8 класс
Повторительно-обобщающий урок по теме «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Тепловые явления»
Задачи:
- обучающие: учить учащихся грамотно излагать свои мысли, добиваться обобщенности, системности, действенности знаний через учебную деятельность, контролировать знания учащихся по теме «Тепловые явления»;
-развивающие: стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом, создавать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученным темам. Развивать интерес к изучению окружающего мира через уроки физики. Формировать у учащихся приемы применения знаний в новых условиях, усиливать прикладную направленность знаний;
-воспитательные: воспитывать самостоятельность мышления, чувство ответственности, культуру умственного труда индивидуально, в парах, группах; высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование:
Компьютер
Проектор
Презентация
Карточки
Приборы: термометры, стаканы с холодной и горячей водой
Оценочный лист
План урока:
Мотивационное начало.
Блиц – опрос «Температура»
Повторение формул.
Решение качественных задач (Работа в парах)
Паспорт физического прибора
Сообщения учащихся
Решение задач (Групповая работа)
Домашнее задание
Рефлексия
Итог урока.
Ход урока
1.Организационный момент
Слово учителя:
Релаксация. «Дыхание счастья»
При входе вы мысленно вдыхаете ароматы любимых цветов, радость, счастье, здоровье, улыбку, любовь, тепло, успех, свет, разум, красоту, продолжительные эмоции, жизненные силы...
При выдохе вы мысленно выдыхаете мусор и грязь, болезни, печаль, тревоги и обиды, неудачи и грусть, усталость, несчастья, ненависть, глупость.
Учащимся предлагают посмотреть на картину «Ледоход» В.Л. Худякова. Скажите, как бы Вы могли назвать данную картину? Какие физические явления Вы видите?
– на картине видны большие участки чистой воды, которые образуются в результате таяния снега и льда, т.е. плавления. Три агрегатных состояния вещества (лед, вода, пар) Температура воды в приделах нуля градусов. Картина «Ледоход» В.Л. Худякова.
Учитель: мы с вами увидели примеры тепловых явлений в живописи. Кто может сформулировать тему урока?
Эпиграф урока: Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз.
.Актуализация имеющихся у учащихся знаний
Основная величина, характеризующая «Тепловые явления» - температура.
1).Блиц – опрос
- определение температуры
- прибор для измерения температуры
- какие тепловые состояния знаете
- что характеризует температура
- единица измерения температуры
- температурные шкалы
2).Индивидуальная работа с взаимопроверкой. Проверка знания формул. У вас имеется поле физических величин, вам необходимо заполнить поле формул.
m c Q, L t1 λ q
c Q L t,2 λ q
Q L t λ q
m
m Q t λ
m
m c Q L t λ
Ответы на экране
1. Q = cm(t 2 - t 1 )
2. Q = Lm
3. Q = qm
4. Q = ƛm
3)Качественные задачи (Работа в парах).
1. Верно ли, что снег “греет” землю? ( Картина на экране).
2. Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему?
3.Почему температура воды в открытом ведре всегда бывает ниже температуры воздуха в комнате?
4.Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?
5.Почему в сильный мороз катки заливают горячей водой?
6. Какого цвета одежду вы наденете, отправляясь в Африку?
7.Применяется ли воздух как строительный материал?
8.Почему в сильный мороз индевеют усы, борода, но не щеки и лоб.?
9. Почему нельзя расплавить дерево и бумагу?
10. Молекулы одного и того же вещества одинаковы. Пример: лед, вода, пар. А чем же они отличаются? (Использование мультимедийного пособия).
4.ФИЗМИНУТКА
Вправо, влево повернемся (повороты влево-вправо)И кивнем затем по кругу (наклоны влево-вправо).Все идеи победили,Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх-вниз).Груз забот с себя стряхнулиИ продолжим путь науки (встряхнули кистями рук).
5).Работа в группах. Составление паспорта физического прибора «Термометр»
На столах лепестки. На каждом вы должны написать одно предложение о термометре.
- измерительный прибор
-прибор для измерения температуры
-единицы измерения –градусы
-шкала Цельсия
-принцип действия – тепловое расширения жидкости
-устройство: запаянная трубка, заполненная жидкостью, шкала
-термометры ртутные, спиртовые, электронные
-термометры: комнатные, уличные, для измерения температуры тела человека
6).Сообщения учащихся: Перед уроком, учащимся было предложено найти ответы на данные вопросы (Домашнее задание к уроку)
1.Известно, что в сауне температура воздуха 120–140 °C, что гораздо выше температуры кипения воды. При такой температуре можно готовить яичницу, а сырое яйцо окажется запеченным. Каким же образом человек не только выдерживает эту температуру, но и получает удовольствие?
2.Женщины утверждают, что вуаль греет, что без нее лицо зябнет.
3. Почему опытная хозяйка, прежде чем разливать чай по стаканам, кладет в них металлические ложки?
4.Почему лягушки всегда холодные?
Во время сообщения на экране слайды.
7.Расчетные задачи (Индивидуальная работа с консультантами).
1). Какое количество теплоты потребуется, чтобы нагреть стальную деталь массой 20 кг от 27 до 57 ºС? (Удельная теплоемкость стали 500 Дж/кг ºС)
2). Сколько энергии выделится при сгорании 10 кг каменного угля? (Удельная теплота сгорания каменного угля 2,7 · 107 Дж/кг)
3).Экспериментальная задача. Выполняют группа учащихся. Им предоставлено два стакана с водой разной температуры и термометр. Учащиеся должны доказать или опровергнуть утверждение, что температура смеси воды равна средне арифметическому значению температур.
8.Домашнее задание. Учащимся предлагается дома найти объяснение следующие фактам:
1.Мышки дрожат не только от холода, но и для того, чтобы согреться. При дрожании скелетных мышц тепла выделяется не так уж много, но биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются. Подрожит мышка, постучит зубками и запустит на полную мощность свою «отопительную систему». А почему изменяется внутренняя энергия мышки?
2.Лохматая шубка позволяет шмелям собирать нектар и пыльцу даже в Заполярье. Под такой одежкой тело шмеля при усиленной работе мышц нагревается до 40 0С. И чем севернее живет шмель, тем он крупнее и лохматее. В тропиках шмелей нет – перегреваются. Почему шубка спасает шмеля от замерзания?
3.У слона в коже нет ни одной потовой железы. А так и перегреться на жаре и в работе можно. Но водоем у слона всегда «под рукой», т.е. под хоботом. Набирает слон слюны изо рта хоботом и размазывает по телу. Сразу облегчение чувствуется – ведь слюна хорошо испаряется. Почему испаряющаяся слюна помогает слону в жару от перегрева?
9.
Оценочный лист
Фамилия, имя ученика_________________________________________________
№ | Вид работы | Максимальный балл | Оценка ученика |
1. | Знание физической величины - температуры | 2 | |
2. | Знание формул | 4 | |
3. | Качественная задача | 3 | |
4. | Паспорт физического прибора - термометра | 8 | |
5. | Дополнительный материал | 2 | |
5. | Расчетная задача | 5 | |
Итого: | 24 | |
«5» - 22 - 24 балла
«4» - 17 – 21 балл
«3» - 12 - 16 баллов
10.Подведение итогов урока, объявление оценок учащимся, рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…