Развитие опорно-двигательной системы. Нарушение осанки и плоскостопия
Осанка - привычное положение тела в покое и при движении .
Признаки неправильной осанки:
Признаки правильной осанки:
• голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи - на одном уровне;
• голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова);
• плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);
• если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию;
• если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).
• круглая спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад;
• излишне увеличен поясничный изгиб.
Виды искривления позвоночника:
Лордоз – выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. Встречается у беременных женщин, гимнастов, профессиональных танцоров.
Кифоз – выпуклость назад грудного отдела. Кифоз часто развивается у очень высоких людей.
Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Характерный признак – одно плечо выше другого.
Сутулость – плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена
Плоскостопие- деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов .
Профилактика плоскостопия:
- Не носить слишком тесную обувь.
- Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3–4 см.
- Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.
- Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.
- Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.
- Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).
Рост и развитие ОДС
- К 25 годам рост костей в длину заканчивается
- к 30-35 годам кости перестают расти в толщину
От чего зависит нормальное развитие опорно-двигательной системы?
Правильное питание
Двигательная активность
На костях, в местах прикрепления сухожилий и мышц развиваются бугорки
Кости более толстые и крепкие
Увеличивают площадь соприкосновения сухожилия с костью
Значение двигательной активности
Гиподинамия - недостаток двигательной активности
Нарушение работы сердца, легких
Снижение иммунитета, ожирение
Значение тренировки мышц
Тренировочный эффект - повышение функциональной способности мышц в результате прикладываемой к ним увеличивающейся нагрузки
Интенсивная мышечная работа
Работа мышц
Биологическое окисление органических веществ
Кровь приносит больше О 2 и питательных веществ
синтез АТФ
Интенсивный распад веществ
Запас неизрасходованной АТФ
Интенсивный синтез веществ
Синтез утраченных структур
Физические нагрузки подростков
- Утренняя зарядка позволяет привести организм в бодрствующее состояние.
- Чередование статической и динамической работы.
- Уроки физкультуры культуры развивают не только опорно-двигательную систему, но и кровеносную, нервную, дыхательную системы.
- Плавание летом закаляет организм, массаж.
- Физический труд.
Биологические задачи
- 1. Два ученика спорили. Один утверждал, что кость - сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему ?
- 2. Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните это явление.
- 3. У молодого петуха удалили бедренную кость, оставив только надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?
- 4. Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?
- 5. Учащимся школьного возраста рекомендуют носить обувь по ноге на небольшом каблуке. Однако многие учащиеся носят узкую обувь, спортивную обувь и обувь на высоком каблуке. Почему такая обувь не рекомендуется для постоянного ношения?
- 6. При раскопках был найден скелет. Как определить по костям скелета пол человека?
- 7. Почему близорукие люди часто страдают таким нарушением осанки как - сутулость?
- 8. На подмостках балагана показывал свое искусство иностранец: на глазах у зрителей он начал расти и в течение 1 минуты вырос почти на 10 см, а затем снова стал короче. Могло ли это произойти? Ответ обоснуйте.
Домашнее задание
- Прочитать параграф 13, выполнить онлайн – тест (ссылка на сайте школы)
- Выполнить биологические задачи со слайда 12