СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основные задачи урока:
9 класс |
| |||
Урок №22. | Средства связи в СПП. Союзы и союзные слова. Роль указательных слов в СПП. Знаки препинания в СПП. | |||
Цели:
|
| |||
Ожидаемые результаты: | учащиеся знают отличительные признаки СПП, различают союзы и союзные слова, выделяют в СПП указательные слова и определяют их функцию в предложении. Совершенствуют орфографические и пунктуационные умения, редактируют предложения, исправляя грамматические ошибки в использовании указательных слов | |||
Оборудование: | РМ, презентации или видеофрагменты – диск «Уроки русского языка в 9 классе» | |||
Ход урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
| Приветствие учащихся. Мотивационно-психологический настрой. | Приветствуют учителя. Записывают тему урока, формулируют цели. | ||
|
Беззаботный, бесснежный, безкрайний, бесхарактерный, безшумный, раскопать, изцарапать, расшевелить, разжечь, разчертить, исчерпать, исдать, сдать.
1 уровень. Соедините половинки предложений. Определите СПП. Выделите среди них главное и придаточное.
2 уровень. Составьте сложноподчиненные предложения по данному началу, объясните знаки препинания. Определите главное и придаточное предложения, если сможете, вид придаточного предложения. Образец. Я очень люблю читать сказки, потому что в них рассказывается о таинственных и невероятных событиях. Я очень люблю читать сказки, … . Мы живем в городе Усть-Каменогорске, … . Когда я вырасту, … . Если бы животные могли разговаривать, … . Для того чтобы стать космонавтом, … . Хотя я никогда не был на море, … . | Записывают слова с приставками, исправляя ошибки, аргументирую выбор согласного.
Индивидуально в течение 1-2 минут записывают ключевые слова по теме «СПП», составляют по ним монологическое высказывание, работают в паре – «Расскажи партнеру»
Конструируют СПП, выполняя задание согласно выбранному уровню. Проверяется фронтально. | ||
| Вспомним…
— Роль указательных слов в организации СПП неодинакова. Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения указательных слов обязательно для структурной схемы таких СПП: какой? ![]() ![]() ![]() с. с. Во-вторых, указательные слова могут быть факультативны, их роль предположим в таком случае усилительно-выделительная (указательные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова. ![]() какого? х с. с. [того + сущ.], (который ...) Указательные слова являются членами главного предложения. | Отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетради | ||
|
1) Я был тогда в лесу с об(?)ездчиком лесниками и рабочими и на моих глазах сотни гр..мадных деревьев валились как спички (А. Куприн). 2) Это была одна из тех ужасных гроз которые разр..жаются иногда над большими низм..нностями (А. Куприн). 3) Маша прошла (не)сколько шагов до того места где тропа ог..бала высохший осокорь и ост..новилась (К. Паустовский). 4) Совсем (не)верилось что так (не)давно в этом лесу р..сли грибы (В. Солоухин). 5) Вечер был так тих и тёпел что свечи на те(р, рр)а (с, сс)е и в столовой горели (не)подвиж-н..ми огнями (А. Куприн). 6) От всего существа майора Чернова веял.. таким спокойствием и силой что молодые бойцы сразу пр..ободрились (Л. Славин). 7) Такая тиш..на бывает только безветре(н, нн)ой ночью когда лёгкий хруст сухой тр..винки застаёт вас (в)расплох и заст..вляет сердце бит(?)ся глухо и торопливо (К. Паустовский). 8) Пример такого органического сл..яния с природой как это чу..вуешь в книгах Пришвина (не)сразу подберёшь (В. Лидин).
а) Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найдите и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Исправленные предложения запишите. 1) Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей. 2) Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть. 3) Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча. 4) Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса. 5) Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы. б) Усильте выразительность речи, включив в предложения указательные слова. Матери ненавидят оружие нападения, признавая только оружие, которым защищается жизнь. Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, чтобы все знали о ее счастье. в) В разговорном стиле необязательные указательные слова часто придают речи неуместный книжный оттенок. Устраните указательные слова в таких фразах. Заслони лампу бумажным щитом для того чтобы она не разбудила Сережу. Расскажи-ка мне поподробнее о том, что тебе сообщила Софья. | Выполняют практические упражнения, определяя союзы и союзные слова, роль указательных слов. Редактируют предложения из сочинений учащихся, исправляют грамматические ошибки, допущенные при использовании указательных слов в СПП. | ||
| Рефлексия «Микрофон»
| Дают аргументированный ответ на один из вопросов
| ||
Домашнее задание. |
|
|
Актуализация изученного материала.
Выделение ключевых слов по теме «Сложноподчиненное предложение». Монологическое высказывание по опорным словам (работа в паре)
Практическое упражнение (разноуровневое) конструирование сложноподчинённых предложений и использование их в собственных высказываниях
1 уровень. Соедините половинки предложений. Определите СПП. Выделите среди них главное и придаточное.
|
|
2 уровень. Составьте сложноподчиненные предложения по данному началу, объясните знаки препинания. Определите главное и придаточное предложения, если сможете, вид придаточного предложения.
Образец. Я очень люблю читать сказки, потому что в них рассказывается о таинственных и невероятных событиях.
Я очень люблю читать сказки, … .
Мы живем в городе Усть-Каменогорске, … .
Когда я вырасту, … .
Если бы животные могли разговаривать, … .
Для того чтобы стать космонавтом, … .
Хотя я никогда не был на море, … .
Тренировочные предложения.
Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите, в каких сложных предложениях простые связываются при помощи союзов, а в каких — при помощи союзных слов.
Как только гусь поднимал вверх свои полутораметровые крылья бычок не выдерживал и пускался наутек (Н. Носов). 2) Что думала Травка глядя на маленького человека в елани можно легко догадаться (М. Пришвин). 3) Убеждение Валека что Тыбурций все знает произвело и на меня свое действие (В. Короленко). 4) После того как книга эта была написана и приготовлена к печати мне захотелось перед публикацией познакомить с ней ее главного героя (Б. Полевой). 5) Чем в городе было беспокойнее и страшнее тем упрямее лез Гаврик в самые глухие опасные места (В. Катаев). 6) А всего сильней желаю я тебе товарищ мой чтоб со скорою победой возвратился ты домой (М. Исаковский). 7) И тот кто с песней по жизни шагает тот никогда и нигде не пропадает (В. Лебедев-Кумач).
Актуализация изученного материала.
Выделение ключевых слов по теме «Сложноподчиненное предложение». Монологическое высказывание по опорным словам (работа в паре)
Практическое упражнение (разноуровневое) конструирование сложноподчинённых предложений и использование их в собственных высказываниях
1 уровень. Соедините половинки предложений. Определите СПП. Выделите среди них главное и придаточное.
|
|
2 уровень. Составьте сложноподчиненные предложения по данному началу, объясните знаки препинания. Определите главное и придаточное предложения, если сможете, вид придаточного предложения.
Образец. Я очень люблю читать сказки, потому что в них рассказывается о таинственных и невероятных событиях.
Я очень люблю читать сказки, … .
Мы живем в городе Усть-Каменогорске, … .
Когда я вырасту, … .
Если бы животные могли разговаривать, … .
Для того чтобы стать космонавтом, … .
Хотя я никогда не был на море, … .
Тренировочные предложения.
Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите, в каких сложных предложениях простые связываются при помощи союзов, а в каких — при помощи союзных слов.
Как только гусь поднимал вверх свои полутораметровые крылья бычок не выдерживал и пускался наутек (Н. Носов). 2) Что думала Травка глядя на маленького человека в елани можно легко догадаться (М. Пришвин). 3) Убеждение Валека что Тыбурций все знает произвело и на меня свое действие (В. Короленко). 4) После того как книга эта была написана и приготовлена к печати мне захотелось перед публикацией познакомить с ней ее главного героя (Б. Полевой). 5) Чем в городе было беспокойнее и страшнее тем упрямее лез Гаврик в самые глухие опасные места (В. Катаев). 6) А всего сильней желаю я тебе товарищ мой чтоб со скорою победой возвратился ты домой (М. Исаковский). 7) И тот кто с песней по жизни шагает тот никогда и нигде не пропадает (В. Лебедев-Кумач).
Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с указательными словами. Объясните, почему в одних предложениях слова так, такой, тогда и другие являются указательными, а в других случаях не являются.
1) Я был тогда в лесу с об(?)ездчиком лесниками и рабочими и на моих глазах сотни гр..мадных деревьев валились как спички (А. Куприн). 2) Это была одна из тех ужасных гроз которые разр..жаются иногда над большими низм..нностями (А. Куприн). 3) Маша прошла (не)сколько шагов до того места где тропа ог..бала высохший осокорь и ост..новилась (К. Паустовский). 4) Совсем (не)верилось что так (не)давно в этом лесу р..сли грибы (В. Солоухин). 5) Вечер был так тих и тёпел что свечи на те(р, рр)а (с, сс)е и в столовой горели (не)подвиж-н..ми огнями (А. Куприн). 6) От всего существа майора Чернова веял.. таким спокойствием и силой что молодые бойцы сразу пр..ободрились (Л. Славин). 7) Такая тиш..на бывает только безветре(н, нн)ой ночью когда лёгкий хруст сухой тр..винки застаёт вас (в)расплох и заст..вляет сердце бит(?)ся глухо и торопливо (К. Паустовский). 8) Пример такого органического сл..яния с природой как это чу..вуешь в книгах Пришвина (не)сразу подберёшь (В. Лидин).
Творческая работа: усовершенствование написанного
Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найдите и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Исправленные предложения запишите.
1) Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей.
2) Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть.
3) Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча.
4) Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса.
5) Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы.
Подведение итогов урока. Рефлексия «Микрофон»
Аргументированные ответы на один из вопросов:
Что вы ожидали от урока и что получилось?
Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
В чем вы видите собственное приращение?
Перечислите основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?
Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.
Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с указательными словами. Объясните, почему в одних предложениях слова так, такой, тогда и другие являются указательными, а в других случаях не являются.
1) Я был тогда в лесу с об(?)ездчиком лесниками и рабочими и на моих глазах сотни гр..мадных деревьев валились как спички (А. Куприн). 2) Это была одна из тех ужасных гроз которые разр..жаются иногда над большими низм..нностями (А. Куприн). 3) Маша прошла (не)сколько шагов до того места где тропа ог..бала высохший осокорь и ост..новилась (К. Паустовский). 4) Совсем (не)верилось что так (не)давно в этом лесу р..сли грибы (В. Солоухин). 5) Вечер был так тих и тёпел что свечи на те(р, рр)а (с, сс)е и в столовой горели (не)подвиж-н..ми огнями (А. Куприн). 6) От всего существа майора Чернова веял.. таким спокойствием и силой что молодые бойцы сразу пр..ободрились (Л. Славин). 7) Такая тиш..на бывает только безветре(н, нн)ой ночью когда лёгкий хруст сухой тр..винки застаёт вас (в)расплох и заст..вляет сердце бит(?)ся глухо и торопливо (К. Паустовский). 8) Пример такого органического сл..яния с природой как это чу..вуешь в книгах Пришвина (не)сразу подберёшь (В. Лидин).
Творческая работа: усовершенствование написанного
Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найдите и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Исправленные предложения запишите.
1) Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей.
2) Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть.
3) Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча.
4) Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса.
5) Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы.
Подведение итогов урока. Рефлексия «Микрофон»
Аргументированные ответы на один из вопросов:
Что вы ожидали от урока и что получилось?
Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
В чем вы видите собственное приращение?
Перечислите основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?
Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.