СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Сложносочинённое предложение, его строение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«9 класс Сложносочинённое предложение, его строение.»

Тихомирова М.А.

Русский язык

22.10.2019

Урок № 29

9-А класс

Тема урока: Сложносочинённое предложение, его строение.

Тип урока: комбинированный.

Цели: углубить знания о сложносочинённом предложении, средствах связи в нём; познакомить со смысловыми отношениями между простыми предложениями в составе сложносочинённого; совершенствовать языковые и пунктуационные умения и навыки.

Задачи урока:

развивать умение определять средства связи между частями сложного предложения, коммуникативную компетенцию, творческое мышление, монологическую речь.

воспитывать интерес к русскому языку.


оборудование: учебные тексты, раздаточный материал.

Ход урока

І. Организационный этап

2. Постановка целей и задач урока

  • - Запишем тему урока: «Сложносочинённое предложение, его строение».

  • - Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

3. Актуализация опорных знаний

1) Творческий диктант. Синтаксический анализ словосочетания. Указать тип связи и заменить другим.

Испуганно зашептал - на управление

Иду осторожно - на управление

Рыбачьей стоянки - на управление

Глядел с восторгом – на примыкание

Васину скрипку - на управление

Просьбу отца - на согласование

Верхнюю палубу - на примыкание

Плач совы - на согласование

  • 2) Фронтальный опрос-беседа.

  • Назовите способы связи в сложном предложении (Союзная и бессоюзная)

  •  - Виды предложений с союзной связью (Сложносочиненные и сложноподчиненные)

  •  - Как называются предложения с бессоюзной связью? (Бессоюзное сложное предложение)

  • 4. Объяснение нового материала.

  • Постановка учебной задачи, проблемного вопроса (объяснение новой темы)

1. анализ языкового материала Предложения записаны на доске. 1) Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекой семицветная радуга. 2) Всем известно, что соловьи поют неодинаково. 3) В траве по опушкам сидят крепкие боровики, розовеют под палым листом мокрые сыроежки, краснеют по кочкам мухоморы (И. Соколов-Микитов). Прочитайте вслух эти предложения. Какие это предложения, простые или сложные? Связаны ли между собой по смыслу простые предложения, входящие в состав сложного? Какие предложения называются сложносочинёнными? Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, построить схемы предложений.

Я передал ему ваше предложение, и он исполнил его с большим удовольствием (А. Чехов). В трюме было темно, и от борта к борту перекатывалась вода (К. Паустовский).

Какими могут быть простые предложения, входящие в состав сложного?

(Сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами, называется сложносочинённым). Сочинительные союзы показывают равноправие частей сложного предложения, хотя оно и относительно. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, могут быть однотипными (двусоставные, односоставные) или разного типа (одна часть — двусоставное, другая — односоставное предложение): Схема сложносочинённого предложения выглядит так: [ ], и [ ]. [ ], а [ ].

Одинаковые квадратные скобки свидетельствуют о равноправии предложений. Союз не входит ни в одно предложение, поэтому расположен на схеме между скобками.

2. Группы сложносочинённых предложений.

Разряды сочинительных союзов.

1) Костёр горел ярко, и безликие тени дрожали вокруг него, изумлённо наблюдая весёлую игру огня (М. Горький). 2) То ли заря легла на ели, то ли взлетели снегири (Л. Озеров). 3) Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит (Ф. Тютчев).

Правило страница 28

4. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. практическая работа творческого характера

а) Образуйте из двух простых предложений сложносочинённое предложение. Сложные предложения запишите, расставляя знаки препинания, подчёркивая грамматические основы. Постройте схемы предложений.

1) Наступила осень. Вместе с ней пришли холодные дожди. 2) Тучи затягивают небо. Снова светит солнце. 3) Ночи стали холодными. Днём по-прежнему тепло. 4) Вася не умеет играть на скрипке. Он поёт в хоре. 5) Время шло. Писем из Белогорской крепости я не получал (А. Пушкин).

Продолжите каждый из начатых примеров так, чтобы получилось сложносочинённое предложение с союзом и.

Запишите предложения, ставя знаки препинания (работа в парах).

образец. Путники взобрались на гору…— Путники взобрались на гору, и перед их глазами раскинулось бирюзовое море.

Пронёсся первый порыв ветра… .

Звёзды стали меркнуть… .

Ворота распахнулись… .

Солнце село… .

2. работа с упражнениями учебника (упражнение 38)

5. рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа. Какое предложение называется сложносочинённым? На что указывают сочинительные союзы в сложном предложении? Какие группы сочинительных союзов вы знаете?

Сегодня я узнал(а)….

Было интересно…

Я выполнял(а)…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Я могу…

Меня удивило…


6. Домашнее задание 1. Выучить правило страница 28 2. Выполнить (письменно) упражнение 39.





Синтаксический анализ словосочетания. Указать тип связи и заменить на другой.


Испуганно зашептал - на управление

Иду осторожно - на управление

Рыбачьей стоянки - на управление

Глядел с восторгом – на примыкание

Васину скрипку - на управление

Просьбу отца - на согласование

Верхнюю палубу - на примыкание

Плач совы - на согласование







Синтаксический анализ словосочетания. Указать тип связи и заменить на другой.


Испуганно зашептал - на управление

Иду осторожно - на управление

Рыбачьей стоянки - на управление

Глядел с восторгом – на примыкание

Васину скрипку - на управление

Просьбу отца - на согласование

Верхнюю палубу - на примыкание

Плач совы - на согласование





Синтаксический анализ словосочетания. Указать тип связи и заменить на другой.


Испуганно зашептал - на управление

Иду осторожно - на управление

Рыбачьей стоянки - на управление

Глядел с восторгом – на примыкание

Васину скрипку - на управление

Просьбу отца - на согласование

Верхнюю палубу - на примыкание

Плач совы - на согласование




Образуйте из двух простых предложений сложносочинённое предложение. Сложные предложения запишите, расставляя знаки препинания, подчёркивая грамматические основы. Постройте схемы предложений.

1) Наступила осень. Вместе с ней пришли холодные дожди. 2) Тучи затягивают небо. Снова светит солнце. 3) Ночи стали холодными. Днём по-прежнему тепло. 4) Вася не умеет играть на скрипке. Он поёт в хоре. 5) Время шло. Писем из Белогорской крепости я не получал (А. Пушкин).









Образуйте из двух простых предложений сложносочинённое предложение. Сложные предложения запишите, расставляя знаки препинания, подчёркивая грамматические основы. Постройте схемы предложений.

1) Наступила осень. Вместе с ней пришли холодные дожди. 2) Тучи затягивают небо. Снова светит солнце. 3) Ночи стали холодными. Днём по-прежнему тепло. 4) Вася не умеет играть на скрипке. Он поёт в хоре. 5) Время шло. Писем из Белогорской крепости я не получал (А. Пушкин).









Образуйте из двух простых предложений сложносочинённое предложение. Сложные предложения запишите, расставляя знаки препинания, подчёркивая грамматические основы. Постройте схемы предложений.

1) Наступила осень. Вместе с ней пришли холодные дожди. 2) Тучи затягивают небо. Снова светит солнце. 3) Ночи стали холодными. Днём по-прежнему тепло. 4) Вася не умеет играть на скрипке. Он поёт в хоре. 5) Время шло. Писем из Белогорской крепости я не получал (А. Пушкин).





Продолжите каждый из начатых примеров так, чтобы получилось сложносочинённое предложение с союзом и.

Запишите предложения, ставя знаки препинания (работа в парах).

Образец. Путники взобрались на гору…— Путники взобрались на гору, и перед их глазами раскинулось бирюзовое море.

Пронёсся первый порыв ветра… .

Звёзды стали меркнуть… .

Ворота распахнулись… .

Солнце село… .







Продолжите каждый из начатых примеров так, чтобы получилось сложносочинённое предложение с союзом и.

Запишите предложения, ставя знаки препинания (работа в парах).

Образец. Путники взобрались на гору…— Путники взобрались на гору, и перед их глазами раскинулось бирюзовое море.

Пронёсся первый порыв ветра… .

Звёзды стали меркнуть… .

Ворота распахнулись… .

Солнце село… .







Продолжите каждый из начатых примеров так, чтобы получилось сложносочинённое предложение с союзом и.

Запишите предложения, ставя знаки препинания (работа в парах).

Образец. Путники взобрались на гору…— Путники взобрались на гору, и перед их глазами раскинулось бирюзовое море.

Пронёсся первый порыв ветра… .

Звёзды стали меркнуть… .

Ворота распахнулись… .

Солнце село… .



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!