СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить прибор электроскоп.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.»

8 класс Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. На прошлом уроке мы с вами изучили тему: «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Дома вы должны были её повторить.

1. Что можно сказать про тело, если оно притягивает другие тела?

Про тело, которое может притягивать другие тела, говорят, что оно наэлектризовано Эбонитовая палочка – «-» заряд.

Стеклянная палочка – «+» зяряд.


2. А что ещё говорят про тело, если оно наэлектризованное?

Что телу сообщён электрический заряд.

3. Сколько тел может участвовать в электризации?

В электризации может участвовать только два тела.

4. Можно ли передать электрический заряд от одного тела к другому, если да то каким образом?

Электрический заряд можно передать от одного тела к другому прикосновением заряженного тела к не заряженному.

5. Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды одного рода?

Тела, имеющие заряды одного рода, отталкиваются.

6. Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды разных родов?

Тела, имеющие заряды одного рода, притягиваются.

7. Сколько родов электрических зарядов вы знаете?

Существует только два рода зарядов.

8. Назовите их. Положительный и отрицательный



Проверочная работа.

ФИ_________________________________

Вопрос 1. Сколько тел может участвовать в электризации? Ответ. ________________________

Рассмотри рисунок Вопрос 2.Три пары легких шариков подвешены па нитях. Какая пара шариков не заряжена? Ответ.__________________________

Вопрос 3. Какая пара шариков имеет одноименные заряды? Ответ: ____________________

Вопрос 4. Какая пара шариков имеет разноименные заряды? Ответ:____________

Вопрос 5. Стекло при трении о шелк заряжается: Ответ: ________




«Итак, мы с вами уже знаем, что наэлектризованные тела притягиваются или отталкиваются, по взаимодействию можно судить, сообщён ли телу электрический заряд. Поэтому и устройство прибора, при помощи которого выясняют, наэлектризовано ли тело, основано на взаимодействии заряженных тел. (На стол ставится модель электроскопа). Этот прибор называется электроскопом, от греческих слов э л е к т р о н, вы дома читали как переводится это слово , и с к о п е – наблюдать, обнаруживать.

Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет. Запишите это определение в тетрадь

Электроскоп – простейший прибор для обнаружения электрических зарядов.

У меня на столе стоит модель школьного электроскопа, посмотрите внимательно в нём через пластмассовую пробку, вставленную в металлическую оправу, пропущен металлический стержень, на конце которого укреплены два листочка из тонкой бумаги, оправа со всех сторон закрыта стёклами. Запишите в тетрадь, что

Электроскоп состоит из:

  • пластмассовой пробки;

  • металлической оправы;

  • металлического стержня;

  • двух листочков из тонкой бумаги;

  • двух стёкл.

Рядом с ним стоит прибор, который называется электрометр. Это прибор тоже для обнаружения электрического заряда. Главное отличие, как вы думаете, в чем заключается? Вместо лепестков, используется легкая металлическая стрелочка, и есть шкала.

Запись в тетради: В XVIII веке также появился несколько усовершенствованный прибор, созданием которого занимался Михайло Васильевич Ломоносов. Этот прибор называется электрометр(«электро» – электрический, «метриум» – измеряю).


Электрометр – Это частный вид электроскопа, в нем вместо лепестков на металлическом стержне укреплена легкая металлическая стрелочка.

Демонстрация:

(Слабо натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электрометра).

Посмотрите, стрелочка электрометра отклонилась на некоторый угол.

(Сильнее натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электрометра, не разряжая его).

Посмотрите, стрелочка электрометра отклонилась на больший угол.

Отсюда можно сделать вывод, что по изменению угла стрелочки электрометра можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.

Сейчас я коснусь рукой электрометра. Давайте посмотрим, что произойдёт со стрелочкой. (Касаюсь рукой стержня электрометра). Посмотрите, стрелочка электрометра опустились, значит он разрядился. Так будет происходить с любым заряженным телом, которого мы прикоснёмся. Электрические заряды перейдут на наше тело и через него могут уйти в землю. Разрядится заряженное тело и в том случае, если соединить его с землёй металлическим предметом, например железной или медной проволокой.

Ребята, все вещества по способности проводить электрические заряды условно делятся на проводники и непроводники электричества. Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде – хорошие проводники. А к непроводникам электричества, или диэлектрикам, относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы). Тела, изготовленные из диэлектриков, называются изоляторами, от греческого слова и з о л я р о – уединять.

Демонстрация:

(Заряженной эбонитовой палочкой не прикасаюсь к стрежню электрометра, показываю, что стрелочка отклоняется).

Вопрос классу: Я ведь не прикасаясь в электрометру воздействую на стрелочку. Как вы думаете, что происходит? Электрический заряд взаимодействует на расстоянии и вокруг заряженного тела возникает электрическое поле. Это поле действует на стержень электрометра с определенной силой.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с электроскопом, его назначением и устройством, а также с проводниками и непроводниками электричества.

(слайд 2)

«Запишите число и тему урока» (написаны на доске).

Итак, мы с вами уже знаем, что наэлектризованные тела притягиваются или отталкиваются, по взаимодействию можно судить, сообщён ли телу электрический заряд. Поэтому и устройство прибора, при помощи которого выясняют, наэлектризовано ли тело, основано на взаимодействии заряженных тел. (На стол ставится электроскоп) Этот прибор называется электроскопом, от греческих слов э л е к т р о н- янтарь, и с к о п е о – наблюдать, обнаруживать.

(слайд 3)

Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет. Запишите это определение в тетрадь

У меня на столе стоит школьный электроскоп, посмотрите внимательно в нём через пластмассовую пробку, вставленную в металлическую оправу, пропущен металлический стержень, на конце которого укреплены два листочка из тонкой бумаги, оправа со всех сторон закрыта стёклами. Запишите в тетрадь, что электроскоп состоит из:

1. Пластмассовой пробки;

2. Металлической оправы;

3. Металлического стержня;

4. Двух листочков из тонкой бумаги;

5. Двух стёкл.

(Слабо натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электроскопа.)

1.Посмотрите, лепестки электроскопа разошлись на некоторый угол.

(Сильнее натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электроскопа, не разряжая его.)

2. Посмотрите, лепестки электроскопа разошлись на больший угол.

Отсюда можно сделать вывод, что по изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.



Мы рассмотрели с вами один из видов электроскопа, где индикатором наэлектризованности тела являются листочки. Существует другой вид электроскопа, где индикатором наэлектризованности тела является, лёгкая металлическая стрелочка. В нем стрелочка отклоняется на некоторый угол от заряженного металлического стержня.

Cейчас я коснусь рукой электроскопа. Давайте посмотрим, что произойдёт с лепестками. (Касаюсь рукой стержня электроскопа.) Посмотрите, лепестки электроскопа опустились, значит он разрядился.

Так будет происходить с любым заряженным телом, которого мы прикоснёмся. Электрические заряды перейдут на наше тело и через него могут уйти в землю. Разрядится заряженное тело и в том случае, если соединить его с землёй металлическим предметом, например железной или медной проволокой.

Давайте убедимся в этом на опыте:

ОПЫТ 1. Для выполнения следующего эксперимента предлагаю объединится по две группы. Берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, соединяю их железным стержнем. Обратите внимание на то, что заряд с заряженного электроскопа перетекает на незаряженный.

Какой вывод можем сделать?

Вывод. Железный стержень проводит ток, значит он является проводником

Проводник – это тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного к незаряженному.

ОПЫТ 2. Также берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, соединяю их длинной деревянной линейкой. . Обратите внимание на то, что опять заряд с заряженного электроскопа перетекает на незаряженный, но медленнее.

Какой вывод можем сделать?

Вывод.

Полупроводник – это, тела через которые электрические заряды могут переходят от заряженного к незаряженному но частично.

ОПЫТ 3. Также берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, соединяю их длинной стеклянной (пластмассовой линейкой) палочкой. Обратите внимание на то, что заряд с заряженного электроскопа не перетекает на незаряженный.

Какой вывод можем сделать?

Вывод детей.

Непроводник, так же их называют (диэлектрик) – это тела, через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного к незаряженному.

Тела, изготовленные из диэлектриков, называются изоляторами, от греческого слова и з о л я р о – уединять, непроводники.

Вывод: итак, из нашего эксперимента можно сделать вывод, что по способности проводить электрические заряды вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества. Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде – хорошие проводники электричества.

К непроводникам электричества, или диэлектрикам, относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).

Тела, изготовленные из диэлектриков, называются изоляторами, от греческого слова изоляро – уединять.

5. Первичное закрепление знаний. 4.

Проводники

Полупроводники

Диэлектрики

- тела, через которые эл. заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному

- тела, способность которых передавать эл. заряды зависит от различных условий (температуры, наличия примесей в веществе)

- тела, через которые эл. заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному

металлы, растворы кислот, солей и щелочей, графит

кремний, германий, селен

эбонит, янтарь, фарфор, резина, пластмассы, шелк, капрон, воздух

наилучшие проводники из металлов: серебро, медь, алюминий


используются для изготовления изоляторов: оболочки проводов, ручки отверток, электроинструмент



Заполняем таблицу.

металлы, почва, фарфор, эбонит, стекло,

растворы солей, янтарь, резина, шёлк,

кислот в воде капрон, пластмассы

керосин, воздух (газы).

  1. Этап обобщения и закрепления нового материала.

1. Ребята, скажите, пожалуйста, для чего предназначен электроскоп?

Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет.

2. Назовите основные части электроскопа?

Электроскоп состоит из: пластмассовой пробки; металлической оправы; металлического стержня; двух листочков из тонкой бумаги; двух стёкл.

3. Что можно сказать, глядя на изменение угла расхождения листочков электроскопа?

По изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.

4. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрический ток?

Все вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества.

5. Как ещё называют непроводники электричества?

Диэлектрики.

6. Приведите примеры диэлектриков.

К непроводникам электричества относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).

7. Назовите вещества, которые относятся к проводникам?

Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде.





ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?

-Личинки мух двигаются в направлении силовых линий наведенного электрического поля. Это используют, удаляя их из съедобных продуктов.



-Рыбы с помощью электрических органов обнаруживают в воде посторонние предметы..

-Наиболее известные электрические охотники - это скаты. Скат наплывает на жертву сверху и парализует ее серией электрических разрядов.  О

Самым сильным  электрическим разрядом обладают пресноводные рыбы, называемые электрическими угрями. Молодые 2-сантиметровые рыбки вызывают легкое покалывание, а взрослые особи, достигающие двухметровой длины, способны более 150 раз в час генерировать разряды напряжением 550 вольт с силой тока в 2 ампера. У южноамериканского угря напряжение тока при разряде может достигать 800 В.









5. Закрепление знаний.

Сборник задач Лукашик № 1178-1186

6.Рефлексия - на уроке я работал…своей работой на уроке я… - урок для меня показался… - мое настроение… - материал урока мне был…

7.Итог урока. Выставление оценок

Оценки за урок получили учащиеся, которые активно работали………

Сегодня на уроке мы с вами наблюдали явление электризации тел при трении, научились определять, заряжено ли тело, познакомились с новыми приборами - электроскопом и электрометром, проводниками и непроводниками электричества. Я думаю, что вы узнали много интересного, поэтому я даю вам задание почаще находится в области отрицательных ионов, которые будут притягивать к вам «положительных» людей, в общении с которыми вы получите положительное настроение и положительные эмоции. Я благодарю вас за урок. До свидания!


Приложение


Фронтальный опрос:

  1. Ребята, скажите пожалуйста, для чего предназначен электроскоп? Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет.

  2. Назовите основные части электроскопа? Электроскоп состоит из: пластмассовой пробки; металлической оправы; металлического стержня; двух листочков из тонкой бумаги; двух стёкл.

  3. Что можно сказать, глядя на изменение угла расхождения листочков электроскопа? По изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.

  4. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрический ток? Все вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества.

  5. Как ещё назвать называют непроводники электричества? Диэлектрики.

  6. Приведите примеры диэлектриков. Розетки, вилки, изолента…

  7. Скажите, а как называют вещества, изготовленные из изоляторов? Вещества, изготовленные из изоляторов, называются диэлектриками.

  8. Назовите вещества, которые относятся к проводникам? Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде.

  9. Приведите примеры проводников. Железо, сталь, солёная вода...

  10. Назовите вещества, которые относятся к непроводникам? К непроводникам электричества относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

Итак, сегодня на уроке вы познакомились с электроскопом, его назначением и устройством, с проводниками и непроводниками электричества, познакомились с понятием электрического поля, а также повторили ранее изученный материал и закрепили новый. Те, кто активно работал на уроке, отвечая на вопросы, получили соответствующие оценки. Всем спасибо! До свидания!»

  1. §§ 26, 31

  2. Сделать электроскоп в домашних условиях.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!