СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №7-8. Глагол, его основные грамматические категории. Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Правописание.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся систематизуют материал о грамматических категориях глагола и грамматических признаках его форм, изученные орфографические и пунктуационные правила; находят в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания; обосновывают выбор орфограмм и пунктограмм в  соответствии с изученными правилами;  дают объективную самооценку знаниям и умениям по данной теме. Разработка урока сопровождается презентацией и раздаточным материалом.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №7-8 Причастие и деепричастие»

8 класс

Урок №7-8

Глагол, его основные грамматические категории. Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Правописание.

Цели:

  1. повторить основные сведения о глаголе и его формах; систематизировать знания о причастии и деепричастии (общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки; орфографические правила, изученные в данных разделах);

  2. продолжить работу по развитию орфографических умений и навыков; совершенствовать умение находить в предложении обособленные члены, определять их синтаксическую роль и способы выражения; развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля;

  3. воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают грамматические категории глагола и грамматические признаки его форм, изученные орфографические и пунктуационные правила; находят в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания; обосновывают выбор орфограмм и пунктограмм в соответствии с изученными правилами; владеют соответствующими орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка; дают объективную самооценку знаниям и умениям по данной теме.

Оборудование:


интерактивная доска, компьютер, компьютерная презентация к уроку, дифференцированный раздаточный материал, перфокарты, сигнальные карточки, оценочный лист

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап

Приветствие. Мотивация на успех.

- Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. Бенедикт Спиноза

Приветствуют учителя.

Записывают число и тему урока.

Определяют цели.

  1. Операционно-деятельный этап

УЭ – 1

Укажите соответствия: причастие соедините линиями красного цвета, а деепричастие и его признаки линиями синего цвета.

Изменяемая форма

ПРИЧАСТИЕ


Вид (сов.-несов.)

Добавочное действие

Время

Признак предмета по действию

Обстоятельство

Полная и краткая формы

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Определение,

сказуемое

Неизменяемая форма

Число (ед.-мн.)

Действительные и страдательные

«НЕ» – слитно и

раздельно


Работа в группе.


Оценка

Количество ошибок

«5»

1-2 ошибки

«4»

3-4 ошибки

«3»

5-6 ошибок

«2»

Больше 6 ошибок



УЭ – 2

Цель: выявить уровень подготовки к работе на начальном этапе. Работа с текстом.

  1. Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедям стал целит…ся.

  2. П…думав он решил стр…лять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц с…девших на озер… .

  3. Зар…див ружье пр…готовился выстр…лить.

  4. Но стало казат…ся что н.. в лебедя а в человека стреля…ш….

  5. В…помнилась поэтическая сказка о девушк… пр…враще…ой в лебедя.

  6. Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом п…пятившись отош…л.

  7. Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…ности гр…зивш… им.

  8. Такова власть красоты.


Задания:

  1. Озаглавить текст. Дать несколько вариантов заглавий.

  2. Определить основную мысль текста.

  3. Объяснить графически пропущенные орфограммы; расставить знаки препинания.

  4. Назвать виды орфограмм, встреченных в тексте.

  5. Выписать словосочетания

х

Причастие + существительное

х

Существительное + причастие

  1. Найти предложения, соответствующие данным схемам, указать их номера.


  1. , | | .


  1. | | , .


  1. , , | | , | | .


  1. | | , …, , .

  1. Сделать обособленный причастный оборот необособленным. Записать полученное предложение.

  2. Произвести морфемный разбор слов: подумав, сидевшие.

  3. По каким признакам мы определяем 1) причастие? 2)деепричастие? Сравните морфологические признаки причастия и деепричастия и сделайте вывод о том, какие общие признаки есть у причастия и деепричастия, какие различия?















































Проверьте свою работу (частично), пользуясь ключом.

Ключ №1.

  1. Художник Борис Иванович, в тумане подкравшись к лебедям, стал целиться.

  2. Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.

  3. Зарядив ружье, приготовился выстрелить.

  4. Но стало казаться, что не в лебедя, а в человека стреляешь.

  5. Вспомнилась поэтическая сказка о девушке, превращенной в лебедя.

  6. Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами, потом, попятившись, отошел.

  7. Лебеди так и не узнали о страшной опасности, грозившей им.

  8. Такова власть красоты.


оценка

Количество ошибок

«5»

Нет ошибок

«4»

1-2 ошибки

«3»

4 ошибки


4. Виды орфограмм, встреченных в тексте:

1. правописание падежных окончаний существительных,

2. правописание неизменяемых приставок,

3. правописание -ться- тся в глаголах,

4. правописание безударных гласных,

5. правописание приставок при- и пре –,

6. правописание окончаний глаголов во 2л. ед.ч.,

7. правописание приставок на –з и –с,

8. правописание сомнительных согласных,

9. правописание Н и НН в суффиксах причастий,

10. правописание о-е после шипящих в корне слова,

11. правописание не с глаголами,

12. правописание окончаний причастий.


Оценка

Количество верных ответов

«5»

9 – 11

«4»

7 – 8

«3»

5 – 6

«2»

0 – 4


5. Варианты ответа

х

сущ.+ причастие

х

причастие + сущ.

Сидевших птиц

Сидевших на озере

Превращенной девушке

Превращенной в лебедя

Грозившей опасности

Грозившей им


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Если даны оба правильных ответа

«3»

Один ответ ошибочный


6.

1 схема – предложение №5 и № 7

2 схема – предложение № 3.

3 схема – предложение №2

4 схема – предложение №6


оценка

Количество верных ответов

«5»

5 ответов

«4»

4

«3»

3

«2»

1-2


7. Варианты ответа:

  1. Подумав, решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше сидевших на озере птиц.

  2. Вспомнилась поэтическая сказка о превращенной в лебедя девушке.

  3. Лебеди так и не узнали о грозившей им страшной опасности.

Оценка

Количество верных ответов

«5»

Работа выполнена верно

«3»

Допущена 1 ошибка

«2»

Неверно выполнена работа


8. Подумав, сидевших


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Работа выполнена верно

«3»

Есть 1 ошибка

«2»

Неверно выполнена работа


9.

  1. Причастие обозначает признак предмета по его действию

  2. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, которое выражено глаголом.

  3. Причастие и деепричастие имеют следующие общие и различные признаки:

  • это обе глагольные формы, имеют вид, возвратность,

  • но причастие – это изменяемая форма, а деепричастие - неизменяемая.


оценка

Количество верных ответов

«5»

Названы все признаки общие и различительные

«4»

Допущена 1 ошибка

«3»

Допущено 2 ошибки

«2»

Три и более ошибки



УЭ - 3

Цель: проверить умение разбирать предложения, осложненные причастным и деепричастным оборотами.

Произвести синтаксический разбор предложения, указанного в тексте.

Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.


  1. Поменяйтесь тетрадями.

  2. Пользуясь ключом, проверьте.

  3. Оцените работу одноклассника.


Ключ №2.

Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное; распространенное, осложнено одиночным деепричастием, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным определением, выраженным причастным оборотом)


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Все верно

«4»

1 ошибка в определении члена предложения и в характеристике

«3»

3 ошибки

«2»

4 и более



УЭ – 4

Цель: проверить умение правильно писать НЕ с причастиями и деепричастиями.

Задание 1.

Уровень 1.

Перестрой словосочетания так, чтобы приставка НЕ стала частицей, т.е. писалась бы раздельно со словом.

  1. Неисследованная местность

  2. Нескошенная трава

  3. Нерешенная проблема

  4. Невыполненное задание

  5. Несостоявшееся соревнование

Уровень 2.

Раскрой скобки, на полях объясни свой выбор.

  1. Нет большего удовольствия, чем идти по (не)знакомым дорогам к какому-нибудь озеру.

  2. В (не)обыкновенной, никогда (не)слыханной тишине зарождается рассвет.

  3. (Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки туманится и тяжелеет голова.

  4. Вот откуда-то доносится тревожный крик (не)уснувшей еще птицы.

  5. Или раздается (не)определенный звук, похожий на чей-то голос.

Задание 2.

  1. Выписать в 2 столбика: 1 столбик - глаголы,2 столбик - деепричастия

(Не)трудясь, (не)найдешь счастья; (не)посеяв, (не)соберешь урожая; (не)убив медведя, шкуры (не)продают; (не)взявшись за топор, избы (не) срубишь.

  1. Привести примеры написания НЕ с глаголами и деепричастиями, не продемонстрированные в задании (работа в парах).



Работа проверяется учениками – консультантами.
























Работу проверьте по ключу №3.

Ключ №3.

  1. Не найдешь не трудясь

Не соберешь не посеяв

Не продают не убив

Не срубишь не взявшись

Не указаны в задании случаи написания не с глаголами и деепричастиями (Примеры учащиеся приводят сами).


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Нет ошибок

«4»

1-2 ошибки

«3»

3-4 ошибки

«2»

5 и более




УЭ – 5

Цель: проверить, сформирован ли навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Задание 1.

  1. От чего зависят правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?

  2. Можно воспользоваться опорной схемой (для 1 уровня).


Задание 2.

Определите, какую гласную в суффиксе следует написать в причастии:

  1. паш...щий

  2. стро...щий

  3. кол...щий

  4. слыш...щий

  5. се..щий

  6. бре...щий

  7. та...щий

  8. вид...щий

  9. бор...щийся

  10. дыш...щий


Задание 3.

Выберите нужную букву Е или И? Работаем с сигнальными картами. Е – красная, И- зеленая .

РешаЕмый, зависИмый, видИмый, намагничИваемый, колеблЕмый, отпираЕмый, увлекаЕмый, слышИмый, заглушаЕмый, желаЕмый.




Ответ запишите здесь:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

------------------------------------------------------------------

Ответ проверьте по ключу.


Ключ №4.

У Я Ю А Ю Ю Ю Я Ю А

------------------------------------------------------

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Нет ошибок

«4»

2 ошибки

«3»

3 ошибки

«2»

4 и более










Класс работает с учителем.

Оцените свою работу по ключу.

Ключ №5.

Оценка

Количество верных ответов

«5»

Нет ошибок

«4»

2 ошибки

«3»

3 ошибки

«2»

4 и более



УЭ – 6

Цель: проверить, сформирован ли навык написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.


Уровень 1.

Задание 1.

Соотнесите части правила


Две Н пишутся в причастиях и отглагольных прилагательных

  1. Есть приставка, кроме приставки не.

  1. Есть суффиксы - ова -, - ева

Н пишется в причастиях и отглагольных прилагательных.

  1. нет зависимых слов, приставок

  1. Слово образовано от глагола совершенного вида

Привести примеры на данное правило.


Уровень 2.

Задание 1.

Найти ошибки в написании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Исправить их.

Мороженная рыба, замороженная рыба, свежемороженая рыба, поджареное мясо, балованный ребенок, кованные сапоги, жаренное на масле филе, раненный солдат, задача решена.


Задание 2 (для обоих уровней). Работа с перфокартой.

  1. Грибы высушены

  2. Купленные овощи

  3. Потушенная ветром

  4. Груженая баржа

  5. Дороги пройдены

  6. Выставленные оценки

  7. Золототканая скатерть

  8. Соленые огурцы

  9. Вытканный ковер

  10. Искусанный комарами


Ответы проверьте по ключу №6.

Ключ №6.

Задание 1.

  • Две Н пишутся в причастиях и отглагольных прилагательных- №1, 2, 4

  • Н пишется в причастиях и отглагольных прилагательных - №3


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Нет ошибок

«4»

1 ошибка

«3»

2 ошибки

«2»

3 и более ошибки





Уровень 2.

Мороженая рыба, свежемороженая рыба, поджаренное мясо, балованный ребенок, кованые сапоги, раненый солдат, задача решена.

Оценка

Количество верных ответов

«5»

Нет ошибок

«4»

1 ошибка

«3»

2 ошибки

«2»

3 и более ошибки


Задание 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Н

НН

НН

Н

Н

НН

Н

Н

НН

НН


Оценка

Количество верных ответов

«5»

Нет ошибок

«4»

1 ошибка

«3»

2 ошибки

«2»

3 и более ошибок


  1. Рефлексивно- оценочный этап

УЭ – 7

Цель: подведение итогов урока и выбор домашнего задания:

  1. Вспомните цели урока. Как вы думаете, достигнуты ли они?

  2. Какие этапы работы вызвали трудности, почему?

  3. Как вы оценили результаты своей работы на уроке?

а) Я все понял(а), могу этот материал объяснить другому;

б) я сам все понял(а), но объяснить другому не берусь;

в) для полного понимания мне нужно повторить тему;

г) я ничего не понял(ла).


Оценивают результаты работы на уроке.

Подсчитывают баллы. Сдают оценочный лист учителю.


Домашнее задание











Сумма баллов

Домашнее задание

Оценка за урок

67 – 75

Тест по теме урока

5

60 – 66

Составить словарный диктант на орфограммы, в которых были допущены ошибки

4

45 - 59

Упражнение №27. Списать, обозначить причастные и деепричастные обороты, выполнить морфологический разбор слов: не слыша, пасущихся (птиц)

3

Ниже 45

2












9


Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №7-8 РМ»

УЭ – 1

Укажите соответствия: причастие соедините линиями красного цвета, а деепричастие и его признаки линиями синего цвета.

Изменяемая форма

ПРИЧАСТИЕ


Вид (сов.-несов.)

Добавочное действие

Время

Признак предмета по действию

Обстоятельство

Полная и краткая формы

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Определение, сказуемое

Неизменяемая форма

Число (ед.-мн.)

Действительные и страдательные

«НЕ» – слитно и раздельно

УЭ – 2

Цель: выявить уровень подготовки к работе на начальном этапе. Работа с текстом.

  1. Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедям стал целит…ся.

  2. П…думав он решил стр…лять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц с…девших на озер… .

  3. Зар…див ружье пр…готовился выстр…лить.

  4. Но стало казат…ся что н.. в лебедя а в человека стреля…ш….

  5. В…помнилась поэтическая сказка о девушк… пр…враще…ой в лебедя.

  6. Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом п…пятившись отош…л.

  7. Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…ности гр…зивш… им.

  8. Такова власть красоты.


Задания:

  1. Озаглавить текст. Дать несколько вариантов заглавий.

  2. Определить основную мысль текста.

  3. Объяснить графически пропущенные орфограммы; расставить знаки препинания.

  4. Назвать виды орфограмм, встреченных в тексте.

  5. Выписать словосочетания

х х

Причастие + существительное Существительное + причастие

  1. Найти предложения, соответствующие данным схемам, указать их номера.


  1. , | | .


  1. | | , .


  1. , , | | , | | .


  1. | | , …, , .

  1. Сделать обособленный причастный оборот необособленным. Записать полученное предложение.

  2. Произвести морфемный разбор слов: подумав, сидевшие.

  3. По каким признакам мы определяем 1) причастие? 2)деепричастие? Сравните морфологические признаки причастия и деепричастия и сделайте вывод о том, какие общие признаки есть у причастия и деепричастия, какие различия?

УЭ - 3

Цель: проверить умение разбирать предложения, осложненные причастным и деепричастным оборотами.

Произвести синтаксический разбор предложения, указанного в тексте.

Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, сидевших на озере.

УЭ – 4

Цель: проверить умение правильно писать НЕ с причастиями и деепричастиями.

Задание 1.

Уровень 1.

Перестрой словосочетания так, чтобы приставка НЕ стала частицей, т.е. писалась бы раздельно со словом.

  1. Неисследованная местность

  2. Нескошенная трава

  3. Нерешенная проблема

  4. Невыполненное задание

  5. Несостоявшееся соревнование

Уровень 2.

Раскрой скобки, на полях объясни свой выбор.

  1. Нет большего удовольствия, чем идти по (не)знакомым дорогам к какому-нибудь озеру.

  2. В (не)обыкновенной, никогда (не)слыханной тишине зарождается рассвет.

  3. (Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки туманится и тяжелеет голова.

  4. Вот откуда-то доносится тревожный крик (не)уснувшей еще птицы.

  5. Или раздается (не)определенный звук, похожий на чей-то голос.

Задание 2.

  1. Выписать в 2 столбика: 1 столбик - глаголы,2 столбик - деепричастия

(Не)трудясь, (не)найдешь счастья; (не)посеяв, (не)соберешь урожая; (не)убив медведя, шкуры (не)продают; (не)взявшись за топор, избы (не) срубишь.

  1. Привести примеры написания НЕ с глаголами и деепричастиями, не продемонстрированные в задании (работа в парах).


УЭ – 5

Цель: проверить, сформирован ли навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Задание 1.

  1. От чего зависят правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?

  2. Можно воспользоваться опорной схемой (для 1 уровня).


Задание 2.

Определите, какую гласную в суффиксе следует написать в причастии:

  1. паш...щий

  2. стро...щий

  3. кол...щий

  4. слыш...щий

  5. се..щий

  6. бре...щий

  7. та...щий

  8. вид...щий

  9. бор...щийся

  10. дыш...щий


Задание 3.

Выберите нужную букву Е или И? Работаем с сигнальными картами. Е – красная, И- зеленая .

РешаЕмый, зависИмый, видИмый, намагничИваемый, колеблЕмый, отпираЕмый, увлекаЕмый, слышИмый, заглушаЕмый, желаЕмый.


УЭ – 6

Цель: проверить, сформирован ли навык написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.


Уровень 1.

Задание 1.

Соотнесите части правила


Две Н пишутся в причастиях и отглагольных прилагательных

  1. Есть приставка, кроме приставки не.

  1. Есть суффиксы - ова -, - ева

Н пишется в причастиях и отглагольных прилагательных.

  1. нет зависимых слов, приставок

  1. Слово образовано от глагола совершенного вида

Привести примеры на данное правило.


Уровень 2.

Задание 1.

Найти ошибки в написании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Исправить их.

Мороженная рыба, замороженная рыба, свежемороженая рыба, поджареное мясо, балованный ребенок, кованные сапоги, жаренное на масле филе, раненный солдат, задача решена.


Задание 2 (для обоих уровней). Работа с перфокартой.

  1. Грибы высушены

  2. Купленные овощи

  3. Потушенная ветром

  4. Груженая баржа

  5. Дороги пройдены

  6. Выставленные оценки

  7. Золототканая скатерть

  8. Соленые огурцы

  9. Вытканный ковер

  10. Искусанный комарами

УЭ – 7

Цель: подведение итогов урока и выбор домашнего задания:

  1. Вспомните цели урока. Как вы думаете, достигнуты ли они?

  2. Какие этапы работы вызвали трудности, почему?

  3. Как вы оценили результаты своей работы на уроке?

а) Я все понял(а), могу этот материал объяснить другому;

б) я сам все понял(а), но объяснить другому не берусь;

в) для полного понимания мне нужно повторить тему;

г) я ничего не понял(ла).


Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №8 Тестовая работа»

Тестовая работа по теме «Причастие. Деепричастие»


1. Причастие имеет признаки:

a) существительного и глагола

b) прилагательного и глагола

c) существительного и прилагательного

d) наречия и глагола

2. Найдите словосочетание « причастие + существительное»:

a) низкие облака

b) лаявшая собака

c) последний лист

d) смешной анекдот

3. Найдите словосочетание «причастие +зависимое слово»:

a) напуганная стуком, светящиеся окна

b) растаявшие льдины, скошенные косой

c) разведанная геологами, расчищенная школьниками

d) прочитанная книга, испорченные овощи

4. В этом словосочетании есть действительное причастие:

a) написанная учеником

b) сидящая девочка

c) построенный дом

d) проводимый учителем

5. Найдите страдательное причастие:

a) засыпанные аллеи

b) на пестреющем лугу

c) разгорающийся день

d) обедающий человек

6. Найдите причастие совершенного вида:

a) сидящий человек

b) смеющийся ребёнок

c) увидевший друга

d) слушающий учителя

7. Найдите причастие настоящего времени:

a) блещущий закат

b) прославившийся коллектив

c) построенный дом

d) потонувшее судно

8. Какие суффиксы пишутся в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1 спряжения:

a) -им-, -ем-

b) -ущ-, -ющ-

c) -ащ-, -ящ-

d)-вш-, -ш-

9. Какие суффиксы пишутся в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 2 спряжения:

a) -вш-, -ш-

b) -ем-, -ом-

c) -ащ-, -ящ-

d) -им-

10. Какие суффиксы пишутся в страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1 спряжения:

a) -нн-, -н-

b) -им-

c) -ем-, -ом-

d) -ущ-, -ющ-

11. Какие суффиксы пишутся в страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 2 спряжения:

a) -им-

b) -ем-, -ом-

c) -ащ-, -ящ-

d) -енн-, -нн-, -н-, -т-

12. Какие суффиксы пишутся в действительных причастиях прошедшего времени:

a) -им-

b) -ем-, -ом-

c) -енн-, -нн-, -н-, -т-

d) -вш-, -ш-

13. В этом предложении не с причастиями пишется слитно:

a) Горы, ещё (не)освещённые солнцем, выделялись на светлеющем небе.

b) Летом эта деревня окружена (не)проходимыми болотами.

c) Трава на лугах была (не)скошена.

d) На столе стоял (не)съеденный мною обед.

14. Какие суффиксы пишутся в страдательных причастиях прошедшего времени:

a) -енн-, -нн-, -н-, -т-

b) -вш-, -ш-

c) -ущ-,-ющ-

d) -ем-, -ом-

15. Найдите возвратное причастие:

a) скачущий

b) виднеющийся

c) перепуганный

d) предупреждавший

16. Определите переходное причастие:

a) идущий по дороге

b) сидевший на камне

c) предупреждающий друга

d) предупреждающий об опасности

17. Найдите предложение с причастным оборотом:

a) Потерянная книга нашлась.

b) Замеченные вовремя ошибки удалось быстро исправить.

c) Работа была окончена своевременно.

d) Сорванные травы и цветы мы раскладывали и сушили в книгах.

18. Найдите предложение, соответствующее схеме

/определяемое слово/, /причастный оборот/:

a) Суженными глазами он глядел на воду.

b) Рождаемые дыханием ветра маленькие волны тихо бились о борт.

c) Тишина содрогается от грохота поезда идущего к одинокой станции.

d) В окружавшем нас шорохе я услышал голос с берега.

19. В этих словах пишется одна буква Н:

a) кваше...ый, суше...ый

b) застеклё...ый, задержа...ый

c) занавеше...ый, встревоже...ый

d) нежда...ый, негада...ый

20. В этих словах пишется две буквы Н:

a) беше...ый, жаре...ый

b) топле...ое, варе...ая

c) маринова...ый, жаре...ый на масле

d) некипячё...ая, некраше...ый

21. Найдите причастия, в которых пишутся гласные А или Я:

a) высуш...нные грибы, скле...нная бумага

b) потер...нная книга, встревож...нная криком

c) застро...нный участок, застрел...нный зверь

d) задерж...нный преступник, обстрел...нная мишень

22. Укажите причастие по его признакам: действительное, прош. врем., сов. вид, им. падеж, ед. число, жен. род:

a) прибывший поезд

b) остывшая земля

c) слушающая музыку

d) прошедшего лета

23. В этом причастии пишется суффикс -ем-(-ом-):

a) движ...мый

b) вид...мый

c) уважа...мый

d) слыш...мый

24. Найдите причастие, которое пишется с НЕ раздельно:

a) (не)напечатанный рассказ

b) (не)годующий взгляд

c) (не)разгаданные взгляды

d) (не)законченное мною дело

25. Найдите краткое причастие:

a) не закончена

b) не хорошо, а плохо

c) не холодна

d) не тонка

26. Какое предложение подходит к данному деепричастному обороту Заметив со всех сторон лодки и людей,…….:

a) …стадо диких коз объял ужас.

b) …стадо диких коз бросилось врассыпную.

c) …стадо диких коз мирно паслось у реки.

d) …стадо диких коз подтягивалось к водопою.

27. Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:

a) вид

b) наклонение

c) лицо

d) спряжение

28. Словосочетание с деепричастием:

a) вырастив урожай

b) запер замок

c) раскачивающихся от ветра

d) пронесся мимо

29. Найдите предложение с деепричастным оборотом:

a) Лодка промчалась, бесшумно вертясь среди судов.

b) Я пошел вправо, через кусты.

c) Он, может быть, скоро вернётся.

d) Тополя, покрытые росой, наполняли воздух ароматом.

30. Нельзя образовать деепричастие от глагола:

a) жить

b) плыть

c) петь

d) остановиться

31. В каком примере деепричастие входит в состав фразеологизма:

a) положить документы в стол

b) положив руку на сердце

c) положив вещи в чемодан

d) положив книгу на стол

32.Деепричастие, которое пишется с НЕ слитно:

a) (не)прекращая

b) (не)завидуя

c) (не)годуя

d) (не)ведая

33. В каком предложении допущены ошибки в постановке знаков препинания:

a) Герасим шел, не торопясь и не спуская Муму с верёвочки.

b) Поезд, не останавливаясь, летел в неизвестном направлении.

c) Не переставая кричать, ребенок вбежал в комнату.

d) Мальчик надевая пальто, разговаривает с мамой.

34. Найти деепричастие несовершенного вида:

a) играя

b) увидевши

c) выслушав

d) сложив

35. Морфемным признаком деепричастия являются суффиксы:

a) -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-

b) -а-, -я-, -в-, -вши-, -ши-

c) -енн-, -ённ-, -нн-

d) -ем-, -ом-, -а-, -я-, -ши-


Просмотр содержимого презентации
«8 класс Урок №7-8 Причастие и деепричастие»

Глагол, его основные грамматические категории. Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Правописание.

Глагол, его основные грамматические категории. Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Правописание.

Цель урока:

Цель урока:

  • Определить уровень знаний по темам «Причастие» и «Деепричастие»,
  • систематизировать полученные знания о причастии и деепричастии (общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки; орфографические правила, изученные в данных разделах),
  • развивать навык самоконтроля и взаимоконтроля.
УЭ-1 Укажите соответствия: причастие соедините линиями красного цвета, а деепричастие и его признаки линиями синего цвета. Изменяемая форма ПРИЧАСТИЕ   Добавочное действие Вид (сов.-несов.) Признак предмета по действию Время Полная и краткая формы Обстоятельство ДЕЕПРИЧАСТИЕ Неизменяемая форма Определение, сказуемое Действительные и страдательные Число (ед.-мн.) «НЕ» – слитно и  раздельно

УЭ-1

Укажите соответствия: причастие соедините линиями красного цвета, а деепричастие и его признаки линиями синего цвета.

Изменяемая форма

ПРИЧАСТИЕ

 

Добавочное действие

Вид (сов.-несов.)

Признак предмета по действию

Время

Полная и краткая формы

Обстоятельство

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Неизменяемая форма

Определение,

сказуемое

Действительные и страдательные

Число (ед.-мн.)

«НЕ» – слитно и

раздельно

УЭ-1 Укажите соответствия: причастие соедините линиями красного цвета, а деепричастие и его признаки линиями синего цвета. Изменяемая форма  ПРИЧАСТИЕ   Добавочное действие Вид (сов.-несов.) Признак предмета по действию Время Полная и краткая формы  Обстоятельство ДЕЕПРИЧАСТИЕ Неизменяемая форма Определение, сказуемое Действительные и страдательные Число (ед.-мн.)  «НЕ» – слитно и  раздельно

УЭ-1

Укажите соответствия: причастие соедините линиями красного цвета, а деепричастие и его признаки линиями синего цвета.

Изменяемая форма

ПРИЧАСТИЕ

 

Добавочное действие

Вид (сов.-несов.)

Признак предмета по действию

Время

Полная и краткая формы

Обстоятельство

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Неизменяемая форма

Определение,

сказуемое

Действительные и страдательные

Число (ед.-мн.)

«НЕ» – слитно и

раздельно

УЭ-2 Цель: проверить уровень подготовки к работе на начальном этапе.

УЭ-2

Цель: проверить уровень подготовки к работе на начальном этапе.

Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедям стал целит…ся. П…думав он решил стр…лять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц с…девших на озер… 4 . Зар…див ружье пр…готовился выстр…лить. Но стало казат…ся что не в лебедя а в человека стреля…ш…. В…помнилась поэтическая сказка о девушк… пр…враще…ой в лебедя. Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом п…пятившись отош…л. Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…ности гр…зивш… им. Такова власть красоты.
  • Художник Борис Иванович в туман… по…кравшись к л…бедям стал целит…ся.
  • П…думав он решил стр…лять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц с…девших на озер… 4 .
  • Зар…див ружье пр…готовился выстр…лить.
  • Но стало казат…ся что не в лебедя а в человека стреля…ш….
  • В…помнилась поэтическая сказка о девушк… пр…враще…ой в лебедя.
  • Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом п…пятившись отош…л.
  • Лебеди так и (не ) узнали о страшной опас…ности гр…зивш… им.
  • Такова власть красоты.
Ключ №1

Ключ №1

  • Художник Борис Иванович, в туман е по д кравшись к л е бедям, стал целит ь ся.
  • П о думав, он решил стр е лять мелкой дробью, надеясь убить побольше птиц, с и девших на озер е .
  • Зар я див ружье, пр и готовился выстр е лить.
  • Но стало казат ь ся, что не в лебедя, а в человека стреля ешь .
  • Вс помнилась поэтическая сказка о девушк е , пре вращ енн ой в лебедя.
  • Опустив ружье, он долго любовался гордыми птицами, потом, п о п я тившись, отош е л.
  • Лебеди так и не узнали о страшной опа сн ости, гр о зивш ей им.
  • Такова власть красоты.
Задание 5  варианты ответа  х существ. + причастие х причастие + существ. Сидевших птиц Сидевших на озере Превращенной девушке Превращенной в лебедя Грозившей опасности Грозившей им

Задание 5 варианты ответа

х

существ. + причастие

х

причастие + существ.

Сидевших птиц

Сидевших на озере

Превращенной девушке

Превращенной в лебедя

Грозившей опасности

Грозившей им

Задание 6  ответы

Задание 6 ответы

  • 5,7
  • 3
  • 2
  • 6
Задание 7  варианты ответа

Задание 7 варианты ответа

  • Подумав, он решил стрелять мелкой дробью, надеясь убить побольше сидевших на озере птиц.
  • Вспомнилась поэтическая сказка о превращенной в лебедя девушке.
  • Лебеди так и не узнали о грозившей им страшной опасности.
УЭ-3  Цель:  проверить умение разбирать предложения, осложненные причастным и деепричастным оборотами.

УЭ-3 Цель: проверить умение разбирать предложения, осложненные причастным и деепричастным оборотами.

Ключ №2  деепр м гл гл пр сущ Подумав , он  решил стрелять  мелкой  дробью ,  деепр гл нар сущ прич пр сущ надеясь убить побольше птиц , сидевших на озере . ( Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное; осложнено одиночным деепричастием , обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным определением, выраженным причастным оборотом).

Ключ №2

деепр м гл гл пр сущ

Подумав , он решил стрелять мелкой дробью ,

деепр гл нар сущ прич пр сущ

надеясь убить побольше птиц , сидевших на озере .

( Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное; осложнено одиночным деепричастием , обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и обособленным определением, выраженным причастным оборотом).

УЭ-4  Цель: проверить умение правильно писать НЕ с причастиями и деепричастиями.

УЭ-4 Цель: проверить умение правильно писать НЕ с причастиями и деепричастиями.

Ключ №3 Задание 1. Уровень 2.

Ключ №3

Задание 1.

Уровень 2.

  • Незнакомым (дорогам) – к прилагательному можно подобрать синоним
  • Необыкновенной (тишине) – к прилагательному можно подобрать синоним
  • Никогда не слыханной тишине - есть у причастия зависимое слово
  • Нескошенные (луга) – одиночное причастие
  • С непривычки – к прилагательному можно подобрать синоним
  • Не уснувшей еще (птицы) – у причастия есть зависимое слово
  • Неопределенный (звук) – к прилагательному можно подобрать синоним
Задание 2 1 . Не найдешь не трудясь  Не соберешь не посеяв  Не продают не убив  Не срубишь не взявшись 2. Не указаны в задании случаи написания не с глаголами и деепричастиями

Задание 2

1 . Не найдешь не трудясь

Не соберешь не посеяв

Не продают не убив

Не срубишь не взявшись

2. Не указаны в задании случаи написания не с глаголами и деепричастиями

УЭ-5  Цель: проверить, сформирован ли навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

УЭ-5 Цель: проверить, сформирован ли навык написания гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Ключ №4  У Я Ю А Ю Ю Ю Я Ю А 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ключ №4

У Я Ю А Ю Ю Ю Я Ю А

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

УЭ-6  Цель : проверить, сформирован ли  навык написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий  прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

УЭ-6 Цель : проверить, сформирован ли навык написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Ключ №5 Мороженая рыба, свежемороженая рыба, поджаренное мясо, балованный ребенок, кованые сапоги, раненый солдат, задача решена.

Ключ №5

Мороженая рыба, свежемороженая рыба, поджаренное мясо, балованный ребенок, кованые сапоги, раненый солдат, задача решена.

Ключ №5

Ключ №5

  • н
  • нн
  • нн
  • н
  • н
  • нн
  • н
  • н
  • нн
  • нн
УЭ-7  Итоги урока  Сумма баллов Домашнее задание 67 – 75 Оценка за урок Тест по теме урока 60 – 66 Составить словарный диктант на орфограммы, в которых были допущены ошибки (20 словосочетаний) 5 45 - 59 4 Упражнение №27. Списать, обозначить причастные и деепричастные обороты, выполнить морфологический разбор слов: не слыша, пасущихся (птиц) Ниже 45 3 2

УЭ-7 Итоги урока

Сумма баллов

Домашнее задание

67 – 75

Оценка за урок

Тест по теме урока

60 – 66

Составить словарный диктант на орфограммы, в которых были допущены ошибки (20 словосочетаний)

5

45 - 59

4

Упражнение №27. Списать, обозначить причастные и деепричастные обороты, выполнить морфологический разбор слов: не слыша, пасущихся (птиц)

Ниже 45

3

2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!