СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс. Конспект урока №06/06. Удельная теплоёмкость.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«8 класс. Конспект урока №06/06. Удельная теплоёмкость.»

Физика.

8 класс.

Урок №06/06.

Удельная теплоёмкость.


Цель урока. Сформировать понятие удельной теплоёмкости, выяснить её физический смысл.

Демонстрации. Сравнение теплоёмкости свинца и латуни, воды и подсолнечного масла. Различная удельная теплоёмкость металлов.

Содержание нового материала.

Удельная теплоёмкость вещества, её физический смысл. Единица удельной теплоемкости . Анализ таблицы 1 учебника. Измерение теплоёмкости твёрдого тела.

Планируемые результаты обучения.

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний об удельной теплоёмкости, использовать методы научного исследования при оценке результатов своей деятельности во время проведения опытов по определению количества теплоты, необходимого для нагревания тел равной массы, но состоящих из разных веществ; предвидеть возможные результаты своих действий; развивать монологическую и диалогическую речь; освоить приёмы действия в нестандартных ситуациях; уметь работать в группе.

Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний об удельной теплоёмкости и практической значимости изученного материала; сформировать познавательный интерес; развивать интеллектуальные и творческие способности, уважительное отношение друг к другу и к учителю.

Общие предметные: планировать и выполнять опыты по формированию понятия удельной теплоёмкости; обрабатывать, объяснять полученные результаты и делать выводы; анализировать табличные данные; решать качественные задачи для закрепления понятия удельной теплоёмкости; отыскивать и формулировать доказательства разной удельной теплоёмкости у веществ в различных агрегатных состояниях; кратко и чётко отвечать на вопросы.

Частные предметные: объяснять физический смысл удельной теплоёмкости вещества; приводить примеры применения на практике знаний о различной теплоёмкости вещества.


Ход урока.


1. Опрос.


1. Что такое внутренняя энергия?

(Кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия составляют внутреннюю энергию тела.

Eвн=Eк молекул+Eп молекул)


2. Как можно изменить внутреннюю энергию тела?

(1. Путём совершения механической работы.

2. Путём теплопередачи.)


3. Что такое теплопередача?

(Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом, называется теплопередачей.)


4. Что такое количество теплоты?

(Энергия, которую получает или теряет тело при теплопередаче, называется количеством теплоты.)


5. От чего зависит количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении?

(Количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении, зависит от разности температур тела.

Q~(°t2t1)

Количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении, зависит от его массы.

Q~m

Количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении, зависит от того, из какого вещества оно состоит, то есть от рода вещества.

Q~c)


2. Упражнение 6.


1. Утюг нагрет до 80°С, а батарея отопления — до 40°С. Можно ли утверждать, что утюг, остывая до комнатной температуры, передаст окружающей среде бóльшее количество теплоты?

(Нет! Для точного ответа на поставленный вопрос, необходимо знать, массы батареи отопления и утюга, вещества, из которых они состоят, а также значение комнатной температуры.)


2. Какое тело отдаст бóльшее количество теплоты: ртуть в термометре или ртуть в бутыли объёмом 0,5л при понижении их температуры на 2°С?

(Масса ртути в термометре 1г. Масса ртути в бутыли 6,8кг.

Количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении, зависит от его массы.

Q~m

Поэтому при понижении их температуры на 2°С ртуть в бутыли выделит бóльшее количество теплоты, чем ртуть в градуснике.)


3. Изучение нового материала.


1. Вопрос: «Одинаковое ли количество теплоты потребуется для нагревания до одной и той же температуры тел равной массы, но состоящих из разных веществ?»


Ответ: «Разное.»


2. Опыт Тиндаля.



3. Выводы:

«1. Тела равной массы, состоящие из разных веществ и нагретые до одинаковой температуры, при охлаждении на одно и то же число градусов отдают различное количество теплоты.

2. Тела равной массы, которые при нагревании получили бóльшее количество теплоты, и в процессе охлаждения отдают большее количество теплоты.

3. Для нагревания до одной и той же температуры тел равной массы, состоящих из разных веществ, требуется различное количество теплоты.

4. Количество теплоты, необходимое для нагревания на 1°С разных веществ массой 1кг, будет различным.»


4. Определение: «Физическая величина, численно равная количеству теплоты, которое необходимо передать телу массой 1кг для того, чтобы его температура изменилась на 1°C, называется удельной теплоёмкостью вещества.»


Удельная теплоёмкость вещества обозначается маленькой латинской буквой «с» и измеряется в .


.


5. Удельные теплоёмкости веществ установлены опытным путём и занесены в таблицу.



Затем учащиеся работают с таблицей 1 учебника (сравнивают теплоёмкости различных веществ, проговаривают, что она означает).


6. Удельная теплоёмкость вещества показывает, на какую величину изменяется внутренняя энергия килограмма вещества при нагревании или охлаждении на 1°С.


7. Вопрос: «У какого из двух тел, имеющих одинаковую массу, будет выше температура после получения одинакового количества теплоты?»


Ответ: «У тела с меньшей удельной теплоёмкостью.»


4. Качественные задачи.


1. В каком из двух стаканов, содержащих одинаковое количество кипятка, будет ниже температура после того, как в один из них опустили алюминиевую ложку, а в другой — серебряную (ложки имеют одинаковую массу)?


2. Где в быту используется большая удельная теплоёмкость воды?


5. Видео с сайта www.galileo_tv.ru «Эксперимент. Теплоёмкость».


6. Закрепление материала.


1. Какое вещество имеет наибольшую удельную теплоёмкость?

(Вода.)


2. В каких единицах выражают удельную теплоёмкость?

()


3. В чём причина различия между морским и континентальным климатом?

(Для морского климата характерны муссоны и бризы, большое количество осадков и высокая влажность воздуха. Колебания годовых и суточных температур не очень велики. Причины - близость к морю. Прохладное лето и мягкая зима, сильные ветры. (г. Владивосток).

Континентальный климат характеризуется очень тёплым летом и морозной зимой, осадки выпадают в малом количестве. Континентальный климат формируется в результате преобладающего воздействия на атмосферу крупных массивов суши (г. Оренбург).)


7. Домашнее задание.


§8. Упражнение 7.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!