Тема урока: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.
Цели урока:
На гору десять тащут, а с горы само катится.
Русская пословица
1. Образовательные – дать учащимся первоначальное представление о силе, как мере взаимодействия тел; научить графически изображать различные по модулю и направлению силы; сформировать понятие силы тяжести; объяснить причины ее возникновения; научить изображать силу тяжести в конкретных ситуациях и находить ее числовое значение, познакомить учащихся с явлением всемирного тяготения.
2. Развивающие – развитие таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, сравнение, умение выделять главное, существенное в изучаемом материале. Развивать логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, создавая на уроке ситуации занимательности; формировать потребность в дополнительном, после учебном познавательном труде; способствовать обогащению словарного запаса, прививать культуру умственного труда;
3. Воспитательные – приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю; воспитывать чувство сопереживания за товарищей, формировать познавательный интерес к физике.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Общие методы обучения: эвристический.
Оборудование: магнит, скрепка, брусок на нити, портрет Ньютона
План урока
-
Организационный момент
-
Актуализация опорных знаний.
-
Освоение нового материала.
-
Закрепление и первичная проверка материала
-
Домашнее задание
Ход урока
1. Этап начальной организации урока.
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Содержание: взаимное приветствие учителя и учащихся, определить отсутствующих, проверить готовность учащихся к уроку, организовать внимание учащихся, проверить готовность оборудования.
2. Актуализация опорных знаний.
Задача: вспомнить изученный ранее материал.
Учитель: Любой из нас сталкивался с подобными словосочетаниями: «сила привычки», «сила воли», «сила тока», «сильное чувство», «сильный человек», «сильный ветер» и т.д.
В каждом выражении встречается слово «сила». Что же такое сила?
Первоначальный смысл слова «сила» и образованных от него понятий «силач», «сильный» был связан с возможностями человека, с его мускульными усилиями. А какое содержание вкладывают физики в понятие «сила»?
На предыдущих уроках мы с вами узнали, что причиной изменения скорости тела является воздействие на него другого тела.
Приведите, пожалуйста, примеры, когда
а) тело начинает движение;
б) останавливается;
в) изменяет направление своего движения.
Мы можем привести в том числе и примеры сил, которые действуют на расстоянии.
Демонстрации: взаимодействие магнита и скрепки, Земли и карандаша,
3. Этап изучения нового материала.
Задача: дать учащимся первоначальное представление о силе, как мере взаимодействия тел; научить графически изображать различные по модулю и направлению силы; сформировать понятие силы тяжести; объяснить причины ее возникновения; научить изображать силу тяжести в конкретных ситуациях и находить ее числовое значение.
Содержание.
Сила – количественная мера воздействия одного тела на другое.
По каким признакам мы определяем, что на тело действует сила?
Признаки действия силы:
-
изменение скорости тела по модулю или по направлению;
-
деформация тела (изменение размеров и формы тела).
Обратите внимание, что второй признак есть не что иное, как частный случай первого признака. Ведь в процессе взаимодействия тел скорость может меняться не у всего тела, а только у некоторых его частей. Это означает, что изменяется расстояние между отдельными частями тела, а значит, изменяется его размер и форма. Такой процесс называется деформацией тела. Доска, лежащая на опорах, прогибается, если на неё садится человек, т.е. доска меняет свою форму, деформируется. В большинстве случаев деформация на глаз незаметна.
Рассмотрим, от чего зависит результат действия силы.
К демонстрационному столу приглашаются по очереди три ученика для выполнения экспериментальных заданий.
Слайд 1 Эксперимент 1:
Вывод: результат действия силы зависит от ее числового значения (модуля). В зависимости от величины силы мяч приобретает большую или меньшую скорость, а гвоздь войдет на разную глубину в зависимости от силы удара.
Слайд 2 Эксперимент 2:
Вывод: результат действия силы зависит от направления силы. В зависимости от направления силы поведение бруска разное. Попробуйте приложить силу к двери в месте крепления ручки и в месте крепления петель. Результат действия вашей силы будет разным. Примеры –слайд 3, слайд 4.
С
лайд 5 Эксперимент 3:
Вывод: результат действия силы зависит от точки приложения силы. В зависимости от точки приложения характер движения бруска различен. Попробуйте приложить силу к двери в месте крепления ручки и в месте крепления петель. Результат действия вашей силы будет разным.
Таким образом,
Слайд 6 Сила характеризуется модулем, направлением и точкой приложения.
Сила обозначается символом F (от английского слова «force», что означает «сила»). Единицей измерения силы в системе СИ является ньютон (Н).
Поскольку сила характеризуется направлением, то ее можно изобразить в виде стрелки. Начало стрелки укажет точку, к которой она приложена, а конец стрелки укажет нам, куда действует сила. Длина самой стрелки показывает величин силы - чем больше значение силы, тем длиннее стрелка.
Начало стрелки – точка приложения силы;
Конец стрелки – направление силы;
Длина стрелки – численное значение (модуль) силы.
Слайд 7 На примере следующей задачи покажем, как изобразить силу
графически.
Слайд 8 Посмотрите на экран, мы видим всем нам знакомые явления:
снегоПАД, листоПАД, камнеПАД, водоПАД.
Слайд 9 Что объединяет эти явления?
Какая же сила заставляет эти тела падать?
Верно! Сила земного притяжения. По каким признакам мы это определили?
Падение тела – это пример неравномерного движения, т.е. это движение с изменяющейся скоростью, а это означает, что на тело действует сила со стороны другого тела.
Со стороны какого тела? Давайте назовем тела, которые взаимодействуют друг с другом: снег - Земля, листья – Земля, камень - Земля, вода - Земля,.
Как видите, друг на друга действуют не только соприкасающиеся тела. Земля притягивает летящих птиц, не прикасаясь к ним, а если птица перестает махать крыльями, то неизбежно она будет опускаться вниз.
Слайд 10 Эта же сила заставляет все тела, находящиеся на поверхности Земли и вблизи нее, притягиваться к Земле.
Запишем определение.
Сила тяжести - это сила, с которой Земля (или другая планета) притягивает к себе тело.
Различные тела Земля притягивает с различной силой. Чем больше масса тела, тем большая сила тяжести действует на него.
g= 9,81 Н/кг – для лабораторных работ;
g= 10 Н/кг – для решения задач;
F
т1Fт3Fт2
Чем больше масса тела, тем больше сила, с которой Земля притягивает его к себе.
Слайд 11
В
месте со мной попробуем применить данный алгоритм для тела на опоре и тела на подвесе.
Задача
4. Закрепление и первичная проверка материала.
Задача: Установить, поняли ли учащиеся новый материал. Устранить проблемы в понимании материала. Научить применять полученные знания при решении качественных и количественных задач.
Содержание
Задача
Определите силу тяжести, которая действует на человека массой 48 кг. Ответ приведите в ньютонах и килоньютонах Изобразите силу, выбрав масштаб 1 см = 100 Н.
Вопросы для обсуждения:
-
К каким результатам может привести действие на тело других тел?
-
Что называют силой?
-
Футболит бьет по мячу. Каковы результаты действия силы удара ноги футболиста?
-
Что мы должны знать о силе, кроме ее численного значения?
-
Какую силу называют силой тяжести?
-
Какие явления объясняются действием силы тяжести?
-
Как направлена сила тяжести?
-
От чего зависит сила тяжести?
5. Этап подведения итогов урока и домашнее задание
Эксперимент 1
Э
ксперимент 2
Эксперимент 3
Х
арактеристики силы
Задача
F
т1Fт3Fт2
Задача
Определите силу тяжести, которая действует на человека массой 48 кг. Ответ приведите в ньютонах и килоньютонах Изобразите силу, выбрав масштаб 1 см = 100 Н.
8