Знакомство с историей создания трагедии | История создания трагедии «Гамлет» Во времена Шекспира пьесы часто создавали на основе уже существующих. Не была исключением и трагедия «Гамлет». Сюжет ее довольно древнего происхождения. За основу взят скандинавскую сагу о датского принца Гамлета, который жил в VIII веке. Легенда о нем была впервые записана датским летописцем Саксоном Грамматиком в конце XII века. Пьеса на этот сюжет была составлена одним из современников Шекспира в 1589 году. Имя автора неизвестно, но предполагают, что это был Томас Кид (1558-1594 гг.). В. Шекспир переделал эту пьесу (1600-1601). Его трагедия имела успех, и один из современников высказался так: «Это прекрасно, как “Гамлет”!» Необходимо заметить, что для современников Шекспира эта трагедия была прежде всего драмой кровавой мести, историей о том, как Датский принц отомстил за убийство своего отца Клавдию. Для них это была повесть Бесчеловечных и кровавых дел, Случайных кар, негаданных убийств, Смертей, в нужде подстроенных лукавством, И, наконец, коварных козней, павших На головы зачинщиков. В конце XVIII в. немецкий писатель И. В. Гете увидел в Гамлете не мстителя, а мыслителя, человека эпохи Возрождения. | Делают записи в тетради |
Аналитическое чтение произведение | Мотивация учебной деятельности - Франко так писал о трагедии Шекспира: «“Гамлет” является не только наиболее личной, но также наиболее философской драмой Шекспира. Герой трагедии - мыслитель, а события трагедии подталкивают его мнению разборка важнейших, самых тяжелых вопросов о цели существования, о ценности жизни, о природе нравственных понятий и социального строя». Давайте вслед за Гамлетом, попробуем выяснить поставленные Шекспиром вопрос, и, возможно, найдем на них ответы. Не дай мне Бог сойти с ума... О. С. Пушкин Безумье сильным требует надзора. В. Шекспир «Ваше мнение». (С использованием метода ПРЕСС) - Был ли Гамлет сумасшедшим? Я считаю... (позиция). Потому, что... (объяснение). Например,... (доказательства, аргументы). И поэтому... (вывод). «Микрофон» - Зачем Гамлету нужно было изображать из себя сумасшедшего? Зачем принц решил «одеть» маску безумия? - Прав ли был Клавдий, отметив: «Безумье сильным требует надзора»? Комментарий учителя - Поведение Гамлета свидетельствовала о его сумасшествии. Но не случайно Клавдий делает вывод о принце: «Безумье сильным требует надзора» - и обдумывает его будущую судьбу. В безумных речах Гамлета много умных высказываний, к тому же он тщательно скрывает причины своего разочарования в окружающем мире. Монолог Гамлета «Что ему Гекуба?» убеждает читателя не только в искренности героя (он проиВНОсит его в одиночестве), но и в способности к расчету, умных планов, с помощью которых он сможет убедиться в виновности или невиновности нынешнего короля. Таким образом, автор раскрывает для нас загадку безумие главного героя: безумие - это маска, за которой может скрываться Гамлет, не вызывая подозрения у членов королевской семьи и вельмож. БЕЗУМИЕ  - Были ли у Гамлета причины для того, чтобы потерять рассудок? (Так, на судьбу молодого принца, который рос в счастливой семье, учился в Виттенбергском университете, любил и был любимым, одновременно пришлось столько горя, что можно было и вправду потерять разум. Сначала неожиданно умирает отец принца король Гамлет, вскоре происходит свадьба Гертруды и Клавдия. Гамлет узнает, что в королевской семье совершено страшное преступление: братоубийство. Довершили этот пучок бед друзья принца - Розенкранц и Гильденстерн, что начали шпионить за ним, и Офелия, которая, будучи послушной дочерью, тоже предала Гамлета.) 
Чтение монолога Гамлета «Быть или не быть?» Прочитайте по учебнику монолог Гамлета «Быть или не быть?», выясните логический ход мысли принца и выпишите аргументы Гамлета «за» и «против» самоубийства. Определите, как ведет себя человек, столкнувшийся со злом? Какой является позиция Гамлета по отношению к окружающему миру – пассивной или активной?
«Свободное письмо» Записать в течение нескольких минут свои ассоциации, мысли по поводу прочитанного. Комментарий учителя - Герой-мыслитель, Гамлет размышляет над тем, какая жизненная позиция человека более благородная. Какой выбор сделать: покориться ударам судьбы или бороться, защищая свое достоинство? Герой не может выбрать ни то, ни другое, потому что в первом случае это означает смириться с преступлениями и жить бок о бок с людьми, которые не заслуживают уважения, а в другом - стать преступником самому, потому что борьба в этой ситуации означает месть. Поэтому Гамлет задумывается над другим выходом из ситуации: уйти из жизни. Разочарованный герой утверждает, что немало людей без лишних рассуждений покинули бы этот мир, полный несправедливости, пороков, несовершенств, если бы не страх смерти, а вернее, того, что ожидает человека после смерти. «Так трусами нас делает раздумье»,- делает вывод Гамлет, который так и не решил окончательно, как он будет действовать дальше. Составление схемы  - Что означают для Гамлета слова «Быть или не быть?» (Эти слова можно отнести соответственно к «жить» и «умереть». Но просто жить - для героя недостаточно. Гамлет понимает, что подчиниться судьбе - это тоже для него означает «не быть». «Быть» означает бороться, рисковать, действовать.)  - Почему Гамлет в монологе «Быть или не быть» не принимает окончательного решения? (Он еще не уверен в виновности Клавдия.)
Пьеса в пьесе: «Мышеловка» Зрелище - петля, Чтоб заарканить совесть короля. В. Шекспир - Объясните слова Гамлета, вынесенные в план урока. Почему принц рассчитывает именно на совесть короля? (Доказательств убийства короля нет, поэтому Гамлет надеется во время спектакля понять по выражению лица Клавдия, убийца он или нет. Понятно, что узнать это можно только в том случае, если Клавдий почувствует муки совести за страшное преступление, совершенное им.) - Как вы думаете, почему пьеса, которую ставили в королевском замке, получила название «Мышеловка»? (Гамлет расставил сити для Клавдия и ждал, не попадет он в них, как мышка в мышеловку. Выдав себя, король дал принцу основания для мести.) - Оправдала пьеса свое название? (Да, потому что Клавдий был настолько взволнован спектаклем, что даже не смог досмотреть ее до конца и вышел прочь. Сомнений не осталось: слова Призрака были правдой.)
Составление схемы «Цепочка гибели»
Дыши в суровом мире, чтоб мою Поведать повесть. В. Шекспир - Еще только начиная читать знаменитое произведение В. Шекспира, мы знали, чем закончится пьеса: гибелью одного или нескольких героев. Такие правила древнего жанра трагедии. Страдая вместе с героями трагедии, не можем не задуматься - почему так? Лишь один верный друг Гамлета Горацио остается жить по приказу принца. - Запишите имена героев трагедии, погибли. (Гамлет, Королева, Король, Полоний, Офелия, Лаэрт, Розенкранц, Гильденстерн) - Создайте цепочку из имен героев в хронологической последовательности. - Прав был Гамлет, когда долго размышлял, прежде чем решиться на убийство? (Да, потому что одно преступление обязательно повлечет за собой другие. Смерть отца Гамлета стала началом трагедии из девяти смертей). Король Гамлет  Полоний  Офелия  Розенкранц  Гильденстерн  Королева  Король Клавдий  Лаэрт  Принц Гамлет
«Микрофон» - Как бы вы могли спасти от смерти любого из этих героев? Кого бы вы спасли и почему? - Какие пороки воплощают в себе герои трагедии? (Полоний - подхалимство, лицемерие; Офелия - инфантильность, неспособность бороться за свою любовь, слабость; Розенкранц и Гильденстерн - подхалимство, «шпионаж», предательство; королева - слабость, легкомыслие, предательство; король - коварство, предательство, способность на убийство; Лаэрт - коварство, вспыльчивость.)
Финал трагедии Дать письменный развернутый ответ на вопрос: «предоставляет нам возможность надеяться на улучшение ситуации в королевстве финал трагедии “Гамлет”?» (Можно использовать прием «Займи позицию», если класс пассивный и нужно его активизировать.) Творческое задание. Представьте себя кинорежиссером, который снимает фильм по трагедии «Гамлет». Какими вы представляете финальные кадры фильма? Опишите их, учитывая изображения, музыку, текст. | Высказывают свою точку зрения по вопросу, аргументируют ее. Обсуждают предложенные вопросы, составляют опорные схемы Прослушивают монолог Гамлета, пишут свои ассоциации в форме свободного письма, определяют, что значит «быть» и «не быть» для главного героя, составляют опорные схемы. Рассуждают по словам Гамлета, отвечают на вопросы учителя Составляют цепочку гибели героев. Определяют пороки, которые воплощают герои трагедии, выражают свои симпатии и антипатии. Дают письменный ответ о финале трагедии |
Дискуссия по образу Гамлета | Проблемный вопрос Образ Гамлета вызывает разные оценки в литературоведении, иногда даже полярные. Например, И. С. Тургенев считал, что Гамлет «...весь живет для самого себя, он эгоист, он скептик, и постоянно занимается и носится с самим собой». И. В. Гете, напротив, убежден, что Гамлет - «прекрасная, чистая, благородная, высоконравственный человек». Прием «Займи позицию» Ученики располагаются в классе в зависимости от своего мнения в отношении проблемного вопроса: 1 группа - «прав Тургенев»; 2 группа - «прав Гете»; 3 группа - «не определился». Учащиеся по очереди высказывают свое мнение, приводя доказательства и аргументы.
Чтение стихотворения Б. Пастернака «Гамлет» - У каждого из нас есть свой Гамлет, такой, каким мы его видим, ощущаем. Кому-то он кажется слишком медленным и нерешительным, кому - отважным и смелым. Думаю, что самое важное - иметь собственную точку зрения и собственное решение. А еще - перед его принятием нужно хорошо подумать и только тогда воплощать в жизнь свои замыслы. Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси!.. Но продуман распорядок действий И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти. | Участвуют в дискуссии, занимают определенную позицию, поддерживая высказывания Гете или Тургенева, аргументируют свою точку зрения. |