8 класс | |
Урок №23 | Система образов и принципы создания характеров в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Художественное своеобразие комедии. |
Цели: | дать понятие о системе образов и принципах создания характеров; выявить художественное своеобразие комедии: черты классицизма и отступления от этого принципа; формировать навыки аналитического чтения драматического произведения; продолжить работу над развитием связной речи; развивать творческие способности учащихся; прививать истинные жизненные ценности, навыки нравственного поведения. |
Ожидаемые результаты: | знают содержание пьесы, обсуждают проблемы гражданственности, воспитания и образования в комедии; рассматривают проблему традиции и новаторства в пьесе; умеют творчески подходить к поставленной задаче; в монологической форме выражают свою точку зрения, решают проблемные ситуации |
Оборудование: | интерактивная доска, презентация, электронный тест, карточки с заданиями для работы в группах, листы А-3, А-4, фломастеры, маркеры |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный этап. | Мотивация к познавательной деятельности. Здравствуйте! Сегодня мы завершаем изучение комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». - Давайте вспомним, каким жанром классицисты считали комедию? Низким. - Почему? Низкие герои, живая жизнь (“низкая”), будничные, низкие страсти. - В 18 веке комедия была очень популярна. Из 334 театральных пьес, шедших на русской сцене во 2-1 половине 18 века, было 188 комедий, 52 трагедии, 39 драм, 32 комические оперы. Комедий было больше половины. Почему? Комедия была теснее связана с жизнью, могла реальнее отразить общественно - политические проблемы. Живая жизнь все больше проникала в произведения. - Чем характеризуется жизнь русского общества 18 века? Фонвизин знал о бесправном положении крепостных крестьян, о вопиющих злоупотреблениях дворян, о произволе и выразил свои политические взгляды в “ Рассуждениях о непременных государственных законах”. Он убежден, что страной должны управлять просвещенные государи, что необходимы законы, которым подчинялись бы и цари, реформы, которые бы ограничили произвол дворян; нужно просвещать и воспитывать дворян. И эти мысли Фонвизина сближали его с просветителями. - В чем были убеждены просветители, во что верили? Мир можно изменить, исправить при помощи просвещения, образования, воспитания и закона, верили в разум, большую роль отводили слову. Их убеждения легли в основу классицизма - литературного направления. - Каков идеал человека для классицистов? Добродетельный, законопослушный, просвещенный, образованный, воспитанный гражданин, служащий на благо Родины. - Эти идеалы просветительства легли в основу комедии. Каковы же проблемы комедии Фонвизина? 1. Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению? 2. Необходимость просвещения, образования - отсутствие их.. 3. Бесправие крестьян - и произвол помещиков. Целеполагание. - Проблемы, затронутые автором в этом произведении более двухсот лет назад, актуальны и сегодня. Не случайно, комедия «Недоросль» до сих пор не сходит с афиш многих театров мира. В.Г. Белинский писал: «Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» | Приветствуют учителя. Деление класса на 4 группы. Обсуждают вопросы учителя, высказывают свою точку зрения. Называют проблемы комедии (реализация домашнего задания) Записывают тему урока, эпиграф. Формулируют цели урока. |
Актуализация опорных знаний. | ЗАДАНИЕ 1. «РАЗМИНКА». В каком году была написана комедия «Недоросль»? (1782 год). Как называлось первое произведение Д.И.Фонвизина, принесшее ему известность? ( «Бригадир»). Каков смысл слова «недоросль», что оно означало в прошлом и какое значение имеет сейчас? (Недоросль – в XVIII веке называли дворянина, не получившего документа об образовании и не поступившего на службу; сейчас это слово обозначает «недоучку», человека глупого, имеет отрицательную стилистическую окраску). ЗАДАНИЕ 2. АУКЦИОН «Кто больше?» - Любое литературное произведение и эпохи классицизма, и реализма, и сентиментализма, и современного времени обогащает нашу речь слова, выражениями, которые становятся впоследствии афоризмами. Комедия в этом смысле дает очень много материала. Давайте назовём эти слова и выражения. | Отвечают на вопросы разминки, называют крылатые слова и выражения героев комедии. |
Работа по теме урока | Парад героев. ЗАДАНИЕ 3. «Кто это?». Эта героиня всем управляет сама. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладает: то бранится, то дерется; тем и дом держится. ( ПРОСТАКОВА) Этот герой хлопотать не любит, да и боится. Сколько его соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, он ни на кого не бил челом, а всякий убыток сдирал со своих же крестьян. (СКОТИНИН). Этому герою отец непрестанно твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человеком во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы. (СТАРОДУМ) Имя этого героя по-гречески обозначает «подобный матери». 16 лет ему исполнится около зимнего Николы. Жених хоть куда, учителя с ним занимаются. (МИТРОФАНУШКА). ЗАДАНИЕ 4. Характеристика героев. 1 группа – Стародум. 2 группа – Скотинин. 3 группа – Простакова. 4 группа – Митрофанушка. - Ребята, как вы думаете, по какой схеме можно охарактеризовать героев? 1.Происхождение героя 2.Отношение к воспитанию и образованию. 3.Отношение к окружающим. 4.Речь героя. | Определяют по данным характеристикам героев комедии, разрабатывают критерии для характеристики персонажей, составляют постер о своем герое, презентуют свою работу. |
| ЗАДАНИЕ 5. Интервью с героем комедии. - Перед вами вопросы, подготовьте на них ответы от имени Митрофана. Выберите того, кто будет отвечать на них. На подготовку вам 3-4 минуты. Вопросы Митрофанушке Митрофан Терентьевич, не расскажете ли нам, что вчера поделывать изволили? Матушка ваша — дама с характером, даже супругу спуску ни в чём не даёт. А вот вами она всегда довольна... И как только вы этого добиваетесь? Слышали мы, в учителях у вас Вральман — немец. Что же вы из его уроков усвоили? А чему вас научили другие учителя, ведь матушка ваша говорила, что «из-за книги не встаете вы по суткам»? А скажите, как это вы в одночасье решили на племяннице Стародума жениться? Вроде она вам никогда не нравилась... Вам, сударь, скоро на службу идти. А эти вот, что рядом сидят, вас года на два помоложе будут. Они нас, учителей, не всегда слушают — мы, дескать, молодёжь плохо понимаем. Так, может, вы им объясните, как себя к взрослой жизни готовить — чему учиться, какие знакомства заводить, какую службу выбирать? После подготовки учащихся достаю микрофон, представляюсь корреспондентом журнала «Современник», газеты «Отечественные записки», журнала «Новая жизнь» и задаю вопросы «Митрофану». Выводы: Почему ответы Митрофана смешны? Легко ли вжиться в образ Митрофана? ЗАДАНИЕ 6. «Словесные формулы». - А как вы думаете, что ждёт нашего героя в будущем? Давайте попробуем при помощи словесных формул предсказать ему это будущее. Я вижу Митрофана…..., потому что…. Мне кажется, Митрофан станет…., так как…… На мой взгляд, Митрофана ждёт …… будущее, потому что он….. Выводы: Почему никто из вас не предсказал ему блестящего будущего? | В группе обсуждают вопросы интервью, готовят ответы, выбирают ученика, который будет представлять Митрофана. Работа в группе. Прогнозируют будущее героя при помощи словесных формул. |
| ЗАДАНИЕ 7. Проблема традиции и новаторства в пьесе. 1 вариант. Проведите исследование и ответьте на вопрос: «Какие, по вашему мнению, из правил и приёмов классической комедии сохранил Д.И. Фонвизин, а какие нарушил?» У вас есть карточка №1 – таблица канонов построения классической комедии. + отметьте те традиции, которым следует Фонвизин. Во вторую графу впишите новаторство драматурга. Каноны классической комедии | Новаторство Фонвизина | Изображение повседневной жизни, людских пороков Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния; Каждый из героев – носитель одной черты, одного порока Чёткое деление на положительных и отрицательных героев Говорящие фамилии Одна идея Единство действия (в основе комедии должен лежать один конфликт) Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток) Не допускается героическое и трагическое (комедия должна смехом казнить пороки) Установка на разговорный язык Счастливый конец | | 2 вариант. I вариант | II вариант | В чем традиционность комедии «Недоросль»? – герои делятся на положительных и отрицательных; – все герои наделены «говорящими» фамилиями; – положительные герои являются воплощением одной черты; – героем-резонером является Стародум; – в основном соблюдены правила «трех единств» | В чем Фонвизин отступает от традиций классицизма? – в комедии есть отступления от единства действия (две сюжетные линии); – отрицательные герои интересны и неоднозначны, вызывают разную читательскую реакцию; – при создании характеров героев используется речевая характеристика. | 3 вариант Какие черты классицизма как литературного направления сохраняет комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»? (учащиеся составляют схему на ватмане). Приём «говорящих фамилий»; Приём нелепых случайностей; Приём счастливых случайностей; Правило трех единств: единство места, единство времени, единство действия; Чёткое деление на положительных и отрицательных героев; одноплановость характера героя; Торжество разума; Один из персонажей классицистического произведения – просвещённый монарх (Петр I). Произведение должно исправлять нравы. Вывод: наметился отход от правил классицизма в сторону развития реалистических тенденций - Ребята, кто из героев, которых мы охарактеризовали, несет в себе черты реализма, о котором мы будем говорить немного позже, а кто в большей мере нарисован в традиции классицизма? ( Стародум, Скотинин – классицизм; Простакова, Митрофанушка – реализм). | Работают в группах, обсуждая проблему традиции и новаторства в пьесе |
Контроль темы | - А чтобы подвести итоги нашей работы, давайте проведём тест, чтобы проверить наши знания. | Выполняют тест (слайды), взаимопроверка, оценивание по критериям. |
Подведение итогов. Рефлексия. | «Свободный микрофон» - Почему мы столько времени сегодня посвятили самому глупому, самому невежественному, самому невоспитанному персонажу комедии Фонвизина? - Что смешно, а что страшно в комедии? - Какие пороки клеймит Фонвизин? - В чем актуальность «Недоросля» сегодня? - Какие выводы вы сделаете, уходя с этого урока? | Высказывают свою точку зрения по предложенным вопросам, аргументируя ее. |
Домашнее задание. | Творческая работа на одну из тем: 1. «Поздравление Митрофану Скотинину с 16-летием от …(любого героя пьесы)» 2. «Письмо Митрофану Скотинину из 21 века» | |