СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №22. Средства связи в СПП. Союзы и союзные слова. Роль указательных слов в СПП. Знаки препинания в СПП.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. углубить знания о сложноподчинённом предложе­нии; повторить и закрепить сведения об их основ­ных признаках; формировать умения определять средства связи главной и придаточной частей; выделять в сложноподчиненных предложениях указательные слова, с помощью вопроса к ним определять синтак­сическую роль придаточной части, со­вершенствовать пунктуационные и орфографические навыки;
  2. развивать речевую и мыслительную деятельность;
  3. воспитывать самостоятельность, творческую активность, интерес к изучаемому предмету.
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №22»

9 класс


Урок №22.

Средства связи в СПП. Союзы и союзные слова. Роль указательных слов в СПП. Знаки препинания в СПП.

Цели:


  1. углубить знания о сложноподчинённом предложе­нии; повторить и закрепить сведения об их основ­ных признаках; формировать умения определять средства связи главной и придаточной частей; выделять в сложноподчиненных предложениях указательные слова, с помощью вопроса к ним определять синтак­сическую роль придаточной части, со­вершенствовать пунктуационные и орфографические навыки;

  2. развивать речевую и мыслительную деятельность;

  3. воспитывать самостоятельность, творческую активность, интерес к изучаемому предмету.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают отличительные признаки СПП, различают союзы и союзные слова, выделяют в СПП указательные слова и определяют их функцию в предложении. Совершенствуют орфографические и пунктуационные умения, редактируют предложения, исправляя грамматические ошибки в использовании указательных слов

Оборудование:

РМ, презентации или видеофрагменты – диск «Уроки русского языка в 9 классе»

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.


Приветствие учащихся.

Мотивационно-психологический настрой.

Приветствуют учителя.

Записывают тему урока, формулируют цели.

  1. Актуализация изученного материала.


  1. Орфографический практикум «Лови ошибку» (работа с перфокартой – «Правописание приставок»).

Беззаботный, бесснежный, безкрайний, бесхарактерный, безшумный, раскопать, изцарапать, расшевелить, разжечь, разчертить, исчерпать, исдать, сдать.

  1. Выделение ключевых слов по теме «Сложноподчиненное предложение». Монологическое высказывание по опорным словам (работа в паре)

  2. Практическое упражнение (разноуровневое) конструирование сложноподчинённых предложений и использование их в собственных высказываниях

1 уровень. Соедините половинки предложений. Определите СПП. Выделите среди них главное и придаточное.

  1. Николай и не заметил,

  2. Скучен день до вечера,

  3. Чтобы получить хорошую профессию,

  4. Которая бывает в начале сентября,

  5. Воздух пропитан ароматом трав,

  1. надо прилежно учиться.

  2. установилась теплая, солнечная погода.

  3. тихо шелестящих под ветром.

  4. что стало светать.

  5.  коли (если) делать нечего.


2 уровень. Составьте сложноподчиненные предложения по данному нача­лу, объясните знаки препинания. Определите главное и придаточное предложения, если сможете, вид придаточного предложения.

Образец. Я очень люблю читать сказки, потому что в них рас­сказывается о таинственных и невероятных событиях.

Я очень люблю читать сказки, … .

Мы живем в городе Усть-Каменогорске, … .

Когда я вырасту, … .

Если бы животные могли разговаривать, … .

Для того чтобы стать космонавтом, … .

Хотя я никогда не был на море, … .

Записывают слова с приставками, исправляя ошибки, аргументирую выбор согласного.



Индивидуально в течение 1-2 минут записывают ключевые слова по теме «СПП», составляют по ним монологическое высказывание, работают в паре – «Расскажи партнеру»


Конструируют СПП, выполняя задание согласно выбранному уровню. Проверяется фронтально.

  1. Углубление знаний о средствах связи и указательных словах в СПП.


Вспомним…

  1. Как отличить подчинительный союз от союзного слова?

  2. Какова роль указательных союзов в главном предложении сложноподчинённого предложения?

  3. Какой частью речи являются указательные союзы?

  4. Объяснение учителя

— Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.

Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения указательных слов обязательно для структурной схемы таких СПП:

какой?

с. с.

[тот], (кого ...)

Во-вторых, указательные слова могут быть факультативны, их роль предполо­жим в таком случае усилительно-выделительная (указательные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.

какого?

х с. с.

[того + сущ.], (который ...)

Указательные слова являются членами главного предложения.

Отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетради

  1. Тренировочные упражнения.


  1. Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите, в каких сложных предложениях простые связываются при помощи союзов, а в каких — при помощи союзных слов.

  1. Как только гусь поднимал вверх свои полутораметровые кры­лья бычок не выдерживал и пускался наутек (Н. Носов). 2) Что дума­ла Травка глядя на маленького человека в Елани можно легко дога­даться (М. Пришвин). 3) Убеждение Валека что Тыбурций все знает произвело и на меня свое действие (В. Короленко). 4) После того как книга эта была написана и приготовлена к печати мне захотелось перед публикацией познакомить с ней ее главного героя (Б. Поле­вой). 5) Чем в городе было беспокойнее и страшнее тем упрямее лез Гаврик в самые глухие опасные места (В. Катаев). 6) А всего силь­ней желаю я тебе товарищ мой чтоб со скорою победой возвратился ты домой (М. Исаковский). 7) И тот кто с песней по жизни шагает тот никогда и нигде не пропадает (В. Лебедев-Кумач).


  1. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчи­нённые предложения с указательными словами. Объясните, почему в одних предложениях слова так, такой, тогда и другие являются указательными, а в других случаях не являются.

1) Я был тогда в лесу с об(?)ездчиком лесниками и рабочими и на моих глазах сотни гр..мадных деревьев валились как спички (А. Ку­прин). 2) Это была одна из тех ужасных гроз которые разр..жаются иногда над большими низм..нностями (А. Куприн). 3) Маша прошла (не)сколько шагов до того места где тропа ог..бала высохший осокорь и ост..новилась (К. Паустовский). 4) Совсем (не)верилось что так (не)давно в этом лесу р..сли грибы (В. Солоухин). 5) Вечер был так тих и тёпел что свечи на те(р, рр)а (с, сс)е и в столовой горели (не)подвиж-н..ми огнями (А. Куприн). 6) От всего существа майора Чернова веял.. таким спокойствием и силой что молодые бойцы сразу пр..ободри­лись (Л. Славин). 7) Такая тиш..на бывает только безветре(н, нн)ой ночью когда лёгкий хруст сухой тр..винки застаёт вас (в)расплох и заст..вляет сердце бит(?)ся глухо и торопливо (К. Паустовский). 8) Пример такого органического сл..яния с природой как это чу..ву­ешь в книгах Пришвина (не)сразу подберёшь (В. Лидин).

  1. Творческая работа: усовершенствование написанного

а) Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найдите и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Ис­правленные предложения запишите.

1) Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей.

2) Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть.

3) Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча.

4) Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса.

5) Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы.

б) Усильте выразительность речи, включив в предложения указа­тельные слова.

Матери ненавидят оружие нападения, признавая только ору­жие, которым защищается жизнь. Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, чтобы все знали о ее счастье.

в) В разговорном стиле необязательные указательные слова часто придают речи неуместный книжный оттенок. Устраните указательные слова в таких фразах.

Заслони лампу бумажным щитом для того чтобы она не разбу­дила Сережу. Расскажи-ка мне поподробнее о том, что тебе сообщила Софья.

Выполняют практические упражнения, определяя союзы и союзные слова, роль указательных слов.

Редактируют предложения из сочинений учащихся, исправляют грамматические ошибки, допущенные при использовании указательных слов в СПП.

  1. Подведение итогов урока.

Рефлексия «Микрофон»

  1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

  2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

  3. В чем вы видите собственное приращение?

  4. Перечислите основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

  5. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.


Дают аргументированный ответ на один из вопросов


Домашнее задание.

  1. Выучить теоретический материал - §11

  2. Выполнить упражнения №138, 144 (по вариантам – четные\нечетные)



Просмотр содержимого документа
«РМ»

  1. Актуализация изученного материала.

  1. Выделение ключевых слов по теме «Сложноподчиненное предложение». Монологическое высказывание по опорным словам (работа в паре)

  2. Практическое упражнение (разноуровневое) конструирование сложноподчинённых предложений и использование их в собственных высказываниях

1 уровень. Соедините половинки предложений. Определите СПП. Выделите среди них главное и придаточное.

  1. Николай и не заметил,

  2. Скучен день до вечера,

  3. Чтобы получить хорошую профессию,

  4. Которая бывает в начале сентября,

  5. Воздух пропитан ароматом трав,

  1. надо прилежно учиться.

  2. установилась теплая, солнечная погода.

  3. тихо шелестящих под ветром.

  4. что стало светать.

  5.  коли (если) делать нечего.


2 уровень. Составьте сложноподчиненные предложения по данному нача­лу, объясните знаки препинания. Определите главное и придаточное предложения, если сможете, вид придаточного предложения.

Образец. Я очень люблю читать сказки, потому что в них рас­сказывается о таинственных и невероятных событиях.

Я очень люблю читать сказки, … .

Мы живем в городе Усть-Каменогорске, … .

Когда я вырасту, … .

Если бы животные могли разговаривать, … .

Для того чтобы стать космонавтом, … .

Хотя я никогда не был на море, … .

  1. Тренировочные предложения.

  1. Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите, в каких сложных предложениях простые связываются при помощи союзов, а в каких — при помощи союзных слов.

  1. Как только гусь поднимал вверх свои полутораметровые кры­лья бычок не выдерживал и пускался наутек (Н. Носов). 2) Что дума­ла Травка глядя на маленького человека в елани можно легко дога­даться (М. Пришвин). 3) Убеждение Валека что Тыбурций все знает произвело и на меня свое действие (В. Короленко). 4) После того как книга эта была написана и приготовлена к печати мне захотелось перед публикацией познакомить с ней ее главного героя (Б. Поле­вой). 5) Чем в городе было беспокойнее и страшнее тем упрямее лез Гаврик в самые глухие опасные места (В. Катаев). 6) А всего силь­ней желаю я тебе товарищ мой чтоб со скорою победой возвратился ты домой (М. Исаковский). 7) И тот кто с песней по жизни шагает тот никогда и нигде не пропадает (В. Лебедев-Кумач).

  1. Актуализация изученного материала.

  1. Выделение ключевых слов по теме «Сложноподчиненное предложение». Монологическое высказывание по опорным словам (работа в паре)

  2. Практическое упражнение (разноуровневое) конструирование сложноподчинённых предложений и использование их в собственных высказываниях

1 уровень. Соедините половинки предложений. Определите СПП. Выделите среди них главное и придаточное.

  1. Николай и не заметил,

  2. Скучен день до вечера,

  3. Чтобы получить хорошую профессию,

  4. Которая бывает в начале сентября,

  5. Воздух пропитан ароматом трав,

  1. надо прилежно учиться.

  2. установилась теплая, солнечная погода.

  3. тихо шелестящих под ветром.

  4. что стало светать.

  5.  коли (если) делать нечего.


2 уровень. Составьте сложноподчиненные предложения по данному нача­лу, объясните знаки препинания. Определите главное и придаточное предложения, если сможете, вид придаточного предложения.

Образец. Я очень люблю читать сказки, потому что в них рас­сказывается о таинственных и невероятных событиях.

Я очень люблю читать сказки, … .

Мы живем в городе Усть-Каменогорске, … .

Когда я вырасту, … .

Если бы животные могли разговаривать, … .

Для того чтобы стать космонавтом, … .

Хотя я никогда не был на море, … .

  1. Тренировочные предложения.

  1. Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите, в каких сложных предложениях простые связываются при помощи союзов, а в каких — при помощи союзных слов.

  1. Как только гусь поднимал вверх свои полутораметровые кры­лья бычок не выдерживал и пускался наутек (Н. Носов). 2) Что дума­ла Травка глядя на маленького человека в елани можно легко дога­даться (М. Пришвин). 3) Убеждение Валека что Тыбурций все знает произвело и на меня свое действие (В. Короленко). 4) После того как книга эта была написана и приготовлена к печати мне захотелось перед публикацией познакомить с ней ее главного героя (Б. Поле­вой). 5) Чем в городе было беспокойнее и страшнее тем упрямее лез Гаврик в самые глухие опасные места (В. Катаев). 6) А всего силь­ней желаю я тебе товарищ мой чтоб со скорою победой возвратился ты домой (М. Исаковский). 7) И тот кто с песней по жизни шагает тот никогда и нигде не пропадает (В. Лебедев-Кумач).

  1. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчи­нённые предложения с указательными словами. Объясните, почему в одних предложениях слова так, такой, тогда и другие являются указательными, а в других случаях не являются.

1) Я был тогда в лесу с об(?)ездчиком лесниками и рабочими и на моих глазах сотни гр..мадных деревьев валились как спички (А. Ку­прин). 2) Это была одна из тех ужасных гроз которые разр..жаются иногда над большими низм..нностями (А. Куприн). 3) Маша прошла (не)сколько шагов до того места где тропа ог..бала высохший осокорь и ост..новилась (К. Паустовский). 4) Совсем (не)верилось что так (не)давно в этом лесу р..сли грибы (В. Солоухин). 5) Вечер был так тих и тёпел что свечи на те(р, рр)а (с, сс)е и в столовой горели (не)подвиж-н..ми огнями (А. Куприн). 6) От всего существа майора Чернова веял.. таким спокойствием и силой что молодые бойцы сразу пр..ободри­лись (Л. Славин). 7) Такая тиш..на бывает только безветре(н, нн)ой ночью когда лёгкий хруст сухой тр..винки застаёт вас (в)расплох и заст..вляет сердце бит(?)ся глухо и торопливо (К. Паустовский). 8) Пример такого органического сл..яния с природой как это чу..ву­ешь в книгах Пришвина (не)сразу подберёшь (В. Лидин).

  1. Творческая работа: усовершенствование написанного

Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найдите и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Ис­правленные предложения запишите.

1) Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей.

2) Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть.

3) Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча.

4) Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса.

5) Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия «Микрофон»

Аргументированные ответы на один из вопросов:

  1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

  2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

  3. В чем вы видите собственное приращение?

  4. Перечислите основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

  5. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.






  1. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчи­нённые предложения с указательными словами. Объясните, почему в одних предложениях слова так, такой, тогда и другие являются указательными, а в других случаях не являются.

1) Я был тогда в лесу с об(?)ездчиком лесниками и рабочими и на моих глазах сотни гр..мадных деревьев валились как спички (А. Ку­прин). 2) Это была одна из тех ужасных гроз которые разр..жаются иногда над большими низм..нностями (А. Куприн). 3) Маша прошла (не)сколько шагов до того места где тропа ог..бала высохший осокорь и ост..новилась (К. Паустовский). 4) Совсем (не)верилось что так (не)давно в этом лесу р..сли грибы (В. Солоухин). 5) Вечер был так тих и тёпел что свечи на те(р, рр)а (с, сс)е и в столовой горели (не)подвиж-н..ми огнями (А. Куприн). 6) От всего существа майора Чернова веял.. таким спокойствием и силой что молодые бойцы сразу пр..ободри­лись (Л. Славин). 7) Такая тиш..на бывает только безветре(н, нн)ой ночью когда лёгкий хруст сухой тр..винки застаёт вас (в)расплох и заст..вляет сердце бит(?)ся глухо и торопливо (К. Паустовский). 8) Пример такого органического сл..яния с природой как это чу..ву­ешь в книгах Пришвина (не)сразу подберёшь (В. Лидин).

  1. Творческая работа: усовершенствование написанного

Прочитайте предложения из сочинений школьников. Найдите и объясните ошибки в употреблении указательных слов. Ис­правленные предложения запишите.

1) Благодаря этому влиянию, которое оказал на меня Павлик, я скоро стал прилично играть в хоккей.

2) Ася была очень расстроена, что не хотела никого видеть.

3) Мне не терпелось узнать то, с каким счётом закончилась встреча.

4) Зрители поняли это оптимистическое настроение, которым была пронизана пьеса.

5) Зрители пришли поздравить его, кто был их любимым артистом многие годы.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия «Микрофон»

Аргументированные ответы на один из вопросов:

  1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

  2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

  3. В чем вы видите собственное приращение?

  4. Перечислите основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

  5. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!