СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс. План урока по теме: Транспортная инфраструктура.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

8 класс. План урока по теме: Транспортная инфраструктура.

Просмотр содержимого документа
«8 класс. План урока по теме: Транспортная инфраструктура.»

ТЕМА УРОКА: Транспортная инфраструктура.

ПР №11. Определение особенностей, преимуществ и недостатков одного из видов транспорта России.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

· раскрыть понятие «инфраструктура» и виды инфраструктуры;

· определить специфику транспорта как отрасли хозяйства;

· выявить значение транспорта в экономике страны и жизнедеятельности населения;

· выявить основные виды транспорта России;

· охарактеризовать особенности сухопутного транспорта;

· раскрыть существенные признаки понятий «грузооборот» и «пассажирооборот»;

· определить долю различных видов транспорта в перевозках.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний о транспортной инфраструктуре России, основных видах транспорта.

Метапредметные: формирование умений: 1) определять понятия; 2) работать с текстом, схемами; 3) давать характеристику транспорта по плану; 4) осуществлять поиск учебной информации; 5) вступать в дискуссию; 6) работать индивидуально и в группе; 7) использовать средства информационных технологий.

Личностные: осознание значения транспорта для хозяйства страны и жизнедеятельности человека; формирование экологического мышления посредством выявления влияния различных видов транспорта на состояние окружающей среды; формирование правил поведения на транспорте.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Проверка знаний.

3. Мотивационный этап.

4. Изучение нового материала.

На уроке будет характеризоваться транспортная инфраструктура. Если с понятием «транспорт» обучающиеся знакомы, то понятие «инфраструктура» для них новое.

Инфраструктура — комплекс отраслей экономической и социальной жизни, имеющий подчинённый, вспомогательный характер, обслуживающий производство и обеспечивающий качественные условия жизни людей.

По рисунку 110 «Инфраструктурный комплекс» (с. 212 учебника) обучающиеся выясняют, какие отрасли и виды деятельности составляют каркас инфраструктуры России.

Почему инфраструктуру называют каркасом, опорой всего хозяйства?

Переходя к характеристике транспорта, учитель отмечает, что эпиграфом к теме могут служить слова американского учёного, основоположника кибернетики и теории искусственного интеллекта Н. Винера: «Если XVII век и первая половина XVIII в. были периодом часового механизма, а вторая половина XVIII в. и XIX век — паровой машины, то современный период — это век средств коммуникации и регулирующих устройств». XXI век — век высоких скоростей.

Считают, что коммуникация — это вид деятельности, обеспечивающий взаимодействие объектов путём перемещения людей, продукции, передачи сообщений либо финансовых средств. Коммуникация позволяет соединить людей и объекты информационными и транспортными средствами, транспортными путями, а также устройствами. Она подразделяется на две отрасли — транспорт и связь. Транспорт осуществляет деятельность по перемещению в пространстве пассажиров и грузов.

Обучающиеся анализируют текст «В чём специфика транспорта как отрасли хозяйства?» (с. 212—213 учебника), рисунок 111 «Основные виды транспорта» (с. 213 учебника), а учитель обращает их внимание на то, что транспорт и связь за последние 150 лет развивались чрезвычайно быстрыми темпами. Многие средства сообщения, которые предшествующие поколения воспринимали как фантазию, сегодня считаются естественными, они стали составной частью современной жизни.

Говоря о значимости транспорта, следует обратить внимание на то, что в настоящее время, в условиях рыночной экономики, усиливается ориентация на потребителя.

Для более глубокого понимания вопроса обучающиеся вместе с учителем составляют схему.

Значимость транспорта: Для хозяйства страны Для человека

— перемещает грузы;

— связывает воедино части страны;

— обеспечивает размещение производства и населения;

— сокращает время и стоимость перевозок продукции

Колонку «Значимость транспорта для человека» обучающиеся заполняют самостоятельно, а затем обсуждают её содержание с одноклассниками, а учитель корректирует и дополняет.

Транспортный комплекс не производит собственную продукцию, а занимается перевозками грузов и пассажиров. Следовательно, главными показателями его работы являются грузооборот и пассажирооборот.

Учителю необходимо обратить внимание учеников на факторы, влияющие на развитие транспорта в целом и отдельных его видов. Учитель задаёт вопросы:

1. Как вы считаете, влияют ли природные условия страны на развитие транспортной системы? А величина территории?

2. Какие факторы, на ваш взгляд, больше всего определяют развитие транспорта в нашей стране?

3. Под влиянием каких факторов сложилась современная транспортная сеть страны?

4. С чем связана конфигурация транспортной сети России?

Ответить на эти вопросы поможет карта «Транспорт» в атласе.

Рассказывая об особенностях железнодорожного транспорта, учитель обращает внимание обучающихся на карту (рис. 112 на с. 214 учебника). Школьники находят крупнейшие железнодорожные магистрали, отмечают, что в настоящее время протяжённость железных дорог общего пользования в России составляет около 90 тыс. км. В Европейской России железные дороги расходятся радиально по всем направлениям от Москвы. В Азиатской России железные дороги протягиваются широтно и только в южной её части.

Давая оценку железнодорожного транспорта, учитель отмечает, что железнодорожный транспорт в России начал бурно развиваться после прокладки дороги Москва -Санкт-Петербург в 1851 г. В конце XIX — начале XX в. железные дороги строились по всем направлениям от Москвы (в том числе Транссибирская магистраль, до сих пор являющаяся самой протяжённой в мире), а также из зерновых районов к зерноэкспортным портам Балтийского и Чёрного морей. В советский период активное строительство шло в восточных районах страны.

Характеризуя автомобильный транспорт, учитель отмечает, что сложившееся соотношение различных видов транспорта в России обусловлено несколькими причинами, и в первую очередь низким качеством и явно недостаточным территориальным развитием автодорожной сети. Её износ сегодня превышает 25%, не связаны с сетью дорог с твёрдым покрытием 155 районных центров, 53 города, 262 посёлка городского типа и свыше 32 тыс. сельских поселений.

Трубопроводный транспорт по грузообороту вышел на первое место в России, так как он выделяется большим средним расстоянием (более 2000 км) и значительными объёмами перевозок.

При выявлении особенностей трубопроводного транспорта следует отметить, что развитие магистральной сети трубопроводов связано с ростом добычи нефти и природного газа. Но трубопроводы пригодны для транспортировки не только этих, но и других продуктов (аммиака, синтетического спирта, угольной пульпы — измельчённого угля с водой). Транспортные расходы на трубопроводном транспорте примерно в 6 раз ниже, чем на железнодорожном.

Это связано с тем, что по трубам поступает готовый продукт, отпадают энергетические расходы, ниже амортизационные расходы, чем при эксплуатации подвижного состава.

Далее необходимо изучить влияние транспорта на окружающую среду. Последствиями работы транспорта являются загрязнение и изменение всей экосистемы. Причём опасность загрязнения окружающей среды транспортными средствами усиливается с увеличением их количества.

Один из основных загрязнителей окружающей среды - автомобильный транспорт. Один автомобиль в среднем поглощает ежегодно 4 т кислорода, а выбрасывает с выхлопными газами около 800 кг оксидов углерода, около 40 кг оксидов азота, почти 200 кг различных углеводородов. Причём характер выделяемых вредных примесей зависит от типа двигателя, его мощности, режима работы.

Источниками загрязнения атмосферы являются все виды транспорта. Так, один самолёт при перелёте на расстояние 1000 км использует такое количество кислорода, которое потребляет один человек в течение года. В наибольшей степени подвергаются загрязнению вокзалы, аэродромы, порты, причалы. Как решить проблему загрязнения окружающей среды транспортом? Первоочередными задачами должны стать применение более экономичных видов двигателей, улучшение дорог, регулирование транспортного потока, внедрение новых видов топлива.

Практическая часть.

Практическая работа № 11

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ, ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ

ОДНОГО ИЗ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

Цель работы: закрепить знания об особенностях развития различных видов транспорта России; сформировать умение определять особенности, преимущества и недостатки основных видов транспорта страны, используя различные источники информации; продолжить отработку навыков работы с тематическими картами.

Оборудование: учебник, тематические карты атласа, контурные карты, дополнительные источники информации.

Ход работы

  1. Дайте определение понятиям: Транспорт, Грузооборот, Пассажирооборот, Транспортный узел.

  2. Назовите основные виды транспорта страны.

  3. Определите особенности работы одного из видов транспорта , его преимущества и недостатки. Оформите вашу работу по плану в таблице.

План характеристики

Вид транспорта

1. Доля в перевозках



2. Особенности работы:

- преимущества


- недостатки



3. Крупнейшие транспортные узлы


4. Главные магистрали



5. Влияние на окружающую среду


6. Перспективы развития и повышения эффективности работы



  1. Нанесите на контурную карту перечисленные объекты транспортной системы России:

  1. БАМ : Тайшет – Усть-Кут – Тында – Комсомольск-на-Амуре – советская Гавань (Ванино);

  2. Транссибирская магистраль: Москва – Ярославль – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Омск – Красноярск – Тайшет – Иркутск – Чита – Хабаровск – Владивосток;

  3. 4-5 ж\д магистралей, связывающих Москву с крупными городами России, в том числе с Крымом;

  4. Крупнейшие морские порты;

  5. Судоходные реки и речные порты;

  6. Северный морской путь: Мурманск – Архангельск – Диксон – Тикси – Певек – Провидения – Петропавловск-Камчатский – Владивосток;

  7. Крупнейшие аэропорты.


Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Домашнее задание: 1) изучить § 53; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа;





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!