СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

7кл_Конспект урока "Сила. Сила тяжести"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развернутый конспект урока в 7 классе по учебнику  Физика. 7 класс. Авторы: Исаченкова Л. А., Лещинский Ю, 2017

Просмотр содержимого документа
«7кл_Конспект урока "Сила. Сила тяжести"»


Тема урока: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Цели урока:

На гору десять тащут, а с горы само катится.

Русская пословица

1. Образовательные – дать учащимся первоначальное представление о силе, как мере взаимодействия тел; научить графически изображать различные по модулю и направлению силы; сформировать понятие силы тяжести; объяснить причины ее возникновения; научить изображать силу тяжести в конкретных ситуациях и находить ее числовое значение, познакомить учащихся с явлением всемирного тяготения.

2. Развивающие –  развитие таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, сравнение, умение выделять главное, существенное в изучаемом материале. Развивать логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, создавая на уроке ситуации занимательности; формировать потребность в дополнительном, после учебном познавательном труде; способствовать обогащению словарного запаса, прививать культуру умственного труда;

3. Воспитательные – приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю; воспитывать чувство сопереживания за товарищей, формировать познавательный интерес к физике.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Общие методы обучения: эвристический.

Оборудование: магнит, скрепка, брусок на нити, портрет Ньютона

План урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Освоение нового материала.

  4. Закрепление и первичная проверка материала

  5. Домашнее задание


Ход урока

1. Этап начальной организации урока.

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

Содержание: взаимное приветствие учителя и учащихся, определить отсутствующих, проверить готовность учащихся к уроку, организовать внимание учащихся, проверить готовность оборудования.

2. Актуализация опорных знаний.

Задача: вспомнить изученный ранее материал.

Учитель: Любой из нас сталкивался с подобными словосочетаниями: «сила привычки», «сила воли», «сила тока», «сильное чувство», «сильный человек», «сильный ветер» и т.д.

В каждом выражении встречается слово «сила». Что же такое сила?

Первоначальный  смысл  слова  «сила»  и  образованных от  него  поня­тий  «силач»,  «сильный»  был  связан с возможностями человека,  с его мускульными усилиями. А  какое  содержа­ние вкладывают физики  в  понятие  «сила»?

На предыдущих уроках мы с вами узнали, что причиной изменения скорости тела является воздействие на него другого тела.

Приведите, пожалуйста, примеры, когда

а) тело на­чинает дви­же­ние;

б) оста­навливается;

в) из­ме­няет на­прав­ле­ние сво­е­го дви­же­ния.

Мы можем привести в том числе и примеры сил, которые действуют на расстоянии.

Демонстрации: взаимодействие магнита и скрепки, Земли и карандаша,



3. Этап изучения нового материала.

Задача: дать учащимся первоначальное представление о силе, как мере взаимодействия тел; научить графически изображать различные по модулю и направлению силы; сформировать понятие силы тяжести; объяснить причины ее возникновения; научить изображать силу тяжести в конкретных ситуациях и находить ее числовое значение.

Содержание.

Сила – количественная мера воздей­ствия од­но­го тела на дру­гое.

По каким признакам мы определяем, что на тело действует сила?

Признаки действия силы:

  1. изменение скорости тела по модулю или по направлению;

  2. деформация тела (из­ме­не­ние размеров и формы тела).

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что второй признак есть не что иное, как частный случай первого признака. Ведь в процессе взаимодействия тел ско­рость может ме­нять­ся не у всего тела, а толь­ко у неко­то­рых его ча­стей. Это озна­ча­ет, что из­ме­ня­ет­ся рас­сто­я­ние между от­дель­ны­ми ча­стя­ми тела, а значит, из­ме­ня­ет­ся его раз­мер и форма. Такой про­цесс на­зы­ва­ет­ся де­фор­ма­ци­ей тела. Доска, лежащая на опорах, прогибается, если на неё садится человек, т.е. доска меняет свою форму, деформируется. В большинстве случаев деформация на глаз незаметна.

Рассмотрим, от чего зависит результат действия силы.

К демонстрационному столу приглашаются по очереди три ученика для выполнения экспериментальных заданий.

Слайд 1 Эксперимент 1:

Вывод: результат действия силы зависит от ее числового значения (модуля). В зависимости от величины силы мяч приобретает большую или меньшую скорость, а гвоздь войдет на разную глубину в зависимости от силы удара.

Слайд 2 Эксперимент 2:

Вывод: результат действия силы зависит от направления силы. В зависимости от направления силы поведение бруска разное. Попробуйте приложить силу к двери в месте крепления ручки и в месте крепления петель. Результат действия вашей силы будет разным. Примеры –слайд 3, слайд 4.

С лайд 5 Эксперимент 3:













Вывод: результат действия силы зависит от точки приложения силы. В зависимости от точки приложения характер движения бруска различен. Попробуйте приложить силу к двери в месте крепления ручки и в месте крепления петель. Результат действия вашей силы будет разным.

Таким образом,

Слайд 6 Сила характеризуется модулем, направлением и точкой приложения.

Сила обо­зна­ча­ет­ся сим­во­лом F (от ан­глий­ско­го слова «force», что озна­ча­ет «сила»). Еди­ни­цей из­ме­ре­ния силы в си­сте­ме СИ яв­ля­ет­ся нью­тон (Н).

Поскольку сила характеризуется направлением, то ее можно изобразить в виде стрелки. Начало стрелки укажет точку, к которой она приложена, а конец стрелки укажет нам, куда действует сила. Длина самой стрелки показывает величин силы - чем больше значение силы, тем длиннее стрелка.

Начало стрелки – точка приложения силы;

Конец стрелки – направление силы;

Длина стрелки – численное значение (модуль) силы.




Слайд 7 На примере следующей задачи покажем, как изобразить силу

графически.

Слайд 8 Посмотрите на экран, мы видим всем нам знакомые явления:

снегоПАД, листоПАД, камнеПАД, водоПАД.

Слайд 9 Что объединяет эти явления?

Какая же сила заставляет эти тела падать?

Верно! Сила земного притяжения. По каким признакам мы это определили?

Падение тела – это пример неравномерного движения, т.е. это движение с изменяющейся скоростью, а это означает, что на тело действует сила со стороны другого тела.

Со стороны какого тела? Давайте назовем тела, которые взаимодействуют друг с другом: снег - Земля, листья – Земля, камень - Земля, вода - Земля,.

Как видите, друг на друга действуют не только соприкасающиеся тела. Земля притягивает летящих птиц, не прикасаясь к ним, а если птица перестает махать крыльями, то неизбежно она будет опускаться вниз.

Слайд 10 Эта же сила заставляет все тела, на­хо­дя­щи­е­ся на по­верх­но­сти Земли и вб­ли­зи нее, при­тя­ги­ва­ться к Земле.

Запишем определение.

Сила тя­же­сти - это сила, с ко­то­рой Земля (или другая планета) притягивает к себе тело.

Раз­лич­ные тела Земля при­тя­ги­ва­ет с раз­лич­ной силой. Чем боль­ше масса тела, тем боль­шая сила тя­же­сти дей­ству­ет на него.







g= 9,81 Н/кг – для лабораторных работ;

g= 10 Н/кг – для решения задач;

F т1Fт3Fт2



Чем больше масса тела, тем больше сила, с которой Земля притягивает его к себе.





Слайд 11

В месте со мной попробуем применить данный алгоритм для тела на опоре и тела на подвесе.

Задача















4. Закрепление и первичная проверка материала.

Задача: Установить, поняли ли учащиеся новый материал. Устранить проблемы в понимании материала. Научить применять полученные знания при решении качественных и количественных задач.

Содержание

Задача

Определите силу тяжести, которая действует на человека массой 48 кг. Ответ приведите в ньютонах и килоньютонах Изобразите силу, выбрав масштаб 1 см = 100 Н.

Вопросы для обсуждения:

  1. К каким результатам может привести действие на тело других тел?

  2. Что называют силой?

  3. Футболит бьет по мячу. Каковы результаты действия силы удара ноги футболиста?

  4. Что  мы  должны  знать  о  силе,  кроме ее  численного  значения? 

  5. Какую силу называют силой тяжести?

  6. Какие явления объясняются действием силы тяжести?

  7. Как направлена сила тяжести?

  8. От чего зависит сила тяжести?



5. Этап подведения итогов урока и домашнее задание

























Эксперимент 1





Э ксперимент 2





Эксперимент 3





















Х арактеристики силы





Задача



F т1Fт3Fт2



Задача

Определите силу тяжести, которая действует на человека массой 48 кг. Ответ приведите в ньютонах и килоньютонах Изобразите силу, выбрав масштаб 1 см = 100 Н.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя