СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

7 класс. Взаимосвязи растений между собой и с другими организмами. Растительные сообщества. Разработка дистанционного урока по примерным учебным программам Донецкой Народной Республики (2022-2023 уч. год)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка второго дистанционного урока по Теме 3 "Растения в природных сообществах" (2 ч х 45 мин)

Просмотр содержимого документа
«7 класс. Взаимосвязи растений между собой и с другими организмами. Растительные сообщества. Разработка дистанционного урока по примерным учебным программам Донецкой Народной Республики (2022-2023 уч. год)»

7класс. Биология.

Тема 3. Растения в природных сообществах


Урок II Взаимосвязи растений между собой и с другими организмами. Растительные сообщества

Домашнее задание. Старый (рабочий) учебник В.В.Пасечник «Биология. 7 класс» 2016 года – читать параграф 61– то, что относится к царству Растения, изучить материал, предложенный учителем. Повторить параграфы 62, 63.


Тема. Взаимосвязи растений между собой и с другими организмами. Растительные сообщества.

Цель. Познакомиться с понятием «экосистема», рассмотреть видовой состав растительных сообществ и преобладающие в них растения. Познакомится с распределением видов в растительных сообществах, сезонными изменениями в жизни растительного сообщества, сменой растительных сообществ, растительностью (растительным покровом) природных зон Земли и понятием «флора».

Организационный этап – 2 мин.

1.Ребята, снова запишите в своих рабочих тетрадях число, слова «Классная работа» и тему нашего занятия:

Тема. Взаимосвязи растений между собой и с другими организмами. Растительные сообщества.

Постановка целей и задач урока-1 мин.

Наша задача на этом занятии - познакомиться с понятием «экосистема», рассмотреть видовой состав растительных сообществ и преобладающие в них растения. Познакомится с распределением видов в растительных сообществах, сезонными изменениями в жизни растительного сообщества, сменой растительных сообществ, растительностью (растительным покровом) природных зон Земли и понятием «флора».

Мотивация учебной деятельности-1 мин.

Мы с вами рассмотрели разные факторы окружающей среды и то, как растения к ним приспосабливаются. Но нам известно, что рядом с растениями живут и животные, грибы, микроорганизмы. Как они взаимодействуют друг с другом? Почему многие виды растений обитают совместно? Об этом мы сегодня узнаем.

Актуализация опорных знаний – 2 мин.

2.Повторите, пожалуйста, особенности приспособления растений к различным абиотическим факторам и разновидности известных вам биотических факторов – взаимодействий между организмами. Также повторите, что собой представляет экосистема.

Первичное усвоение новых знаний -24 мин.

3.Теперь просмотрите в старом учебнике 7 класса параграф 61. Или можно прослушать-просмотреть аудиоверсию параграфа:

Параграф 61: https://www.youtube.com/watch?v=X7KaUSiIQ6A


К сожалению, большинства тех сведений, которые нам с вами нужно рассмотреть, в параграфе 61 просто нет. Поэтому внимательно прочитайте ниже


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Основой любой экосистемы является растительное сообщество – ведь растения образуют органические вещества, которые потом используются всеми другими обитателями экосистемы и передаются по цепям питания, тем самым обеспечивая взаимодействия между разнообразными организмами. Кроме того, растения служат местом обитания множества животных и в своей жизнедеятельности могут быть связаны с грибами и бактериями.

Растительное сообщество или фитоценоз - это группа взаимосвязанных между собой растений разных видов, которые длительное время произрастают на определенной территории с постоянными условиями окружающей среды.

Обратите внимание на то, что условия окружающей среды для каждого фитоценоза или, другими словами, растительного сообщества, свои. Растительные сообщества таких экосистем, как степь, смешанный лес, хвойный лес, широколиственный лес, болото, тундра, пустыня, будут сильно отличаться друг от друга. В них будут обитать только определённые группы растений. В природе вы никогда не встретите рядом, например, камыш и кактус. Почему? Потому, что для них нужны разные условия окружающей среды. Камыш – влаголюбивое растение и обитает он по берегам рек , озер, Рядом с ним вы найдете тростник, рогоз, но не кактус. Рядом с кактусом будут расти засухоустойчивые растения пустыни.

В каждом растительном сообществе преобладают определённые группы, а иногда и виды, растений. Так, в лесах много деревьев. В широколиственных лесах это будут бук, граб, дуб. В смешанных лесах можно встретить берёзу, ель, сосну. В хвойных лесах, в тайге вы найдете сосну, лиственницу, пихту, ель. Есть в лесах и кустарники – орешник, малина, и травы: ландыш, кислица растут в смешанных и широколиственных лесах (а кислица может жить даже в тёмном ельнике). Но лесные кустарники и травы будут теневыносливыми и тенелюбивыми. Подумайте, почему?

В степи преобладают светолюбивые засухоустойчивые травы – полынь, ковыль, типчак. На лугах травы тоже светолюбивые, но они также и влаголюбивые – лютик, мятник, купальница, клевер. В тундре растения светолюбивые, но очень холодостойкие – полярный мак, карликовые берёза и ива, которые стелятся по земле, морошка, мхи и лишайники. В пустынях растут светолюбивые засухоустойчивые растения, в тропических дождевых лесах – наоборот, очень влаголюбивые растения, но к свету у них отношение разное: деревья светолюбивы, травы – тенелюбивые. Существуют и водные растительные сообщества. Например, в прудах и озерах средней полосы вы найдете рдест, роголистник, ряску, кувшинки и кубышки, телорез, стрелолист, различные водоросли. Эти растения растут полностью или частично погруженными в воду, в водной среде.

Во многих растительных сообществах – в тех, которые существуют в условиях смены времён года – наблюдаются четкие сезонные изменения. Например, в лесах умеренной климатической зоны после зимнего покоя первыми зацветают первоцветы: пролески, подснежники. Это – холодостойкие растения, к тому же они светолюбивы (подумайте, почему?). Затем начинается весеннее сокодвижение, распускание листьев и цветение основной массы растений. Летом и в начале осени созревают плоды и семена у большинства растений. Осенью происходит листопад, отмирание надземной части многолетних трав и растения переходят в состояние зимнего покоя.

Интересно то, что растительные сообщества могут со временем сменять друг друга. Например, на месте лесного озера образуется сначала болото, потом – луг, а затем луг зарастает лесом.

Совокупность всех растительных сообществ (фитоценозов) определённой территории или всей Земли в целом - это растительность. Растительность на Земле распределена зонально, от севера к югу, в зависимости от изменений климата: на севере расположены тундры. Южнее тундр – хвойные леса, тайга, ещё южнее – смешанные и широколиственные леса, которые сменяются лесостепью и далее – степью. Ближе к экватору располагаются субтропические леса, тропические дождевые леса, пустыни и саванны. Интересно, что пустыни могут располагаться и довольно далеко от экватора. Пустыни - это места с очень низкой влажностью, минимальным количеством осадков.

В отличие от растительности флора – это исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на конкретной территории.

Например, основная растительность Донбасса – это степи, а также пойменные леса – леса по руслам рек, и байрачные леса – леса, растущие в балках. А к флоре Донбасса относятся тополь, шиповник, ковыль, полынь, пырей, тысячелистник, подорожник и все остальные растения, которые естественно встречаются на территории нашего региона.


Первичная проверка понимания – 2 мин.

4. Запишите в своих тетрадях определение экосистемы из параграфа 61.

Первичное закрепление материала – 10 мин.

5. Если у вас есть возможность, распечатайте материал, данный учителем для изучения, и вклейте его в тетрадь. Если такой возможности нет, выпишите в тетрадь только определения, выделенные в тексте курсивом.

Ответьте письменно на вопросы, которые вы найдёте в тексте материала для изучения.

Информация о домашнем задании – 1 мин.

6.В качестве домашнего задания выучите предложенные вам материалы.

Рефлексия, подведение итогов занятия – 2 мин.

7.Подумайте, почему растения в лесу располагаются ярусами, а в степи - нет? Напишите об этом несколько предложений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!