СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок "Тепловые явление. Агрегатные состояния вещества"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная  цель  данного  урока,  применение  теоретического  материала  для  объяснения  качественных  задач,  имеющих  практическое  значение

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок "Тепловые явление. Агрегатные состояния вещества"»

8 класс

Повторительно-обобщающий урок по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Тепловые явления» 

Задачи:

- обучающие: учить учащихся грамотно излагать свои мысли, добиваться обобщенности, системности, действенности знаний через учебную деятельность, контролировать  знания учащихся по теме «Тепловые явления»;

-развивающие: стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом, создавать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученным темам.  Развивать интерес к изучению окружающего мира через уроки физики. Формировать у учащихся приемы применения знаний в новых условиях, усиливать прикладную направленность знаний;

-воспитательные:  воспитывать самостоятельность мышления, чувство ответственности, культуру умственного труда индивидуально, в парах, группах; высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Презентация

  4. Карточки

  5. Приборы: термометры, стаканы с холодной и горячей водой

  6. Оценочный лист

План урока:

  1. Мотивационное начало.

  2. Блиц – опрос «Температура»

  3. Повторение формул.

  4. Решение качественных задач (Работа в парах)

  5. Паспорт физического прибора

  6. Сообщения учащихся

  7. Решение задач (Групповая работа)

  8. Домашнее задание

  9. Рефлексия

  10. Итог урока.

Ход урока

1.Организационный момент

Слово учителя:

Релаксация. «Дыхание счастья» 
При входе вы мысленно вдыхаете ароматы любимых цветов, радость, счастье, здоровье, улыбку, любовь, тепло, успех, свет, разум, красоту, продолжительные эмоции, жизненные силы... 
При выдохе вы мысленно выдыхаете мусор и грязь, болезни, печаль, тревоги и обиды, неудачи и грусть, усталость, несчастья, ненависть, глупость.

Учащимся предлагают посмотреть на картину «Ледоход» В.Л. Худякова. Скажите, как бы Вы могли назвать данную картину? Какие физические явления Вы видите?

– на картине видны большие участки чистой воды, которые образуются в результате таяния снега и льда, т.е. плавления. Три агрегатных состояния вещества (лед, вода, пар) Температура воды в приделах нуля градусов. Картина «Ледоход» В.Л. Худякова.

Учитель: мы с вами увидели примеры тепловых явлений в живописи. Кто может сформулировать тему урока?

Эпиграф урока: Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз.

.Актуализация имеющихся у учащихся знаний

Основная величина, характеризующая «Тепловые явления» - температура.

1).Блиц – опрос

- определение температуры

- прибор для измерения температуры

- какие тепловые состояния знаете

- что характеризует температура

- единица измерения температуры

- температурные шкалы

2).Индивидуальная работа с взаимопроверкой. Проверка знания формул. У вас имеется поле физических величин, вам необходимо заполнить поле формул.

m c Q,  L  t1  λ q

c  Q  L  t,2 λ q

Q L t λ q

m

m Q  t  λ

m

m c Q L  t  λ

Ответы на экране

  • 1. Q = cm(t 2 - t 1 )

  • 2. Q = Lm

  • 3. Q = qm

  • 4. Q = ƛm



3)Качественные задачи (Работа в парах).

1. Верно ли, что снег “греет” землю? ( Картина на экране).

2. Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему?

3.Почему температура воды в открытом ведре всегда бывает ниже  температуры воздуха в комнате?

4.Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины? 

5.Почему в сильный мороз катки заливают горячей водой?

6. Какого цвета одежду вы наденете, отправляясь в Африку?  

7.Применяется ли воздух как строительный материал?

8.Почему в сильный мороз индевеют усы, борода, но не щеки и лоб.?

9. Почему нельзя расплавить дерево и бумагу?

10. Молекулы одного и того же вещества одинаковы. Пример: лед, вода, пар. А чем же они отличаются? (Использование мультимедийного пособия).



4.ФИЗМИНУТКА
Вправо, влево повернемся (повороты влево-вправо)И кивнем затем по кругу (наклоны влево-вправо).Все идеи победили,Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх-вниз).Груз забот с себя стряхнулиИ продолжим путь науки (встряхнули кистями рук).
5).Работа в группах. Составление паспорта физического прибора «Термометр»

На столах лепестки. На каждом вы должны написать одно предложение о термометре.

- измерительный прибор

-прибор для измерения температуры

-единицы измерения –градусы

-шкала Цельсия

-принцип действия – тепловое расширения жидкости

-устройство: запаянная трубка, заполненная жидкостью, шкала

-термометры ртутные, спиртовые, электронные

-термометры: комнатные, уличные, для измерения температуры тела человека



6).Сообщения учащихся: Перед уроком, учащимся было предложено найти ответы на данные вопросы (Домашнее задание к уроку)

1.Известно, что в сауне температура воздуха 120–140 °C, что гораздо выше температуры кипения воды. При такой температуре можно готовить яичницу, а сырое яйцо окажется запеченным. Каким же образом человек не только выдерживает эту температуру, но и получает удовольствие?

2.Женщины утверждают, что вуаль греет, что без нее лицо зябнет.

3. Почему опытная хозяйка, прежде чем разливать чай по стаканам, кладет в них металлические ложки?

4.Почему лягушки всегда холодные?



Во время сообщения на экране слайды.






7.Расчетные задачи (Индивидуальная работа с консультантами).

1). Какое количество теплоты потребуется, чтобы нагреть стальную деталь массой 20 кг от 27 до 57 ºС? (Удельная теплоемкость стали 500 Дж/кг ºС) 

2). Сколько энергии выделится при сгорании 10 кг каменного угля? (Удельная теплота сгорания каменного угля 2,7 · 107 Дж/кг) 
3).Экспериментальная задача. Выполняют группа учащихся. Им предоставлено два стакана с водой разной температуры и термометр. Учащиеся должны доказать или опровергнуть утверждение, что температура смеси воды равна средне арифметическому значению температур.



8.Домашнее задание. Учащимся предлагается дома найти объяснение следующие фактам:

1.Мышки дрожат не только от холода, но и для того, чтобы согреться. При дрожании скелетных мышц тепла выделяется не так уж много, но биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются. Подрожит мышка, постучит зубками и запустит на полную мощность свою «отопительную систему». А почему изменяется внутренняя энергия мышки?

2.Лохматая шубка позволяет шмелям собирать нектар и пыльцу даже в Заполярье. Под такой одежкой тело шмеля при усиленной работе мышц нагревается до 40 0С. И чем севернее живет шмель, тем он крупнее и лохматее. В тропиках шмелей нет – перегреваются. Почему шубка спасает шмеля от замерзания?

3.У слона в коже нет ни одной потовой железы. А так и перегреться на жаре и в работе можно. Но водоем у слона всегда «под рукой», т.е. под хоботом. Набирает слон слюны изо рта хоботом и размазывает по телу. Сразу облегчение чувствуется – ведь слюна хорошо испаряется. Почему испаряющаяся слюна помогает слону в жару от перегрева?

9.

Оценочный лист

Фамилия, имя ученика_________________________________________________

Вид работы

Максимальный балл

Оценка ученика

1.

Знание физической величины - температуры

2


2.

Знание формул

4


3.

Качественная задача

3


4.

Паспорт физического прибора - термометра

8


5.

Дополнительный материал

2


5.

Расчетная задача

5


Итого:

24


«5» - 22 - 24 балла

«4» - 17 – 21 балл

«3» - 12 - 16 баллов

10.Подведение итогов урока, объявление оценок учащимся, рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!