СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №23 Система образов и принципы создания характеров в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Художественное своеобразие комедии.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. дать понятие о системе образов и  принципах создания характеров; выявить художественное своеобразие комедии: черты классицизма и отступления от этого принципа;
  2. формировать навыки аналитического чтения драматического произведения; продолжить работу над развитием связной речи; развивать творческие способности учащихся;
  3. прививать истинные жизненные ценности, навыки нравственного поведения.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №23 Фонвизин Недоросль»

8 класс


Урок №23

Система образов и принципы создания характеров в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Художественное своеобразие комедии.

Цели:

  1. дать понятие о системе образов и принципах создания характеров; выявить художественное своеобразие комедии: черты классицизма и отступления от этого принципа;

  2. формировать навыки аналитического чтения драматического произведения; продолжить работу над развитием связной речи; развивать творческие способности учащихся;

  3. прививать истинные жизненные ценности, навыки нравственного поведения.

Ожидаемые результаты:

знают содержание пьесы, обсуждают проблемы гражданственности, воспитания и образования в комедии; рассматривают проблему традиции и новаторства в пьесе; умеют творчески подходить к поставленной задаче; в монологической форме выражают свою точку зрения, решают проблемные ситуации

Оборудование:

интерактивная доска, презентация, электронный тест, карточки с заданиями для работы в группах, листы А-3, А-4, фломастеры, маркеры

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап.

  1. Мотивация к познавательной деятельности.

Здравствуйте! Сегодня мы завершаем изучение комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».                            

- Давайте вспомним, каким жанром классицисты считали комедию? Низким.

- Почему? Низкие герои, живая жизнь (“низкая”), будничные, низкие страсти.

- В 18 веке комедия была очень популярна. Из 334 театральных пьес, шедших на русской сцене во 2-1 половине 18 века, было 188 комедий, 52 трагедии, 39 драм, 32 комические оперы. Комедий было больше половины. Почему?

Комедия была теснее связана с жизнью, могла реальнее отразить общественно - политические проблемы. Живая жизнь все больше проникала в произведения.

- Чем характеризуется жизнь русского общества 18 века?

Фонвизин знал о бесправном положении крепостных крестьян, о вопиющих злоупотреблениях дворян, о произволе и выразил свои политические взгляды в “ Рассуждениях о непременных государственных законах”. Он убежден, что страной должны управлять просвещенные государи, что необходимы законы, которым подчинялись бы и цари, реформы, которые бы ограничили произвол дворян; нужно просвещать и воспитывать дворян. И эти мысли Фонвизина сближали его с просветителями.

- В чем были убеждены просветители, во что верили?

Мир можно изменить, исправить при помощи просвещения, образования, воспитания и закона, верили в разум, большую роль отводили слову. Их убеждения легли в основу классицизма - литературного направления.

- Каков идеал человека для классицистов?

Добродетельный, законопослушный, просвещенный, образованный, воспитанный гражданин, служащий на благо Родины.

- Эти идеалы просветительства легли в основу комедии. Каковы же проблемы комедии Фонвизина?

1. Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению?

2. Необходимость просвещения, образования - отсутствие их..

3. Бесправие крестьян - и произвол помещиков.


  1. Целеполагание.

- Проблемы, затронутые автором в этом произведении более двухсот лет назад,  актуальны и сегодня.  Не случайно, комедия «Недоросль» до сих пор  не сходит с афиш многих театров мира. В.Г. Белинский  писал: «Его  дураки  очень  смешны  и отвратительны, но  это  потому, что  они  не  создания  фантазии, а слишком  верные  списки  с  натуры»                                                         

Приветствуют учителя.

Деление класса на 4 группы.


Обсуждают вопросы учителя, высказывают свою точку зрения.





















Называют проблемы комедии (реализация домашнего задания)







Записывают тему урока, эпиграф.

Формулируют цели урока.


  1. Актуализация опорных знаний.

ЗАДАНИЕ 1. «РАЗМИНКА».

  1. В каком году была написана комедия «Недоросль»? (1782 год).

  2. Как называлось первое произведение Д.И.Фонвизина, принесшее ему известность? ( «Бригадир»).

  3. Каков смысл слова «недоросль», что оно означало в прошлом и какое значение имеет сейчас? (Недоросль – в XVIII веке называли дворянина, не получившего документа об образовании и не поступившего на службу; сейчас это слово обозначает «недоучку», человека глупого, имеет отрицательную стилистическую окраску).

ЗАДАНИЕ 2. АУКЦИОН «Кто больше?»

- Любое литературное произведение и эпохи классицизма, и реализма, и сентиментализма, и современного времени обогащает нашу речь слова, выражениями, которые становятся впоследствии афоризмами. Комедия в этом смысле дает очень много материала. Давайте назовём эти слова и выражения.

Отвечают на вопросы разминки, называют крылатые слова и выражения героев комедии.

  1. Работа по теме урока

Парад героев.

ЗАДАНИЕ 3. «Кто это?».

  1. Эта героиня всем управляет сама. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладает: то бранится, то дерется; тем и дом держится. ( ПРОСТАКОВА)

  2. Этот герой хлопотать не любит, да и боится. Сколько его соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, он ни на кого не бил челом, а всякий убыток сдирал со своих же крестьян. (СКОТИНИН).

  3. Этому герою отец непрестанно твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человеком во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы. (СТАРОДУМ)

  4. Имя этого героя по-гречески обозначает «подобный матери». 16 лет ему исполнится около зимнего Николы. Жених хоть куда, учителя с ним занимаются. (МИТРОФАНУШКА).

ЗАДАНИЕ 4. Характеристика героев.

1 группа – Стародум.

2 группа – Скотинин.

3 группа – Простакова.

4 группа – Митрофанушка.


- Ребята, как вы думаете, по какой схеме можно охарактеризовать героев?

1.Происхождение героя

2.Отношение к воспитанию и образованию.

3.Отношение к окружающим.

4.Речь героя.


Определяют по данным характеристикам героев комедии, разрабатывают критерии для характеристики персонажей, составляют постер о своем герое, презентуют свою работу.


ЗАДАНИЕ 5. Интервью с героем комедии.

- Перед вами вопросы, подготовьте на них ответы от имени Митрофана. Выберите того, кто будет отвечать на них. На подготовку вам 3-4 минуты.

Вопросы Митрофанушке

  1. Митрофан Терентьевич, не расскажете ли нам, что вчера поделывать изволили?

  2. Матушка ваша — дама с характером, даже супругу спуску ни в чём не даёт. А вот вами она всегда довольна... И как только вы этого добиваетесь?

  3. Слышали мы, в учителях у вас Вральман — немец. Что же вы из его уроков усвоили?

  4. А чему вас научили другие учителя, ведь матушка ваша говорила, что «из-за книги не встаете вы по суткам»?

  5. А скажите, как это вы в одночасье решили на племяннице Стародума жениться? Вроде она вам никогда не нравилась...

  6. Вам, сударь, скоро на службу идти. А эти вот, что рядом сидят, вас года на два помоложе будут. Они нас, учителей, не всегда слушают — мы, дескать, молодёжь плохо понимаем. Так, может, вы им объясните, как себя к взрослой жизни готовить — чему учиться, какие знакомства заводить, какую службу выбирать?

После подготовки учащихся достаю микрофон, представляюсь корреспондентом журнала «Современник», газеты «Отечественные записки», журнала «Новая жизнь» и задаю вопросы «Митрофану».

Выводы: Почему ответы Митрофана смешны? Легко ли вжиться в образ Митрофана?


ЗАДАНИЕ 6. «Словесные формулы».

- А как вы думаете, что ждёт нашего героя в будущем? Давайте попробуем при помощи словесных формул предсказать ему это будущее.

  • Я вижу Митрофана…..., потому что….

  • Мне кажется, Митрофан станет…., так как……

  • На мой взгляд, Митрофана ждёт …… будущее, потому что он…..

Выводы: Почему никто из вас не предсказал ему блестящего будущего?

В группе обсуждают вопросы интервью, готовят ответы, выбирают ученика, который будет представлять Митрофана.





















Работа в группе. Прогнозируют будущее героя при помощи словесных формул.


ЗАДАНИЕ 7. Проблема традиции и новаторства в пьесе.

1 вариант.

Проведите исследование и ответьте на вопрос: «Какие, по вашему мнению, из правил и приёмов классической комедии сохранил Д.И. Фонвизин, а какие нарушил?» У вас есть карточка №1 – таблица канонов построения классической комедии. + отметьте те традиции, которым следует Фонвизин. Во вторую графу впишите новаторство драматурга.


Каноны классической комедии

Новаторство Фонвизина

  • Изображение повседневной жизни, людских пороков

  • Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния;

  • Каждый из героев – носитель одной черты, одного порока

  • Чёткое деление на положительных и отрицательных героев

  • Говорящие фамилии

  • Одна идея

  • Единство действия (в основе комедии должен лежать один конфликт)

  • Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)

  • Не допускается героическое и трагическое (комедия должна смехом казнить пороки)

  • Установка на разговорный язык

  • Счастливый конец


2 вариант.

I вариант

II вариант

В чем традиционность комедии «Недоросль»?

– герои делятся на положительных и отрицательных;

– все герои наделены «говорящими» фамилиями;

– положительные герои являются воплощением одной черты;

– героем-резонером является Стародум;

– в основном соблюдены правила «трех единств»

В чем Фонвизин отступает от традиций классицизма?

в комедии есть отступления от единства действия (две сюжетные линии);

– отрицательные герои интересны и неоднозначны, вызывают разную читательскую реакцию;

– при создании характеров героев используется речевая характеристика.



3 вариант

Какие черты классицизма как литературного направления сохраняет комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»? (учащиеся составляют схему на ватмане).

  • Приём «говорящих фамилий»;

  • Приём нелепых случайностей;

  • Приём счастливых случайностей;

  • Правило трех единств: единство места, единство времени, единство действия;

  • Чёткое деление на положительных и отрицательных героев; одноплановость характера героя;

  • Торжество разума;

  • Один из персонажей классицистического произведения – просвещённый монарх (Петр I).

  • Произведение должно исправлять нравы.

Вывод: наметился отход от правил классицизма в сторону развития реалистических тенденций

- Ребята, кто из героев, которых мы охарактеризовали, несет в себе черты реализма, о котором мы будем говорить немного позже, а кто в большей мере нарисован в традиции классицизма? ( Стародум, Скотинин – классицизм; Простакова, Митрофанушка – реализм).


Работают в группах, обсуждая проблему традиции и новаторства в пьесе

  1. Контроль темы

- А чтобы подвести итоги нашей работы, давайте проведём тест, чтобы проверить наши знания.

Выполняют тест (слайды), взаимопроверка, оценивание по критериям.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

«Свободный микрофон»

- Почему мы столько времени сегодня посвятили самому глупому, самому невежественному, самому невоспитанному персонажу комедии Фонвизина?

- Что смешно, а что страшно в комедии?

- Какие пороки клеймит Фонвизин?

- В чем актуальность «Недоросля» сегодня?

- Какие выводы вы сделаете, уходя с этого урока?

Высказывают свою точку зрения по предложенным вопросам, аргументируя ее.

Домашнее задание.


Творческая работа на одну из тем:

1. «Поздравление Митрофану Скотинину с 16-летием от …(любого героя пьесы)»

2. «Письмо Митрофану Скотинину из 21 века»




Просмотр содержимого документа
«РМ»

Каноны классической комедии

Новаторство Фонвизина

  • Изображение повседневной жизни, людских пороков

  • Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния;

  • Каждый из героев – носитель одной черты, одного порока

  • Чёткое деление на положительных и отрицательных героев

  • Говорящие фамилии

  • Одна идея

  • Единство действия (в основе комедии должен лежать один конфликт)

  • Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)

  • Не допускается героическое и трагическое (комедия должна смехом казнить пороки)

  • Установка на разговорный язык

  • Счастливый конец




Каноны классической комедии


Новаторство Фонвизина

  • Изображение повседневной жизни, людских пороков

  • Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния;

  • Каждый из героев – носитель одной черты, одного порока

  • Чёткое деление на положительных и отрицательных героев

  • Говорящие фамилии

  • Одна идея

  • Единство действия (в основе комедии должен лежать один конфликт)

  • Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)

  • Не допускается героическое и трагическое (комедия должна смехом казнить пороки)

  • Установка на разговорный язык

  • Счастливый конец




Каноны классической комедии


Новаторство Фонвизина

  • Изображение повседневной жизни, людских пороков

  • Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния;

  • Каждый из героев – носитель одной черты, одного порока

  • Чёткое деление на положительных и отрицательных героев

  • Говорящие фамилии

  • Одна идея

  • Единство действия (в основе комедии должен лежать один конфликт)

  • Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)

  • Не допускается героическое и трагическое (комедия должна смехом казнить пороки)

  • Установка на разговорный язык

  • Счастливый конец




Просмотр содержимого презентации
«8 класс Урок №23 Тест Фонвизин и его комедия»

Экспресс-опрос Д.И.Фонвизин «Недоросль» Тест для учащихся 8 класса Резь Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ССОШ»

Экспресс-опрос

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

Тест для учащихся 8 класса

Резь Надежда Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «ССОШ»

Инструкция по работе с тестом Проверочный тест состоит из 8 заданий.  Каждое задание имеет 3 или 4 варианта ответа, один из которых - правильный. 2. Прежде чем нажимать переключатель, хорошо подумай.

Инструкция по работе с тестом

  • Проверочный тест состоит из 8 заданий.

Каждое задание имеет 3 или 4 варианта ответа, один из которых - правильный.

2. Прежде чем нажимать переключатель, хорошо подумай.

1. Когда родился Денис Иванович Фонвизин? 1711 - 1743 - 1745 + 1708 -

1. Когда родился Денис Иванович Фонвизин?

1711

-

1743

-

1745

+

1708

-

2. Кто написал о Фонвизине слова: «Сатиры смелой властелин блистал Фонвизин, друг свободы...»?   Белинский - Гоголь - Державин - Пушкин +

2. Кто написал о Фонвизине слова: «Сатиры смелой властелин блистал Фонвизин, друг свободы...»?

Белинский

-

Гоголь

-

Державин

-

Пушкин

+

3.  Кто из героев комедии «Недоросль» намерен «унять злонравных невежд», которые «употребляют свою власть во зло бесчеловечно»?  Правдин + Стародум - Милон - Скотинин -

3. Кто из героев комедии «Недоросль» намерен «унять злонравных невежд», которые «употребляют свою власть во зло бесчеловечно»?

Правдин

+

Стародум

-

Милон

-

Скотинин

-

4. Кому из героев комедии принадлежат слова: «Прямое достоинство в человеке есть душа»?  Милону - Стародуму + Правдину - Простакову -

4. Кому из героев комедии принадлежат слова: «Прямое достоинство в человеке есть душа»?

Милону

-

Стародуму

+

Правдину

-

Простакову

-

5. Кому из героев комедии принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»?   Милону - Правдину -  Митрофану + Цыфиркину -

5. Кому из героев комедии принадлежат слова:

«Не хочу учиться, хочу жениться»?

 

Милону

-

Правдину

-

Митрофану

+

Цыфиркину

-

6. Какой герой комедии наиболее близок самому  Д. И. Фонвизину?   Милон - Стародум +  Правдин - Кутейкин -

6. Какой герой комедии наиболее близок самому

Д. И. Фонвизину?

Милон

-

Стародум

+

Правдин

-

Кутейкин

-

7. Какому герою комедии принадлежат следующие слова и афоризмы  - Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. - Глупому сыну не в помощь богатство.  - …В большом свете водятся премелкие души.  - Наличные деньги – не наличные достоинства. Стародуму + Правдину - Митрофану -

7. Какому герою комедии принадлежат следующие слова и афоризмы

- Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

- Глупому сыну не в помощь богатство.

- …В большом свете водятся премелкие души.

- Наличные деньги – не наличные достоинства.

Стародуму

+

Правдину

-

Митрофану

-

8. В названии «Недоросль» отражено : Прозвище главного героя - Так в 18 веке называли несовершеннолетнего дворянина -  Название сословия, жизнь и нравы которого изображены в комедии +

8. В названии «Недоросль» отражено :

Прозвище главного героя

-

Так в 18 веке называли несовершеннолетнего дворянина

-

Название сословия, жизнь и нравы которого изображены в комедии

+

Использованные ресурсы Портрет http://www.a4format.ru/authors/1097305408(s).jpg Митрофан http://www.virtualrm.spb.ru/files/images/2_57.thumbnail.jpg Фф- http://www.virtualrm.spb.ru/files/images/jpg_142.thumbnail.jpg http://www.virtualrm.spb.ru/files/images/jpg_142.thumbnail.jpg митроф http://maly.ru/photo_day/thumb/KonovalovA_nedorosl.jpg правдин http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/5/5b/%D0%95._%D0%9A._%D0%97%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%8F%D0%BA%D0%B8%D0%BD_%D0%B2_%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8_%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%28%22%D0%9D%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8C%22_%D0%A4%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%2C_1939_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%29.jpg пушкин http://pushkin.niv.ru/images/pushkin/pushkin_01.jpg стародум http://img-fotki.yandex.ru/get/5303/tomi-aleks.36/0_4f9b3_30a57cdc_L  http://img-fotki.yandex.ru/get/4403/tomi-aleks.36/0_4f9b0_814d33dc_L  http://img-fotki.yandex.ru/get/5408/tomi-aleks.36/0_4f9ab_9f449e2c_L http://img-fotki.yandex.ru/get/5408/tomi-aleks.36/0_4f9ab_9f449e2c_L сайты http://ru.wikipedia.org/ http://fotki.yandex.ru/ В презентации использован шаблон учебного тренажера Захарова Т.А. , Байдакова Т.Б

Использованные ресурсы

Портрет http://www.a4format.ru/authors/1097305408(s).jpg

Митрофан http://www.virtualrm.spb.ru/files/images/2_57.thumbnail.jpg

Фф- http://www.virtualrm.spb.ru/files/images/jpg_142.thumbnail.jpg

http://www.virtualrm.spb.ru/files/images/jpg_142.thumbnail.jpg

митроф http://maly.ru/photo_day/thumb/KonovalovA_nedorosl.jpg

правдин http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/5/5b/%D0%95._%D0%9A._%D0%97%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%8F%D0%BA%D0%B8%D0%BD_%D0%B2_%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8_%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%28%22%D0%9D%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8C%22_%D0%A4%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%2C_1939_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%29.jpg

пушкин http://pushkin.niv.ru/images/pushkin/pushkin_01.jpg

стародум http://img-fotki.yandex.ru/get/5303/tomi-aleks.36/0_4f9b3_30a57cdc_L

http://img-fotki.yandex.ru/get/4403/tomi-aleks.36/0_4f9b0_814d33dc_L

http://img-fotki.yandex.ru/get/5408/tomi-aleks.36/0_4f9ab_9f449e2c_L

http://img-fotki.yandex.ru/get/5408/tomi-aleks.36/0_4f9ab_9f449e2c_L

сайты

http://ru.wikipedia.org/

http://fotki.yandex.ru/

В презентации использован шаблон учебного тренажера Захарова Т.А. , Байдакова Т.Б

Просмотр содержимого презентации
«8 класс Урок №23 Фонвизин Недоросль»

Д. И. Фонвизин  Комедия «Недоросль»

Д. И. Фонвизин

Комедия «Недоросль»

Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры . В.Г. Белинский

Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры . В.Г. Белинский

Парад героев

Парад героев

Митрофан

Митрофан

Будущее Митрофана    Мне кажется, Митрофан ста-нет …, так как …   На мой взгляд, Митрофана ждёт… будущее, потому что он… . …  В будущем Митрофан будет … .  Я вижу Митро-фана …,потому что… .

Будущее Митрофана

Мне кажется, Митрофан ста-нет …, так как …

На мой взгляд, Митрофана ждёт… будущее, потому что он… .

В будущем Митрофан будет … .

Я вижу Митро-фана …,потому что… .

Творческая  работа

Творческая работа

Поздравление Митрофану Простакову с 16-летием от…  (любого героя пьесы). Письмо Митрофану Простакову из ХХІ века.

Поздравление Митрофану Простакову с 16-летием от…

(любого героя пьесы).

Письмо Митрофану Простакову из ХХІ века.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!