами.

Вставьте пропущенные слова  Категория состояния – это … часть речи, которая обозначает … , не имеет форм …. и выполняет функцию ... члена односоставного … предложения.  ( Л.И. Ушакова. Современный русский язык. Морфология. Белгород, 1999)

Вставьте пропущенные слова

Категория состояния – это … часть речи, которая обозначает … , не имеет форм …. и выполняет функцию ... члена односоставного … предложения.

( Л.И. Ушакова. Современный русский язык. Морфология. Белгород, 1999)

Проверьте  Категория состояния – это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние, не имеет форм словоизменения и выполняет функцию главного члена односоставного (безличного) предложения.  ( Л.И. Ушакова. Современный русский язык. Морфология. Белгород, 1999) Вопрос: Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?

Проверьте

Категория состояния – это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние, не имеет форм словоизменения и выполняет функцию главного члена односоставного (безличного) предложения.

( Л.И. Ушакова. Современный русский язык. Морфология. Белгород, 1999)

Вопрос: Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?

Аргументы против утверждения, что категория состояния - самостоятельная часть речи:  1) Состояние природы или человека можно описать не только с помощью категории состояния, но и с помощью других языковых средств: прилагательных, глаголов, наречий и т. д. (см., например, текст К. Паустовского “Обыкновенная земля”).  2) Ни одна часть речи не касается столь узкой области явлений действительности, как категория состояния: она описывает только состояние природы или человека.  3) Утверждается, что слова категории состояния не изменяются, хотя в некоторых случаях это не так:  Меня знобит. Его знобило. Больного будет знобить .  4) Во многих случаях слова категории состояния выражаются безличной формой глагола ( В окно дует. С утра печет, жарко .) или наречиями ( весело, грустно, легко, хорошо  и т. д.).   Вывод : слова категории состояния - не самостоятельная часть речи, а особая группа слов, выражающая состояние природы или человека.

Аргументы против утверждения, что категория состояния - самостоятельная часть речи:

1) Состояние природы или человека можно описать не только с помощью категории состояния, но и с помощью других языковых средств: прилагательных, глаголов, наречий и т. д. (см., например, текст К. Паустовского “Обыкновенная земля”).

2) Ни одна часть речи не касается столь узкой области явлений действительности, как категория состояния: она описывает только состояние природы или человека.

3) Утверждается, что слова категории состояния не изменяются, хотя в некоторых случаях это не так:  Меня знобит. Его знобило. Больного будет знобить .

4) Во многих случаях слова категории состояния выражаются безличной формой глагола ( В окно дует. С утра печет, жарко .) или наречиями ( весело, грустно, легко, хорошо  и т. д.).

Вывод : слова категории состояния - не самостоятельная часть речи, а особая группа слов, выражающая состояние природы или человека.

Аргументы за утверждение, что категория состояния - самостоятельная часть речи:  1) Каждая часть речи имеет круг описываемых явлений действительности, категория состояния тоже.  2) Большинство слов категории состояния не изменяются.  3) Слова категории состояния имеют четко выраженную синтаксическую роль в предложении - являются сказуемыми.  4) Любое слово полностью проявляется только в предложении, в контексте. Слова категории состояния именно в предложении проявляются как самостоятельная, отдельная часть речи.   Вывод : слова категории состояния - самостоятельная часть речи, обозначающая состояние природы или человека.

Аргументы за утверждение, что категория состояния - самостоятельная часть речи:

1) Каждая часть речи имеет круг описываемых явлений действительности, категория состояния тоже.

2) Большинство слов категории состояния не изменяются.

3) Слова категории состояния имеют четко выраженную синтаксическую роль в предложении - являются сказуемыми.

4) Любое слово полностью проявляется только в предложении, в контексте. Слова категории состояния именно в предложении проявляются как самостоятельная, отдельная часть речи.

Вывод : слова категории состояния - самостоятельная часть речи, обозначающая состояние природы или человека.

Задание 2: Распределите слова по колонкам   Состояние природы Состояние среды солнечно Физическое состояние живых существ грязно снежно зябко Эмоциональное состояние человека сыро больно Интеллектуальное состояние человека стыдно грустно интересно Слова, выражающие временные и пространственные отношения. Оценка состояния, положения понятно далеко можно   Рано, туманно, глубоко, приятно, щекотно, ветрено, жаль, мокро, жарко, совестно, горько, скучно, тошно, трудно, просторно, неловко, шумно, смешно.

Задание 2: Распределите слова по колонкам

  Состояние природы

Состояние среды

солнечно

Физическое состояние живых существ

грязно

снежно

зябко

Эмоциональное состояние человека

сыро

больно

Интеллектуальное состояние человека

стыдно

грустно

интересно

Слова, выражающие временные и пространственные отношения. Оценка состояния, положения

понятно

далеко

можно

  Рано, туманно, глубоко, приятно, щекотно, ветрено, жаль, мокро, жарко, совестно, горько, скучно, тошно, трудно, просторно, неловко, шумно, смешно.

Задание 3: Устно восстановите текс, используя слова для справок. Запишите через запятую по порядку в строчку только вставленные слова  Я встал рано. На улице уже ____. Кругом ____от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ______, щеки пощипывает, снег скрипит. На душе _____. _____в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. _____ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой ______представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ______увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. _______стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не _______. День пролетел незаметно. Уже _____возвращаться домой. После этой прогулки на душе _____ и ____.   Слова для справок:   радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, нужно, можно, слышно.

Задание 3: Устно восстановите текс, используя слова для справок. Запишите через запятую по порядку в строчку только вставленные слова

Я встал рано. На улице уже ____. Кругом ____от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ______, щеки пощипывает, снег скрипит. На душе _____. _____в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. _____ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой ______представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ______увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. _______стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не _______. День пролетел незаметно. Уже _____возвращаться домой. После этой прогулки на душе _____ и ____.

Слова для справок:   радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело,

тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, нужно, можно, слышно.

Проверьте  Я встал рано. На улице уже светло . Кругом белым-бело от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. Морозно , щеки пощипывает, снег скрипит. На душе легко . Тихо в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. Надо уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой невозможно представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, можно увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. Слышно стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не скучно . День пролетел незаметно. Уже нужно возвращаться домой. После этой прогулки на душе радостно и торжественно .   Слова какой части речи вы вставили?

Проверьте

Я встал рано. На улице уже светло . Кругом белым-бело от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. Морозно , щеки пощипывает, снег скрипит. На душе легко . Тихо в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. Надо уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой невозможно представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, можно увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. Слышно стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не скучно . День пролетел незаметно. Уже нужно возвращаться домой. После этой прогулки на душе радостно и торжественно .

Слова какой части речи вы вставили?

  Домашнее задание.    Написать сочинение-рассуждение на тему «У каждой части речи свои достоинства»  на примере СКС . Материал для примеров возьмите из текста 1.  В вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.  Используйте речевые клише для сочинения из презентации. Пишите разборчивым почерком!

Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему «У каждой части речи свои достоинства» на примере СКС . Материал для примеров возьмите из текста 1.

В вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.

Используйте речевые клише для сочинения из презентации.

Пишите разборчивым почерком!

Текст 1  Тихо. Между деревьями синим ст..лбом подымается пр..мой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.   А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно (по)весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда. Нашли же они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на з..мле нашло свое место, и н..кто н…кому (не)мешает: вот исти(н,нн)ый образ мира во всем мире.              (М. Пришвин)

Текст 1

Тихо. Между деревьями синим ст..лбом подымается пр..мой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной. А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно (по)весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда. Нашли же они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на з..мле нашло свое место, и н..кто н…кому (не)мешает: вот исти(н,нн)ый образ мира во всем мире.

(М. Пришвин)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!