СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

7 класс Урок №43-44 Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Анализ эпизодов, характеристика героев. Традиции классицизма и новаторские черты в комедии.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маршрутный лист для учащегося по литературе для ДО по разделу "Сатира и юмор в литературе" 

Просмотр содержимого документа
«7 класс Урок №43-44 Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Анализ эпизодов, характеристика героев. Традиции классицизма и новаторские черты в комедии.»

18-19.02.21

Русская литература 7 класс

Ф.И.О. учителя

Алямкина В.А.

Урок №43-44

Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Анализ эпизодов, характеристика героев.

Традиции классицизма и новаторские черты в комедии.

Цели обучения

(кратко)

  • характеризовать героев произведения, опираясь на речевую характеристику;

  • давать развернутый ответ на проблемный вопрос, выражая своё мнение о героях и событиях;

  • определить черты классицизма и новаторство писателя в комедии.

Ф.И. учащегося


Порядок действий

Ресурсы

(заполняется учителем)

Выполнение

(заполняется учеником)

Изучи


  1. Изучи информационную карточку

«Недоросль» — произведение многотемное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания — с проблемами крепостного права и государственной власти. Автор показывает атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и необразованность Скотининых. Он размышляет о том, что нужно предпринять, чтобы добиться изменений: уничтожить крепостное право, преодолеть воспитанием «скотские» пороки человеческой натуры.

Комическое всегда основано на нелепости, несоответствии. В «Недоросле» жалкий, примитивный мир Скотининых и Простаковых хочет прорваться в мир благородный, завладеть всем. Зло хочет прибрать к рукам добро и действует при этом весьма энергично и

разными способами. Миру простаковых и скотининых противостоят положительные герои, за которыми угадывается сам автор комедии. Эти герои нужны писателю, чтобы утвердить идеи служения отечеству, торжества справедливости.


Отметь знаком «+» материал, с которым ознакомился(лась)












Ответь

  1. Ответь на вопрос (устно):

- Смешна ли Простакова? Согласны ли вы с мнением В. О. Ключевского, который утверждал: «Простакова вовсе не располагает

к смеху; напротив, при одном виде этой возмутительной озорницы

не только у забитого ее мужа, но и у современного зрителя, огражденного от нее столетием, начинает мутиться в глазах и колебаться вера в человека, в ближнего»?

Ответь устно

Выполни

  1. Выполни задания в тетради.

Задание №1. «Фишбоун».

  • Почему в итоге Простакова терпит поражение?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратитесь к приему «Фишбоун»

(рыбий скелет).

  1. Основной вопрос мы поместим в голове рыбы.

  2. Верхние плавники — это причины, приведшие героиню к поражению. Их может быть несколько. Например, Правдин убежден, что «безумная любовь» к Митрофану «довела ее больше всего». Стародум высказывает другое мнение (найдите по тексту его позицию).

  3. А что вы думаете по этому поводу? Кто, на ваш взгляд, более прав в объяснении причин несчастья Простаковой? Свои доказательства, примеры из текста поместите на схеме внизу (нижние плавники).

  4. Хвост рыбы — это вывод, ответ на главный вопрос.


Задание №2. ПОПС-формула.

Как вы думаете, есть ли в комедии герой, выражающий мысли автора? Если да, то кто выступает в этой роли? При ответе на вопрос воспользуйся приемом ПОПС-формула.

  • Позиция: «Я считаю, что …»

  • Обоснование: «Потому что…»

  • Подтверждение: «Подтверждается эта мысль следующими примерами …»

  • Следствие: «Следовательно, …»


Задание №3.

  • Рассмотрите таблицу (приложение №1) и скажите, какие признаки классицизма мы видим в комедии Фонвизина?

  • Как вы думаете, в чем заключалось новаторство Фонвизина?


Традиции классицизма

Новаторские черты





Заполни схему

«Фишбоун»








Ответь на вопрос, используя ПОПС - формулу.







Заполни таблицу

Рефлексия

  • Я знаю, что такое «классицизм».

  • У меня получилось:

  • дать развернутый ответ на проблемный вопрос, выражая своё мнение о героях и событиях;

  • определить черты классицизма и новаторство писателя в комедии.

Поставь знаки

«+» или «-»



Приложение №1


Черты классицизма

  • Обращение к образам и формам античности как к идеалу.

  • Принцип рационализма, культ разума.

  • Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения.

  • Соблюдение в драме единства места, времени и действия.

  • Стремление запечатлеть существенные свойства жизненных явлений.

  • Обращение к общественной проблематике.

  • Утверждение идей абсолютизма, патриотизма, гражданственности.

  • Прямолинейность подачи человеческих характеров.

  • Идеализация героев.

  • Утверждение идей абсолютизма,

Классицизм как литературное направление

- Классицизм возник в первой половине XVIII века. В этот период в России укреплялся самодержавный строй. Главной опорой самодержавия было дворянство. Литература классицизма обслуживала потребности абсолютистского государства. Проповедовала идеи гражданственности, связанной с этой формой социального устройства, идеи просвещенной монархии.

- В переводе с латинского «классицизм» - «образцовый», «первоклассный». В XVII-XVIII веках образцовыми, достойными подражания считались произведения древнего греко-римского искусства.

- Изучение произведений античного искусства позволило теоретикам классицизма вывести каноны, которым писатели должны были следовать в художественном творчестве.

- Писатели-классицисты считали, что человеческие чувства обманчивы, что лишь с помощью разума можно познать жизнь и гармонично отразить её в литературе.

- Правила классицизма предусматривали деление литературы на строго определённые жанры: высокие (ода, поэма, трагедия) и низкие (комедия, сатира, басня).

- Человеческие характеры обрисовывались односторонне, действующие лица обычно являлись носителями какой-либо одной черты и четко подразделялись на носителей добра или зла.

- Драматические произведения подчинялись правилам трех единств. События происходили в течение одних суток, в одном месте, сюжет не осложнялся побочными эпизодами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!